Проторенессанс и раннее возрождение


Проторенессанс и высокий Ренессанс

Итальянское Возрождение

Первоначально черты Ренессанса обнаружились в Италии. Период XIII — начало XIV вв. — проторенессанс, ознаменованный творчеством великого поэта Данте Алигьери, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Николло Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто ди Бондоне, во многом подготовил почву для искусства Возрождения.

Собственно эпоху Итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:

• Ранний Ренессанс (триченто и кватроченто) — с середины XIV — XV вв.

•   Высокий Ренессанс (чинквеченто) — до второй трети XVI в.

•   Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первая половина XVII вв.

Проторенессанс

Уже в ранних произведениях Данте (1265 —1321) — цикле сонетов, канцон и баллад, объединенных в произведение «Новая жизнь», неоконченном произведении «Пир» и других — поэт начинает опыты по использованию итальянского языка, доказывая тем самым его жизнеспособность. Величайшим шедевром поэта, обессмертившим его имя, стала «Божественная комедия», благодаря которой Данте вошел в историю культуры как создатель итальянского литературного языка. Это доказывают поговорки и крылатые слова «Божественной комедии», употребляемые и поныне:

Нет большей печали, чем вспоминать счастливое время в несчастьи.

Сюжет произведения, весьма традиционный для Средневековья, тем не менее, наполнен новыми элементами, часто противоречащими церковным канонам, ярко выражающими мнение и вкусы самого автора, демонстрирующими его широчайшую эрудицию, знание античности.

Весьма сложна структура «Божественной комедии». Произведение состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Характерно, что провожатым по Аду и Чистилищу Данте выбирает римского поэта Вергилия (Марон Публий, 70—19 до н. э.), называя его «Учителем». Каждая из трех частей поэмы содержит тридцать три песни. Содержание подчинено последовательной символике чисел.

В «Божественной комедии» Данте упоминает своего великого современника — архитектора, скульптора и художника Джотто.

С именем Джотто ди Бондоне (1266/1267 — 1337) связан решительный поворот к реалистическому искусству. Наиболее известными произведениями Джотто, дошедшими до нашего времени, считаются росписи на евангельские сюжеты в капелле дель Арена в Падуе и росписи на темы из жизни Франциска Ассизского (итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев; в 1228 г. канонизирован) в церкви Санта Кроче во Флоренции. В этих шедеврах мастер отказывается от плоскостного характера иконописных изображений на основе синтеза объема и плоскости. Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1304—1306). Мастеру удалось передать высокий драматизм сцены через пристальный и многозначительный взгляд Христа, обращенный на предателя. При этом Джотто сумел передать спокойствие Христа в соединении с ясным осознанием предначертанной ему судьбы. Тема фрески «Христос ип Иуда» проходит лейтмотивом через весь падуанский цикл («Встреча Марии и Елизаветы», «Бегство в Египет», «Оплакивание Христа» и др.). Новаторство Джотто оказало колоссальное воздействие на изобразительное искусство эпохи Возрождения.

Раннее Возрождение

К периоду Раннего Ренессанса относится литературное творчество Франческо Петрарки и ДжованниБоккаччо. Наряду со своим земляком Данте эти величайшие поэты Италии считаются создателями итальянского литературного языка.

Петрарка (1304—1374) остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на тему жизни и смерти мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен»:

При благородстве крови — скромность эта,

Блестящий ум — и сердца чистота,

При замкнутости внешней — теплота,

И зрелый плод — от молодого цвета, —

Да, к ней была щедра ее планета

Вернее — царь светил, и высота

Ее достоинств, каждая черта

Сломили бы великого поэта.

В ней сочетал Господь любовь и честь,

Очарованьем наделя под стать

Природной красоте — очам на радость.

И что-то у нее во взоре есть,

Что в полночь день заставит засиять,

Даст горечь меду и полыни — сладость.

Учеником и последователем Петрарки был Боккаччо (1313—1375) — автор известного сборника реалистических новелл «Декамерон». Глубоко гуманистическое начало произведения Боккаччо, насыщенного тонкими наблюдениями, знанием психологии, юмором и оптимизмом, остается весьма поучительным и сегодня. Достаточно отметить, что в наше время новеллы Боккаччо легли в основу сценических и экранных версий шедевра, созданного более шестисот лет назад.

Последующая литература Итальянского Возрождения равнялась на великих флорентийцев: Данте, Петрарку и Боккаччо, хотя и не смогла превзойти их славы.

Выдающимся мастером Раннего Возрождения, продолжившим реалистическую традицию, идущую от Джотто, считается Мазаччо (1401-1428). Росписи художника (капелла Бранкачи во Флоренции) отличают энергичная светотеневая лепка, пластическая телесность, трехмерность фигур и их композиционная увязка с пейзажем. Искусство Мазаччо стало образцом для творчества последующих поколений художников.

