Шкала трудности предметов


Ранговая шкала трудности предметов для школьников

(по И.Г. Сивкову, 1975)

Исследования показывают, что не всегда предложенная И.Г. Сивковым оценка соответствует реальной трудности учебных предметов[78]. Как предполагается, в первую очередь она определяется личностью учителя и его профессиональным мастерством. В частности, если учитель сумеет сформировать у школьников заинтересованное отношение к изучаемому материалу, свяжет его со значимыми для обучающихся данного возраста приоритетами, то они будут считать этот предмет вообще не столько трудным, сколько интересным. Поэтому сам термин «трудность учебных предметов» представляется относительным и больше относится к используемым данным педагогом методикам и приемам. В связи с этим в оценке реальной трудности следует исходить из конкретной ситуации, и каждое образовательное учреждение может провести свою собственную ее диагностику, используя «метод экспертных оценок» (Н.В. Васильева, 2003).

Для практического использования метода необходимо:

1. Подготовить наборы с названиями предметов.

2. Учащимся раздать наборы карточек с названиями предметов и листки для ответов.

3. Предложить выбрать карточки с названиями тех предметов, которые изучаются в данном классе.

4. Уточнить понятие «трудность предметов».

5. Предложить самостоятельно определить трудность каждого предмета путем ранжирования, т. е. раскладывания карточек в порядке убывания трудности предмета (карточки укладывать сверху вниз, т. е. на первом месте сверху кладется самый трудный предмет, ниже – менее трудный и т. д.).

6. Полученный расклад предметов записать на лист ответов.

7. После этого разобрать и уточнить понятие «утомительность предметов».

8. Выполнить аналогичную процедуру ранжирования и записать полученный расклад на лист ответов.

9. Листы с ответами собрать и обработать (табл. 23).

Таблица 23

Форма сводной таблицы для обработки экспертных оценок трудности учебных предметов

Расчет среднего балла не имеет значимых различий при расчете как по среднему баллу классов в параллели, так и по сумме баллов по предмету в параллели.

Средний балл предмета в параллели рассчитывается по формуле:

Ср. б. пр. = Σmk / n

где mk – средний балл по предмету одного класса;

n – количество классов в исследуемой параллели.

Можно воспользоваться и следующей формулой:

Ср. б. пр. = ΣWk / n

где Mk – сумма баллов по предмету в параллели;

п – количество учащихся одной параллели, участвующих в исследовании.

Средний балл рассчитывается отдельно по трудности и утомительности. Затем находится средний балл приемлемости (рассчитывается как среднее значение от суммы средних величин трудности и утомительности).

Полученные результаты дают возможность создать шкалу приемлемости предметов, отражающую особенности каждого конкретного образовательного учреждения (табл. 24).

Таблица 24

Примерная шкала приемлемости предметов

В предлагаемом варианте шкалы приемлемости предметов в столбец «предметы по рангу» вносятся предметы, ранги которых были получены в данном образовательном учреждении на основании своей собственной диагностики «методом экспертных оценок». Поэтому по своей структуре предлагаемая шкала постоянна, а по содержанию вариативна. Шкала приемлемости может быть составлена на каждую параллель классов.

Уже доказано, что нецелесообразно ставить в расписании два или даже три сложных урока подряд, а лучше чередовать трудные предметы, требующие значительных умственных усилий (математика, иностранный язык, химия, физика), с менее трудными, – с преимущественно физическими нагрузками, связанными с письмом или записыванием (русский, иностранный языки) или с преимущественным объяснением учителя (история, география) и т. д.

В расписании учебных занятий на неделю следует исходить из суммарной нагрузки учебных дней в определенной закономерности, отраженной в табл. 25.

Таким образом, судя по приведенной таблице, наименьшей работоспособностью учащиеся отличаются в понедельник, а наивысшей – в среду и четверг. В связи с этим можно было бы рекомендовать количество и трудность учебных предметов в каждом учебном дне подбирать таким образом, чтобы их суммарная дневная величина не превышала половины приведенных в таблице значений. В полной мере это относится и к объему и трудности задаваемых для домашней самостоятельной работы заданий.

Таблица 25



РАСПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ в школе

Расстановка ударений: РАСПИСА`НИЕ УЧЕ`БНЫХ ЗАНЯ`ТИЙ в школе

РАСПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ в школе — документ, определяющий последовательность преподавания в течение каждого дня уч. недели предметов, предусмотренных уч. планом (см. План учебный). От качества Р. у. з. в определённой мере зависит эффективность уч.-воспитательного процесса, создание условий для проведения внеклассной и внешкольной работы. Р. у. з., составленное с учётом пед. и санитарно-гигиенич. требований, обеспечивает равномерное распределение уч. нагрузки школьников, соблюдение ими режима дня; оно имеет большое значение также для разумной организации труда учителей.

