Представление древних о земле

Введение

Несмотря на высокий уровень астрономических сведений народов древнего Востока, их взгляды на строение мира ограничивались непосредственными зрительными ощущениями. Поэтому в Вавилоне сложились взгляды, согласно которым Земля имеет вид выпуклого острова, окруженного океаном. Внутри Земли будто бы находится “царство мертвых”. Небо — это твердый купол, опирающийся на земную поверхность и отделяющий “нижние воды” (океан, обтекающий земной остров) от “верхних” (дождевых) вод. На этом куполе прикреплены небесные светила, над небом будто бы живут боги. Солнце восходит утром, выходя из восточных ворот, и заходит через западные ворота, а ночью оно движется под Землей.

Согласно представлениям древних египтян, Вселенная имеет вид большой долины, вытянутой с севера на юг, в центре ее находится Египет. Небо уподоблялось большой железной крыше, которая поддерживается на столбах, на ней в виде светильников подвешены звезды.

В Древнем Китае существовало представление, согласно которому Земля имеет форму плоского прямоугольника, над которым на столбах поддерживается круглое выпуклое небо. Разъяренный дракон будто бы согнул центральный столб, вследствие чего Земля наклонилась к востоку. Поэтому все реки в Китае текут на восток. Небо же наклонилось на запад, поэтому все небесные светила движутся с востока на запад.

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

При помощи некоторых книг о древнем Египте я попытаюсь выяснить как видели мир древние египтяне в разных сферах их жизни.

Мифы древнего Египта

Первым мифом о создании мира в Древнем Египте была Гелиопольская космогония:

Политическим центром государства Гелиополь (библейск. Он) никогда не был, однако с эпохи Древнего царства и вплоть до конца Позднего периода город не утрачивал значения важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. Космогоническая версия Гапиополя, сложившаяся в V династию, была наиболее распространённой, а главные боги гелиопольского пантеона — особенно популярными во всей стране. Египетское название города — Иуну ("Город Столбов") связано с культом обелисков.

В начале был Хаос, который назывался Нун,- бескрайняя, неподвижная и холодная водная гладь, окутанная темнотой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался незыблемым.

Но однажды из Океана появился бог Атум — первый бог во вселенной.

Вселенную по-прежнему сковывал холод, и всё было погружено во тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твердое место — какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен — Изначальный Холм.

Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом.

Обретя под ногами землю, Атум стал размышлять, что ему делать дальше. Прежде всего надо было создать других богов. Но кого? Может быть, бога воздуха и ветра? — ведь только ветер сможет привести в движение мертвый Океан. Однако, если мир придёт в движение, то всё, что бы Атум после этого ни сотворил, будет немедленно разрушено и вновь превратится в Хаос. Творческая деятельность совершенно бессмысленна до тех пор, пока в мире нет стабильности, порядка и законов. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо создать богиню, которая будет охранять и поддерживать раз навсегда установленный закон.

Приняв после многолетних раздумий это мудрое решение, Атум, наконец, приступил к сотворению мира. Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха и изрыгнул Тефнут, богиню мировго порядка.

Нун, увидав Шу и Тефнут, воскликнул: "Да возрастут они!".

И Атум вдохнул в своих детей Ка.

Но свет ещё не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма и тьма,- и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. Атум послал на поиски Шу и Тефнут своё Око. Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его "Великолепным". Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей.

По другой (элефантинской) версии, сюжетно не связанной с гелиопольской космогонической легендой, но достаточно распространенной и популярной в Египте, людей и их Ка вылепил из глины барано-головый бог Хнум, главный демиург в элефантинской космогонии.

Старое Око очень разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую миссию- быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-Маат миропорядка.

С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах все боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солцечное Око в виде кобры называется у ре и. Помещенный на лоб или на корону, урей испускает ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем самым урей защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат.

В некоторых вариантах Гелиопольского космогонического мифа упоминается изначальная божественная птица Вену, как и Атум, никем не сотворённая. В начале мироздания Вену летал над водами Нуна и свил гнездо в ветвях вербы на Холме Бен-Бен (поэтому верба считалась священным растением).

На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм Гелиополя — святилище Ра-Атума. Символами Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые листовой медью или золотом, считались местом пребывания Солнца в полдень.

