Роль науки в образовании


Роль науки в современном образовании и в формировании личности

В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира и сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методики. Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может санкционировать изменение структуры образования, т.к. распространяется на все его компоненты: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и науки. Образовательные модели опираются на научные достижения и предполагают наличие методик, программ, планов, методологических и дидактических материалов.

Сам процесс образования – это взаимодействие двух полюсов: полюс, где сосредоточена информация (педагог) и полюс, к которому она трансформируется (обучаемый). Процесс образования отличается от спонтанного «научения» тем, что носит целенаправленный характер и имеет свою логику, формы, стандарты, установки и принципы.

Образование – это интегративный процесс, включающий компоненты: обучения, передачи и сохранение традиций, развития эвристической и поисковой деятельности. Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений в образовательной системе и внедрение новых образовательных технологий.

Влияние науки на образовательный процесс ведет к выделению следующих уровней:

– операционального (освоение логики учебного предмета);– межоперационального (совокупность дисциплин данного учебного курса);

– тактического (отвечает за формирование содержания знания на основании пройденных дисциплин);

– стратегического (ставит задачи интегрирования содержательного потенциала знания во внутреннюю смысловую структуру личности);

– глобального (свидетельствует о сущностном ядре личности как результата интегративного и направленного образовательного процесса).

Роль науки в формировании личности

Личность, общество и государство связаны сложными взаимоотношениями, которые по-разному проявляются в традиционном и техногенном обществах. В традиционном обществе/(«закрытого типа») личности не свойственна автономия и реализовать себя человек может лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей. Для техногенного общества характерна интерпретация автономии личности как возможность активного деятельного отношения ко всем происходящим процессам. Преимущественно эта деятельность экстенсивна, направлена во вне, на переделку и преобразование внешнего мира. Только в 20в. профессия ученого становится сравнима по значению с профессией церковника и законника.

Вернадский отмечал, что главным, живым содержанием науки является научная работа живых людей. В эпоху НТП в большой науке выделяются следующие типы научной ориентации ученых:

– эвристическая, поисковая – выдвижение новых идей;

– аналитическая и экспликационная (уточняющая);

– проверка и обоснование имеющихся знаний; – приложение научного знания.

Таким образом, ученые делятся на теоретиков, практиков, эмпириков, классификаторов и аналитиков. Сегодня наиболее распространен тип ученого, который занимается решением многоплановой проблемы. Максима техногенного века гласит: «Все должно быть научным, научно обоснованным и научно проверенным». Научно-исследовательская деятельность является необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой невозможно нормальное существование и развитие общества.

СУБЪЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

№6,

Философские науки

Сабиров Аскадула Галимзянович (Доктор философских наук)

Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ; НАУКА; СУБЪЕКТ ВЛИЯНИЯ; РАЗВИТИЕ; УЧЕНЫЙ; ПРЕПОДАВАТЕЛЬ; ОБУЧАЕМЫЙ; EDUCATION; SCIENCE; THE SUBJECT OF INFLUENCE; DEVELOPMENT; SCIENTIST; TEACHER; LEARNER.

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления влияния образования на развитие современной науки посредством субъектов влияния: ученых-преподавателей, преподавателей-исследователей, обучаемых-исследователей.

Образование и наука являются важными социальными институтами. Они оказывают взаимное воздействие друг на друга. Наука способствует изменению содержания и функций современного образования, формирует для субъектов образования научную картину мира и общества, развивает личностные качества обучаемых [1, 2]. Она является ведущей стороной во взаимодействии с образованием. Это вызвано тем, что, как отметил А.И. Кравченко, «цель научной деятельности – получение нового знания. Цель образования – передача нового знания новым поколениям людей, т.е. молодежи. В этом смысле наука важнее образования» [2, с. 128]. Вместе с тем, образование также существенным образом влияет на развитие современной науки. Как писали Е.А. Пушкарева и О.А. Латуха, задача образования в науке традиционна для академической общественности… научить молодых людей применять весь арсенал современных научных методов для достижения требуемых результатов в конкретной области, легко адаптируясь при этом к меняющимся условиям» [3].

Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества

Образование оказывает свое непосредственное влияние на науку в основном с помощью трех субъектов: ученых-преподавателей, преподающих по совместительству в школе и вузе; преподавателей-исследователей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью и обучаемых-исследователей, занимающихся научными разработками.

