4. Продолжительность жизни растений
По продолжительности жизни растения подразделяют на многолетние, двулетние и однолетние.Многолетними являются деревья, кустарники и многие травянистые растения.У большинства многолетних травянистых растений надземная часть осенью отмирает.
Весной надземная часть растения развивается снова, так как в почве под снегом сохраняются корни этих растений и другие подземные органы с почками.Многолетние растения могут достигать значительного возраста. В мире встречаются дубы, возраст которых около \(2000\) лет. Двулетние растения живут почти два года. В первый год обычно у них развиваются только корни, стебель и листья. Во второй год у этих растений развиваются новые побеги, они цветут и дают плоды с семенами, а осенью засыхают. Двулетними растениями являются, например, капуста, свекла, редис, морковь.
В первый год у моркови развиваются корень и листья. В умеренном климатическом поясе осенью морковь собирают и едят.Однолетние растения весной развиваются из семян, цветут, образуют плоды с семенами, а затем отмирают. Однолетними растениями являются, например, астры, овёс, томаты, огурцы.С однолетними растениями, например, огурцами, можно сделать интересный эксперимент. Посадить семена огурцов и каждый день фотографировать ростки. Из фотографий можно сделать видео, показывающее развитие огурца.
Продолжительность жизни растений
Необычайным долголетием, исчисляемым веками и даже тысячелетиями, отличаются представители растительного мира. Так, магнолия живет до 100 лет; грушевые и вишневые деревья — 300; померанцевые — 500; ель, пихта, сосна, бук — 1000; дуб, кедр, каштан — 2 000; тисе — 3 000 лет. Под Москвой, в Горках, растет 800-летний дуб — современник Юрия Долгорукова.
Продолжительность жизни растений и животных — это длительность существования особи, а иногда также клона. Различают физиологическую, экологическую и среднюю продолжительность жизни.
Физиологическая продолжительность жизни — максимальная для особей данного вида при оптимальных условиях существования, лимитируемая таким образом лишь генетически.
Экологическая продолжительность жизни характеризует предельный возраст особей в естественных условиях и зависит от многих внешних факторов. Средняя продолжительность жизни — возраст, которого в среднем достигают особи данной выборки, т. е. частное от деления суммы возрастов на число особей. Средняя продолжительность жизни — переменная статистическая величина, колеблющаяся в разные моменты существования популяции.
Физиологическая и экологическая продолжительность жизни — константы в отношении соответствующего вида и популяции и практически трудно разграничиваемы; обычно говорят о максимальной видовой продолжительности жизни, независимо от того, наблюдают ли её в искусственных или естественных условиях. У древесных растений и некоторых животных, в том числе в ископаемом состоянии, продолжительность жизни точнее всего определяют по годичным кольцам. У растений продолжительность жизни определяют также, сопоставляя толщину или объём ствола с ежегодным приростом, учитывая число мутовок, цвет и строение коры, у животных — габитус, степень стирания зубов или зарастания костных швов на черепе, а также пользуясь мечением, кольцеванием и другими видами прямой регистрации.
Различия в продолжительности жизни имеют важное адаптивное значение. С этим связано то, что наибольшие возможности оставить потомство получают особи с длительным генеративным периодом. Случаи самой длительной продолжительность жизни наблюдаются среди растений. Секвойи, некоторые виды кипарисов и тиссов, а также некоторые инкрустируемые карбонатом кальция мхи доживают до 3000 лет и более; дубы, грецкие орехи и каштаны свыше 2000; сибирский кедр, липа, ель до 700 — 1000 лет.
