Смерть владимира мономаха


Правление Владимира Мономаха

Весной 1113 после смерти князя Святополка должно было начаться правление Владимира Мономаха. Киевляне искренне желали видеть на престоле именно его. Как и двадцать лет назад киевляне предложили Владимиру возглавить Киев. Князб отказался, поскольку никогда не чувствам сильной тяги к управлению всей страной. В этом случае по традиции наследования престола Киевом должен был править Давид, старший сын Игоря, брата Святополка. Но Киевляне, требуя, чтобы началось правление Владимира Мономаха, устроили беспорядки в городе. В конечном итоге Владимир Мономах сдался. И в том же 1113 году въехал в Киев.

Правление Владимира Мономаха, безусловно, можно назвать одним из самых успешных за всю историю Киевской Руси. Причиной этому служил ум князя, а также его решимость. Без капли сомнения он наказывал всех врагов страны, как внешних, так и внутренних. Сам, а также с помощью своих сыновей Мономах одержал немало славных побед. Старший сын Мономаха Мстислав ходил в походы на Ливонию, и всякий раз возвращался с победой. Младший сын Мономаха Георгий ходил в походы в Булгарию. Эти походы так же были успешны. Средний сын Мономаха Ярополк воевал на полоцком направлении. За время этих войн он сумел захватить три половецких города. Слава о победах Мономаха разнеслась по всей Европе. Греческий император очень опасался росшего могущества Киевской Руси. И не зря. Мономах отправил Мстислава, своего старшего сына, в Адрианаполь. Опасаясь войны с русскими, греческий император отправил в Киев богатые дары, дабы примериться с Владимиром. Одними из составляющих этих даров стали держава и скипетре, шапка Мономаха и древние бармы. Именно эти предметы впоследствии стали неотъемлемой частью российской государственности. Дары эти доставил лично епископ Византийский, превратил правление Владимира Мономаха из княжеского в царское. Епископ объявил Мономаха царем Руси.

Внутренняя и внешняя политика Мономаха

Не ограничивалось правление Владимира Мономаха укреплением границ государства. Жестоко карал князь всех, кто пытался угрожать государству его. В 1119 году единственный князь, который не признавал законности власти Мономаха – Глеб, князь минский, захватил город Слуцк. Правление Владимира Мономаха было жестоким, но справедливым. Не мог князь потерпеть своевольности Глеба, собрал войско и двинулся на Слуцк. В состоявшемся сражении Монома одержал победу. Глеб был плене и доставлен в Киев, где и скончался в 1119 году.

Правление Владимира Мономаха продолжилось и дальше усиление государства российского. Граждане Киева надеялись, что Владимир переделает систему наследования власти, чтобы избежать в дальнейшем войн брата с братом. Но Мономах, который страстно любил свою страну, этого не сделал. Причины сего весьма прозрачны. Было абсолютно очевидно, что изменение системы наследования престола вызвало бы новую междуусобную войну со стороны абсолютно всех князей Руси, которые не пожелали бы терять свое право на киевский престол.

Славно было правление Владимира Мономаха, которое смело можно характеризовать периодом перемирия внутри страны. Долго ждали граждане мира и вот с приходом к власти Владимира они его получили. Сам Мономах прожил 73 года. 19 мая 1125 года Владимир отправился на берег реки Альт, в церковь, которую по его приказу там построили. У входа в церковь, в том самом месте, где некогда был убит князь Борис, и умер Владимир Мономах.

СМЕРТЬ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Князь Владимир Всеволодович Мономах умер 19 мая 1125 года, на семьдесят третьем году жизни. Это случилось в его загородной резиденции вблизи родного Переяславля, на реке Альте, «у милое церкве, юже созда потщаньем многым», — то есть у выстроенной им близ Переяславля церкви Святых Бориса и Глеба. Он словно нарочно подгадал с местом своего отшествия к Богу: ведь именно здесь веком ранее принял смерть святой князь Борис — его сродник по крови и особо почитаемый им святой.