От брака Шу и Тефпут родилась вторая божественная пара: бог земли Геб и его сестра и жена, богиня неба Нут. Нут родила — Осириса (егип. Усир(е)), Хора, Сета (егип. Сутёх), Исиду (егип. Исет) и Нефтиду (егип. Небтот, Небетхет). Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет, Исида и Осирис составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.

В Додинастическую эпоху Египет делился на две враждующие области — Верхнюю и Нижнюю (по течению Нила). После их объединения фараоном Нармером в централизованное государство страна продолжала административно делиться на Юг и Север, Верхний (от вторых порогов Нила до Иттауи) Египет и Нижний (Мемфисский ном и Дельта) и официально именовалась "Две Земли". Эти реальные исторические события отразились и на мифологии: по логике мифологических сюжетов Египет с самого начала мироздания делился на две части и у каждой была своя богиня-покровительница.

Южная часть страны находится под покровительством Нехбет (Нехёб(е)т) — богини в облике самки коршуна. Нехбет — дочь Ра и его Око, защитница фараона. Изображается она, как правило, в белой короне Верхнего Египта и с цветком лотоса или водяной лилии — эмблемой Верховья.

Змея-кобра Уаджет (Уто) — покровительница Нижнего Египта, дочь и Око Ра — изображается в красной короне Низовья и с эмблемой Севера — стеблями папируса. Имя "Уаджет" — "Зелёная" — дано по цвету этого растения.

Боги, под надзором и охраной которых пребывает государственная власть в Египте, носят "Объединённую корону Двух Земель" — корону "Пшент". Эта корона представляет собой как бы соединение корон Верхнего и Нижнего Египта в одно целое и символизирует объединение страны и власть над ней. На короне "Пшент" изображали урей, редко — два урея: один в виде кобры и другой в виде коршуна; иногда — связанные вместе папирусы и лотосы. Объединенной короной "Пшент" венчались на царство наследники богов после Золотого века — фараоны, "владыки Двух Земель".

Верховные божества носят и корону "атеф" — головной убор из двух высоких перьев, как правило, голубого (небесного) цвета — символ божества и величия. В короне "атеф" всегда изображается Амон. Корона "атеф" может увенчивать голову бога также и в сочетании в другими коронами, чаще всего — с короной Верхнего Египта (наиболее распространённый головной убор Осириса).

Религия Древнего Египта.(Мумификация, боги Египта)

1.Боги Египта:

В течение многовекового развития египетского государства значение и характер различных культов менялись. Смешивались верования древнейших охотников, скотоводов, земледельцев, на них наслаивались отзвуки борьбы и политического роста или упадка разных центров страны.

Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.

Египетские религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного культа: они в такой же мере были центрами социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. В эпоху Среднего Царства и в период царствования египетских императоров храмы в качестве главенствующей архитектурной формы превзошли пирамиды. Большой храм в Карнаке по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Как и в пирамидах, абсолютная величина храмов воплощала несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и, наконец, самой души.

Жрецы составляли только небольшую часть обширного персонала, обслуживающего храм, включающего охранников, писцов, певцов, служителей жертвенников, уборщиков, чтецов, пророков и музыкантов. В период расцвета храмовой архитектуры, около 1500 г. до н. э. храмы обычно окружались несколькими массивными сооружениями, а вдоль широкой аллеи, которая вела на их территорию, стояли рядами сфинксы, выполнявшие роль стражей. Все могли входить в открытый двор, но только немногие жрецы высшего ранга могли проникать во внутреннее святилище, где в раке, хранящейся в лодке, находилась статуя бога. Ежедневные церемонии в храмах включали в себя воскуривание жрецами благовоний на территории храма, затем пробуждение, умывание, умащивание благовониями и одевание статуи божества, жертвоприношение жареной пищи, затем повторное опечатывание святилища до следующей церемонии. Вдобавок к этим ежедневным храмовым церемониям во всем Египте регулярно проводились праздники и фестивали, посвященные различным божествам. Фестиваль часто устраивался в связи с завершением какого-либо сельскохозяйственного цикла. Статуя божества могла быть вынесена из святилища и торжественно пронесена по городу, а возможно, ей приходилось и наблюдать за празднеством. Иногда исполнялись пьесы, описывающие отдельные события из жизни божества.