Выдающемся мастером Раннего Возрождения был Сандро Боттичелли (1445-1510), работавший при дворе Медичи во Флоренции. Его работы отличаются тонким колоритом и настроением грусти. Мастер не стремится следовать реалистической манере Джотто и Мазаччо, его изображения плоскостны и как бы бесплотны. Среди работ, созданных Боттичелли, наибольшую известность приобрела картина «Рождение Венеры», ярко характеризующая особенность его творчества.

Наиболее известный скульптор первой половины XV в. Донателло (ок. 1386-1466). Возрождая античные традиции, он первым представил в скульптуре обнаженное тело, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа. Его искусство отличает реалистическая манера.

Выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения Филиппа Брунеллески (1377—1446) — один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры, которым художник придал несколько иные пропорции. Это позволило мастеру ориентировать постройки на человека, а не подавлять его, на что, в частности, были рассчитаны сооружения средневекового зодчества. Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы).

Высокий Ренессанс

Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров, титанов Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. В творчестве представителей Высокого Возрождения достигли вершины реалистические и гуманистические основы культуры Ренессанса. Леонардо да Винчи (1452—1519) едва ли имеет равных себе по степени одаренности и универсальности среди представителей Возрождения. Сложно" назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, механиком, астрономом, физиологом, ботаником, анатомом, обогатив эти и многие другие сферы знаний открытиями и гениальными догадками. В его художественном наследии особо выделяются такие дошедшие до нас шедевры, как «Тайная вечеря» — фреска в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, а также самый знаменитый портрет эпохи Возрождения «Джоконда» («Мона Лиза»).

Среди многочисленных новаций Леонардо следует назвать особую манеру письма, получившую название дымчатой светотени (сфумато, от итал. fumo — дым), которая в сочетании с линейной перспективой передавала глубину пространства.

В творчестве Леонардо наиболее полно выразился универсализм представителей Возрождения, где сложно обнаружить резкие грани между наукой, художественной фантазией и воплощением замыслов. Об этом свидетельствуют, в частности, дошедшие до нас зашифрованные Записные книжки и рукописи титана Возрождения, насчитывающие около 7 тысяч листов:

Поэт стоит ниже художника по представлению видимых вещей — и много ниже музыканта по представлению вещей невидимых.

Младший современник Леонардо великий живописец Италии Рафаэль Санти (1483—1520) вошел в историю мировой культуры как создатель ряда живописных шедевров. Это ранняя работа мастера «Мадонна Конестабиле», проникнутая изяществом и мягким лиризмом. Зрелые работы живописца выделяются совершенством композиционных решений, колоритом и экспрессией. Это росписи парадных залов Ватиканского дворца и, конечно, величайшее творение Рафаэля — «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, церкви и небольшой часовни в Ватикане. Папа Лев X назначил художника руководителем строительства купола Собора св. Петра.

Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475—1564)  —  великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты его называют, прежде всего, первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508— 1512). Общая площадь фрески 600 кв.м. Многофигурная композиция фрески представляет иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», написанная спустя четверть века после росписи потолка Сикстинской капеллы. В этой фреске воплотились лучшие гуманистические идеалы Возрождения. Смелость художника в изображении обнаженных тел вызвала негодование части духовенства, что свидетельствовало о начале наступления реакции на основы идеологии Возрождения.

Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид». Но подлинное признание как архитектор и скульптор Микеланджело обрел в качестве проектировщика и руководителя строительства основной части здания Собора св. Петра в Риме, остающегося и до настоящего времени самым крупным католическим храмом в мире, а также за скульптурное оформление лестницы и площади Капитолийского холма. Не меньшую известность принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Флоренции, в частности, скульптурная композиция в капелле Медичи. Четыре обнаженные фигуры на саркофагах властителей Флоренции «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День» весьма ярко иллюстрируют осознание мастером ограниченности человеческих возможностей, отчаяние перед быстротекущим временем. Эти трагические настроения звучат в стихотворении последнего титана Возрождения, написанном от имени его же скульптуры «Ночь»:

Отрадно спать, отрадней камнем быть

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать — удел завидный.

Прошу, молчи, не смей меня будить.



 Даная / Тициан 

Итальянское Возрождение входит в новую стадию развития на стыке XV и XVI столетий.

Проторенессанс и высокий Ренессанс

Кульминация искусства (конец XV и первые десятилетия XVI века), преподнесшая миру таких великих мастеров как Рафаэль, Тициан, Джорджоне и Леонардо да Винчи именуется этапом Высокого Возрождения.

