Растут ли глаза

2. Эволюция органа зрения с.2

Развитие глаза человека в онтогенезе

В радужной оболочке человеческого глаза не бывает пигментов синего или зелёного цвета. Единственный окрашивающий пигмент в глазу — это меланин: при его определённых концентрациях цвет глаз становится от светло-карего до почти чёрного.

У женщин кофеин повышает половое влечение.

К концу жизни человек запоминает в среднем 150 триллионов бит информации.

Человек делает больше 23000 вдохов в день.

85% людей умеют сворачивать язык в трубочку.

ДНК человека и банана совпадают на 50%.

У человека девять чувств, а не пять

Регулярный секс три раза в неделю помогает людям выглядеть моложе на 7-12 лет.

Цвет головки зрительного нерва варьирует от розового до бледного, иногда сероватого. В течение 4-6 мес. глазное дно приобретает вид такового зрелого глаза.

У многих новорожденных младенцев наблюдаются поверхностные кровоизлияния в сетчатку. Обычно они быстро рассасываются и редко оставляют стойкие следы. При рождении возможно произойти кровоизлияние в конъюнктиву, которое спонтанно рассасывается без каких-либо последствий. Иногда бывают видны остатки примитивной гиплоидной сосудистой системы стекловидного тела в виде маленьких пучковидных или червеобразных структур, расходящихся от диска (сосок Бергмейгера), либо в виде тонкой нити, проходящей через стекловидное тело; в некоторых случаях на задней стороне капсулы хрусталика остается лишь маленькая точка (точка Миттендорфа).

Глаз младенца в некоторой степени является дальнозорким. Дальнозоркость имеет тенденцию к прогрессированию от рождения до 7 лет. После этого уровень дальнозоркости быстро снижается до 14 лет. За это время дальнозоркость может исчезнуть. Если этот процесс продолжается, развивается миопия (близорукость). Более медленное снижение дальнозоркости, или прогрессирование миопии, продолжается до третьего десятилетия жизни. Преломляющая способность глаза в любой период жизни определяется суммарным эффектом многих факторов: размер глаза, состояние хрусталика, кривизна роговицы.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него "проплывают" красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объекты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе "восьмерку". Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка, С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается "взять" цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным. Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

Предметное зрение появляется у ребенка только на 2-3 месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование – от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать.

К 2-м месяцам ребенок узнает грудь, к 3-м мес – мать, с 6-8 мес – начинает отличать простые геометрические фигуры, а ко 2-му году или позже различает рисунки.

Совершенное восприятие формы предметов и нормальная остроты зрения развиваются у детей только в период школьного обучения. В связи с эти о возрастных нормах остроты зрения у детей дошкольного возраста можно судить лишь с большой долей условности.

и старше ребенок наблюдает за тем, что его окружает, смотрит на игрушки и на то, как они падают из его рук, узнает любимые игрушки и пищу на расстоянии. Появляется отчетливая реакция на простые знакомые и незнакомые геометрические фигуры, игрушки. Отчетливое цветоощущение.В возрасте пяти месяцев

В 2010-м году многодетная мать Марта Матони шокировала жителей графства Ньяндэруа в Кении, родив здорового мальчика с 28 зубами. По словам Питера Мумеро, местного клинического чиновника, Марта родила своего сына Джеймса Мванги прямо дома. Но после того, как обнаружилось удивительное отклонение, мать и ребёнок были доставлены в местное медицинское учреждение. Сейчас Мванги уже четыре года, он растёт безо всяких осложнений, а в возрасте 8 месяцев он уже ел гитери (традиционное блюдо кенийской кухни).

9. Хирурги обнаружили 2 зуба внутри глазной опухоли

Свежие фрукты и овощи размещают в передней части торгового зала, хотя они могут помяться на дне тележки, поскольку их покупают в первую очередь. Дело в том, что вид свежих продуктов оказывает позитивное воздействие на желание покупать.

Около 75 % людей после входа в супермаркет смотрят направо. Соответственно лучшие и самые дорогие товары в магазине размещают справа. Также справа от входной двери нередко находится зона «импульсивных покупок», где продают журналы, безалкогольные напитки и выпечку.

Сладости и закуски почти всегда размещают у последнего прохода, перед кассой. Исследования психологии потребителя говорят о том, что, после того как люди приобретают полезные и нужные вещи, они с большой охотой берут не слишком полезное для здоровья и необходимое им.