Вероятно, в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный особо почитаемый бог и пантеон богов (Фаюм, Сумену – Собек (крокодил), Мемфис, Она – Амон, бык Апис, Ишгун – Тот (ибис, пещера, в которой хоронили птиц со всей страны), Даманхур – «Город хора», Санхур – «Защита Хора» — Гор (сокол), Бубаст – Бастет (кошка), Имет – Уаджет (змея). Поклонялись не только богам и животным, но и растениям (сикомора, священные деревья).

2.Могилы и похоронные обряды

Древние Египтяне верили, что мертвым могут понадобиться такие предметы, какими они пользовались при жизни, отчасти потому, что люди, по их представлениям, состояли из тела и души, поэтому продолжение жизни после смерти должно было касаться и тела. Это должно было означать, что тело следовало хорошо подготовить для оживления и что для него должны были быть приготовлены полезные и ценные вещи. Отсюда необходимость мумифицирования и снабжение могил всеми необходимыми вещами, способными сохранить тело в безопасности. Сохранение тела и обеспечение его предметами первой необходимости соответствовали, таким образом, религиозным верованиям в то, что жизнь не кончается. (Некоторые из древних могильных надписей убеждали умерших, что смерть в конце концов — всего лишь иллюзия: "Не умершим ты ушел; ты ушел живым".)

Страницы: следующая →

123456Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Древний Египет. Фараон Эхнатон

    Реферат >> Культура и искусство

    … него система мистико-религиозных представленийдревнихегиптян была чрезвычайно сложной и … передачи индивидуального облика модели здесь проявляется в … М., 1998. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнегомира. – М.: Дет. лит., 1986. Липинская …

  2. Религия и мировоззрение египтян

    Реферат >> Культура и искусство

    … А. Коростовцев "Религия Древнего Египта" Москва, 1976 г. ПОТУСТОРОННИЙ МИР Изучать представленияегиптян о потустороннем мире возможно лишь … к доисторическим представлениям: в частных погребениях древнейших времен обнаружены глиняные модели небольших судов …

  3. Культура древнего Египта (26)

    Реферат >> Культура и искусство

    … других стран и народов Древнегомира. Древниеегиптяне создали высокую по своему … египетской религиозной мысли.4 Согласно представлениямдревнихегиптян, их боги были всемогущественными и … стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и …

  4. Охарактеризуйте специфику культуры Древнего Египта и её влияние на культуру древних цивилизаций

    Реферат >> Культура и искусство

    … не удалось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, … -еретика было предано проклятию.Согласно представлениюдревнихегиптян, их боги были всемогущими и … истины Маат предмет, напоминающий модель водяных часов. По всей …

  5. Культура Древнего Египта 2 Древний Египет

    Курсовая работа >> Культура и искусство

    … востока песками пустынь, – ограничивало мирдревнихегиптян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и … очень долго. По представлениямдревнихегиптян, человек наделён несколькими … фиксировались возрастные черты модели, появились элементы раскрытия …

Хочу больше похожих работ…

Представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления.


Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане. Следовательно, эти киты и были в их глазах основной основ, подножием всего мира.

Увеличение географических сведений связано прежде всего с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.


Древние греки представляли себе Землю плоской. Такого мнения придерживался, например, древнегреческий философ Фалес Милетский, живший в VI веке до н.э .Землю он считал плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос (отождествленный позднее с Аполлоном) и совершал свой путь по небу.


Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.


Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.


Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо — небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря. Таким образом, в основе представлений древних вавилонян о Земле лежали наблюдения за явлениями природы, однако ограниченность знаний не позволяла правильно их объяснить.

Когда люди начали совершать далекие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая.

Великий древнегреческий ученый Пифагор Самосский

Великий древнегреческий ученый Пифагор Самосский (в VI веке до н. э.) впервые высказал предположение о шарообразности Земли. Пифагор оказался прав. Но доказать гипотезу Пифагора, и тем более определить радиус земного шара удалось значительно позже. Считается, что эту идею Пифагор заимствовал у египетских жрецов. Когда об этом знали египетские жрецы, можно только догадываться, поскольку они в отличие от греков скрывали свои знания от широкой публики.

Сам же Пифагор, возможно ещё опирался на свидетельства простого моряка Скилака Кариандского, который в 515 году до н.э. сделал описание своих плаваний по Средиземноморью.