Вместе с Владимиром Мономахом уходила целая эпоха — одна из самых ярких и драматичных в истории Русского государства. Давно уже не было в живых прежнего соперника Мономаха в борьбе за Чернигов князя Олега Святославича. В 1123 году умер и брат Олега, черниговский князь Давыд Святославич, который разительно отличался от воинственного Олега миролюбием и повышенной религиозностью. Черниговские книжники создали настоящий гимн Давыду, который «ни с кем не имеаше вражды», и «аще кто на нь рать въздвигнеть, он же покорением своим рать устааляше» и «кому ли крест целоваше, в весь живот свои не ступаше»{49}. Конечно, они преувеличивали, но совсем немного — князь Давьщ Святославич действительно предпочитал уходить от решительных действий и не любил войн. Казалось, в нем жил религиозный идеал русского князя, каким изображен он в Житиях святых Бориса и Глеба… В том же году, что и Давыд, погиб под стенами Владимира-Волынского князь Ярослав Святополчич — последний из тех, кто бросил вызов Владимиру Мономаху. Спустя год один за другим ушли из жизни братья Василько и Володарь Ростиславичи — также участники междоусобных войн конца XI века…

Владимир прожил ровно столько, сколько было нужно, чтобы вопрос о наследовании великокняжеского престола был снят с повестки дня. Из старших князей, принадлежавших к его поколению, в живых оставался один только младший Святославич Ярослав, ставший после смерти Давыда черниговским князем. Однако не то что претендовать на Киев — даже удержать в своих руках Чернигов он, как оказалось, был не в состоянии без поддержки Мономаха и его сыновей.

Узнав о смерти князя Владимира Всеволодовича, в Переяславль немедленно съехались его сыновья и киевские бояре. Они и перевезли тело князя в Киев. Место для погребения давно было выбрано им — в кафедральном Софийском соборе, рядом с телом его отца, великого князя Киевского Всеволода Ярославича, и брата, переяславского князя Ростислава.

«И спратавше (обрядивши. — А.К.) тело его, — писал о погребении Владимира Мономаха киевский летописец, — положиша у Святей Софье, въ тьца (у отца. — А.К.) Всеволода, певше обычныя песни над ним. Святители же жалящеси, плакахуся по святом и добром князи весь народ, и вси людие по немь плакахуся, якоже дети по отцю или по матери, плакахуся по нем вси людие, и сынове его Мьстислав, Ярополк, Вячьслав, Георгии, Андреи, и внуци его, и тако разидошася вси людие с жалостью великою…»{50}

Среди тех, кто хоронил князя, назван и Юрий. Он не поспел бы к погребению из Суздаля. А значит, ко времени кончины отца находился где-то поблизости — в Киеве или Переяславле, — может быть, зная об отцовской болезни, а может быть, вызванный на юг какими-то иными неотложными делами.

Суздальский летописец посвятил князю Владимиру Всеволодовичу пышный некролог: «…преставися благоверный и великыи князь русскыи Володимер, сын благоверна отца Всево[ло]да, украшеныи добрыми нравы, прослувыи в победах. Его имене трепетаху вся страны, и по всем землям изиде слух его, понеже убо он всею душею възлюби Бога…» И далее, словно перекликаясь с теми словами и мыслями, с которыми сам Мономах обращался к своим детям в «Поучении»: «…Се же чюдныи князь Володимер потщася Божья хранити заповеди и Божьи страх присно имея в сердци… Заповедь Божью храня, добро творяше врагом своим, отпущаше я (их. — А.К.) одарены. Милостив же бяше паче меры… темь и не щадяше именья своего, раздавая требующим, и церкви зижа и украшая, чтяшеть же излиха чернечьскыи чин и поповьскыи, подавая им еже на потребу и приимая от них молитвы…»{51}

