Психологические средства труда


Средства труда (профессиональной деятельности) школьного психолога

По характеру содержания средства труда школьного психолога разделяются на средства воздействия и способы воздействия. Анализ средств труда школьного психолога позволяет выделить следующие средства и способы воздействия.

Средства труда школьного психолога – это способы коммуникации и организации деятельности.

Школьный психолог воздействует на другого человека (группу людей) посредством передачи информации и организуя определенную деятельность этого человека (группы людей). В процессе воздействия психолог получает от человека информацию о нем самом и о его деятельностях. Данная информация используется для корректировки воздействий и является основанием для последующих воздействий, то есть, передачи информации и организации деятельностей. Основой для передачи другому человеку определенной информации и организации его специальных деятельностей являются профессиональные знания и умения психолога, а также, профессионально важные качества личности, которые обеспечивают эффективность передачи информации и организации деятельности другого человека, как формы целенаправленного воздействия на него.

Владение средствами труда в наибольшей степени обусловлено профессиональной подготовкой и профессиональным совершенствованием школьного психолога. Овладение средствами труда обусловливает формирование профессионально важных личностных качеств школьного психолога, таких, как коммуникабельность, организационные способности. прогностичность и т.д. Важным методологическим моментом здесь является то, что средством труда психолога является его собственная личность. Поэтому — насколько соответствует практической психологической деятельности личность профессионала — настолько эффективной будет профессиональная деятельность школьного психолога.

Тем не менее, осознание и принятие средств и способов труда школьного психолога на уровне профессионального самосознания позволяет делать эффективным процесс трудовой деятельности и профессионального саморазвития. Выделим наиболее существенные характеристики средств и способов воздействия школьного психолога.

Средства воздействия:

1.Коммуникативные. Непосредственное информационное (вербальное и невербальное) воздействие психолога на клиента — на сознание и бессознательное другого человека или группы людей. Наиболее разнообразное и широко применяемое средство, которое почти всегда используется совместно с другими средствами.

2.Организационно-деятельностные. Организация действий клиента и группы — тренинговые упражнения, игры, графические задания, танцевальные и т.п. Выполнение клиентом и/или группой заданных психологом действий и деятельностей предполагает в итоге изменения в психических особенностях и характеристиках действующего человека и/или группы, корректирующих и/или развивающих данные особенности.

3.Диагностические инструменты. Тесты и опросники.

4.Компьютерные программы (диагностические с комментариями, просветительно-диалогические и т.п.). Это специфическая форма коммуникативного или организационно-деятельностного психологического воздействия.

Способы воздействия:

1.Знания (знания о психическом развитии, онтогенетической норме развития, о нарушении (аномалии, отставании) развития, о коррекции развития; знания о технологиях диагностики и коррекции развития и т.п.).

2.Умения (умение узнать о психическом состоянии, о нормальном развитии, о нарушениях развития; умение провести коррекцию развития и т.п.).

3.Навыки (навыки вступления в контакт, получения доверия; навыки организации деятельности отдельного человека и группы людей и т.п.).

4.Профессионально важные личностные качества (ПВЛК) (коммуникабельность, организационная способность, прогностичность, социабельность, эмпатичность, эмоциональная устойчивость, сензитивность, наблюдательность, гибкость мышления и т.д.).

5.Субъектная позиция — ценностное отношение к другому человеку как самоисточнику активности, проявляющееся в общей системе организации и регуляции активности психолога. Содержательно, субъектная позиция может проявляться в следующих формулировках: "Ты для меня ценен своим существованием (экзистенциальная любовь, в отличие от критериальной)"; "Мне интересно с тобой общаться, ты вызываешь во мне искренний интерес своими психологическими особенностями".

6.Самоидентичность. Рассмотрение психологом себя в процессе взаимодействия с другим человеком как специалиста, выполняющего профессиональную деятельность, личностно для него значимую. Наиболее актуальна для школьного психолога следующая формулировка: "Я — взрослый, нормальный человек, заинтересованный в развитии твоей личности, то есть увеличении твоей самостоятельности, активности и ответственности, то есть нормальности (в отличие от аномальности) твоей жизни".