Велика продолжительность жизни растительных клонов (например, для чёрного тополя и некоторых сортов тюльпана вегетативное размножение прослежено уже на протяжении свыше 300 лет), хотя продолжительность жизни отдельных особей в клонах обычно гораздо короче, чем у особей тех же видов, выращенных из семян. продолжительность жизни большинства деревьев не превышает 70 — 120 лет. Такая продолжительность жизни предельна и для водорослей (ламинарии), грибов (трутовики), папоротникообразных и других споровых, а также для многих семенных растений, обитающих в суровых экологических условиях, например в тундрах (арктическая ива) или пустынях (вельвичия, некоторые полыни и пижмы). В тех же условиях может наблюдаться и резкое снижение продолжительность жизни, позволяющее растению пройти жизненный цикл за краткий благоприятный сезон. Колониальные растительные организмы (слизевики, некоторые несовершенные грибы, водоросли) живут до 10 — 20 лет. Особый случай представляет анабиоз спор, семян и т. д., при котором резкое увеличение продолжительности жизни достигается благодаря почти полной остановке жизненных функций.
Травянистые растения подразделяются соответственно продолжительности их жизни и способу размножения на большие биологические группы: на растения однолетние, двулетние и многолетние.
Однолетники живут всего один вегетационный период или часть его, они проходят полный цикл развития и погибают в одно лето. Корни их слабо развиты, идут в почву неглубоко, а потому однолетники легко вырываются из земли. Размножаются растения этого типа исключительно с помощью семян (марь, лебеда, качим, сушеница). Среди них различают эфемеры, яровые, зимующие и озимые растения.
Однолетники — эфемеры растут и развиваются в течение немногих недель, давая в лето несколько поколений (звездчатка-мокрица, мятлик однолетний). Яровые растения всходят весной, цветут и плодоносят в течение лета и осени, отмирая к зиме (овсюг, щирица). Зимующие растения при весенних всходах цветут и плодоносят в течение лета, а при более поздних осенних всходах развивают розетки листьев и уходят под снег; рост и развитие их заканчиваются весной или летом следующего года (пастушья сумка, фиалка трёхцветная). Озимые виды как при весенних, так и при более поздних всходах образуют розетки листьев и кустятся, но цветут и плодоносят лишь в следующем году (рыжик озимый, костёр ржаной).
Двулетники — группа растений, требующих для своего развития двух полных летних периодов, и зимующих дважды.
В первый вегетационный период они развивают прикорневые листья, а на второй год выгоняют стебель, плодоносят и отмирают. Главный (обычно стержневой) корень их сильно развивается и наполняется запасами питательных веществ в течение первого лета, почему и выдёргивание двулетников из почвы осуществляется труднее, чем однолетников. Размножение идёт при помощи семян (икотник, донник, болиголов, синяк, коровяк, лопух, чертополох).
Многолетники — растения, продолжительность жизни которых превышает два вегетационных периода и длится иногда в течение многих лет. В первый год своего развития из семян многолетние травянистые растения обычно не цветут, а затем цветут и плодоносят многократно. Размножаются многолетники как половым, так и бесполым путём. Подземные части представлены корневищами, клубнями или луковицами и более или менее мощно развитыми корнями. Корневища и корни, как правило, крепко держатся в почве, нередко идут на большую глубину, а поэтому при попытках выдёргивания многолетников из земли они обычно обрываются у основания стеблей.
Продолжительность жизни растений зависит от способов возделывания культуры, факторов внешней среды той зоны, в которой растения выращивают. Томат, перец, баклажан могут плодоносить в тропиках или в условиях защищенного грунта (в средней полосе) в течение нескольких лет. Воздействуя на семена свеклы и других корнеплодов низкими положительными температурами, можно получить семена в первый год.
Максимальная продолжительность жизни — это такая продолжительность жизни, до которой может дожить лишь малая доля особей в реальных условиях среды. Эта величина варьирует в широких пределах: от нескольких минут у бактерий до нескольких тысячелетий у древесных растений (секвойя). Обычно, чем крупнее растение, тем больше его продолжительность жизни, хотя бывают и исключения.
Продолжительность жизни растений (по Шеллу, Бушу и др.)
