Религия индокитая

Индокитай. Этнография, традиция, ремёсла

Полуостров Индокитай занимает более половины территории юго-восточной Азии, расположенной на крайнем востоке Евроазиатского материка и прилегающих островах. Очень живописны пейзажи многих районов полуострова с густыми лесами, саваннами, зарослями бамбука и водопадами на горных реках.  

Общая площадь Индокитая  – около 2 млн. кв. км. На Индокитайском полуострове в настоящее время проживает около 217 млн. чел. Внешний облик абсолютного большинства жителей Индокитая типичен для южно-азиатской малой расы. Для них характерно сочетание монголоидных признаков – желтоватый цвет кожи, плоское лицо, выступающие скулы, низкое переносье – с некоторыми австралоидными чертами: широким носом, утолщенными губами, выступающими челюстями. Крупнейшим народом Индкитая являются вьетнамцы – вьеты (по языку и культуре им близки мыонги) а также тхо, тит и другие народы, населяющие Вьетнам.

Во Вьетнаме, среди народности тхай выделяются подгруппы «красных», «черных» и «белых» тхай. Представительниц различных подгрупп лаосского этноса можно различить по вертикальному или горизонтальному расположению декоративных полос на их юбках, и по орнаменту на них. Вьетнамцы традиционно носят халат, иногда даже сразу два; штаны сложного кроя и тюрбан. И женщины, и мужчины в жару и в дождь надевают конические шляпы – нон из пальмовых листьев.

Бирманцы, тайцы, лаосцы и кхмеры обертывают бедра длинным куском ткани, пропускают между ног и закрепляют на поясе. Женщины лао носят многоцветную юбку с золотым или серебряным узором, женщины лы – юбку цвета индиго с пестрым узором и т.п. Мужчины в деревнях подпоясываются широким поясом, который выполняет множество разных функций, от платка до палатки.

Традиционным хозяйством населения Индокитая являются земледелие и рыболовство. Крестьяне часто разводят быков, буйволов, свиней, лошадей и мелкий рогатый скот, хотя животноводство не является самостоятельной отраслью хозяйства. Скот используется в основном как тягловая сила. В Юго-Восточной Азии существуют разные системы земледелия: равнинное, заливное, суходольное, террасное. Главной культурой является рис: предполагают, что именно на территории Индокитая впервые возникло искусство выращивания заливного риса. Он прекрасно развивается в жарком и влажном тропическом климате, хорошо хранится в домашних условиях без дорогостоящих элеваторов и дает хорошие урожаи при минимальном количестве удобрений. Помимо риса выращивают кукурузу, сахарный тростник, таро, ямс, табак, бетель, хлопчатник, а также овощи и фрукты – дуриан, папайю, манго, ананас и др., местные сорта чая и кофе. 

Существует несколько этапов выращивания риса. Поля разрыхляют с помощью деревянного плуга, в который впрягают буйволов. После вспашки залитого водой поля его выравнивают бороной. Рисовую рассаду высаживают на затопленное поле вручную; жнут короткими серпами или маленькими ножами. Собранный рис обмолачивают, оббивая снопы о каменные ступы или прогоняя буйволов по разложенным снопам. Все этапы возделывания риса сопровождаются разнообразными обычаями и обрядами.

С сельским хозяйством тесно связано рыболовство, речное и морское. Его развитию способствуют близость моря, множество рек и тысячи гектаров заливных полей, где разводят рыбу. Этим занимаются в основном мужчины, а женщины перерабатывают улов. По всему морскому побережью страны сотни тысяч рыбаков выходят в море на небольших парусных джонках или моторных лодках. Добывают и крабов, креветок, омаров, кальмаров, моллюсков и другие морепродукты. При разливе рек в сезон дождей рыба попадает на затопляемые поля, и крестьяне выходят на «лов» рыбы целыми семьями, погружая в мутную воду плетеные ловушки с отверстиями для «запуска» рыбы, оснащенными бамбуковыми остриями. Сходным образом ловят рыбу в обмелевших реках и каналах. В запрудах, перегораживающих небольшие речки, ставят ловушки – бамбуковые верши высотой до 2 м с воронкообразным входом; в них кладут приманку – жареные кукурузные зерна или буйволиный помет. Ловят рыбу бреднем, сетями, переметами с большим количеством крючков (до 150), удочками из бамбука или дерева или бьют острогой со спины бредущего по мелководью буйвола. Много рыбы остается на морском берегу после отлива и застревает в иле; ее собирают передвигаясь на специальных «санях». Рыбаки выходят в море на парусных судах и лодках – сампана, но в последнее время моторные суда становятся все более популярными.

