Православные традиции русского народа

Мировоззрение представляет собой совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.

На протяжении многих тысячелетий религиозный феномен в силу своей универсальности и поразительного разнообразия, питал человеческую мысль и побуждал человека ставить основополагающие вопросы о происхождении мира и человека, о смысле человеческой жизни, о свободе воли и т.п.

Люди хотят найти в различных религиях ответ на связанные с загадкой человеческого существования тайны, которые сегодня, как и всегда, продолжают тревожить сердца людей. Что такое человек? Что есть добро и что есть зло? В чем истоки и причина страданий? Как достичь истинного счастья? Что такое смерть? Стремление к познанию тайны человеческого существования запечатлено в человеческом подсознание. От каменного века до термоядерной эры, претерпевая удивительные изменения, стремление к познанию тайны бытия продолжает существовать в неразрывной связи с мировой культурой.

Слово “религия” встречается очень часто в обыденной речи и в научных текстах, в публицистике и в художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана.

Религия — это форма сознания, предполагающая веру в существование Сверхъестественных сил и возможность контакта с ними. Религия подразумевает соединение с Высшим началом, находящимся за пределами этого мира, абсолютная связь с которым была некогда утрачена, но ее можно восстановить через открытость и доверие, через готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни, то что исходит от Высшего начала либо в форме откровения, либо в форме медитативного общения. Исходящее от высшего начала наставляет человека на его жизненном пути, является заповедями. которым необходимо следовать.

Религии мира делятся на «религииоткровения» (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм) и «религиимедитации».В религияхоткровения— знания, получаемого от Бога, недоступного рациональному познанию, постигаемого религиозной верой и несущего в себе истину и наставление, избранный Высшим Началом человек — пророк, воспринимает истину, исходящую свыше и обязан передать ее людям. В религиях медитации — достижения состояния углубленной сосредоточенности с помощью психических упражнений, сам человек при помощи медитативных практик, выходит на контакт с Высшим началом и получает истинное знание, которое сообщает людям.

Не довольствуясь описанием различных религий, человеческая мысль с давних пор стремится объяснить феномен религии, понять его природу и значение, понять, что составляет его сущность.

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1014 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Обряды и фольклор «жизненного цикла». Понятие переходного обряда. Родильный обряд

Функции календарных обрядов. Ритуальные темы русского календаря.

В русском народном творчестве ведущее место занимает земледельческий календарный фольклор.Дохристианский земледельческий календарь складывается из:

1. сочетания сроков начала и конца определенных работ в поле и дома,

2. аграрных и семейных обрядов и праздников.

Принятие христианства оказало на него огромное воздействие. Православная церковь, стремясь преобразовать языческую сущность празднеств, наложила на народный календарь церковный месяцеслов, или святцы, в которых в календарном порядке были расположены дни поминовения святых, события из истории церкви. В результате подобного наложения и возник народный месяцеслов и явление, которое получило название двоеверие, т. е. смешение в обряде языческих и христианских элементов. Русский земледельческий календарь и христианский календарь смыкались между собой.

Все 365 дней в году оказались посвящены какому-либо святому угоднику или важному евангельскому эпизоду. Каждый день в году стал праздником – большим (нерабочим) или малым (рабочим). Из народного календаря исчезли имена всех языческих богов. Их заменили имена христианских святых, которые превратились в добрых помощников в сельском труде и семейной жизни.

Дохристианский земледельческий календарь был ориентирован по солнцу, а церковный – по луне. В результате такого совмещения возникло два типа праздников. Первые – постоянные, непереходящие – ежегодно отмечались в одно и то же время. Другие – переходящие – справлялись в разные дни.

Народный календарь начинается с первого января, хотя дата эта никакого отношения к сельскохозяйственному году не имеет. Его начало – это либо приход весны (подготовка к севу), либо осень (окончание сбора урожая). В Древней Руси (до 1348 года) Новый год официально отмечался 1 марта, а с 1348 по 1699 год – 1 сентября, и лишь Петр I своим указом установил празднование Нового года по европейскому образцу.