Водоросль Macrocystis pyrifera | До 100 – 200 лет |
Грибы | От нескольких дней до нескольких лет |
Трутовики | До 80 лет |
Мхи | До 10 лет |
Папоротники древовидные (Todea) | До 6000 лет |
Плаун | До 5 – 7 лет |
Мамонтово дерево | До 4000 лет |
Кипарис | До 3000 лет |
Тисс | До 3000 лет |
Кедр ливанский | До 2000 лет |
Можжевельник | До 2000 лет |
Ель обыкновенная | До 1200 лет |
Сосна кедровая | До 700 лет |
Пихта | До 700 лет |
Сосна обыкновенная | До 570 лет |
Драконово дерево | До 5000 – 6000 лет |
Баобаб | До 5000 лет |
Дуб черешчатый | До 2000 лет |
Липа крупнолистная | До 1000 лет |
Маслина | До 700 лет |
Роза, боярышник | До 400 лет |
Тополь, бук | До 300 лет |
Ясень | До 250 лет |
Акация | До 200 лет |
Береза, граб | До 100 – 150 лет |
Виноград | До 100 лет |
Клубни цикламена | До 60 лет |
Другие материалы: Виды плодов, Вирусы растений, Особенности степных растений, Полезные свойства и размножение, Однолетники, Адаптация растений, Ампельные, Злаковые, Вечнозеленые, Горные, Луговые, Луковичные, Древесно-кустарниковые, Полевые, Целебные, Древесные породырастений, Жизненные формы растений, Заповедники, защита от вредителей, Использование растений человеком, Карантин, классы растений, Опыление растений, Полезные свойства трав, Полив комнатных растений, болезни, Соцветия растений, Споры и усы растений, Экология растений, гуппы
Урок №2
Дата:
Тема урока: Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Тип урока комбинированный.
Цель урока организовать деятельность учащихся по усвоению знаний о растениях на территории учебно- опытного участка школы, указывая видовое название, ознакомить с осенними явлениями в жизни растений.
Задачи:
Образовательные: развивать у школьников понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии;
Развивающие – развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей;
Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетическое восприятие природы и навыки поведения на пришкольном участке.
ХОД УРОКА
-
Орг.момент Физминутка
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (вращаем головой)
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)
А теперь росой умойся, (имитация движений)
Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)
II. Проверка д/зФронтальный опрос:
1.Откуда растения получают питательные вещества?
2. Как отличить растение от других живых организмов?
3. Какова роль растений в природе?
4. Как называют растения, которые выращивает человек?
5. Какова роль растений в жизни человека?
6. Почему растения считают источником здоровья?
7. Как называют растения, растущие без участия человека?
Знаете ли вы, что такое Красная книга? Для чего она создана? Какие растения охраняются в Казахстане?
Какие части растений употребляют в пищу? – задание на слайде.
Ш. Введение в тему:
Рассказать:
1.Почему наука о растениях называется ботаникой?
Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить те из них, с которыми человек соприкасается.
-
2.
Какое значение имеют растения в жизни человека?
-
3. Какое значение имеют растения в природе?
“Осень — время подготовки и перехода растений к зимнему покою, ухода на зимовку всех холоднокровных животных, отлета перелетных птиц на юг. И основные наблюдения над осенней жизнью природы и заключаются в изучении тех изменений в жизни растений и животных, которые происходят в связи с приближением зимы, и тех приспособлений, которые вырабатываются у животных и растений в особых условиях предзимнего периода. Как и весной, осенью особенно ярко проявляются взаимосвязи растений и животных, зависимость всего живого от условий окружающей среды.
IV.
Изучение н/м:
Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные.
Растительный мир планеты разнообразен.
Скажите, что вы себе представляете, когда вы говорите слово «растения»?
(Трава, цветы, кустарники, деревья и др.).
Таким образом, можно сделать вывод, что очень трудно перечислить все, что входит в понятие «растения».
Растения отличаются друг от друга окраской и формой листьев, стеблей, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.
Работа в группах в ходе экскурсии по заданиям:
1 группа:
Чем культурные растения отличаются от дикорастущих?
Приведите примеры.
(Для роста и развития необходимы определенные условия:
— культурным растениям такие условия создает человек (садит, производит подкормку, вырывает сорняки, борется с вредителями и болезнями растений, собирает урожай),
— дикорастущие растения сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.
Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:
«Дорогие ребята!
Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу, на лужайке, на поляне и в лесу. Сорванные и собранные цветы в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте, не губите нас».