Франческо Хайес. Аристотель, 1811

Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель (IV в. до н. э.) первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями. Вот три факта:

1. Tень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Во время затмений Земля бывает повернута к Луне разными сторонами. Но только шар всегда отбрасывает круглую тень.
2. Корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы "тонут", исчезая за линией горизонта.
3. Некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда.

Клавдий Птолемей (2 в. н. э.)

Клавдий Птолемей (2 в. н. э.) — древнегреческий астроном, математик, оптик, теоретик музыки и географ. В период с 127 по 151 год жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Он продолжил учение Аристотеля относительно шарообразности Земли.

Вселенная по представлению Птолемея: планеты вращаются в пустом пространстве.

Он создал свою геоцентрическую систему мироздания и учил, что все небесные тела движутся вокруг Земли в пустом мировом пространстве.

Впоследствии систему Птолемея признала христианская церковь.

Аристарх Самосский

Наконец, выдающийся астроном древнего мира Аристарх Самосский (конец IV — первая половина III в. до н. э.) высказал мысль о том, что не Солнце вместе с планетами движется вокруг Земли, а Земля и все планеты вращаются вокруг Солнца. Однако в его распоряжении было очень мало доказательств.

И прошло еще около 1700 лет, прежде чем это удалось доказать польскому ученому Копернику.

Представление людей о Вселенной

«Не огромность мира звезд вызывает восхищение, а человек, который измерил его.»
Б. Паскаль

Астрономия начиналась с представления, что весь мир — это Земля и небесный свод над ней. Теперь мы знаем, что в бесконечной Вселенной есть миллиарды галактик. Удивительные открытия постоянно меняли представления о мире, и процесс этот продолжается до сих пор.

Астрономия из глубины веков

Все мы слышали, что древние люди считали Землю плоской, покоящейся на трех слонах, которые, в свою очередь, стоят на спине огромной черепахи. Черепаха плавает по бескрайнему мировому океану, а над ней находится подобие шатра, к которому прикреплены звезды. Это — лишь одна из многочисленных теорий строения Земли, существовавших тысячи лет назад.

Индейцы майя делили год на 18 месяцев, по 20 дней в каждом. Они же наиболее точно из древних вычислили продолжительность года

Естественно, люди не могли не заметить, что на небосводе происходят постоянные изменения: солнце движется в течение дня, луна меняет размер и положение, даже звезды не остаются на одном месте. Еще древнеегипетские жрецы, в III тысячелетии до нашей эры, занимались астрономическими наблюдениями и сделали несколько открытий. Например, они научились предсказывать ежегодный разлив Нила, заметив, что он наступает сразу после того, как на небе перед рассветом появляется яркая звезда, Сириус. Им удалось вычислить продолжительность солнечного года. Их наблюдения оказались на удивление точными, год равнялся 365 суткам, в то время как по современным уточненным данным продолжительность тропического года составляет 365,242198 суток.

Древнейший астрономический прибор — астролябия. Это плоская круглая «тарелка» с градусами по краю, диском внутри и линейкой, которую поднимают вертикально для измерения расстояния между светилами и их высоты над горизонтом

Жрецы государства Вавилон, существовавшего во II—I тысячелетиях до нашей эры, научились составлять астрономические таблицы, дали названия большинству созвездий, создали лунный календарь и разделили год на 12 месяцев. Астрономы Древнего Китая так хорошо изучили движение Солнца и Луны, что могли предсказывать затмения. Они же создали модель небесной сферы, которая помогала определять положения объектов на небе.

Задачи, которые решали древние с помощью астрономии:

  • Ориентация на местности по звездам
  • Составление календаря
  • Определение времени

Что находится в центре мира?

Впервые о том, что Земля является не плоским диском, а шаром, заговорили древние греки. Аристотель, наблюдая солнечные затмения, увидел, что тень, закрывающая светило, круглая. А так как эту тень могла отбрасывать только Земля, он сделал вывод, что наша планета имеет форму шара. Но Аристотель, как и другие исследователи, считал Землю центром Вселенной.

Гелиоцентрическую систему мира, в соответствии с которой Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, разработал древнегреческий астроном Аристарх Самосский (III век до н. э.).

Он же высказал гипотезу, что Земля не только движется вокруг Солнца, но и вращается вокруг своей оси, поэтому и происходит смена ночи и дня.

Но теории Аристарха Самосского не нашли поддержки, и на долгие века учеными была признана модель мира, созданная его соотечественником Клавдием Птолемеем (II век). Как же выглядела геоцентрическая модель мира Птолемея? В центре находилась Земля, вокруг нее по концентрическим орбитам двигались Солнце, Луна и известные в то время небесные тела.

