Принятие христианства в римской империи

Щёлкните!

Знак рыбы, вероятно, самый древний символ христианского вероисповедания. По-гречески слово ichthus (рыба) – акростих, в котором каждая буква означает одно слово:

…как Апостол Иоанн написал: “Это же написано, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь (спасение) во имя Его” – Иоан. 20:31.

Когда Римская Империя приняла христианство?

Таким образом, когда гонимые християне в первом веке рисовали рыбу на песке, они сразу узнавали друг друга.

Иисус Христос приказал Его ученикам носить свой крест, следовать за Ним и исповедовать Его: “Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мной, забудь о себе, и возьми свой крест, и следуй за Мной. Ибо кто хочет свою душу сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет свою душу ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца и святых Ангелов” – Лк. 9:23-26.

Но вера должна всегда быть совмещена со справедливостью и с любовью: "Дети Божьи и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий cправедливости, не есть от Бога, равно и не любящий своего брата. …А Его заповедь та, чтобы мы веровали во имя Его Сына Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам." – 1 Ин. 3:10 и 23.

С течением времени, символ веры “рыба” все дополнялся, и к концу четвертого века был разработан и согласован на никейском (325 г.н.э.) и константинопольском (381 г.н.э.) соборах следующий…

Обратно         Божий замысел для моей жизни       Мои молитвы на каждый день (на WWW)

Распространение христианства

Первые христиане Рима собирались в тайных местах чаще всего в катакомбах

В первые века после жизни и смерти Иисуса Христа приверженцев его учения в Риме было немного. Однако по мере ослабления Римской империи традиционная государственная религия все меньше отвечала духовным запросам римлян, и христиан среди них становилось все больше.

Христианские общины

Как это ни парадоксально, но именно благодаря Римской империи с ее стабильностью, развитой системой дорог и четкой социальной структурой стало возможно широкое распространение христианства. К концу II в. почти во всех римских городах существовали христианские общины. Это были не просто объединения единоверцев, а союзы взаимопомощи: в каждой общине существовала касса, из которой раздавались пособия и устраивались общие трапезы.

Символика

Хризма и рыба, опознава­ тельные знаки первых христиан

Христианские общины были связаны между собой, отдельные их представители находились в переписке, поддерживая друг друга и совместно вырабатывая нормы жизненного поведения. Постепенно была создана особая христианская символика. Особенно распространены были изображения доброго пастыря, рыбы (греческое слово «рыба» образовано из первых букв во фразе «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»), виноградной лозы и хризмы, монограммы имени Христа, состоящей из двух начальных греческих букв его имени, скрещенных между собой. По краям монограммы часто помещали первую и последнюю буквы греческого алфавита.

Гонения на христиан

Главная причина преследований сторонников христианства заключалась в их отказе признавать культ императора и участвовать в государственных религиозных церемониях и обрядах. Впрочем, гонения на христиан были несистематическими и происходили от случая к случаю.

Как христианство повлияло на распад Римской империи?

Например, в 64 г. после разрушительного пожара в Риме император Нерон, чтобы отвлечь от себя подозрения, обвинил в поджоге христиан, и на этом основании многие из них были преданы мучительной смерти.

Наиболее массовыми и жестокими были гонения на христиан во время правления императора Диоклетиана , при этом уничтожались не только последователи учения Христа, но и их священные книги.

До появления первых церквей христиане молились в обычных домах. Большие помещения предназначались для совместной молитвы и крещения

«Сим победишь»

Существует легенда, что накануне битвы у Мульвийского моста, победа в которой принесла Константину императорскую власть , он видел крест с начертанными на нем словами «Сим победишь». В следующем, 313 г. Константин издал эдикт о свободном исповедании христианства гражданами Римской империи, благодаря чему оно из религии гонимой начало превращаться в господствующую.

Государственная религия

В 391 г. император Феодосий I издал указ, запрещающий поклоняться языческим богам. Древние храмы были закрыты, многие святилища разграблены, а огонь, горевший в храме Весты в Риме , потушен. Теперь уже язычники подвергались гонениям со стороны государства.

