Районы производящие наибольшую часть машиностроительной продукции


Главные регионы машиностроения

Машиностроение является одной из самых старых отраслей, оно имеет огромное значение в хозяйстве. Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и другую бытовую технику). В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности первое место как по числу занятых, так и по стоимости продукции. По уровню развития машиностроения судят об уровне развития любой страны.

Отраслевой состав машиностроения очень сложен. Оно состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, точное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение, транспортное, станкостроение, автомобилестроение, локомотивостроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение.
    
Производство многих видов современной машиностроительной продукции требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоемки приборостроение, производство ЭВМ и другие новейшие отрасли. Эти отрасли также требуют постоянного внедрения последних достижений науки, т. е. являются наукоемкими. Размещаются такие производства в крупных городах или рядом с ними, там, где имеется много квалифицированных рабочих и инженеров, располагаются центры научных исследований, имеется развитая инфраструктура. Зато ориентация машиностроения на источники металла в эпоху НТР значительно снизилась. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного размещения.

Главные регионы машиностроения

На экономической карте мира можно выделить 4 основных машиностроительных региона. Первый регион — Северная Америка, где производятся практически все виды машиностроительной продукции. Второй регион — зарубежная Европа, которая производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но также занимает важное место в производстве продукции некоторых новейших отраслей. Третий регион — Восточная и Юго-Восточная Азия, — в котором лидирует Япония, сочетающая производство продукции массового назначения с лидирующими позициями во многих новейших отраслях, дающих изделия самой высокой технологии. Относительно высокого уровня машиностроение достигло в новых индустриальных странах.

Первый регион машиностроения – Северная Америка, где производятся практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой степени сложности.
Среди отраслей машиностроение быстрее других растут электротехническая, радиоэлектронная, самолето и ракетостроительная. Так, производство элкетронно-вычелительных машин за последние 10-15 лет увеличилась в несколько раз, и теперь США производит две третьей всех ЭВМ в Мире. Электротехнические и электронные предприятия размещаются в крупных городских агломератах, где много квалифицированной рабочей силы.

Станкостроение и производство заводского оборудования по-прежнему концентрируются в городах Приозерья и северо-восточного побережья США. Заводы Юга и Запада получают станки и оборудования с Севера.
Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое развитие получили автомобиле и самолетостроение. Автомобилестроение – национальная отрасль промышленности США. Здесь впервые начался массовый выпуск автомобилей, и теперь каждый работающий американец производит или обслуживает автомобили. Эта отрасль отличается высокой производственной и территориальной концентрацией: большая часть заводов построено в штате Калифорния. Этот же штат занимает первое место в стране по самолето и ракетостроению.

Второй регион – зарубежная Европа.
Западная Европа является историко-географическим регионом, входящим в регион Зарубежная Европа. В мировой торговле на нее приходится около половины суммарного оборота.

«Лицом» Западной Европы в международном географическом разделении труда является промышленность, и в первую очередь ее ведущая отрасль – машиностроение. На эту отрасль приходится около одной третьей стоимости всей промышленной продукцией. Машиностроение Западной Европы представлено множеством подотраслей. Здесь выпускаются практически все виды машиностроительной продукции, особо выделяется производство станков, оптики, электроники и радиоэлектроники, автомобилей.
Экономическая и политическая погода в Западной Европе делается в ведущих странах, входящих в «большую семерку»: Германия, Франции, Великобритании, Италии; лидирующее положение среди них имеет Германия.

В международном разделении труда лицо Германия определяет, прежде всего, развитое машиностроение. Монополистическая элита страны – это концерны новых отраслей – не только автостроение, но и аэрокосмическая техника, «Фольксваген», «Сименс» (электроника), «Дойче телеком» (информационная техника) и др.

Великобритания. В самой крупной отрасли британской промышленности – машиностроении – работает одна четвертая всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около одной третьей капитала, затрачиваемого на производство транспортных средств, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на британских островах после 2-ой мировой войны. Предприятия этой отрасли, имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании. Первым крупным районам автомобилестроения стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Этому способствовало его центральное положение, которое облегчало не только получение деталей и вспомогательных материалов от расположенных вокруг многочисленных предприятий, но и сбыт готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке – через Ливерпуль и Лондон. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Данемеге), где имелись в избытке рабочие руки.
Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирует здесь одна крупная государственная фирма – «Бритиш айрспейс».

По выпуску самолетов Великобритании уступает в зарубежном мире только США. Она выпускает около 22 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей.
К растущим и развивающимся производствам относятся электротехника, занимающая 2-ое место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствует в электротехнике несколько крупных компаний. Продукция «тяжелой» электротехники – электромоторы, мощные генераторы, трансформаторы и турбины. Они производятся практически одной крупнейшей монополией – «Дженерал электроник», с которой слились две другие электротехнические фирмы – «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикалиндастриз».

Особенно быстро развивается электроника. Однако число рабочих мест на предприятиях электронной промышленности растет довольно медленно. В Великобритании прочно обосновались американские корпорации электронной промышленности.

Франция. Наряду с Германия и Великобританией крупную роль в мировой экономике и международных отношениях играет Франция. Высокоразвитая промышленность этой страны занимает передовые позиции в мире в атомной энергетике, в некоторых видах транспортного машиностроения, химической промышленности. Она заметно уступает промышленности США, Япония, Германия. Крупнейшие индустриальные центры – Париж, Марсель, Гавр, Дюнкерк, Лилль, Страсбург, Нант, Тулуза.

Особое положение в Западной Европе занимают так называемые малые страны. Их всего 13 (не считая карликовых государств Лихтенштейна, Монако и др.): Австралия, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Швейцария и Швеция. Иногда к ним относят Испанию.

