Реакция организма на стресс

Как человеческий организм реагирует на стресс

1. Реакция стресса. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е., стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая МАЛ-АДАПТАЦИЯ (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний.

2. Пассивность.Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть и преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.)

4. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

Что происходит в организме во время стресса?

В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс — даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются. Вне зависимости от того, серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее — готовность противостоять.

Стресс делиться на три фазы (стадии):

Тревога. Это фаза мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. При этом организм функционирует с большим напряжением, перестраивается для работы в новых условиях

Стабилизация. Фаза сбалансированного расхода адаптационных резервов организма. При этом в организме все как будто налаживается, закрепляется на новом уровне.

Истощение. Если стресс продолжается долго, организм исчерпывает свои внутренние резервы и не получает «разрядки», появляется истощение (переутомление).

Установлена зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а так же психологическим климатом, в котором человек живет и работает:

  • если человек стремиться занять место, не соответствующее его реальным возможностям, то есть обладает завышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии;
  • хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у людей с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимости к своему ближайшему окружению;
  • к гипертонии может приводить недооценка личности окружающими. Если личность подавляют, игнорируют, то у нее развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее ежедневно «проглатывать обиду»;
  • для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга.

Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают кроме, физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального перенапряжения – неврозы. Невроз возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека.

Самое трудное для человека – принять решение, но пока это не сделано, у него сохраняется стойкое эмоциональное напряжение.

Поэтому одним из важнейших средств помощи становиться осознание человеком реальной связи между его физическими страданиями и решением конфликта.

Способность справиться с напряжением в течение нескольких минут или даже секунд – основное условие эмоционального выживания и физического здоровья. Этому можно обучиться.

Методики борьбы с ежедневными стрессовыми ситуациями должны быть, во-первых, кратковременными, а во-вторых, свободны от каких либо побочных, негативных эффектов, не снижают уровень работоспособности, не влиять на мотивацию. Основная цель их дать возможность почувствовать себя раскованными и в то же время собранными.

Каталог:upload -> site76 -> files
upload -> Balachova T. N., Isurina G. L., Regentova A. U., Tsvetkova L. A bonner B. L., Изучение влияния информационных материалов на отношение женщин к употреблению алкоголя во время беременности
upload -> Основные Причины Появления Эректильной Дисфункции
upload -> Социальные теории лидерства: основные понятия и проблемы
upload -> Лидер как социальный тип: понятие и личностные особенности в западной исследовательской традиции
upload -> Лидерство как личностный феномен
upload -> —
upload -> Пирамида Маслоу плюс – новое слово в теории мотивации
upload -> Методическте рекомендации для студентов по дисциплине «психология журналистики» цели и задачи дисциплины дисциплина «Психология журналистики»
files -> Различают физиологические и психологические стрессоры

Поделитесь с Вашими друзьями:

Содержание

Реакция человеческого организма на стресс

Обычно в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс — даже тогда, когда не происходит никакого физического действия.

Мобилизация симпатического отдела вегетативной нервной системы может быть небезопасна, приводя организм в состояние высшей готовности:

— сердце начинает биться учащённо,

— повышается кровяное давление,

— напрягаются мышцы.

Вне зависимости от того, серьёзна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на неё — готовность противостоять.

Реакция стресса

   Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е.

Причины острой реакции на стресс: симптомы и лечение

собственно стресс. Человек сознательно или бессознательно старается приспособиться к изменившейся ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не даёт никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. При этом частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний.

Пассивность

Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадёжности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Активная защита от стресса

   Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья: спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.д.

