Скифы на кубани


Черноморские спортивные игры и скифы

Гавриил Иваниченко

Кандидат мед. наук Гавриил Иваниченко

На Северо-Западном Кавказе (в Краснодарском крае и по Черноморскому побережью) находят стоянки людей древнекаменного века давностью более 300 тысяч лет. Люди той эпохи занимались охотой, собирательством и лишь спустя много тысяч лет перешли к земледелию и скотоводству, сложился матриархальный родовой строй. Орудия труда изготовляли из камня, кости.

В эпоху раннего металла с 3 тысячелетия до н.э. люди стали добывать медь, возникла металлургия, выплавляли бронзу, из нее изготавливали орудия труда, оружие. С середины 3 тысячелетия до н.э. люди сооружали ритуальные памятники дольмены — из огромных каменных плит или высеченные из целых каменных глыб (период дольменной культуры). Этим же временем датируют курганы степной части Кубани. С 8 века до н.э. стали использовать железо. Одни племена перешли к кочевому скотоводству, другие – к плужному земледелию.
 
В письменных источниках соседних народов того времени известно о племенах, населявших Северный Кавказ, Причерноморье. Это были киммерийцы, скифы, сарматы, меоты и другие, имена которых сохранились и на каменных плитах бывшего Боспорского государства. О меотах, живших вдоль реки Кубань и по восточному побережью Азовского моря, писал древнегреческий географ Страбон в 6 веке до н.э.
 
Сарматы занимали территорию от Кубани, Дона и Волги до приуральских степей. Скифы имели государство на этой территории со столицей в Крыму, на месте Симферополя. Скифы находились и в степях Прикубанья. В первой половине 1 тысячелетия до н.э. и в 6 веке до н.э. скифы совершали походы через Кубань в Закавказье, Переднюю Азию и обратно.
 
Около 2500 лет до н.э. на Таманском полуострове возникли греческие колонии Фанагория и Гермонасса, а в 480 году до н.э. на Таманском и Керченском полуостровах образовалось Боспорское государство, столица которого находилась в городе Пантикапей (на месте нынешней Керчи).
 
В 1 – 2 веках н.э. на Кубани появились воинственные кочевники аланы. Во 2 – 3 веках н.э. в степях Дона и Кубани возник алано-сарматский союз, просуществовавший до 375 года н.э. и разгромленный пришедшими из Азии кочевниками гуннами. Свидетели тех времен — многочисленные древние городища, поселения, развалины городов, множество курганов.

При раскопках курганов обнаружены многочисленные исторические памятники тех далеких времен, предметы высочайшей художественной ценности. Одни предметы имели декоративное значение, другие – культовое. Находили много орудий труда, оружие, украшения (3 тысячелетие до н.э. – Майкопская культура)
Меотские курганы 5 – 7 веков до н.э. сочетают переднеазиатское искусство со скифским, также содержат предметы культового назначения.
 
Были найдены амфоры с рисунками спортивной тематики. Одна панафинейская амфора имеет изображение на ней богини Афины, а на другой стороне – сцены кулачного боя. Такими амфорами, наполненными оливковым маслом, награждались победители на панафинейских играх в Афинах в честь богини Афины.
Найден медальон с изображением бегущего воина, другие предметы из бронзы, золота, которые имели отношение (по изображенной на них тематике чеканок) к сценам единоборств, тематике похожей на соревнования в спорте, а также предметы «непонятного» назначения (по мнению археологов).

 Племена, населявшие Причерноморье и Приазовье отстаивали свою территорию, свои владения, права, в том числе и силой оружия. У них чрезвычайно высоко ценились сила, ловкость, умение, воинские навыки. В связи с этим, в Причерноморье и Приазовье еще в глубокой древности проводились соревнования мужчин, воинов по определению победителя в их физической и боевой подготовке (наподобие соревнований в древней Греции, с которой тогда имелись обширные постоянные контакты).

