По мнению З. Фрейда, люди, обладающие эмпатическими способностями, могут не только объективно оценить и понять чувства другого, но еще и пропустить эти переживания «через самого себя».
Эмпатия — это способность человека к сопереживанию, умение разделять чужие эмоции и чувства, умение понять психическое и эмоциональное состояние человека, почувствовать его эмоции и при этом осознавать, что они принадлежат ему.
Человека, которому свойственно уметь сопереживать другому называют эмпатом. Эмпатическое общение предусматривает понимание чувств и проникновение в духовный мир другого человека. Войдя в такое состояние, эмпат не выключает свою чувствительность, тем самым следит за эмоциональной сменой настроений собеседника. Развитие уверенности в себе
В психологии способность к эмпатии признана нормой. Многие специалисты считают это качество врожденным. Кроме того, эмпатия относится к числу тех способностей, которые необходимо постоянно развивать, ведь гораздо проще быть равнодушным человеком, чем понимать всех и каждого.
Содержание
- Для чего же нам нужна эмпатия?
- Так как же развивать эмпатию?
- Практикуйте приемы и техники активного слушания
- Упражнения для развития эмпатии
- ПЕРЕЖИВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭМПАТИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА САМОРЕГУЛЯЦИИ 10
- Психическая саморегуляция и здоровье
- Виды психической саморегуляции
- Что такое эмпатия и кто такой эмпат?
- Уровни регуляции поведения
- Развитие эмпатии. Упражнения
- Эмоционально-волевой уровень саморегуляции
- Роль эмпатии личности в формировании склонности к затрудненному общению
- Воля и саморегуляция поведения человека
- Роль эмпатии личности в формировании склонности к затрудненному общению
Для чего же нам нужна эмпатия?
- Эмпатия помогает предугадывать действия и понимать мотивы поступков окружающих людей.
- Эмпатия способствует эффективному общению между людьми, помогает разобраться в сложных ситуациях, спрогнозировать мотивы и действия людей.
- Эмпатийный человек вызывает доверие, в общении с ним создается ощущение психологического комфорта.
- Человек, который проявляет сопереживание к чувствам других производит впечатление приятного, доброго и обаятельного человека.
Это интересно!!
Доказано, что все растения способны чувствовать чужую боль. Эмпатию могут также проявлять кошки и собаки. Владельцы этих домашних животных реже испытывают психологический и физический стресс, быстрее восстанавливаться и меньше склонны к депрессии. Пет терапия или лечение животными
По мнению психологов, это природный дар поэтому если есть склонность к эмпатии, ее можно развивать и усовершенствовать.
Так как же развивать эмпатию?
Развитие эмпатии начинается с наблюдения за эмоциональными проявлениями окружающих. В общении прослеживайте жестикуляцию, мимику, интонацию других людей. Это поможет приблизиться к тому, чтобы научиться чувствовать их эмоциональное состояние.
Базовые эмоции и проявления человека
Ведь эмпатия — это не просто умение распознавать эмоции человека. Это было бы слишком просто. Настоящий эмпат, умеет перекладывать чувства на себя, словно он этот человек, которого он пытается понять. Практикуйтесь на коллегах, друзьях и знакомых.
Такое изучение эмоциональной сферы других людей поможет не просто многое узнать о них, но и позволит научиться объективно оценивать свои поступки. Вы посмотрите, как ведет себя человек в разных ситуациях, в каких больше нервничает, волнуется и т.п. Таким образом вы как бы поставите себя на его место, благодаря чему станете более чувствительней к людям. И это будет ваш первый шаг к развитию эмпатии.
Практикуйте приемы и техники активного слушания
Здесь вам нужно научиться не только слушать, но и слышать другого человека. А это значит не перебивать, ни в коем случае не критиковать, не делать поспешных негативных выводов, не клеить ярлыки и шаблоны. Развитие эмпатии предусматривает без оценочное отношение к поступкам другого, полное или частичное понимание мотивов, побудивших человека к тому или иному действию.