Активная релаксация

Расслабление, которое повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

См. также

Стресс    RSS     azps@azps.ru 

Похожие главы из других работ:

Виды и условия возникновения стресса

1 ПОНЯТИЕ «СТРЕСС»

В современной литературе термином "стресс" обозначают широкий круг явлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях…

Влияние психической напряженности на результат легкоатлетов в предсоревновательный и соревновательный периоды

1.2 Понятие стресса. Влияние стресса на успешность спортсменов

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Г. Селье. Он рассматривал стресс как состояние неспецифического напряжения в живом организме…

Влияние стрессовых ситуаций на психику детей-подростков

2.. Влияние стресса на организм детей-подростков с точки зрения физиологии и психологии. Понятие стресса и дистресса

Для раскрытия данных понятий мы обратились к источникам, содержащим информацию о теории стресса, разработанной Гансом Селье. канадскийэндокринолог австро-венгерского происхождения…

Выявление зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента

1.1 Понятие стресса. Стресс как проблема современной психологии

Термин «стресс» был введен канадским физиологом Г. Селье (1936г.) при описании адаптационного синдрома. Он определил стресс как неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование…

Гендерные различия в переживании профессионального стресса у сотрудников МВД

1.1 Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению

Термин «стресс» используется в ряде дисциплин для обозначения довольно широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия и экстремальные ситуации…

Здоровье руководителя. Управленческая деятельность в экстремальных и стрессовых ситуациях

Глава 1. Стресс: понятие, причины, виды

Информационный стресс в учебной деятельности

Информационный стресс в учебной деятельности

информационный стресс студент обучение Информационный стресс — это состояние информационной перегрузки, когда индивид не справляется с поставленной задачей и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе…

Когнитивный компонент самосознания у подростков

1.5. Информационный подход к когнитивному развитию в подростковом возрасте.

Сторонники информационного подхода основное внимание обращают на совершенствование у подростков тех умений, которые принято называть метапознанием. Метапознание включает в себя несколько умений…

Методы борьбы со стрессом в управленческом труде

1. ПОНЯТИЕ СТРЕСС

Причины возникновения и пути ликвидации школьного стресса

1. стресс в жизни ребёнка. Основные причины детского стресса

Профилактика стресса в профессиональной деятельности медицинских работников

Глава 2. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности медицинских работников

Психические особенности у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом

1.3.Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.

Все действующие на сегодняшний день международные конвенции и законодательные акты направлены на соблюдение прав человека. Базисными являются принципы, обеспечивающие охрану детско-подросткового населения, находящегося в сложных ситуациях…

Психофизиология стресса

ПОНЯТИЕ СТРЕССА. СТРЕССОРЫ.

Общие реакции организма на повреждение СТРЕСС (напряжение) ШОК

ВИДЫ СТРЕССА.

Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс — это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается…

Технологии управления стрессами сотрудников в организациях социального обслуживания населения

1.1 Стресс: понятие, виды, функции, механизмы действия

Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую актуальность проблемы защиты человека от действия неблагоприятных факторов среды. Сейчас это понятие становится весьма популярным…

Эмпирическое исследование влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу младшего школьника

1.1 Стресс, понятие и классификация

Ганс Селье является основоположником учения о стрессе (1907-1982). По образованию он медик, биолог с мировой известностью, разрабатывал проблемы стресса на протяжении длительного времени…

Физиологические реакции на стресс

Организм реагирует на стресс, инициируя сложную последовательность внутренних реакций на воспринимаемую угрозу. Если угроза проходит быстро, эти экстренные реакции стихают и физиологическое состояние возвращается к нормальному. Если стрессовая ситуация продолжается, возникают другие внутренние реакции по мере того, как человек пытается адаптироваться к хроническому стрессору. В данном разделе мы подробно рассмотрим эти физиологические реакции.

Реакция «дерись или беги»

Поскользнулись ли вы на замерзшей реке, или встретили бандита с ножом, или испытали ужас в первом прыжке с парашютом, ваш организм реагирует аналогично. Независимо от природы стрессора ваш организм автоматически готовится справиться с экстренной ситуацией. Из главы 11 мы помним, что эта реакция называется «дерись или беги». Быстро нужна энергия, поэтому печень высвобождает дополнительный сахар (глюкозу) для питания мышц и выделяются гормоны, стимулирующие превращение жиров и белков в сахар. При подготовке к физическим затратам энергии метаболизм тела ускоряется. Частота сердцебиения, кровяное давление и частота дыхания увеличиваются, а мышцы напрягаются. В то же время некоторые несущественные процессы, такие как пищеварение, притормаживаются.

