Разрушение крестьянской общины

4.5. Столыпинская аграрная реформа

Основная проблема эпохи: стратегический замысел столыпинской аграрной реформы состоял в том, что  необходимо было создать условия для возникновения но­вого социо-культурного типа крестьянина, сформированного не в уравнитель­но-перераспределительной атмосфере русской общины, а являвшегося полноп­равным элементом рыночной экономики, носителем и субъектом права в европейском его понимании. Эта грандиозная задача была рассчитана на дли­тельную перспективу, и не вина П. А. Столыпина, что история России этого срока не предоставила.

1. Причины проведения реформы.

2. Основные положения Указа 9 ноября 1906 года.

3. Рассмотрение аграрного законопроекта.

4. Разрушение крестьянской общины.

5. Переселенческая политика.

6. Итоги реформы.

Вопрос об аграрной реформе поднимался в правящих кругах еще в 90-е годы XIX века., а к практической ее подготовке приступили лишь в начале XX в. Реформа разрабатывалась в течение нескольких лет комиссиями и совещаниями, а не была плодом творчества одного человека. Нельзя поэтому утверждать, что реформа была вырвана у царя революцией 1905-1907 гг.: во-первых, царь одобрял еще в 1904 г. главные направления будущей реформы, во-вторых, крестьяне требовали совсем других мер – передачи им всей земли.

Решительно взялся за претворение в жизнь разработанных проектов П.А. Столыпин, назначенный в апреле 1906 г. министром внутренних дел, а в июле того же года – председателем Совета министров России.

Определяющим моментом реформаторской деятельности стала перестройка отношений собственности в сельском хозяйстве. Ставка делалась не на ликвидацию помещичьего землевладения, а на создание и укрепление частной крестьянской собственности на землю путем разрушения общины.

Столыпин понимал, что бессмысленно бороться со следствиями, не затрагивая причин социальной нестабильности. Главная и основная задача состояла в принципиальной реорганизации землепользования и землевладения крестьянства. П.А. Столыпин давно уже видел пагубность существования общины. Надлежало решить две тесно взаимосвязанные организационно-правовые и экономические проблемы. Во-первых, снять все необоснованные и архаичные юридические ограничения прав крестьянства и, во-вторых, создать условия для развития частного мелкого аграрного хозяйства. Сохранение власти общины вело к упадку крестьянского сельскохозяйственного производства, способствовало нищете самой многочисленной группы населения.

Столыпинская реформа в большинстве случаев реализовывалась царскими указами, что гарантировало оперативность ее проведения. Она базировалась на принципе неприкосновенности частной собственности на землю, которая не могла ни в какой форме насильственно отчуждаться.

12 августа 1906 г. появился указ о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель (собственность императорской фамилии); 27 августа — о порядке продажи казенных земель; 19 сентября — о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае (собственность императора); 19 октября — о разрешении Крестьянскому банку выдавать крестьянам ссуды под залог надельной земли, чем признавалась крестьянская личная собственность на землю. Этими решениями был создан национальный земельный фонд, позволявший развернуть широкую программу переселения земледельцев из зон аграрного перенаселения (главным образом губерний центральной части Европейской России).

Вслед за этим последовало несколько законодательных актов, изменявших юридический и правовой статус крестьянства. 5 октября 1906 г. — указ об отмене всех сохранявшихся ограничений для крестьянского сословия. Отныне оно уравнивалось в правах со всеми гражданами в отношении государственной и военной службы, обучения в учебных заведениях.

Наконец, 9 ноября 1906 г. последовала самая важная в этом ряду мер — был издан указ о раскрепощении общины. Каждый крестьянин получал право свободного выхода из общины вместе со своим, укрепленным в личную собственность наделом, который принадлежал ему до того на правах временного владения. Крестьянин и раньше имел право выделиться из общины, но лишь с согласия «мира» и после выплаты выкупных платежей. Теперь же положение изменилось. Указ 9 ноября 1906 г. свидетельствовал о том, что власть отказалась от старой своей политики сохранения общины и перешла к поддержке мелкого частного собственника.

