Принципы рефлекторной теории и п павлова

Методы изучения функций центральной нервной системы. Функциональные особенности нейрона.

Физиологическое понятие о нервном центре.

Роль ЦНС в регуляции и координации функций организма. Трофическая роль ЦНС.

Основные физиологические свойства нервных центров.

Торможение в ЦНС. Природа торможения. Виды торможения.

8. Взаимосвязь возбуждения и торможения в ЦНС.

Общий план строения, функции и методы исследования ЦНС.

Нервная система человека делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую. Центральная нервная система обеспечивает индивидуальное приспособление, поведение организма в конкретных условиях среды обитания, регулирует деятельность каждого органа, обеспечивает интеграцию и объединение органов в единую систему, согласует интенсивность функционирования систем организма, обеспечивает реагирование организма как единого целого на раздражители из внешней и внутренней среды организма. Общей функцией ЦНС является ее трофическое влияние на клетки. В органах, лишенных связей с ЦНС, развиваются дистрофические, воспалительные и атрофические процессы, приводящие к снижению и прекращению функциональной активности органов.

Спинной мозг характеризуется выраженным сегментарным строением, каждый сегмент имеет 2 пары вентральных и дорсальных корешков. Дорсальные корешки формируют афферентные входы спинного мозга, тела афферентных нейронов вынесены в спинномозговые ганглии. Вентральные корешки — эфферентные выходы от a- и g-мотонейронов, а также преганглионарных нейронов вегетативной нервной системы. Такое сегментарное расположение получило название закона Белла-Мажанди.

Спинномозговые нейроны относятся к простым униполярным клеткам (или псевдоуниполярным — в периоде эмбрионального развития организма два отростка сливаются в один). Делятся на большие (диаметр 60-120 мкм) и малые (14-30 мкм) клетки. Крупные клетки дают начало толстым миелинизированным волокнам, от мелких отходят немиелинизированные или тонкие миелинизированные волокна. На разрезе в сером веществе различают вентральные и дорсальные рога, в грудном отделе — дополнительно и боковые. Все нейронные элементы спинного мозга делятся на группы:

1. Эфферентные нейроны.

2. Вставочные нейроны.

3. Нейроны восходящих трактов.

4. Интраспинальные волокна афферентных нейронов.

Исследования функций ЦНС проводятся в хронических и острых экспериментах. Основным методом является метод наблюдений за состоянием организма здорового человека, а так же больного при заболеваниях ЦНС и состоянием животного при экспериментальной патологии нервной системы. В клинике специфическими методами оценки состояния ЦНС являются электрофизиологические методы, изучение рефлексов. В эксперименте используют методы выключения структур ЦНС (разрушение, удаление, обратимое выключение путем охлаждения или фармакологическими средствами) и методы активации мозга (электрическая или фармакологическая стимуляция). Современной тенденцией является стремление исследовать функциональные проявления активности нейрона, синапса. Широко применяются морфологические, биохимические, биофизические методы анализа, математические и кибернетические системы обработки информации.

Учение о рефлексе.

В основе деятельности ЦНС лежит рефлекторный принцип.

Рефлекс — закономерная реакция организма на изменение внешней и внутренней среды, осуществляемая при участии нервной системы в ответ на раздражение рецепторов. В процессе рефлекторной реакции воспроизводится, изменяется интенсивность функциональной активности деятельность тканей, органов или организма в целом. При помощи рефлекса устанавливается адекватное соотношение активности органов в пределах системы, систем в пределах организма, организма в его взаимоотношениях с окружающей средой. Рефлекторный ответ осуществляется за минимальное время и с максимальной безошибочностью.

Представление о рефлекторном акте возникло в первой половине 17 века в трудах Р.Декарта. Он указал, что существует механизм передачи нервного возбуждения от органов чувств на нервы, управляющие мышцами. Считал, что движения у животных подчинены законам отражения. В историю науки Декарт вошел как классический дуалист, противопоставляя материальную отражательную деятельность мозга нематериальной душе, управляющей произвольной деятельностью.

Понятие "рефлекс" ввел в физиологию для обозначения отражательной функции нервной системы чешский ученый Прохазка в конце 18 в. Он показал опытным путем участие в рефлексах структур спинного мозга. Строение рефлекторной дуги гистологическими методами показали Ч.Белла и Ф.Мажанди. В 1863 г. И.М.Сеченов распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга и высшие психические функции человека, сформулировав эти положения в книге "Рефлексы головного мозга" ("Попытка ввести физиологические основы в психические процессы"). Он понимал рефлекс как целостный поведенческий акт. Психические и физиологические процессы в организме человеке рассматривались И.М.Сеченовым в единстве.

С работами И.П.Павлова связана эпоха в физиологии. И.П.Павлов создал учение о трофической функции нервной системы, выполнил фундаментальные эксперименты по нервной регуляции деятельности органов пищеварения, широко ввел в физиологию хронический эксперимент, обосновал синтетическое направление в физиологии и медицине. Работами в области физиологии нервной системы и высшей нервной деятельности И.П.Павлов развил и расширил рефлекторную теорию, открыл условный рефлекс, разработал правила выработки условных рефлексов, сделал условный рефлекс объективным методом изучения высшей нервной деятельности, создал учение о высшей нервной деятельности, учение о первой и второй сигнальных системах. Работы И.П.Павлова в течение многих лет являлись теоретической основой психиатрии, широко использовались мировой медициной, сохраняют значение и в настоящее время.

Ученик Павлова П.К.Анохин создал и развил учение о функциональных системах и саморегуляции функций.

Морфологическим субстратом рефлекса являетсярефлекторная дуга. Ее звенья:

1. Афферентное (рецепторы и афферентный нейрон).

2. Центральное (вставочные нейроны и синапсы).

