Просвещение в россии в 18 веке

Просвещение в России в 18 веке

В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые русские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в русское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее, восстание Пугачева и Великая французская революция и в России породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов.

Раннее Просвещение

Идеи Просвещения вначале были восприняты знаменитым царем-реформатором Петром Великим и его сподвижниками. Этими идеями вдохновлялись проповеди Феофана Прокоповича, сатиры Антиоха Кантемира и историография Василия Татищева.

Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещенного абсолютизма была подхвачена её фаворитом Иваном Шуваловым. Он был идеальным просвещенным придворным, содействовал основанию Московского университета и Императорской академии художеств, в которых сосредоточилась интеллектуальная жизнь многих деятелей искусства последней четверти XVIII века. Шувалов покровительствовал и величайшему из русских учёных того времени Михайло Ломоносову, который многое сделал в самых различных областях естествознания, а также в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве.

Екатерининская эпоха

Как и в остальной Европе, на русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II. [1]. Екатерину обычно считают образцом просвещенного деспота. Как известно, она поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира — Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, три учреждения, важнейших для последующего распространения образования и просвещения в России. Ко двору Екатерины стремились знаменитые иностранцы из европейских стран: Дени Дидро, Леонард Эйлер, Петр Паллас и Алессандро Калиостро. Когда во Франции издание Энциклопедии было под запретом, Екатерина предлагала Дидро закончить его работу в России.

Хотя православие по-прежнему оставалось государственной религией, Екатерина, следуя советам своих просвещенных друзей, провела целый ряд реформ, в частности секуляризацию большей части русских монастырей. Были также проведены муниципальные реформы, благодаря которым русские города приобрели более рациональный план. В 1767 г. императрица даже созвала Уложенную (законодательную) комиссию, которая должна была заменить ранее действовавшее Соборное уложение 1649 года и подвести законную базу под режим абсолютной монархии, установившийся в Российской империи вместо сословной монархии XVII века. Для комиссии был составлен Наказ, который содержал многие идеи государственного устройства, авторство которых принадлежит Чезаре Беккариа и Монтескьё. Хотя никаких практических последствий для ограничения режима самодержавия Наказ не имел, законодательная активность послужила некоторым стимулом для распространения либеральных идей; кульминацией его было появление книги Радищева Путешествие из Петербурга в Москву (1790 г.).

Тем не менее, энтузиазм Екатерины по поводу французской Энциклопедии и идей её создателей никак не повлиял на режим её собственной абсолютной власти [2], а когда после американской[3] и французской революций оказалось, что Просвещение оказывает сильное влияние на политическую жизнь, Николай Новиков за вольнодумство был заключен в тюрьму[4], Радищев — сослан на каторгу, а его работы, как и работы Вольтера, были сожжены и запрещены. Конституция Речи Посполитой от 3 мая 1791 г. Екатериной была расценена как якобинская [5][6] и опасная по своему влиянию на Россию и её собственному влиянию в Польше[7][8]. В итоге в 1792 г. разразилась русско-польская война, за которой последовали разделы Польши[9]. Этот поворот от политики Просвещения получил название контрпросвещение.

Образование

В начале царствования Петра Великого школы в России были предназначены для обучения лиц духовного звания. За недостатком светских школ Петр I посылал дворян учиться за границу. Он же предпринял усилия для организации в России школ западного образца. Одной из первых была навигацкая школа в Москве, созданная в 1701 г. для подготовки кадров вновь построенного русского флота. В 1715 г. для той же цели была открыта морская академия в Петербурге. В 1707 г. в Москве появилась медицинская школа при военном госпитале, в 1715 г. — инженерная школа и в том же году в Петербурге — артиллерийская. В 1720х годах в России насчитывалось до полусотни школ в провинциальных городах, по большей части начальных, в которых выпускники Московской навигацкой школы преподавали «цыфирные науки» [10].

Петр I ввел новый гражданский алфавит, написание букв которого приобрело сходство с латинским. Им были изданы Геометриа и другие светские учебники, а также знаменитое Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, переведенное с немецкого наставление по светскому поведению для молодых дворян, которое только при жизни Петра выдержало три издания [11].