Другие приемы активного слушания
Общаясь с посторонними людьми также можно практиковаться над развитием эмпатии. Не ждите, пока вас попросят о помощи, если видите расстроенного человека подойдите и попробуйте успокоить. Порой незнакомому человеку легче поведать о своих проблемах, чем близкому.
Читайте книги, смотрите трогательные художественные фильмы, которые помогут вам в самосовершенствовании и развитии способности к эмпатии. Нужно стремиться к развитию собственной эмоциональной чувствительности, вместе с ней появится и эмпатия.
Упражнения для развития эмпатии
«Угадай эмоцию»
Каждому участнику игры раздаются листки, на которых задана определённая эмоция (радость, гнев, печаль, интерес, раздражение, злость, отвращение, удивление). И по очереди один участник изображает свою эмоцию, все остальные угадывают ее.
Это упражнение для развития эмпатии также можно усовершенствовать и менять под интересы участников. Например, можно дать задание поздороваться со всеми с заданной эмоцией, все остальные должны угадать с каким настроением пришел этот участник.
«Отражение в зеркале»
Это упражнение разыгрывается в парах. Один участник становится зеркалом, а другой в него смотрится и показывает разные жесты и мимику. Задача первого — все жесты и мимику повторить. Через несколько минут люди меняются ролями.
«Разговор по телефону»
Один человек делает вид, что разговаривает по телефону, не произнеся при этом ни слова. Его задача передать с помощью одних лишь эмоций, мимики и жестов суть разговора. Задача другого участника — угадать, с кем он беседует или о чем. Развитие эмпатии у детей и подростков
Эмпатийные люди очень добры, и это неподдельное качество. Сострадательны, чувствительны, внимательны, никогда не станут обвинять других в собственных неудачах.
ПЕРЕЖИВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭМПАТИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА САМОРЕГУЛЯЦИИ 10
Эмпаты милосердны.
Кроме того эти люди грамотно управляют своими эмоциями. Иначе такое сверхчувствительное отношение к чувствам других может привести к страшным последствиям, связанным с ухудшением собственного здоровья. Быть эмпатом – это истинный дар. Было бы больше таких людей в нашем мире и социуме, нам бы удалось избежать многих войн и несчастий.
Психическая саморегуляция и здоровье
Психологический стресс, обусловленный бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками, — пожалуй, одна из весьма неприятных сторон образа жизни современного человека. Довольно часто ему приходится пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе. Состояние стресса сопровождается не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функционировании физиологических механизмов (мышечные спазмы, повышение артериального давления, ухудшение циркуляции крови, учащенное дыхание и др.).
Стрессоустойчивость, защита своего физического и психического здоровья от влияния факторов стресса во многом зависит от самого человека, его желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции (ПСР). Есть легенда о том, что человеку, упавшему в пропасть и молившему о помощи, Бог ответил: «Да, человек, я дал тебе мало сил, чтобы ты выбрался из этой пропасти, но я дал их достаточно, чтобы ты не попадал туда». Вывод предельно простой: не ждать, пока ситуация застигнет врасплох и только после этого думать, как ей противодействовать, а стремиться предвидеть развитие событий и предпринимать превентивные, профилактические шаги.
Принято считать, что человек способен влиять на самого себя, используя три пути, которые в той или иной степени используются в ПСР: изменение тонуса скелетных мышц и дыхания; активное включение представлений и чувственных образов; использование программирующей и регулирующей роли слова. Существует несколько концепций психической саморегуляции.
Концепции психической саморегуляции
В современной психологии еще не сложилось удовлетворительного толкования понятий самоуправления и саморегулирования. Нередко они используются как синонимы — glavsovet.ru. Вопрос об их специфике затушевывается в рамках все расширяющихся исследований, объединяемых под названием «проблемы психической саморегуляции». Хотя понятно, что если придерживаться единых принципов, сложившихся в теории управления, в понимании содержания и соотношения процессов управления и регулирования в применении к системам различной природы и уровня сложности, то процессы психического самоуправления у человека следует рассматривать шире, чем процессы саморегуляции.
Понятия самоуправления и саморегулирования
Виды психической саморегуляции
В настоящее время существует значительное количество методических разновидностей психической саморегуляции, которые успешно применяются на практике. Наиболее известны из них аутогенная тренировка (AT), биологическая обратная связь (БОС), медитация, психомышечная, идеомоторная и визуомоторная тренировки.