Это была довольно жесткая линия, лишенная тех благотворительно-патерналистских начал, на которых длительное время строилось отношение государства с крестьянством. Подобная мера неизбежно вела к резкому усилению дифференциации сельского населения, к разорению части его. Однако это было необходимо в новых условиях хозяйственной деятельности, когда полноценным субъектом рыночной экономики мог стать лишь крепкий, выдержавший испытание жестокой конкурентной борьбы хозяин. Закон 14 июня 1910 года сделал выход крестьян из общины обязательным.

Основной целью аграрной реформы было создать крепкое крестьянское хозяйство, основанное на частной земельной собственности. Это дало возможность, во-первых, успокоить Россию, избежать новой революции, расширить социальную опору власти. И, во-вторых, обеспечить продвижение страны по пути капиталистической модернизации.

В аграрных преобразованиях Столыпина можно выделить несколько направлений:

1) разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба (выделение крестьянина с землею из общины при сохранении усадьбы на прежнем месте) и хутора (выделение с переносом усадьбы на новое место). Избавляясь от общинных ограничений (периодических переделов земли, принудительного севооборота, т.е. необходимости сеять ту же культуру, что и соседи), крестьянин превращался в полноправного собственника, по своему усмотрению распоряжающегося принадлежащими ему сельскохозяйственными угодьями.

Государственные органы активно содействовали разрушению общинных порядков. В губерниях и уездах создавались землеустроительные комиссии, следившие за правильным отводом участков, выделявшимся хозяевам. Комиссии убеждали крестьян в том, что реформа принесет им ощутимую выгоду, часто оказывали давление на консервативные крестьянские сходы. При выделении отрубов и хуторов некоторые хозяева получали земли больше, чем у них было до реформы, эти излишки передавались самостоятельным владельцам бесплатно или по низким ценам. В годы реформы из общин выделилось около 2 млн. хозяйств, в основном зажиточных. Это был несомненный успех политики Столыпина;

2) реорганизация крестьянского поземельного банка, скупка им помещичьих земель и перепродажа их в руки крестьян. Эта мера решала проблему малоземелья, не затрагивая интересы крупных собственников. Крестьянам была передана часть государственных и удельных (принадлежавших императорской семье) земель. Основанный еще в 1882 году Крестьянский банк в годы аграрной реформы покупал помещичьи имения и продавал их крестьянам мелкими участками на достаточно выгодных условиях. Чтобы облегчить положение крестьян, государство с 1906 года отказалось от взимания остатков выкупных платежей;

3) поощрение переселения малоземельных и безземельных крестьян из Центральной России на окраины (в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию). Переселенцам прощались недоимки, выдавались беспроцентные ссуды, продавались дешевые железнодорожные билеты. В течение пяти лет переселенцы не платили налогов. Эти льготы и отсутствие перспектив в родных местах побудили многих малоземельных крестьян отправиться в восточные районы. За 10 лет число переселенцев превысило 3 млн. человек.