1. Ученые, как основные субъекты науки, являются в первую очередь учеными-исследователями (они решают актуальные научные проблемы). Вместе с тем, многим из них присуща и функция преподавателя. Ученые по совместительству преподают в различных учебных заведениях дисциплины, в рамках которых они занимаются научными исследованиями и обучают своих аспирантов, готовят себе смену.

2. Преподаватели, как субъекты образования, являются в первую очередь учителями и воспитателями (они решают актуальные образовательные задачи). Вместе с тем, они часто занимаются и научно-исследовательской деятельностью. Они осуществляют разработку многих научных проблем, касающихся своих дисциплин (математики, физики, химии, биологии, филологии, истории, обществознания и т.д.) и привлекают наиболее способных студентов и школьников к разработке актуальных научных проблем.

3. Обучаемые, как субъекты образования, являются в первую очередь индивидами, получающими определенные, уже известные знания. Многие из них проявляют интерес к исследовательской деятельности. Совместно с преподавателем они занимаются определенными научными исследованиями в рамках дисциплин, которые они изучают. Важно, что некоторые из них в последующем выбирают профессию ученого и пополняют ряды представителей науки.

Указанные субъекты оказывают значительное воздействие на современную науку. Воздействие образования на науку осуществляется по следующим направлениям.

1. Образование готовит кадры для науки. Ученые-преподаватели и преподаватели-исследователи в процессе преподавания отбирают наиболее способных студентов и школьников для занятий научными исследованиями, формируют у них интерес к науке, обучают их методологии исследовательской деятельности, передают им свой опыт. Они рекомендуют студентам поступать в аспирантуру и писать кандидатскую диссертацию (первую квалификационную научную работу).

2. Образование определяет объем знаний, которые наука должна передать обучаемым. Преподаватели-исследователи и ученые-преподаватели передают обучаемым не только общеизвестные знания, предусмотренные стандартами образования, но и знания с «переднего края науки». Они знакомят с ними обучаемых потому, что те интересуются наукой, теми знаниями, которые уже получены наукой, но еще не вошли в программы изучаемых дисциплин. Кроме того, они привлекают обучаемых к занятиям в научно-исследовательском кружке, где знакомят обучаемых с новейшими научными достижениями.

3. Образование формирует заказ на популяризацию научных знаний. Преподаватели-исследователи и обучаемые нуждаются в тех научных знаниях, которые могут быть поняты ими. Они предлагают ученым-исследователям излагать новейшие научные знания в простой и доступной форме, предоставлять им конкретные рекомендации использования научных достижений в своей практике работы и обучения. Они заинтересовываются во многом наукой посредством чтения научно-популярных изданий и статей.

4. Образование формирует и развивает личностные качества будущего ученого, определяет его ценностно-целевые установки (основные образцы, идеалы, этические нормы). Преподаватели-исследователи и ученые-преподаватели воспитывают будущих ученых в духе принятия ими вполне определенных принципов и правил деятельности и поведения. Они учат их правилам общения и действия в конкретной научной школе.

5. Образование позиционирует себя в качестве объекта и предмета научного исследования. Преподаватели-исследователи и ученые-преподаватели в процессе преподавания изучают новейшие достижения в педагогической науке, обобщают свой педагогический и методический опыт работы, публикуют результаты своих исследований в педагогических научных журналах. В этом случае само образование становится объектом изучения целого ряда наук (педагогика, философия образования, социология образования, история образования и т.д.).

Таким образом, во-первых, образование играет важную роль в развитии современной науки, во-вторых, ее основными субъектами влияния являются ученые-преподаватели, преподаватели-исследователи и обучаемые-исследователи, в-третьих, образование готовит кадры для современной науки, развивает личностные качества будущих ученых-исследователей, способствует формированию социального заказа на определенные темы научных исследований, ориентирует ученых на усиление популяризации научных знаний.

Список литературы

  1. Сабиров А.Г. Философия науки. – Елабуга, Изд-во ЕГПУ. – 2006. – 62 с.
  2. Сабиров А.Г. Философия социально-гуманитарных наук. – Елабуга, Изд-во ЕГПУ. – 2006. – 55 с.
  3. Кравченко А.И. Общество: статика и динамика. – М.: Академический проект, Альма Матер, 2006. – 407 с.
  4. Пушкарева Е.А, Латуха О.А. Взаимодействие науки и образования в инновационном процессе – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/integrativnoe-vzaimodeystvie-nauki-i-obrazovaniya-v-innovatsionnom-protsesse (дата обращения: 03.03.2017 г.).

Наука и образование в современном мире.

Образование – целеноправленный и организованный процесс основ научных знаний, умений и подготовка человека к включению в различные сферы жизни общества.