В итоге соревнований выявлялись победители, которых чествовали, награждали призами. Предметы со спортивной и «непонятной» для археологов тематикой – это, вероятно, призовые награды, памятные знаки победителям в тех далеких соревнованиях, которые проходили в городах, культурных центрах (Фанагория, Гермонасса и других).
 
Перед боем древних армий каждая из них выставляла своего лучшего воина на поединок – победитель завоевывал победу для своей армии. Такого лучшего воина можно было определить только на военно-спортивных соревнованиях.

Военно-спортивные соревнования были постоянными и обычными в древности у татар, монголов, в древнем Китае, Индии. Так, на одной каменной плите, найденной в Средней Азии, увековечено имя воина из армии Чингисхана, который попадал из лука в мишень на дистанции 600 локтей. Состязания в древности проводились в виде праздников, при большом стечении народа, прекращались войны, конфликты, заканчивалось это грандиозным чествованием победителей, пиршествами.
 
Исторические предпосылки, идущие из глубокой древности, для развития спортивного движения на юге России в виде ПРИЧЕРНОМОРСКИХ ИГР, вполне очевидны.
 
Главным результатом спортивной деятельности тех времен было для древних людей не то Золото Скифов, которое находят сейчас при раскопках древних курганов и которое описано и представлено на красивых фотографиях монографий, а отличное физическое состояние и боевое умение воинов, давшее возможность скифам сохранять свое государство много столетий от захватчиков.

Древние единоборства проходили во многих видах спорта, это нашло свое отражение в тематике Олимпийских игр. Однако, со временем происходило видоизменение спортивной направленности соревнований. Многие прикладные, важнейшие виды соревнований постепенно исчезали из соревнований – конные состязания, джигитовка, стрельба из лука, арбалета с коня в мишень при движении.

Вероятно, эти виды соревнований в древности составляли определенное многоборье – владение конем и оружием, владение оружием в пешем строю, умение бегать, плавать с воинским снаряжением.
 
В Причерноморских странах было принято выступление одного отряда против другого (наподобие «стенка на стенку» в России). Это нашло отражение сейчас в показательных выступлениях любителей истории в России, восстановивших древние доспехи и демонстрирующих свое умение пользоваться старинным оружием.
 
Многие народы Причерноморья и сейчас владеют джигитовкой и другими народными видами состязаний (Болгария, Румыния, Турция, Грузия, Армения, Азербайджан, Казачество России, Украины).
 
Можно было бы все это восстановить:
1. Конное многоборье с приемами владения старинным оружием,
2. Многоборье во владении старинным оружием в пешем строю,
3. Многоборье владением старинным оружием при беге, плавании и т.д.
4. Командные, групповые выступления спортсменов в этих состязаниях.

При тщательном изучении проблемы Черноморских спортивных игр возможны многоплановые состязания по истинно народным видам единоборств, которые проводились еще в древности, не забыты в Кавказских и других Причерноморских государствах, а сейчас могут найти новое выражение и современную форму.

© Copyright: Гавриил Иваниченко, 2007
Свидетельство о публикации №207063000230

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Гавриил Иваниченко

Рецензии

Написать рецензию

Гавриил, какая замечательная у Вас статья по истории спорта в Причерноморье.Какая богатая история и традиции были в тех местах.Рада, что встретила Вашу статью.Спасибо за Ваш труд.

Людмила Канашева   13.02.2008 22:27   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо за понимание! Очень рад, что понравилось… Заходите, буду рад…

С уважением и теплом, Гавриил

Гавриил Иваниченко   14.02.2008 00:07   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Гавриил Иваниченко

Реферат

Кубанские курганы

В своём реферате я хочу рассказать Вам о знаменитых кубанских курганах, раскопанных в основном в дореволюционное время, о сделанных в них уникальных находках огромного научного и художественного значения, вошедших в мировую сокровищницу науки. Мы живём сейчас в 21 веке, но каждому человеку интересно знать, что было в далёком прошлом, кто находился на земле, которую населяешь теперь ты. И только благодаря раскопкам археологов мы можем это знать.

