Содержание
- Преобразования в сфере культуры Петра I
- План урока
- Задание на урок.
- 1.Развитие науки.
- 1.Развитие науки.
- 2.Реформа образования.
- 2.Реформа образования.
- 2.Реформа образования.
- 3.Искусство в 1-й четверти 18 века
- 3.Искусство в 1-й четверти 18 века
- 4.Реформа в области быта.
- 4.Реформа в области быта.
- 4.Реформа в области быта.
Преобразования в сфере культуры Петра I
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 3180; Нарушение авторских прав?;
Особенность культурной политики при Петре I: государь поощрял сферы, необходимые для государства: создание новой системы просвещения, развитие науки, светского искусства, изменения в быту.
Просвещение и наука. Реформы требовали большого количества образованных людей. Молодых дворян отправляли на учёбу за границу. В 1701 г. открыты Навигацкая школа (позднее – Морская академия), Артиллерийская школа, в 1707 г. – Медицинское училище, в 1712 г. – Инженерная школа. Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 «цифирные школы». Появились новые учебники: «Арифметика» Л.Ф. Магницкого (1703 г.). Поскольку многие дворяне учились неохотно, Пётр запретил им жениться до окончания обучения. Появились школы для детей рабочих и солдат. Образование стало светским. Богословские предметы отошли на второй план, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело и т.д. В 1708 г. страна перешла с церковнославянского шрифта на более простой гражданский шрифт.
В 1700 г. Пётр ввёл летоисчисление по европейскому образцу – не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Началом года стало 1 января. С 1703 г. стала выходить печатная газета «Ведомости» (с 1728 г. – «Санкт-Петербургские ведомости»), открылся первый музей в Петербурге – «Кунсткамера». В 1714 г. в Петербурге создана первая в России государственная публичная библиотека.
В 1724 г. Пётр издал указ об учреждении Академии наук (открыта в 1725 г. после смерти царя). А. И. Манкиев написал «Ядро российской истории». При участии Петра I написана история Северной войны («Гистория Свейской войны»). Пётр организовал регулярное почтовое сообщение. Царь намеревался проложить торговый путь в Индию. Он направил экспедиции в Среднюю Азию. Были составлены карты Каспийского, Аральского и Азовского морей. Русские землепроходцы достигли Курильских островов.
Общественная мысль. Центральной проблемой общественно-политической мысли являлся вопрос идеологии абсолютизма. Принципы абсолютизма были разработаны Ф. Прокоповичем («Правда воли монаршей», «Духовный регламент»). Экономист И. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» ратовал за дальнейшее развитие экономики. Поэт А. Кантемир высмеивавал в стихах противников реформ.
Во главе противников реформ Петра стоял его сын царевич Алексей. Реформы Петра обличались в произведениях старообрядцев, в «прелестных письмах» донского казака Никиты Голого.
Архитектура.В 1703 г. началось строительство Петербурга. Были приглашены иностранные архитекторы: Ж. Леблон, Д. Трези́ни, Б. Растрелли и др. Петербург XVIII в. строился как типичный западноевропейский город. Пётр решил: «Петербург будет второй Амстердам». Это был первый город России, застройка которого велась по заранее разработанному плану. Утверждается архитектурный стиль русское барокко. Барокко – направление в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи), которому свойственны контрастность, динамичность, стремление к пышности и величию. Заимствуются элементы западноевропейской архитектуры (готический шпиль). Петербург строился на болотистых берегах Невы в кратчайшие сроки в условиях сурового климата.
От голода и непосильной работы погибло множество людей. По словам Н. М. Карамзина, «Петербург основан на слезах и трупах». Известны стихи польского поэта А. Мицкевича:
Рим создан человеческой рукою,
Венеция богами создана,
Но каждый согласился бы со мной,
Что Петербург построил Сатана…
Важнейшие архитектурные памятники Петербурга того времени:
-Летний дворец Петра I, Петропавловский собор (Д. Трезини);
-здание Двенадцати коллегий (Д. Трезини, М.Г. Земцов);
-Меншиков дворец (Дж.-М. Фонтáна и Г. Шéдель)
Строятся загородные дворцовые ансамбли под Петербургом – Петергоф (Петродворец), Ораниенбаум (Ломоносов), Царское Село (Пушкин). Петергоф должен был, по замыслу царя, превзойти Версальский дворец французских королей.
В Москве возводятся: Арсенал в Кремле (Д. Иванов, X. Конрад, М. Чоглоков), Лефортовский дворец (Д. Аксамитов), Меншикова башня (И. Зарудный).
Живопись. Ведущее место занимают картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Портреты делятся на камерные, в которых художник стремится проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчеркивающие социальный статус изображаемого человека. Наиболее известные художники:
-И. Н. Никитин («Пётр Первый на смертном ложе», «Портрет канцлера Г. И. Головкина», «Напольный гетман»);
-А. М. Матвеев обучался в Голландии («Автопортрет с женой»).
—А. Ф. Зубов создавал гравюры – панорамы Петербурга, батальные сцены из истории Северной войны и др.
Скульптура. Первые скульптуры для Летнего сада были привезены из Италии. К. Растрелли изготовил скульптуры для Петергофа.
Театр. Появляется общедоступный русский театр. В 1702 г. в «Комедийной хоромине» на Красной площади Москвы немецкие актёры разыгрывали пьесы иноземных авторов.