Реферат

«Христианство и римская империя»

Первоначально христианство было исключительно палестинским явлением. Эта область, оккупированная римлянами в 63 году до н. э., представляла собой бурлящий котел, переполненный разнообразными религиозными исканиями и жаждой независимости. Само иудейское общество было расколото на несколько довольно больших групп, которых разделяли как религиозные, так и политические взгляды. Среди них были: саддукеи, правящий класс Палестины, требовавшие строгого соблюдения традиционных норм Ветхого Завета и подчинения римской власти, фарисеи, составлявшие средний класс Палестины (ремесленники, купцы, интеллигенция), в свою очередь, также выступали за чистоту иудаизма, создавали новые религиозные нормы, но противились каким-либо контактам с иноземными захватчиками. Фарисеи признавали воскрешение мертвых и загробное воздаяние и верили в пришествие мессии-избавителя, против чего выступали саддукеи. Низшие и деклассированные слои населения Иудеи, а также рабы примыкали к радикальному движению зелотов и сикариев (кинжальщиков), которые выступали за непримиримую борьбу с Римом. Крайне нервозное население постоянно подогревалось всевозможными бродячими проповедниками и пророками, предрекавшими скорое исполнение библейского пророчества — приход мессии — Бога-человека, который спасет евреев от римского господства и установит справедливое Иудейское царство.

Одним из таких проповедников был Иоанн Креститель. Молодость он провел в пустыне, питаясь саранчой и медом, а затем вернулся к людям и начал проповедовать скорое пришествие мессии и установление нового царства. Вокруг него довольно быстро образовалась секта мандеев, при вступлении в которую требовалось пройти обряд крещения водой — древний мистический обычай, использовавшийся еще жрецами Вавилона и Египта. По приказу царя Ирода, поставленного в Иудее римским правительством, Иоанн был схвачен и казнен. Сторонники Крестителя были одной из многочисленных мессианских сект, рассеянных по Палестине. Среди этих сект видное место занимали ессеи, сплоченные крепкими узами сообщества. Ес-сеи были убежденными аскетами, презирали чувственные удовольствия, отрицали рабовладение. Позже они приняли участие в войне 66 — 73 годов с римлянами и были поголовно истреблены оккупационными войсками. Наиболее близко к Иоанну Крестителю была секта ессев, вошедшая в историю под именем Кумранская община. По чистой случайности археологи наткнулись на пещерные поселения этой секты, расположенные в местности Вади-Кумран на берегу Мертвого моря. Члены этой общины считали себя «сынами света», ждали пришествия мессии и последнего боя с «сынами тьмы». Все эти общины в какой-то степени являлись предшественниками христиан, однако в отличие от последних, для них мессия («спаситель») еще не пришел в этот мир.

Имя Иисус — сокращенная форма «Иешуа», что по-еврейски означает «Яхве есть спасение», то есть «Бог-спаситель», по-гречески «сотер». Из всего вышесказанного можно предположить, что человек с подобным именем действительно существовал. С научной точки зрения, пока это невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.

В науке, исследующей христианство, утвердились два основных направления: мифологическое и историческое, которые со своих позиций пытались объяснить Евангелие.

Сторонники мифологического направления считали Христа мифическим персонажем, который был создан на основе более древних культов умирающих и воскресающих богов. Представители этой научной школы выявили множество соответствий евангелических рассказов древнейшим мифам, которые присутствуют у многих народов: рождение и чудесное спасение божественного младенца, легенды о самопожертвовании богов во имя спасения людей. Предполагалось, что в основе Евангелия лежит обряд ритуального человеческого жертвоприношения, страдающего и воскрешающего бога.

Сегодня более популярна точка зрения сторонников исторического направления. Подавляющее большинство ученых признают, что человек под именем Иисус или его прототип действительно жил в Палестине в начале I века н. э. Нужно сразу оговориться, что каких-либо бесспорных научно признанных исторических доказательств существования Иисуса Христа нет. Упоминания о нем в трудах Тацита, Светония, Плиния Младшего и Иосифа Флавия многие ученые считают позднейшими вставками, вокруг которых до сих пор не утихают споры. Римские архивы, в которых содержались отчеты Понтия Пилата за время его наместничества в Иудее, погибли при пожаре 64 года, а все документы из архива в Иерусалиме были уничтожены во время штурма города римлянами в сентябре 70 года. Возможно, хранившиеся там акты и дали бы ответ на многие вопросы, связанные с личностью Иисуса Христа, но, к сожалению, все они безвозвратно утеряны. Нам же остались только сведения, полученные из вторых или даже третьих рук: Евангелие, Талмуд и произведения критиков христианства.