3. Эфферентное(эффекторный нейрон и эффектор).

Простейшая (моносинаптическая) рефлекторная дуга имеет два нейрона: афферентный и эфферентный и один синапс. Рефлекторные дуги большинства рефлексов полисинаптические.

Область тела, раздражение которой вызывает определенный рефлекс, называется рецептивным полем рефлекса (рефлексогенной зоной). Нервный центр — совокупность нейронов, необходимых для осуществления определенного рефлекса или регуляции той или иной функции. Время от начала раздражения рецептора до появления ответной реакции называется латентным периодом рефлекса. Более медленное проведение возбуждения по рефлекторной дуге, чем по нерву, связано с явлением синаптической задержки, необходимой для:

1) выделения медиатора нервным окончанием в ответ на импульс;

2) диффузии медиатора через синаптическую щель к постсинаптической мембране;

3) возникновения возбуждающего постсинаптического потенциала. Вместе с формированием пикового потенциала на мембране нейрона это время составляет 1,5 — 2,0 мс. Время, необходимое для проведения возбуждения по центральной части рефлекторной дуги (с аффекторных нейронов на эффекторные), зависит от количества вставочных нейронов и называется центральным временем рефлекса.

Классификация рефлексов

По биологическому значению: пищевые, половые, оборонительные, локомоторные, позно-тонические, ориентировочные.

В зависимости от расположения рецепторов: экстрарецептивные, интеррецептивные и проприорецептивные.

В зависимости от того, какие отделы мозга необходимыдля осуществления рефлекса: спинальные, бульбарные, мезенцефальные, кортикальные.

В зависимости от отдела нервной системы, который реализует ответ: соматические или вегетативные.

По характеру ответной реакции: моторные, секреторные, сосудодвигательные. Моторные рефлексы по длительности ответной реакции разделяются на фазические и тонические.

По приспособительному значению рефлексы делятся на безусловные и условные.

1234Следующая ⇒



Учение о рефлексе (Декарт, Прохазка, Сеченов, Павлов). Рефлекторная дуга, ее звенья. Понятие о времени рефлекса.

Под рефлексом Р. Декарт понимал движение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. Согласно его схеме, внешние предметы действуют на периферические окончания расположенных внутри «нервных трубок» нервных «нитей», которые, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. По каналам этих нервов «животные духи» перемещаются в соответствующие мышцы, которые в результате раздуваются, и, таким образом, происходит движение. Причина двигательного акта детерминирована материальными изменениями на кожной периферии тела, а нервный процесс подобен перемещению крови по сосудам. Р. Декарта по праву можно считать родоначальником детерминистической психофизиологии. Важным в творчестве Р. Декарта является выработка понятия о стимуле, необходимом для приведения в действие механизмов человеческого тела.

Основные теоретические положения Р. Декарта, используемые современной физиологией, сводятся к следующим: органом ощущений, эмоций и мыслей является мозг; мышечный ответ порождается процессами в примыкающем к мышце нерве; ощущение обусловлено изменениями в нерве, связывающем орган чувств с мозгом; движение в сенсорных нервах отражается на моторных, и это возможно без участия воли (рефлекторный акт); вызванные посредством сенсорного нерва движения в веществе мозга создают готовность вновь производить такое же движение (обучаемость).

Сущность своих взглядов на рефлекс Й. Прохазка выразил следующим образом: внешние впечатления, возникающие в чувствительных нервах, очень быстро распространяются по всей их длине до самого начала. Там они отражаются по определенному закону, переходят на соответствующие им двигательные нервы и по ним очень быстро направляются к мышцам, посредством которых производят точные и строго ограниченные движения.

Впервые термин «рефлекс» был введен в научный язык Й. Прохазкой. Он сделал еще один шаг вперед в физиологическом утверждении стимула, ибо постулировал, что ответная рефлекторная реакция всегда проявляется в размерах, соответствующих силе приложенного стимула.

Рассмотрим следующие основные черты Сеченовской теории рефлекса (Ярошевский, 1961).

1. Рефлекс им понимался как универсальная и своеобразная форма взаимодействия организма со средой, опирающаяся на эволюционную биологию. И. М. Сеченов поставил вопрос о существовании двух родов рефлексов. Во-первых, постоянные, врожденные, осуществляемые низшими отделами нервной системы. Он назвал их «чистыми» рефлексами. Во-вторых, рефлексы головного мозга изменчивые, приобретенные в индивидуальной жизни. Эти рефлексы И. М. Сеченов представлял себе одновременно и физиологическим и психическим явлением. Таким образом, была впервые показана неотделимость психических процессов от мозга и одновременно обусловленность психики внешним миром.

2. Физиологический субстрат рефлекторных актов характеризуется как нейродинамика, отличная от динамики других систем. Открытие центрального торможения И. М. Сеченовым в 1862 г. было первым шагом к созданию им новой физиологии головного мозга. Деятельность нервных центров мыслится теперь как непрерывная динамика процессов возбуждения и торможения.

Учение о рефлексе. Принципы рефлекторной теории И.П.Павлова.

На первый план ставятся межцентральные координационные отношения. Физиологическому анализу начинают подвергаться высшие мозговые центры. Если до И. М. Сеченова усиление или угнетение рефлекторных реакций трактовалось не иначе как усилием воли, сознания, разума, то И. М. Сеченов переводит все это на строгий физиологический язык и показывает, как центры головного мозга могут задерживать или усиливать спинальные рефлексы.

4. Функция мозговых центров трактуется в широком плане биологической адаптации. Центры влияют усиливающим или тормозящим образом на движения не потому, что высвобождается заложенная в них «психическая сила», и не потому, что укорачивается или удлиняется путь прохождения нервного импульса. И. М. Сеченов вводит понятие «физиологического состояния центра», которое непосредственно связано с биологическими потребностями. Само же состояние центра, отражая характер отношений со средой, представляет собой нервный субстрат потребности.