Традиционные ремесла

Народы Индокитая издавна занимаются многими видами ремесел; в одном только Вьетнаме их начитывается более ста. Самыми популярными являются кузнечное дело, гончарное ремесло, резьба по дереву, ткачество, плетение, вышивка, ювелирное искусство. Одно из самых замечательных явлений в искусстве стран Юго-Восточной Азии – обработка дерева, с ней связана лаковая живопись.

На Индокитайском полуострове ткачество появилось сравнительно поздно. Его история связана со знанием и добыванием сырья для пряжи растительного и животного происхождения. Самым ранним материалом для ткачества были волокна различных деревьев, конопли и крапивы. По мотивам и технике ранние формы ткачества близки к плетению сетей и корзин. У некоторых народов это занятие окружено суеверными ограничениями и запретами, а у одного из племен Лаоса ткачество вообще запрещено.

Ткачество неразрывно связано с женским трудом. Все этапы изготовления ткани сопровождаются ритуалами, а деталям ткацкого станка и тканям приписывается магическое значение. Часто ткачихи приносят жертвы духу станка, чтобы не обрывались нити пряжи; во время работы ни с кем не разговаривают и не разрешают мужчинам присутствовать при их занятии.

Важной частью традиционной культуры народов Индокитая является искусство ведения войны.

Самобытные воинские традиции включают в себя умение вести рукопашный бой, фехтование на кинжалах и мечах, копьях и палицах, джигитовку и стрельбу из лука а также искусство ведения боя со спины слона и с борта боевого судна. Холодное оружие народов Индокитая традиционно включало в себя средства ближнего и дальнего боя. К первым относятся наконечники пик и другого древкового оружия, а ко вторым – короткие и длинные мечи, сабли, кинжалы, крисы и т.п. Статус кузнеца был традиционно высок, а в изделиях оружейников воплотились наивысшие достижения народов Индокитая в работе с металлом. Многие виды клинкового оружия считались наделенными магической силой, а их изготовление сопровождалось сложными ритуалами, закрытыми для непосвященных. Многие образцы холодного оружия из стран Индокитая являются подлинными произведениями искусства.

Многие традиционные праздники вошли в этническое самосознание и стали символами культуры народа. Они укрепляют дух общинной солидарности: во время праздника все члены общины эмоционально ощущают свое единство. Особенно большую роль семейно-общинные традиции играют в новогодних праздниках: в обрядах поклонения духам предков и в почитании духа- покровителя общины. Календарные обычаи и обряды всегда были одним из важнейших истоков художественного творчества народов Индокитая: музыки, танца, мистерий, живописи, изготовления масок, кукол, костюмов и т.п. В конце ХХ в. у многих народов Юго- Восточной Азии возрос интерес к традиционным праздникам, несмотря на утрату ими некоторых элементов прежней обрядности.Среди многочисленных праздников у вьетнамцев самое важное место занимает Тэт Нгуен дан (Праздник первой утренней зари) – Новый год по лунному календарю, самый торжественный и веселый праздник, знаменующий приход весны. Каждому сезону соответствуют свои праздники, например, осенью устраивают праздники на воде, праздники середины осени, средины года, двойной девятки ит.п. В Таиланде вскоре после встречи Нового года совершают праздничные обряды сезона дождей: церемонию первой вспашки, поклонение Матери риса, День рождения Будды, Праздник ракет, Церемонию вызывания дождя, начало буддийского поста и т.п. Многие праздники связаны с почитанием и обожествлением риса, главной сельскохозяйственной культуры в Индокитае.