Способы воздействия представлены в виде кумулятивной шкалы: каждый последующий элемент включает в себя все предыдущие, но может рассматриваться и отдельно. Данное понимание средств труда школьного психолога позволяет формировать целостное представление у будущего специалиста об объекте труда, который крайне редко выступает как объект. Кроме этого, предлагаемая структура средств труда школьного психолога системно соотносится со структурой профессионально важных личностных качеств школьного психолога.

Насыщение частными техниками работы школьного психолога, как расширение средств труда происходит в процессе осуществления профессиональной деятельности и профессионального совершенствования в течение всей жизни профессионала. При этом, наиболее активно профессиональное совершенствование происходит в периоды повышения профессиональной квалификации во время обучения после вуза.

Тема 2. Основные понятия и категории психологии, которыми необходимо владеть для успешной профессионализации практического психолога

1 группа: Функции психики

Дата добавления: 2015-10-20; просмотров: 266 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Труд и рабочая сила

Производство – создание ресурсов для обмена. Создание ресурсов для перераспределения производством не является. Промышленная революция прошла во всех странах. Товар – ресурс, созданный для обмена. Рынок – обмен товарами.

На рынке обращались исключительно материальные ресурсы, и рынок определял их меновую стоимость. По мере расширения сферы обмена товаром становятся и обобщенные ресурсы. Для каждой группы потребительная стоимость уникальная (вследствие разного назначения ресурсов). Постепенно обобщенные ресурсы, которые связаны с материальными, универсализируются, так как две группы, образуя супергруппу, начинают потреблять один и тот же ресурс. Одна группа узнает, что данный ресурс можно использовать и по-другому, и так несколько групп, что приводит к универсализации обобщенного ресурса. Универсализация происходила долго, и в конце XIX в. в Америке этот процесс подошел к своему логическому концу.

Возникла идеология массового общества, которую реализовать в полном объеме удалось к 60-м гг. XX в. Только тогда американское общество стало массовым, то есть большая часть потребления всех членов супергруппы (американское общество) стала стандартизованной. Появилось понятие потребительский стандарт.

(В нашей стране это потребительская корзина, из которой высчитывается прожиточный минимум, то есть количество денег, на которые можно приобрести потребительскую корзину).

Универсализация потребления повлекла за собой универсализацию стоимостей, что в свою очередь привело к возникновению массового производства, то есть производства абсолютно одинаковых товаров. Символом массового производства стал конвейер, когда каждый работающий выполняет одну строго определенную и очень простую функцию, которая не требует никакого обучения. Это можно назвать абсурдной специализацией. Первые заводы Г. Форда представляли собой первое массовое производство, которое создало массовое общество.

Вектор развития производства направлен на формирование массового общества. Существование массового общества обеспечивается массовым производством. Такое производство становится возможным, так как стандартизируется потребление, то есть члены разных популяций начинают потреблять больше одинаковых обобщенных ресурсов. Таким образом, массовое производство производит обобщенные ресурсы. Это приводит к тому, что возникает понятие “духовное” производство. Стандарт потребления автоматически требует стандарта производства.

Наиболее строгие стандарты приняты в химико-фармацевтической отрасли. GMP – Good Manufacturing Practice – американский стандарт, принятый во всем мире. В достаточной мере стандартизовано производство в радиоэлектронной промышленности. Существует подробное описание технологии производственных процессов.

Стандартизация производства требует стандартизации операций, следовательно, приводит к возникновению конвейера (мелкие и простые операции). В разных группах производство осуществлялось по-разному. В эпоху массового производства различия между технологиями исчезают.

Таким образом, человек стандартно участвует не только в потреблении, но и в производстве. Поскольку экономическое участие стандартно, возникает возможность сравнения непосредственно по количеству затрачиваемого времени.

Если потребительский стандарт позволяет сравнивать только по количеству актов обмена, то в стандартизованном производстве сравнивается время, затраченное на производство. Стандартное участие в производстве называется труд.