Еще сильнее выразился киевский летописец, автор похвалы почившему князю в Ипатьевской летописи: «Преставися благоверный и благородный князь христолюбивый великыи князь всея Руси Володимерь Мономах, иже просвети Рускую землю, акы солнце луча пущая, егоже слух пройде по всим странам, наипаче же бе страшен поганым, братолю-бець и нищелюбець и добрый страдалець за Рускую землю…»

За трафаретными, подобающими случаю фразами, можно увидеть истинное отношение людей к своему князю. И в самом деле, не многие правители средневековой Руси удостоились названия «доброго князя» или тем более — «доброго страдальца за Русскую землю». Последнее выражение — особенно точное. Именно «страдальцем» — в исконном смысле этого слова, то есть прежде всего работником, тружеником, — выступает Владимир Мономах на страницах русской истории. Он «много пота утер за землю Рускую», по выражению другого летописца…

Своим сыновьям князь Владимир Всеволодович оставлял сильную державу. После его смерти киевский престол занял его сын Мстислав, и это уже ни у кого не могло вызвать возражений.

Остальные же сыновья разъехались по своим уделам: «разидошася кождо в свою волость с плачем великом, идеже бяше комуждо их раздаял волости».

Из восьми сыновей Владимира Мономаха ко времени его кончины в живых оставалось пятеро. Старший, Мстислав, занял великокняжеский стол. Ярополк княжил в Переяславле, Вячеслав — в Турове, Юрий — в Суздале и Ростове, Андрей — во Владимире на Волыни. Еще два города — притом важнейших в волости Владимира Мономаха — держали сыновья Мстислава: Новгород — Всеволод, Смоленск — Ростислав. (Где княжил второй сын Мстислава, Изяслав, неизвестно; только в 1127 году он получит в княжение Курск.)

Вместе с братьями покидал Киев и Юрий. Внешне в его положении ничего не изменилось — он остался суздальским князем, хотя, наверное, претендовал на большее. Но то была лишь видимость сохранения прежнего порядка. В действительности же изменения были, и существенные. Прямая зависимость Мономашичей от Киева со смертью Владимира Мономаха прекращалась, ибо в основе этой зависимости лежали не столько политические, сколько семейные принципы, прежде всего сыновье подчинение отцовской власти{52}. Между братьями же могли существовать лишь договорные отношения, и в соответствии с традиционными, родовыми представлениями все они в равной степени считались наследниками своего отца. Так что именно со смертью Владимира Мономаха каждый из его сыновей (в том числе и Юрий) становился по-настоящему независимым князем, полноправным хозяином своей земли.

Владимир Мономах

3 мая 1113 года на Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах, один из самых выдающихся государственных деятелей и реформаторов древней Руси.

Согласно сообщению «Повести временных лет» под 1053 г., матерью Владимира Мономаха была греческая принцесса из царской фамилии: «У Всеволода родися сынъ, и нарече имя ему Володимеръ, от царице грькын». «Азъ худый дедомъ своимъ Ярославомъ, благословленымъ, славнымъ, наречений в крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ, отцемь възлюбленымь и матерью своею Мъномахы…» — содержат в себе, несомненно, указание на родовое имя матери и дают основание предполагать, что это была принцесса из дома греческого императора Константина Мономаха. Владимир Всеволодович уже при жизни, и притом в ранний период, до вступления его на великокняжеский стол, носил официальное имя «Мономах», о чем свидетельствует надпись на печати Владимира Мономаха, названного в крещении Василием.