Праздничные развлечения – это и театрализованные действа, танцы в масках, лодочные гонки, перетягивание каната, церемониальные шествия, запуск ракет, состязания воздушных змеев, обливание водой и т.п.

Традиционный театр в странах Индокитая долго сохранял связь с породившими его архаическими ритуалами; он и сейчас окончательно не превратился в развлекательное светское зрелище и не утратил свою сакральную функцию. Наиболее популярны две формы театра – живых актеров (балет, драма) и кукольного театра (театр кукол-марионеток и театр движущихся силуэтных картин и плоских кожаных кукол). Театр теней был одним из любимых народных развлечений многие века в Таиланде, Лаосе и Камбодже. Театральные труппы возводили помост в усадьбах буддийских храмов, ставили экран из прозрачной белой ткани, и разыгрывали захватывающие истории, связанные главным образом с индийским эпосом. «Актеры» – ажурные кожаные раскрашенные куклы, вставленные в трости; в коллекции кукловода их насчитывается от 150 до 300. Среди них – отшельники-риши, священные комики, которым приписывают большую магическую силу, короли и королевы, демоны, духи и пр. кукловод прижимает кукол к экрану, и зрители, сидящие перед ним, видят их тени или силуэты. Спектакли театра теней иногда заказывают для изгнания демонов болезни.

В классическом балете Таиланда, Лаоса и Камбоджи актеры иногда танцуют в масках из папье-маше с отверстиями только для глаз, используя жесты и пантомиму. Каждой категории персонажей соответствует определенный тип масок с цветовой символикой: зеленый цвет означает удачу, желтый – злость, синий – взволнованность, красный – ярость. Маски положительных героев имеют широко раскрытый рот с ровными зубами, отрицательных – растянутый рот с торчащими из него клыками. Хореография балета кхон восходит к древнеиндийскому канону, только вместо 108 основных танцевальных движений, в нем использовалось 64, а позже – 19 движений с символическими значениями. Танцевальные движения веками оттачивались при подготовке к важным придворным церемониям и ритуалам.

Разнообразные музыкальные инструменты можно разделить на ударные, духовые и струнные. Всемирную известность приобрели также донгшонские барабаны – образцы древнего искусства обработки металла, изготовления бронзы в Индокитае. Традиция литья таких барабанов дожила до ХХ в. у каренов. Барабаны разной величины и формы; они присутствуют на всех народных гуляньях, праздниках и обрядах. Испокон веков ценным инструментом считается гонг; в прежние времена по количеству и размерам гонгов определялась состоятельность семьи. Примером ударного тайского инструмента является гонг вонг лек – сочетание 16 медных гонгов, расположенных слева направо в порядке повышения высоты тона. Исполнитель сидит в центре горизонтально положенного на пол инструмента и ударяет по нему двумя молоточками. Пример духового инструмента – губной орган кэн – из14 тростниковых трубок разного диаметра и длины, скрепленных полосами ротанга и снабженных латунными тростями. Трубки вставлены в деревянную полость с отверстиями для вдувания воздуха. Бирманские классические песни обычно исполняют под аккомпанемент арфы, имеющей вид ладьи с изогнутым грифом, на котором натянуты шелковые струны. Арфа упоминается самой первой в исторических бирманских документах и считается символом всего прекрасного. Музыкальная культура богата вокальными жанрами, живыми, светлыми мелодиями, протяжными и грустными.

Религии и верования

Религиозная жизнь на полуострове очень разнообразна. В первые века нашей эры в странах Юго-Восточной Азии начали распространяться индийские религиозные учения – индуизм и буддизм. Во многих странах утвердился буддизм, сильно повлиявший на образ жизни местного населения. На религиозные взгляды некоторых народов воздействовал индуизм. Так, в Сиаме и Кампучии еще в ХХ в. при королевском дворе находились представители касты исполнителей брахманских обрядов. С VII–VIII вв., и особенно с XIV в. в Индокитае начал распространяться ислам. Начиная с XVI в. европейские миссионеры активно насаждали христианство в странах Индокитая. В результате на полуострове появилось некоторое количество католиков и протестантов. Католиками являются и потомки португальцев, осевших в Кампучии в XVI в. В начале ХХ в. появились новые секты, например, каодай во Вьетнаме. Однако сохраняются и мощные пласты древних религиозных верований, сосуществующих с мировыми религиями – пришелицами; особенно стойкими оказались культ природы и аграрные культы. Буддийские и христианские миссионеры ведут активную прозелетическую деятельность среди приверженцев местных культов.