Новогодняя обрядность начинала круг календарного фольклора. Началом Нового года русский крестьянин считал время зимнего солнцеворота, когда солнце как бы просыпалось от зимней спячки, дни становились длиннее. Период встречи Нового года получил название Святок. Они длились две недели – от Рождества Христова до Крещения (25 декабря – 6 января по старому стилю). Рождеству предшествует сочельник. С него и начинаются Рождественские святки. В представлении крестьян по приметам Рождественской ночи определялся будущий урожай, совершались магические обряды. Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, несколько ложек кутьи выбрасывал за дверь, на двор, угощая духов. Открыв дверь, приглашал на кутью "мороз" и просил его весной не губить посевы. Этот игровой обряд воспринимался как начало праздников.

Обряды и фольклор «жизненного цикла». Понятие переходного обряда. Родильный обряд.

Обряды жизненного цикла — группа обрядов, отмечающих основные (в конечном счете — все) этапы в жизни каждого чл. традиционного общества. Времено́й мерой этих обрядов является чел. жизнь от рож. до смерти и взросление, а затем старение конкретного индивида (хотя этапы и включаются в широкий контекст и не являются независимыми: так, младшая сестра обычно не выходит замуж раньше старшей, брак детей старит родителей, переводя их в другой возрастной слой). В этом проявляется и отличие от др. обрядов и их соотнесенность; гл. циклом, с к-рым соотнесена жизнь чел., является годовой цикл, вернее неск. годовых циклов: 1. традиционный, 2. крестьянский, 3. чисто церковный. a. Подвижный b. Неподвижный (круг праздников) Жизненный и годовой циклы метафорически приравнены друг к другу (весна — осень, юность — старость), а также и дневному циклу (утро — вечер), взаимопроникают — так, в родильных и свадебных обрядах много эл-тов календарной обрядности. Календарные обряды часто допускают участие лишь лиц опред. возраста (детей, молодежи и т. п.) и специально отмечают будущее (в гаданиях) и прошедшие за минувший год браки (напр., в масленичной обрядности). По объему понятие О.Ж.Ц. почти совпадает с понятием семейных обрядов, искл. составляют обряды рекрутские, к-рые отмечаются не одной семьей. С др. стороны, по содержанию эти понятия очень отличны: семейная обрядность описывает среду, условия исполнения обрядов, а термин "О.Ж.Ц." — их сущность, их макросюжет. По своим типологическим характеристикам эти обряды принадлежат к обрядам переходным, или инициационным. В этом смысле к О.Ж.Ц. следует относить и такие обряды, к-рые сост. возрастную веху: монашеский постриг, рукоположение в священники, коронование, посвящение в рыцари, в шаманы, в мастера (в цеховой организации) и т. п.

Обряды перехода, связанные, как известно, с изменением возрастного и социального статуса индивида, занимают одно из центральных мест в традиционной обрядности многих народов мира. Вместе с тем, вопрос о переходных обрядах в восточнославянской культурной традиции вплоть до настоящего времени является дискуссионным. Впервые он был поставлен еще в 1911 г. Д.К. Зелениным, который вскрыл связь обряда скакания в поневу с празднованием совершеннолетия девушек и тем самым отнес его к разряду переходных, признав ошибочным мнение о том, что “обряды инициаций на девушек не распространяются”.

Инициацияприобщение посвящаемого к эзотерическим знаниям, включение его в какую-либо замкнутую корпорацию, а также искусственная заданность ситуации, то есть отсутствие прямой связи с физическим созреванием.

C ссылкой на классический труд В.Я. Проппа, посвященный русской волшебной сказке, исследователи отмечают детальную разработку и широкую представленностьсюжета инициациив славянском повествовательном фольклоре. Многие авторы выражают сомнение в том, что переходные обряды когда-либо существовали у восточных славян в четко оформленном виде и склоняются к мнению, согласно которому элементы последних были включены в различные обрядовые циклы — календарный, родильно-крестильный, свадебный и похоронно-поминальный — таково мнение Т.А. Бернштам. В.И. Еремина высказала предположение, что древние славяне “по-видимому, не знали инициации как ритуального действа в целом”; А.К Байбурин в связи с этим прямо пишет об отсутствииинициации в восточнославянской традиционной культуре, которое “компенсировалось тем, что ее функции оказались распределены между другими обрядами”; сходной точки зрения придерживается Г.А. Левинтон, считающий, что множество схождений между женской инициацией и весенней обрядностью может получить объяснение “на чисто функциональной основе, без привлечения генетических гипотез”.