По смерти великого князя Всеволода Ярославича в 1093 году его сын Владимир Мономах пригласил в Киев Святополка, как самого старшего из всех внуков Ярослава Мудрого. Святополк сидел тогда в Турове и приехал в Киев 24 апреля. Как сообщает летописец, киевляне вышли навстречу новому князю и приняли его с радостью.
Радость эта была вызвана тем, что политика предыдущего князя была на Руси явно непопулярна – стремление наладить отношения с папой Римским не устраивало ни церковь, ни простой народ.
Святополк действительно не стал повторять ошибку предшественника – он совершил свою: желая привлечь инвестиции в экономику Киевской Руси, он пригласил из Германии евреев-ростовщиков. Ростовщики получили право жительства в Киеве, возможность построить синагогу и свободу в финансовых операциях. Прибывшие с Запада в Киев евреи, благодаря своему опыту и сплоченности, быстро отняли у непривычных к ростовщичеству киевлян большую часть клиентуры. Однако ростовщики-евреи не ограничились этой деятельностью. Ссужая великому князю деньги, они требовали для себя возможностей максимальной наживы. Наиболее выгодным коммерческим предприятием в то время была торговля рабами. Естественно, что кредиторы подталкивали Святополка к военным походам, целью которых был захват пленников, служивших платой великого князя ростовщикам.
Естественно, что киевляне были крайне недовольны политикой Святополка, но у него была достаточно сильная дружина, и восстание было бы заранее обречено на провал. Однако 16 апреля 1113 года – в день, когда Святополк умер, народные страсти вырвались наружу. Были разграблены дома многих бояр, двор тысяцкого Путяты и лавки евреев-ростовщиков. Так произошел первый на Руси еврейский погром.
Опасаясь за судьбу семьи покойного Святополка, а также разграбления своих дворов и монастырей, собравшиеся в Софийском соборе бояре призвали на княжение популярного своими победами над половцами переяславского князя Владимира Мономаха.

Владимир родился 26 мая 1053 года, за год до смерти своего деда Ярослава Мудрого. Отцом его был великий князь Всеволод, а матерью – греческая принцесса, дочь императора Константина IX Мономаха. У Владимира было три имени: Владимир – княжеское, Василий – крестное, Мономах – дедовское (со стороны матери).
Великий Киевский князь Всеволод завещал своему сыну Владимиру Великое княжение, но он отказался и провозгласил Великим Киевским князем своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе со Святославом и без него участвовал во многих походах против половцев. Были и поражения и победы.

Борьба с половцами была затяжной. Да и половцы не стремились к завоеванию земель. Их целью были грабежи, которые российским князьям никак не удавалось прекратить, хоть и были иногда успехи. В ответ на нападение половцев Владимир Мономах выступал инициатором, вел наступательную политику и, если была такая возможность, старался закончить дело миром. По словам Владимира, он девятнадцать раз заключал договор с половцами. искал себе славу миротворца и победителя половцев. С другими князьями старался поддерживать мир. Не желая устраивать сражение, в 1094 году ушел из Чернигова в Переславль, где княжил, а позже передал Переславль брату Ростиславу, а сам княжил в Смоленске.
После смерти Святополка великокняжеский престол должен был достаться Черниговскому князю Давыду. Киевляне же не желали слышать ни о каком другом князе, кроме Владимира. "Спаси нас, – говорили их Послы, – от неистовства черни; спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши домы и святыню монастырей". Владимир дал согласие, приехал в Киев и принял Великое княжение. Первым же своим указом Мономах выгнал из Киева еврейских ростовщиков и аннулировал долги киевлян. Этим же указом ограничивались проценты по всем будущим займам и суммы платежей по их погашению.
Время правления Владимира Мономаха, вплоть до самой смерти, было самым лучшим для Киевской Руси. Ни половцы, ни другие племена не беспокоили Русь в это время. В 1116 году Владимир сам послал своего сына Ярополка на Дон, где тот завоевал у половцев три города и привез себе жену ясского хана. Мстислав, другой сын Владимира, вместе с новгородцами