Труд может играть роль нового всеобщего эквивалента, тем самым теоретически становится возможным определить меновую стоимость в трудовом эквиваленте, то есть товары могут участвовать в обмене по их трудовым стоимостям. В рыночном обществе трудовая стоимость служит хорошей мерой объективной ценности ресурса.

А. Смит, Д. Рикардо и другие английские политэкономы конца XVIII — начала XIX в.в. полагали, что стоимость существует только одна, а для нее есть различные теории. Они предложили трудовую теорию. Но подобное приравнивание двух понятий привело к противоречию. Они полагали, что работающие обменивают свой труд на соответствующее количество универсальных эквивалентов – денег.

Развитие рынка труда, по их мнению, приводит к тому, что возникает полная эквивалентность в этом обмене, то есть, сколько работник затратил труда, столько он получил обратно в виде трудовых стоимостей (они же меновые). Но такая конструкция не предполагает системы перераспределения, так как здесь соблюдается полная эквивалентность. Хотя государство не отмирает и продолжает что-то перераспределять.

Тот факт, что остается что перераспределять, можно отчасти списать на нечестность работодателей. Но развитие рынка труда предполагает, по идее, что весь труд сосредоточится у самых честных из них, следовательно, возникает тупик. Выход из этого тупика был найден Марксом, который предположил, что товаром, который обменивают работающие, является не труд, а рабочая сила.

Рабочая сила выступает как дважды обобщенный ресурс. Обобщенный ресурс – обещание материального ресурса, то есть включение в систему перераспределения. Труд в этом смысле является обобщенным ресурсом. Труд – определенное количество усилий, совершаемое работающими на производство. Труд – какое-то время, затраченное на производство. В этом смысле труд – обобщенный ресурс, то есть обещание того, что товар будет иметь потребительную стоимость (меновую стоимость), что он может стать материальным ресурсов для кого-то еще.

Рабочая сила – обещание труда или возможность труда. Работник продает работодателю не свой труд, а свою рабочую силу. Именно рабочая сила имеет меновую стоимость. Чтобы соотнести количество труда, вложенного в товар, с трудовой стоимостью других, нужно вычислить его меновую стоимость. Но условия производства на разных предприятиях заведомо различны, поэтому меновую стоимость вычислить трудно. Соответственно труд нельзя сделать всеобщим эквивалентом, и трудовая стоимость остается неким идеалом. Труд на разных предприятиях не сопоставим между собой.

Труд – участие в осуществлении групповой деятельности. Но каждая деятельность по определению уникальна, поэтому сравнивать напрямую участие в двух разных деятельностях невозможно.

Тенденция к созданию массового производства, безусловно, существует, но до полной унификации и соответственно до объединения всех производств в одно еще очень далеко. Обмен реальной трудовой стоимостью пока невозможен ни в процессе производства, ни после него.

В нашей стране была предпринята попытка (продолжительностью в 70 лет) искусственно объединить все производства, но проявлялись противоречия между законами, действующими в отдельных группах, и теми законами, которые пытались устанавливать вожди. Фактически у нас производства не было, то есть не создавалась потребительная стоимость.

На советских предприятиях делалась попытка определить трудовую стоимость. В результате этого одни товары никто не брал, другие же сметали с прилавков, что вызвало возникновение огромных диспропорций, так как фактически происходило перераспределение трудовых стоимостей в пользу тех, кто работал плохо, поэтому те, кто работал хорошо, “бросали это занятие” и, в конце концов, работать перестали все. Какое-то время наша страна еще держалась, когда нефть для нас была дешевая, тогда как для мирового рынка дорогая. Потом нефть для мирового рынка резко подешевела, а у нас начала все больше дорожать. Соответственно перераспределять стало нечего, и система быстро развалилась. Сегодня она еще держится за счет газа, но и этот фундамент весьма непрочен. Москва в настоящее время является живой системой, для которой вся Россия – внешняя среда, которая размыкает циклы.