Знания – освоенная человеком информация, ставшая личным достоянием, и составляющая основу его культуры.

Самообразование – образование, получаемое самостоятельно вне учебного заведения без помощи обучающего.

Обеспечение новых технологий требует не только исследований, но и участие в них подготовленных людей. Выдвижение новых идей в гуманитарном секторе науки, разработка принципов экономики требует юристов, историков. Так наука и образование создадут национальное образование страны. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России.

3 ступени образования:

Дошкольная

Общешкольное

Профессиональное

В современном мире образование – это основа развития человека.

РОЛЬ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ

Но современное образование не может ограничиваться только процессом учебы в школе или университете. Для полноценного развития и познания мира необходимо самообразование.

Наука — это исторически сложившаяся форма че­ловеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности.

Наука рассматривается с трех точек зрения:

  • как особая система, совокупность знаний о приро­де, обществе, человеке;
  • как особый вид деятельности, система научных ис­следований, направленных на получение новых знаний;
  • как система специфических организаций и учреж­дений.

Для всякого научного познания важно, что иссле­дуется, и то, как оно исследуется. Вопрос, что иссле­дуется, раскрывает природу предмета науки, вопрос, как исследуется, какими приемами — ме­тод исследования.

По своему предмету науки делятся:

  • естественно-технические, изучающие законы при­роды и способы ее освоения и преобразования;
  • общественные, изучающие различные обществен­ные явления и законы их развития, в том числе социально-экономические, а также самого человека как существа социального (гуманитарные науки).

Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта.

  • в естественных на­уках одним из главных методов является эксперимент,
  • в общественных науках — абстрактное обобщение, статистика.

В каждой науке различаются

  • эмпирический уро­вень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов;
  • уровень теоретичес­кий, т.е. обобщение эмпирического материала, выра­женный в соответствующих теориях, законах и прин­ципах.

По своей направленности научные исследования подразделяются на

  • Фундаментальные науки познают законы, управляющие взаимодействия природы, общества, мышления.
  • Прикладные науки — применяют ре­зультаты фундаментальных исследований для реше­ния не только познавательных, но и практических проблем.
  • опытно-конструк­торские разработки (НИОКР) стоят на стыке прикладных, фундаментальных наук и практики

Специфика научного познания:

  • это целенаправленное познание, которое решает вполне определенные задачи;
  • оно характеризуется определенными формами и методами познания, ему соответствует точность, строгая определенность;
  • цель научного познания — получение новых, бо­лее глубоких знаний.

Таким образом, человек сам по себе является предметом изучения науки.

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 677; Нарушение авторских прав

Наука: ее роль в современном мире

Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой деятельности, которая направлена на структурированное познание и преображение действительности.

Основа любой науки – это систематизированные факты, теории, логически выверенные гипотезы, законы, методы исследования.

Уникально то, что наука представляет собой и систему знаний о мире и практическую деятельность, основанную на ней.

Наука развивается уже на протяжении многих веков. И благодаря ее непрерывному преобразованию и развитию на сегодняшний день она представлена в виде разветвленных совокупностей научных отраслей.

Современная наука состоит из стольких разнообразных отраслей, что каждую из них по отдельности охарактеризовать невозможно. А предметом современной науки можно назвать и мир, и формы и виды движения материи, и их восприятие в сознании человека.

Таким образом, человек сам по себе является предметом изучения науки.

Классификация современных наук

Классифицировать современные науки можно по предмету.

Роль образования в развитии современной науки.

Существуют естественно-технические науки, которые изучают всевозможные законы природы и способы ее преобразования и освоения.

Также выделяют общественные науки, предметом изучения которых можно назвать человека, как социальную фигуру, и различные общественные явления.

В эту категорию входят и философские дисциплины, изучающие законы развития мышления человека, общества и природы.

Важно отметить, что основным приемом исследования в естественных науках считается эксперимент тогда, когда для общественных наук характерна статистика, как главный прием исследования.

Также используются такие приемы, как анализ, индукция, дедукция, синтез. В науке выделяют два уровня – теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень представляет собой обобщение материала, который был собран при помощи эмпирических методов. А эмпирический уровень – это материал, состоящий из итогов экспериментов и наблюдений, то есть – фактический материал.

Среди многочисленных функций науки выделяют три основные: технологическая, мировоззренческая и функция рационализации человеческой деятельности.

Образование и самообразование

Образованием принято считать специфическую деятельность человека, которая направлена на приобретение систематизированных взглядов, умений и представлений в конкретной области.