В наше время археологические работы значительно расширились и приняли другой характер. Сейчас на Кубани работают десятки археологических экспедиций. Если в дореволюционное время у исследователей была цель отыскать богатые захоронения для пополнения императорского Эрмитажа золотыми и художественными изделиями древности, то в наше время археологи основное внимание уделяют раскопкам древних поселений, городов, рядовых могильников. До революции памятники эти совершенно не исследовались, между тем без их изучения невозможно воссоздать историю древних племён и народов, х хозяйство, быт, материальную и духовную культуру.

С 1936 года ведутся систематические раскопки античных городов и поселений Боспорского царства на Таманском полуострове — Фанагории, Гермонассы, Кеп и другие. В Анапе исследуются руины древней Горгипии, существовавшей здесь с 5 века до нашей эры.

Древние народы Северного Причерноморья и Кубани (меоты, киммерийцы, скифы, сарматы).

Около Семибратских курганов расположены остатки древнего синдского города, который в течение десяти лет раскапывался экспедицией Краснодарского музея. Сколько раскопок было осуществлено нашими экспедициями! А сколько мы из них узнали?! Мы знаем, благодаря раскопкам, что задолго до нашей эры на Кубани жили киммерийцы, скифы, меоты, сарматы и многие другие племена.

Согласно накопленным в настоящее время научным данным знаем, что "колыбелью человечества" является Северо-Восточная Африка. Именно здесь происходил процесс "очеловечивания" обезьян или, говоря научно, процесс выделения человека из животного мира. Около 5 миллионов лет назад на территории нынешних Танзании, Кении, Эфиопии жили существа, получившие название "австралопитек" (южная обезьяна). Их рассматривают, как первую ступень в становлении человека.

Примерно 2 миллиона лет назад появляется "человек умелый", который начинает использовать и первые каменные орудия труда. Из Северо-Восточной Африки начинается расселение формирующегося человека на Европе и Азии.

Сложно определить время появления человека в пределах нынешнего Краснодарского края. Сейчас известно около 50 памятников ашельского периода. По ряду особенностей археологи выделяют несколько групп: кубанская, лабинская, белореченская, сочинская и другие. Сложности определения времени их существования объясняются тем, что почти все памятники — местонахождения. То есть, каменные орудия найдены на поверхности, часто в руслах рек, далеко от мест их изготовления и использования. Пока известны только две стоянки с культурным слоем (среднехаджохская и Шаханская — недалеко от Майкопа).

Наиболее вероятное время появления человека на Северо-Западном Кавказе — поздний ашель (140 — 130 тысяч лет назад). Кавказско-северокавказский путь читается также одним из направлений заселения территории Восточной Европы. В следующую эпоху — мустье (или средний палеолит) — на территории нашего края известно более 80 памятников. Из них только некоторые являются стоянками с культурным слоем (пещерные и открытого типа). К пещерным относятся Баракаевская, Монашеская, Губская; к открытым — две Ильские стоянки. В 1979 году в Баракаевской пещере впервые на Северном Кавказе были найдены останки пятилетнего неандертальца. Ильская стоянка входит в число всемирно известных памятников, здесь найдены следы самого древнего на Кубани искусственного жилища.

Что же дало изучение всех этих памятников древнего человека? Одно обстоятельство уже отмечено — процесс расселения человека. При этом продолжалась и его эволюция — от питекантропа к неандертальцу (палеоантропу). Накоплено огромное количество каменных орудий труда — от грубых каменных рубил и простых отщепов до тщательно обработанных и разнообразных по форме и функциям орудий. Кстати, материалом для их изготовления был хорошего качества кремень и другие породы. Эволюция техники обработки камня отражает рост умений и навыков древнего человека, развитие его сознания и мышления. Примером тому — появление дистанционного оружия — копья — в эпоху мустье. Наконечники копий найдены на Ильской стоянке. Достаточно данных и для определения форм занятий.