Аутогенная тренировка (AT)
Метод прогрессирующей релаксации
Ступени аутогенной тренировки (AT)
Следует отметить, что проблемой регулирования различных функций человеческого организма с помощью принципа самовнушения одними из первых начали заниматься йоги. Система йогов появилась задолго до нашей эры и имела своей целью попытку сделать человека совершенным, добиться высшего счастья — общения, «слияния» с богами. Это блаженное состояние, характеризующееся отрешением от мирской обыденности и «растворением» в божественном начале, йоги назвали «самадхи» (нирвана). В конце прошлого и в начале нашего столетия проблемой самовнушения занимались: Э. Куэ во Франции, Э. Кречмер в Германии, В. М. Бехтерев в России и другие ученых в разных странах — glavsovet.ru. Все они пришли к выводу, что в основе методов самовнушения лежат два главных механизма: дремотное состояние и сосредоточенное ненапряженное внимание. О силе самовнушения свидетельствуют и известные факты из жизни классиков мировой литературы.
Сила самовнушения
Биологическая обратная связь (БОС)
Медитация
Йога
Классификация техник медитации. Психомышечная тренировка
В психопрофилактической работе необходимо применение двух противоположно направленных приемов психической саморегуляции — успокоения и мобилизации. Только так можно обеспечить тонко направленное влияние на состояние.
Приемы психической саморегуляции
Идеомоторная тренировка
Визуомоторная тренировка поведения
Комплекс упражнений, которые можно использовать для совершенствования своих навыков в самых разнообразных областях профессиональной деятельности — от тренировки в силе и выносливости до обучения ораторскому и артистическому искусству, включает:
1. Использование зрительных представлений (как основы методики), помогающих в выработке таких навыков, как уверенность, собранность, умение расслабляться или развивать силу и выносливость.
2. «Какой бы ни была ваша цель, в случае, если вам необходим заряд краткосрочной энергии, подумайте о чем-то, что "зарядит" вас, будь то зрительный образ, чувство или звук», — утверждают авторы данной методики. Например, один профессиональный конькобежец перед тем, как выйти на лед, воображал, как он проглатывал звезду, которая затем взрывалась в нем, наполняя весь организм энергией. Ответом нервной системы на этот вызов был приток физической энергии, обусловленный притоком адреналина.
3. Контроль выражения лица, осанки, жестикуляции, голоса. У многих людей переход из одного состояния в другое сопровождается соответствующей перегруппировкой лицевых мышц. Например, обычная улыбка передает нервные импульсы от лицевых мышц в эмоциональный центр мозга. Результатом являются позитивные чувства радости или расслабления.
4. Представление себя в тот момент, когда вы смогли справиться с любым заданием без особых усилий, каким бы сложным оно ни было. Например, случай, когда вам удалось убедить милиционера не выписывать штраф за нарушение правил дорожного движения. Воспроизведите эти эпизоды во всех возможных подробностях, припомните сопутствовавшую обстановку. Необходимо запечатлеть в сознании свое лучшее время так, чтобы вы могли вспомнить его, оказавшись в кризисном положении.
5. Позитивное мышление. Экспериментально проверено, что лишь одна мысль о поражении, неудаче может стать причиной провала, крушения при выполнении ответственного задания. Предлагаемые методики направлены на то, чтобы человек совершал позитивную мысленную работу под лозунгом «Я смогу!».
Что такое эмпатия и кто такой эмпат?
Одним из таких эффективных упражнений является так называемая стоп-тренировка — техника позитивного мышления, которая особенно действенна в борьбе с навязчивыми мыслями негативного или деструктивного характера.
6. Самоутверждение. Упражнение заключается не только в стремлении избавиться от негативных мыслей, но и в превращении их в позитивные. Если что-то не удается, следует повторять: «Я могу этого добиться» или «Мне это нравится».
7. Определение долгосрочных целей.
8. Контролируемые сны.