Картина А. Карона «Астрономы, изучающие затмение» (1571)

Только в XVI веке астроном Николай Коперник вернулся к системе мира, где Солнце находится в центре. Вскоре были открыты законы движения планет и закон всемирного тяготения; в астрономии начался новый этап. Следующий рывок наука о небесных телах совершила в XIX веке, когда стали применяться спектральный анализ и фотография. ХХ век с его новыми методами исследований с использованием радиоволн и рентгена продвинул астрономию далеко вперед. Запуск искусственных спутников, полеты в космос и высадка на Луну, отправка космических аппаратов на Марс и Венеру помогают астрономам приблизиться к разгадкам небесных тайн.

Мифы Древней Греции утверждают, что наш мир появился, когда богиня земли Гея возникла из темного и безграничного хаоса. Она родила Урана, бога неба, а потом от их союза появились титаны, среди которых были Океан и бог времени Кронос

Представления древних о Земле

 
"" Фото: Kevin Gill

В большинстве все представления древних базировались на геоцентрической ситсеме мира. По преданию, древние индийцы представляли себе Землю в виде плоскости, лежащей на спинах слонов. До нас дошли ценные исторические сведения о том, как представляли себе Землю древние народы, жившие в бассейне рек Тигра и Евфрата, в дельте Нила и по берегам Средиземного моря — в Малой Азии и Южной Европе. Сохранились, например, письменные документы из древней Вавилонии давностью около 6 тыс. лет. Жители Вавилона, унаследовавшие свою культуру от еще более древних народов, представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо — небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря. Таким образом, в основе представлений древних вавилонян о Земле лежали наблюдения за явлениями природы, однако ограниченность знаний не позволяла правильно их объяснить.

Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой то дождь, то засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

Очень многим география обязана древним грекам, или эллинам. Этот немногочисленный народ, живший на юге Балканского и Апеннинского полуостровов Европы, создал высокую культуру. Сведения о самых древних из известных нам представлений греков о Земле мы находим в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». В них говорится о Земле как о слегка выпуклом диске, напоминающем щит воина. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь ежедневно из вод Океана на востоке и погружаясь в них на западе.

Народы, жившие в Палестине, представляли себе Землю иначе, чем вавилоняне. они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании они отводили ветрам, которые приносят с собой то дождь, то засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находится в нижнем поясе неба и отделяет собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града.


Изображение земли 17 века, обратите внимание, что пуп земли находится в Палестине.

В древнеиндийской книге, которая называется «Ригведа», что значит «Книга гимнов», можно найти описание — одно из самых первых в истории человечества — всей Вселенной как единого целого. Согласно «Ригведе», она устроена не слишком сложно. В ней имеется, прежде всего, Земля. Она представляется безграничной плоской поверхностью — «обширным пространством». Эта поверхность покрыта сверху небом. А небо — это голубой, усеянный звездами «свод».

Между небом и Землей — «светящийся воздух».

В Древнем Китае существовало представление, согласно которому Земля имеет форму плоского прямоугольника, над которым на столбах поддерживается круглое выпуклое небо. Разъяренный дракон будто бы согнул центральный столб, вследствие чего Земля наклонилась к востоку. Поэтому все реки в Китае текут на восток. Небо же наклонилось на запад, поэтому все небесные светила движутся с востока на запад.

Представления славян язычников о земном устроении были очень сложны и запутаны.

Ученые-славяноведы пишут, что он казался им похожим на большое яйцо, в мифологии некоторых соседних и родственных народов это яйцо было снесено "космической птицей". У славян же сохранились отголоски легенд о Великой Матери — родительнице Земли и Неба, праматери Богов и людей. Имя ее было Жива, или Живана. Но о ней известно не много, потому что, судя по легенде, она удалилась после рождения Земли и Неба. Посредине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть "Желтка" — наш живой мир, мир людей. Нижняя "исподняя" сторона Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей. Как ни удивительно, но, случайность это или нет, древние славяне имели представление о форме Земли и смене дня и ночи. Вокруг Земли, подобно яичным желткам и скорлупе, расположены девять небес (девять трижды три священное число у самых разных народов). Вот почему мы до сих пор говорим не только "небо", но и "небеса". Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение: одно для Солнца и звезд, другое для Месяца, еще одно для туч и ветров. Седьмое по счету наши предки считали "твердью", прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Вспомним, как говорят о сильном ливне: "разверзлись хляби небесные". Ведь "хлябь" — это морская бездна, водный простор. Мы все еще многое помним, только не знаем, откуда эта память и к чему она относится.

Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. По мысли древних славян, Мировое Древо похоже на огромный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют семена всех деревьев и трав. Это дерево было очень важным элементом древнеславянской мифологии — оно связывало все три уровня мира, простиралось своими ветвями на четыре стороны света и своим "состоянием" символизировало настроение людей и Богов в различных обрядах: зеленое дерево означало достаток и хорошую долю, а засохшее символизировало уныние и использовалось в обрядах, где участвовали злые Боги. А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым небом, в "хлябях небесных" есть остров. Остров этот называли "ирием" или "вирием". Некоторые ученые полагают, что от него происходит теперешнее слово "рай", так прочно связанное в нашей жизни с христианством. А еще ирий называли островом Буяном. Этот остров известен нам по многочисленным сказкам. И на том острове живут прародители всех птиц и зверей: "старший волк", "старший олень" и т.д. Славяне полагали, что именно на небесный остров улетают осенью перелетные птицы. Туда же возносятся души зверей, добытых охотниками, и держат ответ перед "старшими" — рассказывают, как поступили с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним. Тогда "старшие" скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь. Если же человек провинился не оберется беды… (Как мы видим, язычники отнюдь не считали себя "царями" природы, которым позволено грабить ее как угодно. Они жили в природе и вместе с природой и понимали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у человека.)

Греческий философ Фалес (VI в. до н. э.) представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится большой пузырь, имеющий форму полушария. Вогнутая поверхность этого пузыря — небесный свод, а на нижней, плоской поверхности, наподобие пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно догадаться, что представление о Земле как о плавающем острове Фалес основывал на том факте, что Греция расположена на островах.

Современник Фалеса — Анаксимандр представлял Землю отрезком колонны или цилиндра, на одном из оснований которого мы живем. Середину Земли занимает суша в виде большого круглого острова Ойкумены («населенной Земли»), окруженного океаном. Внутри Ойкумены находится морской бассейн, который делит ее на две приблизительно равные части: Европу и Азию. Греция же расположена в центре Европы, а город Дельфы — в центре Греции («пуп Земли»). Анаксимандр считал, что Земля — центр Вселенной. Восход Солнца и других светил на восточной стороне неба и заход их на западной он объяснял движением светил по кругу: видимый небесный свод составляет, по его мнению, половину шара, другое полушарие находится под ногами.

Мир в представлении древних египтян: внизу —— Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль
бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

Последователи другого греческого ученого — Пифагора (р. ок. 580 — ум. 500 до н. э.) — уже признали Землю шаром. Шаровидными они считали и другие планеты.

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов.
Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая,
свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

Представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления.
 

Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане.

Древние греки представляли себе Землю плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу.

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.


Древнескандинавская Земля.

Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо — небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух.


Ветхозаветная Земля в виде скинии.


Семь небесных сфер по мусульманским представлениям.


Вид Земли по представлениям Гомера и Гесиода.


Платоновское Веретено Ананки — Световая сфера связует землю и небо
наподобие обшивки корабля и пронизывает небо и землю насквозь в виде
светящегося столпа в направлении мировой оси, концы которой совпадают с полюсами.


Вселенная по Лайошу Ами.

Когда люди начали совершать далекие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая. Так, продвигаясь на юг, путешественники заметили, что в южной стороне неба звезды поднимаются над горизонтом пропорционально пройденному пути и над Землей появляются новые звезды, которые раньше не были видны. А в северной стороне неба, наоборот, звезды спускаются вниз к горизонту и потом совсем исчезают за ним. Выпуклость Земли подтверждалась также наблюдениями за удаляющимися кораблями. Корабль исчезает за горизонтом постепенно. Вот уже скрылся корпус корабля и над поверхностью моря видны только мачты. Потом исчезают и они. На этом основании люди стали предполагать, что Земля шарообразна. Есть мнение что до завершения экспедиции Фернана Магеллана, корабли которого поплыли в одну сторону и неожиданно для себя приплыли с обратной стороны туда же, то есть вплоть до 6 сентября 1522 года о шарообразности Земли никто и не подозревал.