Несмотря на то, что удельный вес каждой из этих стран в мировой экономике сравнительно невелик, взятые в совокупности, они представляют мощную силу. Их доля в промышленном производстве Западной Европы составляет около 30%, а во внешней торговле – 40%. Большинство из них имеет высокоинтенсивное сельское хозяйство.

Особенно внушительны позиции малых стран Европы в производстве оборудования, станкостроении, судостроении, электротехнической.

Восточная Европа включает Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Словению, Хорватию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Албанию, а также Литву, Латвию и Эстонию. 
Польша – самая крупная из этих стран по экономическому потенциалу. Машиностроение здесь, достигло высокого уровня, однако, оно отличается повышенной металлоемкостью. Здесь производят машины и оборудование для промышленности, строительства и сельского хозяйства, развито также транспортное и тракторостроение. По большинству видов производимой в этой отрасли продукции Польша занимает лидирующие места в Европе. Особое место в машиностроении Польши принадлежит судостроению – отрасли международной специализации. В Польше производят суда различных типов и назначения.

Быстро развивается электротехническая промышленность, в т. ч. производство бытовой техники. Главные центры машиностроения: Варшава, Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ.

В Чехии (Прага, Пльзень, Брно и др.), машиностроение наиболее развито. Оно поставляет на внешний рынок станки, комплектное оборудование для предприятий, вычислительную технику, бытовые приборы и т. п. 

Третий регион – Восточная и Юго-восточная Азия, в котором лидирует Япония. В него входят и «азиатские тигры», специализирующиеся прежде всего на выпуске бытовой электронике, и Китай. 
Япония (столица – г. Токио) – островное государство в Тихом океане у восточных берегов Евразии. Она занимает архипелаг Японских островов, наиболее крупные из них: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. Япония – один из «экономических столпов» современного мира.

Свидетельства бурного роста, разносторонности и высокого технического развития японского машиностроения можно найти почти в любом уголке земного шара. Суда, построенные на японских верфях, бороздят воды всех океанов. Японские фотоаппараты, транзисторные приемники и швейные машины завоевали репутацию изделий самого высокого класса, и спрос на них на мировом рынке очень велик.

Японские автомобили, автобусы, грузовики и железнодорожный подвижной состав осуществляют перевозки на дорогах 5 континентов планеты. Электрогенераторы, сделанные в Японии, обеспечивают светом и энергией дома и промышленные предприятия в Азии, Африке, Австралии, в Северной и Южной Америке. Японское прядильное и ткацкое оборудование является базой развития текстильной промышленности во многих странах Азии и других континентов.

Производство электрических аппаратов представляет собой наиболее быстрорастущую отрасль машиностроения. Фантастически быстрый рост этой отрасли определяется тем, что для развивающейся страны нужны были мощные электроагрегаты, а также тем, что очень быстро рос спрос на бытовые электроприборы. Электрические аппараты, включая продукцию электронной промышленности, направляются на экспорт, в основном, в Северную Америку, Азию и Европу. Одним из основных достижений японского машиностроения за последние годы явился феноменально быстрый рост производства изделий электронной промышленности. Такие изделия электронной промышленности, как телевизоры, магнитофоны, радиоприемники, стереофонические радиолы составляют 46,7% общего выпуска продукции.

Китай – великое древнее государство. Современный Китай – Китайская Народная Республика (столица – г. Пекин) – занимает третье место в мире по размерам территории (9,6 млн. кв. км.) после России и Канады.
Машиностроение отличается разнообразием выпускаемой продукции, причем преобладают не специализированные, а универсальные предприятия, которые размещены рядом с крупными городами, металлургической базой и морскими портами. Уровень используемой КНР техники и технологии пока не очень высок, имеется много изношенного оборудования, все еще низка производительность труда. Однако в последние годы в результате проводимой экономической реформы КНР добилась заметных успехов в изготовлении бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ, новейших средств связи и т.д. Широкое распространение получили предприятия с привлечением иностранного капитала.

Главные центры машиностроения – Шанхай, Шэньян, Тань-цзинь, Харбин, Пекин, Лоян, Чанчунь и др.
Группа новых индустриальных стран Азии, состоит из двух «эшелонов». К первому из них было принято относить Республику Корею, Сингапур, Тайвань и Гонконг, которые из-за осуществленного ими быстрого экономического скачка стали называть четверкой «азиатских тигров» (или «драконов»). Затем их примеру последовали еще три страны – члены АСЕАН, образовавшие как бы «второй эшелон» НИС Азии, — Малайзия, Таиланд и Индонезия.

В 70-80-х гг. произошла перестройка экономики этих стран по образцу японской модели. В них возникла крупная автомобильная, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, судостроительная и особенно электротехническая и электронная промышленность; ежегодно здесь выпускают десятки миллионов радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, видеомагнитофонов.
«Экономическое чудо» этих стран объясняется как активностью местных бизнесменов, так и тем, что ТНК избрали их в качестве важной сферы приложения своих капиталов, ориентируясь, прежде всего на выгоды их ЭГП и исключительно выносливую, дисциплинированную и в то же время относительно дешевую рабочую силу. Но почти вся наукоемкая, да и другая продукция предназначена для сбыта на рынках стран Запада.

Тайвань вышел на одно из первых мест в мире по экспорту мониторов, кинокамер, швейных машин; Республика Корея – судов, телевизоров, магнитных дисков; Малайзия – кондиционеров, электронных компонентов и т. д. На внешнем рынке промышленная продукция этих стран обладает высокой конкурентоспособностью. 

Четвертый регион – Содружество Независимых Государств (СНГ). Для России, Белоруссии и Украины, входящих в этот регион, машиностроение – одна из главных отраслей международной специализации. 

В машиностроении Белоруссии ведущее место занимает авто и тракторостроение (Минск, Жодино, Могилёв) и станкостроение (Минск, Витебск, Гомель). Развито – приборостроение и радиоэлектроника.