В учение о рефлексах вносится существенное дополнение. Реакция ставится в непосредственную зависимость не только от наличных раздражений, но и от всей суммы прежних воздействий, оставивших длительно сохраняющиеся следы в нервных центрах.

5. Мышечная чувствительность открывает новые перспективы для детерминистического анализа поведения. И. М. Сеченов считает, что мышечное чувство при выполнении одного движения становится в порядке ассоциации рефлексов сигналом для другого движения. Принцип ассоциации рефлексов лежит в основе обучения человека сложным формам трудовой деятельности. Устанавливается общий характер для движений и для психической деятельности — это наличие мышечной чувствительности.

Концепция условного рефлекса. На долю И. П. Павлова выпала чрезвычайно ответственная миссия — блестящие догадки, предвидения и мысли И. М. Сеченова он подкрепил научной концепцией условного рефлекса. И. П. Павлов мобилизовал все свое мастерство талантливого экспериментатора, чтобы его концепция была введена в строгие рамки лабораторного опыта.

И. П. Павлов понимал, что он, вслед за Сеченовым, вторгается в область явлений, обычно именуемых психическими. И. П. Павлов целиком придерживался рефлекторной схемы Р. Декарта и понимал значение рефлекса как одного из примеров универсального принципа детерминирования.

И. П. Павлов стал углубленно изучать физиологические закономерности условно—рефлекторной деятельности, биологическую же сторону явления оставил на перспективу. Отсюда и неизбежные противоречия в идее условного рефлекса: с одной стороны, приспособительный акт целого организма, с другой — элементарный процесс работы нервной системы.

Павловская теория ( здесь ограничимся лишь наиболее важными ее элементами применительно к теории рефлекса, которые были отмечены П. К. Анохиным (1979).)

1. Прежде всего был создан лабораторный метод объективного изучения приспособительной деятельности человека и животных — метод условных рефлексов.

2. Изучая условные рефлексы на целостном организме, И. П. Павлов подчеркивал их приспособительно—эволюционный смысл для животного мира.

3. И. П. Павлов предпринял попытку локализовать сам нервный процесс замыкания нервных связей в коре головного мозга у высших животных и человека. При этом он не был категоричным и не исключал специфического участия других отделов мозга в этом процессе. Он писал, что все наши законы всегда более или менее условны и имеют значение только для данного времени, в условиях данной методики, в пределах наличного материала.

4. И. П. Павлов констатировал наличие в коре головного мозга процесса торможения, чем подкрепил сеченовские идеи о тормозящем влиянии головного мозга.

5. Было четко сформулировано учение о физиологии анализаторов, под которыми И. П. Павлов, вслед за И. М. Сеченовым, мыслил триединую конструкцию: периферические рецепторы, проводящие пути и мозговые центры вплоть до коры больших полушарий.

6. Были описаны феномены динамики процессов возбуждения и торможения при условно—рефлекторной деятельности. В результате было сформировано представление о коре головного мозга как о мозаике из возбуждений и торможений.

7. В конце своей творческой жизни И. П. Павлов выдвинул принцип системности в работе коры головного мозга, способной формировать динамический стереотип деятельности, уже в какой—то мере независимый от качества внешних раздражений.

Рефлекторная дуга (нервная дуга) — путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса. Рефлекторная дуга состоит из:

рецептора — нервное звено, воспринимающее раздражение

афферентного звена — центростремительное нервное волокно — отростки рецепторных нейронов, осуществляющие передачу импульсов от чувствительных нервных окончаний в центральную нервную систему

центрального звена — нервный центр (необязательный элемент, например для аксон-рефлекса)

эфферентного звена — центробежное нервное волокно, проводящие возбуждение от центральной нервной системы на периферию

эффектора — исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса.

ЦНС)

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 3990;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

«Задание1: Выберите один правильный ответ 1. Принцип рефлекторной работы мозга был открыт: A. Иваном Михайловичем Сеченовым Б. …»

Тест: «ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РЕФЛЕКС – ОСНОВА НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СОН И СНОВИДЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ТИПЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» — 8 класс

Задание1: Выберите один правильный ответ

1. Принцип рефлекторной работы мозга был открыт:

A. Иваном Михайловичем Сеченовым

Б. Николаем Ивановичем Пироговым

B. Ильей Ильичом Мечниковым

2. Сужение зрачка, слюноотделение можно отнести к:

A. Условным рефлексам

Б. Безусловным рефлексам

B. Приобретенным рефлексам

3. Способность новорожденных к плаванию без предварительного обучения является примером:

A. Безусловного рефлекса

Б. Условного рефлекса

B. Инстинкта

4. В основе приобретенного поведения лежат:

A. Безусловные рефлексы

Б. Условные рефлексы

B. Инстинкты

5. Навыки катания на коньках, на велосипеде, плавание формируются на основе:

A. Динамического стереотипа

Б. Инстинктивных реакций

B. Безусловных реакций

6. Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, произойдет:

A. Безусловное торможение

Б. Исчезновение рефлекса

B. Условное торможение

7. Мышление возникает на основе:

A. Инстинкта

Б. Рассудочной деятельности

B. Безусловных рефлексов

8. Сущность образования условных рефлексов, процессов возбуждения и торможения была открыта и подробно изучена:

A. Иваном Михайловичем Сеченовым

Б. Николаем Ивановичем Пироговым

B. Иваном Петровичем Павловым

9. Сон представляет собой:

A. Один из видов торможения коры полушарий большого мозга

Б. Один из особых видов возбуждения коры полушарий большого мозга

B. Временное прекращение деятельности мозга

10. Во время сна клетки мозга:

A. Прекращают свою активность

Б. Восстанавливают свою работоспособность

B. Замедляют свою работоспособность

11. Люди видят сны в период:

А. Пробуждения

Б.