9. Усилители энергии. Почувствовав, что силы на исходе, вы можете восстановить их кратковременной активной деятельностью. Несколько коротких упражнений «подзаряжают» вас энергией и приводят в состояние готовности.
10. Физические упражнения, направленные на избавление от напряжения.
Уровни регуляции поведения
1234Следующая ⇒
Лекция 43. Понятие воли в психологии.
Уровни регуляции поведения. Непроизвольная регуляция. Произвольная регуляция. Определение воли. Простой и сложный волевой акт. Общие характеристики воли. Наиболее существенные признаки волевого акта. Развитие волевой регуляции. Волевые свойства личности.
Методические рекомендации к изучению темы:
Для решения проблемы воли важно ответить на два вопроса – «Что или кто является источником психической активности человека» и «Как воля соотносится с другими психическими процессами».
По первому вопросу в истории психологии встречаются различные токи зрения.
Высказывалось мнение, что воля человека есть проявление напряженной духовной субстанции (первоначально об этом писал Р.Декарт), в дальнейшем эти идеи развивали теологические концепции. Воля также рассматривалась как проявление внутренних сил человека (Б.Спиноза, Г.Гоббс), что согласуется с принципом самоорганизации. В. Вундт выводил волю из аффектов, другие авторы выводят волю из потребностей и мотивов или связывают ее с личностью в целом, а потребностям отводят лишь роль инициатора импульсивного поведения.
По второму вопросу также много мнений. Традиционно волю рассматривают в триединстве с познавательными и эмоциональными свойствами: «познание — чувство-воля». В последнее время высказывается мнение что воля – это более сложное явление — это способность личности к управлению своими мотивами-целями, состояниями, действиями, мыслями, она является их производной. В ряде случаев воля противопоставляется сознанию – с помощью сознания человек постигает явления объективной действительности, с помощью воли – освобождается от плена актуальной потребности. В.И.Селиванов считает, что воля должна соотноситься со всем сознанием в целом, а не его отдельными частями.
В ХХ веке в психологии понятие воли было оттеснено на периферию, и оно не входило в число основных понятий. За рубежом в 1930-е годы велись интенсивные теоретические и экспериментальные исследования, затем интерес резко снизился. В учебниках по психологии даже отсутствовала глава, посвященная воле. Сейчас происходит возрождение исследований воли.
Относительно воли следует помнить, что данное понятие введено, потому что существуют реальные психические явления волевой регуляции поведения, а задача психологии – найти тот или иной механизм (или механизмы), который обеспечивает волевую регуляцию.
Воля изучается и другими науками, так проблема свободы воли, ответственности – это предмет и юридических наук, и философии, и физиологии.
При изучении темы необходимо разобраться в том, чем произвольная регуляция поведения отличается от волевой регуляции.
Развитие эмпатии. Упражнения
Следует обратить внимание на то, в чем состоит проблема воли в психологии.
Уровни регуляции поведения
Непроизвольная регуляция:
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева) . К этому уровню регуляции относятся:
Ø допсихические непроизвольные реакции;
Ø образная регуляция (сенсорная и перцептивная).
Произвольная регуляция
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека. К этому уровню регуляции относятся:
Ø речемыслительный уровень регулирования;
Ø волевое регулирование.
Как регулятор психической деятельности и поведения воля выполняет 2 основные функции:
* побудительную;
* тормозную.
Традиционная трактовка воли | Современная трактовка воли |
воля трактуется как процесс реализации детерминирующей тенденции, как преодоление препятствий | осуществляется системный подход к анализу воли , подчеркивается его функциональный характер |
понятие воли связывалось, прежде всего, с волевым актом | введено более общее понятие — «произвольное управление». Волевая регуляция и произвольное управление – понятия не тождественные, они соотносятся как целое и часть. Управление – это осуществление воздействий по достижению заранее поставленной цели. Термину управление соответствует термин — произвольная регуляция Регулирование – это механизм стабилизации системы в случае отклонения. Термину управление соответствует термин воля. |
Определение воли
Воля – способность к сознательной саморегуляции и самоорганизации поведения, она присуща только человеку. Воля заключается в умении выбирать значимые цели и направлять физические и психические усилия на их достижение.
