Продолжительность жизни растений

4. Продолжительность жизни растений

По продолжительности жизни растения подразделяют на многолетние, двулетние и однолетние.Многолетними являются деревья, кустарники и многие травянистые растения.У большинства многолетних травянистых растений надземная часть осенью отмирает.

Весной надземная часть растения развивается снова, так как в почве под снегом сохраняются корни этих растений и другие подземные органы с почками.Многолетние растения могут достигать значительного возраста. В мире встречаются дубы, возраст которых около \(2000\) лет.    Двулетние растения живут почти два года. В первый год обычно у них развиваются только корни, стебель и листья. Во второй год у этих растений развиваются новые побеги, они цветут и дают плоды с семенами, а осенью засыхают. Двулетними растениями являются, например, капуста, свекла, редис, морковь.В первый год у моркови развиваются корень и листья. В умеренном климатическом поясе осенью морковь собирают и едят.Однолетние растения весной развиваются из семян, цветут, образуют плоды с семенами, а затем отмирают. Однолетними растениями являются, например, астры, овёс, томаты, огурцы.С однолетними растениями, например, огурцами, можно сделать интересный эксперимент. Посадить семена огурцов и каждый день фотографировать ростки. Из фотографий можно сделать видео, показывающее развитие огурца.

Продолжительность жизни растений

Необычайным долголетием, исчисляемым веками и даже тысячелетиями, отличаются представители растительного мира. Так, магнолия живет до 100 лет; грушевые и вишневые деревья — 300; померанцевые — 500; ель, пихта, сосна, бук — 1000; дуб, кедр, каштан — 2 000; тисе — 3 000 лет. Под Москвой, в Горках, растет 800-летний дуб — современник Юрия Долгорукова.

Продолжительность жизни растений и животных — это длительность существования особи, а иногда также клона. Различают физиологическую, экологическую и среднюю продолжительность жизни.
Физиологическая продолжительность жизни — максимальная для особей данного вида при оптимальных условиях существования, лимитируемая таким образом лишь генетически.
Экологическая продолжительность жизни характеризует предельный возраст особей в естественных условиях и зависит от многих внешних факторов. Средняя продолжительность жизни — возраст, которого в среднем достигают особи данной выборки, т. е. частное от деления суммы возрастов на число особей. Средняя продолжительность жизни — переменная статистическая величина, колеблющаяся в разные моменты существования популяции.

Физиологическая и экологическая продолжительность жизни — константы в отношении соответствующего вида и популяции и практически трудно разграничиваемы; обычно говорят о максимальной видовой продолжительности жизни, независимо от того, наблюдают ли её в искусственных или естественных условиях. У древесных растений и некоторых животных, в том числе в ископаемом состоянии, продолжительность жизни точнее всего определяют по годичным кольцам. У растений продолжительность жизни определяют также, сопоставляя толщину или объём ствола с ежегодным приростом, учитывая число мутовок, цвет и строение коры, у животных — габитус, степень стирания зубов или зарастания костных швов на черепе, а также пользуясь мечением, кольцеванием и другими видами прямой регистрации.

Различия в продолжительности жизни имеют важное адаптивное значение. С этим связано то, что наибольшие возможности оставить потомство получают особи с длительным генеративным периодом. Случаи самой длительной продолжительность жизни наблюдаются среди растений. Секвойи, некоторые виды кипарисов и тиссов, а также некоторые инкрустируемые карбонатом кальция мхи доживают до 3000 лет и более; дубы, грецкие орехи и каштаны свыше 2000; сибирский кедр, липа, ель до 700 — 1000 лет.