Главные отрасли машиностроения Украины: тяжелое машиностроение, автомобиле -, вагоно-, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, приборостроение (Киев, Донецк, Запорожье, Днепропетровск).

Сегодня в России существует около 48 тыс. заводов машиностроительной отрасли. На российских предприятиях производят в основном отдельные детали и узлы машин и механизмов, которые поступают на головные заводы, где из них собирают уже готовые изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость. Это освобождает от необходимости изготавливать на головном заводе абсолютно все детали и узлы, которые нужны для производства готовой продукции.

Машиностроение выпускает самую разную продукцию: и шагающий экскаватор весом в тысячи тонн, и почти невесомые, по сравнению с ним, ручные часы. Объём производства готовых изделий тоже разный: легковых автомобилей, например, выпускают сотни тысяч, а баллистических ракет – всего несколько штук в год.

Российское машиностроение подразделяется на энергетическое, авиационное, транспортное, сельскохозяйственное. 
Энергетическое машиностроение производит различное оборудование для электростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др. Такие гигантские и сложные изделия как паровые котлы, весом тысячи тонн и высотой с 10-ти этажный дом выпускают Белгородский, Таганрогский и Бийский котельные заводы. Турбины и генераторы, требующие труда высококвалифицированных рабочих и инженеров, и уникального оборудования производят в Санкт- Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Заводы по изготовлению реакторов для АЭС находятся в Санкт-Петербурге и Волгодонске. 

Авиационное машиностроение выпускает технику самого высокого класса. Авиационная техника оснащена различными приборами, имеет электронные устройства, которые помогают управлять летчику машиной, ориентироваться в пространстве, использовать систему вооружения. В мире широко известны российские фирмы «Сухой», «Миг», «Бериев», «Туполев», «Камов», «Миль», «Ильюшин». Центры самолетостроения в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Таганроге.

Транспортное машиностроение имеет для нашей страны стратегическое значение. Производство автомобилей в отечественном транспортном машиностроении занимает первое место. В столице разместились два завода – «Москвич» и «ЗИЛ». В Поволжье – заводы-гиганты в г. Тольятти, Ульяновске, Набережных-Челнах, Горькове. Промышленные автобусы выпускают в Павлове (на Оке), вездеходы — в Заволжье и Арзамасе, самосвалы — в Саранске. Крупнейшие центры морского судостроения – Санкт-Петербург, Выборг, Северодвинск, Комсомольск-наАмуре, Астрахань. Морские и речные суда производят в Рыбинске, Зеленодольске, Волгограде, Навашине, Городце. 

Сельскохозяйственное машиностроение ориентированно на производстве техники для больших коллективных хозяйств (колхозов). В России много тракторных заводов, которые производят почти все известные типы тракторов. Самые мощные колесные тракторы «Кировец» изготовленные на Кировском заводе в Санкт-Петербурге, а самые маленькие – во Владимире.
Ведущее место в электронном машиностроении принадлежит Москве и московской области, Зеленограду, Санкт-Петербургу, Пскове, Новгороде, Саратов, Уфа, Пермь, Ижевск, Новосибирск, Красноярск, Владивосток.



Роль Японии и других азиатских стран на мировом рынке машиностроения

Страна восходящего солнца лидирует в мире в производстве роботов, станков с числовым программным управлением (ЧПУ), продукции «чистой керамики», сверхбольших интегральных схем, отдельных видов микропроцессоров, а также по практическому применению прогрессивных видов оборудования, включая гибкие производственные системы (ГПС) и гибкие автоматизированные системы (ГАС). Япония сохраняет ведущие позиции в мировом автомобилестроении, производстве электроники и электротехники, выплавке стали, производстве химической продукции [2].

По стоимости промышленной продукции Япония уступает только Китаю и США. В структуре собственности японской промышленности возросла роль крупнейших многоотраслевых концернов –«Мицубиси», «Тойота», «Мацусита», представляющих интересы ведущих финансово-промышленных групп (ФПГ). Отличительной чертой японской промышленности является существенная роль мелких и средних предприятий. На них приходится 99% общего числа промышленных предприятий в стране, 74% занятых и около 52% стоимости произведенной продукции.

Ведущее место в машиностроении традиционно занимает автомобилестроение. Почти половина производимых легковых автомобилей идет на экспорт. Японские автомобили собираются и эксплуатируются по всему миру. Автомобилестроение страны лидирует в мире по низким издержкам производства. Это лидерство заметно, например, в организации управления складскими запасами. Работая по системе «поставки точно в срок», японские компании создают значительные резервы для борьбы в ценовой конкуренции на внешних рынках. Основная ставка в производстве делается на внедрение ГПС. Такие меры позволяют на одном конвейере выпускать небольшие серии моделей с учетом персональных запросов покупателей.

Япония занимает 2-е после Китая место в мире по производству промышленных станков и оборудования. Удельный вес произведенных в Японии станков в мировом их объеме составляет 19,6%. В отрасли удачно сочетается соотношение крупных (11,2%), средних (31,1%) и небольших фирм (24,4%). Крупные фирмы (насчитывается 10) производят сложную продукцию, активно занимаются НИОКР и определяют уровень развития отрасли. Основной акцент в станкостроении делается на производство оборудования с ЧПУ, особенно высокоточных и высокопроизводительных обрабатывающих центров (ОЦ). Их доля в 2012 г. составила 97% в общем объеме производства станков [2].

Япония остается крупнейшим экспортером станков в мире. Общая доля азиатских стран в заказах экспорта составила 56,6% (Китая – 36,5%), США – 24,2%, стран ЕС – 13,9%. В структуре экспорта около 98% занимают дорогостоящие металлорежущие станки с ЧПУ. С целью сохранения сегментов своего зарубежного рынка, прежде всего, Китая, японские производители прибегают к резкому удешевлению станков за счет значительного (до 30%) сокращения уровня ее автоматизации.