Будучи в Европе, царь пригласил в свою новую столицу многих учёных, из которых сформировал Академию наук. При ней уже после его смерти открылись два учебных заведения: гимназия и университет с тремя факультетами и преподаванием математики, физики, анатомии, философии, истории и права. Вторым русским университетом стал Московский, открывшийся в 1755 г. Кроме его медицинского факультета и уже упомянутой Московской госпитальной школы в Петербурге также уже существовали медицинские школы при госпиталях, которые в 1786 г. были объединены в Главное врачебное училище. В 1798 г. система здравоохранения и медицинского образования была дополнена созданием Московской медико-хирургической академии. Для высшего дворянства в 1731 г. был учрежден Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. — Морской кадетский корпус. В программу Шляхетского корпуса входили логика, математика, физика, риторика, история, география, латинский и французский языки, этика, право, экономика, навигация, артиллерия и фортификация, фехтование, музыка, танцы, архитектура, рисование и скульптура. Во второй половине XVIII века получили распространение также частные пансионы и домашнее образование.

Просвещение в России в XVIII веке

Гувернерами русские дворяне обычно приглашали французов[12].

В сравнении с Западной Европой Россия, обладая огромной территорией и населением, к концу эпохи Просвещения все же имела мало учебных заведений. Даже только что образовавшиеся Соединенные Штаты имели больше университетов, которые появились не на пустом месте. Например, Гарвардский университет был организован на основе колледжа, открытого ещё в 1636 г. Ещё одной отличительной особенностью русского Просвещения была его зависимость от центральной власти. Если на Западе общество инициировало как Просвещение, так и политические изменения, то в России лидером просветительской миссии было правительство, опирающееся на авторитет самодержавия. Не будучи заинтересованным в политических переменах, оно не только не стимулировало развитие политической системы, но и законсервировало абсолютную монархию, которая в результате пережила свое время более чем на сто лет.

Недостаточность правительственных мер была предметом критики не только со стороны Новикова и Радищева. Видный публицист и историк Михаил Щербатов, на чьи представления о свободе сильно повлияли работы Руссо, считал, что России необходимо по-настоящему массовое образование. Иван Бецкой также ратовал за реформу образовательной системы. Его предложения отчасти воплотились в организации Смольного института, первого в России учебного заведения для женщин благородного происхождения. Этот проект был, в свою очередь, практическим воплощением идей французского просветителя Франсуа Фенелона, который считал, что женское образование является ключом для изменения общественной морали в целом. Знаменитого директора Императорской Академии наук и искусств Екатерину Дашкову нередко считают также одной из основательниц феминизма. Она, в частности, реформировала русскую Академию по образцу французской. Даже Русская православная церковь отчасти попала под влияние идей Просвещения. Московский митрополит Платон (Левшин) призывал к реформе духовного образования и религиозной толерантности.

Наука

Впервые наука появилась в России при Петре Великом. Царь был заинтересован в составлении карт своих владений, в особенности на Дальнем Востоке, для чего посылал в Сибирь и Америку несколько экспедиций, в том числе знаменитую экспедицию Беринга. В 1719 г. Петр направил на Урал и в Сибирь Василия Татищева, одним из поручений которого также было географическое описание России. В ходе работы оно превратилось в историческое исследование, в частности, Татищев разыскал и подготовил к публикации Русскую правду, Судебник Ивана Грозного (1550), целый ряд летописей и множество других ценных исторических документов. Его работа над «Историей Российской» продолжалась в течение всей жизни; первый том этого труда был опубликован лишь в 1768—1769 гг. Г. Ф. Миллером, а пятый — в 1848 г. М. П. Погодиным.

Существенный толчок к развитию научных исследований был дан учреждением Петербургской Академии наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор «Описания Сибирского царства» (1750 г.) и норманнской гипотезы происхождения Руси. Географию и флору Сибири изучали академики Степан Крашенинников, Иван Лепехин и Петер Паллас. Русским академиком почти всю свою жизнь был и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов, среди которых «Механика, или наука о движении, в аналитическом изложении» (1736 г.) и «Всеобщая сферическая тригонометрия» (1779 г.), первое полное изложение всей системы сферической тригонометрии.

Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михайло Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы.