Выступая перед Думой 5 декабря 1908 г., премьер-министр говорил: «Была минута, и минута эта недалеко, когда вера в будущее России была поколеблена, когда нарушены были многие понятия; не нарушена была в эту минуту лишь вера в царя, в силу русского народа и русского крестьянина. Это было время не для колебаний, а для решений. И вот в эту тяжелую минуту правительство приняло на себя большую ответственность, проводя в порядке ст. 87 закона 9 ноября 1906 г., оно делало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и на сильных. Таковых в короткое время оказалось около полумиллиона домохозяев, закрепивших за собой более 3 200 000 десятин земли. Не парализуйте, господа, дальнейшего развития этих людей и помните, законодательствуя, что таких людей, таких сильных людей в России большинство».          П. А. Столыпин в общем был удовлетворен ходом государственных преобразований и осенью 1909 г. в интервью саратовской газете «Волга» еще раз подчеркнул стратегическую цель преобразований: «Я полагаю, что, прежде всего, надлежит создать гражданина, крестьянина-собственника, мелкого землевладельца, и когда эта задача будет осуществлена — гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. Эта великая задача наша — создание единоличного собственника — надежнейшего оплота государственности и культуры — неуклонно проводится в жизнь». И далее: «…Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»!» Трудно сказать, почему Петр Аркадьевич обозначил именно этот временной отрезок («двадцать лет»). Но можно вполне обоснованно предположить, что именно такой срок виделся ему необходимым для коренного преобразования социально-аграрного уклада России. Требовалось изменить многовековые трудовые этические нормы, изменить всю систему крестьянских представлений о земле и собственности. По сути дела, необходимо было создать новый социокультурный тип земледельца, превратить крестьянина-общинника в фермера. Формировавшееся веками жизнепонимание («менталитет») крестьянина должно было существенно преобразить­ся в невероятно сжатые исторические сроки. В этой связи обозначенный П. А. Столыпиным отрезок времени — двадцать лет — можно рассматривать как исходно-минимальный, на протяжении которого появилось бы новое поколение землепашцев.

Ни сам премьер, ни его сподвижники никогда не называли «точную дату» завершения реформы. Да подобное сделать было и невозможно. Был определен стратегический замысел, главное направление, разработаны организационно-финансовые механизмы и рычаги. Темп преобразования и его последовательность зависели от множества факторов, а не только от желания и целеустремленности высших должностных лиц империи.

Вопреки некоторым утверждениям, Столыпин не проводил курса на «насильственное разрушение» общины. В основе преобразования лежал принцип добровольности. Если крестьяне не хотели переходить к новым формам землепользования (таких случаев было немало), то государство их не принуждало. Столыпин был уверен, что время и живой пример других — вот главные стимулы возрастания интереса в крестьянской среде к индивидуальному землепользованию. Государство финансовыми и административными мерами лишь стимулировало эту тенденцию.

Несмотря на существенные положительные моменты, аграрная реформа имела серьезные недостатки:

— экономический прогресс в деревне был несовместим с сохранением помещичьего землевладения;

— реформа оказалась слишком запоздалой, потому что у страны не было 20-ти лет, на которые уповал Столыпин; в результате царизм не успел создать себе опору в деревне из крестьян — собственников земли;

— постепенное разрушение общинных порядков порождало новые и обостряло старые проблемы. Разорявшиеся крестьяне уже не могли рассчитывать на помощь мира; во многих центральных губерниях, где остро ощущалась нехватка земли, ускорилась пролетаризация части крестьян. Противопоставление зажиточных и бедных крестьян дестабилизировало обстановку в деревне;

— середняк начал борьбу против разрушения общины, создав в нем угрозу своему положению. Крестьяне стали препятствовать деятельности землеустроительных комитетов, не тушили при пожаре дома хуторян или отрубников, даже не разрешали хоронить их на мирском кладбище. Общинная психология оказалась у крестьян сильнее, чем полагали власти;

— переселенческая политика также не во всем достигла своих целей: суровые климатические условия, неумение приспособиться к новым непривычным способам хозяйствования, далеко не всегда организованный прием переселенцев на местах. Это вынудило примерно 16% крестьян вернуться обратно и приводило к тому, что переселенцы-неудачники с трудом находили себе место в покинутых ранее родных местах, тем самым, увеличивая число социально неустроенных и малоимущих в центральных районах. Переселенческая политика привела, таким образом, к частичному разрешению проблемы малоземелья.

Таким образом, несмотря на компромиссный и половинчатый характер реформы, преобразования в аграрной сфере во многом обусловили экономический подъем 1911 – 1913 гг., существенное увеличение количества свободных рабочих рук, превращение зажиточного крестьянина в стабильного потребителя промышленной продукции (именно эта часть крестьянства станет производить около 40% товарного хлеба).