Япония сохраняет позиции мирового лидера в области роботостроения. По данным Международной федерации роботостроения (InternationalFederationofRobotics – IFR), на долю Японии (2012 г.) приходилось 25,2% функционирующих в мире промышленных роботов. Это в 2 раза больше аналогичного показателя ближайших конкурентов – группы США-Канада (17,3%) и Германии (14,0%). Основными отраслями-потребителями роботов на внутреннем рынке остаются: электронная промышленность (34,9%), автомобилестроение (34,0%), производство изделий из пластмасс (6,5%), металлообработка (3,7%) и машиностроение (3,5%). Форсированными темпами осуществляются работы по созданию спектра роботов для их использования в чрезвычайных ситуациях. На внешние рынки направляется более 2/3 робототехнической продукции. Основными направлениями экспорта роботов являются Китай и США, а также ряд активно развивающихся стран Латинской Америки.

Высокая конъюнктура в отрасли энергетического машиностроения обеспечивается спросом внутреннего рынка на малые и средние электростанции, на соответствующее сетевое оборудование. В структуре производства электрогенерирующего оборудования основные позиции занимают: котельное оборудование, паровые турбины, газовые турбины и генераторы переменного тока. В связи с устойчивым ростомэнергопотребления, прежде всего, в развивающихся странах, прогнозируется стабильное расширение рынка сбыта данного вида продукции за рубежом. Усилия конструкторов и технологов направлены на развитие способов использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и интеллектуальных сетей, позволяющих добиться оптимального управления энергоснабжением и энергопотреблением.

«Японское чудо» объясняется, прежде всего, активным участием и поддержкой государства в развитии новейших направлений научно-технического прогресса. Политика морального и материального стимулирования НИОКР, деятельность экономической разведки вызвали синергетический эффект развития экономики страны. Государство всесторонне способствует внедрению инноваций, предлагая выгодные кредиты на закупку новых технологий и оборудования. Вводятся целевые налоговые льготы для продвижения актуальных научно-технических разработок. Государство снижает ввозные пошлины на высокопроизводительные и технологически совершенные станки иностранного производства. Вместе с тем возводятся защитные барьерыв целях ограничения доступа иностранной продукции и повышения конкурентоспособности собственного производства.

После вступления Японии в ВТО на японский рынок вышли зарубежные компании, но страна добилась почти невозможного: эталоном конкурентоспособности технической продукции стал внутренний рынок. Японские производители устанавливают цену на свою продукцию в соответствии с ее качеством. Оборудование японских машиностроителей демонстрирует лучшие в мире показатели, такие как эффективность, точность, надежность и качество [1].

Одним из главных источников роста китайской экономики является машиностроение. Номенклатура машиностроительной продукции насчитывает более 53 тысяч изделий. Китай обеспечивает потребности внутреннего рынка в необходимых видах оборудования, подвижном железнодорожном составе, металлорежущих станках. Благодаря зарубежным инвестициям, производственные мощности Китая в короткие сроки достигли мировых стандартов. Высокий спрос на китайскую продукцию на внешнем рынке из-за относительно невысоких на нее цен способствовали пошаговому улучшению ее качества.

Около половины зарубежных инвестиций привлекалось в производственный сектор экономики. В 2010 году на компании с зарубежными инвестициями приходилось до 55% китайского экспорта.

Особенности размещения машиностроения России

По расчетам экспертов, стоимость экспорта продукции машиностроения в 2015 году достигнет 20 млрд.долл.

Добавим к изложенному выше, что средняя месячная зарплата в Китае составляет 620долл. (2014 г.). Это в 80 раз превышает уровень 1978 года – около 7,5долл. Темпы ее среднегодового роста в течение 1978-2007 гг. составляли 13,6 %. Средняя пенсия – 332долл. (2014 г.). В итоге, Китай к середине XXI века должен стать сверхдержавой, финансовым, образовательным, научным и технологическим центром в мире. Ядром или знаменем стратегии развития страны выступает идея «великого возрождения нации Китая» [1].

Для достижения стратегической задачи превращения Сингапура к 2030 г. в развитое индустриальное общество руководство страны целенаправленно продолжает осуществлять структурную перестройку промышленности. В транспортном машиностроении ведущую роль играет судостроительная и судоремонтная промышленность. Страна занимает 2-е место в мире после США по производству передвижных буровых установок для разработки месторождений нефти на морском шельфе. Сингапур является одним из крупнейших мировых центров нефтепереработки. Увеличивается выпуск авиационного оборудования. Сингапур считается главным центром ремонта, переоборудования и модернизации самолетов в Юго-Восточной Азии.

Важной высокотехнологичной отраслью является электронная промышленность. На нее приходится почти 47% от всего промышленного производства. Отрасль специализируется на производстве полупроводниковых схем и персональных компьютеров, а также сверхчувствительных компьютерных дисков. По уровню компьютеризации и внедрения роботов Сингапур занимает 2-е место в Азии после Японии. По развитию информационных технологий страна занимает 3-е место в мире, уступая лишь Дании и Швеции.

Здесь создана высокоразвитая военная промышленность, продукция которой идет в основном на экспорт (стрелковое оружие, быстроходные патрульные морские катера, радиоаппаратура, боеприпасы и т. д.). Экономика Сингапура существенно зависит от экспорта, особенно в области бытовой электроники, информационных технологий, фармацевтики и топлива. Экспорт продукции на 1/3 превышает импорт.

Дата добавления: 2017-04-15; просмотров: 233 | Нарушение авторских прав

Поиск на сайте:

Промышленность

Страница 2

Информация » Экономико-географический анализ Канады » Промышленность

Главные районы добычи нефти и природного газа находятся в западных провинциях – Альберте, Саскачеване и Британской Колумбии. Здесь расположены крупнейшие месторождения – Пембина, Редуотер, Зама. Из Альберты и Саскачевана на восток и на запад протянулись транс канадские нефте-и газопроводы. Восточные провинции импортируют нефть. Значителен экспорт нефти и газа в США.

