Религиозные войны в германии велись между


Содержание

помогите пожааалуйста с тестом по истории 1) Религиозные войны в Германии велись между: А. католиками и протестантами Б. протестантами и лютеранами В. лютеранами и князьями Г. князьями и католиками 2) Главной моральной ценностью кальвинизм провоз­глашал: А. почитание власти папы римского Б. презрение к богатству В. борьбу с ересью Г. упорный труд 3) Последствие победы Реформации в ряде стран Ев­ропы: А. укрепление власти папы римского Б. полная ликвидация феодальных отношений В. развитие капиталистического хозяйства Г. полный отказ большинства людей от веры в Бога 4) Огромный флот, известный под названием «Непобе­димая армада», принадлежал: А. Португалии Б. Франции В. Испании Г. Англии

помогите пожааалуйста с тестом по истории 1) Религиозные войны в Германии велись между: А. католиками и протестантами Б. протестантами и лютеранами В. лютеранами и князьями Г. князьями и католиками 2) Главной моральной ценностью кальвинизм провоз­глашал: А. почитание власти папы римского Б. презрение к богатству В. борьбу с ересью Г. упорный труд 3) Последствие победы Реформации в ряде стран Ев­ропы: А. укрепление власти папы римского Б. полная ликвидация феодальных отношений В. развитие капиталистического хозяйства Г. полный отказ большинства людей от веры в Бога 4) Огромный флот, известный под названием «Непобе­димая армада», принадлежал: А. Португалии Б. Франции В. Испании Г. Англии

Является ли религия причиной большинства войн?

Вопрос: Является ли религия причиной большинства войн?

Ответ: Конечно, многие конфликты на протяжении всей истории велись, по видимости, по религиозным причинам, с участием многих различных религий. Например, по отношению к христианству можно привести следующие войны:

• Крестовые походы: серия кампаний с XI по XIII века с заявленной целью отвоевания Святой земли у мусульманских завоевателей и оказания помощи Византии

• Французские религиозные войны: череда войн во Франции в XVI веке между католиками и протестантами-гугенотами

• Тридцатилетняя война: еще одна война между католиками и протестантами в XVII веке на территории современной Германии

Этот список далеко не исчерпывающий. Сюда еще можно добавить восстание тайпинов и беспорядки в Северной Ирландии. Христианство, безусловно, являлось фактором во многих конфликтах на протяжении своей 2000-летней историей.

В исламе мы видим понятие джихада или «священной войны». Слово «джихад» буквально означает «борьба», но эта концепция была использована для описания войны с целью расширения и защиты исламской территории. Почти постоянная война на Ближнем Востоке за последние полвека, безусловно, способствовала укреплению мнения, что религия является причиной многих войн. Атаки 11 сентября на Соединенные Штаты рассматривались как джихад против «великой сатанинской» Америки, которая в глазах многих мусульман является почти синонимом христианства. Относительно иудаизма, то в Ветхом Завете (в частности, в книге Иисуса Навина) описаны войны, санкционированные Богом для захвата Земли обетованной.

Очевидно, что религия сыграла определенную роль в большей части войн в истории человечества. Тем не менее, подтверждает ли это точку зрения, высказанную критиками религии, что она сама по себе является причиной войны? Ответ – и да, и нет. Да, в том смысле, что в качестве вторичной причины религия (по крайней мере, на поверхности) была стимулом большинства конфликтов. Ответ «нет», потому что религия никогда не являлась основной причиной войны.

Чтобы проиллюстрировать это утверждение, давайте взглянем на ХХ век. Судя по всему, этот век был одним из самых кровавых в истории человечества. На счету двух мировых войн, не имевших ничего общего с религией, еврейского Холокоста и коммунистических революций в России, Китае, Юго-Восточной Азии и на Кубе приходится где-то около 50-70 миллионов жертв (а по некоторым оценкам – свыше 100 миллионов). Единственным, что эти конфликты и геноциды имели общего, является тот факт, что они по своей природе были идеологическими, а не религиозными. Можно было бы с легкостью утверждать, что на протяжении всей человеческой истории больше людей умерло из-за идеологии, чем из-за религии. Коммунистическая идеология диктует необходимость господства над другими. Нацистская идеология требует ликвидации «низших» рас. Только на эти две идеологии приходятся смерти миллионов людей, и религия не имеет к этому никакого отношения. На самом деле, коммунизм, по определению, является атеистической идеологией.