Процесс образования происходит при помощи специальных социальных институтов.

В современном мире образование – это основа развития человека. Но современное образование не может ограничиваться только процессом учебы в школе или университете. Для полноценного развития и познания мира необходимо самообразование.

Приобретение умений и знаний в определенной сфере самостоятельными силами называют самообразованием. Для самообразования нет надобности посещать специальное учебное заведение, человек может изучать интересующий его предмет по специальным пособиям, учебникам, на примере жизненных ситуаций и при помощи друзей или знакомых.

Наиболее характерен процесс самообразования для зрелого возраста, так как этот способ признается главным путем повышения уровня образованности каждого человека.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Духовная жизнь общества: культура и духовная жизнь, разновидности культуры
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspМораль и религия: понятия и роль в жизни общества

1

Валеева А.Ф., Михалева Е.А., Нугаев М.А.

Как известно, качество жизни является интегральной характеристикой человеческого бытия, выражающей степень определенности триады фундаментальных родовых потенций человека: витальности (здоровья), свободы и творчества. Креативный компонент является важнейшим в жизни научного сотрудника. Высокий уровень интеллектуально-образовательного потенциала ведет к развитию новых конструктивных возможностей для развития творческих способностей научного работника, появлению новых научных идей, новаторства в научно-исследовательской деятельности.

Проблема качестваотносится к числу как нельзя более актуальных проблем нашего времени. Актуальность эта обусловлена назревшей общественной потребностью решения целого комплекса сложных практических задач, связанных с модернизацией различных сфер, сторон и аспектов жизни полиэтничного российского социума. Решение любой такой задачи требует от граждан осознанных коллективных действий, основанных на стремлении к максимально точной оценке ситуации, сложившейся в каждом из подлежащих реформированию институтов. Соответствующее институту представление о нем, его наиболее существенных признаках, свойствах, особенностях является залогом высокопрофессиональной, ответственной, продуктивной деятельности по приведению этого института в состояние, полностью отвечающее духу времени и потребностям общественного развития.

Двузначность слова «качество», на наш взгляд, является одной из важных причин существования разномыслия среди философов и ученых по поводу понимания сущности качества как теоретического конструкта и явления объективной реальности.

При исследовании такой категории как качество интеллектуально-образовательного потенциала научных работников в условиях вузовской среды представляется целесообразным выделить его объективные и субъективные индикаторы. К числу объективных индикаторов качества интеллектуально-образовательного потенциала можно отнести конкретные показатели, отражающие эффективность научной деятельности в ВУЗе — количество изданных учебных пособий за отчетный период (например, учебный год), количество монографий, проведенных конференций, количество защищенных научными работниками кандидатских и докторских диссертаций, количество докторов и кандидатов наук в ВУЗе и т.п. С другой же стороны, на уровне региона объективные составляющие находят отражение и в таких показателях как количество научно-исследовательских заведений в целом. Так, например, в Республике Татарстан образовательную деятельность ведут 24 государственных и 14 негосударственных ВУЗа, а также 56 филиалов высших учебных заведений, что, в свою очередь, также отражает структуру интеллектуально-образовательного потенциала РТ.

К субъективным показателям качества интеллектуально-образовательного потенциала можно отнести такие показатели творческой активности научного работника как социальный статус и образование научного работника (кандидат наук, доктор наук), мотивация к научно-исследовательской деятельности, отношение к труду, установки на развитие научно-исследовательской работы и др. При этом следует отметить, что субъективные показатели могут во многом влиять на объективные компоненты качества интеллектуально-образовательного потенциала в ВУЗе. Соответственно, отношение к своей работе и наличие мотивации к научно-исследовательской деятельности, в свою очередь, найдет отражение в объективных показателях работы ВУЗа.

Не менее важной для исследования интеллектуально-образовательного потенциала является такая категория как потенциал интеллектуальной активности личности, которая складывается из следующих субпотенциалов:

  1. Интеллектуально-творческий потенциал — совокупность способностей научного работника в постановке и решении новых, творческих задач, проявлении инициативы и предприимчивости.
  2. Профессионально-квалификационный потенциал — множество способностей, профессиональных навыков, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей.
  3. Ценностный или духовно-нравственный потенциал — система ценностей, характеризующих данную личность.
  4. Рациональный или информационный потенциал — сумма знаний, которые могут быть применены в той или иной деятельности.