Основными источниками существования древнего населения Северо-Западного Кавказа были охота и собирательство. Состав добычи охотников ашело-мустьерского времени во многом зависел от природно-климатических условий. Как правило, охотились древние люди на крупных животных. Интересна определённая специализация: мустьерские обитатели пещер района Сочи — Адлер предпочитали пещерного медведя, жители Ильской — бизона. Не случаен СА выбор места жительства — прикубанские районы были богатейшим источником растительной пищи. Возможность выделения локальных групп памятников, которые археологи называют культурами, показывает наличие определённой социально-экономической организации у древних обитателей края. В этих общностях из поколения в поколение передавали накопленные знания и умения, воспитывали детей. Помимо культурной просматривается (внутри общности) определённая специализация (разделение) труда — археологи выделяют долговременное жильё (стоянки, пещеры), временные охотничьи лагеря, мастерские по изготовлению орудий и другое. Судя по изученным данным, трудились древние люди сообща, обладали общей собственностью на охотничье-собирательские территории и средства труда. С учётом всей совокупности знаний по этому периоду истории человечества можно говорить об эпохе первобытного человеческого стада (по другим данным — праобщины), которая на следующем этапе — позднем палеолите — перерастает в общинно-родовой строй. Переход к позднему палеолиту совпадает также завершением формирования физического облика — появляется "человек разумный", то есть человек современного вида. В верхнем палеолите существенно изменяется техника обработки камня — разнообразные орудия изготовляют из длинных ножевидных пластин, широко используют для доводки ретушь (вторичный приём — нажим или удар костяной или деревянной палочкой).

Памятников этой эпохи в Краснодарском крае известно меньше, чем в предшествующие эпохи. Одно время существовало предположение, что человек покинул эту территорию, переселившись севернее. Но оно оказалось ошибочным. Сейчас известно до 30 памятников. Среди них следует назвать пещеры Каменномотскую и Русланову, навесы Губский № 1 и Сатанай (р. Белая и Лаба). При раскопках найдены тысячи изделий из кремня, кости различных животных (пещерного медведя, лошади, бизона и других). В одной из сочинских пещер и в навесе Сатаная обнаружены раковины моллюска, что говорит о собирательстве. Очень важно, что в Сатанай было раскопано разрушенное погребение кроманьонца (пока единственное на Кавказе). Есть предположение, что расположенные рядом по две-три пещеры составляли единую группу — "Посёлок" (родовая община). Недалеко от Губских навесов на стене одного из карнизов были найдены отпечатки кистей рук, покрытые красной краской (охрой). Не исключено, что редчайший образец позднепалеолитического искусства. Следующая, мезолитическая, эпоха (среднекаменный век) совпадает с глобальными климатическими изменениями — заканчивается ледниковая эпоха. На значительных территориях меняются ландшафт, растительный и животный мир. Так, исчезают мамонты, шерстистый носорог и другие.

На Северном Кавказе происходит заметное потепление, хотя его области оставались открытыми северным ветрам. Количество известных памятников мезолита резко сокращается — немногим более десятка. Это объясняется слабой изученностью, трудностями поисков. К мезолиту относятся Ацинская пещера (Сочи — Адлер), слои из навеса Сатанай, местонахождения. Мезолито-неолитическим временем датируют поселения у Новочепшия и станицы Дмитриевской. Основной особенностью каменного инвентаря этой эпохи является широкое использование геометрических микролитов — мелких орудий из ножевидных пластин разных геометрических форм (сегменты, трапеции, треугольники и пр.). Микролиты находили применение, как самостоятельные орудия (скребки, проколки, наконечники стрел) и как составные элементы — вставки в костяную или деревянную основу ножей, копий, гарпунов и т.п. В случае поломки достаточно было заменить сломанные микролиты новыми, орудие при этом не выбрасывалось. Важно подчеркнуть, что микролиты на Кубани появляются ещё в конце позднего палеолита. Это одно из доказательств преемственности культур. Интереснейшие находки были сделаны недалеко от Майкопа в гравийном карьере. Здесь обнаружены гальки с гравированными раннемезолитическими рисунками животных (мамонт, слон, олень, дикая лошадь, бык) и стилизованных фигурок людей. Есть на них изображения сцен охоты и загадочных знаков, напоминающих письменность.