Тем не менее, религия и идеология являются вторичными причинами войн. Основной же причиной всякой войны является грех. Рассмотрим следующие места Писания:

«Откуда у вас стычки и ссоры? Не от того же ли самого – от страстей, что борются в вашем теле? Вы чего-то жаждете, но у вас этого нет. И вот вы убиваете. Вы страстно чего-то добиваетесь, но не можете получить. И вот вы ссоритесь и деретесь. Но у вас ничего нет, потому что вы не просите. А даже если просите, то не получаете, потому что не о том просите: вы хотите лишь удовлетворения своих страстей» (Иакова 4:1-3, тут и далее – перевод Российского Библейского общества).

«Ведь из сердца человеческого исходят злые помыслы, ведущие к убийствам, супружеским изменам, разврату, воровству, лжесвидетельствам, сквернословию» (Матфея 15:19).

«Коварно сердце человека, оно неисправимо. Кто может знать его?» (Иеремии 17:9).

«И увидел Господь, как много зла на земле от людей: все их мысли непрестанно устремлены к злу» (Бытие 6:5).

Так что же говорит Писание об основной причине войны? Вся проблема в наших порочных сердцах. Религия и идеология являются просто средством, с помощью которого мы реализуем испорченность наших сердец. Думать (как это делают многие откровенные атеисты), что если мы каким-то образом удалим нашу «непрактичную потребность в религии», то сможем создать более мирное общество, означает иметь ошибочное представление о человеческой сущности. Человеческая история свидетельствует, что если мы удалим религию, что-то другое займет ее место, и это что-то никогда не бывает положительным. Реальность такова, что истинная религия держит падшее человечество в рамках; без него будут царить злоба и грех.

Даже с влиянием истинной религии, христианство никогда не увидит мир в этом текущем веке. Не проходит ни единого дня без какого-либо конфликта где-нибудь в мире.

3.5. Религиозные войны

Единственное лекарство от войны – это Князь мира, Иисус Христос! Когда Он вернется, как обещал, то поставит конец всем распрям и установит вечный мир: «Разберет Он споры народов, многие племена рассудит. Перекуют мечи на лемехи плугов, а копья – на садовые ножи. И не пойдет уже с мечом народ на народ, и не станут впредь изучать ремесло войны» (Исаии 2:4).

EnglishВернуться на русскую стартовую страницу

Является ли религия причиной большинства войн?

навигация

ПоискЗадать вопросБлагая вестьВажные вопросыЧасто задаваемые вопросы

Религиозные войны в Европе

⇐ Предыдущая12345678910

Религиозные войны в Европе. С переходом католической церкви от обороны к наступлению на Реформацию Европа погрузилась в пучину религиозных войн.

Религиозная война в Германии

В 1546 г. император Карл V объявил войну союзу протестантских государств Германии, образованному с целью защиты лютеранской веры. Однако эта война закончилась поражением императора. В 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге Карл V был вынужден подписать с протестантскими князьями договор, который вошел в историю как Аугсбургский религиозный мир. По этому договору князья получили право самостоятельно определять веру своих подданных в соответствии с принципом «Чья власть, того и вера».

Ареной еще более кровопролитных войн стала Франция. С перерывами они продолжались с 1562 по 1598 г. В их истории одним из самых трагических эпизодов было массовое избиение католиками гугенотов в ночь на 24 августа 1572 г. (Варфоломеевская ночь). Религиозные войны во Франции закончились лишь тогда, когда предводитель гугенотов Генрих Наваррский, ставший королем Франции (ради этого он перешел в католическую веру), издал в 1598 г. в г. Нант эдикт (указ) о веротерпимости. Католики были удовлетворены тем, что Генрих оставил их вере статус государственной религии. Вместе с тем гугеноты получили право свободно исповедовать свою веру на территории всей страны, за исключением Парижа.

Во второй половине XVI в. главной опорой католической церкви в борьбе с Реформацией стал король Испании Филипп II, сын и один из наследников императора Карла V. Он был супругом Марии Кровавой и поддерживал меры, принимавшиеся ею для реставрации католицизма в Англии. После ее кончины Филипп II был готов жениться на Елизавете I, лишь бы удержать английскую церковь в подчинении римскому престолу. Когда Елизавета отвергла его сватовство, испанский король стал угрожать Англии войной. В 1588 г. он направил к ее берегам огромный флот «Непобедимую армаду» с 18-тысячной армией. Однако успешные действия английских моряков, которым помогла природа (сильнейшая буря разметала испанские корабли), помешали осуществлению этого план.

Политика и экономика

XVII-XVIII века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.

Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя . К середине XVII века противоречия между капитализмом и феодализмом приобрели общеевропейский характер. В Нидерландах уже в XVI веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия» (Маркс). Но эта победа капиталистической экономики и буржуазной идеологии имела еще ограниченное, местное значение. В Англии эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба» (Маркс). Одновременно с Английской буржуазной революцией происходили революционные движения во Франции, Германии, Италии, Испании, России, Польше и ряде других стран. Однако на европейском континенте феодализм устоял. Еще целое столетие правящие круги этих государств проводят политику феодальной «стабилизации». Почти всюду в Европе сохраняются феодально-абсолютистские монархии, дворянство остается господствующим классом.

Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.

В XVII веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция XVI века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе — центр передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.

Однако в конце XVII века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции — странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В 18 веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.

Абсолютистская Испания — в XVI веке одно из могущественных государств Европы — в XVII веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной. Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины XVI века частично утратившая свою национальную независимость.

Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640—1660 гг.) и французской (1789—1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.

Наука и культура в XVII веке

В истории культуры Нового времени XVII век занимает особое положение, хронологически и стадиально располагаясь между эпохой Возрождения (пятнадцатый — начало семнадцатого века) и временем, называемым эпохой Просвещения (вторая половина восемнадцатого — начало девятнадцатого века). Часто именно с семнадцатого века начинают отсчет современной европейской истории. Причина этому — выдающиеся достижения в области естественных и точных наук, которые послужили базой для современной научной картины мира.

Художественная культура XVII века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы.

К XVII в. знания европейцев о мире значительно расширились. На географической карте семнадцатого века почти не осталось белых пятен (после открытия в 1606 году Австралии В. Янсзоном единственной из крупных земель оставалась неизвестной Антарктида). Новые научно-философские представления — о том, что Земля вращается вокруг Солнца, о бесконечности Вселенной — показали, как огромен и сложен мир. Технологическим фундаментом научного прогресса эпохи было, прежде всего, совершенствование оптических средств исследования: телескопа и микроскопа. Объектом изучения астрономов стало не только движение небесных тел, но и сами небесные тела. Микроскоп открыл новый класс объектов изучения для биологии, повлиял на теоретическую биологию (теория преформизма), анатомию, кристаллографию и, возможно, на прогресс в исчислении бесконечно малых величин в математике. Увеличение классов научных объектов повлияло на усиление классификационно-описательного элемента в науке: были предложены несколько типов классификации растений — «однодольные» и «двудольные» растения по Дж. Рею, 1670; классификация на основе различий строения венчика по Ж. Де Турнефору, 1695, и др., описание флоры и фауны той или иной страны стало одним из жанров научного труда. Другим направлением в науке стал эксперимент: в семнадцатом столетии была определена скорость света, звука, получен ряд химических соединений (серная кислота, азотная и соляная кислоты, соли), исследованы некоторые свойства атмосферы и электричества. При этом прогресс в химии и биологии был, скорее, экстенсивным: химия тех лет основывалась на идущей от Аристотеля теории четырех элементов, а в медицине, несмотря на большое число исследований отдельных органов и участков тела, а также развитие теории кровообращения (У. Гарвей — «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у живых существ», 1628) , господствующей теорией была теория ятромедицины, в соответствии с которой здоровый человек — результат гармонии содержащихся в его теле четырех элементов: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Главным направлением в науке, определившим ее прогресс в физике и математике, было не описательное, а методологическое, то есть поиск законов природы.

Понятие закона природы, давшего сильнейший стимул развитию научной мысли, предполагает корпускулярный, или телесный состав природных тел. Последнее возможно лишь при строгом разделении сфер «душевного» и «телесного». Применительно к человеку это разделение вылилось в проблему сосуществования души и тела. Философская мысль эпохи предложила различные варианты параллелизма души и тела, когда они сосуществуют, не влияя при этом друг на друга.

Разделение сфер «телесного» и «душевного» повлияло на бурное распространение «вненаучной религиозности», в том числе религиозной и мистической поэзии (Дж. Донн, Дж. Милтон, А. Поп и др.). Широко распространенная в данную эпоху мистика, чаще всего в форме натурфилософии и астрологии (Д. Ди, Э. Сведенборг, И. Беме, Р. Фладд), отделяется от сферы науки, обращаясь к внутреннему опыту автора, пережившего откровение. В семнадцатом веке по всей Европе продолжается преследование ведьм (хотя и с меньшей интенсивностью, чем в шестнадцатом); получает распространение представление о шабашах ведьм, совершающихся в определенные дни года и в определенных местах.

Семнадцатый век закономерно поднимает вопрос не только о самом знании, но и о способах его социального существования и приобретения. Появляются академии наук (Национальная академия Деи Линчеи («Академия рысьеглазых», Рим, 1603) , затем — Королевские академии Лондона и Парижа), научные журналы, унифицированные программы школьного образования.