Сосредоточение художественной жизни Италии в начале XVI века перемещается в Рим. Среди крупных государств Италии папская область занимала одну из главенствующих ролей даже в конце предшествующего столетия. Она была мене развита в экономическом плане, нежели Венеция и Флоренция, но обладала силой в международном значении, став на некоторое время акцентом национально — объединительных стремлений в государстве.

 Юдифь /Джорджоне 

Папы добивались под властью Рима объединить всю Италию, делая попытки обратить его в культурный и ведущий политический центр. Но, так и не став политической точкой отсчёта, Рим преображается на некоторое время в цитадель духовной культуры и искусства Италии. Причиной этому послужила также и меценатская тактика пап, которые привлекали лучших художников в Рим.

Флорентийская школа и многие другие (старые локальные) теряли свою прежнюю значимость. Единственным исключением стала богатая и независимая Венеция, демонстрирующая яркую оригинальность культуры на протяжении всего XVI. Новая роль гармонично сочеталась с историческим прошлым городом. Воспоминания о былом величии Римской империи не забывались и с новой силой приобретали новое значение. В начале XVI века это послужило толчком к развитию интереса к древнему миру и историческому развитию. Для Высокого Возрождения очень характерно воодушевление классической древностью.

 Мона Лиза /Леонардо да Винчи 

Наиболее благоприятным для данного увлечения стал Рим. На протяжении многих столетий его бесчисленные античные памятники привлекали различных художников. Восприятие классического наследия в Риме прошло полноценно и в более глубокой степени. За счёт постоянной связи с великими произведениями архаики, искусство освобождалось от многословия, зачастую столь характерному творчеству виртуозов кватроченто. Художники Высокого Возрождения обрели способность опускать маленькие подробности, не влияющие на общий смысл и стремиться достичь в своих творениях гармонию и сочетание лучших сторон реальности.

Идеалами гуманизма пропитано искусство Высокого Возрождения. Творчество характеризуется верой в неограниченность человеческих возможностей, в его индивидуальность и в рациональный мировой аппарат.

Происходит смена общераспространённого в искусстве кватроченто наивного повествовательного стиля и бытовизма на проблемы, затрагивающие гражданский долг. Главным мотивом искусства Высокого Возрождения выступает образ гармонически развитого и сильного как телом, так и духом человека, который находится выше повседневной обыденности. Художники стремятся к выделению основного сюжета и уходу от мелочей.

 Страшный Суд /Микеланджело 

Начало XVI века характеризуется достижением более высокого уровня гармонии и единства в новом виде искусств. Он отличается от средневекового стиля одинаковыми правами как у скульптуры и живописи, так и у архитектуры. Так как скульптура и живопись избавляется от беспрекословного рабства зодчества, что и даёт жизнь к формированию новых жанров искусства таких как: пейзаж, историческая живопись, портрет.

В этом периоде архитектура Высокого Ренессанса набирает наибольшие обороты. Её характерными чертами являются: монументальность, представительное величие, грандиозность замыслов (пришедшие из Древнего Рима), интенсивно проявившиеся в брамантовских проектах собора святого Петра и перестройки Ватикана.

 Сикстинская мадонна /Рафаэль 

Искусство Высокого Возрождения жизнеутверждающе по сути и остается верным традициям реализма в синтезе с широтой обобщения и величавостью задумок. Данное сочетание составляет неповторимый стиль в этапе развития европейской художественной культуры. Грандиозность данного искусства было почитаемо ещё и современниками, — так Вазари говорил о нём как о: «высшей ступени совершенства, которой ныне достигли наиболее ценимые и наиболее прославленные творения нового искусства».

Эпоха Возрождения

Проторенессанс и Кватроченте

Именно в эту эпоху были заложены основы современного научного знания, развития литературы, книгопечатания, реалистического характера живописи. Эпоха Возрождения поставила человека в центр вселенной, придала искусству светский характер, Это время отличается восхищением перед неисчерпаемостью мира, жаждой его познания.

Огромна роль городов в эпоху Ренессанса. Именно городской характер носила культура эпохи.

Гуманизм

Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Благодаря гуманистам в духовную культуру приходят свобода суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. В центре внимания нового времени — идеал сильной, независимой, гордой личности. Человека смелого, решительного, предприимчивого. Идеал титанической личности.

Первым гимном достоинству человека стала “Божественная комедия” ДантеАлигьери — произведение, соединившее в себе поэзию, философию, Теологию, науку, проникнутое верой в земное предназначение человека. Младший современник Данте — Франческо Петрарка, философ и лирический поэт, считается родоначальником гуманистического движения в Италии. В произведениях итальянских гуманистов присутствует главная идея о том, что человек — творец своей судьбы и себя самого, как, например в сочинении Пико делла Мирандола “О достоинстве человека”. По мысли гуманистов, человек обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая рациональный выбор.