Велика продолжительность жизни растительных клонов (например, для чёрного тополя и некоторых сортов тюльпана вегетативное размножение прослежено уже на протяжении свыше 300 лет), хотя продолжительность жизни отдельных особей в клонах обычно гораздо короче, чем у особей тех же видов, выращенных из семян. продолжительность жизни большинства деревьев не превышает 70 — 120 лет. Такая продолжительность жизни предельна и для водорослей (ламинарии), грибов (трутовики), папоротникообразных и других споровых, а также для многих семенных растений, обитающих в суровых экологических условиях, например в тундрах (арктическая ива) или пустынях (вельвичия, некоторые полыни и пижмы). В тех же условиях может наблюдаться и резкое снижение продолжительность жизни, позволяющее растению пройти жизненный цикл за краткий благоприятный сезон. Колониальные растительные организмы (слизевики, некоторые несовершенные грибы, водоросли) живут до 10 — 20 лет. Особый случай представляет анабиоз спор, семян и т. д., при котором резкое увеличение продолжительности жизни достигается благодаря почти полной остановке жизненных функций.

Травянистые растения подразделяются соответственно продолжительности их жизни и способу размножения на большие биологические группы: на растения однолетние, двулетние и многолетние.
Однолетники живут всего один вегетационный период или часть его, они проходят полный цикл развития и погибают в одно лето. Корни их слабо развиты, идут в почву неглубоко, а потому однолетники легко вырываются из земли. Размножаются растения этого типа исключительно с помощью семян (марь, лебеда, качим, сушеница). Среди них различают эфемеры, яровые, зимующие и озимые растения.

Однолетники — эфемеры растут и развиваются в течение немногих недель, давая в лето несколько поколений (звездчатка-мокрица, мятлик однолетний). Яровые растения всходят весной, цветут и плодоносят в течение лета и осени, отмирая к зиме (овсюг, щирица). Зимующие растения при весенних всходах цветут и плодоносят в течение лета, а при более поздних осенних всходах развивают розетки листьев и уходят под снег; рост и развитие их заканчиваются весной или летом следующего года (пастушья сумка, фиалка трёхцветная). Озимые виды как при весенних, так и при более поздних всходах образуют розетки листьев и кустятся, но цветут и плодоносят лишь в следующем году (рыжик озимый, костёр ржаной).

Двулетники — группа растений, требующих для своего развития двух полных летних периодов, и зимующих дважды.

В первый вегетационный период они развивают прикорневые листья, а на второй год выгоняют стебель, плодоносят и отмирают. Главный (обычно стержневой) корень их сильно развивается и наполняется запасами питательных веществ в течение первого лета, почему и выдёргивание двулетников из почвы осуществляется труднее, чем однолетников. Размножение идёт при помощи семян (икотник, донник, болиголов, синяк, коровяк, лопух, чертополох).

Многолетники — растения, продолжительность жизни которых превышает два вегетационных периода и длится иногда в течение многих лет. В первый год своего развития из семян многолетние травянистые растения обычно не цветут, а затем цветут и плодоносят многократно. Размножаются многолетники как половым, так и бесполым путём. Подземные части представлены корневищами, клубнями или луковицами и более или менее мощно развитыми корнями. Корневища и корни, как правило, крепко держатся в почве, нередко идут на большую глубину, а поэтому при попытках выдёргивания многолетников из земли они обычно обрываются у основания стеблей.

Продолжительность жизни растений зависит от способов возделывания культуры, факторов внешней среды той зоны, в которой растения выращивают. Томат, перец, баклажан могут плодоносить в тропиках или в условиях защищенного грунта (в средней полосе) в течение нескольких лет. Воздействуя на семена свеклы и других корнеплодов низкими положительными температурами, можно получить семена в первый год.

Максимальная продолжительность жизни — это такая продолжительность жизни, до которой может дожить лишь малая доля особей в реальных условиях среды. Эта величина варьирует в широких пределах: от нескольких минут у бактерий до нескольких тысячелетий у древесных растений (секвойя). Обычно, чем крупнее растение, тем больше его продолжительность жизни, хотя бывают и исключения.

Продолжительность жизни растений (по Шеллу, Бушу и др.)