Значимость целей определяется учетом социальных факторов, а интенсивность и длительность прилагаемых усилий зависят от трудности осуществления целей.
Воля как высший уровень произвольной регуляции деятельности обеспечивает преодоление трудностей при достижении цели. Наличие препятствий и преград необходимое условие волевой регуляции. Необходимость волевой регуляции детерминирована:
Ø трудными ситуациями «внешнего мира»
Ø сложностью противоречивого внутреннего мира человека.
Это приводит к тому, что преграды бывают:
Ø внешние (время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей);
Ø внутренние (отношения, установки, болезненные состояния, усталость).
Отражаясь в сознании, они требуют определенного волевого усилия, для создания необходимого тонуса.
Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально – нравственной и общесоциальной ценности.
И. М. Сеченов писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств.
1234Следующая ⇒
Дата добавления: 2017-02-11; просмотров: 665 | Нарушение авторских прав
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Эмоционально-волевой уровень саморегуляции
Работа с эмоциями выступает отдельным звеном в техниках саморегуляции. В противоположность переосмыслению ситуации и интеллектуальному самоубеждению когнитивного подхода альтернативные психотерапевтические техники основываются на необходимости эмоционального отреагирования. В психотравмирующих ситуациях сдерживание эмоций предполагает накопление отрицательной энергии и возникновение болезненных изменений на физическом уровне. Поэтому некоторые рекомендации по сохранению психического здоровья звучат так: «обидившемуся — обижаться», «стыдящемуся — стыдиться», «ревнивому — ревновать», «боящемуся — бояться». Иначе эмоции будут искать выход и проявятся в виде соматических или психических нарушений. Другие психотерапевтические советы направлены на использование организованных и систематических форм работы с эмоциями, а не на непосредственное их выражение.
Вместе с тем эмоционально-волевой уровень саморегуляции традиционно объединяет контроль за разнообразными эмоциональными состояниями и в целом управление психическими и физиологическими процессами с использованием механизмов воли и целенаправленных действий. Для психологии советского периода характерным было представление о преобладании воли над чувствами и чрезвычайной значимости внутренних усилий в регуляции поведения и деятельности. Доминировала следующая цепочка объяснения любых действий: цели — мотивы — выбор мотива — принятие решение — реализация. В каждом ее звене волевые процессы играли существенную роль. Известно, например, что этап отбора мотивов и принятия решения невозможен без участия волевых усилий. Затянувшаяся ситуация выбора разъедает психику, поэтому необходимо сознательное и тщательно обдуманное прекращение состояния неопределенности и нерешительности, которые при длительном воздействии истощают ум и психику.
В большинстве случаев предполагается, что субъект деятельности совершает действия по необходимости, не следуя непосредственным желаниям. Воля является компенсирующим агентом, дополнительным рычагом при недостатке побудительных мотивов. Это дополнительное побуждение к действию иногда требует более серьезных перестановок, чем просто принуждение. Например, может возникнуть потребность в изменении смыслов действия или формировании других мотивов. В этих процессах волевой компонент не менее важен. В то же время было доказано, что чрезмерное волевое усилие может препятствовать достижению желаемого.
Благодаря многим психотерапевтическим исследованиям методы, изменяющие психические проявления человека путем парадоксальных утверждений, стали широко применяться в профилактике невротических расстройств. В. Франкл называл этот метод парадоксальной интенцией, а В.Леви популяризовал его как доктор Торобоан (Наоборот). В обоих случаях главным регулятором выступает намеренное и демонстративное преувеличение нежелательного психофизиологического явления. Тому, кто боится краснеть, рекомендуют покраснеть как можно сильнее, опасающемуся потеть — обильно потеть и т. д. В результате удается легче избавиться от мешающего проявления, чем при волевом усилии, направленном на его недопущение.