Кроме того, он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка. Среди российских естествоиспытателей эпохи Просвещения известны также химик Товий Ловиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георги и Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Н. Я. Озерецковский и П. И. Рычков



Просвещение в России естественноисторическим образом подготавливалось уже с XVII века, а когда оно назрело, то нашлись и организаторы, и идеологи, и проводники этих идей. Самые различные люди, даже с различными целями, способствовали Российскому Просвещению.

Один из первых в этом ряду, Феофан Прокопович, видел целью Просвещения воспитание слуг государства, считая таковым и себя. Реализуя устремления Петра, он позаботился и о том, чтобы они получили юридическую поддержку. В любом случае, его «Духовный регламент» был расценен как гимн просвещению.

Иным типом просветителей были ученые-энциклопедисты уже второй половины XVIII века, такие, как М. В. Ломоносов и Е. Дашкова. Стремление к образованию было у них буквально естественной потребностью, но именно своей ученостью они были полезны отечеству. Получив образование, Ломоносов сделал все, чтобы оно стало доступным многим таким же, как он. Именно это придавало ему уверенность, что

«Может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать».

Ломоносов известен не только как ученый, но и как поэт. Он стал трактовать литературу уже не как развлечение, а как общественно полезную деятельность, средоточение мысли и разума.

В Дашковой же, как замечал А. Герцен, соединились «сильное, многостороннее,… петровское, ломоносовское, но смягченное аристократическим воспитанием». Немало послужив отчизне деятельностью в области науки и ее организации, она служила еще и примером для других дворянок. Интересы Дашковой распространялись далеко за пределы России и собственно научной деятельности. Поддерживая борьбу американских штатов за независимость, она предложила избрать почетным членом Петербургской академии Бенджамина Франклина, сама была членом Академии наук в Филадельфии. Как и Екатерина, состояла в переписке с выдающимися мыслителями — Д. Дидро, Д’Аламбером, Адамом Смитом.

Еще один тип российских просветителей соединял организаторскую деятельность в области просвещения с разработкой новых педагогических идей, развивающих те, что пришли из Европы. В 1763 г. Екатерина назначила главным советником по вопросам образования И. И. Бецкого (1704—1791). Развивая проекты воспитания «идеальных дворян» и используя французский опыт, он открыл воспитательные училища при Академии наук и Академии художеств, Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный). Доказывая в своих трудах, что «корень всему злу и добру — воспитание», Бецкий ставил задачу «выведения новой породы людей». Для этого он предлагал, вслед за Руссо, изолировать детей с 5—6 лет до 18 от вредного влияния общества.

Выходец из Сербии, Ф. Янкович де Мариево (1741—1814), был рекомендован Екатерине австрийским императором. Как член екатерининской Комиссии по учреждению народных училищ, он принимал участие в разработке их «Устава» (1786). В нем воспитание провозглашалось «единым средством общественного блага». Особо выделялось значение преподавания на родном языке. «Уставом» открывались малые и главные народные училища. Из них были устранены представители церкви, а преподавание, в том числе религиозное, поручалось гражданским лицам. Утверждалась классно-урочная система. Благодаря проведенной им реформе к концу XVIII века в России было уже 315 училищ с общим количеством учеников до 20 тысяч человек.

Еще один крупный деятель Российского Просвещения, И. И. Новиков (1744—1818) финансировал две частные школы, а также поездки за рубеж с целью получения образования. Большую роль он сыграл в деятельности «Типографского общества» при Московском университете, которое не только издавало учебную литературу, но и собирало пожертвования на ее выпуск в провинции. Сам Новиков издавал журнал «Детское чтение для сердца и ума», а также наиболее значительные сатирические журналы XVIII в. («Трутень», «Живописец», «Кошелек»). Он же — автор трактата «О воспитании и наставлении детей». В полемике с Екатериной, заявившей о поощрении сатиры, осмелился обвинить ее в лицемерии, крепостничестве и даже потворстве чиновникам-взяточникам. Екатерина, гневно заметившая, что ей «легче было сладить с турками, шведами и поляками», в 1792 г.

§ 1. Просвещение

отправила «армейского поручика» в Шлиссельбургскую крепость.

В Сибирь был сослан другой смелый обличитель, — «бунтовщик хуже Пугачева», по словам Екатерины», А. Н. Радищев (1749—1802). Уверенный, что «русский народ рожден к величию и славе», он требовал покончить с сословностью в образовании, воспитывать не слуг, а граждан отечества. В знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев, называя самодержавие «стозевным чудищем», предрекал «смерть и пожигание наградой за суровость и бесчеловечие», убеждал, что «из мучительности рождается вольность, из вольности — рабство».