Водоросль Macrocystis pyrifera До 100 – 200 лет
Грибы От нескольких дней до нескольких лет
Трутовики До 80 лет
Мхи До 10 лет
Папоротники древовидные (Todea) До 6000 лет
Плаун До 5 – 7 лет
Мамонтово дерево До 4000 лет
Кипарис До 3000 лет
Тисс До 3000 лет
Кедр ливанский До 2000 лет
Можжевельник До 2000 лет
Ель обыкновенная До 1200 лет
Сосна кедровая До 700 лет
Пихта До 700 лет
Сосна обыкновенная До 570 лет
Драконово дерево До 5000 – 6000 лет
Баобаб До 5000 лет
Дуб черешчатый До 2000 лет
Липа крупнолистная До 1000 лет
Маслина До 700 лет
Роза, боярышник До 400 лет
Тополь, бук До 300 лет
Ясень До 250 лет
Акация До 200 лет
Береза, граб До 100 – 150 лет
Виноград До 100 лет
Клубни цикламена До 60 лет

Другие материалы: Виды плодов, Вирусы растений, Особенности степных растений, Полезные свойства и размножение, Однолетники, Адаптация растений, Ампельные, Злаковые, Вечнозеленые, Горные, Луговые, Луковичные, Древесно-кустарниковые, Полевые, Целебные, Древесные породырастений, Жизненные формы растений, Заповедники, защита от вредителей, Использование растений человеком, Карантин, классы растений, Опыление растений, Полезные свойства трав, Полив комнатных растений, болезни, Соцветия растений, Споры и усы растений, Экология растений, гуппы



Урок №2

Дата:

Тема урока: Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Тип урока комбинированный.

Цель урока организовать деятельность учащихся по усвоению знаний о растениях на территории учебно- опытного участка школы, указывая видовое название, ознакомить с осенними явлениями в жизни растений.

Задачи:

Образовательные: развивать у школьников понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии;

Развивающие – развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей;

Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетическое восприятие природы и навыки поведения на пришкольном участке.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент Физминутка

Говорит цветку цветок:

 «Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (вращаем головой)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные  стороны)

А теперь росой умойся, (имитация движений)

 Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем  руками)

II. Проверка д/зФронтальный опрос:

1.Откуда растения получают питательные вещества?

2. Как отличить растение от других живых организмов?

3. Какова роль растений в природе?

4. Как называют растения, которые выращивает человек?

5. Какова роль растений в жизни человека?

6. Почему растения считают источником здоровья?

7. Как называют растения, растущие без участия человека?

Знаете ли вы, что такое Красная книга? Для чего она создана? Какие растения охраняются в Казахстане?

Какие части растений употребляют в пищу? – задание на слайде.

Ш. Введение в тему:

Рассказать:

1.Почему наука о растениях называется ботаникой?

Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить те из них, с которыми человек соприкасается.

  1. 2.

    Какое значение имеют растения в жизни человека?

  2. 3. Какое значение имеют растения в природе?

“Осень — время подготовки и перехода растений к зимнему покою, ухода на зимовку всех холоднокровных животных, отлета перелетных птиц на юг. И основные наблюдения над осенней жизнью природы и заключаются в изучении тех изменений в жизни растений и животных, которые происходят в связи с приближением зимы, и тех приспособлений, которые вырабатываются у животных и растений в особых условиях предзимнего периода. Как и весной, осенью особенно ярко проявляются взаимосвязи растений и животных, зависимость всего живого от условий окружающей среды.

IV.

Изучение н/м:

Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные.

Растительный мир планеты разнообразен.

Скажите, что вы себе представляете, когда вы говорите слово «растения»?

(Трава, цветы, кустарники, деревья и др.).

Таким образом, можно сделать вывод, что очень трудно перечислить все, что входит в понятие «растения».

Растения отличаются друг от друга окраской и формой листьев, стеблей, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.

Работа в группах в ходе экскурсии по заданиям:

1 группа:

Чем культурные растения отличаются от дикорастущих?

Приведите примеры.

(Для роста и развития необходимы определенные условия:

— культурным растениям такие условия создает человек (садит, производит подкормку, вырывает сорняки, борется с вредителями и болезнями растений, собирает урожай),

— дикорастущие растения сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.

Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:

«Дорогие ребята!

Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу, на лужайке, на поляне и в лесу. Сорванные и собранные цветы в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте, не губите нас».

— Как вы думаете, почему цветы просят не обрывать их?