Рабочая сила, будучи товаром, обладает меновой и потребительной стоимостью. Потребительная стоимость рабочей силы – возможность участвовать в производстве. К этой потребительной стоимости приложимы все те рассуждения, которые рассматривались относительно потребительной стоимости вообще. Однако, поскольку рабочая сила является обобщенным ресурсом в чистом виде, ее меновую стоимость гораздо труднее определить, чем для любых других товаров. Более того, так как рабочая сила представляет собой обещание труда или возможность труда, всегда существует возможность того, что количество реально осуществляемого труда будет меньше, чем то, которое было обещано. Причем выясняется это только после продажи.

В силу статистической природы меновой стоимости практически невозможно определить причину уменьшения количества полученных денег (то ли плохо работали, то ли плохая коньюнктура).

Это вызывает необходимость стандартизации производства, к которой добавляется нормирование труда (Ф. Тейлор).

Идея Тейлора: менеджмент может основываться на науке.

Средства труда (профессиональной деятельности) школьного психолога

Управление выделяется как вид деятельности. Поскольку менеджмент выделяется как вид деятельности, он может быть предметом изучения. До Тейлора он рассматривался только как предмет искусства.

Идеи Тейлора:

Менеджмент – особая сфера деятельности.

Менеджмент – особый предмет изучения, который нуждается в научном исследовании.

Процессы, протекающие в производстве, можно измерять.

Производство при анализе можно расчленить на отдельные операции.

Эти стандартные операции можно комбинировать, получая стандартные производственные процессы.

Вследствие этого возникает возможность стандартизации участников производственного процесса. На основании этого возникает идея рабочей силы как таковой как возможности участия в этом стандартизованном процессе.

Соответственно возникает идея квалификации (количество рабочей силы). Она в свою очередь ведет к идее тарификации (идея тарифа), которая является вершиной тейлоровского учения.

Эта совокупность идей составляет систему Тейлора.

  • 1. Понятие психологии труда
  • 2. Взаимосвязь психологии труда с другими дисциплинами
  • 3. Сфера применения
  • 4.
  • Психология профессиональной деятельности

    Цели психологии труда

  • 5. Задачи психологии труда
  • 6. Предмет психологии труда
  • 7. Объект психологии труда
  • 8. Субъект труда
  • 9. Методы психологии труда
  • 10. Влияние психологии труда на производство
  • ЛЕКЦИЯ № 2

    Психология труда

    1. Понятие психологии труда

    Понятие «труд» рассматривается несколькими научными дисциплинами. Такие, как, например, физиология труда, организационная психология, социология труда, экономика, менеджмент и т. д., рассматривают трудовую деятельность лишь как общий объект, используя при этом специфические методы и знания, свойственные той или иной дисциплине. Все эти дисциплины рассматривают трудовую деятельность для решения практических задач, направленных на гуманизацию трудовой деятельности и повышение работоспособности. Что же касается психологии труда, то при изучении трудовой деятельности используется вся система данных, которая только существует в современной психологии.

    Психология труда на настоящий момент – самостоятельная отрасль психологии, которая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.

    Психология труда в первую очередь ориентирована на человека и его интересы, на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.

    2. Взаимосвязь психологии труда с другими дисциплинами

    Психология труда не имеет четких границ с другими дисциплинами. При изучении психологии труда можно выделить несколько категорий наук, переплетающихся и в разной степени взаимодействующих с психологией труда. Это, во-первых, экономика и социология труда, педагогика, медицина (некоторые ее разделы), гигиена и охрана труда.

    Во-вторых, это практически вся область биологических знаний о человеке, социальной системе и прочее.

    В-третьих, технические дисциплины, изучающие конструкции машин и приборов, которые применяются работником в процессе труда, т. е. орудия труда.