Медленного сна

В. Быстрого сна

12. Взрослый человек должен спать в сутки:

А. 4 часа

Б. 8 часов

В. 10 часов

13. Состояние длительного многолетнего сна называется:

А. Летаргией

Б. Гипнозом

В. Сомнамбулизмом

14. Специфическим условным раздражителем человека является:

А. Действие

Б. Слово

В. Мысль

15. Представление о цвете, форме, поверхности, запахе предмета складываются в:

А. Восприятие

Б. Впечатление

В. Ощущение

16. Установление взаимосвязи между фактами – основа:

A. Логической памяти

Б. Механической памяти

B. Слуховой памяти

17. Способность человека на основе уже имеющихся знаний добывать новую информацию, называется:

А. Познание

Б. Мышление

В. Память

18. Неуравновешенный, легковозбудимый тип темперамента называется:

А. Сангвиник

Б. Флегматик

В. Холерик

19. Уравновешенный, спокойный, инертный тип темперамента называется:

А. Сангвиник

Б. Флегматик

В. Меланхолик

20. Тип темперамента и особенности нервной системы:

A. Наследуются от родителей

Б. Зависят от внешней среды

B. Зависят от наследственности и факторов среды

Задание2: Вставьте пропущенное слово

1. Безусловные рефлексы являются…, передаются из поколения в поколение и проявляются как… реакции на определенные раздражители.

Принципы рефлекторной теории И.П.Павлова.

Рефлексы, возникающие в течение жизни, называются…, являются строго… и возникают в ответ на… раздражители.

3. Условные рефлексы лежат в основе… поведения, обеспечивающего адаптацию к окружающему миру, и сложной системы условно-рефлекторных связей в коре полушарий, формирующих… стереотип, лежащий в основе многих привычек и…

4. Гипотеза о рефлекторной основе деятельности… мозга принадлежит…, а создателем целостного учения об условных рефлексах является…

5. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо, чтобы период активного бодрствования сменялся…, который Павлов назвал… торможением, восстанавливающим функции… системы.

6. Человек видит сны в период… сна, который сменяется затем фазой… сна, состоянием глубокого…

7. Основные отличия человека от животных – это наличие … …. системы, в основе которой лежит…

8. Память – сложный психический процесс, складывающийся из запоминания, хранения и… информации; существует механическая,…, зрительная и… память.9. В основе обучения человека лежит…, то есть способность добывать новую… на основе уже имеющихся сведений; для активизации этого процесса лучше использовать разные виды…

14. По специфическим особенностям нервных процессов в организме психологи выделяют четыре типа… человека:…, …, … и ….Задание3: Дайте краткий ответ из одного-двух предложений

1. Какие рефлексы называют безусловными?

2. Что такое условные рефлексы?

3. Что является основой мышления человека?

4. В чем значение сна?

5. Что такое память?

Похожие работы:

«I. CROSSWORD “KINDS OF SPORT” Horizontal: 2. Катание на санках. 5. Прыжки. 7. Бывает фигурное. 8. Игра с ракетками и воланчиком. 10. Спортивная игра с мячом. 13. Бейсбол. 14. Бег. 15. Гольф. 16. Шахматы. 17. Легкая атлетика. Vertical: 1. Игра с двумя корзинами и мячом….»

«СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "МЕТРОПОЛИС" Директор государственного автономного учреждения Республики Коми "Центр информационных технологий" _ Беспалов В. И….»

«ВАРИАНТ 1 I. Спишите предложения, поставив сказуемое в пассивном залоге. Используйте предлог by, где это необходимо Модель. The customers can pay their household accounts by electronic transfer. The household accounts can be laid by the customers by electronic tran…»

«Контрольная работа по английскому языку за 1 полугодие 10 классДобавить артикль, если нужно: Russia _Africa UK _Gobi Desert Alps Elbrus Moscow Arctic Ocean Baikal Volga Вставить подходящие слова. A1 _ its geographical position Australia is called the Land Down Under. A2 _ most Australi…»

«КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА Ханты-Мансийский автономный округ – Югра ул. Нефтяников 13-а, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра(Тюменская область), 628602 Телефон: (3466…»

«Муниципальное общеобразовательное учреждение Больше – Зерентуйская средняя общеобразовательная школа Нерчинско-Заводского района Забайкальского края Сочинение "Дошёл до Победы" (на конкурс "Память о Победе") Автор: ученица 9 класса Вашурина Дарья Павловна Препо…»

«Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Кадетская школа № 4 г. Горно-Алтайска" выполнил Шестаков Александр руководитель Красиков Евгений Васильевич г. Горно – Алтайск-2014содержание Банк идей. Выбор объекта труда Экспертиза изделия Выбор материала и инструмента Спецификация изделия Перв…»

«Внешние признаки:бледность кожи;расширенные или суженные зрачки;покрасневшие или мутные глаза;замедленная речь;плохая координация движений.Поведенческие признаки:увеличивающееся безразличие к происходящему рядом;уходы из дома и прогулы в…»

«От кого: Человека – Гражданина СССР Хакимова Илдара ЯфасовичаПочтовый адрес: Татарской АССР. Кому: Временно исполняющему обязанности начальника УФМС России по Республике Татарстан Полковнику внутренней службы Шакирову Ф.С. адрес: 420012, г. Казань, ул. Чехова 8/2, каб. № 22(1 этаж) Теле…»

«Щеголев О.Н. Национальные государства (формирование, состояние и перспективы) Тезисы доклада на заседании семинара имени В.В. Бугровского 0.1. 25 сентября референдум о создании Курдистана на иракской территории, вкл. населённую арабами.0.2. Утром 15 сентября Ж.К. Юнкер заявил, что, если каталонцы проголо…»

Накопление фактов об условных и безусловных рефлексах и основанных на их представлениях позволило Павлову сформировать три принципа рефлекторной теории, на которые впервые указал Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга».