Таким образом, в настоящее время в отечественной науке отсутствует ясное понимание статуса переходных обрядов в восточнославянской культурной традиции; определение их места в системе традиционной обрядности в целом также пока затруднено в силу отсутствия общепризнанной типологии последней: как констатировал недавно К.В. Чистов, “фундаментальные исследования обрядов восточных славян… не привели до сих пор к созданию единой и в достаточной мере обоснованной типологии”.

Обряды перехода (rites de passage)

Концепт и сам термин «О. п.» связывают с именем антрополога Арнольда ван Геннепа. Ван Геннеп занимался общими особенностями переходов на протяжении жизненного пути, оформленных в систему обязательных ритуалов перехода от одного статуса к другому.

Каждый статус закрепляет человека в определенной группе и системе межличностных отношений; обряд изменения дает возможность индивидууму быть принятым об-вом в новом статусе, а об-ву — принять его в этом статусе.

Ван Геннеп развил свою теорию на основе анализа целого ряда переходов к новому статусу в различных об-вах. Сравнения позволили выявить существование трех общих стадий в таких переходах:

1. отделение (separation),

2. промежуточное состояние (transition)

3. включение (incorporation),

(хотя в различных ситуациях к.-л. из стадий может придаваться особое значение.)

Понятие перехода соотносится с аналогичными событиями в окружающей природе — О. п. можно обнаружить в праздновании окончания старого и наступления нового года. Первая и третья стадии этих обрядов могут тогда рассматриваться как своего рода гарантия безопасности расставания со старым и вступления в новый статус. Критическая стадия — вторая, на к-рой участвующий в обряде человек не обладает никаким статусом, а находится в промежуточном состоянии, не являясь членом к.-л. отдельной части об-ва; т. о., на этой стадии человек подвергается опасностям и сам представляет опасность для об-ва. Поэтому наиболее важная часть этого обряда связана с ограждением (containing) этих людей от остальных и с обеспечением прохождения этой стадии с наименьшим риском.

В стороне от этой общей социоцентристской теории стоит психоан. подход. Психоаналитики концентрируют свое внимание на обрядах инициации — точнее, обрядах физиолог.

Православные традиции

зрелости, — и рассматривают остальные как производные или вторичные.

Родильный обряд

Семейно-бытовые обряды предопределены циклом человеческой жизни. Они подразделяются на родильные, свадебные, рекрутские и похоронные.

Ритуальные действия: «выбор места родов, приготовление особого ложа, родовспомогательных средств, наконец, самое разрешение от бремени при помощи колдований и различных символических приемов, в роде развязывания узлов, тотчас при появлении ребенка на свет, и затем шестинедельная защита его от дурного глаза и злых духов, сохранившиеся доселе в славянском фольклоре, могут быть отнесены большею частью к пережиткам язычества…


Вскоре после появления на свет ребенка, совершался важный, в социологическом отношении, обряд – принятие его в лоно семьи, как равноправного члена. Это сопровождалось выполнением установленного ритуала: ребенка брали на руки, клали на землю, или на порог, или же на очаг, затем поднимали, обносили вокруг избы и целовали. При этом приносили подарки – зерно, тмин, соль, позднее деньги, и кумовья играли важную роль, что во многих местах сохранилось до сих пор.

Традиции России

Вековые традиции и обычаи русского народа

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

Пасха

Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник. Подробнее…

Рождество

Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января в отличие от западных церквей, празднующих его 25 декабря по григорианскому календарю.Подробнее…

Иван Купала

Еще в пору язычества у древних русичей существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил не кто иной, как Иоанн Креститель (точнее — его народный образ), крестивший самого Христа и чье рождество праздновалось 24 июня. Подробнее…

Масленица

В старину масленица считалась праздником поминовения усопших.

Духовные истоки Святой Руси. Традиции православного воспитания

Так что сжигание масленицы — это ее похороны, а блины — это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины — круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. Подробнее…

Свадьба

Наряду с прочими русскими традициями, также большой интерес вызывают и свадебные традиции, которые передавались из поколения в поколение. Подробнее…

Урок. Лекция беседа. Тема урока: «Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63

имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

Обобщающий урок. Лекция – беседа. Тема урока: «Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции»

Учитель музыки МБОУСОШ № 63

Тарасова Надежда Александровна

На доске фрагмент перевода «слова» поэта Заболоцкого.

Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

А воспеть нам, братия, его-

В похвалу трудам его и ранам-

По былинам времени сего,

Не гоняясь в песне за Бояном.

Тот Боян, исполнен дивных сил,

Приступая к вещему напеву,

Серым волком по полю кружил,

Как орел, под облаком парил,

Растекался мыслию по древу.

Мы начинаем урок вступлением «слова» перевод сделан поэтом Н. А. Заболоцким. Сегодня мы рассмотрим произведения литературы, музыки, изобразительного искусства как становление мировоззрения человека как отражение представления человека о строении мира и своего места в нем. На примере произведения древней русской литературы XII века «Слово о Полку Игореве» и оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина мы рассмотрим как развивалось мировоззрение народа, переданы его обычаи, религиозные традиции. Для этого нужно понять смысл глубинных пластов становления и развития культуры Древней Руси, это отношение к религии, различным явлениям природы, любви к искусству.

Мир человека замыкался внутри окружающего его земного пространства и насущных жизненных проблем. Сложные понятия, связанные с охотой, в эпоху палеолита обозначались простыми знаками – символами. Так древнейшие люди выражали свое видение картины мира, сложившейся в их сознании.

Обряды позволяли древним людям в игровой форме проживать ситуации, с которыми любой из них мог столкнуться в действительности. Это своего рода образцы поведения, выраженные в художественной форме.

Мы проанализируем произведения, которые стали образцами создания лучших произведений русской культуры.

Так в начале XV века слово послужило литературным образцом для создания «Задонщины» — это небольшое поэтическое произведение, посвященное прославлению победы Дмитрия Донского на Куликовом поле. Через «Задонщину» «Слово» оказало влияние и на другое произведение о Донской битве «Сказание о Мамаевом побоище». Можно говорить о том, что «Слово» давало о себе знать в различных областях Руси. Его читатели и переписывали, в нем искали вдохновения для создания собственных произведений.

«Слово о полку Игореве» вошло в русскую музыку: опера А. П. Бородина «Князь Игорь» стала одним из любимейших произведений оперного слушателя. Сюжеты «Слова» широко использовались в живописи. Напомним картины В. Г. Шварца «Плач Ярославны» и «Боян», В. Г. Перова «Плач Ярославны» и особенно знаменитую картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами» В. М. Васнецова, а также этюды, эскизы и декорации к опере Бородина «Князь Игорь» Н. Рериха, «Вещее затмение» А. Ф. Максимова, иллюстрации к «Слову» В. А. Фаворского и палехского художника И. И. Голикова.

«Слово» переводили Жуковский, Майков, Мей, подготовительные материалы к переводу «Слова» оставил Пушкин. Переводил «Слово» и Шевченко. Превосходный перевод «Слова» на белорусский язык принадлежит Я. Купале.

«Слово» было переведено на многие языки народов, на все славянские языки и на многие языки мира.

Поговорим о жанровом своеобразии «Слова», традиционной системе – жанра фольклор.

Вопрос: что означает понятие фольклор?

Фольклор – буквально народная мудрость – образная модель мира, отражающая богатство духовной жизни народа. Самые ранние обрядовые формы искусства – ритуальные предметы, украшения – обереги, наскальные изображения, обрядовые песни – связаны с определенными действиями, ритмом движений, возгласами, интонациями речи. Инструментальные формы возникали из музицирования, основанного на свойствах самого инструмента, в сочетании с характерными для народа песенными интонациями.

Это один из источников искусства. В древней русской литературе ко времени создания «Слово» о полку Игореве существовало разнообразие и богатство жанров. В «Слове» чувствуется широкое и свободное дыхание устной речи. Не исключена возможность, что автор «Слова» предназначал свое произведение для пения. Связь «Слова» с произведением устной народной поэзии яснее всего ощущается в двух жанрах упомянутых в слове плачей и песенных прославлений – «слав». «Плачи» и славы автор «Слова» буквально приводит в своем произведении. Их эмоциональная противоположность друг другу дает ему тот обширный диапазон чувств и смен настроений, который так характерен для «Слова». Это увлекло А. П. Бородина, который тщательно изучал «Слово» на создание лирико – эпической оперы «Князь Игорь». Поговорим о содержании оперы и музыкальной характеристике начала оперы.