Евангелия являются продуктом мифотворчества, которое развилось в промежуток между смертью Иисуса и появлением его жизнеописаний. В любом случае, между гибелью Христа на кресте и первыми Евангелиями пролегли более 40 лет устной традиции. Канонический (признанный официальной церковью) Новый Завет включает в себя 27 книг: Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, «Деяния апостолов», 21 послание апостолов и «Откровение Иоанна Богослова». Кроме этих книг существует множество апокрифов, то есть не признанных Евангелий, Откровений и изречений, приписываемых Иисусу.

Все эти произведения появились на свет уже после разрушения римлянами Иерусалима и представляют собой собрание различных фактов, слухов и мифов, из которых практически невозможно выделить зерно правды и восстановить историческую личность Иисуса Христа. В соответствии с канонической традицией он родился в семье плотника Иосифа непорочным зачатием от Марии в Вифлееме. Затем, спасаясь от гнева царя Ирода, они вместе с новорожденным Иисусом бегут в Египет, где мальчик учится на плотника. Когда Иисусу исполняется 12 лет, семья совершает паломничество в Иерусалим на Пасху, где мальчик идет в храм и поучает священников, которые дивятся его мудрости. Затем в официальной биографии Иисуса наступает многолетний провал. Мы знаем только, что за это время у него появилось 4 младших брата: Иаков, Иосий, Симон, Иуда и не менее 2 сестер. Также известно о каких-то конфликтах в семье между Иисусом и его родственниками. Вновь мессия появляется уже в зрелом возрасте в связи со сценой его крещения Иоанном Крестителем, которой не могло быть потому, что Иоанна казнили либо незадолго до, либо сразу после рождения Иисуса. Затем Иисус Христос проводит 40 дней в пустыне, где выходит победителем из поединка с дьяволом-искусителем.

Распространение христианства

После этого он открыто объявляет себя мессией и начинает проповедовать и творить чудеса, собирая вокруг себя 12 учеников—апостолов. Перед Пасхой Иисус торжественно въезжает в Иерусалим, где иудейские старейшины, составляющие религиозный суд (синедрион), опасаясь восстания народа, арестовывают его при помощи апостола-изменника Иуды, приговаривают к смерти и передают в руки римским властям. Римский наместник Понтий Пилат пытается спасти жизнь мессии. По обычаю (которого на самом деле никогда не существовало) в Иерусалиме на Пасху можно отпустить одного осужденного на смерть по желанию жителей города. Но толпа требует смерти Иисуса и освобождения разбойника Варравы. Мессию казнят на кресте вместе с двумя преступниками на горе Голгофа, расположенной за городской стеной. Иуда, не вытерпев душевных мучений, возвращает синедриону 30 сребреников, за которые он продал своего учителя, и кончает жизнь самоубийством, повесившись на осине. На третий День после распятия, самого позорного и мучительного способа казни, который римляне заимствовали у пунийцев и использовали только для рабов и лиц, не обладающих римским гражданством, Христос воскресает, покидает гробницу и является апостолам. Он посылает своих учеников проповедовать его учение по всему миру, после чего возносится на небо. Второе пришествие Иисуса Христа должно состояться в конце времен, когда он будет вершить страшный суд, покарает грешников, а для праведников наступит вечное блаженство на небе. Апокрифические евангелия дополняют это жизнеописание множеством самых фантастических подробностей, еще более затуманивая проблески исторической правды. Ученые проделали громадную работу, пытаясь вычленить из путанных и противоречащих друг другу Евангелий историческую правду о Иисусе, но все эти попытки пока не увенчались успехом. Теперь все знают, чего точно не было, но никто не может сказать, что же происходило на самом деле.