Источники и литература

Столыпин П. А. Нам нужна великая Россия…: Полн. собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906–1911 гг. М., 1991.

Хрестоматия по истории СССР. 1861–1917: Учеб. пособие для пединститутов по специальности «История» / Сост. В. А. Антонов и др.; Под ред. В. Г. Тюкавкина. М., 1990. Гл. 16.

Хрестоматия по истории СССР. 1900 – конец 1930-х гг.: Пособие для учителя / Сост. С. И. Матруненков; Под ред. Ю. И. Кораблева. М., 1988. С. 87–93.

* * *

*Аврех А. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.

Государственная деятельность П. А. Столыпина: Сб. статей. М., 1994.

Дубровский С. М. Столыпинская земельная реформа. М., 1963.

Зырянов П. Н.Крестьянская община Европейской России 1907–1914 гг. М., 1992.

Зырянов П. Н.Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992.

*Дорожкин, А.Г. Столыпинская аграрная реформа в оценках современной германоязычной историографии. / А.Г.Дорожкин // Отечественная история. – 2006. — №2. – С.116-135. 

Разрушение крестьянской общины

Крестьянская община с ее круговой порукой тормозила развитие с/х. Помогая выжить беднейшим, она не давала возможности развиваться крепким хозяйствам. Революционная агитация в общине велась эффективнее. Поэтому принято решение разрушить крестьянскую общину сверху. По указу то 9 ноября 1906года крестьяне получили право:

ü свободно выходить из общины по своему желанию. В личную собственность им выделялся земельный участок с правом распоряжения им.

ü право сводить разрозненные участки в один – отруб

ü право выселиться из деревни на отведенную землю и основать хутор.

Большинство крестьян выступили против выхода из общины. Выделялись в основном бедняки, чтобы продать землю и переселиться в город или на окраины, и богатые, чтобы основать свое хозяйство. Отношение к хуторянам было резко негативным. К 1916 году выделилось около 2 миллионов дворов. Таким образом, разрушить общину сверху не удалось.

2. Переселение крестьян на свободные земли.

Переселение должно было помочь разрушить общину, снизить остроту аграрного вопроса в центральных губерниях и снизить накал революционного движения. Оно шло в районы, где было много свободных земель – за Урал, в Сибирь. Переселенцы на длительное время освобождались от налогов, получали в собственность участок земли, денежное пособие, мужчины освобождались от военной повинности. Переселение имело прогрессивное значение, шло освоение новых земель, огромного региона, но было плохо подготовлено за 1906-1914 гг.

в Сибирь приехало 3 млн. 40 тыс. переселенцев. 17% вернулись обратно. Снизить малоземелье не удалось, так как уезжало 300 тысяч в год, а рождалось 2 миллиона.

3. финансовая помощь крестьянам через Крестьянский банк для покупки земель и создания отрубов и хуторов, для переселения. Давались ссуды, но денег выделялось недостаточно.

Таким образом, главные цели проведения столыпинской аграрной реформы не были достигнуты.

Причины неудачи:

  • нежелание крестьян выходить из общины,
  • недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение,
  • плохая организация.
  • Подъем рабочего движения породил надежду на полную ликвидацию помещичьего землевладения.

Несмотря на неудачу, эта реформа стала крупным шагом в развитии с/х по капиталистическому пути: идет развитие крепких кулацких хозяйств, осваиваются новые земли, развивается кооперация.

Россия в Первой мировой войне. 1914 – 1918.

В 1914 году началась первая мировая война. Государства к ней готовились давно: наращивали вооружения, составлялись военные планы; шел поиск союзников. Сложились два противоборствующих союза: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия, 1882 год.) и Антанта(Россия, Англия, Франция, 1907 год). Шла борьба за сферы влияния, колонии, за передел уже поделенного мира. Каждая страна преследовала свои цели. Россия хочет упрочить свое положение на Балканах, взять под контроль черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, ослабить Германию и Австро-Венгрию.