С чего начинается опера? С пролога.

Площадь в Путивле, князь Игорь собирается со своим войском в поход на половцев. Звучит торжественный хор «Солнцу красному слава».

Слушаем хор «Солнцу красному слава», который обрамляет пролог оперы.

Какие интонации лежат в основе мелодии этого хора?

Песенные, интонации русской народной песенности.

Внезапно начинается солнечное затмение, которое народ сочтет как дурное предзнаменование, но Игорь останется непоколебим. «Идем за правое мы дело за веру, родину, за Русь» Прославление Игоря, его дружины, проводы воинов издавна существовала как добрая традиция и как обряд, сопровождающийся пением. Тем самым народ желал Игорю и его войску удачи и успешного возвращения.

Народ не понимал явлений природы, и не мог их объяснить и поэтому находился в ее полной зависимости. Люди верили и в Бога и в потусторонние силы, соблюдали религиозные традиции и совершали обряды.

Природа в «Слове» теснейшим образом связана с судьбою действующих лиц, когда она оказывает на них влияние и проявляется в действии. В «Слове» и в опере – это затмение солнца. В «Слове» природа не бездействует, она играет прямую роль, она «событийна», она влияет на человека и включена в развитие сюжета. Природа введена в события и воспринимается автором только в ее изменениях. Природа сочувствует человеку, стремиться предупредить об опасностях, помогает Игорю в бегстве из плена, у нее ищет сочувствие и помощи Ярославна. Очень ярко и красочно сцену затмения передал А. П. Бородин оркестровыми красками, необычно звучащими гармониями.

Слушаем фрагмент солнечного затмения из оперы «Князь Игорь».

Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк; ночь, «стонущая грозою», стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья отзываются на поражение русских: трава никнет, деревья от горя приклоняются до земли или роняют листву.

Между природой и человеком стираются границы. Образ Обиды – девы с лебедиными крыльями, образы языческих богов находятся где – то между природой и людьми. Люди постоянно сравниваются и с птицами и со зверями: с турами, соколами, галками, воронами, «лютым зверем», кукушкой и т.д. и т.п. Игорь вступает в разговор с Донцом и получает от него помощь. Ярославна ищет сочувствия и помощи у ветра, солнца и Днепра.

Трудно назвать другое какое – либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм. Все события русской истории получают отклик в русской природе и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания.

Союз природы и человека, с такою силою развернутый в «Слове», — союз поэтический. Природа для автора «Слова» — гигантская кладовая поэтических образов и своеобразное «музыкальное сопровождение», придающее особенно сильное поэтическое звучание действию.

Главную героиню Ярославну мы видим молящейся за Игоря, за свою землю и за всю Русь.

Послушаем плач Ярославны из IV действия.

Смотрим видео – фрагмент фильма.

Какому персонажу оперы относятся слова: «Полечу кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле – реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».

Ответ: слова относятся княгине Ярославне.

Это персонаж оперы какой? Лирический, трагический или драматический? Какой предстает перед нами героиня оперы и «Слова»? С чем сливается ее образ? Любящая, заботливая, верная. Она тяжело переживает поражение Игоря, судьбу разоренного края. Ее образ сливается с образом русской природы, белоснежными храмами.

Какой мы видим героиню в следующей сцене? Что звучит? Что сообщают бояре княгине? Как звучит музыка? Сцена прихода бояр. Звучит хор. «Мужайся княгиня». Бояре сообщают о поражении, гибели русского войска. Музыка звучит мрачно, сурово, в низком регистре, ощущение надвигающейся беды, трагическое начало оперы. Беда, трагедия русской земли наталкивают на какое действие Ярославны?

Праздники русского народа, отмечаемые и почитаемые в России.