Стресс. Адаптационные реакции организма

Слюна и слизь подсыхают, увеличивая тем самым величину воздушного прохода в легкие. Поэтому первым признаком стресса является сухость во рту. Выделяются естественные болеутоляющие вещества эндорфины, и поверхностные кровеносные сосуды сжимаются, чтобы уменьшить кровотечение в случае ранения. Селезенка вырабатывает больше красных кровяных клеток, чтобы способствовать переносу кислорода, а костный мозг — больше белых кровяных телец для борьбы с инфекцией.

Большинство этих физиологических изменений являются результатом активации двух нейроэндокринных систем, управляемых гипоталамусом: симпатической и адренокортикальной. Гипоталамус назвали стрессовым центром мозга, поскольку при экстренных ситуациях он выполняет двойную функцию. Первая его функция — активация симпатического отдела вегетативной нервной системы (см. гл. 2). Гипоталамус передает нервные импульсы ядрам ствола мозга, которые контролируют деятельность вегетативной нервной системы. Симпатический отдел вегетативной нервной системы воздействует непосредственно на гладкую мускулатуру и внутренние органы, вызывая некоторые из вышеописанных изменений в организме — например, учащает сердечный ритм, повышает кровяное давление, расширяет зрачки. Симпатическая система стимулирует также внутреннее ядро надпочечных желез (мозговое вещество надпочечника) на выделение в кровоток гормонов эпинефрина (адреналина) и норэпинефрина. Эпинефрин оказывает то же действие на мышцы и органы, что и симпатическая нервная система (например, он увеличивает частоту сердечных сокращений и кровяное давление), и тем самым поддерживает состояние возбуждения. Норэпинефрин, воздействуя на гипофиз, косвенно отвечает за высвобождение печенью дополнительного сахара (рис. 14.2).

Рис. 14.2. Реакция «дерись или беги».Стрессовая ситуация активирует гипоталамус, который, в свою очередь, управляет двумя нейроэндокринными системами: симпатической и адренокортикальной. Реагируя на нервные импульсы от гипоталамуса, симпатическая система (1) активирует подчиняющиеся ей различные органы и гладкую мускулатуру (2). Например, она учащает сердечный ритм и расширяет зрачки. Она также подает сигнал мозговому веществу надпочечника (3) на выделение в кровоток эпинефрина и норэпинефрина (4). Адренокортикальная система активируется, когда гипоталамус выделяет рилизинг-фактор кортикотропина (РФК) — вещество, которое воздействует на гипофиз, расположенный как раз под гипоталамусом (5). Гипофиз, в свою очередь, выделяет гормон АКТГ, который по кровотоку переносится в кору надпочечников (6), где стимулирует высвобождение группы гормонов, включая кортизол, которые регулируют содержание глюкозы в крови (7). АКТГ подает также сигнал другим эндокринным железам, выделяющим около 30 других гормонов. Объединенный эффект этих различных стрессовых гормонов, переносимых по кровотоку, в сочетании с нервной активностью симпатического отдела вегетативной нервной системы составляет реакцию «дерись или беги».

Рассмотренные события составляют только первую функцию гипоталамуса — активацию симпатической системы. Свою вторую функцию — активацию адренокортикальной системы — гипоталамус выполняет путем подачи сигнала в гипофиз, расположенный как раз под ним, заставляя его выделять адренокортикотропный гормон (АКТГ) — «основной стрессовый гормон» в организме (см. гл. 2). АКТГ стимулирует наружный слой надпочечных желез (кору надпочечников), приводя к высвобождению группы гормонов (основной из которых — кортизол), регулирующих содержание в крови глюкозы и некоторых минералов. Количество кортизола в анализах крови или мочи часто используется как мера стресса. АКТГ подает также сигнал эндокринным железам на высвобождение около 30 гормонов, каждый из которых играет роль в приспособлении организма к экстренным ситуациям.