Изучение качества интеллектуально-образовательного потенциала является предметом исследования различных наук. Если в поле зрения педагогики находятся методы и формы развития образовательного потенциала в ВУЗе, то специфика социологического подхода заключается в том, чтобы дать ответ на вопрос — каким образом интеллектуально-образовательный потенциал, его уровень и структура способны повлиять на развитие личности научного работника, выявление новых возможностей и способностей к научно-исследовательской деятельности, на формирование трудовых ценностей и установок к своей работе, то есть каков механизм влияния интеллектуально-образовательного потенциала на формирование и развитие личности научного работника.

В настоящей работе представляется целесообразным также отметить наличие тесной взаимосвязи между категориями «интеллектуальный капитал» и «интеллектуально-образовательный потенциал». Если первая в большей степени отражает совокупность профессиональных знаний, навыков и умений, уровень образования, профессиональной компетентности и эрудиции, которой обладают научные работники, то вторая — потенциальные способности и результаты, которых может достичь научный работник, обладая определенным уровнем интеллектуального капитала.

Это позволяет отметить, что в современных условиях вузовской среды степень развития личностного интеллектуального капитала научного работника способствует развитию интеллектуально-образовательного потенциала. Так, все наличные навыки, умения, уровень образования, здоровья и др.

Функции науки. Роль науки в современном образовании. Роль науки в формировании личности

факторы в структуре интеллектуального капитала ведут к наиболее полноценному формированию потенциальных возможностей научного работника, тем самым содействуя реализации его личности, потенциальных навыков и совершенствованию способностей, которые он может эффективно использовать в научной сфере, развивая собственную интеллектуальную деятельность и активность.

Библиографическая ссылка

Валеева А.Ф., Михалева Е.А., Нугаев М.А. КАЧЕСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НАУЧНОГО РАБОТНИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 8.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=3583 (дата обращения: 08.07.2018).

скачатьКалашникова Н.О.

кандидат педагогических наук,

директор гимназии

НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

(УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ)

( Из опыта работы по управлению деятельностью педагогического коллектива)
Вступление человечества в 21 век ознаменовало колоссальные изменения во всех сферах жизни – экономике, политике, культуре, социальной сфере, философии. Прагматизм и утилитаризм прошлой цивилизации сменяются новыми ценностными ориентирами и системным мышлением.

Новая философская парадигма современного общества означает отказ от одностороннего технократического мировоззрения. На смену технократии приходит совершенно иная социокультурная цивилизация, в которой преобладающими ценностями становятся гуманизм, способность человеческого ума создавать инструментально новое духовной природы общества и общественных отношений, воспроизводить иные формы ментальной жизни человека.

Теперь главным во всех сферах человеческой жизни является владение, распространение и воспроизведение знаний. Тот, кто владеет информацией, тот владеет миром.

По мнению В.А. Лекторского социальное расслоение общества в наиболее развитых странах будет определяться отношением не к богатству, а к знанию.

В человеческой деятельности будет преобладать когнитивная составляющая. Поиск, понимание и переработка информации выходят на первый план в современном миропонимании и мироощущении. Да и ситуация в современном мире требует относиться к нему не как навсегда застывшей данности, а как к постоянно меняющемуся, новому, требующему нового мышления и поиска новых знаний.
Мир находится в таком состоянии, когда наука оказывает всемерное влияние на все сферы человеческих знаний: религию, мифологию, литературу, искусство, обыденное сознание, опыт практической деятельности, что увеличивает долю исследовательской составляющей в образовательной деятельности.
Опыт последних лет показывает, что педагогическая наука и практика не может отставать от меняющейся ситуации и запросов общества и должна отвечать на « вызовы» современной эпохи.
Таким «вызовом» явились реформы образования, проводимые в ряде стран мира в нашей стране, основные направления которых обозначены в Президентской инициативе « Наша новая школа». Стержнем реформы является перевод системы образования из русла традиционной- «знаниевой педагогики»- в русло педагогики «компетентностно ориентированного образования». На это рассчитаны Стандарты второго поколения.

Формирование ключевых базовых компетентностей – коммуникативных, информационных, социальных, личностных — главная задача современного школьного образований. При некотором видоизменении в ФГОС для начальной школы они названы универсальными учебными действиями. (УУД)

Одной из важнейших составляющих УУД является познавательная компетентность. Это не просто дань уважения времени. Культурный стержень новой формации – это когнитивная компетентность человека в создании духовно-материальной структуры общества, которая пришла на смену его технической компетентности как оператора в среде созданных им культурных артефактов. Другими словами, если раньше научный подход использовался для создания и обслуживания механических операций, то теперь он используется для решения научных проблем при создании технического знания.