Во второй половине XX века и особенно в 80-е годы выросла добыча угля за счет разработки месторождений западных провинций, откуда уголь пошел на экспорт, главным образом в Японию. Восточные угольные шахты ныне дают лишь 1/10 общей добычи.

По производству электроэнергии Канада занимает 5 место в мире, а по ее выработке на душу населения она стоит на 2 месте после Норвегии. Большую часть (3/5) электроэнергии дают ГЭС. В их числе такие мощные гидростанции, как каскад на реках Ла-Гранд, Черчилл Фаллз.

Машиностроительный комплекс РФ

Крупные ТЭС построены в близи Торонто и Ванкувера. 18% электроэнергии производит АЭС, расположенные в провинциях Онтарио, Квебек и Нью-Брансуик.

Горнодобывающая промышленность. Горнодобывающая промышленность играет огромную роль в экспорте, обеспечивает сырьем, обрабатывающую промышленность и энергетику страны, способствует экономическому развитию всех районов. Большинство крупных горнозаводских центров находится на юге – Садбери, Салливан, Норанда, Флин-Флон, хотя немалую роль играют и северные рудники.

Обрабатывающая промышленность отличается высокой концентрацией производства и капитала, однако по производительности труда уступает другим развитым странам, в частности США. В структуре обрабатывающей промышленности главную роль играют отрасли, непосредственно связанные с сильно развитыми добывающими отраслями, а также сельским и лесным хозяйством.

На машиностроение приходится менее 30% продукции и числа, занятых в обрабатывающей промышленности, что ниже, чем в других развитых странах. Главная отрасль – транспортное машиностроение, в котором господствует американский капитал, размещается в южной части провинции Онтарио. Развито также сельскохозяйственное машиностроение, производство энергосилового оборудования, Оборудования для горнодобывающей и лесной промышленности. Слабое развитие получило станкостроение. Главные центры машиностроения – Торонто, Монреаль, Уинсор, Гамильтон, Оттава, Галифакс, Ванкувер. Стабилизировалось производство в черной металлургии, находящейся в руках национального капитала. Ведущие металлургические центры находятся в Приозерье – Гамильтон, Уэлленде, Су-Сент-Мари, а так же по атлантическим побережьям города Сидни. В цветной металлургии сильны позиции американского и английского капиталов. Выплавка цветных металлов – особенно меди, никеля и алюминия – достигла больших объемов. В число крупнейших мировых центров вошли: Садбери, Томпсон, Салливан, Арвида, Китимат и Порт-Колборн. Большинство предприятий работает на местном сырье. На импортном сырье создано крупное производство алюминия. Канада имеет развитую нефтеперерабатывающую промышленность. Важнейшие центры находятся в Монреале, Сарнии, Ванкувере и Эдмонтоне. Химическая промышленность представлена заводами по производству продуктов основной химии, высокополимерных соединений, химических удобрений, синтетического каучука. По производству минеральных удобрений страна занимает 4 место в мире.

Лесобумажная промышленность. Лесобумажная промышленность использует богатейшие лесные ресурсы. На заготовке древесины Канада занимает 5 место, по производству пиломатериалов и бумаги – 3 место в мире. Еще значительнее роль страны в экспорте по вывозу пиломатериалов и бумаги Канада — мировой лидер.

2/3бумажно-целлюлозного производства находятся на востоке, вблизи ГЭС на реке Святого Лаврентия. Крупные лесобумажные комбинаты располагаются так же в таежной зоне на севере Степных провинций и, особенно в Британской Колумбии, где сосредоточено 2/3 лесопильной промышленности.

Страницы: 12

Еще по теме:

Отраслевая структура химической промышленности
Химическая промышленность, как и машиностроение, — одна из самых сложных по своей структуре отраслей промышленности. В ней четко выделяются полупродуктовые отрасли (основной химии, органи­ческой химии), базовые (полимерных материалов — пластмасс и син­тетических смол, химических волокон, синтетичес …

Грунтовые и поземные воды. Оценка их состояния
Так как Зыряновский район один из ведущих промышленных центров ВКО и Казахстана, проблема загрязнения грунтовых и подземных вод стоит очень остро. Схема технического водоснабжения и водоотведения Зыряновского рудника не имеет специальных очистных сооружений на промплощадке. Естественная механическа …

Промышленность края на современном этапе.
В 2000-е гг. промышленность Красноярского края во многом преодолела кризисные тенденции 1990-х гг. и развивается ускоренными темпами. Имеющиеся за 2005 год статистические данные позволяют дать подробную характеристику состояния промышленности края на современном этапе. В 2005 году оборот организаци …

Таблица 1. Мировые центры машиностроения, 2012 ᴦ.

Развитие машиностроения в странах мира

Глава 2. Мировые лидеры машиностроения

Машиностроение лидирует среди других отраслей промышленности в использовании высоких технологий. Машиностроение играет главную роль в распространении передовых машин, оборудования и производственных процессов в других отраслях экономики.

Примерно с 1970-х годов машиностроение стало лидировать среди других отраслей промышленности в развитии и использовании высоких технологий. Производя машины, оборудование и комплектующие для них, эта отрасль имеет также тесные связи со сферой услуᴦ. Все это вносит вклад не только в повышение производительности, но и в сокращение издержек производства.

Треть продукции машиностроения оснащает другие сегменты отрасли, такие как электронное машиностроение, автомобилестроение, производство медицинского оборудования, производство инструмента и т. п. Существует, к примеру, целая группа производств, которые специализируются на автомобильной промышленности и выпускают компоненты, необходимые для функционирования транспортного оборудования.