В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудовищных злодеев и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения переплетались самым причудливым образом.

Интерес к античности

Пробуждается особый интерес к античности, начинается поиск и коллекционирование произведений дохристианского искусства. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории, древние языки — латинский и греческий. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение книгопечатания.

Периодизация

Культура Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) — вторая половина XIII — XIV века; Раннее Возрождение — XV век; Высокое Возрождение — конец XV — первая треть XVI в.; Позднее Возрождение — конец XVI века.

Проторенессанс (Предвозрождение) 12 -13 века.

Классической страной Возрождения была Италия, ранее других стран пошедшая по пути капитализма. Ее города все больше завоевывали независимость. Эти города и стали центрами нового отношения к искусству. Городское население, цеха, ремесленники были той питательной средой, которая давала деятелей эпохи Возрождения. Флоренция на протяжение почти четырех веков была родиной наиболее известных мастеров.

Проторенессанс, или треченто, тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, он явился подготовкой Возрождения.

Джотто ди Бодоне (1266 -1337) гг.

Родоначальник реалистического искусства, архитектор, скульптор, поэт и художник. Современник и друг великого Данте, родился во Флоренции, вероятно, учился у Чимабуэ, расписывал церковные

сооружения, спроектировал знаменитую звонницу (кампанилла) при соборе Сайта Мария дель Фьоре.

Самые знаменитые работы Джотто — цикл фресок в Падуе в церкви Капелла дель Арена (на месте бывшей цирковой арены). В 1305 — 1307 гг.

Джотто создал цикл фресок, посвященный Христу и Марии. Замечательны открытия Джотто. Он начинает утверждать ценность реального человека, пытается создать трехмерность пространства. В его произведения появляется настоящий драматизм, столкновение характеров, не иконописные, а реальные жесты. Джотто вводит элементы пейзажа, строений. Особенно интересны «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание». В центре «Поцелуя Иуды» — столкновение двух характеров. Прекрасен Иисус, безобразен Иуда Автор пользуется светлыми, холодными тонами, как бы отделяя плащом Иуды центральную группу. Темносиний фон напоминает, что действие происходило ночью, вспыхивают факелы, взметнулись мечи, кажется, мы присутствуем при шумной бурной сцене. Все фигуры у Джотто немного коренастые, величественные, напоминают крепких, основательных крестьян Тосканы. Поражает реальный жест горя и отчаяния Марии на фреске «Оплакивание». Вся композиция как бы устремлена к рукам Марии, поддерживающей голову Спасителя, этому подчинена и диагональ горы, и все фигуры. Джотто еще не писал с натуры, но достигнутое им проложило дорогу всему последующему развитию флорентийского и итальянского искусства.

Раннее Возрождение (15 век) Кватроченте (так называется по-итальянски 15 столетие).

В начале XV века Возрождение в Италии окончательно победило готику. Возникновение мощного очага ренессансной культуры во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество величайших мастеров Раннего Возрождения, или кватроченто, — Донателло, Мазаччо, Боттичелли — проникнуто идеалами гуманизма, оно поднимает человека над уровнем обыденности, возвеличивая его.

В это время во Флоренции во главе города встает семейство банкиров Медичи, они и будут финансировать наиболее важные заказы эпохи. В 15 веке такую роль играл герцог Козимо Медичи.

Архитектура 15 века.

Центральной задачей всей эпохи Возрождения стала разработка постройки центрально-купольного храма. Были переработаны античные (в первую очередь, римские) традиции. Вновь возрождается интерес к ордеру, ясности, четкому членению здания, равновесию частей.

Филиппе Брунелесски (1377 -1446) Родоначальник архитектуры Возрождения.

Он начал работать в цехе ювелиров. Принял участие в создании серебряного алтаря в городе Пистое. В 20-е годы 15 столетия он фактически создал перспективу (способность создавать на плоском листе трехмерное пространство). Затем мастер работал в Риме.

Проторенессанс и Раннее Возрождение

Главнейшей постройкой Брунеллески стал купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Сам собор был начат еще в 1296 году Арнольфо ди Камбио. С 1404 года к строительству приглашен Брунеллески. С 1420 года он проектировал купол. Купол был завершен без фонаря, шара и креста к 1436 году. Восьмигранный купол имеет 42 м. в диаметре у основания. Имеет четкий мощный силуэт. Впервые применена каркасная система, крепкие грани членят купол на восемь граней. Так воплощается идея разума Впервые после античности в Западной Европе было создано купольное сооружение. В 1471 году купол был увенчан беломраморным фонарем. Купол собора Санта Мария во Флоренции стал образцом для всех последующих сооружений такого рода и в первую очередь для Микеланджело при создании проекта купола собора Святого Петра в Риме.