I – принцип причинности – в организме, в мозге в частности, нет процессов беспричинных, возникающих без толчка, повода.

II – принцип структурности, гласит, что нет процессов в мозге, которые не были бы приурочены к его структуре, были бы «бестелесными», не имели бы материальной основы.

III – анализ и синтез раздражений, воздействующих на организм из его внутренней и внешней среды, а также анализ и синтез ответной деятельности организма на эти раздражения. Этот принцип исходит из того, что каждый рецептор нашего организма узко специализирован и может воспринимать только отдельные качества предметов. Одни рецепторы воспринимают холод, другие – тепло, третьи реагируют только на прикосновение, четвертые – на снятие раздражителя. Эти рецепторы воспринимают лишь отдельные свойства предметов — анализируют их. Информация от рецептора поступает в головной мозг. Он перерабатывает ее так, что представление о предмете получается целостным (синтез). На основании этих целостных представлений формируется ответная реакция.

Условный рефлекс

Условный рефлекс – это реакция организма, которая приобретается при определенных условиях в процессе индивидуального развития.

Биологическая роль условного рефлекса заключается в расширении диапазона приспособительных возможностей организма. Значительно дополняя безусловный рефлекс, он позволяет в высшей степени тонко приспосабливаться к самым разнообразным условиям. Условный рефлекс образуется на основе безусловного.

Правила образования условных рефлексов. Процесс образования условных рефлексов требует соблюдения определенных правил. Во – первых, необходимо наличие двух раздражителей – безусловного и индифферентного, т.е. безразличного, который должен приобрести свойства условного. Например, при выработке у собаки условного пищевого рефлекса безусловным раздражителем может быть мясо, а индифферентным – любой раздражитель: свет, звук. Во – вторых, необходим определенный порядок их воздействия: вначале должен действовать индифферентный раздражитель, а затем безусловный ( вначале звонок, затем мясо). В – третьих, необходим определенный временной интервал между раздражителями ( после звонка через 10 – 30 с. дать собаке мясо). В четвертых, сила обоих раздражителей должна быть оптимальной, условный раздражителей должен быть слабее безусловного. В – пятых, необходимо учитывать уровень возбудимости коры, т.е. «функциональный фон» организма. В – шестых, нужно несколько раз повторить сочетание воздействий этих раздражителей.

Механизм образования условного рефлекса. Образование условного рефлекса можно представить следующим образом. Индифферентный раздражитель, который должен стать условным (звонок), действует на соответствующий рецептор (орган слуха). Он вызывает в нем возбуждение, которое по афферентным путям (слуховой нерв) поступает в корковый отдел анализатора (слухового) и вызывает в нем возбуждение. Безусловный раздражитель (мясо) действует на соответствующие рецепторы (ротовой полости и языка) и вызывает в них возбуждение, которое по афферентным путям поступает в подкорковый центр (продолговатый мозг) и одновременно в кору больших полушарий мозга, вызывая в них возбуждение. Из подкоркового центра возбуждение, усиленное импульсами из коры, поступает к эффекторам (слюнным железам). Таким образом, в коре головного мозга одновременно возникают два очага возбуждения. Из первого очага возбуждения распространяется (иррадиирует) по коре. Второй очаг, как более сильный «привлекает» иррадиирующее возбуждение к себе. Между очагами устанавливается определенное взаимодействие: возбуждение двигается от первого очага ко второму. Между ними образуется функциональная связь. При повторных сочетаниях воздействий обоих раздражителей связь становится все более прочной.

Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова

В дальнейшем воздействие уже одного индифферентного раздражителя, ставшего условным, вызывает движение возбуждения по «проторенным» путям из первого очага ко второму, а от него по эфферентным путям к рабочим органам и вызывает их специфическую реакцию.

Установление функциональной связи между двумя очагами возбуждения И.П. Павлов назвал замыканием, а саму связь – временной.

Большую роль в образовании условного рефлекса играет принцип доминанты. Во время воздействия безусловного раздражителя повышается возбудимость коркового отдела соответствующего анализатора. Возникший очаг возбуждения приобретает свойства доминирующего и привлекает к себе все волны возбуждения, поступившие в другие области коры больших полушарий головного мозга. При этом возбуждение из коркового центра анализатора, на который действует условный раздражитель, направляется к нему. Таким образом, происходит «проторение» пути и установление временной связи.

Образование условного рефлекса происходит при обязательном взаимодействии коры больших полушарий и подкорковых образований, в частности ретикулярной формации.

Виды условных рефлексов. Существует много разновидностей условных рефлексов. Их классифицируют по способу образования, характеру условного раздражителя и подкрепления, интервалу между их воздействиями.

По способу образования различают классические и инструментальные условные рефлексы. Классические условные рефлексы образуются при применении подкрепления независимо от ответной реакции организма. При выработки у собаки условного оборонительного рефлекса вслед за звонком через некоторое время следует болевое раздражение лапы электрическим током. Независимо от ответной реакции – отдернула собака лапу или нет, за каждым новым звонком следует болевое раздражение. После большого количества сочетаний собака отдергивает лапу в ответ на звонок еще до болевого раздражения. Это классический условный рефлекс. Если собака будет получать болевое раздражение только при условии, что она не отдернет лапу в ответ на звонок, образуется инструментальный условный рефлекс. В этом случае отдергивание лапы помогает собаке избежать болевого раздражения. Ответная реакция здесь служит «инструментом», при помощи которого она полно и совершенно приспосабливается к условиям.