Поэтому эмоционально-волевая регуляция не сводится к принуждению и повсеместному контролю сознания. Ошибочно воспринимать задачи этого уровня только как контроль сознания над эмоциями, т.е. постоянный и последовательный самоконтроль. В.Леви формулирует этот принцип следующим образом: «в самоработе нельзя "надо" — а только "можно"». Современное понимание волевой регуляции использует понятие самовнушения без усилий, с привлечением ресурсов представления и воображения. В сравнении с силой воображения сила воли может быть менее выигрышна, поскольку изменение поведения, достигнутое ненасильственным образом, оказывается более эффективным для целей психической регуляции. В то же время самовоздействие должно быть осознанным. В данном случае речь идет не о том, чтобы заставлять себя сделать что-либо определенное, а чтобы сконцентрироваться на упражнениях, которые облегчат задачу по улучшению самочувствия и настроения. Таким образом, суть состоит не в преодолении и противоборстве с самим собой, а в использовании естественных механизмов самодвижения, в частности связанных с образной сферой.
Вне зависимости от степени привлечения воли или потенциала воображения центральным понятием саморегуляции этого уровня является самовнушение. Самовнушение — это своеобразный внутренний монолог, самовоздействие без рефлексивных размышлений. Суггестивное, т.е. внушающее, действие коротких фраз было показано еще в теории гипноза в конце XIX в., однако теория самовнушения получила статус самостоятельного направления лишь в начале XX в.
Самовнушение — механизм регуляции собственного психического состояния, основанный на повторении однотипных утверждений или производстве образов.
Основными принципами самовнушения являются: релаксация, утверждение, визуализация и ритм. Во-первых, чтобы самовнушение было действенным, должно быть достигнуто или использовано психофизиологическое состояние организма, близкое к полному расслаблению, подобному состоянию до и после пробуждения или трансовому состоянию (релаксация). В эти моменты мозг и тело способны наиболее оптимально усваивать новые инструкции.
Роль эмпатии личности в формировании склонности к затрудненному общению
Во-вторых, мысленные или словесные внушения действенны, если они просты, кратки (одно-, двухсложные), позитивны, жизнеутверждающи и оптимистичны. В утверждениях отражается главное содержание послания к самому себе и происходит закрепление желаемого путем неоднократных повторений. В-третьих, утверждения дополняются образными, яркими представлениями. Происходит визуализация — создание внутреннего образа с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных и осязательных ощущений. В-четвертых, важен ритм, соответствующий индивидуальному ритму и состоянию релаксации — выбранная частота и продолжительность повторений формул самовнушения. Все четыре принципа взаимно подкрепляют и усиливают друг друга.
Аккумуляция теоретических представлений о самовнушении произошла в методике аутотренинга или аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка представляет собой метод самовнушения, позволяющий посредством психических процессов, прежде всего представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой. Изобретенный в 1930-х гг. врачом А. Шульцем, сегодня этот метод имеет множество модификаций. Действительно, возможности аутогенной тренировки чрезвычайно велики и в полной мере раскрывают резервы человеческой психики.
Еще одним популяризатором этого метода был Х.Линдеман, продемонстрировавший эффективность целенаправленного самовнушения собственным подвигом, переплыв в надувной резиновой лодке Атлантический океан в конце 1950-х гг. Он считал, что главным слагаемым его успеха стал навык управления психикой, поскольку в схожих экстремальных ситуациях именно психика, а не тело оказывается наиболее уязвимой.
«Я неоднократно спрашивал себя во время аутогенного погружения: "Я останусь в живых?". Ответом было чувство безбрежной уверенности, некой космической безопасности, которое можно сравнить с непоколебимостью глубоко верующего человека. На свое рискованное предприятие я решился окончательно только после того, как уверенность в успехе захватила меня целиком, не оставляя ни тени сомнения. Я знал, что выдержу и останусь жив.
Во время плавания эта формула всегда автоматически помимо воли приходила мне на помощь во всех угрожающих ситуациях. Особенно ясно я почувствовал ее действие, когда моя лодка перевернулась в первый раз. Это было ночью во время шторма. Словно сильный электрический разряд прошел через мой мозг — "Я справлюсь!". Это было как удар извне, из темноты штормовой ночи. Формула самовнушения взбудоражила меня всего, наполнила энергией все органы моего тела.