Поводом к началу первой мировой войны стало убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанта в Сараево сербскими националистами 28 июня 1914 года. Австро-Венгрия объявила Сербии ультиматум, а 28 июля 1914 года – войну. В ответ Россия начала мобилизацию, а Германия объявила России Войну. В войну вступают другие государства – Англия, Франция, Италия, Бельгия. В итоге 38 государств оказались втянутыми в мировую войну. Расчет был на непродолжительную войну, но он не оправдался. Война затянулась до 1918 года, приведя к неисчисляемым жертвам.

1914 год. Основной удар Германия наносила по Франции через территории Бельгии.

Бельгия

. ← Россия

(Париж) ←

Франция

Но вывести Францию из войны не удалось, хотя положение сложилось критическое, так как Россия, не закончив мобилизацию начала наступление. Оно проходило по 2 направлениям. В Восточной Пруссии против Германии начали наступление 1-ая армия под руководством Ренненкамифа и 2-ая армия под руководством Самсонова. Наступление в начале развивалось успешно. Германия перебрасывает сюда войска с Западного фронта. Несогласованность в действиях армии приводит к разгрому армии Самсонова, Ренненкамиф отступает. Военные действия против Австро-Венгрии развиваются успешнее, занята значительная часть территории. План молниеносной войны уже сорван, но Россия не смогла закрепить успех.

1915 год. Германия наносит мощный удар по России. Русские войска с большими потерями отступают по всему фронту, оставлены территории Польши, часть Белоруссии, Украины, Прибалтики.

Германия Австро — Венгрия

Франция → Россия

Но вывести Россия из войны Германии не удалось. Начинается позиционная война.

1916 год.Война приобретает затяжной характер. Ухудшается экономическое положение стран, огромные затраты, недовольство народа. Вновь основной удар Германии наносит по Франции. На Восточном фронте, спасая союзника, Россия организует наступление. В мае 1916 года войска юго-западного фронта под командованием генерала Брусиловапереходят в наступление против Австро-Венгрии, заняв территорию в 25 тыс. кв. км.

Франция ← ← Россия

(Верден) (Брусиловский

Прорыв)

Австро-Венгрия оказывается на грани выхода из войны, Германия перебрасывает войска с Западного фронта.

1917 год.К нему Россия подошла с неутешительными итогами:

  • Большие людские и материальные, территориальные потери привели к тому, что отношение к войне резко меняется. Звучит требование прекращения войны.
  • падает дисциплина в армии, меняется качественный состав офицерских кадров.
  • Возрастает недовольство верховной властью, которая стремиться к продолжению войны до победы, падает ее авторитет.
  • Складывается революционная ситуация. После Февральской революции Временное правительство обещает закончить войну, но ничего не делает. После октябрьских событий большевики публикуют Декрет о мире, заключают перемирие с Германией.

1918 год. В марте подписан очень тяжелый сепаратный Брестскиймир, условия которого Россия соблюдала до ноября 1918 года.

  • Россия теряла огромные территории – Украину, часть Белоруссии, часть Прибалтики.
  • Выплачивала контрибуцию – 6 миллионов золотых рублей
  • демобилизовывала армию

Таким образом, мировая война стала для России тяжелым испытанием, привела страну к революционному взрыву.

«Серебряный век» русской культуры

Конец XIX — начало ХХ века стало переломным временем в духовной жизни российского общества. Индустриальная эпоха заставила пересмотреть прежние духовные ценности, шел активный поиск нового. Это было характерно и для других стран. Но именно Россия переживает небывалый расцвет культуры. Он охватил все виды творческой деятельности, дал миру выдающиеся произведения, открытия, новые имена. Он вошел в историю под названием «серебряного века» русской культуры.

По уровню грамотности население Россия отставала от других стран Западной Европы. В России существовала своя система образования: начальное образование можно было получить в земских и церковно-приходских школах, среднее – в классических гимназиях, реальных и коммерческих училищах, а высшее – в высших учебных заведениях, в том числе в 10 университетах.