В своей новаторской работе, до сих пор не утратившей своего значения, исследователь Ганс Селье (Selye, 1978) описал психологические изменения, которые мы рассматривали выше как часть общего адаптационного синдрома, совокупности реакций, проявляемых всеми организмами в ответ на стресс. Общий адаптационный синдром включает три фазы (см. рис. 14.3). Во время первой фазы, тревоги, организм мобилизует свои силы для противостояния угрозе за счет активизации симпатической нервной системы. Во время второй фазы, сопротивления, организм пытается справиться с угрозой путем борьбы или бегства. Третья стадия, утомление (истощение), наступает в том случае, если организм не смог избежать угрозы или побороть ее и истощил свои физиологические ресурсы, пытаясь сделать это.

Рис. 14.3. Общий адаптационный синдром.Согласно Гансу Селье, реакция организма на стресс включает три фазы. В течение первой фазы, тревоги, организм мобилизует силы для противостояния угрозе, вследствие чего временно увеличиваются ресурсы организма и снижается сопротивляемость. В фазе сопротивления организм активно противостоит угрозе и сопротивляемость высока. Если угроза продолжает действовать, организм переходит в фазу утомления.

Селье утверждает, что этот паттерн реакции может запускаться самыми разнообразными стрессорами. Он также утверждает, что многократное или продолжительное истощение физиологических ресурсов вследствие подверженности продолжительному воздействию стрессоров, которых не удается избежать или побороть, ответственно за многочисленные физиологические нарушения, которые Селье назвал адаптационными заболеваниями. Селье провел ряд лабораторных исследований, в ходе которых подвергал животных продолжительному воздействию различного типа стрессоров, таких как крайне низкие температуры или усталость, и обнаружил, что, независимо от природы стрессора, неизбежно наблюдались определенные изменения в организме: увеличение надпочечных желез, сокращение лимфатических узлов и язвы желудка. Эти изменения уменьшали способность организма противостоять другим стрессорам, включая инфекции и другие вызывающие заболевание факторы. Как мы увидим при дальнейшем чтении, хроническое возбуждение также делает как животных, так и людей более подверженными заболеваниям.

Стресс и закалка организма

Мы сосредоточились на отрицательных аспектах физиологического возбуждения, вызванного стрессорами. Исследования показывают, однако, что периодическое воздействие стрессоров может оказаться выгодным в плане приобретения физиологической жесткости. По сути, периодический стресс (воздействие его время от времени, с периодами восстановления) ведет к последующей стрессовой терпимости (Dienstbier, 1989). Например, молодые крысы, которых забирали из клеток и ежедневно брали в руки (для них это стрессор), во взрослом возрасте меньше пугались, когда их подвергали другим стрессорам, и быстрее возвращались к нормальному уровню стрессовых гормонов (Meaney et al., 1987; Levine, 1960). Сходным образом, крысы, которых закаляли 14 дней подряд, заставляя плавать в холодной воде, впоследствии лучше справлялись с тестом на плавание и у них меньше истощался эпинефрин и норэпинефрин, чем у крыс, на которых холодной водой ранее не воздействовали (Weiss et al., 1975).

Полезные физиологические реакции включают возбуждение симпатической нервной системы и происходят, когда человек предпринимает активные усилия, чтобы справиться со стрессовой ситуацией (Frankenhauser, 1983). Возрастание уровня эпинефрина и норэпинефрина положительно коррелирует с успешностью выполнения различных задач (от написания контрольных учащимися до совершения тренировочных прыжков парашютными десантниками): с высоким уровнем этих гормонов в крови и моче связывают лучшую производительность (Ursin, 1978; Johansson & Frankenhauser, 1973). Физиологические реакции, являющиеся скорее вредными, включают возбуждение адренокортикальной системы и происходят, когда человек переживает расстройство, но не пытается активно справиться со стрессовой ситуацией.

Исследование позитивного действия стрессового возбуждения находится пока на предварительной стадии. Взаимодействие симпатической и адренокортикальной систем чрезвычайно сложное, и при помощи имеющихся методов (в основном химические анализы крови и/или мочи) трудно определить действие каждой из них. Однако представление о том, что при определенных обстоятельствах стрессоры могут оказывать полезное действие, вызывает у исследователей все больший интерес. Действительно, людям, возможно, необходимо успешно преодолевать умеренные стрессовые раздражители в раннем возрасте для развития психологической устойчивости, описанной выше.



Оставьте комментарий