Кроме грандиозного купола в своем родном городе Брунеллески построил Воспитательный дом, сакристию церкви Сан Лоренцо. Большой популярностью пользуется капелла семьи Пацци при церкви Санта Кроче во Флоренции. В плане это прямоугольник, фасад украшен шестиколонным коринфским портиком, средний пролет перекрыт аркой. Капелла увенчана куполом. Брунеллески принял участие в создании типа палаццо (дворца) для флорентийской знати. Это трехэтажное здание, в плане прямоугольное, с внутренним двором, кладка крупными блоками (руст). Огромные окна-порталы. Это прототип будущего общественного здания.

Скульптура

Основной задачей скульптуры нового времени стало освобождение скульптуры от церковного интерьера, то есть достижение ею самостоятельности. Происходит расширение тематики скульптуры, появляется портрет, конная статуя, украшающая город. Донателло (1386-146б)гг.

Реформатор итальянской скульптуры. Создатель первой обнаженной статуи Возрождения.

Две наиболее прославленных скульптуры мастера — «Давид» (1430 -1440) и конная статуя -памятник кондотьеру Гаттамелате. «Давид» украсил фонтан внутреннего двора Медичи. Статуя изображает юного пастуха после боя в момент покоя. Видно огромное влияние греческой скульптуры. Очень интересен силуэт, статуя отлита из бронзы, световые блики играют на гладкой поверхности. Кажется, что нежная почти женская рука пастуха не могла поднять тяжелый меч. Пастушья шляпа, украшенная цветами, как бы является верхней границей статуи.

Конная статуя Гаттамелаты — первый конный памятник эпохи Возрождения. Он портретно точен, хотя видно влияние римской скульптуры. На лице воина ум и суровость. Статуя украшает площадь в Падуе.

Живопись Кватроченте

Вслед за эпохой проторенессанса (Джотто) приходит эпоха важнейших открытий в истории искусства.

XV столетие явилось переломным в истории европейской культуры. Почти одновременно художники в Италии и Нидерландах обратились к изображению земного мира и стали утверждать ценность и красоту человека. Реальный мир и телесная природа человека требовали достоверного изображения пространства и заполнения его фигурами и предметами. Развитие искусства в эту эпоху тесно взаимодействует с ростом научных познаний. С этого времени искусство Италии приобретает реалистическую направленность и жизнеутверждающий светский характер, составляющие важнейшую черту Возрождения. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы.

Именно Италия продолжает идти во главе исторического развития. Итальянские города, ставшие республиками, и в первую очередь Флоренция, — вот центры нового мировоззрения, получившего название гуманизм. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.

В живописи происходят важные открытия. Усиливается роль человека, происходит поиск героического начала, появляются черты пейзажа, античные персонажи, обнаженная натура. Живопись усваивает уроки перспективы.

Мазаччо (1401 –1428)гг.

Этот недолго проживший художник стал следующим после Джотто учителем итальянских художников. Он еще больше приблизил живопись к действительности. Создавал на полотне иллюзию глубокого пространства, объединял человека и пейзаж. Фрески в капелле Бранкаччи во Флоренции – главная его работа. Фрески Мазаччо в часовне Бранкаччи считаются шедевром ренессансной живописи, их отличают чёткость линий, жизненная конкретность в изображении персонажей и способность проникать в характеры изображаемых лиц.

Фреска «Чудо со статиром». Сюжет: Христос при входе в Иерусалим должен был заплатить мелкую монету статир. Он послал Св. Петра поймать рыбу и достать из нее монету. На фреске мы видим последовательный ряд действий. Глубоко правдиво поведение людей, жесты, позы. Интересна сцена ловли рыбы Св. Петром. Мазаччо стал придавать фигурам вес и объем, помещал их в трехмерное пространство. Он четко следовал законам линейной перспективы, создавая на фресках иллюзию уходящего вглубь пространства. Он стал передавать объем фигур при помощи света и тени, что стало важнейшим открытием живописи эпохи.

«Троица»ок. 1427 в церкви Санта Мария Новелла, во Флоренция — знаменитая фреска Мазаччо.. На ней художник мастерски вписал изображенную архитектуру в настоящую церковную и решил задачу создания перспективного пространства.

В 15 веке художник Доменико Венециано познакомил итальянцев с техникой масляной живописи. Он создавал профильные портреты по образцу античных медальонов.