побил чудь на балтийском побережье. В 1120 году Юрий, князь Ростовский, еще один из его десяти сыновей, разгромил болгар на Волге.
В русской истории Владимир Мономах известен не только как "собиратель русских земель", но и законодатель.
Ко времени Мономаха можно отнести постановление о наследстве. По русскому праву все сыновья наследовали поровну, а дочери получали приданое при замужестве. Каждый мог распорядиться своим имуществом по завещанию. Имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если после смерти мужа, вдова не выходила снова замуж, то она оставалась хозяйкой в доме покойного мужа и дети не могли ее выгнать.
Перед своей смертью Мономах поучает своих детей не давать сильным губить слабых, защищать вдов, сирот и убогих. Всякого встречного обласкать добрым словом, посещать больных и отдавать последний долг мертвым, помня, что все смертны. Уважать старших как отцов, а младших как братьев. Относительно войны советует детям снаряжать войско самим, а не надеяться на воевод. Во время походов не предаваться сну и не пировать. И самое главное велит учиться читать и приводит в пример своего отца, Всеволода, который выучил 5 языков сидя дома.
19 мая 1125 года в возрасте 72 лет близ Переславля, у церкви, построенной на Альте, Владимир II Мономах скончался. Похоронен в Киеве в церкви Святой Софии.
Владимир Мономах был поистине великим князем. Дела его были направлены на развитие всех сторон Киевской Руси, как на пользу жителям, так и государственного образования. С. М. Соловьев писал о нем: " Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности".
 

полный список всех русских царей и императоров

Читать об Иване Грозном →

Читать об Елизавете I →

 

 

Годы жизни 1053–1125

Годы правления 1113–1125

После смерти Святополка Окаянного киевляне назвали самым достойным из князей русских Владимира Всеволодовича Мономаха и призвали его править. Он сначала отказался от чести занять престол великого князя. Киевляне же не хотели другого правителя, и в городе начались волнения. Много тогда домов в Киеве было разграблено. Испугавшись беспорядков, граждане вторично призвали Мономаха на княжение, и он согласился.

Всеобщая радость царила на улицах Киева, когда Мономах въехал в город. В настоящий праздник превратилось 2 мая 1115 года, когда состоялось перенесение останков князей Бориса и Глеба из обветшавшей деревянной церкви в новый великолепный каменный храм в Вышгороде. Это событие стало достойным началом правления Мономаха. Чтобы дать возможность торжественной процессии двигаться по улицам Вышгорода, Мономах приказал бросать в толпу дорогие одежды, шубы, звериные шкуры, деньги. Затем был устроен пир, где три дня угощали бедных и странников.

Следующим большим делом, которым ознаменовал Мономах начало своего великого княжения, стало создание нового закона на Руси – «Устава Владимира Всеволодовича».

Согласно этому «Уставу», годовой процент с денег, взятых в долг, был снижен с 50 до 20; был введен запрет на продажу задолжавшего русича; разрешено уходить со двора рабам-должникам, если они идут искать деньги на выкуп или с жалобой к судье или князю. Новый «Устав» вызвал у народа доверие к новому правителю, и все признали его своим защитником.

Мономах не желал кровопролития, но он считал, что для спокойствия государства надо сделать так, чтобы внешним врагам стало неповадно нападать на Русь, и сыновья Мономаха совершили много победоносных походов.

Старший сын Мономаха – Мстислав – в походе завладел городом Оденпе в Ливонии. Сын Всеволод совершил трудный военный поход в Финляндию и вернулся с победой; сын Георгий правил в Суздале и ходил по Волге завоевывать волжских болгар, откуда вернулся победителем и с богатой добычей. Сын Ярополк покорил три города в половецких землях: Балин, Чешлюев и Сугров.

Владимир Мономах

В это же время сам Мономах прогнал с Русской земли остатки племен печенегов и берендеев, которые кочевали возле Переяславля и доставляли много хлопот местным жителям.

Долго длилась междоусобица Мономаха с минским князем Глебом, который не хотел повиноваться. Владимир Мономах вместе с сыном Ярополком взял города Вячеславль, Оршу, Копыс, осаждал Минск.

Князя Глеба захватили и привезли в Киев.