Среди вопросов, которые ставила перед собой первобытный человек, очевидно, были и вопросы о свойствах окружающей природы. Любознательность порождала стремление узнать, что же находится за ближайшими холмами, за лесом или речкой. Мир, который открывался человеку, отображался в ее сознании, и знания, так необходимые для выживания, передавались из поколения в поколение. Со временем люди начали зарисовывать, а с появлением письменности и записывать то, что видели и слышали, научились схематически изображать местность. Так постепенно накапливались знания о Земле. Там, где заканчивалась информация, включалась фантазия.

В разные времена и у разных народов представления о нашей планете были достаточно разнообразными и значительно отличались от современных. Так, древние индейцы считали, что Земля — это полушарие, которую держат четыре слона, которые стоят на огромной черепахе.

Жители побережья океана представляли Землю в виде диска, размещенного на спинах трех китов, плавающих безбрежным океаном. В воображении древних китайцев Земля имела форму гигантского лепешки. В свое время египтяне были уверены, что Солнце на корабле путешествует по небосводу, поддерживающий богиня неба, а вавилоняне изображали Землю в виде горы, окруженной морем.

Однако, по мере накопления знаний об окружающем мире люди стали задумываться, почему корабли за горизонтом исчезают постепенно, сам горизонт расширяется при подъеме вверх, а при лунных затмениях земная тень приобретает круглую форму. Эти и другие наблюдения были систематизированы древнегреческими учеными Пифагор Самосский (VI век до н.э.) и Аристотелем (ок. 384-322 гг до н.э.), которые первыми высказали предположение о шарообразности Земли. Пифагор обосновал свое мнение так: все в природе должно быть гармоничным и совершенным; совершенным из геометрических тел является шар; Земля также должна быть совершенной, значит он — шаровидная! В III в. до н.э. известный древнегреческий математик и географ Эратосфен Киренский (ок. 275-194 гг до н.э.) впервые подсчитал размеры нашей планеты, ввел понятие "параллели" и "меридианы". Также впервые, хотя и произвольно, он нанес эти линии на заключенное им карту заселенной земли. Этой картой пользовались почти 400 лет — до конца I в. До наших дней дошли 27 карт древнегреческого ученого Клавдия Птолемея (ок. 90-160 гг н.э.) из египетского города Александрия, которые он добавил к своей научной работы "География". В этом произведении он описал, как укладывать карты, перечислил около 8 тыс. названий различных объектов местности, в том числе несколько сотен с географическими координатами, определенными за Солнцем и звездами. Птолемей впервые использовал сетку меридианов и параллелей, которая мало чем отличалась от современной.

В средние века, когда церковь возражала шарообразности Земли, наработки ученых античности были забыты, а Землю изображали в виде круга или прямоугольника, в центре которых часто размещали святые места, на крайнем востоке — рай, а на западе — ад. Еще в VI в. одну из таких карт создал византийский монах Козьмы Индикоплова. Изображенная им система мира, несмотря на явную нелепость, распространилась в тогдашней Европе. Даже в XIII в. на английском карте мира, помещенной в Псалтири, в "центре мира" размещено Иерусалим — священное место для христиан.

Географический глобус, как макет земного шара, впервые создал немецкий географ Мартин Бегайм в 1492 г. Побережье Африки были нанесены на основании сведений португальского мореплавателя Бартоломеу Диаша, который в 1487 году первым из европейцев обогнул Африку с юга, открыв мыс Доброй Надежды. Информация на глобусе была сильно искажена: там где на самом деле должна была быть Америка, изображалось восточное побережье Азии и много несуществующих островов. Ведь европейцам еще не было известно о существовании Америки, хотя того же года, когда Бегайм создавал свой глобус, экспедиция Христофора Колумба достигла берегов Нового света.

Прошло много времени пока, благодаря усилиям отважных мореплавателей и путешественников, с географических карт исчезли "белые пятна". Даже в XIX в. малоизвестными оставались огромные пространства вокруг Северного и Южного полюсов планеты.

Поэтому вполне понятно то, почему на карте полушарий из атласа Герарда Меркатора, изданном в 1606 году, на месте Антарктиды показана "Неизвестная земля", а Северная Америка простирается до Северного полюса.

Оставьте комментарий