Ярославна встает на защиту своего народа. Она бесстрашна, самоотверженна. Это продолжение героико – патриотической линии начало оперы (Пролог, Князь Игорь, его неустрашимость и отвага). Какой еще мы видим княгиню? Мы видим обездоленный народ, перед нами простая русская женщина. Ее плач сливается с плачем народа, обездоленного и голодного, разоренного. Как звучит ее плач? Он звучит как продолжение плача народа, в той же тональности, как отчаянный вопль. Что подчеркивает А.П. Бородин? Трагедию всей Руси. Слово переводили многие поэты: В. Жуковский, А. Майков, А. Мей, Заболоцкий.

Учитель читает перевод плача Н. А. Заболоцкого.

«Плачет из Путивля, долетая,

Голос Ярославны молодой:

Обернусь я, бедная, кукушкой

По Дунаю – речке полечу».

С чьей судьбой сравнивает свою судьбу Ярославна? С горькой судьбой кукушки. К кому обращается Ярославна? К силам природы – ветру, солнцу, Днепру.

Посмотрим на иллюстрацию с гравюры В. Фаворского? Какой вы видите Ярославну? Ярославна стоит в центре на высокой городской стене в г. Путивле. Она простирает свои руки над полями, крестьянскими избами, над всем необъятным миром. Ее ладони направлены к небу. Что художник хотел передать? Мольбу и достоинство. Она произносит слова заклинания и благословения.

Академик Асафьев так писал о Ярославне: «Благородство и вместе с тем простота ее величавости человечность ее чувствований изумительны».

«Слово о Полку Игореве» это плач о настоящем и слова будущему Руси.

Произведение хотя и скорбно в отдельных частях, но в сущности заканчивается оптимистично. Поэтическое настроение произведения, сочетание эпического и лирического, патриотическая тематика и самое главное, что это произведение является произведением художественного творчества, в котором ярко прослеживается развитие мировоззрения народа. Политическая, идейная сторона произведения выражена в художественной форме. Это книжное, письменное произведение очень сильно зависящее от устной поэзии. Это произведение – горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности. Вот почему и его художественная система тесно связана с русским народным творчеством. Ритм слова, его звучание, народная поэзия, любовь к русской природе, обычаи и традиции русского народа и восточного, любовь к Родине, чувство патриотизма, все это вдохновила Бородина на создание величайшего творения оперы «Князь Игорь». Интонационном связь «Слова» и оперы – это высочайшее развитие духовной культуры Руси.

Народ защищал свою землю, народ верил в Бога, молился за судьбы своих близких. Образ Ярославны растворяется в архитектуре белокаменных храмов. Мы можем говорить и о другом источнике искусства – искусство церковное.

Церковное искусство христиан, напевы, на которых строился круг церковных обрядов, были сочинены как «Богом внушенное пение», а иконы, фрески, сама служба, немыслимая вне храмового синтеза искусств, создавали определенную дистанцию между земным и небесным: привычным, обыденным, чувственным и идеальным, высоким, духовным.

Что означает понятие обряд?

Обряд – это развернутое символическое действие, в отличие от ритуала, имеет более сложный сценарий, например обряд крещения. В основном обряды посвящаются временам года, хозяйственной деятельности.

В народном обряде нет ничего официального: в нем все идет от игрового традиционного действия, от самой жизни. Обряд может сопровождаться песнями, хороводами, переодеванием, гаданием, театрализацией.

К обрядовым сценам можно отнести балетную вокально – оркестровую сюиту из II действия оперы, прославляющая доблесть и силу хана, а так же в III действии. Половцы прославляют жестокого хана и его рать. Под впечатлением услышанной дикой, суровой песни хана, которая сопровождала обряд возвращения и победы половцев, Игорь решается бежать.

Опера заканчивается всеобщим ликованием. Раздается набатный звон. Народ радостно встречает князя. Слушаем окончание оперы.

Просмотр фрагмента фильма.

Заключение урока.

Мировоззрение народа явилось отражением развития искусства в Европе, а в течение второго тысячелетия шло как сближение духовного, светского, профессионального и народного искусства. В результате бережного отношения к традициям народа, его обрядам, религии – как отражения действительности, мы воспринимаем искусство в XXI веке как часть духовной жизни – как подражание и перекличка с лучшими образцами творчества созданными ранее.

Итог урока.

Выставление оценок.Поделиться в соцсетях

Похожие:

История
ist.na5bal.ru

Русская традиция: православие или язычество?

Оставьте комментарий