Россия внесла значительный вклад в развитие науки. Международный авторитет завоевали русские ученые. Лебедев сделал открытия в области физики волн, Вернадский создал новые направления науки – радиологию, биохимию, биофизику, изучал биосферу, заложил основы современной экологии. Павлов и Мечников стали Нобелевскими лауреатами в области биологии и медицины. Жуковский заложил основы самолетостроения, а Циолковский – космонавтики.

Революция 1905 года серьезно повлияла на процесс выработки идеологии, способной наметить перспективы развития страны. Разочарование в марксизме. В 1909году вышел знаменитый сборник «Вехи», где негативно оценивалась роль интеллигенции в революции. Сборник был подготовлен Бердяевым, Булгаковым, Струве и другими. Развивается историческая наука.

В области литературы на начало ХХ века приходится продолжение творчества общепризнанных мастеров реализма – Толстого, Достоевского, заявили о себе Чехов, Куприн, Бунин, Горький. Идет поиск новых форм, особенно в поэзии. Творчество таких поэтов, как Бальмонт, Брюсов, Блок, Сологуб, Маяковский оказало заметное воздействие на духовную жизнь общества. Они обретали поклонников своего творчества, противников, подражателей.

В живописи тоже происходят перемены. По-прежнему популярны передвижники: Репин, Суриков, Верещагин, Айвазовский. В то же время появились новые направления (символизм, импрессионизм, футуризм и другие), представители которых отказываются от классических форм, пересматривают сложившиеся ранее традиции. Интересны работы Врубеля, Анненского, Фалька, Петрова-Водкина. Это был свой взгляд на жизнь, попытка соединить фантастическое и реальное, синтезировать различные виды искусства, раскрыть возможности человека, сложность и противоречивость жизни. В 1898 году сложилось объединение «Мир искусства», которое объединило многих художников, поэтов. Они издавали свой журнал, проводили выставки, дискуссии.

Таким образом, в начале ХХ века российская культура переживает небывалый расцвет.

Образование

Крестьянская община — это низшая административная единица. Необходимость её воссоздания в XIX веке и причины разрушения

26 октября 2017

Крестьянские общины – это самые низкие ступени административной единицы. В России они появились в XVI веке, преобразованы для государственных крестьян в ходе реформы 1837-1841 гг, для помещичьих крепостных — после реформы 1861 года. Они создавались по инициативе государства, которое преследовало внутриполитические цели.

Причины разрушения крестьянских общин также создавались им.

Что это — крестьянская община, как она появилась?

У русского народа общинные связи крестьян существовали ещё до государственного периода. В далёкие времена крестьянская община была прообразом государства, так как именно в ней зарождались основные предпосылки его возникновения. В процессе формирования и становления государства происходили изменения в общине. На различных этапах истории нашего государства менялось её значение, которое можно выразить двумя моментами:

  • Связь крестьян с землёй (крепостной или нет).
  • Объём задач, которые государство возлагало на общину.

Проанализировав, например, общину XVI века с этих позиций, мы увидим, что крестьянин в то время был юридически свободным и признавался «домохозяином», что обязывало его тянуть тягло, то есть платить оброк и отрабатывать те повинности, которые будут на него наложены «крестьянским миром».

Говоря современным юридическим языком, крестьянская община – это институт самоуправления крестьян России. Несколько соседних общин составляли административную единицу – волость. Управлялись они сходами (миром), на которых избирался староста.

Сельская община в условиях крепостного права

С распространением крепостного права гражданский статус крестьян значительно понизился. В том случае, если крестьяне были государственными, большое значение в их жизни играла община, которая распоряжалось земельными наделами. Для государства собственно крестьянин ничего не значил, даже налоги собирала и платила община.

Крепостные крестьяне принадлежали помещикам, которые за них полностью отвечали, надзор за ними со стороны государства отсутствовал. Крестьянская община — это чистая формальность (в данном случае). Все вопросы решал феодал (помещик). Происходило отмирание крестьянской общины.