— Как вы думаете, почему цветы просят не обрывать их?
Давайте с вами будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
2 группа:
Чем отличаются однолетние, двулетние и многолетние растения между собой?
(По срокам жизни растения делятся на три группы: однолетние, двулетние и многолетние.
— Многолетние живут в течение нескольких лет. К ним относятся все деревья и кустарники, некоторые травы(ландыш, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха). Надземные части большинства травянистых многолетних травянистых растений отмирают осенью, а весной из почек, находящихся под землей, вырастают новые побеги.
— Двулетние растения живут почти два года. У них (свеклы, моркови, редьки, репы, капусты и др.) в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья, а на второй год развивают новые побеги, цветут и образуют плоды с семенами и осенью отмирают.
— Однолетние растения (лук, томат, фасоль, пшеница, астра) весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и затем отмирают.
3 группа:
Что вам известно о лекарственных и декоративных растениях? Приведите примеры.
Лекарственные растения — обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определенных химических соединений — так называемых действующих веществ.
Лекарственные растения используют в виде сборов, или чаев, порошков и прочих или же после обработки.
Большинство декоративных растений выращивают ради их цветения (петуния, роза, астра, цинния и др.).
-
Жизненные формы растений.
В ходе экскурсии конкретизирую следующие понятия: «дерево», «кустарник», «трава», обращаю внимание учащихся на их многообразие на территории школы, ввожу видовое название растений.
Ребята, когда мы приходим в лес, что мы там видим?
(Деревья, кустарники, травы).
Деревья – обычно крупные растения многолетними деревенистыми стеблями. (ель, лиственница, яблоня. (Самое высокое дерево на Земле 155 м высота и 6 м в диаметре эвкалипт царственный обитает в Австралии и Тасмании)) Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны.
-
Кустарники имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от общего основания (малина, шиповник, сирень, смородина)
-
Кустарнички – низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых не превышает 10 – 60 см. (черника, брусника)
-
Травы имеют травянистые сочные зеленые стебли, ежегодно отмирающие ( пырей. Клевер, подсолнечник, банан до 7 м., ряска несколько мм.)
В ходе экскурсии объясняю школьникам:
•причины изменения окраски листьев, листопада;
• чем вызвано многообразие плодов;
• чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.
При объяснении можно использовать стихотворения об осени, например, отрывок стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…»
Перед выполнением заданий провожу инструктаж.
Задания предусматривают выполнение двух видов работ:
Первый вид работы (з.1-3) направлен на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям.
Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы.
1. * Какие деревья, кустарники и травы растут на пришкольном участке школы.
* Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев.
* Почему у кустарников преобладают сочные плоды.
* Как распространяются плоды и семена кустарников.
2. Пронаблюдайте за изменением окраски листьев.
3. Растения, растущие на территории школы занесите в таблицу
Название растения
Жизненная форма
По продолжительности жизни
V.Закрепление:
При подведении итогов в обобщающей беседе выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого использую следующие вопросы:
1. Чем кустарник отличается от дерева?
2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?
3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?
4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?
5. Какие плоды преобладают у кустарников?
6. Как они распространяются?
7. Какое значение имеет период покоя в жизни растений?
8. Какие деревья и кустарники раньше других переходят в состояние покоя?
9. У каких растений быстрее желтеют листья – у деревьев или кустарников?
10.Как зимуют многолетние травы?
В беседу включаю занимательные вопросы, пословицы, загадки, например:
Почему говорят: «Если лист ничком ложиться, когда опадает, – к урожаю на будущий год»;
«Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы».
Отгадайте: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (лес).
«Многорук, а нога одна» (дерево).
«Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос» (береза)
«Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет» (лист).
«Летом одевается, зимой раздевается» (растения)
В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.
Делаю вывод, придав материалу целостность.
Напоминаю о сроках письменного ответа.
Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.
конспект, отчет об экскурсии
составление мини – альбома «Растения из школьного двора»
характеристика растения — на рекомендательную карточку:
название растения
рисунок или фотография растения
жизненная форма
VI. Д/З: конспект в тетради