Фра Филиппо Липпи (1406 –1469)

Монах, рисовавший прекрасных Мадонн, вел довольно свободный образ жизни и даже выкрал из женского монастыря монашку. Но его прощали, т.к. итальянцы очень высоко ценили творцов произведений. Монах, рисовавший прекрасных Мадонн, вел довольно свободный образ жизни и даже выкрал из женского монастыря монашку. Но его прощали, т.к. итальянцы очень высоко ценили творцов произведений. Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем.

Доменико Гирландайо (1449 –1494)гг.

Вместе с братом создал гирлянду. Бытописатель флорентийского патрициата. Писал по заказам Лоренцо Медичи Великолепного. Его герои выступают в одежде современников художника. В его мастерской учился Микеланджело.

Сандро Боттичелли (1445 –1510)

Именно в творчестве этого художника достигла наибольших высот живопись эпохи Кватроченте. Его возвышенная поэтичность, одухотворенность, аристократизм узнаются сразу. Видны личное, глубокое переживание художника, тонкая натура.

«Весна» (1485)г. Одна из самых известных картин художника. Впервые на полотне предстают античные персонажи. На полотне изображен сад Венеры. В центре – богиня Венера, как бы благословляющая новобрачных Картина была написана по заказу Лоренцо Медичи для его брачных покоев. Справа богиня цветов – Флора. От каждого легкого шага ее ноги расцветают цветы. Ее образ намекает и на название города цветов – Флоренции. Слева от Венеры замечательная группа – три Грации. Таким был женский идеал в эпоху Боттичелли. Купидон направляет стрелу в сердце одной из Граций. Юноша в крылатых сандалиях – это Меркурий. Своим жезлом он разгоняет тучи, чтобы они не омрачали вечную весну.

Для живописи Боттичелли характерны четкие силуэты, твердая и плавная линия. А образы овеяны грустью и беспокойством. Кажется, что вот-вот все персонажи картины растворятся. Художник как бы сам не верит в их долговечность.

Наибольшей известностью пользуется картина Боттичелли «Рождение Венеры»(1484) г. Это первое изображение обнаженного тела в эпоху Возрождения.

В центре полотна – Венера, которую на волнах моря в раковине несет к берегу. Ее сопровождают Зефир, западный ветер, и прислуживающая богине Ора, которая готова набросить на нагое тело покрывало. Поза Богини Венеры напоминает римскую статую, а тело кажется мраморным. Глаза богини так же печальны, как и на полотне «Весна». Художник соединяет чувственность и одухотворенность. Гамма картины холодная: преобладают зеленые и голубые оттенки. Даже красный цвет не пламенеет Это характерно для всех полотен Боттичелли. Волосы Венеры сплетены в сложный узор и, конечно, нарисованы не с натуры. Боттичелли не стремился создать подлинную глубину пространства.

Сама живопись художника говорит, что он еще не избавился от страха за свое, как он считал, греховное искусство. В годы торжества монаха –фанатика Савонаролы Боттичелли сам сжег несколько своих картин. А после казни Савонаролы его живопись претерпела сильные изменения. Поражает «Оплакивание», на котором резкие изломанные линии и жесты. Страшная трагедия написана на лице Магдалины, обхватившей ноги мертвого Христа.

Боттичелли умер в забвении, и его произведения на долгие века были забыты. Но в начале 19 века романтики воскресили интерес к художнику, и с тех пор Боттичелли – один из самых популярных мастеров эпохи раннего Возрождения.

Пьеро делла Франческа (1410 –1492)

Писать надо так, чтобы вещь казалась глазу живой – утверждал этот художник. Это один из самых прославленных мастеров раннего Возрождения. Его творчество отличалось лаконизмом и упорядоченностью.

Наиболее значительная его работа – двойной портрет урбинских герцогов. «Портрет Батисты Сфорца» и «Портрет ФедеригоМонтефельтро».

Федериго можно считать образцом человека эпохи Возрождения. Воин, дипломат, человек большого ума, покровитель искусств и глубоко религиозный человек – таким был герцог. На полотне мы видим совершенно точный портрет со всеми присущими герцогу чертами. Это первый подобный портрет эпохи. Монументальные образы герцога и его жены полностью заслоняют пейзаж. Мы даже не видим среднего плана. Человек господствует над миром. Но при этом Пьеро великолепно передает глубину пространства через постепенное просветление тонов к дальнему плану. Умная, сдержанная, властная Батиста написана очень сдержанно. Мы чувствуем, что художник еще не был совершенно свободен при работе с такими знатными особами.

В 15 веке достижения флорентийцев стали распространяться на Среднюю и Северную Италию.