Реформа 1837—1841 гг.

Под руководством графа П.Д. Киселёва, первого министра государственных имуществ, была проведена реформа быта государственных крестьян (1837—1841). Основным документом её был закон «Учреждения сельского управления», на его основании крестьяне, принадлежащие государству, организовывались в сельские общества. Это все еще была крестьянская община, так как предусматривалось общее землепользование. В неё входило 1500 душ. Если поселение было небольшим, то в общину объединяли несколько деревень, сел или хуторов.

Сельское общество

Общие вопросы управления решал сельский сход, с его помощью выбирались старосты. Для вынесения решения по незначительным делам между членами общины существовала «Сельская расправа». Все значительные дела рассматривал суд. Налоги выплачивало общество, а не отдельный крестьянин. Общество отвечало за каждого её члена, то есть несло круговую поруку. Крестьянин не мог свободно выйти из общества или продать земельный надел. Даже уйдя на заработки по разрешению схода, он должен был платить тягло. В противном случае его принудительно с помощью полиции возвращали.

Вся земля находилась в общем пользовании. Существовали две формы владения землёй:

  • Общинная. При этой форме вся земля находилась в общине, и она проводила передел земли. Пахотные земли нарезались на участки, которые закреплялись за каждым двором. Леса, пастбища находились в общем пользовании.
  • Подворная. Эта община была распространена в западных областях. Земля нарезалась на постоянные участки, которые были закреплены за двором и передавались по наследству. Их нельзя было продать.

После реформы 1861 года объединения в сельские общества коснулись помещичьих крестьян. Они объединялись в общины, в которые входили бывшие крепостные, принадлежащие одному помещику. Количество человек в обществе должно было составлять от 300 до 2000.

Разрушение крестьянской общины

Указом от 9 ноября 1906 года правительство России осознанно создаёт политические предпосылки, ведущие к распаду сельских обществ. Кроме того, были и социальные причины разрушения крестьянской общины, которые можно изложить следующим образом.

После освобождения крестьян от крепостного права они не получили свободу, так как состояли в общине и не могли забрать из нее землю. Они обязаны были платить тягло. По сути, они находились в крепостной зависимости, только не от помещика, а от государства. Недовольство таким положением крестьян в стране нарастало. Сельские жители бросали свои наделы и бежали в города за лучшей долей.

После революционных событий 1905 года остро стал вопрос о выходе из сельского общества не просто крестьянина, а домохозяина с его наделом земли, которым он мог бы распоряжаться по своему усмотрению и не зависеть от общины. Это право было предоставлено указом от 09.01.1906 года.

Политической причиной разрушения крестьянской общины стала обстановка в стране, где назревали революционные события, и держать бесправное сельское население в больших объединениях было опасно.

Столыпинская реформа

Согласно проекту реформы, необходимо было разделить сельское общество на две части. Первая часть — земельное общество, его можно определить как товарищество, которое управляло землёй, находящейся в собственности крестьян и помещиков. Вторая часть — общество самоуправления, представляющее собой низшую административную единицу, в нее должны были войти все жители и земледельцы данной территории всех сословий.

Социальный смысл столыпинской реформы заключался в том, чтобы создать множество мелких крестьянских хозяйств по всей стране, которые будут заинтересованы в политической стабильности государства. Но все они должны были входить в территориальные сельские общества. Столыпинская реформа так и не была принята государственной думой.

Сельские общества сохранились вплоть до коллективизации. Большевики, сохраняя общинное пользование землёй, учли положительные моменты столыпинской реформы, создали местное управление, которое носило название сельские советы.

Комментарии

Похожие материалы

Домашний уют
Биде. Что это такое: роскошь или необходимость?