По всей видимости, в Иудее во время наместничества Понтия Пилата выступал странствующий проповедник Иисус, который собрал вокруг себя секту веривших в то, что он является мессией, воплощенным в человеке сыном Божьим. По преданию, после смерти Христа во главе секты в Иерусалиме стал его брат святой Иаков. После казни Иакова в 62 году христиане выбрали своим главой двоюродного брата Симона. Первые христиане считали себя иудеями, причем более правоверными, чем остальные, поскольку верили, что библейское пророчество сбылось, и мессия уже побывал на земле. Они ждали, что Иисус вскоре вернется, чтобы вершить страшный суд и забрать их в рай. Кроме того, по их мнению, Иисус Христос пришел спасти только евреев, не распространяя своей благодати на чужеземцев. То есть в самом начале иудохристиане рассматривали свое учение только как предназначенное исключительно для еврейского народа. Положение в корне изменилось после Иудейской войны 66—70 годов. Большинство христиан покинули Палестину и довольно быстро распространили свое учение по Средиземноморью через обширные еврейские диаспоры. Если раньше предание о жизни и смерти Иисуса Христа передавалось устно, то теперь возникла необходимость в записи учения. Так появились канонические Евангелия и апокрифы, которые были предназначены для эллинизированной еврейской диаспоры и потому были написаны по-гречески. Кроме того, теперь христианами становились не только евреи, но и представители других народов. Дело в том, что за пределами Палестины, особенно в Азии и Египте, многие греки и местное население принимали иудаизм, привлеченные стройностью положений этой религии. Теперь многие из этих обращенных принимали христианство.

Империя и христианствоПоявление в городах восточных провинций империи новых религиозных групп было замечено довольно поздно. Христиан первоначально отождествляли с иудеями, а их споры с иудейскими ортодоксами воспринимались как очередные конфликты внутри иудаизма. Местные власти обращали внимание на христиан только тогда, когда христианские проповеди или споры с иудеями могли повлечь за собой общественные беспорядки.

Представители провинциального управления относились к выступлениям христианских проповедников по-разному в зависимости от ситуации: в городе Филиппы на Павла и его спутников поступил донос как на иудеев, и они подверглись бичеванию, их посадили в темницу, затем отпущены. В других городах власти поступали иначе. Так, в Фессалониках архонты этого города отпустили нескольких христиан, которых привели к ним для расправы местные иудеи. Характерно, что в этом случае обвинение, выдвинутое против христиан, было чисто политическим: они, якобы, не слушаются повелений императора и говорят, что есть другой царь – Иисус. Но, по-видимому, для должностных лиц македонского города представление о царе Иисусе, имя которого они слышали впервые, показалось такой нелепостью, что они удовлетворились объяснениями, данными христианами, и сочли, что конфликт носит чисто религиозный характер. Примерно таким же образом поступил и наместник греческой провинции Ахайя Галлион, когда иудеи привели к нему Павла, наместник даже не стал разбирать дело. Особая ситуация была в Палестине.

Христианство в Древнем Риме

Там религиозные распри в любой момент грозили перейти в выступление народных масс, готовых слушать любого, кто объявлял себя мессией. В Палестине римские власти старались держать под наблюдением все религиозные споры. Решения там диктовались тем, что любой инцидент мог перерасти в открытое возмущение иудеев, направленное не только против отступника, но и против самих римлян.

Для римских властей на местах христиане были всего лишь одной из многих существовавших в ту пору религиозных групп и интересовала власти только степень их лояльности. Вероятно, такова же была и позиция императоров, когда до них доходили какие-то сведения об очередных религиозных распрях.

Под своим именем христиане появляются у римских писателей в связи с пожаром Рима при императоре Нероне. В 64 г. в Риме вспыхнул грандиозный пожар, от которого особенно пострадали бедные кварталы. После пожара стали ходить упорные слухи, что поджог города был совершён по приказанию императора, который хотел на месте сгоревших домов построить новые роскошные здания. Как пишет Тацит, пресечь эти слухи было невозможно “ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам”. Тогда Нерон решил “найти виновных” и обвинил в поджоге христиан, которые, по словам Тацита, навлекли на себя “своими мерзостями” всеобщую ненависть. Выбор христиан в качестве виновников пожара отнюдь не свидетельствует об их многочисленности, как склонны думать некоторые исследователи. Император выдал на растерзание разъярённому плебсу сравнительно небольшую группу людей, которые были чужаками в Риме и за которыми не стояла сколько-нибудь значительная социальная или этническая группа, а следовательно, можно было не опасаться выступлений в их защиту в провинциях. Решение обвинить в поджоге Рима христиан было вызвано не принципиальной борьбой с христианством, а тем, что эта малоизвестная группа оказалась наиболее удобной в качестве “козла отпущения”.

В переписке Плиния с императором Траяном первый оказывается в затруднении, не зная, как поступать с людьми, обвинёнными в христианстве. Расследования по делам о принадлежности к христианству были ещё столь редки, что Плиний даже не знал, как они проводятся. И наказывал он не за принадлежность к христианству, а за неповиновение имперским установлениям и обычаям.