По характеру условного раздражителя различают натуральные и искусственные условные рефлексы. Если в качестве условного раздражителя используют свойства безусловного, например, форму, цвет, запах, то такие условные рефлексы называют натуральными. Если условный раздражитель не связан со свойствами безусловного, то образованный с его применением условный рефлекс называют искусственным.

По времени между воздействиями условного и безусловного раздражителей различают совпадающие, запаздывающие и следовые условные рефлексы.

Совпадающий условный рефлекс образуется в том случае, если воздействие условного раздражителя опережает применение безусловного на 2 – 3 с. Здесь ответная реакция (условный рефлекс) осуществляется сразу же после начала воздействия условного раздражителя.

Если период между началом воздействия условного раздражителя и подкреплении составляет более 30 с., то образуется запаздывающий условный рефлекс. При этом ответная условно – рефлекторная деятельность возникает спустя определенное время после начала действия условного раздражителя.

Следовой условный рефлекс характеризуется тем, что подкрепление производится уже после прекращения применения условного раздражителя. В этом случае условный рефлекс образуется не на самом раздражителе, а на его следах в КБП.

Условный рефлекс может быть образован и при подкреплении условного раздражителя прочным, ранее выработанным условным рефлексом. Например, у собаки выработан прочный пищевой условный рефлекс на свет. При включении лампочки у нее возникает условный слюноотделительный рефлекс. Это условный рефлекс первого порядка. Затем вырабатывают уже новый условный рефлекс на звонок – включают звонок, а затем свет. В данном случае свет приобретает характер безусловного раздражителя. Это условный рефлекс второго порядка.

У детей можно выработать условные рефлексы шестого порядка.

Опыты (врожденные и приобретенные рефлексы).

Опыт I.

К ноге лягушки привяжите нитку, за которую удерживайте животное. Усадите лягушку на твердую поверхность. Нанесите раздражение, например, дернув за нитку,- лягушка прыгнет. При этом можно наблюдать целую цепь действий. Вначале лягушка приподнимается, принимая характерный угол 450 к поверхности почвы. Угол в 450 обеспечивает дальность прыжка (хорошо известно, что именно под этим углом брошенный камень летит дальше всего). Вполне понятно, что такая форма прыжка была полезна виду на суше. Она помогала организму быстрее уходить от преследования и закрепляться естественным отбором. Обладавшие ею особи выживали, оставляли потомство, не обладавшие – гибли. В результате образовался вид с этой формой поведения.

Опыт II.

Опустите лягушку в аквариум с водой. (Нитка по – прежнему у вас в руках). Когда животное успокоится, нанесите то же самое раздражение, дернув за нитку. Теперь лягушка не прыгнет, а поплывет. Задние ее лапки будут работать иначе, чем при прыжке, совершая плавные дугообразные движения. Когда лягушка отталкивается от воды лапой, пальцы широко растопырены и плавательная перепонка натянута, при обратном «холостом» ходе пальцы сжаты и плавательная перепонка не тормозит движения. Т. о. Движения лягушки в воде так же объективно целесообразны, как на суше, и эта приспособленность также возникла путем длительного естественного отбора, который, действуя на протяжении многих поколений, сохранил лишь те программы врожденного поведения, которые были полезны виду.

Поведение животного (рефлексы).

Опыт III.

Внесите в класс котенка и понаблюдайте за его поведением. Поставьте на стол. В первые секунды животное неподвижно замрет на месте. Это пассивнооборонительный безусловный рефлекс. Когда он кончится, начнется ориентировочный рефлекс: животное будет все обнюхивать, осматривать, прислушиваться, а некоторые предметы даже пробовать на вкус. Возможно оба рефлекса будут сменять друг друга несколько раз.

Опыт IV.

Возьмите расческу и пальцем проведите по ее зубьям. Раздастся треск. Потрещите над головой котенка, немного надвигая расческу на него. Котенок отстраняется в сторону. Это оборонительный безусловный рефлекс. Но надо при этом убедиться, что с пищевыми раздражениями звук расчески не связан.



Учебное издание

Димитриев Дмитрий Алексеевич

Учебное пособие по физиологии. Тема: «Нейрон, его строение и функция»«Общие свойства сенсорных систем»

Научный редактор А.Д.Димитриев

Подписано в печать. Объем 1,6 п.л. Тираж 50 экз.

Чувашский государственный педагогический

университет им.И.Я.Яковлева

428000, Чебоксары, ул.К.Маркса, 38

Отпечатано на участке оперативной полиграфии Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я.Яковлева

428000, Чебоксары, ул.К.Маркса, 38

Рене Декарт (1596—1650). Предположил, что при воздействии внешнего раздражителя (ожог пламенем свечи) происходит натягивание нервов, открываются кла­паны в желудочках головного мозга, из них выходит жи­вотный дух, который по артериям достигает мышц, и про­исходит движение. Несмотря на механицизм, в гипотезе присутствовали все основные звенья рефлекторной дуги. Присутствовал принцип детерминизма.

Понятие о ВНД. Принципы рефлекторной теории Павлова. Условные рефлексы, их виды

Гипотеза была дуалистическая, т.к. признавались и материальность про­цессов, и присутствие животного духа.

Иржи Прохаска (1749—1820). Ввел термин «реф­лекс», в процессе исследования периферической части рефлекторной дуги показал, что это нервы.

И.М. Сеченов (1829—1905). Явился осповоположником рефлекторной теории. Первый доказал матери­альность процессов обеспечения рефлекторной реакции. Написал книгу «Рефлексы головного мозга», в которой изложил основные положения рефлекторной теории) обо­сновал ведущую роль рефлекторного принципа в дея­тельности ЦНС. Открыл процесс торможения в ЦНС.

И.П. Павлов (1849-1936). Распространил реф­лекторную теорию И.М.Сеченова на высшую нервную деятельность человека и животных. Изучал условно-рефлекторную деятельность.