В XVIII веке вся русская литература становится мощным средством просвещения.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 4342 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Просвещение и образование в XVIII в

Оно заявило о себе гораздо позже, чем в Европе (с 60-х гг. XVIII в.).

2. Достижения Европы воспринимались как позитивный опыт, который необходимо учитывать в своей деятельности. Европейская культура считалась эталоном, примером для подражания.Это можно объяснить отсталостью России.

3. Выразителями идеологии Просвещения в России стала дворянская интеллигенция (на Западе – буржуазия). В России самодержавие было гарантом сохранения привилегий дворянства и крепостного права, поэтому большинство дворян стояло на защите самодержавия. Масса дворянства не восприняла политические идеи западных просветителей.

4. Русское Просвещение сначала выступало в форме идеологии абсолютизма. Екатерина IIзаявила, что благо подданных обеспечивается государем. Самодержавие было заинтересовано в формировании новой культуры. Екатерина II разделяла некоторые идеи Просвещения. Самодержавие в меру своих интересов позволяло заботиться о распространении некоторых просветительских идей и о создании новой культуры. При этом власть стремилась контролировать деятельность «вольнодумцев». Она считала себя в праве вершить ними свой собственный суд.Екатерина II была уверена, что Россия погибла бы, если бы вся власть не находилась в ее руках.

Власть контролировала русскую общественную мысль, не позволяя транслировать на все общество радикальные идеи. (Репрессиям подверглись Новиков, Радищев). Екатерина II ограничивала распространение тех идей Просвещения, которые сама не разделяла. Она была заинтересована в переосмыслении просветительских идей.

Русское Просвещение второй половины XVIII в. не было радикальным. В России не было политических свобод, самодеятельность общества была ограничена, не признавалась ценность личности, поэтому идеи западного Просвещения не могли быть реализованы. Они оставались «чистой теорией».

Западные просветительские идеи в России были переосмыслены до неузнаваемости. Русское Просвещение лишь отчасти совпадало по своим идеям с западноевропейским.

Современные исследователи считают, что «просвещенный абсолютизм» был не более, чем парадным фасадом восточного абсолютизма. Он был украшен либеральной риторикой. Однако либеральная риторика имела своим объективным результатом легальное распространение просветительских идей.

С идеями Просвещения были знакомы только представители верхнего слоя дворянства. Формы французской вежливости уживались с грубоватостью, которая была национальной чертой русских. Почти все екатерининские вельможи, по мысли Герцена, были вольтерианцами или масонами. В России в последние десятилетия XVIII в. было модным слыть «вольтерианцем». «Вольтерианство» в России понималось как вольнодумство вообще. Вольтер был воспринят исключительно поверхностно. Идеи Вольтера и Руссо в России были поняты искаженно.

(Вольтер [1694-1778] верил в колоссальные возможности человеческого разума. Человек в своей жизни должен руководствоваться своими интересами. Вне человека нет морали, понятия о добре и зле. Каждый человек стремится к личному счастью. И это стремление естественно, справедливо, разумно. Но счастливым в одиночку быть нельзя. Поэтому каждый разумный человек ради собственного же блага должен заботиться о благе общем. Он отвергал бессмертие души. Вольтер отстаивал равенство всех граждан перед законом, защищал частную собственность. Он выдвинул идею «просвещенной монархии».)

(Руссо [1712-1778] был противником социального неравенства, в котором он усматривал корень зла и бедствий человечества. Противник деспотизма, сторонник общественного договора, не верил в возможность «просвещенной монархии»; признавал частную собственность. Руссо развивал идею «естественного человека», сердечного и доброжелательного от природы, не испорченного цивилизацией.)

Главной чертой русской версии просветительской идеологии осталось стремление к осознанию свободы человека, его достоинства и значения в мире. Однако идея совершенствования личности была воспринята лишь отдельными мыслителями. Большинство же «вольтерианцев» не утруждали себя размышлениями о свободе и достоинстве личности. Екатерининские вельможи считали естественной свою рабскую зависимость от государя и рабскую зависимость крепостных от своих владельцев. Они не восприняли призыва к перерождению личности.