Давайте с вами будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

2 группа:

Чем отличаются однолетние, двулетние и многолетние растения между собой?

(По срокам жизни растения делятся на три группы: однолетние, двулетние и многолетние.

— Многолетние живут в течение нескольких лет. К ним относятся все деревья и кустарники, некоторые травы(ландыш, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха). Надземные части большинства травянистых многолетних травянистых растений отмирают осенью, а весной из почек, находящихся под землей, вырастают новые побеги.

— Двулетние растения живут почти два года. У них (свеклы, моркови, редьки, репы, капусты и др.) в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья, а на второй год развивают новые побеги, цветут и образуют плоды с семенами и осенью отмирают.

— Однолетние растения (лук, томат, фасоль, пшеница, астра) весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и затем отмирают.

3 группа:

Что вам известно о лекарственных и декоративных растениях? Приведите примеры.

Лекарственные растения — обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определенных химических соединений — так называемых действующих веществ.
Лекарственные растения используют в виде сборов, или чаев, порошков и прочих или же после обработки.

Большинство декоративных растений выращивают ради их цветения (петуния, роза, астра, цинния и др.).

  1. Жизненные формы растений.

В ходе экскурсии конкретизирую следующие понятия: «дерево», «кустарник», «трава», обращаю внимание учащихся на их многообразие на территории школы, ввожу видовое название растений.

Ребята, когда мы приходим в лес, что мы там видим?

(Деревья, кустарники, травы).

Деревья – обычно крупные растения многолетними деревенистыми стеблями. (ель, лиственница, яблоня. (Самое высокое дерево на Земле 155 м высота и 6 м в диаметре эвкалипт царственный обитает в Австралии и Тасмании)) Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны.

  • Кустарники имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от общего основания (малина, шиповник, сирень, смородина)

  • Кустарнички – низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых не превышает 10 – 60 см. (черника, брусника)

  • Травы имеют травянистые сочные зеленые стебли, ежегодно отмирающие ( пырей. Клевер, подсолнечник, банан до 7 м., ряска несколько мм.)

В ходе экскурсии объясняю школьникам:

•причины изменения окраски листьев, листопада;

• чем вызвано многообразие плодов;

• чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.

При объяснении можно использовать стихотворения об осени, например, отрывок стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

«Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…»

Перед выполнением заданий провожу инструктаж.

Задания предусматривают выполнение двух видов работ:

Первый вид работы (з.1-3) направлен на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям.

Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы.

1. * Какие деревья, кустарники и травы растут на пришкольном участке школы.

* Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев.

* Почему у кустарников преобладают сочные плоды.

* Как распространяются плоды и семена кустарников.

2. Пронаблюдайте за изменением окраски листьев.

3. Растения, растущие на территории школы занесите в таблицу

Название растения

Жизненная форма

По продолжительности жизни

V.Закрепление:

При подведении итогов в обобщающей беседе выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого использую следующие вопросы:

1. Чем кустарник отличается от дерева?

2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?

3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?

4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?

5. Какие плоды преобладают у кустарников?

6. Как они распространяются?

7. Какое значение имеет период покоя в жизни растений?

8. Какие деревья и кустарники раньше других переходят в состояние покоя?

9. У каких растений быстрее желтеют листья – у деревьев или кустарников?

10.Как зимуют многолетние травы?

В беседу включаю занимательные вопросы, пословицы, загадки, например:

Почему говорят: «Если лист ничком ложиться, когда опадает, – к урожаю на будущий год»;

«Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы».

Отгадайте: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (лес).

«Многорук, а нога одна» (дерево).

«Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос» (береза)

«Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет» (лист).

«Летом одевается, зимой раздевается» (растения)

В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.

Делаю вывод, придав материалу целостность.

Напоминаю о сроках письменного ответа.

Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.

конспект, отчет об экскурсии

составление мини – альбома «Растения из школьного двора»

характеристика растения — на рекомендательную карточку:

 название растения

 рисунок или фотография растения

 жизненная форма

VI. Д/З: конспект в тетради

Оставьте комментарий