В философии идея научного метода, устанавливающего закон природы и затем распространяющего его действие на весь мир, претворилась в идею сомнения, ставящего весь мир под вопрос и вновь обретающего мир, но уже на основе твердых принципов (картезианство).

⇐ Предыдущая12345678910

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 833 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Главная страница -> Р -> Религиозные войны

Религиозные войны

Религиозные войны в Европе в 16-17 вв., войны между представителями разных христианских конфессий (чаще всего между католиками и протестантами), возникавшие гл. обр. из-за противоречий на религиозной почве (см. ст. Реформация, Контрреформация).

Важнейшая причина религиозных войн — борьба за веру; политические и экономические противоречия отступали на второй план. Религиозные войны отличались особой жестокостью, сочетанием военных действий с непрерывной идеологической борьбой.

Религиозные войны.

Протекали в немецких землях, во Франции, в Швейцарии, Англии, в сочетании с национально-освободительной борьбой — в Нидерландах, Ирландии, Шотландии.

В немецких землях в 1530 г. император Священной Римской империи Карл V и рейхстаг отклонили предложенное лютеранами «Аугсбургское исповедание». Это стало отправной точкой длительного конфликта между католическими и протестантскими князьями, который протекал особенно остро в силу политической раздробленности империи. Протестантские князья стремились захватить владения Католической церкви (епископства и монастыри).

В 1531 г. они образовали Шмалькальденский союз, который в 1532—46 г. был связан союзническими отношениями с Францией, а с 1538 г. — с Данией. В ходе Шмалькальденской войны 1546—48 гг. империя разгромила это объединение протестантов. Однако они сумели собрать новые силы, и возобновившиеся в 1552 г. военные действия принесли им победу. Нассауский договор 1552 г. признал за лютеранами свободу вероисповедания.

Согласно Аугсбургскому религиозному миру (1555) князья получили право определять религию своих подданных (принцип «чья власть, того и вера»), а лютеранство наряду с католичеством было признано официальным вероисповеданием империи. Кальвинисты и анабаптисты таких прав не получили, что стало причиной ряда локальных религиозных конфликтов в 16—17 вв.

Во Франции в 1562—98 гг. проходили гражданские войны, в ходе которых за власть боролись 2 дворянские группировки — католики, опиравшиеся гл. обр. на центральные и северо-восточные провинции страны, и гугеноты, концентрировавшиеся в южных и западных провинциях. Обе стороны обращались к помощи союзников: католики — к Испании, гугеноты — к протестантам в немецких землях и в Нидерландах. После событий Варфоломеевской ночи (1572) образовалась Гугенотская конфедерация городов и дворянства (по сути, государство в государстве) и Католическая лига (1576). Гугенотские войны окончились изданием Нантского эдикта. В 17 в. обособленное положение гугенотов препятствовало укреплению абсолютизма во Франции. Это привело к войне 1621—29 гг. По миру в Але секретные статьи Нантского эдикта были аннулированы, но гугеноты сохраняли свободу вероисповедания до 1685 г.

В Швейцарии противостояние католических и протестантских кантонов вылилось в Каппельские (1529, 1531) и 1-ю Вильмергенскую (1656) войны. Характер религиозной войны носили первые 3 этапа Тридцатилетней войны (до открытого выступления католической Франции на стороне антигабсбургской коалиции в 1635 г.).

Противостоянием между англиканами (см. ст. Англиканство) и пуританами во многом определялись события Английской революции 17 в. и гражданской войны 1642—46 гг. Черты религиозных войн в определённой степени были присущи испано-голландским войнам 2-й пол. 16 — нач. 17 вв. (см. ст. Нидерландская революция).

Религиозный аспект был частью многих конфликтов в Европе в 16—17 вв. Тридентский собор принял программу непримиримой контрреформации. Её ударной силой стали Габсбурги (в первую очередь испанские). Страны, принявшие Реформацию, не имели общепризнанного лидера, их раздирали противоречия между течениями протестантизма. В католическом лагере тоже не было единства: католическая Франция, будучи противником Габсбургов, искала союзников среди протестантских держав. Вестфальский мир 1648 г. констатировал невозможность решить религиозный конфликт военными средствами. С этого момента конфессиональный фактор в европейской политике отходит на второй план.

Религиозные войны. Антианглийское и антикатолическое восстание в Эдинбурге в 1637 г.

Религиозные войны

Религиозные войны — ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков между протестантами и католиками.

Причины

Основная статья: Реформация

Религиозная реформация XVI века вызвала целый ряд войн в Европе, — как междоусобных, так и международных.