Для современной историографии характерно признание прогрессивной роли государства в истории России XVIII века. Правительство в эпоху Екатерины II содействовало цивилизации общества. Ранее в советской историографии утверждалось, что самодержавие второй половины XVIII в. превратилось в консервативную силу и уже препятствовало прогрессивному развитию страны. Европеизация образа жизни стала модой. Зависимость светского общества от культурной политики власти дала неожиданные результаты. Сначала царский двор вынужден был подчиниться воле государя и приобрести европейский вид. Требование знать языки и учиться наукам было предъявлено властью высшему обществу. «На кого прежде всего пало бремя тягостной, но необходимой реформы? Разумеется на двор. Двору стало подражать богатое дворянство, этому мелкое дворянство, этому и разночинцы, а теперь купцы и мещане. Если теперь образовываются по убеждению в пользе и необходимости образования, то тогда учились просто из моды, чтоб не отстать от высших себя». Мода, по мнению Белинского, побуждала общество идти вперед тихим отстранением старого и заменой его новым. Соответствие прихотям моды Белинский не воспринимал как исключительно ничтожное, пустое занятие. Модно одетый человек может обладать глубоким умом. «Моде обязаны мы всеми удобствами нашей жизни. Следуя моде, представители общества стали интересоваться европейской культурой.

В царствование Екатерины II были созданы условия для просвещения общества, но образование еще было европейским по содержанию. В то время лишь один слой общества можно было назвать европейски образованным – это высшее дворянство, имевшее доступ ко двору. При Екатерине II вельможество было единственным просвещенным слоем общества. Уровень эрудиции высшего дворянства был недостаточным для того, чтобы самостоятельно оценивать культурные явления, и образованные люди одинаково восторженно относились ко всем произведениям иностранных авторов. «И XVIII век отразился только на одном вельможестве…». Высшее дворянство екатерининского времени зависело по своему положению от императорского двора. Другие слои дворянства и городского населения были слабо вовлечены в цивилизационное движение.

В XVIII в.

Российское Просвещение

преобладало некритическое усвоение культуры Запада. И хотя вторая половина XVIII в. вошла в русскую историю как время Просвещения, русский XVIII век значительно отличался от европейскогоXVIII века, поскольку для русских образованных людей это было время ученичества. Пушкинский образ русского вельможи XVIII века – богатый образованный человек, видевший цель жизни в самой жизни. Он много путешествовал по европейским странам. Он стремился к роскоши, веселой жизни. Вельможа, получив чины, в праздности предавался музам в поисках красоты. Державин писал о стремлении екатерининских вельмож к наслаждению и пирам.

Во второй половине XVIII в. сформировалось первое поколение русской интеллигенции – вольтерианцы. Дворяне испытали мощное влияние Запада, но это влияние не пробудило его к творческой деятельности. Не увлеченные гражданской деятельностью, не имевшие устойчивых духовных интересов, они обрекли себя на праздный образ жизни. Праздность погубила дворянство. В екатерининские времена, когда в стране не было развитой общественной и культурной жизни, сильные, цельные натуры были не нужны, поэтому они развились «в уродство» — культурных людей, не нашедших себя в жизни. Большинство дворян жили праздно. «В России люди, подвергнувшиеся влиянию этого мощного западного веяния, не вышли историческими людьми, а людьми оригинальными. Иностранцы дома, иностранцы в чужих краях, праздные зрители, испорченные для России западными предрассудками, для Запада русскими привычками, они представляли какую-то умную ненужность и терялись в искусственной жизни, в чувственных наслаждениях и в нестерпимом эгоизме»6.

Во второй половине XVIII века началось формирование русской интеллигенции – слоя образованных людей, создающих новые ценности, идеалы, учения, куртины мира, воздействующих на мировоззрение людей.По указу 1783 г. было разрешено открывать частные типографии всем желающим. Указ создал условия для развития независимой журналистики. Журналистика стала одной из форм самодеятельности общества. Власть признала право общества на интеллектуальную и литературную жизнь. Интеллигенция стала творческой влиятельной силой общества. С интеллектуальной деятельностью интеллигенции связано формирование национального самосознания. С 1783 года по сентябрь 1796 года в Петербурге открылось 13 типографий, в Москве – 13, в провинции – 11. Многие журналы оказались недолговечными, но журналы вполне не зависели от правительственной опеки.