Машиностроение подвержено комплексу определœенных экономических показателœей. Оно сильно зависит от инвестиционной активности компаний, покупающих машины и оборудование. Такая односторонняя зависимость постоянно подвергает машиностроение циклическим изменениям спроса. В результате машиностроение лавирует между кризисов и экономических подъемов. [Приложение 1;2].[15]

Крупнейшими мировыми центрами машиностроения в настоящее время являются Европейский союз, Китай, США и Япония .

Показатели ЕС Китай США Япония
Валовой объём выпуска, млрд долл. 502,1 480,6 221.6 151,9
Условно-чистая продукция, млрд долл. 157,5 161,4 103,0 66,2
Число занятых, тыс. чел.
Уровень производительности (учп/занятые, долл.)
Удельные трудовые издержки (учп на 1 долл.

Условия, влияющие на размещение предприятий машиностроения в России

трудовых издержек, долл./долл.)

0,61 0,14 0,44 0,34

Европейский союз остается пока крупнейшим мировым центром машиностроения по общему валовому выпуску продукции. При этом не отстает от него Китай, который за последние 10 лет вырвался в число лидеров, а по произведенной условно-чистой продукции даже занял первое место в мире. В данный же период среднегодовые темпы прироста выпуска машиностроительной продукции в ЕС составили лишь 1,1%, а в США и Японии даже наблюдалось падение (на 1,1 и 3,1%). В случае если занятость в отрасли в 2000 – 2012 гᴦ. сокращалась в развитых странах (в США – на 2,6% в год, в Японии – на 3,3%, в ЕС – на 1,5% в год), то в Китае она росла ежегодно на 5,8%, достигнув 6 млн чел. и тем самым в два раза превысив показатель занятости в странах Евросоюза. Это иллюстрирует общий процесс переноса машиностроительных мощностей с Запада на Восток. Особенность в том, что удельные трудовые издержки в Китае в два раза ниже, чем в Японии, в три раза ниже, чем в США, и почти в пять раз ниже, чем в Европейском союзе.

Конкурентные позиции европейских стран в области машиностроения слабые, а также имеют более низкий показатель производительности труда, который составляет 54 тыс. долл. (в США – 91 тыс. долл., в Японии – 97 тыс. долл.). Экономика, которая проводится в странах , входящих в ЕС, формирует показатель производительности труда. При этом даже в ведущей стране Западной Европы – Германии производительность труда в машиностроении составляет только 70 тыс. долл.[14]

Хотя Китай пока продолжает отставать от других мировых центров машиностроения по производительности труда (50% от уровня ЕС), ежегодные темпы прироста этого показателя в 2000 – 2012 гᴦ. составили более 10%, в то время как в ЕС – 1,5%, США – 0,8%, а в Японии наблюдалось падение. По нынешнему уровню производительности труда в машиностроении Китай можно сравнить с такими странами, как Польша, Чехия и Словакия, где трудовые издержки существенно выше китайских.

Усиление позиций Китая в качестве ведущей машиностроительной державы выразилось и в резком повышении его удельного веса в мировой торговле продукцией данной отрасли. Этот показатель всœего за 12 лет вырос с 3% в 2000 ᴦ. до 13% в 2012 ᴦ. Доля США в мировой торговле за тот же период снизилась с 25 до 17%, а Японии – с 21 до 16%. И лишь позиции Европейского союза остались достаточно прочными: на него в конце 2000-х годов приходилось 37% глобальной торговли машиностроительной продукцией, что на три процентных пункта выше уровня 2000 ᴦ.[15]

Германия является по уровню развития машиностроения одной из ведущих стран мира и крупнейшей державой Западной Европы.

Машиностроение занимает ведущее положение в структуре промышленного производства. На него приходится около 50% занятых в сфере промышленного производства. В структуре вы­пуска центр тяжести стал перемещаться от производства тради­ционной продукции в область научно-технических производств. Ведущее место занимают автомобильная промышленность, об­щее машиностроение и станкостроение. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке. Германии по отдельным видам производства обрабатывающей промышленности принадлежат ведущие места в мире. Сегодня одной из опорных отраслей экономики Герма­нии является автомобилестроение. Оно ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Автомобилестро­ительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюртемберг ʼʼAudi AGʼʼ, Нижней Саксонии ʼʼVolkswagenʼʼ, Гессене ʼʼAdam Opel AGʼʼ, Баварии ʼʼBayerische Motoren Werke AGʼʼ. [4]

Компаниям в стране предоставлены очень благоприятные условия для исследований и разработок, производства важнейших технических компонентов. Созданная в Германии инфраструктура, включающая налоговые льготы, признана экспертами Евросоюза в качестве ʼʼнаилучшей практикиʼʼ. Тем не менее машиностроительные компании сталкиваются с проблемами структурных сдвигов и высокой заработной платы. Традиционно в этой отрасли делался упор на производстве внутри страны в рамках одной корпорации. В 1990-х годах ситуация стала меняться. Многие компании превратились в глобальных игроков, имеющих производственные площадки на наиболее важных зарубежных рынках.

Машиностроительный комплекс РФ

Современное состояние, факторы размещения, особенности размещения. Размещение предприятий данной отрасли (основные промышленные центры)

Машиностроение – комплекс отраслей промышленности, изготавливающий орудия труда, транспортные средства, а также предметы потребления и оборонную продукцию.

В зависимости от структуры (тяжелое, общее, среднее) происходит избирательность факторов размещения машиностроительной промышленности; а именно: природные условия и ресурсы, историческое развитие отдельных районов, наибольшее использование трудового потенциала.

Отрасли тяжелого машиностроения при размещении тяготеют к металлургическим базам и потребителям продукции (металлоемкие отрасли – производство литейного и химического оборудования).

Записать в тетрадь районы производящие наибольшую часть

Приборостроение, электротехническая промышленность размещаются преимущественно в районах, где есть высококвалифицированные кадры.