Если раньше научное знание рассматривалось как заранее установленный и абсолютизированный факт, который преподносился школьнику для заучивания и воспроизведения, то теперь любое знание рассматривается как проблема, которая требует критического осмысления и оценки. А это предполагает активную роль человека по отношению как к знанию, так и к жизни, что в свою очередь приводит к смене образовательной парадигмы, концепции обучения..

Образовательная функция общества должна обрести свойства прогнозирования (опережающее обучение), междисциплинарности, контекстной открытости расширение средового и инструментального диапазона, сочетание творческого вовлечения со специализацией, автономии личности с интеграцией в культуру, инициативной деятельности с ответственностью. Задача современной педагогики – создание психически комфортных образовательных условий для разных когнитивных типов личности.
Ниже на схеме определены основные требования к современной системе образования. Цель современной педагогики – это формирование у обучающихся умения действовать в ситуации неопределенности при решении проблем в различных ситуациях – учебной, профессиональной, бытовой, социальной и др. формирование ключевых компетентностей (УУД) . Существенно меняются условия, при которых достигается результат обучения. Это особая культура обучения, конкретный многообразный опыт обучающихся, открытость мышления, междисциплинарный характер обучения.

Возникает вопрос- как это достигнуть?

Мы уже касались общих аспектов этого вопроса в предыдущих публикациях. (см. сборник работ учителей гимназии № 2 Компетентностный подход как новое условие повышения качества образований в гимназии. Изд. МИМ ЛИНК.2008 г.

В современной европейской концепции (В. Гумбольдт. Ю. Хабермас) содержится интересная мысль: образование может осуществляться через научные исследования. Результатом такого образования становится формирование компетенций, которые рассматриваются как центральные для достижения постоянной востребованности в обществе знаний.

Можно выделить основные концептуальные положения такого образования:

  • Научные исследования – средство для решения проблем образования.
  • Использование научных исследований в качестве методик обучения.
  • Самостоятельное овладение элементами умственной деятельности.
  • Участие учеников в создании нового знания.
  • Когнитивное разнообразие и опережающая подготовка кадров

Главным в таком образовании становится не столько решение проблем, сколько обнаружение границ проблемы и поиск путей и способов ее решения.

К сожалению, мы вынуждены констатировать факт педагогической стагнации. Технологии и методики обучения находятся на уровне традиционной «знаниевой » педагогики. В то время когда модернизация экономики во всем мире идет неслыханными темпами в сторону ее наукоемкости.

По оценкам специалистов, в России в хозяйственный оборот вовлечено менее 1% результатов научной деятельности, в США и Великобритании – 70%.

Увеличивается потребность в специалистах, о которых мы ранее не слышали. Так в 2010-2015 гг. в сфере нанотехнологии потребуется: в США- 800-900 тыс. специалистов, в Японии – 500-600 тыс., в Европе – 300-400 тыс., в странах Юго- Восточной Азии – 100 – 150 тыс., в России – 30 тыс.

Модернизация образования напрямую оказывается связанной с инновационными процессами, происходящими в экономике и обществе.

Человек, заканчивающий школу должен иметь самостоятельный опыт деятельности, качества, позволяющими ему действовать в нестандартных ситуациях, он должен познавать и придавать смысл познаваемому, уметь взаимодействовать в социальных сетях. По сути дела – это новая культура образования, которая разрабатывалась и западными, и российскими учеными. доклад Римскому клубу « Нет пределов обучению», работы В.Е. Дола, Р. Юшера, Р. Эдвардса, Р. Гоудона, Д Кара, В.В. Краевского, Л.А. Микешиной и др.

Реформирование системы образования осуществляется в настоящее время, в большей степени, «сверху». В отличие от 90х годов, когда оно осуществлялось « снизу». Реформы воспринимаются неоднозначно в обществе — специалистами, учителями, родителями. Часто из-за того, что нас пытаются « встроить» в западную модель образования.

На самом деле это не так. Опыт советской и российской школы свидетельствует об обратном. В концепции, разработанной в 80- х годах исследовательской группой В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина предложен культурологический подход к построению концепции содержания общего среднего образования, которая может служить основой приобщения школьников к творческой исследовательской деятельности. Эти положения не потеряли актуальность и получили дальнейшее развитие. Исследовательский и эвристические методы способствуют воспитанию добросовестности, интереса к творчеству. Проблемное изложение стимулирует потребность в культуре мышления. (В. В. Краевский). Современное образование должно ориентироваться на становление « целостного человека» ( Л.А. Микешина). Современные педагогические практики должны фокусироваться на современных исследовательских способах работы со знанием. (А.О.