Решающей для моего путешествия была формула "Курс вест!", т.е. направление строго на запад. Эта закрепленная до полного автоматизма формула пробуждала меня от бреда, вызванного бессонницей, так же как огромные холодные волны, перекатывающиеся через лодку. В последние 18 дней плавания дул резкий, подчас штормовой пассат, державший меня в постоянном напряжении. Накопившийся за эти дни дефицит сна становился невыносимым. Мозг находился в странном состоянии между сном и бодрствованием. Волна шипела — весст, весст!»
X. Линдеману понадобилось 72 дня, чтобы достичь своей цели. Его пример вдохновил многих людей на поиск ресурсов своей психики. Однако процесс овладения навыком аутогенной тренировки требует времени и настоящего желания. Комплекс последовательных упражнений, который был предложен основателем метода, призван научить основам мышечной релаксации, успокоения сердечной деятельности и дыхания, воздействуя на основные системы организма. Рекомендуется осваивать связанные с ним задачи последовательно, одну за другой, затем переходя к укороченным формулам самовнушения.
Первое упражнение направлено на создание чувства тяжести в мышцах, поэтому формула составлена так: «Моя правая рука тяжелая». Известный в психофизиологии эффект генерализации способствует распространению тяжести, т.е. мышечного расслабления, на мышцы другой руки, затем ног и всего тела. В случае затруднений в достижении расслабления специалисты советуют напрячь мышцы, затем расслабить их и подключить образы, утяжеляющие руку. Второе упражнение заключается в инициации чувства тепла: «Моя правая рука теплая». Тепло также сопровождает расслабление, так как кровеносные сосуды при этом расширяются. Можно мысленно представить теплый воздух, одеяло или привлечь другие образы. Третье упражнение посвящено нормализации работы сердца: «Сердце бьется спокойно и ровно». Если в начале занятий специальное внимание к сердечному ритму будет ускорять его, то постепенно пульс становится реже и ритм биения сердца также соответствует состоянию покоя.
Четвертое упражнение связано с успокоением дыхания, которое играет ключевую роль в процессах саморегуляции. При повторении формулы «Дыхание спокойное и ровное» дыхание становится глубоким и равномерным. Пятое упражнение обращает внимание на деятельность внутренних органов и взаимодействует с энергетическим центром вегетативной нервной системы — солнечным сплетением: «Солнечное сплетение излучает тепло». Появляется ощущение тепла в этом узле и во всей области между диафрагмой и желудком. Шестое упражнение связано с вызыванием чувства прохлады в области головы и действует подобно холодному компрессу: «Лоб приятно прохладен». Стимулятором также могут быть образные представления. Помимо основных шести формул существует еще формула-вставка, которая содержит главную идею релаксации: «Я абсолютно спокоен».
В целом комплекс можно представить в следующем виде:
Я абсолютно спокоен (1 раз)
Правая рука тяжелая (6 раз)
Я абсолютно спокоен (1 раз)
Правая рука теплая (6 раз)
Я абсолютно спокоен (1 раз)
Сердце бьется спокойно и ровно (6 раз)
Я абсолютно спокоен (1 раз)
Дыхание спокойное и ровное (6 раз)
Я абсолютно спокоен (1 раз)
Солнечное сплетение излучает тепло (6 раз)
Я абсолютно спокоен (1 раз)
Лоб приятно прохладен (6 раз)
При аутогенной тренировке также обязательной является формула выхода из состояния расслабления. Например: «Руки сжаты — дыхание глубокое — открыть глаза — расслабить руки». После того как комплекс начинает приносить желаемый эффект, продолжительность тренировки сокращается, формулы укорачиваются и аутотренинг может занимать несколько секунд. У самообученных, хорошо владеющих своим состоянием людей формулы могут быть односложными, подобно командам: «Расслабился», «Собрался» и т.д.
К настоящему времени разработаны специальные комплексы не только для расслабления, отдыха или стимуляции транса с возможными медитативными состояниями, но и для более широкого круга задач. Например, для мобилизации организма, которая сопровождается повышением тонуса, активности и мышечной силы. Так, существуют модифицированные комплексы аутогенной тренировки для спортсменов. Кроме того, есть формулы цели и намерения, основанные на состояниях релаксации, но ориентирующие человека на достижение намеченных целей. Лечебное и профилактическое действие аутогенной тренировки также используется при психосоматических заболеваниях и болевых синдромах, например при снятии боли, анестезии. Целенаправленное самовнушение применяется и для профилактики невротических расстройств личности.