Чарлз С. Шерингтон (1856—1952). Исследуя реф­лекторную деятельность, обнаружил существование био­логической обратной связи и ввел термин «Рефлектор­ное кольцо». Описал ряд свойств нервных центров.

П.К. Анохин (1898—1974). Разработал теорию функциональных систем. Согласно этой теории слож­ная деятельность организма обеспечивается не отдель­ными рефлекторными реакциями и не их суммой, а слож­ной функциональной системой, объединяющей разные структуры ЦНС, эндокринное звено регуляции, механиз­мы памяти и другие психические функции.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕФЛЕКСОВ

По месту расположения рецепторов:

> интеро-,
> экстеро-,

> проприорецептивные

По характеру рефлекторного действия:

> моторные,

> секреторные,

> сосудодвигательные

По биологической значимости:

> оборонительные,

> пищевые,
> половые,

> ориентировочные,

> познотонические,

> локомоторные.

По месту расположения центральной части реф­лекторной дуги:

> спинальные,

> бульварные,

> диэнцефалические,

> мезэнцефальные,

> кортикальные.

Условные и безусловные.

Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Рефлекс в переводе с латинского языка означает повернутый назад, отраженный. Рефлексами называют реакции организма, осуществляемые нервной системой в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей (Биологический энциклопедический словарь, 1989).

Понятие о рефлексе возникло в XVII в. в учении французского философа и естествоиспытателя Рене Декарта (1596–1650). Хотя сам термин «рефлекс» был введен позднее чешским анатомом и физиологом Йиржи Прохазкой (1749–1820).

Разработанная Рене Декартом концепция рефлекса получила название механической. Нервные процессы Р. Декарт представлял по образцу системы кровообращения, используя существовавшие в то время принципы оптики и механики. Под рефлексом он понимал движение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. «Животными духами» Декарт обозначил потоки наиболее легких и подвижных частиц крови, которые, отфильтровываясь от остальных, поднимаются к мозгу.

Согласно схеме проведения нервного импульса, предложенной Декартом, внешние предметы действуют на периферические окончания нервных «нитей», расположенных внутри «нервных трубок». Натягиваясь, «нити» открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. По каналам этих нервов «животные духи» перемещаются в соответствующие мышцы, которые в результате раздуваются, и, таким образом, происходит движение.

Поведение животных и непроизвольные движения человека являлись по Декарту естественным, т.е. рефлекторным, ответом на какое-либо событие во внешнем мире. Тело впервые было освобождено от души. Это позволило Декарту называть животных бездушными механизмами, машинами. В отличие от них только человек имеет способность к осознаваемому произвольному поведению, за которое ответственна душа. И здесь Р. Декарт остался на позициях идеализма. Сознание человека он рассматривал в виде субстанционного начала, способного вступать во взаимодействие с телом и воздействовать посредством мозговой шишковидной железы (в современной анатомии – эпифиз) на подчиненные рефлекторным законам телесные процессы. Тело и сознание («разумная душа») для Декарта – самостоятельные субстанции (Батуев, 1991; Соколова, 1995; Ярошевский, 1998).

Дальнейшая разработка рефлекторных основ поведенческого акта нашла отражение в следующих концепциях:

Ø Учение о нервных вибрациях Д. Гартли.

Ø Биологическая концепция рефлекса Й. Прохаски.

Ø Анатомическая концепция рефлекса (Ч. Белл и Ф. Мажанди, М. Холл и И. Мюллер).

Ø Психофизиологическая концепция рефлекса И.М. Сеченова.

Ø Концепция условного рефлекса И.П.

Принципы рефлекторной теории Сеченова-Павлова

Павлова.

Ø Рефлексология В.М. Бехтерева.

Ø Диалектическая концепция А.А. Ухтомского.

Психофизиологическая концепция рефлекса И.М. Сеченова.Русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. Понятие о рефлекторном характере нервной деятельности претерпело у него существенные изменения. Рефлекс определялся как «целостный акт с его средним внутримозговым звеном и внемозговой соматической периферией, смыкающей организм с объектом» (Сеченов, 1952). Рефлекс, таким образом, понимался им как универсальная и своеобразная форма взаимодействия организма со средой. Впервые была показана неотделимость психических процессов от мозга и одновременно обусловленность психики внешним миром. Все психические акты, по мнению И.М. Сеченова, по способу происхождения и по механизму совершения являются рефлексами.

Основные положения рефлекторной концепции сводятся к следующим:

1. Принцип рефлекса охватывает функции всех иерархических уровней психического.

2. Психофизиологическую основу ментальных явлений образуют процессы, по происхождению и способу осуществления представляющие собой частную форму рефлекторных актов.

3. Целостный рефлекторный акт с его периферическим началом, центром и периферическим конечным звеном составляет далее неделимую функциональную единицу субстрата психических процессов.

4. В структуре рефлекторного акта как целостной единицы нервные и нервно-психические компоненты объединены общим функциональным принципом. Они играют роль сигналов-регуляторов по отношению к исполнительному звену. Рефлексам разных уровней сложности соответствуют различные по структуре и предметному содержанию регулирующие сигналы (Сеченов, 1952).

Открытие И.М. Сеченовым в 1862 г. центрального торможения было первым шагом к созданию им новой физиологии головного мозга. Деятельность нервных центров мыслится теперь как непрерывная динамика возбуждения и торможения.

По мнению М.Г. Ярошевского, важнейшим достижением русской научной мысли стал переход к новой стратегии объяснения психофизиологических корреляций. Смысл перехода, отмечает он, определил отказ от установки на локализацию «нематериального» сознания в материальном веществе мозга и перевод анализа психофизиологической проблемы в принципиально новый план, а именно – в план исследования поведения целостного организма в природной и социальной «применительно к человеку» среде. Пионером такой переориентации и стал И.М. Сеченов (Ярошевский, 1998).