Буддизм

Подавляющее большинство населения Бирмы, Таиланда, Лаоса и Камбоджи исповедует буддизм; он является государственной религией в этих странах.

Индокитай. Этнография, традиция, ремёсла

В центре почти каждого селения высится храм-пагода – обычно самое большое и красивое здание в округе. Во Вьетнаме буддизм существует в северной форме махаяны и тесно переплетен с даосизмом, конфуцианством и культом предков, в остальных странах он преобладает в форме южной тхеравады, принесенной из Шри Ланки в VIII–ХI вв. У малых тибетско-бирманских народов, живущих в Бирме, распространен ламаизм – разновидность северного буддизма.

Огромное влияние буддизм оказывает на современное общество Таиланда, Мьянмы и других стран. Ежегодно в монастырях проходят монашеский искус около 200 тыс. молодых людей в возрасте 20–24 лет. Буддийская мораль активно пропагандируется через систему образования и средства информации. Даже при решении сугубо светских задач правительство Таиланда опирается на буддийскую церковь. С буддизмом связаны многие стороны искусства, литературы, культуры и повседневной жизни.

Изготовление изображений Будды считается важной религиозной заслугой, обещающей благоприятное перерождение в будущей жизни. Скульптурные изваяния Будды из самых разных материалов тиражируются в огромных количествах; их изготавливают всевозможных размеров: от маленьких фигурок, замурованных в ступах, до колоссальных статуй, размещающихся на открытом пространстве или в специальных храмах-«футлярах», как, например, 46-метровая фигура Лежащего Будды в храме Ват По в Бангкоке.

Древние культы

В Юго-Восточной Азии прочные позиции сохраняют древние культы, восходящие к тому периоду, когда местное население еще не испытывало на себе влияния мировых религий. Особенно большое значение имел культ предков. Так, главное место в доме вьетов – алтарь предков, перед которым совершаются все семейные обряды. Обычно он представляет собой столик, на котором хранятся ритуальные предметы, в том числе таблички с именами умерших прародителей. Культ предков сохраняется и у бирманских нага, верящих, что дух умершего живет в его черепе, и потому сохраняющих черепа в особых хранилищах.

У бирманцев сложилась система почитания натов, духов-хозяев; ими становятся после смерти души героев и вообще всех хороших людей. Верят, что в каждом предмете и явлении природы обитает свой нат. Главными считаются наты – хозяева всего земного, га-наты, а небесные духи, му-наты и духи, обитающие в околоземном пространстве – менее влиятельными. С распространением буддизма наты были включены в буддийский пантеон как помощники и защитники учения Будды. С древними культами связаны многие земледельческие обряды, ритуалы жизненного цикла и обычаи повседневной жизни.



ИНДОКИТАЙ, полуостров на юго-востоке Азии. Омывается на западе Бенгальским заливом, Андаманским морем и Малаккским проливом; на востоке — Южно-Китайским морем и его заливами, главные из которых Сиамский (Таиландский) и Бакбо (Тонкинский). Северную границу условно проводят по прямой от дельты рек Ганг, Брахмапутра и Мегхна к дельте реки Хонгха (Красная). Южную оконечность Индокитая (к югу от перешейка Кра) образует полуостров Малакка. Площадь около 2 миллионов км2. На территории Индокитая частично или полностью расположены государства: Бангладеш, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Таиланд. Берега на востоке слабо расчленены, на западе — много неглубоких заливов, полуостровов, прибрежных островов: острова Москос, Мьей (Мергуи) и др.