История

XVI век

За непродолжительными и имевшими местный характер религиозными войнами в Швейцарии и Германии в конце первой половины XVI в. наступила эпоха страшных религиозных войн, получивших международный характер — эпоха, охватывающая собой целое столетие (считая от начала шмалькальденской войны в 1546 г. до вестфальского мира в 1648 г.) и распадающаяся на «век» Филиппа II Испанского, главного деятеля международной реакции во второй половине XVI столетия, и времена тридцатилетней войны в первой половине XVII в.

В это время католики отдельных стран протягивали друг другу руки, возлагая свои надежды на могущественную Испанию; испанский король стал во главе международной реакции, пользуясь не только средствами, какие доставляла ему его громадная монархия, но и поддержкой католических партий в отдельных странах, а также нравственной и денежной помощью папского престола. Это заставляло и протестантов разных государств сближаться между собой. Кальвинисты в Шотландии, во Франции, в Нидерландах и английские пуритане считали своё дело общим; королева Елизавета много раз оказывала содействие протестантам.

Реакционным попыткам Филиппа II был дан отпор. В 1588 году потерпела крушение его «непобедимая армада», посланная для завоевания Англии; в 1589 г. во Франции вступил на престол Генрих IV, умиротворивший страну и в одно и то же время (1598) давший свободу вероисповедания протестантам и заключивший мир с Испанией; наконец, Нидерланды успешно вели борьбу с Филиппом II и принудили его преемника заключить перемирие. Едва окончились эти войны, раздиравшие крайний запад Европы, как в другой её части начала готовиться новая религиозная борьба.

Генрих IV, ещё в восьмидесятых годах XVI в., предлагавший Елизавете Английской устройство общего протестантского союза, мечтал о нём и в конце своей жизни, обратив свои взоры на Германию, где раздоры между католиками и протестантами грозили междоусобием, но смерть его от руки католического фанатика (1610) положила конец его планам.

XVII век

В силу перемирия, заключённого на двенадцать лет (1609), прекратилась война между католической Испанией и протестантской Голландией; в Германии были уже заключены протестантская уния (1608) и католическая лига (1609), которым вскоре после того пришлось вступить между собой в вооружённую борьбу. Тогда же снова началась война между Испанией и Голландией; во Франции гугеноты произвели новое восстание; на северо-востоке шла борьба между протестантской Швецией и католической Польшей, король которой, католик Сигизмунд III (из шведской династии Васа), лишившись шведской короны, оспаривал права на неё у своего дяди Карла IX и его сына Густава-Адольфа, будущего героя тридцатилетней войны.

РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ

Мечтая о католической реакции в Швеции, Сигизмунд действовал заодно с Австрией.

Оценка

Таким образом, в международной политике второй половины XVI и в первой половине XVII вв. видно разделение европейских государств на два вероисповедных лагеря.

Из них большей сплочённостью и более агрессивным характером отличался католический лагерь, во главе которого стояли Габсбурги, сначала испанские (во времена Филиппа II), потом австрийские (во время тридцатилетней войны). Если бы Филиппу II удалось сломить сопротивление Нидерландов, приобрести Францию для своего дома, а Англию с Шотландией превратить в одну католическую Британию, — а таковы были его планы, — если бы, несколько позже, осуществились стремления императоров Фердинандов II и III, если бы, наконец, Сигизмунд III справился со Швецией и с Москвой и употребил часть польских сил, какие действовали в России в смутное время, для борьбы на западе Европы в интересах католицизма, — победа реакции была бы полной; но у протестантизма появились защитники в лице таких государей и политических деятелей, каковы Елизавета Английская, Вильгельм Оранский, Генрих IV французский, Густав-Адольф шведский, и в лице целых народов, национальной независимости которых грозила католическая реакция.

Борьба принимала такой характер, что и Шотландии, в царствование Марии Стюарт, и Англии, при Елизавете, и Нидерландам и Швеции, при Карле IX и Густаве-Адольфе, приходилось отстаивать свою независимость вместе со своей религией, так как в католическом лагере господствовали стремления к политической гегемонии над Европой.

Католицизм стремился в международной политике к подавлению национальной независимости; протестантизм наоборот связывал своё дело с делом национальной независимости. Поэтому, в общем, международная борьба между католицизмом и протестантизмом была борьбой между культурной реакцией, абсолютизмом и порабощением национальностей, с одной стороны, и культурным развитием, политической свободой и национальной независимостью — с другой.

См. также

Литература

  • Laurent, «Les guerres de religion» (IX т. его «Etudes sur l’histoire de l’humanité»).

Ссылки

CC© wikiredia.ru  

Оставьте комментарий