Р. у. з. составляется обычно на полугодие, т. к. в уч. плане по нек-рым предметам предусматривается разное количество уч. часов в 1-м и 2-м полугодиях. Р. у. з. должно быть стабильным. Частые изменения отрицательно сказываются на режиме школы (см. Режим школьный) и дисциплине уч-ся. При составлении Р. у. з. надо стремиться, чтобы сохранялось чередование предметов гуманитарного и естественно-математич. циклов, и уроки, требующие большого умственного напряжения, сменялись занятиями по физич. культуре и трудовым обучением. Уроки по наиболее трудным предметам не следует ставить последними.

Уроки, к к-рым необходима большая домашняя подготовка, следует рассредоточить по разным дням недели. Если в уч. плане на предмет отводится 2 — 3 уч. часа в неделю, то лучше их располагать с интервалом в 1 — 2 дня. Это повышает качество усвоения уч. материала. В школах, где одни и те же учителя математики, физики, химии преподают в 5 — 8-х и 9 — 10-х классах, рекомендуется, учитывая большую утомляемость подростков в сравнении со старшеклассниками, соответствующие предметы чаще проводить первыми в ср. классах. При составлении Р. у. з. надо предусмотреть эффективное использование уч. кабинетов (см. Кабинетная система учебных занятий), технич. средств обучения, наглядных пособий, лабораторного оборудования. Проведение в 8 — 10-х классах сдвоенных уроков помогает уменьшить объём домашних заданий.

Продуманно составленное Р. у. з.

Особенности составления расписания с помощью программы "Ректор"

создаёт условия для выполнения учителем обязанностей классного руководителя, для повышения им своей науч.-методич. квалификации: взаимное посещение уроков, учёба на курсах, семинарах при ин-тах повышения квалификации и др.

Учёт многочисленных требований, предъявляемых к Р. у. з., роль расписания в жизни всего школьного коллектива определяют сложность работы по его составлению. С проектом Р. у. з., подготовленным заместителем директора школы по уч. части при помощи наиболее опытных учителей, знакомится весь учительский коллектив. После внесения необходимых поправок Р. у. з. утверждается директором школы, объявляется всем учителям и уч-ся и вывешивается на видном месте. Кроме Р. у. з., составляется расписание кружковой работы, расписание экзаменов.

Г. Р. Черепашепец. Москва.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.

Шкала трудности предметов для старших школьников

Определение размера заработной платы учителя.

Базовая основная часть заработной платы учителя рассчитывается исходя из стоимости ученико-часа, учебной нагрузки учителя по каждому предмету в неделю согласно учебному плану и численности учащихся в классе с учетом коэффициента сложности предмета и коэффициентов, учитывающих образование, педагогический стаж, квалификационную категорию, ученую степень, государственную или отраслевую награду, специфику работы учителя.

Стоимость ученико-часа определяется исходя из базовой единицы, повышающих коэффициентов и рассчитывается по следующей формуле:

Стоим уч часа= баз ед х (1 + значение повышающих коэфф)

Различают следующие виды Повышающих коэффициентов:

Ксп — коэффициент сложности предмета,

Кст — коэффициент за стаж педагогической работы,

Ко — коэффициент, учитывающий уровень образования,

Кк — коэффициент, учитывающий квалификационную категорию,

Кн — коэффициент за государственную награду (за работу в сфере образования) или отраслевую награду (за исключением почетных грамот Министерства образования и науки Российской Федерации,

Ку — коэффициент за ученую степень,

Кс — коэффициент за специфику работы.

Под базовой единицей понимается доля стоимости образовательной услуги в части фонда оплаты труда, приходящаяся на 1 ученика за 1 учебный час. Базовая единица рассчитывается отдельно для каждого образовательного учреждения

Коэффициент сложности предмета устанавливается в следующих размерах:

I группа предметов (коэффициент сложности — 0,15): русский язык, математика, 1 и 4 классы начальной школы, технология (трудовая подготовка) в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, предметы коррекционной подготовки в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

II группа предметов (коэффициент сложности — 0,13): 2 и 3 классы начальной школы, история, литература, иностранный язык, обществознание, право, химия, физика, биология, естествознание, природоведение (в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, информатика и информационно-коммуникационные технологии, география).

III группа предметов (коэффициент сложности — 0,12): экономика, физкультура, технология (кроме технологии в специальном (коррекционном) образовательном учреждении).

IV группа предметов (коэффициент сложности — 0,11): ИЗО, музыка, ОБЖ, черчение, астрономия, МХК, предметы школьного компонента, другие предметы, не предусмотренные настоящим Положением.

Основные параметры, учтенные в коэффициентах сложности предмета:

наличие предмета в перечне предметов государственной (итоговой) аттестации, осуществляемой в форме единого государственного экзамена,

дополнительная нагрузка на педагога, обусловленная большой информативной емкостью предмета, постоянным обновлением содержания, наличием большого количества источников (литература, история, обществознание, география),

большие временные затраты при подготовке к уроку,

необходимость подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования, дидактического материала,

возрастные особенности учащихся (начальная школа),

физиологические особенности обучающихся (физкультура, технология в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях),

проверка письменных работ,

заведование инфраструктурой (использование специализированных кабинетов),

проведение занятий на открытом воздухе.