Роль науки в современном образовании

Карпов). Конкретная педагогическая технология рождается на пути компарации – встречного процесса – научной теории и профессионального опыта учителя. Творчество – это развитие деятельности по инициативе ее субъекта, т.е. ребенка. (Д.Б. Богоявленская.

Новые идеи требуют новых подходов, нового осмысления, нового понимания, развития и реализации через практическую деятельность.

Многолетний опыт работы в гимназии показал, что внедрение нового будет успешным, если произойдет осознание значимости и необходимости этого нового для ребенка, учителя, понимание проблем и рисков, которые могут возникнуть при внедрении инноваций. Естественно, что решить эту проблему, проведя педсовет или цикл педсоветов, нельзя. В течение ряда лет в гимназии проводится цикл обучения в рамках деятельности всего педагогического коллектива, на котором решаются возникающие проблемы, согласовываются цели образования, вырабатываются подходы, используемы в дальнейшем в педагогической практике. Основой этого служит контекстное обучение. Эту форму работы по продвижению педагогического коллектива мы называем учебным модулем. На модулях вырабатывается методологическая основа деятельности педагогического коллектива, затрагиваются вопросы дидактики и психологии. Эффективность такой формы работы с педагогическим коллективом доказана и проверена временем и результатами.
Ниже показана технология работы с педагогическим коллективом по схеме учебного модуля, проведенного в этом учебном году. В качестве проблемы была взята проблема научного образования, малоисследованная в педагогике и науке, в соотнесении с ранее изученной на нескольких модулях темой кометентностного подхода к образованию.
Тема модуля: «Научное образование – основа формирования ключевых компетентностей (УУД) учащихся.
Педагогический коллектив был разделен на группы: учителя начальной школы, естественно-научно, математического, гуманитарного циклов, иностранного языка.

Были предложены следующие вопросы.

Что такое научное образование?

Как научное образование влияет на формирование ключевых компетентностей?

Возможно ли научное образование в начальной школе и в процессе преподавания иностранных языков, музыки?

Образование вообще не является ли научным?.

В процессе работы использовалась технология формирования критического мышления. Вызов – осмысление – рефлексия.
Участники модуля заполняли таблицу.

В процессе выполнения первого задания « Заполните первую часть таблицы – ЗНАЮ», были получены следующие ответы.

— Любое образование- традиционное, компетентностно ориентированное- имеет научную основу.

— Ключевые компетентности формируются в результате практической деятельности и при комплексном использовании технологий ЛОО.

— Ключевые компетентности ( познавательные, социальные, личностные. информационные, коммуникативные) помогают действовать в ситуации неопределенности и позволяют решать проблемы в различных областях жизни
Таким образом учителя показали знание основ компетентностного подхода к образованию и технологий формирования ключевых компетентностей, используя наработанный опыт по этой проблеме.
В процессе выполнения второго задания « ХОЧУ УЗНАТЬ» были сформулированы следующие вопросы, которые явились основой для дальнейшей работы в группах
— Что означает понятие научное образование для педагогики?

— Как происходит формирование ключевых компетентностей в процессе научного образования?

— Как преподавать в контексте « научного образования» такие предметы как литература, иностранные языки, музыка, которые не относятся к научным дисциплинам, а составляют культурологический компонен?

— Соотносится ли преподавание в начальной школе с педагогической парадигмой «научного образования»?

Далее мною была прочитана лекция по теме Учебного модуля.
После лекции были предложены следующие задания для работы в группах
1 группа Учителя истории и литературы.
Работа с текстом как научное исследование.
2 группа Учителя начальной школы.
Урок как научное исследование.
3 группа Учителя химии, биологии, экономики, технологии.
Метод проектов как научное исследование.
4 группа Учителя математики, физики.
Модель Колба, Фрая как основа научного образования.
5 группа Учителя иностранного языка.
Предложили тему выступления сформулировать сами

На пленарном заседании были представлены выступления и разработаны следующие рекомендации для использования в педагогической практике.

1. Текст как научное исследование. Главное требование при работе с текстом в условиях парадигмы научного образования– это выявление и понимание смысла его содержания, в том числе и скрытого. Текст должен содержать проблему, быть интересным и новым для обучающихся.

3.Технология работы с текстом. Погружение в текст – вычленение проблемы – обсуждение в группах – поиски средств решения проблемы – предметная и надпредметная рефлексия.