Для мезолитической эпохи характерна большая подвижность населения. Не являются исключением и памятники нашего края. Жили же люди небольшими социально-производственными коллективами. Прокормить себя они уже были в состоянии индивидуальной охотой на средних и мелких животных, птиц. Этому помогло изобретение лука и стрел с каменными наконечниками. А для Кавказа характерным оружием становится ещё и праща.

Хронологические рамки мезолита находятся в пределах 12 — 7 тысячелетий до нашей эры. Завершается каменный век неолитом (новокаменный век) На территории нашего края он изучен очень слабо. Обычно называют два памятник. Это Нижнешиловское поселение в районе Адлера и известная уже Каменномостская пещера. Эти памятники разделены горами, но, несомненно, сходство кремневой индустрии из их культурных слоёв. Корме того, на Нижнешиловской стоянке не сохранились кости животных, а в Каменномостской пещере они найдены в изобилии, включая кости домашних. И, наоборот, в последней нет земледельческих орудий, зато они есть в районе Сочи — Адлер. Оба памятника, взаимодополняя друг друга, дают возможность характеризовать особенности развития.

История Древний человек и каменный век на Кубани

Тмутараканское княжество на Тамани.

Северный Кавказа в эпоху Великого переселœения народов.

Черного моря. Боспорское царство.

Колонизация греками северного и восточного побережья

Эпоха бронзы и желœеза в истории края. Местное населœение и иноязычные кочевники.

Древний человек и каменный век на Кубани.

Вопросы, связанные с древнейшей историей человечества, разрешаются крайне сложно даже современной наукой, с ее арсеналом методов и мето­дики, вспомогательных исторических дисциплин и пр. Это обстоятельство относится к общей истории человечества в целом, и к истории нашего края, в частности. По современным данным человек выделился из животного мира около 3 млн. лет назад (а может быть и ранее). Первые памятники письмен­ности появились около 5 тыс. лет назад. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, большая часть истории человека не находит отражения в письменных документах. Этот пробел восполняется, прежде всœего, данными археологии; используются также данные палеоантропологии, палеозоологии, палеоботаники, геологии и це­лого ряда других наук. На их основе разработана комплексная периодиза­ция исторического процесса. В ее основе лежат изменения в материаль­ной культуре, физическом облике человека и окружавшей его природной среде. Впервые она была интуитивно разработана древнеримским поэтом Титом Лукрецием Каром в I в. н.э. Он предположил, что люди в своем раз­витии прошли три эпохи или три «века»: каменный, медный и желœезный. Эта догадка нашла подтверждение в результате работ археологов и музей­ных хранителœей ХУШ-Х1Х в. В результате современная археологическая пе­риодизация выглядит следующим образом: древнейшая эпоха существова­ния человека, когда использовались орудия из камня, кости и дерева назы­вается каменным веком.В рамках каменного века выделяются три этапа: палеолит (древнекаменный век 3 млн-13-10 тыс. лет назад.), мезолит (среднекаменный век 13-8 тыс. лет назад) и неолит (новокаменный век 8-6 тыс. лет назад). Первый из этих этапов начался в условиях сравнительно тепло­го и мягкого климата͵ сменившегося серией оледенений. В течение палео­лита происходит становление человека от обезьяноподобного австралопи­тека к более совершенному питекантропу, далее — к неандертальцу и, на­конец, человеку современного вида. Мезолит характеризуется постепен­ным потеплением климата и формированием привычного для нас облика климатических зон. К этому времени вымерли животные ледниковой эпохи (мамонты, мускусные овцебыки, шерстистые носороги, пещерные хищни­ки), человечество двигалось на север вслед за отступающими ледниками и приспосабливалось к жизни в новых условиях. Так исчезновение крупных животных привело к крайне важности охотиться на мелкую дичь и занимать­ся рыболовством (благо, таяние ледника привело к разливу рек, озер, подъе­му уровня морей и океанов), появились лук и стрелы, разнообразные приспособления для ловли рыбы. Необычайно благоприятные климатические условия, более теплые и влажные, чем сейчас, сложились в эпоху неолита.