А когда новгородцы подняли мятеж, Мономах призвал всех знатных новгородских бояр в Киев и приказал им принародно присягнуть великому князю в верности. Некоторые из них были посажены в темницу, а отпущенные домой поняли сами и другим передали, что великий князь – мудрый, справедливый и никогда виновных не оставит без наказания. В Новгород Владимир Мономах назначил наместником киевского боярина Бориса.

Покорив Минск и Владимир, Мономах максимально укрепил свою власть внутри государства.

Шапка Мономаха

Военные успехи Мономаха и его детей прославили его имя во всем мире. Греческая империя откровенно боялась одного имени Мономаха.

Владимир Мономах отправил сына Мстислава с огромным войском в Адрианополь. Император Алексий Комнин после стремительного завоевания Мстиславом Фракии захотел примириться с Владимиром Мономахом и прислал в Киев дары: сердоликовую чашу Августа-кесаря, Крест Животворящего дерева, венец, золотую цепь и бармы деда Владимира – Константина Мономаха.

Дары привез митрополит Эфесский. По преданию, он не просто вручил их Мономаху, но и венчал его на царство присланной шапкой, как императорским венцом, в Киевском соборном храме (однако это лишь предание, и Мономаха не принято считать первым русским царем). Но с той поры шапка Мономаха, цепь, скипетр и бармы стали непременными атрибутами венчания русских правителей на царство и передавались от государя государю.

Опять же по преданию, Мономах перед смертью отдал символы царской власти своему сыну Юрию (Долгорукому) и «велел хранить их как зеницу ока и передавать из рода в род без употребления до тех пор, пока Бог не умилостивится над бедной Русью и не воздвигнет в ней истинного самодержца, достойного украситься знаками могущества».

Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого.

После смерти Ярослава Мудрого его наследники начали борьбу за власть. В течении 30 лет Киевским князем попеременно становился то один, то другой сын Ярослава. На след этапе борьба обострилась уже между внуками Ярослава.

Олег (Киевский князь) VS Владимир Мономах (князь Переяславля)

Отец Владимира был женат на византийской принцессе, и его сын вошёл в историю под фамилией матери – Мономах. Владимир Мономах с юных лет проявил себя как талантливый полководец, 20-ти летним юношей он возглавлял дружину, помогавшую полякам в борьбе с чехами и немцами. Пройдя всю Чехию, Мономах разбил чешско-немецкие войска и вернулся на Русь с богатой добычей. В это время страшной угрозой для Руси были половцы Половецкая армия. В которую входили все мужчины кочевников, двигаясь лавиной, со страшными криками, легко обходя построения, они почти не знали поражений. Если половцы оказывались атакованными большой армией, они выстраивали кругами телеги и держали круговую оборону. Телеги они накрывали воловьими шкурами, чтобы исключить возможность поджога.

Соперник Владимира, Олег всю жизнь использовал половцев, как союзников, обменивая их военную помощь на право разорять русские города.

Впервые осадив Мономаха в Чернигове, он принудил Владимира сдаться и оставить город. Владимир был главным врагом половецких народов. Он был сторонником, непривычной для славян в войнах с кочевниками, атакующей политики. В половецких шатрах и кибитках родители пугали детей именем Мономаха.

В 1905 году половцы осадили Мономаха уже в его родном Переяславле. Мономах разбил кочевников и послал гонцов к братьям собрать большую армию, но Олег отказался воевать против старых союзников. Тогда князья, под предводительством Владимира двинулись на Киев т.е. на Олега. Олега изгнали и назначили князем города Мурома, где уже правил молодой сын Мономаха. Олег разбил юного сына Мономаха и убил его. Мономах, потеряв сына, написал Олегу письмо, где обещал не мстить и предлагал прекратить междоусобицу. Олег отказался от мира и тогда все князья Руси разбили дружину Олега, оставив его Киевским князем, но заставив поклясться на кресте не воевать против братьев. По инициативе Мономаха в 1097 году в Любиче состоялся съезд всех русских князей. На съезде в Любиче было принято решение впредь воевать против внешних врагов вместе, а в случае отказа объединяться против отступника.