Покупатели «читают» полки словно книгу. Они чаще смотрят прямо перед собой, поэтому самые дешевые товары, как правило, размещают на верхних или нижних полках, где они плохо видны. Кроме того, людям приходится тянуться или нагибаться, что многим не хочется делать.

Детские товары обычно размещают невысоко, чтобы привлекать внимание детей. Сладости тоже находятся обычно на таком расстоянии от пола, чтобы ребенок мог легко до них дотянуться, пока родители стоят в очереди в кассу. Полки с наиболее прибыльными товарами находятся в конце каждого прохода, так как велика вероятность того, что покупатели увидят их, замедлив ход перед поворотом. Многие товары, которые пользуются постоянным спросом, например молоко, находятся в задней части торгового зала – это заставляет людей проходить через весь магазин, что опять же повышает вероятность совершения импульсивных покупок29.

Вполне вероятно, что это произойдет в недалеком будущем. Электроды, имплантированные в зрительную зону коры головного мозга или на поверхность сетчатки, могут однажды сделать слепых людей зрячими. В ходе исследований, проведенных в Национальном институте здравоохранения США, слепые пациенты сообщали, что видят короткие вспышки света, когда ток проходит через временно имплантированные им электроды.

В университете штата Юта ученые пытались добиться восстановления зрения путем соединения электродов с крохотными видеокамерами, вмонтированными в оправу очков. Эти камеры действуют как искусственные глаза.

Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14-15 лет она широкая, поэтому глаз кажется большим, чем у взрослого человека.

Главная » Публикации » Глазные болезни » Развитие рефракции

Развитие рефракции

Рефракция формируется в период роста организма. В этот период происходит развитие оптического аппарата глаза и увеличение размеров глазного яблока. Оптический аппарат и размеры глаза подвержены значительным индивидуальным колебаниям. Между ними имеется определенная корреляционная зависимость. Следует предполагать, что развитие оптического аппарата и увеличение размеров глазного яблока происходит под влиянием координирующего воздействия каких-то центров. Точный источник корреляционных воздействий до сих пор не установлен. А. Фогт считает, что это размеры сетчатки, Э. С. Аветисов — состояние аккомодационного аппарата глаза.

Тем не менее в большинстве случаев развитие глаза идет таким путем, что при индивидуальных колебаниях его элементов между ними складываются благоприятные для зрительной функции соотношения.

Глаза новорожденного имеют большую преломляющую силу (в среднем 80 дптр), но сочетается она со столь короткой анатомической осью, что главный фокус оптической системы располагается за глазом.

Таким образом, для большинства новорожденных характерна гиперметропическая рефракция.

По мере роста преломляющая сила оптической системы глаза быстро уменьшается. В возрасте 3-5 лет преломляющая сила глаза в среднем 60 дптр и практически уже не изменяется в течение всей жизни. Параллельно происходит рост глазного яблока, увеличивается длина его анатомической оси.

Рост глазного яблока к 3-5 годам также почти заканчивается. В этом возрасте оно лишь на 0,5 мм короче среднего глаза взрослого. Изменения оптического аппарата и анатомической оси глаза в период роста приводят к изменению клинической рефракции, которая меняется от гиперметропии к эмметропии и миопии.

A. Бoчкapeвa и др.

Рост глаза ребёнка после рождения

Развитие глаза. К моменту рождения, даже у недоношенных, глаз вполне способен функционировать как орган зрения. Об этом свидетельствует двигательная реакция (откидывание головки назад, движения глаз, поворот головы) в ответ на включение электрической лампочки.

У новорожденного диаметры глазного яблока обычно на 25— 35% короче, чем у взрослых, но соотношение диаметров почти столь же изменчиво. Глаз взрослого человека весит чаще всего 6— 8 г, а глаз новорожденного — 2—4 г. После рождения вес глаза увеличивается всего лишь в 2—3 раза, причем особенно интенсив-1 но в течение первого года жизни; к 3—4 годам он почти достигает! веса глаза взрослого человека. Диаметр роговицы у новорожденного почти такой же, как у взрослых, а глазная щель, хотя и вдвое: короче, но очень широко раскрывается. К тому же глаз сильно выступает вперед, так как глазница, в которой он расположен, очень неглубока.