В течение II в. на христиан стали обращать больше внимания: у одних они вызывали сочувствие, у других негодование. То в одном, то в другом городе вспыхивали выступления против христиан, периодически они подвергались преследованиям. Эти преследования носили, как это видно на примерах преданий о галльских и североафриканских мучениках, локальный характер.

Пока среди христиан преобладали вольноотпущенники и рабы, их неучастие в общественной жизни было не очень заметным. Но со второй половины II в. отрицательное отношение христиан к государственным должностям, а затем и к службе в армии стало определённой проблемой. В связи с тем, что христиане становятся более заметными, во II в. появляется и критика христианства, которая в большинстве своём, к сожалению, дошла до нас только в пересказе или цитатах христианских писателей. Христианство в этих произведениях противопоставляется античной философии и образованности. Цельс, например, противопоставляет веру христиан философским учениям античности и старается показать нелепость христианских догматов. Образованные люди того времени, писатели, философы выступали вообще против распространившихся суеверий, тайных религиозных обществ. Лукиан высмеивал различных лжепророков и проповедников гораздо язвительнее, чем христиан. Таким образом, христианство воспринималось лишь как одно из многих вредных суеверий, с которым, однако, уже необходимо было бороться.

Христиане отвечали своим языческим оппонентам не менее активной критикой. Они, в свою очередь, нападали ни их богов: христианские апологеты утверждали, что этих богов выдумали древние поэты. Острой критике подвергались со стороны христианских писателей нравы и этические нормы римского общества. Очень резко выступали христиане против гладиаторских боёв.

Во второй половине II в. участились случаи преследования отдельных христианских проповедников и групп христиан.

В провинциях, где порою трудно было сдержать сдержать недовольство народа, страх перед христианами был сильнее. Император Север (начало III в.) издал для Египта особое распоряжение о запрещении обращаться в христианскую и иудейскую веру. В Египте религиозные лозунги этих вероисповеданий использовались для выступлений против властей; кроме того, сторонники ряда христианских сект уходили в пустыни, в горные местности, образуя изолированные общины или просто ведя отшельническую жизнь, что отрицательно сказывалось на экономической и общественной жизни провинции. Однако преследования не исключали проявления интереса и даже сочувствия к христианству и отдельным его сторонникам. Всё это было не случайно: императоры и их окружение ощущали потребность в новых культах, которые сплотили бы население империи и освятили императорскую власть, чего не мог сделать слишком официозный, лишенный живой веры культ императора.

В период кризиса III в., сказавшегося на всех сторонах экономической и политической жизни империи, происходят изменения в отношении императоров к христианству. Этот кризис совпал с укреплением церковной организации христиан и, в известной мере, даже способствовал ей, росло богатство церкви. Эта организация стала казаться императорам, пришедшим к власти с помощью армии, не уверенным в прочности своей власти опасавшимся непрерывных заговоров и выступлений, . Христианство в III в. начинает распространяться и среди солдат; многие из них, приняв христианство, продолжали службу в армии, поскольку эта служба была единственным источником их существования. Церковь оказалась раньше подготовленной к союзу с государством, чем империя к союзу с христианской церковью. С середины III в. начинаются официальные гонения, специально против христиан.