Переход от лестничной системы к династической

по этой системе каждый род из числа Рюриковичей получал какой-либо город на ВЕЧНОЕ владение Минус: из-за того, что каждый считается только со своим городом, Русь распадается т.к. нет никакого дела до других городов, и нет стимула, отстаивать интересы других городов =.> начало раздробленности Руси

Лестничная Династическая

Киев

Новгород

Муром Смоленск Чернигов

Старший в роду получает Киев, след по старшинству – Новгород и т.д. В случае смерти кого-то из этого звена система поднималась на ступень вверх.

Минус: сын умершего князя, в случае смерти отца не занимал его места, а уступал его своему дяде =.> междоусобица

В начале 12 века Мономах предпринял великий поход в половецкие степи. Вместе с Олегом Мономах заключает союз с частью половецких народов против остальных половцев. Владимир выдал за половецкую княжну своего сына Юрия, который потом получит прозвище Долгорукий. Поход в степи Владимир Мономах представлял как крестовый поход против язычников. В 1111 году состоялась битва в притоках Дона. Половецкая конница в рукопашном бою теряла маневренность, а в рукопашном равным русским не было. Половцы сражались за свои земли, поэтому бились отчаянно и потеснили киевлян в центре. Владимир Мономах перебрасывает свои войска в цент флаги Переяславского князя, подбадривает киевлян и внушает ужас половцам. Убито 10.000 половцев. Эта крупнейшая победа над кочевниками, о которой узнали в Византии, Риме, Чехии и Польше. Личность Мономаха стала восприниматься в Европе, как победителя язычников и защитника христианства.

Владимир Мономах – Великий Киевский Князь

В 1113 году умер Киевский князь Олег. В Киеве начались массовые восстания, в которых простые люди (ремесленники, смерды), недовольные своим положением, пытались лишить власти бояр и установить республику. Киевская дружина не справилась с восстаниями, бояре на собрании решили пригласить Мономаха на княжение. Мономах отказался, но ситуация в Киеве становилась неуправляемой и бояре уговорили Владимира. Вступив в Киев со своей дружиной, он быстро навёл порядок. Став Киевским князем Мономах издал законы, – «Устав Владимира Мономаха» — в которых облегчал жизнь смердов, прощал непосильные долги, ограничил процент ростовщикам. Население Киева успокоилось, и Мономах укрепил свою власть. На момент занятия киевского престола Мономаху было 60 лет.

Мономах стремился воссоздать единство Руси. Узнав о желании новгородских бояр отделиться от Руси, он вызвал бояр в Киев и заточил их в темницу. В 63 года Мономах возглавил новый поход против половцев и в этом же году, как его предок Святослав, отбил у Византии Дунай. Византийцы традиционно откупились от Русечей, среди даров были: знаки царской власти, царская одежда и царский венец. Отсюда пошла легенда о шапке Мономаха. На самом деле шапка русских царей не имеет отношения к Владимиру Мономаху. Она была подарена кому-то из русских князей монгольскими ханами спустя 150-200 лет.

В конце жизни Мономах написал «Поучение Владимира Мономаха» — памятник древнерусской литературы. В неё князь размышлял о смысле жизни, о добре и зле, писал «рано или поздно добро победит зло», описывал свою жизнь и наказывал потомкам беречь единство Руси и православную церковь. Мономах умер в 73 года, своей смертью в небольшом доме, устроенном для себя, рядом с часовней на месте убийства св. Бориса.

Сын Владимира Мономаха – Мстислав продолжал политику отца, отогнал половцев за Волгу и Дон. Кроме того Мстислав обезопасил северо-западные границы Руси, предприняв поход против балтийских племён. Мстислав умер в 1132 и со смертью этого князя принято считать завершённым этап истории, называемый Киевская Русь.

Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 200 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Оставьте комментарий