Быт. Причиной отсталости России царь-реформатор считал патриархальный быт. Отвергая ненавистную старину, Пётр возвёл «брадобритие» в ранг государственной политики. За ношение бороды приходилось платить пошлину: дворянам – по 60 руб., купцам – по 100 руб., прочим горожанам – по 30 руб. в год. Уплативший получал медный знак, который носил на шее в доказательство того, что борода оплачена. Крестьяне платили за бороду по одной копейке при въезде в город. Освобождались от уплаты лишь духовные лица.
С целью обратить россиян в европейцев Пётр издал указ о ношении иноземной одежды немецкого или венгерского покроя. Декольтированные платья надели дворянские жёны и дочери. Пётр предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак. Царь ввёл новые формы досуга – ассамблеи. На них следовало являться с жёнами и дочерьми. Это означало конец теремнóго затворничества русских женщин. Ассамблеи требовали изучения иностранных языков, галантных манер («политéса»), умения танцевать. Воспитание молодых дворян проходило по учебнику хороших манер, привезённому из Пруссии – «Юности честное зерцáло, или Показание к житейскому обхождению» (1717 г.).
Преобразования в области культуры позволили России вырваться из тисков средневековья, обратиться к культуре передовых западноевропейских стран. Зачастую заимствования из Европы носили характер слепого подражания. Среди русской знати зародилось низкопоклонство перед западной культурой, пренебрежение к русским традициям, обычаям, языку. Преобразования фактически не коснулись крестьянства.
Таким образом, реформы Петра I трудно оценить однозначно.
С одной стороны, реформы были непонятны и ненавистны народу, они проводились бессистемно, жестоко, на крепостнической основе. Реформы усилили крепостнические порядки и тем самым заложили условия для последующего отставания от развитых стран Запада. В результате многочисленных войн население страны сократилось.
С другой стороны, реформы нарушили неторопливый ход развития России. Пётр способствовал ускорению экономического развития, создал промышленность, флот, вывел Россию в число великих держав мира, сблизил с Западом («прорубил окно в Европу»).
Отношение Петра I к Европе было противоречивым. Он говорил: «Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом».
В России шёл процесс оформления абсолютной монархии – системы власти, при которой вся её полнота принадлежит одному человеку, стоящему во главе государства – царю (императору).
**
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 3182; Нарушение авторских прав?;
План урока
1.Развитие науки.
2.Реформа образования.
3.Искусство в 1-й четверти 18 века.
4.Реформа в области быта.
Задание на урок.
Как история России отразилась в культуре н.18 века?
1.Развитие науки.
Развитие экономики спо собствовало разви-тию науки.
1700-создана горнораз-ведочная служба.
1703-открытие медного месторождения на Ура ле.
1706-открыт Аптекарс-кий огород в Москве.
1712-создание А.Нарто-вым 1-о в мире токар-ного станка.
1.Развитие науки.
1707-открыт 1-й госпиталь и медицинская школа.
1702-открыта обсерватория в Москве.
1707-составлена карта звездного неба.
1719-открыта для публичного посещения Кунсткамера.
1724-испытание подводной лодки.
1725-открытие Академии наук.
2.Реформа образования.
Реформы требовали гра мотных специалистов.
Петр начал с посылки дворян за границу,но вскоре в стране появи лись бессословные школы.
В 1701 г в Москве откры-лась Навигацкая шко-ла, где изучались прак тические дисциплины.
Затем появились Инже-нерная, Артиллерий-ская, Медицинская и др.школы.
2.Реформа образования.
Чтобы дворяне не уклонялись от учебы,Петр запретил священникам венчать их без справки об образова-нии.Чуть позже стали появляться школы для дво-рянских детей.
Развитие образования потребовало издания учебни-ков.Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л.Магницкого.
2.Реформа образования.
В 1703 г.Была издана 1-я русская газета- «Ве-домости».
Для облегчения образования в 1710 г.
Петр вместо церковного шрифта ввел более удобный- гражданский.
3.Искусство в 1-й четверти 18 века
В н.18 в. художествен-ная культура приобре-ла светский характер и получила поддержку государства.
Большого развития по-лучил жанр портрета. Наряду с приглашен-ными иностранцами большим мастером в этом направлении стал И.Никитин, соз-давший портреты Пет-ра и его соратников.
3.Искусство в 1-й четверти 18 века
Архитектура эпохи создавалась в основном в Петер-бурге.Наряду с иностранцами-Д.Трезини,Б.Растрел-ли работали и русские зодчие-И.Коробов,М.Земцов.
Наиболее знаменитыми сооружениями эпохи были: Кунсткамера,Дворец Меньшикова, Петропавловский собор.
4.Реформа в области быта.
Петр стремился привить в России европейские обычаи.Уже в к.17 в. он стал появляться в европейском платье, которое в 18 в. стало обязательным для го-сударственных служа-щих.
Петр заботился о приви-тии хороших манер среди бояр, обучал из правилам этикета.
4.Реформа в области быта.
Для тех кто не хотел расставаться с рус-ским платьем Петр придумал налоги,нап-ример «Бородовые деньги».
С 1700 г. Россия стала отмечать новый год и вести счет лет по ев-ропейскому образцу.
В стране появились чай,кофе,табак,карто-фель помидоры.
4.Реформа в области быта.
С 1718 г. Петр начал собирать ассамблеи, куда чиновники должны были являться с женами.
На Ассамблеях играли на музыкальных инст-рументах, играли в игры, танцевали вели светские и политические беседы.