Наряду с душевой кабиной и унитазом биде сегодня является привычным предметом в ванной комнате, а вовсе не признаком достатка и роскоши. Тем не менее много вопросов во время планирования и ремонта санузла вызывают пок…

Духовное развитие
Петрозаводская и Карельская епархия – православная церковно-административная единица республики Карелии

Самым крупным городом республики Карелии является г. Петрозаводск. Как видно из названия, своим возникновением город обязан Великому Петру. Согласно его указу от 1703 года, на берегу Онежского озера рядом с устьем рек…

Еда и напитки
Как сделать мороженое в домашних условиях и что для этого необходимо

Простор для кулинарных экспериментов Трудно найти человека, которому бы не нравилось мороженое. Его любят все, независимо от возраста, а часто и независимо от времени года. Мы часто покупаем эт…

Здоровье
Почему нельзя будить лунатиков, и как это правильно сделать при необходимости?

Почему нельзя будить лунатиков? Этот вопрос часто возникает в тех семьях, где один или несколько человек страдают от так называемого сомнамбулизма. Как известно, лунатизм – это редко возникающее состояние людей,…

Здоровье
Безысходность — это то, с чем необходимо бороться

О безысходности сейчас говорят много и развернуто. Всё чаще не только подростки, особенно ранимые и чувствительные в переходный период, но и взрослые люди испытывают ощущение безысходности. Но почему-то не все думают …

Новости и общество
"Секвестр" — это слово, обозначающее неприятную необходимость экономить

Иностранные экономические термины (ваучеризация, приватизация, секвестр) стали часто использовать в девяностые годы прошлого века. Основных причин для этого было две. Во-первых, новые государства, возникшие на простра…

Новости и общество
Субординация — это простое подчинение или необходимая иерархия

Субординация – это система строгого и беспрекословного подчинения младших по положению или чину старшим, основанная на принципах служебной дисциплины. В качестве примера этого может выступить механизм регулирова…

Образование
Элементарная единица эволюции — что это? Определение элементарной единицы эволюции

Современный человек, в общем, знаком с понятием эволюции как процессом непрерывного развития жизни на планете. Обычно считают, что эволюция — это процесс приспособляемости и изменяемости всех форм живых организмов на …

Образование
Витамины — это органические вещества, которые необходимы для жизни

Витамины – это органические вещества, которые (в большинстве) не синтезируются в теле человека (или образуются в незначительном количестве), поэтому они в питании незаменимы. Известно 20 витаминов, влияющих на з…

Образование
Признаки и роль общины. Признаки родовой общины. Общины — это…

Общины — это группы людей, которые проживают в одном населенном пункте (городе, деревне, селе, поселении) и связаны общими духовными, политическими и хозяйственными интересами. Одна из основных их особенностей следующ…

Разрушение общины и развитие частной собственности

Столыпинская реформа

Целей у реформы было несколько: социально-политическая — создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне; социально-экономическая — разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её поглотит растущая промышленность; экономическая — обеспечить подъём сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счёт крестьянства. Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года.

Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода. После принятия указа 9 ноября Думой он с внесёнными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение, агрокультурные мероприятия.

Разрушение общины и развитие частной собственности

Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам. Вместе с тем, осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли некрестьянам.

Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита — ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного — способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство принимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.

Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины — по крайней мере в большинстве местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7 положительных) .

В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой. Конкретные способы насилия были самые разнообразные — от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для получения "согласия" сходов до высылки противников выдела.

В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев, или 26% общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или от 35% общинников. Таким образом, правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев. Именно это и определило крах столыпинской реформы.

Крестьянский банк.

В 1906 — 1907 году указаниями царя часть государственных и удельных земель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельного дефицита. Кроме того, с размахом проводилась Банком покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей. Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.

Переселение крестьян

Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, "выселение из которых признавалось 9 особо желательным". Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: правительство "открыло" переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким. По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В 1906-1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек. Количество крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев. Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири.

Также население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153 %. Если до переселения в сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.

Кооперативное движение

Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита, и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудосберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч. Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 208 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Оставьте комментарий