Рельеф. Вдоль западного побережья Индокитая протягивается хребет Ракхайн (высота до 3053 м, гора Виктория — высшая точка Индокитая). С востока к нему примыкает Иравадийская равнина с невысокими холмами и грядами, переходящая на юге в дельтовую низменность. Восточнее расположено Шанское нагорье с плоскими водоразделами, глубоко расчленёнными эрозионно-тектоническими долинами. К югу от него до перешейка Кра тянутся узкие хребты Танентаунджи и Танинтайи. Центральные районы Индокитая занимает плато Корат. С запада его окаймляют аллювиальные равнины реки Чаупхрая (Менам), с востока и юга — река Меконг и Камбоджийская равнина. Между дельтами рек Чаупхрая (Менам) и Меконг расположены сводово-глыбовые горы Кравань. Вдоль  восточного побережья Индокитая протягиваются горы Чыонгшон (Аннамские), переходящие на юге в денудационные нагорья и базальтовые плато. В горах Индокитая широко развит карст.

Реклама

Геологическое строение и полезные ископаемые. На территории Индокитая выделяют докембрийские массивы (Сино-Бирманский на западе, Индо-Синийский на юго-востоке) и разновозрастные складчатые системы. Архейско-раннепротерозойский кристаллический фундамент массивов в основном перекрыт чехлом осадков позднепалеозойско-мезозойского возраста. Индо-Синийский массив огибается с севера позднепалеозойской Вьетлаосской складчатой системой; с запада — раннекиммерийской Юннань-Малайской складчатой системой, отделяющей его от Сино-Бирманского массива. Расположенная западнее Индо-Бирманская складчато-покровная система с альпийским временем деформаций граничит с Сино-Бирманским массивом по крупному сейсмоактивному разлому — правому сдвигу Сагаинг. В восточной части складчатой системы локализуется молассовая впадина, строение которой осложнено мел-кайнозойской вулканической дугой. На западе складчато-покровное сооружение надвинуто на передовой (предгорный) молассовый прогиб на границе с докембрийской Индостанской платформой. С конца эоцена Индокитай испытывает поднятие, вызванное коллизионными процессами в Альпийско-Гималайском подвижном поясе. В конце палеогена поднятие сопровождалось излиянием плато-базальтов на юго-востоке, образованием рифтогенных прогибов на окраинах (Меконгская, Менамская, Ханойская депрессии), формированием крупных сейсмоактивных разломов. Месторождения руд олова, вольфрама, сурьмы, меди, свинца, цинка, золота, серебра, железа, хрома; нефти и природного горючего газа, каменных и бурых углей, бокситов, фосфорного сырья, барита, драгоценных камней (рубин, сапфир) и др.

Климат. На большей части Индокитая климат субэкваториальный, к югу от 10° северной широты — экваториальный. В условиях субэкваториального климата с муссонной циркуляцией воздушных масс отмечаются сезонные колебания температуры и осадков. На низменностях средние температуры января 21-26°С (на севере Индокитая не более 16°С), июля 27-29°С. Самый жаркий месяц — апрель (30-31°С). В горах температура понижается до 15°С в январе и до 24-25°С в июле. В гребневой части гор на севере местами могут наблюдаться заморозки и снегопады. Около 80% годовой суммы осадков связано с приходом летнего юго-западного муссона, поэтому наибольшее их количество (2500-5000 мм в год) выпадает на западном побережье и наветренных западных склонах гор.

Ва (народ, Индокитай)

На внутренних равнинах годовая сумма осадков уменьшается до 1000-2000 мм, в некоторых районах (на севере Иравадийской равнины) составляет менее 700-800 мм в год. Зимний сезон на большей части полуострова засушливый. На  восточном побережье Индокитая под влиянием северо-восточного пассата годовая сумма осадков вновь увеличивается (местами более 2000 мм), а их максимум смещается на конец лета и осень. Для районов экваториального климата характерны постоянно высокие температуры воздуха (на равнинах 26-28°С, в горах 18-21°С) и значительное количество осадков (2500-3000 мм в год). В конце лета и осенью на Индокитай обрушиваются тропические циклоны.

Поверхностные воды. Речная сеть густая, большинство рек многоводно. Режим рек муссонный: характерны выраженные сезонные колебания стока с резким летним максимумом. Реки Иравади, Салуин (бассейн Андаманского моря), Меконг (бассейн Южно-Китайского моря) текут с Тибетского нагорья, имеют обширные бассейны, характеризуются снегодождевым питанием. В верховьях они текут в узких глубоких каньонах, порожисты, среднее и особенно нижнее течение спокойно, реки имеют преимущественно равнинный характер, в устьях образуют обширные дельты. Река Чаупхрая (Менам) (бассейн Южно-Китайского моря) берёт начало в горах на севере Таиланда, имеет дождевое питание. Многие реки судоходны во время летнего половодья, в период низкой воды — на отдельных участках. Некоторые страны Индокитая относятся к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами: Лаос (57 тысяч м3/чел. в год), Камбоджа (33), Мьянма (21). До 90-98% водопотребления используется на нужды ирригации (кроме Вьетнама, где этот показатель составляет 68%). Низовья многих рек, особенно Чаупхраи (Менам), сильно загрязнены промышленными и бытовыми стоками. Многочисленны озёра тектонического и реликтового (остатки морских заливов) происхождения; наиболее крупные — Тонлесап (Камбоджа), Инле (Мьянма), Тхалелуанг (Таиланд).

Типы ландшафтов. На наиболее увлажнённых наветренных западных склонах хребта Ракхайн произрастают вечнозелёные тропические леса сложного видового состава на красно-жёлтых ферраллитных почвах. Господствуют диптерокарповые, пальмы, фикусы, древовидные папоротники, в среднегорном поясе появляются листопадные виды, бамбуки. Разнообразны эпифиты, особенно распространены орхидеи. Выше 2000-2500 м — смешанные и хвойные леса с бореальными видами (тсуга, пихта, ель, берёза, клён). В горах и на нагорьях внутренних районов преобладают листопадные муссонные леса (тик, сал, пентакме, эбеновое дерево и розовое дерево и др.) на красных и тёмно-красных ферраллитных почвах, чёрных слитых почвах. На высоте 700-1500 м произрастают горные леса из субтропических видов (вечнозелёные дубы, кастанопсис, каштаны, сосны Меркуза и Казия) на краснозёмах. В долинах и котловинах, лежащих в дождевой тени (центральная часть долины реки Иравади, некоторые районы плато Корат), преимущественно разреженные леса из колючих деревьев и кустарников (акации, терминалии и др.) на красно-бурых почвах, местами — опустыненные саванны. Значительные площади занимают вторичные саванны, возникшие на месте лесов и редколесий в результате выжигания, заготовок древесины и выпаса домашнего скота. Вдоль морских берегов и в дельтах рек частично сохранились мангровые леса, которые интенсивно сводились для развития аквакультуры. Леса занимают более 50% территории Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, лесистость Вьетнама 30%, Таиланда 19%. Высокие темпы обезлесения отмечаются в Мьянме (1,4% в год), Малайзии (1,2%) и Таиланде (0,7%). Значительны площади искусственных лесонасаждений, особенно в Таиланде и Вьетнаме (33% и 17% площади лесных земель соответственно). Аллювиальные и дельтовые равнины, приморские низменности, плато Корат густо заселены и значительно распаханы. Преобладающая культура — рис, возделывают также кукурузу, клубнеплоды, в засушливых районах — хлопчатник, арахис, табак. Природные условия Индокитая позволяют собирать два, на юге — три урожая в год. На плантациях выращивают гевею, масличную и сахарную пальмы, на склонах нагорий — чайный и кофейный кусты.

Животный мир. Индокитай входит в Индо-Малайскую зоогеографическую область с высоким уровнем биоразнообразия. Преобладают лесные животные. Наиболее характерны обезьяны (гиббоны, макаки и др.), полуобезьяны (лемуры), индийский слон, тигр, носороги, пантеры, гималайский медведь, дикие кошки, кабаны, дикобразы, шерстокрылы, белки-летяги. Богато представлена фауна птиц: райские птицы, попугаи, павлины, фазаны, дикие куры и др.; в дельтах рек — цапли, аисты, фламинго и др. Из земноводных распространены крокодилы. Много змей (в том числе ядовитых).