4.Работа с текстом – универсальное средство научного образования, формирования компетентностей. Может быть использовано при изучении всех предметов.
5.Урок- исследование в начальной школе имеет свою специфику. Наличие проблемы – главное условие исследования. Проблема должна быть интересной для обучаемых..

6. Определяется « большая проблема», которая подразделяется на « мини – проблемы», которые в свою очередь исследуются на цикле уроков.

7.Проблемы группируются по уровням: высший, средний, низший. Каждый ребенок, в конечном счете, по мере своего развития, достигает высшего уровня решения проблем.

8.Научное образование в начальной школе это « продуктивная репродукция». Полученные в ходе обучения знания отрабатываются на продуктивных задачах, в ходе которых, ребенок также получает интеллектуальное и ценностное приращение («шаг» в развитии личности, ее когнитивной сферы)

9.Исследование – извлечение из какого-либо явления, процесса, ситуации порядка и свойств вещей по косвенным признакам. Проект – специально организованная учителем и самостоятельно определенная учеником деятельность по созданию уникального продукта.

10. Схема проекта в форме исследования: Анализ – прогнозирование. При создании проекта используются методы научного исследования.

11. Создание уникального продукта, получение нового – это научное исследование.
12.Образовательная модель Колба, Фрая – универсальная основа научного образования. Принцип научности в классическом (традиционном) и развивающем, компетентностно ориентированном образовании различаются. Научность в развивающем обучении – опыт, рефлексия, знания.

13.При использовании модели Колба, Фрая научное образование предстает в виде схемы: определение задачи – рефлексивное наблюдение – обнаружение проблемы и обозначение ее границ – исследование гипотезы – создание абстрактной модели — проверка ее на практике – переход к конкретному опыту на более высоком уровне. Главное – это поиск нового и применение этого нового в проблемной ситуации.

14. Принцип научного образования не может быть в полной мере использован при изучении иностранного языка, музыки, предметов художественно-эстетического цикла. Язык – средство связи, взаимодействия. Главное при его изучении – это коммуникативная компетентность, которая формируется в результате общения и действия в ситуации неопределенности. Знание одного или двух иностранных языков – это требование современного образования вообще и не только научного.
В процессе рефлексии были сделаны следующие выводы. Идея научного образования направлена на подготовку творческого и способного к освоению сложных программ выпускника.

Теория научного образования не может претендовать на роль всеобщей педагогической концепции. Однако она может быть использована при подготовке обучающихся и студентов, когнитивно предрасположенных к производству знания и способных занять место в среде нового поколения профессионалов в сфере науки. Кроме того она обращена к учителям, преподавателям, тьюторам, готовым взять на себя ответственность за воспитание будущего поколения ученых и окажет культурно-ориентирующий эффект на все области педагогической практики.

Таким образом в процессе учебного модуля были выработаны рекомендации, которые должны быть использованы в педагогической практике, произошло более глубокое осмысление ведущих идей компетентностного подхода к образованию, учителя получили возможность для формирования индивидуальной траектории развития в условиях модернизации образовательной системы. В дальнейшем будет происходит осмысление наработанного материала, апробирование его в практической деятельности и выход на новые рубежи или проблемы, которые будут выносится и решаться на очередных учебных модулях.

Литература

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М. « Академия». 2002 г.

Карпов А.О. Современная теория научного образования: проблемы становления. Вопросы философии. 2010 № 5. стр. 15-23.

Краевский В.В. Наука об образовании и науки об образовании ( методологические проблемы современной педагогики) Вопросы философии. 2009 г. № 3.

Компетентностный подход как новое условие повышения качества образования в гимназии. МИМ ЛИНК 2008 г.

Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М. Прогресс- Традиция, 2002.

Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т 1. Сост. Е.А. Генике, Е.А. Трифонова. Под ред. Л.И. Семиной. М. 2002 г.
скачать

Смотрите также:
Научное образование и формирование ключевых компетентностей
Формирование ключевых компетенций студентов
Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей и социальной успешности учащихся школы
«Формирование ключевых компетентностей учащихся в адаптивной школе»
«Формирование ключевых компетентностей учащихся при подготовке научно-исследовательских работ по психологии к участию в выставках «Твоя профессиональная карьера» идругих конкурсах»
Направления деятельности школ ( по блокам ) в гэп «Формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся средствами экологического образования в интересах устойчивого развития» от 01. 09. 09
Доклад учителя математики Коновой Светланы Владимировны Общая характеристика проекта
Основные направления воспитательной работы
Основная образовательная программа основного общего образования
Программа «Одаренный ребенок»
Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках обществознания

Оставьте комментарий