Нередко у новорожденного отсутствует или очень слабо выражена реакция на свет. Это объясняется тем, что во время родов, вследствие сдавления черепа, в сетчатке легко возникают кровоизлияния. Через несколько дней нормальное состояние сетчатки восстанавливается, не оставляя никаких последствий. Иногда, в основном у недоношенных детей, в первые дни роговица кажется беловатой и непрозрачной, зрение отсутствует. Причина заключается в том, что еще не успела рассосаться оболочка, покрывающая зрачок.

Обычный для новорожденных синевато-серый цвет глаз объясняется незначительным содержанием пигмента в радужной оболочке. Постепенно образование темного пигмента усиливается, и через несколько месяцев глаза приобретают постоянную окраску. У жителей южных стран, как правило, пигментация выражена сильнее (глаза темные, карие), чем у жителей северных стран (глаза светлые, серые).

Слёзные железы функционируют у новорожденных, даже недоношенных, увлажняя переднюю поверхность глазного яблока. Однако рефлекторное усиление секреции появляется лишь на 3—5-м месяце жизни. Поэтому в раннем грудном возрасте дети не плачут, а кричат без слез. Это объясняется тем, что рефлекторное усиление секреции слёзных желез происходит под влиянием парасимпатических нервов, которые начинают полностью функционировать значительно позднее симпатических.

Одна из основных функций глаза — острота зрения, или способность распознавания минимальных по размеру объектов на максимальном расстоянии. Считается, что хорошо видит человек, который может с расстояния 50 м сосчитать пальцы на руке. При этом угол между сетчаткой глаза и сторонами пальца имеет ширину, равную 1 минуте. Такая способность — видеть под углом зрения, равным 1 минуте, — называется единицей (1,0), или, как иногда очень упрощенно говорят, стопроцентным зрением.

При рассматривании предметов на одинаковом расстоянии острота зрения тем выше, чем меньшего размера объекты удается рассмотреть. То есть острота зрения тем выше, чем на большем расстоянии человек может увидеть предметы одинакового размера. Обычно тесты для проверки остроты зрения помещаются на расстоянии 5 м. Наиболее часто для этих целей используется таблица Сивцева—Головина. Если рассматривать ее с расстояния 5 м, то остроте зрения, равной единице, соответствует четкое видение десятой сверху строчки.

Если человек видит знаки только первой строчки, это соответствует зрению, сниженному в 10 раз, то есть 0,1. При определении по таблице Сивцева-Головина с пятиметрового расстояния острота зрения при видении каждого последующего ряда букв выше на 0,1. Так, если ребенок различает лишь буквы третьего ряда, острота его зрения равна 0,3. В таблицах вместо букв могут быть кольца разной величины с разрывом, по различению которого судят об остроте зрения.

Для обследования детей, не знающих буквы, широко распространена таблица Орловой с рисунками. Перед тем как определять зрение у такого ребенка, следует подвести его к таблице и проверить, правильно ли он называет рисунки. При этом необходимо учитывать, что внимание детей быстро истощается.

Зрительные функции детских глаз имеют длительный период созревания. Для детей трех лет острота зрения 0,2—0,3 может считаться нормальной; для четырехлетних она равна 0,6, а ко времени поступления в школу острота зрения ребенка достигает 0,7—0,8. Если ребенок не способен различать с расстояния, равного 5 м, первую строчку таблицы, то есть его зрение меньше 0,1, тогда следует показывать ему пальцы с разного расстояния. Способность считать пальцы с расстояния каждого метра расценивается как 0,02: считает пальцы с одного метра — 0,02, с двух — 0,04, с трех — 0,06, с четырех — 0,08. Если же у ребенка нет предметного зрения и он не способен различать пальцы, а видит только руку у своего лица — острота его зрения равна 0,001. Если ребенок не различает даже свет, его зрение равно нулю (0), если же есть светоощущение, острота зрения расценивается как 1.

Как определить, видит ли грудной ребенок? Для этого надо проверить, реагирует ли его зрачок на направленный на него яркий свет электрического фонарика. В возрасте одного месяца ребенок обычно следит за движущимися на расстоянии 20—40 см от его глаз предметами. К трем-четырем месяцам он уже видит более отдаленные от него предметы, а в четыре-шесть месяцев младенец зрительно реагирует на знакомые ему лица. Если малыш не видит того, что видят другие дети его возраста, родители должны показать его детскому офтальмологу.

Когда проверяют отдельно зрение каждого глаза, другой глаз должен быть прикрыт.

Неодинаковая реакция на выключение правого и левого глаза означает разницу в их остроте зрения.