    Рассмотрим подробнее дисциплины, которые имеют взаимосвязь с психологией труда:

    1) философия и политическая экономия рассматривают в своих учениях и исследованиях: субъект, объект, орудия труда, процесс и т. п.;

    2) социология труда рассматривает труд как процесс формирования человека и общества, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.;

    3) экономика труда рассматривает трудовые ресурсы, производительную ценность, организацию труда, нормирование, оплату, планирование труда и прочее;

    4) законодательство о труде рассматривает и изучает трудовые договоры, продолжительность рабочего дня, отпуска, обязанности, права, льготы разных категорий работников, процедуры трудовых споров и т. д.;

    5) физиология, гигиена труда, производственная санитария по отношению к психологии труда изучают режим труда и отдыха, работоспособность. Таким образом, можно сказать, что взаимосвязь с другими дисциплинами у психологии труда очень обширна. Почти все существующие науки и дисциплины охватывают в своих учениях или уделяют внимание психологии труда. Ведь почти во всех науках есть упоминание об исследованиях человеческого ресурса, а именно человеческий ресурс и все, что с ним связано, лежит в основе изучения психологии труда.

    3. Сфера применения

    Сфера применения психологии труда очень широка, поскольку труд – это основная деятельность каждого человека. Множество профессий дают широкое поле для исследований в области психологии труда и направлены на выработку определенных методов работы с людьми различных профессий.

    На большинстве предприятий существуют ставки психолога, в обязанности которого входит и кадровый подбор, и решение конфликтных ситуаций на производстве, и многое другое.

    Психология на производстве позволяет не только работать с людьми как работниками компании, но и содержат в контексте решение проблем сотрудников вне стен организации, влияющих на производительность труда, например, семейные проблемы. Кроме того, планирование рабочего места, работа по обеспечению безопасности труда, реклама, ведение переговоров также входят в сферу интересов психологии труда. В настоящее время любая уважающая себя организация должна иметь штатного психолога. Это не только повышает уровень престижности любой организации, но и показывает как сотрудникам, так и клиентам степень развития организации.

    4. Цели психологии труда

    Основными целями психологии труда являются:

    1) оптимизация психологического климата предприятия, то есть учет психологических особенностей каждого члена предприятия и оптимизация интерактивных процессов внутри организации;

    2) прогноз возможных результатов решений руководства, тактики и стратегии управления, что подразумевает глубокое знание производственных процессов, учет специфики деловых переговоров, грамотно организованную рекламную кампанию и сбор информации. Для достижения этих целей психология труда использует различные инструменты, что отражается в задачах и проистекает из сферы ее применения. Во многом особенности методов психологии труда зависят от профиля и специфики производства организации, в которой осуществляет свою деятельность организационный психолог.

    5. Задачи психологии труда

    Главные задачи психологии труда

    Задачи психологии труда можно разделить на две группы: теоретические и прикладные.

    В первую группу войдут задачи, которые тесным образом связаны с психологическими особенностями человека (субъекта). К теоретическим задачам можно отнести:

    1) изучение и исследование психических процессов, основных психологических свойств субъекта (рассматривая их в разрезе эффективности труда и увеличения работоспособности);

    2) изучение особенностей трудовой деятельности;

    3) исследование социально-психологических факторов, влияющих на человека, социальную среду, психологический микроклимат в организации, удовлетворенность трудом;

    4) изучение эмоциональной сферы личности и волевых качеств, способствующих к регулированию трудовой деятельности;

    5) изучение раскрытия субъекта и его личности в трудовом процессе и закономерность, связанную с этим;

    6) изучение проблемы мотивации, анализ путей решения проблемы мотивационной системы;

    7) выработку наиболее приемлемого метода управления; планирование тактики и стратегии управления;

    8) превентивную психологическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни;

    9) улучшение условий жизни работников;

    10) улучшение условий рабочей деятельности;

    11) разработку основных критериев приема на работу;

    12) разработку рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и переобучения работников;

    13) рациональную перестройку и обновление профессий.

    Во вторую группу задач, прикладную, которая в основном направлена на достижение конечного практического результата, будут входить следующие задачи:

    1) разработка норм, правил и процедур по технике безопасности;

    2) разработка психологических средств мотивации;

    3) разработка оптимальных режимов труда и времени отдыха;

    4) разработка теоретически обоснованных эффективных процедур проведения аттестации и обучения;

    5) разработка конкретных требований и условий труда при разработке и внедрении новых технологий, учитывая при этом личностные возможности;

    6) развитие способов решения проблемы трудовой ориентации; оптимизация процедур профессиональной подготовки и адаптации личности;

    7) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;

    8) минимизация аварийных ситуаций;

    9) работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства и т. д.