Цивилизация скифов. История и культура.

Резко выросло количество животных, съедобных растений, «взрывообразно» выросло человечество. Прокормить себя только тем, что давала сама природа, люди уже не могли и в поисках выхода пришли к приручению диких животных и выращиванию съедобных растений. Возникновению ско­товодства и земледелия сопутствовал целый фейерверк изобретений, т.н. «неолитическая революция». Появились новые более производительные шлифованные и сверленые каменные орудия, глиняная посуда. Совершен­ствовались жилища, появились протогорода. Племена росли и объединя­лись в союзы.

Около 9 тыс. лет до н.э. на юге современной Турции люди уже начали обрабатывать медь, из которой сначала делались украшения, а затем и мел­кие орудия труда. Ряд племен, занимавшихся земледелием и скотоводством 7-6 тыс. лет назад шагнул в эпоху металла. Первый ее этап получил назва­ние энеолит или халколит (меднокаменный век).Медь — мягкий и редкий металл, в связи с этим по-прежнему большинство орудий оставались каменными, роговыми, деревянными и даже… глиняными (шумеры древнего Двуречья делали серпы из обожженной глины, в которую вставляли каменные вклады­ши-лезвия).

Примерно 6-5 тыс. лет назад было освоено литье бронзы — сплава меди с другими металлами (оловом, цинком, мышьяком, серебром и т.д.). Начался бронзовый век,завершившийся около 3 тыс. лет назад. Компоненты брон­зы — цветные металлы также редки, как и медь. По этой причине и в эпоху бронзы человечество всœе еще не могло отказаться от каменных орудий.

Наконец, около 3 тыс. лет назад были освоены сравнительно простые способы добычи из руды самого «демократичного» металла — желœеза. Одно­временно первобытные металлурги научились добавлять к желœезу углерод, получая сталь, не менее прочную, чем бронза (чистое желœезо — мягкий ме­талл, в связи с этим его долго не использовали). Начался желœезный век.

Еще в эпоху энеолита сложились первые государства и появилась пись­менность. С этого времени история начала освещаться в различных доку­ментах. Вместе с тем, многочисленные народы, не создавшие государствен­ности своих памятников письменности не имели, и их история по-прежнему реконструируется по археологическим и иным данным. Оперируя только ар­хеологическими данными и не зная названий древних племен и народов, ученые изучают так называемые археологические культуры— группы па­мятников, объединœенные во времени и пространстве и обладающие общими характерными чертами.

Исходя из этих посылок, мы переходим к освещению древней истории нашего края.

Установлено, что Кубань является одним из древнейших очагов появле­ния человека в Европе. Предполагается, что первые группы людей пришли сюда из более южных районов (Закавказье, Ближний Восток). На Таманском полуострове открыта стоянка Богатырка, возраст которой оценивается при­мерно в 1 млн. лет! Почти столь же древними (750-500 тыс. лет) являются находки в Треугольной пещере в верховьях р. Уруп. Эта эпоха получила на­звание древнего или нижнего палеолита. Жившие тогда питекантропы пользо­вались орудиями из грубо оббитых галек (т.н. чопперами и чоппингами), но изготавливали и более совершенные ручные рубила и кливеры. Основными занятиями людей были охота и собирательство. Климат был сравнительно теплым, об этом свидетельствуют находки костей южных слонов. По этой причине большинство древнейших стоянок питекантропов на территории края распо­ложено под открытым небом. Наступление ледникового периода вынудило древних людей освоить пещеры.