Литература в эпоху Ренессанса – обширное литературное направление, которое составляет огромную часть всей культуры Возрождения и охватывает период с 14-го по 16-й век. Литература Ренессанса в отличие от средневековой в своей основе имеет новые прогрессивные идеи гуманизма. Подобные идеи впервые зародились именно в Италии и уже потом распространились по всей Европе. С такой же стремительностью и литература распространилась по всей европейской территории, но вместе с тем приобрела в каждом отдельном государстве свой колорит и национальный характер. Вообще, если обратиться к терминологии, то Ренессанс, или Возрождение, означает обновление, обращение писателей, мыслителей, художников к античной культуре и подражание ее возвышенным идеалам.

В развитии темы Ренессанса имеется в виду Италия, так как именно она является носительницей основной части культуры античности, а также Северное Возрождение, которое проходило в северных странах Европы – в Англии, Нидерландах, Португалии, Франции, Германии и Испании.

Отличительные черты литературы эпохи Возрождения

Помимо гуманистических идей, в литературе эпохи Возрождения зарождаются новые жанры, и формируется ранний реализм, который именован «реализм Возрождения». Как можно увидеть в произведениях Рабле, Петрарки, Сервантеса и Шекспира, литература этого времени наполнилась новым пониманием человеческой жизни. В ней демонстрируется полное неприятие рабской покорности, коею проповедовала церковь. Писатели представляют человека как высшее создание природы, раскрывая богатство его души, ума и красоту физического облика.

Искусство Проторенессанса.

Для реализма Ренессанса характерна грандиозность образов, способность к большому искреннему чувству, поэтизация образа и страстный, чаще всего высокий накал трагического конфликта, демонстрирующего столкновение человека с враждебными силами.


"Франческо и Лаура". Петрарка и де Нов.

Для литературы эпохи Возрождения характерны разнообразные жанры, но все же кое-какие литературные формы доминировали. Самой востребованной была новелла. В поэзии наиболее ярко проявляется сонет. Также высокую популярность получает драматургия, в которой наиболее прославились испанец Лопе де Вега и Шекспир в Англии. Нельзя не отметить высокого развития и популяризации философской прозы и публицистики.


Отелло рассказывает Дездемоне и её отцу о своих приключениях

Эпоха Ренессанса – это некий светлый период времени в истории человечества, его духовной и культурной жизни, который предоставил современности огромную «сокровищницу» великих произведений и трудов, ценность коих не имеет границ. В этот период литература была в самом расцвете и сделала огромный шаг вперед, чему поспособствовало уничтожение угнетения церкви.

Комментарии

Пока комментариев нет.

Ваш комментарий

Все записи в разделе Литература

«Франческо Петрарка и литература эпохи возрождения»

Сочинение

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, которая пришла на смену культуре средневековья и предшествовала культуре нового времени. Приблизительные хронологические границы эпохи — XIV — XVI столетие. Эпоха Возрождения включает три фазы: раннее (XIV ст.), высокое (XV-XVI ст.) и позднее Возрождение (XVI — начало XVII ст.). Возникло оно в Италии, а позднее распространилось и на другие европейские страны — в XV — XVI столетиях идеи Ренессанса распространяются во Францию и Германию, а в Англии и Испании Возрождение приходится на XVI — начало XVII ст. Выдающимися представителями этой эпохи и ее литературы были Франсуа Рабле, Мишель де Рафаэль, Пьер Ронсар во Франции, Мигель де Сервантес, Лук де Камоэнс в Испании, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка в Италии, Джефри Чосер, Томас Мор, Вильям Шекспир в Англии. Отличительные черты эпохи Возрождения — светский характер культуры и ее антропоцентризм (т.е. интерес в первую очередь к человеку и его деятельности).

Появляется любопытство к античной культуре, происходит будто ее «возрождение» — так и появился этот термин. Вместе с тем литература вместо латыни начала использовать национальные языки, появился интерес к народному творчеству при одновременном интересе античными образцами.

Для художественных произведений этой эпохи были характерны ясность эстетичного мышления, простота и конкретность. В ренессансном мировоззрении сформировался культ человеческой личности, человеческое «Я» утверждалось как равное Богу. Из-за любопытства к человеческим потребностям художников эпохи Возрождения их называли гуманистами. Важной чертой творчества гуманистов было открытие мира и человека, стремление к познанию всего, что связано с человеком, поиски путей к счастью человека. Гуманисты отстаивали право человека радоваться и быть счастливыми в этой, земной жизни. Центральной фигурой эпохи был художник, который добывал в борьбе свое право изменять, совершенствовать мир по эстетичным законам. Во второй половине XVI ст. на смену ренессансному искусству в Европе приходит маньеризм и раннее барокко.

Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaitre возрождаться), — одна из наиболее ярких эпох в развитии европейской культуры, которая охватывает почти три века с середины XIV ст. до первых десятилетий XVII ст. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия ума и творческих способностей человека, достоинства личности. Гуманизм (от лат. humanus — человеческий) стал идейным основанием культуры Возрождения. Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества.