Базовая специальная часть заработной платы учителя рассчитывается по следующей формуле:

, где:

Кв — компенсационные выплаты

Кпрочие — доплата за классное руководство, руководство школьным методическим объединением (доплаты устанавливаются локальными актами учреждения в абсолютных размерах или процентах к базовой основной части заработной платы).

Новые нормы СанПиН для школьников

Объем ведер и леек

Для детей 8-10 лет – не более 3 литров

Для детей 11-12 лет – не более 4 литров

Для детей 13-14 лет – не более 6литров

Для детей 15-16 лет – не более 8 литров

Приложение 3

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся П и Ш ступени образования – на 2, 3, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность, обучающихся в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший её объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблицы 1, 2, 3 настоящего приложения), либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 – 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1.

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Математика 8
Русский (национальный иностранный язык) 7
Природоведение, информатика 6
Русская (национальная литература) 5
История (4 классов) 4
Рисование и музыка 3
Труд 2
Физическая культура 1

Таблица 2

Шкала трудности предметов, изучаемых в 5 -9 классах

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс

Химия 13 10 12
Геометрия 12 10 8
Физика 8 9 13
Алгебра 10 9 7
Экономика 11
Черчение 5 4
Мировая художественная культура (МХК) 8 5 5
Биология 10 8 7 7 7
Математика 10 13
Иностранный язык 9 11 8 10 9
Русский язык 8 12 11 7 6
Краеведение 7 9 5 5
Природоведение 7 8
География 7 6 5 5
Граждановедение 6 9 9 5
История 5 8 6 8 10
Ритмика 4 4
Труд 4 3 2 1 4
Литература 4 6 4 4 7
ИЗО 3 3 1 3
Физическая культура 3 4 2 2
Экология 3 3 3 6 1
Музыка 2 1 1 1
Информатика 4 10 4 7 7
ОБЖ 1 2 3 3 3

Таблица 3

Шкала трудности предметов, изучаемых в 10-11 классах

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности) Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Физика 12 Информатика, экономика 6
Геометрия, химия 11 История, обществознание, МКХ 5
Алгебра 10 Астрономия 4
Русский язык 9 География, экология 3
Литература, иностранный язык 8 ОБЖ, краеведение 2
Биология 7 Физическая культура 1

Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений

физкультурных минуток (ФМ)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее — ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее — и.п.) — сидя на стуле. 1 — 2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 — 4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. И.п.

Ранговая шкала трудности предметов

— сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3 — 4 — то же правой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3 — 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 — 2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 — 4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6 — 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

2. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — 5 — круговые движения тазом в одну сторону, 4 — 6 — то же в другую сторону, 7 — 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

3. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — 2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 — 4 — и.п., 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

1.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7 — 8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13 — 14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4 — 6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2 — 3 раза — средний, 4 — 5 — быстрый, 6 — медленный.

Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 — 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 — 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 — 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 — 6. Повторять 4 — 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторять 1 — 2 раза.

Приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендации к организации и режиму работы

групп продленного дня

Общие положения.

Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов. Пребывание обучающихся в группе продленного дня одновременно с образовательным процессом может охватывать период времени пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении с 8.00 — 8.30 до 18.00 — 19.00.

Помещения групп продленного дня для обучающихся I — VIII классов це лесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций, включая рекреации.

Рекомендуется для обучающихся первых классов группы продленного дня выделять спальные помещения и игровые комнаты. При отсутствии в общеобразовательном учреждении специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.

Для обучающихся II-VIII классов в зависимости от конкретных возможностей рекомендуется выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.

Режим дня.

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы продленного дня, необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение, и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, про гулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II — III классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Отдых на свежем воздухе.

После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:

— до обеда длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;

— перед самоподготовкой в течение часа.

Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными иг рами и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.

Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.

Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.

В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.

Местом для отдыха на свежем воздухе и проведения спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные пло щадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.

Организация дневного сна для первоклассников и ослабленных детей.

Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 часа.

Для организации дневного сна должны быть выделены либо специаль ные спальные, либо универсальные помещения площадью из расчета 4,0 м [2] на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.

При расстановке кроватей необходимо соблюдать расстояние между: длинными сторонами кровати — 50 см; изголовьями — 30 см; кроватью и наружной стеной — 60 см, а для северных районов страны — 100 см.

За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раз в 10 дней.

Спальные помещения рекомендуется проветривать за 30 минут до сна, сон проводить при открытых фрамугах или форточках.

Подготовка домашних заданий.

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

— приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

— начинать самоподготовку в 15 — 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

— ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.;

— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней труд ности для данного обучающегося;

— предоставлять обучающимся возможность устраивать произволь ные перерывы по завершении определенного этапа работы;

— проводить "физкультурные минутки" длительностью 1-2 минуты;

— предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).

Внеурочная деятельность.

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 — 2 классов, и не более полутора часов в день — для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 — 3 классов и 1,5 — для обучающихся 4 — 8 классов.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятель ности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

страница 1 … страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6

скачать
Другие похожие работы:

Оставьте комментарий