Предприятия, производящие оборудование для горной промышленности, сельскохозяйственные машины, оборудования легкой и пищевой промышленности, размещаются в основном в районах потребления вблизи сырьевых баз.

Каждый экономический район специализируется на определенном направлении по выпуску машиностроительной продукции (прил. 5).

При размещении отраслей машиностроительного комплекса учитываются принципы производственного кооперирования и специализации.

Специализация производства – форма общественного разделения труда и его рациональной организации, которая отражает процесс сосредоточения производства отдельных видов продукции или ее частей в самостоятельных отраслях, производствах и на специализированных предприятиях.

Специализированное производство характеризуется однородностью продукции и технологического процесса, специальным оборудованием и кадрами. Специализация бывает предметная (обувь, станки), подетальная (подшипники), технологическая (сварка, сборка).

Кооперирование – организация производственных связей между предприятиями, отраслями и районами страны, а также между странами в целях совместного изготовления продукции на основе общего разделения труда и специализации производства.

Особенностью машиностроительного комплекса в России является размещение рассматриваемых отраслей производства в каждом экономическом районе (табл.33).

Таблица 33

Основные районы размещения машиностроения в РФ

Отрасли Размещение
Тяжелое машиностроение (металлическое оборудование, грузовые вагоны, тракторостроение, горно-шахтное оборудование) Екатеринбург, Омск, Новокузнецк, Нижний Тагил, Челябинск, Миасс, Пермь, Прокопьевск, Кемерово, Красноярск,
Энергетическое оборудование (дизели, турбины, паровые котлы, электрические двигатели) Волгодонск (оборудование для АЭС), Бийск, Барнаул, Таганрог, Белгород, Санкт-Петербург, Новосибирск
Автомобилестроение (легковые автомобили) Москва, Нижний Новгород, Ижевск, Миасс, Ульяновск, Тольятти  
Автомобилестроение (грузовые автомобили)   Москва, Нижний Новгород, Ульяновск, Набережные Челны, Миасс
Производство автобусов Павлово, Ликино  
Производство троллейбусов Энгельс    
Морское и речное судостроение и судоремонт Санкт-Петербург, Астрахань, Нижний Новгород, Тюмень, Красноярск, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Архангельск (Северодвинск – атомный подвижный порт), Мурманск, Ярославль, Рыбинск.
Авиастроение   Москва, Казань, Самара, Воронеж, Саратов, Смоленск, Ростов-на-Дону, Таганрог
Сельскохозяйственное машиностроение — производство тракторов Санкт-Петербург, Челябинск, Владимир, Волгоград

Тесты для самоконтроля

1. Специализация, как один из факторов размещения производства, это:

1) Ориентация на научный потенциал (тяготение к районам с развитой научной базой)

2) Участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждое из которых выполняет отдельную операцию.

3) Сосредоточение основной производственной деятельности на изготовление одного продукта или части продукта, или на выполнение только отдельных операций при его производстве

4) Размещения производства в зависимости от наличия транспортных магистралей

2. При размещении предприятий точного машиностроения определяющим является следующий фактор размещения … (выбрать правильный ответ):

1) наличие топливных ресурсов

2) наличие сырьевой базы

3) наличие водных ресурсов

4) наличие квалифицированных трудовых ресурсов

3. Укажите центр транспортного машиностроения РФ:

1. Запорожье 2.Тула 3.Набережные Челны 4. Минск

4. Отметьте центр судостроения Поволжского экономического района:

1. Тобольск 2.Курск 3.Мурманск 4.Нижний Новгород

5. Кооперирование, как один из факторов размещения производства, предполагает:

1) Сосредоточение основной производственной деятельности на изготовление одного продукта или части продукта, или на выполнение только отдельных операций при его производстве.

2) Участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждое из которых выполняет отдельную операцию

3) Ориентация на научный потенциал (тяготение к районам с развитой научной базой)

4) Большие затраты труда рабочей силы, используемого в изготовлении продукции

Химическая промышленность

Классификация отраслей химической промышленности, размещение крупнейших предприятий данной отрасли: основная химия (кислоты, щелочи, минеральные удобрения), химия органического синтеза (синтетические смолы, волокна, пластмасса, каучук).

Развитие химической промышленности комплексно связано с развитием металлургии, машиностроением и другими отраслями народного хозяйства, что позволяет расширить сырьевую базу этих отраслей и производить материалы, не существующие в природе или редко встречающиеся.

Размещение химического производства определяется различными факторами, в зависимости от характера производства: калийные удобрения и соды – вблизи источника сырья, предприятия сернокислотной и суперфосфатной промышленности – в районах потребления продукции, химических волокон – в районах дешевой электроэнергии, топлива, обладания трудовыми ресурсами, фармацевтическая промышленность – трудовыми ресурсами. Но, как правило, все отрасли химической промышленности водоемкие, поэтому водоснабжение имеет первостепенное положение наряду с перечисленными приоритетными факторами.

Таблица 34

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 196 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Машиностроительный комплекс. 1. Машиностроение — одна из ведущих отраслей экономики России.

1. Машиностроение одна из ведущих отраслей экономики России.

В машиностроении (по специализации) выделяют следующие подотрасли:

• тяжелое и энергетическое машиностроение;
. станкостроение;

• транспортное (автомобилестроение, авиастроение, судострое­ние, железнодорожное машиностроение);

• сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение;

• приборостроение;

• электроника и электротехника.

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние такие факторы, как:

• близость сырьевой базы;

• наличие квалифицированных кадров;

• близость транспортных узлов.

2.Среди многочисленных факторов, влияющих на классификацию
отдельных производств машиностроительного комплекса, выде­ляют
:

• материалоемкость;

• энергоемкость;

• трудоемкость;

• фондоемкость;

• потребительский фактор.