В Индокитае — свыше 400 охраняемых природных территорий, наибольшие площади они занимают в Камбодже (18,5% территории страны), Таиланде (14%), Лаосе (12,5%). В список Всемирного наследия включены национальный парк Фонгня-Кебанг во Вьетнаме, заповедник Тхунгъяй-Хуайкхакхэнг в Таиланде.

Лит.: Страны и народы. Зарубежная Азия. Юго-Восточная Азия. М., 1979; Пфефер П. Азия. М., 1982; Алексеева Н. Н. Современные ландшафты зарубежной Азии. М., 2000; Глобальная экологическая перспектива: обзор изменения состояния окружающей среды: Ежегодник. Найроби, 2000-2007.

Н. Н. Алексеева.

Население

На Индокитайском полуострове в настоящее время проживает около 217 млн. чел. Численность населения (по данным на 2006 г.) Мьянмы – около 47,4 млн. чел.; Вьетнама – около 85,3 млн. чел.; Таиланда – 64,64 млн. чел.; Лаоса – около 6,5 млн. чел.; Камбоджи – 13,99млн. чел. (в годы кровавой диктатуры Пол Пота и Иенг Сари было уничтожено 3 млн. граждан страны). Почти все страны полуострова многонациональны, за исключением Камбоджи: примерно 85 % ее населения составляют кхмеры. Современное население Индокитая представляет собой конгломерат народов, различающихся языками, культурой, происхождением и давностью пребывания на занимаемой ныне территории. Наряду с народами, многие века тому назад создавшими свои государства, в лесах и горах живут народы, сохраняющие древний образ жизни.

Внешний облик абсолютного большинства жителей Индокитая типичен для южно-азиатской малой расы. Для них характерно сочетание монголоидных признаков – желтоватый цвет кожи, плоское лицо, выступающие скулы, низкое переносье – с некоторыми австралоидными чертами: широким носом, утолщенными губами, выступающими челюстями. Южно-монголоидная раса образует в Индокитае несколько местных вариантов. Еще в древности здесь сложилась мозаичная структура населения, при которой рядом с крупными многомиллионными народами существовали мелкие племена, в том числе численностью менее тысячи человек. Соотношение численности «титульной национальности» с численностью других народов различно в разных странах.

Религия Индокитая – что исповедуют народы полуострова?

Обычно крупные народы живут на равнинах или в холмистой местности, а малые народы преобладают в горах.

       

 С лучшим другом. Мьянма (Бирма). 
Д. Шнеерсон, А. Губанов. 2000

 Дети народности акха. Таиланд. 
Е. Пугачева. 2007

 Вьетнамский цирюльник. Вьетнам. Вьетнамцы. 
В.Н. Колотов. 2000

     
     
На строительстве дорог
Мьянма (Бирма)
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
Такие разные пассажиры
Мьянма (Бирма)
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
Горожанки любят покурить сигары из табака, смешанного с ароматическими травами
Мьянма (Бирма)
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
     
     
За беседой
Мьянма (Бирма)
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
Народ па о — прославленные земледельцы. Говорят, они выращивают лучший в Мьянме чеснок.
Мьянма (Бирма)
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
Женщина из деревни на озере Инле (Восточная Мьянма)
Мьянма (Бирма)
Снатенков В.
     
     
Мост — подходящее место для романтической прогулки
Мьянма (Бирма), г. Амарапура
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
Кошки — большие помощники в домашних делах
Мьянма (Бирма)
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
Бытовая зарисовка
Мьянма (Бирма), провинция Шан
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
     
     
Женщины Мьянмы покрывают лицо смесью, изготовленной из коры дерева "танака". Ароматная масса предохраняет кожу от грязи и потери влаги.
Мьянма (Бирма)
Шнеерсон Д.С., Губанов А.
   

Оставьте комментарий