Они подвергали критике метод схоластической науки, основанный на формальной логике (диалектике), отбрасывали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для цельного развития научной мысли. Зарождение ренессансной литературы во второй половине XIV ст.

Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения

связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи, достоинства личности, связывая их не с родовитостью, а с доблестными действиями человека, его волей и правом на наслаждение радостями земной жизни. Явление таланта Петрарки огромное.

Оно не покрывается даже высочайшим признанием его собственных литературных заслуг. Личность, поэт, мыслитель, общественный деятель — в нем нераздельны. Вот уже свыше шестисот лет человечество уважает великого итальянца, прежде всего за то, что он, наверное, как никто другой, оказывал содействие становлению новой эпохи, которая называется Возрождением. Франческо Петрарка был первым большим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел понять целостность новых течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, который стал программой грядущих европейских поколений. Петрарка — родоначальник новой современной поэзии. Его «Книга песен» надолго определила пути развития европейской лирики, став своеобразным неопровержимым образцом.

Сначала для современников и ближайших последователей у себя на родине Петрарка был большим реставратором классической древности, предвестником новых путей в искусстве и литературе. Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим последователям путь к познанию задач и сущности поэзии, познанию морального и гражданского призвания поэта. Во время чтения произведений Петрарки возникает автопортрет, где бросается в глаза черта — потребность в любви. Это и желание любить, и потребность быть любимым. Предельно четкое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре, главной героине сонетов и других стихов, которые составляют «Книгу песен». Важна в жизни Петрарки и любовь к домашним (матери, брату Герардо, племяннику Франческо), к многочисленным друзьям: Гвидо Сетте, Джакомо Колона, Джованни Боккаччо и ко многим другим. Вне дружбы, вне любви к ближнему и вообще к людям Петрарка не мыслил себе жизнь. Еще одна черта, которую выделил в себе сам поэт и за которую временами (особенно на склоне лет) себя казнил, — это любовь к славе. Не в значении, однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом связано с творческим импульсом.

Оно-то большей частью и побуждало Петрарку заняться писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе, стала уменьшаться. В «Письме к потомкам» он с грустью пишет о своем венчании в Риме, а перед смертью даже был готов признать триумф Времени над Славой. К несомненным земным радостям принадлежит, согласно Петрарки, и вера в красоту человека и могущество его ума. Но все это закрыло и множество побочных соблазнов, которых, по мнению Петрарки, человеку, из-за его слабостей, тяжело избежать. Отсюда и сомнения в абсолютной ценности земной радости. Петрарка был поразительно восприимчив ко всему, что его окружало. Его интересовало и прошлое, и настоящее, и будущее. Поражает и широта его интересов.

Он писал о медицине и о качествах, необходимых полководцу, о проблемах воспитания и о распространении христианства, о астрологии и о падении военной дисциплины, о выборе жены и о том, как лучше устроить обед. Петрарка чудесно знал античных мыслителей, но сам в сфере чистой философии не создал ничего оригинального. Критический же его взгляд был цепкий и точный. Много интересного написано им о практической морали. Сторонясь мирской суеты, Петрарка жил интересами времени, не был далек и от общественных страстей. Он был пламенным патриотом. Италию он любил до сумасшествия. Ее беды и нужды были его собственными, личными. Этому есть множество подтверждений.

Одно из них — знаменитейшая канцона «Италия моя». Заветным стремлением его было видеть Италию единой и могущественной. Петрарка был убежден, что только Рим может быть центром папства и империи. Он оплакивал низменность Италии. Самое страшное для Петрарки — внутренние раздоры. Сколько усилий он приложил, чтобы остановить братоубийственную войну между Генуей и Венецией за торговое преимущество не Черном и Азовском морях! Литературу Петрарка понимал как художественное совершенство, как богатство духовное, как источник мудрости и внутреннего равновесия. В оценках же временами ошибался.

Он думал, что его «Триумфы» по значимости настолько же превосходят «Канцоньере», насколько «Божественная комедия» превосходит дантевскую же «Новую жизнь». Еще он ошибался в оценке своих латинских произведений, которые количественно превосходили написанное им по-итальянски в пятнадцать раз! В сонете CLXVI Петрарка говорит, что не займись он «мелочами» (стихами на итальянском языке), «Флоренция нашла бы поэта, как Мантуя, как Арунка: и Верона». Флоренция нашла поэта не меньшего, чем Вергилий и Катулл, и подарила его Италии и всему миру, но именно благодаря этим «мелочам». Конечно же, главным произведением Петрарки является его «Книга песен», которая состоит из 317 сонетов, 29 канцон, а также баллад, секстин и мадригалов.

Оставьте комментарий