Важным, но не единственным условием хорошего зрения является необходимость того, чтобы идущие от предметов лучи соединились точно на сетчатке. Это возможно при соответствии длины глаза и силы его оптики — рефракции. Соразмерность длины и оптики глаза называется эмметропией, несоразмерность — аметропией.

Если глаз маленького размера или оптика слаба, параллельные лучи сойдутся лишь позади сетчатки, а изображение на ней будет размытым. Чем ближе к такому глазу наблюдаемый им объект, тем лучи от него сойдутся дальше от сетчатки и тем хуже видит человек со слабой рефракцией. Так как он лучше видит дальние предметы, чем близкие, его называют дальнозорким.

У некоторых длина глаза слишком велика или сила его преломляющей оптики слишком сильна, поэтому параллельные лучи от далеких предметов сойдутся в глазу, не успев достигнуть сетчатки. На сетчатке могут собраться только расходящиеся лучи от близко расположенных объектов. Поэтому такая рефракция называется близорукостью — миопией. Компенсировать зрение при близорукости, разводить лучи и делать рефракцию слабее могут поставленные перед глазом «минусовые» стекла. При дальнозоркости на сетчатке могли бы соединиться лучи, имеющие сходящееся направление еще до попадания в глаз. Но в природе таких лучей нет.

Собирающиеся лучи могут быть созданы искусственно — приставлением к глазу выпуклого «плюсового» стекла. На рисунке показано изменение хода лучей при нахождении стекол перед глазами с разными видами несоразмерной рефракции. Глаз в некоторой степени сам может изменять свою преломляющую силу при рассматривании предметов, находящихся на разном расстоянии. Это возможно благодаря тому, что меняется кривизна, а следовательно, и преломляющая сила хрусталика.

Такое приспособление (фокусировка) глаза к видению на разном расстоянии называется аккомодацией.

Если ребенок плохо видит далеко лежащие предметы, а при приставлении перед глазом минусовых стекол зрение его улучшается, он, вероятно, близорукий. Дальнозоркий же ребенок, благодаря напряжению своей аккомодации, со зрением вдаль справляется чаще. А вот долго рассматривая близкие предметы, он может быстро уставать, так как его аккомодации не хватает для сведения на сетчатке очень расходящихся лучей.

Если при взгляде ребенка вдаль приставление к глазу выпуклого стекла не ухудшает его зрение, не создает этим искусственно близорукость, то вероятно, ребенок дальнозоркий. Помимо таких простых, но субъективных методов, зависящих от ответов исследуемого, существуют и объективные способы определения рефракции, которые может применить только врач. Правильно определить рефракцию и ответить на вопрос о том, нужны ли ребенку очки, может лишь врач-офтальмолог.



3 года назад Нет комментариев

Почему человеческие глаза бывают голубыми и зелёными, хотя в них не бывает пигментов таких цветов?

В радужной оболочке человеческого глаза не бывает пигментов синего или зелёного цвета.

Единственный окрашивающий пигмент в глазу — это меланин: при его определённых концентрациях цвет глаз становится от светло-карего до почти чёрного.

3 года назад Нет комментариев

Какие животные собирают влагу на своих глазах, чтобы затем напиться ей?

У ящериц-гекконов отсутствуют веки, поэтому они вынуждены периодически смачивать специальную прозрачную мембрану на глазах своим языком. А перепончатолапые гекконы, обитающие в пустынях Намибии, используют эту особенность и для обратного процесса.

3 года назад Нет комментариев

Где можно сделать пирсинг глаза?

С 2002 года в Нидерландах можно сделать пирсинг глазного яблока. С помощью специальной процедуры в него вживляется драгоценное украшение в виде какого-либо символа, например, сердца или звезды. В настоящее время такая операция стоит 750 евро.

3 года назад Нет комментариев

Какой народ одним из признаков красоты считал косоглазие?

Одним из признаков красоты народ майя считал косоглазие. Чтобы намеренно развить его, ребёнку на уровне глаз привязывали каучуковый шарик.

3 года назад Нет комментариев

Какие позвоночные могут видеть одновременно над и под водой?

У рыб под названием четырёхглазки на самом деле два глаза, однако оба из них разделены горизонтальной перепонкой. Благодаря этому четырёхглазки могут плавать у самой поверхности воды и видеть как над, так и под водой — единственные из всех позвоночных.

Оставьте комментарий