Начало самого сурового оледенения — вюрмского (150-100 тыс. лет на­зад) — совпало с появлением человека более совершенного вида — неандер­тальца. Пещерные стоянки этого времени найдены в ущелье р. Губе (Мона­шеская и Баракаевская пещеры, Губский навес № 1) и в районе Хосты (Ахштырская, Воронцовская, Навалишенская, Ацинская, Хостинские I и II пеще­ры). Останки искусственного жилища исследованы при раскопках древнего лагеря охотников на бизонов у пос. Ильского. Неандертальцы уже научились добывать огонь. Их орудия (небольшие рубила, скребла, остроконечники) были гораздо совершеннее изделий питекантропов. Развитие мышления в борьбе с природой сделало их более «человечными»: неандертальцы начали созна­тельно хоронить своих умерших, родичей. Одно из таких погребений (ему около 45 тыс. лет) открыто в Мезмайской пещере, другое — в Монашеской пещере.

Конец ледникового периода или верхний палеолит (40-13 тыс. лет на­зад) знаменуется появлением человека современного вида. Еще более со­вершенными стали каменные орудия (скребки, резцы, наконечники копий, ножи). Памятники этого времени известны в Губском ущелье и районе со­временного ᴦ. Сочи. Основным занятием и источником питания оставалась охота. Жители Губского ущелья охотились на диких лошадей, а в Сочи-Адлеровском районе главной дичью были пещерные медведи, Об увеличении роли собирательства говорят находки раковин съедобных моллюсков. Свиде­тельством древних связей населœения Кубани с жителями Закавказья счита­ются находки изделий из вулканического стекла — обсидиана, добывавшегося в Армении. О развитии духовности в эту эпоху свидетельствуют находки от­печатков рук, сделанных красной краской в Губском ущелье. Такие отпечат­ки-эстампы были одной из форм первобытной живописи. В пещере Сатанай (Губский навес № 7) найдено позднепалеолитическое захоронение.

В эпоху мезолита вымерли крупные животные ледниковой эпохи. Исчез­новение крупной дичи, на которую приходилось охотиться сообща, привело к распространению одиночной охоты. Этому способствовало изобретение лука со стрелами. Увеличение числа водоемов дало толчок к распространению рыболовства и орудий для рыбной ловли (гарпунов, острог, ловушек, сетей и т д.). Широко применялись комбинированные орудия из каменных лезвий-вкладышей, вставлявшихся в костяную или деревянную основу. На мезоли­тических стоянках находят тысячи вкладышей-микролитов и миниатюрные скребочки, резцы, пластиночки. В местах, где не было камня, удобного для обработки, использовались грубые крупные орудия — макролиты. Примитив­ное человеческое стадо эпохи палеолита сменилось более сложной родоплеменной организацией. Древностей этого времени на Кубани известно мало. Οʜᴎ открыты в рай­оне Хосты и на р. Уруп на стоянке Явора и в пещерах Гамовского ущелья.

Эпоха неолита изучена в крае сравнительно полнее. Памятником древ­нейших скотоводов Кубани можно считать стоянку в Ацинской пещере VI тыс. до н.э., где найдены кости одомашненных собак, свиньи, быка, козы или овцы. Там же обнаружены кремневые орудия труда и фрагменты грубых гли­няных горшков с круглым и плоским дном.

Стоянки земледельцев, обрабатывавших поля мотыгами из расколотых галек открыты в районе Сочи. К примеру, на Нижне-Шиловском посœелœении исследованы остатки домов, пристроенных к горному склону, найдены раз­битые глиняные горшки с прямыми стенками и толстым дном, каменные мо­тыги, тесла, утяжелители для мотыг, наконечники стрел и т.д. Эти древности относятся к V тыс. до н.э. Серия стоянок эпохи неолита открыта в бассейнах рек Псекупс, Челбас, Белая и на Тамани у пос. Кучугуры.

Читайте также

  • — Древний человек и каменный век на Кубани

    Тмутараканское княжество на Тамани. Северный Кавказа в эпоху Великого переселения народов. Черного моря. Боспорское царство. Колонизация греками северного и восточного побережья Эпоха бронзы и железа в истории края. Местное население и… [читать подробенее]

  • Древние народы Северного Причерноморья и Кубани (меоты, киммерийцы, скифы, сарматы).