    6. Предмет психологии труда

    Предметом психологии труда являются психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям.

    Изучение деятельности человека в условиях производства позволяет не только обогащать теоретическую базу психологии труда, но и вникать в практическую деятельность предприятия и вносить коррективы в непосредственную трудовую деятельность сотрудников.

    Также можно сказать, что предметом психологии труда выступают компоненты, которые служат стимулом и побуждают человека к труду, направляют и корректируют его трудовую деятельность, а также личностные качества отдельно взятого человека, через которые и проходит процесс реализации трудовой активности. Сфера применения психологии труда очень широка, и ее границы с другими дисциплинами достаточно условны и незначительны. Можно сказать, что психология труда является ядром, вокруг которого сконцентрированы все психологические учения и исследования в области изучения человеческого ресурса.

    7. Объект психологии труда

    Объектом психологии труда является труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятельности.

    Объект психологии труда – деятельность индивида в условиях производства.

    Существовало мнение, что процесс трудовой деятельности включает четыре цикла: обмен, потребление, распределение, потребление.

    На настоящий момент считается, что все эти процессы неразрывно связаны и нет необходимости выделять несколько циклов, поскольку человек одновременно выступает в нескольких режимах.

    8. Субъект труда

    Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс. Именно в силу субъектности работы необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику, умение замечать личность в коллективе. Субъектом труда можно считать и работника как такового, и предприятие в целом.

    9. Методы психологии труда

    В практической деятельности психология труда использует различные методы для изучения особенностей функционирования человека в трудовых условиях. С помощью этих методов осуществляется отбор кандидатов при приеме на работу, изучение психологических особенностей сотрудников и другие аспекты трудовой деятельности человека. Основные методы психологии труда:

    1) тестирование;

    2) включенное и невключенное наблюдение;

    3) беседа;

    4) интервью и опросы;

    5) тренинги;

    6) ролевые игры;

    7) анализ и синтез информации. Эти методы подробнее будут описаны в лекции № 5 п. 7.

    10. Влияние психологии труда на производство

    Изучение психологии труда, трудовых отношений непосредственным образом влияет на эффективность труда и эмоциональный комфорт человека на трудовом месте.

    Важной областью психологии труда является изучение различных аспектов работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, оптимальным режимом труда, адаптационными процессами индивида для формирования таких условий труда, при которых качество и производительность каждого индивида совмещались бы с охраной здоровья работников. Для этого разработаны специальные методы, такие, как тесты, проводится включенное наблюдение, анкетирование работников, изучаются показатели деятельности работника в различных условиях труда, применяется метод упражнений и тренингов на производстве.

    На данном этапе постоянно формируются новые профессии, изменяются условия труда, формы трудовой деятельности и возможные стимулы для увеличения эффективности производства, меняются требования к качеству продукции и методам работы. Психология труда призвана изучать изменяющиеся аспекты и рекомендовать наиболее оптимальные варианты изменений с учетом условий труда, производства, этики и возможностей предприятия.

    Министерство науки и образования Украины

    Бердянский государственный педагогический университет

    Реферат :

    Основные задачи психологии труда

    Подготовила:

    Студентка 22 гр. ЭФ

    Узунова Юлия

    Бердянск 2009

    Предмет психологии труда:

    Предметом психологии труда является психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности работающего (профессиональные способности) и его взаимодействие с производствен­ной средой.

    Психологическая сущность трудовой деятельности заключается в тех требованиях к психическим свойствам, состояниям и процессам, которые предъявляет к работающему его профессия. Для успешного осуществления профессиональной деятельности (профессии и специ­альности) необходимы различные особенности личности рабочего: его опыт, характер, психическое состояние, внимательность, воспри­ятие, память, мышление, эмоциональность, психомоторика, опреде­ляющие способности к этой деятельности.

    Таким образом, предмет психологии труда — это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности.