Концепция условного рефлекса И.П. Павлова и теория ВНД.Дальнейшая разработка рефлекторной теории была реализована в работах Ивана Петровича Павлова (1849–1936) и его школы. Блестящие догадки, предвидения и мысли И.М. Сеченова он подкрепил научной концепцией условного рефлекса.

Им разрабатывается идея приспособительного характера рефлекса: «Будучи главнейшей деятельностью центральной нервной системы или ее основной функцией, рефлексы, по сути, являются элементами постоянного приспособления или постоянного уравновешивания» (Павлов, 1951) организма со средой. «Первое обеспечение уравновешивания, а следовательно, и целостности отдельного организма, как и его вида, составляют безусловные рефлексы, как самые простые … так и сложнейшие, обыкновенно называемые инстинктами… Но достигаемое этими рефлексами уравновешивание было бы совершенным только при абсолютном постоянстве внешней среды. А так как внешняя среда при своем чрезвычайном разнообразии вместе с тем находится в постоянном колебании, то безусловных связей как связей постоянных недостаточно, и необходимо дополнение их условными рефлексами, временными связями» (Павлов, 1951).

И.П. Павлов, определяя приспособительную функцию рефлексов, выделяет две крупные группы: безусловные и условные рефлексы.

Безусловный рефлекс – форма рефлекса, который всегда реализуется при действии на организм определенных раздражителей. Он генетически обусловлен нервной связью между органами восприятия и исполнительными органами. Выделяют простые безусловные рефлексы, которые обеспечивают элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела), а также более сложные безусловные рефлексы, лежащие в основе инстинктов и образованные последовательностями простых безусловных рефлексов (Павлов, 1952).

Условный рефлекс форма рефлекса, которая представляет собой динамическую связь между условным раздражителем и реакцией индивида, первоначально запускаемой безусловным раздражителем. Для объяснения условного рефлекса на уровне мозга было введено понятие временной нервной связи как механизма, обеспечивающего функциональную связь между отдельными структурами нервной системы при воздействии двух или более событий актуальной внешней среды (Павлов, 1952).

В ходе многочисленных экспериментальных исследований, проведенных в школе И.П. Павлова, были определены правила выработки условных рефлексов:

1. Совместное предъявление первоначально индифферентного и безусловного раздражителей при некоторой отсроченности второго ведет к образованию временной связи.

2. При отсутствии подкрепления (в результате многочисленного неподкрепления) условного раздражителя безусловным временная связь постепенно затормаживается (Павлов, 1952).

Общая схема рефлекса представляет собой взаимодействие трех отделов: рецепторного, центрального отдела нервной системы и эффектора (рабочего органа).

Продолжая сеченовскую теоретическую линию, И.П. Павлов органически увязывает понятия сигнала и сигнализации с понятием рефлекса, считая сигнальную функцию универсальным компонентом и фактором реализации всякого рефлекса. К тому же сигнальная функция присуща как нервному, так и психическому уровням организации поведения (Павлов, 1952; Ярошевский, 1998).

Введение понятия о сигнальных системах, как отмечает М.Г. Ярошевский, открывало новые подходы к решению психофизиологической проблемы. Уникальность сигнала в том, что он интегрирует физическое (будучи внешним раздражителем, выступающим в особой, превращенной форме), биологическое (являясь сигналом для нервной системы) и психическое (выполняя присущую психике функцию различения условий действия и управления им). Благодаря принципу сигнальности организм способен предвосхищать течение будущих событий и организовывать поведение соответственно возможным благоприятным и неблагоприятным для него ситуациям (Ярошевский, 1998).

И.П. Павлов, определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, выдвинул учение о двух сигнальных системах.

Первая сигнальная система – вид сигнальной системы как ориентировки животных и человека на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными условно-рефлекторными реакциями (Павлов, 1952).

Вторая сигнальная система – вид сигнальной системы, которая ориентирована на знаковые, прежде всего словесные, сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей (Павлов, 1952).

Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, то И.П. Павловым было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как имеющий преобладание первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мышления широко пользуются чувственными образами. Они воспринимают явления и предметы целиком, не дробя их на части. У мыслительного типа преобладает вторая сигнальная система. Для них характерна резко выраженная способность отвлечения от действительности, основанная на стремлении анализировать, дробить действительность на части, а затем соединять части в целое. Среднему типу свойственна уравновешенность функций двух систем (Павлов, 1952; Данилова, 2000).

Таким образом, мы подходим к разработанной И.П. Павловым теории высшей нервной деятельности. В своем аналитическом обзоре А.С. Батуев отмечает: «И.П. Павлов, будучи упоен полемикой с психологами и разделяя картезианский детерминизм, стал углубленно изучать физиологические закономерности условно-рефлекторной деятельности, биологическую же сторону явления оставил на перспективу. Отсюда и неизбежные противоречия в идее условного рефлекса: с одной стороны, приспособительный акт целого организма, с другой – элементарный процесс работы нервной системы. Все научное творчество И.П. Павлова было посвящено разрешению этого противоречия и созданию наименее противоречивой идеологии в его теории высшей нервной деятельности» (Батуев, 1991).

Высшая нервная деятельность – форма нервной деятельности, которая включает в себя нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. В качестве единицы анализа высшей нервной деятельности выступает рефлекс, посредством которого происходит реагирование организма на воздействия окружающего мира. Основными механизмами работы являются нервные процессы возбуждения, за счет которого могут образовываться и функционировать новые временные связи, и торможения, которое может обусловливать угасание условного рефлекса, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным (Павлов, 1952).

Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 5903 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Оставьте комментарий