    Киммерийцы

    По словам Геродота, древнейшими обитателями Северного Причерноморья были киммерийцы — первые из северочерноморских племён. По рассказу Геродота, киммерийцы были вытеснены из Северного Причерноморья скифами и переселились на южный берег Чёрного моря, в район Синоды.

    Скифы.

    Основную массу населения Северного Причерноморья составляли племена скифов, они населяли всю южную часть Причерноморья: от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона.

    По образу своей хозяйственной жизни скифы подразделялись на племена оседло-земледельческие и кочевые, скотоводческие.

    Кубанские курганы

    Уровень хозяйственной жизни у большинства племён Скифии достиг уже сравнительно большой высоты. Геродот сообщает, что алазоны сеяли и употребляли в пищу помимо хлеба также лук, чеснок, чечевицу и просо, а скифы-пахари сеяли хлеб не только для собственных нужд, но и на продажу, которая, надо думать, осуществлялась ими при посредничестве греческих купцов. Вспашка земли, как правило, производилась скифскими земледельцами при помощи запряжённого волами плуга.

    Скифы-кочевники, населяли степное пространство на восток от Днепра и до Азовского моря, включая и степной Крым. Эти племена добывали себе пропитание но земледелием, а скотоводством и жилища свои устраивали в повозках.

    У скифов-кочевников животноводство достигло относительно высокой ступени развития, и они в V—IV вв. владели огромными стадами и табунами скота. Распределение этого скота между соплеменниками не было равномерным. Большие скифские курганы поражают богатством своего погребального инвентаря.

    Внешний вид и одежда скифов известны главным образом по их изображениям на золотых и серебряных сосудах и других художественных изделиях, преимущественно греческой работы, найденных в таких всемирно известных курганах, как Куль-Оба (Керчь), Чертомлыцкий, Солоха (Нижний Днепр) и ряд других. Сражались скифы преимущественно на конях, хотя в дальнейшем, по мере роста оседлости, появляется и скифская пехота.

    Характер погребального ритуала свидетельствует о том, что у скифов существовала вера в загробную жизнь.

    Ещё большее своеобразие скифской культуры раскрывается в так называемом скифском зверином стиле. Изображения зверей на вещах, выполненных в этом стиле, чаще всего трактуются не в положении покоя, а в напряжённой борьбе или движении. На скифской культуре, безусловно, сказалось влияние близкого соседства и постоянного общения с греками.

    Сарматы (савроматы)

    Все античные писатели в своих рассказах о савроматах единодушно отмечают необычное положение у них женщин. Геродот приводит древнее сказание о хождении савроматов от мифических амазонок, вступивших в браки со скифскими юношами. Этим он объясняет обычаи савроматских женщин ездить верхом, носить мужскую одежду, участвовать в войнах и т. п.

    На территории савроматов были обнаружены комплексы погребений, центральное место в которых занимают погребения женщин. Они выделяются подчёркнутой торжественностью погребального обряда. Наряду с обычными для погребального инвентаря вещами в них находят оружие и каменные блюда культового назначения, следы человеческих и конских жертвоприношений, свидетельствующие о том, что погребённые женщины были не только родоначальницами и воинами, но и жрицами.

    Материальная культура савроматов, весьма близка к скифской. Так, например, мечи и кинжалы савроматов, очень напоминают скифские. торговля в меньшей степени оказывала своё воздействие на социальный строй сарматов.

    Меотийские племена

    Меотийские племена, жившие на Таманском полуострове издавна находились (в отличие от сарматов) под влиянием греческих городов-колоний и Боспорского царства. Многие из этих племён в IV в. до н. э. вошли в состав Боспорского царства. Скотоводческое хозяйство кочевой части населения достигло здесь значительного развития О величине принадлежащих кочевникам стад и табунов наглядно свидетельствуют большие кубанские курганы со следами массового ритуального умерщвления лошадей. Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом. Меотские боги могли олицетворять собою как природные и стихийные явления — боги неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям предков, верность клятве и т. Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Основой хозяйства меотских племен было земледелие. Они выращивали пшеницу, ячмень и просо. Большое значение также имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен.
    4.

    Оставьте комментарий