    Общим методом психологии труда является исследование и развитие субъекта труда. Проблема в том, чтобы при этом не терялся сам субъект, т.е. чтобы субъект труда не превращался в объект для манипуляций со стороны психолога, руководства или коллег работника.

    Что можно отнести к психологическим средствам труда?

    Отсюда, перед каждым психологом труда неизбежно возникает сложнейший вопрос, должен ли метод быть только объективным или такой метод является сочетанием объективных и субъективных средств и подходов… Заметим, что данный вопрос (проблема метода) стоит не только перед психологией труда, но и перед всей современной психологией, которая все больше отходит от традиционных (естественнонаучных) оснований производства нового знания и пытается освоить герменевтические методы

    Активность человека, использующего производственное обору­дование, инструменты на штатном рабочем месте, вовсе не обяза­тельно является трудом в психологическом значении слова.

    Общим методом психологии труда является исследование и развитие субъекта труда. Проблема в том, чтобы при этом не терялся сам субъект, т.е. чтобы субъект труда не превращался в объект для манипуляций со стороны психолога, руководства или коллег работника.

    Источники и задачи психологии труда:

    Предмет изучения — любое полезное психологическое знание о труде и трудящемся, сохраняемое людьми тем или иным способом (и следовательно, в той или иной мере отра­жающее, моделирующее истину), то круг возможных источ­ников истории психологии труда становится весьма широким, разнообразным, и сводится к следующему:

    высказывания, предметом которых является психологичес­кий аспект труда отдельного человека или группы людей, включая характеристики и самого субъекта труда (индиви­дуального или коллективного); вещественные и функциональные продукты труда в той части, в какой они ориентированы на особенности человека (его потребности, способности, отношения), так или иначе отражают эти особенности; орудия, средства, условия труда (предметные и социаль­ные) в той мере, в какой они отражают психические особен­ности человека, группы; факты, закономерности идеологии, образа жизни в той ме­ре, в какой они позволяют характеризовать субъекта труда, процессы труда, его организацию, вещественное оснащение и т. д.

    Предлагаемый подход несет с собой ряд трудностей для исследователя. Так, часто можно оказаться в море уникаль­ного, недостаточно обобщенного, т.е. находящегося далеко за пределами собственно науки, психологического знания о тру­де и трудящемся (хотя и истинного и полезного), в связи с чем возникают специальные задачи проведения большой ра­боты по его описанию, схематизации, классификации. По­скольку внедренное психологическое знание — это знание как бы исчезнувшее в продукте, или средствах, или условиях тру­да, формах его организации, то возникают специальные зада­чи по его реконструкции, а еще раньше — задачи по распоз­нанию тех фактов, событий, которые могут послужить основа­нием, материалом такой реконструкции.

    Основные задачи , стоящие перед психологией труда в прикладных исследованиях, — это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.

    Психология труда решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимизация использования свойств индивида, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как профессиональный психологический отбор, совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической среды с учетом психологических способностей работающих. В психологии труда используются методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний.

    Теоретическим фундаментом для решения прикладных задач должны служить исследования в области следующих научных проблем:

    изучение путей становления гармонии между человеком и его профессией (изучение становления динамического равновесия системы «субъект труда — профессиональная среда»); изучение структуры и динамики профессионально значимых свойств индивида и личности; изучение структуры умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач в оптимальных и экстремальных условиях, а также факторов, определяющих устойчивость и динамику этой структуры; изучение структуры трудовых установок и мотивов трудовой деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой структуры; изучение структуры состояний человека в труде и закономерностей динамики этих состояний; изучение взаимосвязей индивидуальных свойств отношения личности и психических состояний как фактора успешности и безопасности труда».

    Используемая литература:

    Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. — М., 2001

    2. Брагин А. М, Сеченов и общественное движение в России // Иван Ми­хайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения. М., 1980

    3. Введение в психологию труда. — Саратов: изд-во Саратовского университета, 1978

    4. Климов Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. Учеб. пособие. – М., 1992

    5. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога.- М., 1983

    Оставьте комментарий