Истинных последователей французских просветителей в России было немного. Их надо отличать от «вольтерианцев», усвоивших выборочно отдельные идеи Вольтера. В своей деятельности русские просветители были движимы глубоким чувством любви к отечеству. Просветители были убеждены, что каждый должен служить общему благу. Выразителем общего блага мыслился государь. Отечество, Государь, Великая Россия в общественном сознании слились в единое понятие. Служба Отечеству, Государю, Великой России стала гражданской и моральной нормой жизни культурных людей. Видными представителями русского Просвещения были историк, юрист и переводчик Академии наукА.Я. Поленов (1738-1816); преподаватель инженерной школы, служащий Сената Я.П. Козельский (1728-1794); профессора Московского университета Д.С. Аничков (1733-1788), С.Е. Десницкий (?-1789); И.А. Третьяков (1735-1799; публицист, издатель Н.И. Новиков (1744-1818); поэт-баснописец И.А. Крылов (1769-1844); писатель А.Н. Радищев (1849-1802).



Миф о существовании независимых от государства ученых

Миф об учёных, исконно независимых от государства

По умолчанию считается, что наука развивается независимо от государства. В этой парадигме учёные выглядят интеллектуальными бунтарями, опровергающими догмы; их за это мучали-пытали-заставляли отречься -казнили. Этот миф менее всего соответствует действительности.

Независимо от государства могли развиваться лишь технологии, приносящие прибыль: где заказчиками выступают частные лица, исполнителями тоже являлись частные лица.

Уатт построил свою паровую машину не в рамках гос заказа, Харгривс сделал свой ткацкий станок не на стипендию. Все  подобные изобретения, даже военные, вплоть до пушки Коронадо и пулемёта Максим, создавались при полном неприятии государства,  на деньги частных лиц.

А вот с наукой дело обстоит по-другому. Кеплер, чьим именем названа обсерватория, был придворным математиком при императоре Рудольфе II , затем при обоих его приемниках.

Предшественник Кеплера, астроном Тихо Браге, был жалован датским королём островом Вен (Hven) и огромными деньгами на строительство / содержание обсерватории.

Первая в мире академия наук появилась при участии государства

Первая в мире академия Secretorum Naturae была основана (1560 год) отнюдь не свободно собравшимися учёными, а неаполитанским аристократом Джамбаттиста делла Порта и находилась на его содержании.

Следующая академия была Accademia delle Arti del Disegno ( 1563 ) , основанная Козимо I де Медичи. И хотя звалась академией рисования, в ней работал Галилео Галилей.

Просвещение в России в 18 веке

А сам герцог Козимо был страстный естествоиспытатель — угрюмый и неприятный субъект — его мало любили подданные, но этот правитель лично торчал целыми часами в лаборатории и сделал массу мелких открытий, а также изобрел новый способ производства фарфора.

Галилео не только находился под покровительством Козимо, но также был учителем его сыновей, а потому герцог флорентийский Фердинад II и его брат принц Леопольд сами стали учеными (очень способными учёными) — они учреждают новую академию … Accademia дель CIMENTO, где живёт дух эксперимента: бесчисленные барометры, телескопы, термометры, квадранты, гигрометры, калориметры… Академией занимается не менее великий, чем Галилео Галилей, учёный Эванджелиста Торричелли.

Процесс против Галилея учёного, который, кстати, пользовался расположением папы Римского, был не столько наказанием за ниспровержение догм, сколько частью политической игры.
Так или иначе, Галилей отрёкся.

Рене Декарт, другой гений научной революции , настолько был шокирован этим событием, что решил никогда не публиковать свой трактат о мире. Примечательно, что Декарт — это человек признанный сильными мира сего — он служит Морицу Нассаускому , он участвует в осаде Ла Рошель и со стороны герцога Ришелье получает пенсион от французского короля, и становится наставником шведской королевы Кристины.

Европейская мода на развитие наук и учреждение академий. Как получилось, что монархи были заинтересованы в развитии наук и покровительствовали ученым?

Продолжение: Как и почему наука получила своё развитие

Оставьте комментарий