Особенности взаимодействия таких факторов обусловливают деление машиностроения:

• на тяжелое;

общее;

среднее.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отрас­лям с большим потреблением металла, электроемкостью и ма­лой трудоемкостью.

К тяжелому машиностроению относят производство:

• металлургического, горно-шахтного, горнорудного, крупного энергетического, подъемно-транспортного оборудования;

• кузнечно-прессовых машин;

• тяжелых станков;

• крупных морских и речных судов;

• крупных автомобилей;

• кранов;

• локомотивов и вагонов.

Размещение отраслей тяжелого машиностроения в большей степе­ни зависит от сырьевой базы и районов потребления. Например, в Красноярске построен один из крупнейших заводов страны по производству тяжелых экскаваторов, широко использующихся при добыче бурого угля месторождений Канско-Ачинского бас­сейна, расположенного в этом же регионе.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение. Оно представленное производ­ством:

• мощных паровых турбин и генераторов;

• гидротурбин и паровых котлов;

• двигателей для морских и речных судов.

Энергетическое машиностроение размещается преимуществен­но в крупных центрах развитого машиностроенияпри наличии высококвалифицированных кадров.

Крупнейшими центрами по производству продукции энергетиче­ского машиностроения являются:

турбин для гидроэлектростанций:

• завод "Металлический завод" (Санкт-Петербург);

• завод "Электросила" (Санкт-Петербург);

паровых котлов:

• завод "Красный котельщик" (Таганрог), производящий по­ловину всех паровых котлов страны;

. Белгородский завод "Энергомаш";

атомных реакторов:

• заводы Санкт-Петербурга;

какие районы России выпускают большую часть машиностроительной продукции? почему?

завод "Атоммаш" (Волгодонск).

В развитых центрах энергетического машиностроения получи­ло развитие производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Такие станки выпускаются неболь­шими сериями по заказам машиностроительных предприятий России и зарубежных государств.

К районам потребления приближены и отдельные подотрасли транспортного машиностроения:

• судостроение;

• производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным пор­там.

Основные центры морского судостроения сформирова­лись на побережье Балтийского моря (Санкт-Петербург, Вы­борг). Они специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях:

. Волге;

• Оби;

• Енисее;

• Амуре.

Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО "Красное Сормово" выпускают суда различного класса. Речные суда сходят со стапелей Волго­града, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей тяжелого машиностроения.Современные электрово­зы, тепловозы, пассажирские и специальные вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разно­образные конструкционные материалы, но и оснащены сложным оборудованием. Центрами железнодорожного машиност­роения являются:

• Коломна — пассажирские тепловозы;

• Новочеркасск — электровозы;

• Муром — маневровые тепловозы;

• Демихов — пригородные электропоезда.

• Брянск — пассажирские вагоны;

• Тверь — пассажирские вагоны и двухъярусные вагоны для пе­ревозки автомобилей;

• Санкт-Петербург и Мытищи — вагоны для метрополитена;

• Абакан — грузовые вагоны и железнодорожные цистерны.

3. Общее машиностроение включает отрасли, специализирующиеся на производстве оборудования:

• для нефтеперерабатывающей;

• химической;

• лесной;

• строительной отраслей промышленности;

• дорожных и сельскохозяйственных машин.

Предприятия этой группы широко размещены по территории России и ориентируются на потребителя готовой продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие кадров и близость сырьевой базы.

Среднее машиностроение подразделяется:

• на автомобилестроение (производство небольших и средних металлорежущих станков);

• производство типологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Основой наукоемкого сектора российской промышленности выступают отрасли оборонно-промышленного комплекса.Эти от­расли отличаются наибольшей трудо- и наукоемкостью и раз­мещаются в районах, располагающих высококвалифициро­ванной рабочей силой, НИОКР.

Например, авиационная промышленность России опережает многие страны мира по разработке многих типов самолетов и вертолетов, особенно военных, но уступает в производстве особо мощных двигателей и авиационных приборов (авионики). Широко известны в мире такие российские фирмы, как:

• "Сухой";

• "МиГ;

• "Береев";

• "Туполев";

• "Камов";

• "Миль";

• "Ильюшин" и др.

В Москве, Воронеже, Смоленске размешаются многочислен­ные заводы, НИИ, КБ по серийному производству летатель­ных аппаратов. Значительное развитие эта отрасль получила и в Поволжском и Волго-Вятском экономических районах (Ка­зань, Нижний Новгород, Самара и Ульяновск).

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение.Предприятия автомобильной промыш­ленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3—6 т) выпускают Мос­ковский (ЗИЛ) и Нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузо­подъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).

Основными центрами производства автомобилей являются:

высококлассных легковых автомобилей:

• Москва;

• Нижний Новгород;

автомобилей среднего класса и малолитражных:

• Москва;

• Тольятти;

• Ижевск;

микролитражных автомобилей:

• Серпухов;

• Набережные Челны;

• Елабуга.

Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицын). В 1990-х гг. началась сборка автомобилей иностранных фирм в Елабуге, Таганроге, Ростове-на-Дону, Калининграде, а затем и в Калуге, Ленин­градской области, Санкт-Петербурге.

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.

Станкостроение является базой научно-технического прогресса всего машиностроения.Большое развитие станкостроение полу­чило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися центрами станкостроения — Москвой и Санкт-Петербургом, оно получило развитие в Поволжье и на Урале.

Одной из главных задач развития машиностроительного ком­плекса являются коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, произ­водство вычислительной техники.

Машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. По сравнению с импортными това­рами машиностроительная продукция нашей страны имеет бо­лее низкое качество и потому часто неконкурентоспособна на мировом рынке (кроме авиационной, космической, военной техники).

Предыдущая1234567891011Следующая

Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1806;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Оставьте комментарий