Первым гонения начал император Деций (с 249 г.), стремившийся поправить свой нестабильное положение на престоле и восстановить порядок в империи. Именно после гонений Деция возникла проблема “падших”, т.е. тех, кто отрёкся от христианства. Но гонения продолжались недолго – Деций правил всего два года; он погиб в битве с германским племенем готов. Новая полоса гонений наступила при императоре Валериане, занявшем престол спустя два года после смерти Деция. Валериан выступал прежде всего против церковной организации. Эдиктом 257 г. епископам и другим христианским служителям было запрещено совершать богослужение; им предписывалось публично принести жертвы римским богам; христианам запрещалось устраивать собрания. Валериану было важно остановить распространение новой религии и очистить аппарат управления и армию от сомнительных элементов. Но это меры к сколько-нибудь ощутимым результатам не привели. Сын Валериана Галлилен, вынужденный непрерывно отбиваться от натиска варваров, отменил гонения, возвратил ссыльных. Галлилен был одним из первых императоров, проявивших веротерпимость к христианам. Однако христианам предстояло пережить ещё одно и, пожалуй, самое жестокое гонение. В 284 г. императором стал Диоклетиан, сын далматинского вольноотпущенника, выдающийся политический деятель, человек несгибаемой воли и энергии. Диоклетиан требовал, чтобы ему оказывались божеские почести. Чувствуя свою силу, он решил расправиться с теми религиозными течениями, которые, по его мнению, могли составить оппозицию его личному культу. В 303 г. он издал постановление, запрещавшее по всей империи христианские богослужения. Церковные здания сносились, имущество христиан конфисковывалось. Из армии и госаппарата были изгнаны все люди, подозревавшиеся в принадлежности к христианству, многие были казнены, христианские книги сжигались. Репрессии, направленные на христиан, при всей своей массовости не принесли желаемого результата. Напротив, преследования со стороны всесильного императора вызывали сочувствие к христианам. Церковь к тому времени была достаточно организована, чтобы спасать свои книги, обеспечивать убежище скрывшимся, оказывать помощь пострадавшим и их семьям. Никакой альтернативы христианству как идеологии Диоклетиан противопоставить не мог. В 305 г. Диоклетиан отрёкся от власти, а в 311 г. один из его преемников, Галерий, вынужден был преследования отменить.

Через два года после прекращения гонений Галерием двое правителей Константин и Лициний в разгар борьбы за единоличную власть приняли постановление, легализирующее христианскую церковь (Миланский эдикт). Христианство начинает приобретать решающее значение в идеологической жизни империи, а христианская церковь постепенно превращается в церковь господствующую. Константин покровительствовал христианской церкви, так как понял, что именно такая религиозная организация может оказать ему более существенную поддержку, чем не связанное между собой жречество многочисленных античных божеств. Последнюю попытку противостоять христианству сделал император Юлиан – трагическая фигура поздней античности.

В 360 г. армия провозгласила Юлиана императором, а через год после смерти Констанция, сына императора Константина, он стал правителем всей огромной державы. Юлиан сразу же объявил о своей приверженности древнему культу. Будучи образованным человеком, он увлекался неоплатонизмом и пытался противопоставить его в качестве своеобразного религиозно-философского учения христианству. Но Юлиану не суждено было довести свои реформы до конца: он погиб в битве с персами, процарствовав всего два с половиной года.

Последующие императоры уже без исключения поддерживали христианство. В конце IV в. император Феодосий издал указы, запрещающие всякое отправление языческих культов. Храмы были разрушены, имущество их было конфисковано, а земельные владения переданы христианским церквям. Теперь христианская толпа начала устраивать погромы, но церковь преследовала не только язычников, ортодоксальные епископы продолжали преследовать всех, кто не разделял принятый на Никейском соборе символ веры.

В 419 г. на соборе в Карфагене был окончательно утверждён список книг Нового завета, а затем в Восточной Римской империи был определён и список христианских сочинений, которые объявлялись отрешёнными, т.е. “запрещёнными”. В течение IV в. происходило дальнейшее укрепление церковной организации и официальное оформление церковной иерархии. В руках церкви скапливаются огромные богатства. К началу V в. она становится крупнейшим землевладельцем за счёт конфискованных владений языческих храмов, покупки земли и дарений.

В 395 г. Римская империя была формально разделена на две части – Западную и Восточную. Восточная Римская империя (Византия), более богатая и меньше подвергавшаяся опустошительным набегам варваров, просуществовала ещё почти тысячу лет. Судьба Западной империи была иной. Уже в 410 г. племя готов вторглось в Италию. Готы захватили и разграбили Рим. А в 455 г. Рим подвергся новому разгрому, на этот раз от племени вандалов. На месте Западной Римской империи возникли королевства варваров. На Востоке сильной императорской власти удалось подчинить себе церковь, которая стала важнейшей идеологической опорой этой власти. На Западе церковь пережила империю. После образования варварских государств западная церковь стала поддерживать королей-христиан, постоянно заботясь об укреплении не только идеологического, но и политического влияния.

Таков был сложный путь, который прошли христианские организации в течение четырёх веков, превратившись из маленьких общин-экклесий, гонимых и презираемых, в могущественную церковь, с которой вынуждены были считаться правители империй и королевств.
    

Источник: И.С. Свенцицкая “Раннее христианство: страницы истории”, Москва, Издательство политической литературы, 1987.
Материал: Трубачев Николай
  

Оставьте комментарий