В целом аутогенная тренировка является мощным антистрессовым методом. Сегодня специалистами разработаны сотни различных наборов для самовнушения на все случаи жизни: для засыпания и пробуждения, отказа от вредных привычек и снятия зубном боли, борьбы со страхами и концентрации внимания. Однако психотерапевты предупреждают, что существует много подводных камней в овладении методом и слепое следование универсальным формулам не всегда отвечает их предназначению. Комплекс аутогенных упражнений, по утверждению В.Леви, является скорее «вероискусством», чем физической зарядкой, поэтому необходима вера в себя, свой организм, свои ресурсы, а также понимание не только психофизиологических взаимосвязей, но и своих личностных особенностей. Поэтому аутогенная тренировка имеет отношение к другим уровням саморегуляции и непосредственно связана с личностным потенциалом человека.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Воля и саморегуляция поведения человека
Произвольные, т. е. сознательные и преднамеренные, действия и поступки человека называют волевыми. Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно вызывает острые споры и дискуссии.
В трудах видного российского психолога Е. П. Ильина воля определяется как «психологический механизм, позволяющий человеку сознательно управлять своим поведением».20
Функциональную структуру воли он представляет следующим образом (см. рис. 2.1).
Рис.2.1 Функциональная структура произвольного управления
Таким образом, волю можно понимать как способность человека к самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и жизнедеятельности.
Наиболее отчетливо волевое регулирование проявляется в преодолении трудностей или препятствий.
Роль эмпатии личности в формировании склонности к затрудненному общению
Можно выделить два вида сопротивления:
1) внешнее (физическое или социальное);
2) внутреннее — борьба мотивов, после которой следует выбор — решение и действие.
Человеку преодоление внешних препятствий (например, природной стихии или военного противника) часто дается легче, чем борьба с самим собой, со своими внутренними «драконами». В любом случае энергетика воли, так называемая «сила воли», есть затрата энергии на преодоление препятствий, на само воздействие — внешнее или внутреннее. Волевое регулирование — это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели и на удержание от активности.
С понятием самодетерминации мы также уже встречались при анализе гуманистического направления в психологии, сторонники которого подчеркивают также, что каждой личности присуще желание максимальной реализации своих возможностей. Если личность может свободно проявлять себя, реализовать свой потенциал, то она здорова, гармонична, находится в состоянии психологического комфорта, оптимальном для развития творческих свойств (в том числе способности быстро и эффективно решать нестандартные жизненные задачи). И не надо тратить средства на лечение и психотерапевтические мероприятия, на переобучение и трудоустройство. Разумнее позаботиться о создании условий для самореализации личности в критические периоды ее развития (учитывая кризисы внешние, социальные и внутренние, психологические).
Понятие самореализации объединяет различные психологические категории. В первую очередь — это самооценка как фактор сформированности сознания личности. Отношение к себе играет особую роль в поведении, так как оказывает влияние на уровень притязаний и мотивацию, постановку жизненных задач. Непосредственное же достижение этих задач, будь то профессиональное мастерство, учебная успешность, умение взаимодействовать с людьми или управлять собой, зависит как от воли человека, так и его отношения к себе и к миру или к другим людям (ценностных мировоззренческих ориентации). Следовательно, воля — способность человека сознательно направлять свои действия или регулировать свою жизнь в соответствии с определенными задачами и ценностными ориентациями. Волевые действия связаны с осознанием ситуации и принятием решений.
Внутренним условием самореализации личности является ее самоорганизация как осознанная совокупность мотивационно-личностных свойств, согласующаяся с индивидуальными (природными) особенностями субъекта, оптимально воплощаемыми в приемах и результатах деятельности.
Выработка индивидуальных способов самоорганизации включена в длительный процесс формирования социально-психологической и творческой зрелости человека.
Дата добавления: 2016-11-19; просмотров: 305 | Нарушение авторских прав
Похожая информация:
Поиск на сайте: