Потребность в новом этапе обучения усвоения объясняется

Принципами обучения являются:наглядности; научности; связи обучения с практикой; сознательности и активности; доступности; системности и последовательности; прочности

Первейшей и простейшей формой чувственного познания является … ощущение

Потребность в новом этапе обучения (усвоения) объясняется …

Объективно возникающими дидактическими противоречиями

Первую в России экспериментальную психологическую лабораторию открыл … В.М. Бехтерев

Педагогический процесс предполагает …

усилия учащихся и учителя по овладению знаниями и умениями

Психические состояния коллектива:

Выберите один или несколько ответов: (точный ответ не найден)

запросы

направленность

Взаимоотношения

Настроения

Перцептивная сторона общения предполагает … восприятие партнёров по общению

Предметом педагогики является … педагогический процесс

Процессами памяти являются: заучивание; сохранение; воспроизведение; узнавание; забывание

Психическими свойствами являются:

Темперамент; характер; способности; воля; чувства; потребности; мотивы

Психика — это:

специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой

совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности

Позиции механистического подхода к изучению человека придерживался … Р. Декарт

Психология изучает … психику человека

Педагогика воспитания включает направления: экологическое; правовое; эстетическое

(семейное, школьное, доп. образование; нравственное, трудовое, эстетическое, умственное, физическое; авторитарное, гуманистическое, демократическое, свободное; экономическое, гражданское (патриотическое), конфессиональное (религиозное), экологическое, правовое, национальное, интернациональное, поло-ролевое)

Педагогика — это наука о (об) … воспитании и обучении человека

Параметрами самооценки являются: степень адекватности, ее высота и мера устойчивости

Процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта (знаний, умений, норм, ценностей) и отношений того общества, в котором он живет, называется … социализацией

Психологическими механизмами взаимовлияния людей друг на друга являются:

Соревнование; убеждение; конформизм

Развитие педагогики как науки определяет … необходимость передачи социального опыта

Сферами социализации личности являются: общение, развитие самосознания, деятельность

Содержание образования в науке определяется как … опыт, накопленный человечеством

Стадиями социализации личности считаются:

Первичная, индивидуализации, интеграции, трудовая, послетрудовая

Свойствами восприятия являются:

Целостность; константность; структурность; осмысленность: избирательность

Сильное и кратковременное эмоциональное переживание, развивающееся в критических ситуациях и имеющее ярко выраженное двигательное сопровождение называется … аффект

Способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области называется … компетенцией

Среди побудителей человеческой деятельности различают следующие мотивы:

Духовные; органические; функциональные; материальные; социальные

Стилями (видами) отношений в современной практике семейного воспитания определяют:

Демократический; либеральный; авторитарный

Социально-ценные результаты воспитательной работы проявляются при:

Развитии познавательных интересов

Сообщают информацию из внешней среды … экстероцептивные ощущения.

Современная российская образовательная система предусматривает следующие уровни образования: высшее, общее, дошкольное, среднее профессиональное

Сознание в психологии определяется как высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу

Суть принципа преемственности в педагогическом процессе заключается в …

Сочетании предшествующего и нового этапов

Последовательности этапов учебно-воспитательного процесса

Учете результатов предшествующего этапа

Структура деятельности включает:



Технология поэтапного усвоения нового материала на основе применения алгоритмов и уровневых заданий

Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы; это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.

Задачи проблемного обучения:

– развитие мышления (прежде всего творческого, или диалектического) и способностей учащихся, их творческих умений;

– усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; в результате этого знания характеризуются прочностью;

– воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные профессиональные проблемы.

Технология проблемного обучения включает в себя этапы:

– осознание общей проблемной ситуации и ее анализ;

– формулировка конкретной проблемы;

– решение проблемы: выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка;

– проверка правильности решения проблемы.

Условия успешного проблемного обучения:

1) возникновение у учащихся познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале;

2) значимость в учебно-профессиональном плане приобретаемой в результате решения проблемы информации;

3) посильность выполняемых заданий для учащихся;

4) определенный стиль общения преподавателя и учащихся, при котором возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу учащихся.

Формы проблемного обучения:

1) проблемное изложение – преподаватель сам ставит и решает проблему (проблемная лекция);

2) совместное обучение – частично-поисковая деятельность, при которой педагог ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися (семинарское занятие);

3) творческое обучение – самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, при которой они сами формулируют проблему и находят ее решения (практические и лабораторные занятия).

Основные понятия теории проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача; проблемная ситуация (структура, виды), проблемное задание

Проблемный вопрос – это учебный вопрос, входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый вопрос, требующий ответа на него посредством мышления. Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов и словосочетаний, как «почему», «отчего», «как (чем) это объяснить», «как это понимать», «как доказать (обосновать)», «что из этого следует (какой вывод)» и т.п. Вопросительные слова «кто», «что», «когда», «где», «сколько», «какой» всегда требуют ответа на основе памяти, поэтому проблемными не являются.

Проблемная задача – это дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемыми преподавателем (лектором) или выявленными и сформулированными кем-либо из обучаемых (студентов), в силу этого получившую ограниченное поле поиска (в отличие от объективно возникающей перед человеком жизненной проблемы) и ставшую доступной для решения всеми обучаемыми (студентами).

Проблемная ситуация – это психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности; это психологическое состояние интеллектуально затруднения.

Проблемная ситуация может возникнуть как следствие противоречия между исходными знаниями и новыми, парадоксальными фактами, разрушающими известную теорию; между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью; между практически доступным результатом и отсутствием его теоретического обоснования и т.д.

Проблемная ситуация включает в себя три компонента:

а) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, знании или способе действия;

б) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации;

в) возможности учащихся при выполнении поставленного задания (в анализе условия и открытии тайны неизвестного).

При этом следует знать, что не слишком трудное, среднее по уровню трудности задание не вызовет проблемной ситуации.

Проблемное задание – это учебное задание, составляемое преподавателем, методистом, автором учебного пособия в форме проблемной задачи или проблемного вопроса в целях постановки обучаемых (студентов) в проблемную ситуацию. По своему содержанию проблемные задания могут быть разными: одни построены на противоречиях реальной жизни (реальных психологических коллизиях) или противоречивых высказываниях известных авторов, другие – на противоречиях в развитии самой психологической науки, связанных с еще не решенными проблемами и различными точками зрения ученых на них.

Читайте также:

Этапы проблемного обучения

12Следующая ⇒

Анализ педагогической технологии

1. Идентификация.

2. Название технологии.

3. Концептуальная часть (описание идей, гипотез, принципов технологии)

o целевые установки и ориентации;

o основные идеи и принципы;

o позиция ребенка в образовательном процессе.

4. Особенности содержания образования:

o ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП);

o объем и характер содержания образования;

o дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.

5. Процессуальная характеристика:

o особенности методики, применения методов и средств обучения;

o мотивационная характеристика;

o организационные формы образовательного процесса;

o управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);

o категория учащихся, на которых рассчитана технология.

6. Программно-методическое обеспечение:

o учебные планы и программы;

o учебные и методические пособия;

o дидактические материалы;

o наглядные технические средства обучения;

o диагностический инструментарий.

7. Критерии оценки педагогической технологии:

o эффективность;

o результативность.

Классификация педагогических технологий

1. Традиционные технологии

2. Инновационные технологии

Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение. Инновационные технологии классифицируются по 4 критериям:

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

o Игровые технологии.

o Технология проблемного обучения

o Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

o Технология уровневой дифференциации

o Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)

o Технология программированного обучения

o Информационные технологии обучения.

o Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования).

o Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ)

Альтернативные технологии

o Технология свободного труда (С.Френе)

o Технология проектного обучения.

o Технология мастерских.

o Дальтон-технология.

o Кейс-технология.

Природосообразные технологии

o Технология сбережения и укрепления здоровья

o Технология обучения детей с признаками одаренности

Технологии развивающего обучения

o Технология развивающего обучения Л.В.Занкова. (для начальной школы)

o Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).

o Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

Объяснительно-иллюстративное обучение (традиционное)

Главные методы данного обучения – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды деятельности учащихся – слушание и запоминание.

Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.

Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Однако есть и ряд недостатков, а именно: преподнесение “готовых” знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное обучение

Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности (И.Я. Лернер). Этапы проблемного обучения отражены в таблице:

Этапы проблемного обучения

Действия учителя Действия ученика
Создает проблемную ситуацию. Осознает противоречия в изучаемом явлении.
Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. Формулирует проблему.
Организует поиск гипотезы — предположительного объяснения обнаруженных противоречий. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.
Организует проверку гипотезы. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.
Организует обобщение результатов и применение полученных знаний. Анализирует результаты, делает выводы принимает полученные знания.

Усвоение знаний учащимися

Проблемная ситуация (или ситуация проблемности) возникает тогда, когда имеет место противоречие между знанием и незнанием. Она всегда характеризуется новизной.

Проблема— это задача, не имеющая стандартного решения, т.е. она решается не по схеме, алгоритму или образу. Поэтому проблема — это прежде всего поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний. В обучении это будет такая задача, для решения которой необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.

Методически правильно созданная проблемная ситуация обеспечивает возникновение у них познавательного интереса, раскрывает противоречие между познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения с помощью ранее приобретенного запаса знаний и способов действия, помогает определить основную проблему, осмыслить ее и найти выход из затруднения. От умелого создания проблемной ситуации в значительной степени зависит успех организации проблемного обучения в целом.

Способы создания проблемных ситуаций:

o побуждение учащихся к анализу противоречий, возникающих между понятиями и житейскими представлениями о них;

o побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению, в результате которых возникает проблемная ситуация; выдвижение предположений (гипотез), постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения и др.

Достоинства Недостатки
развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы. не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 470 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Поиск Лекций

Существуют четыре уровня проблемности в обучении.

Билет 23

Современные технологии обучения. Технология проблемного обучения.

Фрагмент из учебника Пидкасистого, чтобы лучше понимать, о чем идет речь:

Предыстория технологии обучения начинается в первой половине XX века с появлением технического устройства для проверки знаний. Это получило развитие в направлении разработок технических средств обучения (ТСО) в образовании. Некоторое время технология обучения понималась как использование техники в обучении, что дало повод говорить о "промышленной революции" в образовании. Считается, что использование техники носит пока большей частью вспомогательный характер, но в дальнейшем ученые прогнозируют независимое использование автоматизированных обучающих систем без учителя и школы.

С 50-х годов поиски ученых приняли другое направление: не техника и технизация, а технология и технологизация обучения. И главной идеей стала идея воспроизводимости обучающей технологии.

Идея технологизации обучения вызывает неоднозначные реакции. До сих пор учительский труд остается "ручным", немеханизированным. И многие считают, что это норма, ибо учить может только живой человек, обучение по природе не поддается автоматизации. Однако развитие технологии обучения показывает, что возможно создание обучающей системы, технологического процесса обучения по предмету, которой может пользоваться средний учитель и получать результаты заданного качества. Специалисты по технологии разрабатывают "технологические пакеты", проекты обучения, а учителя, работая по ним, выполняют функции консультантов-организаторов.

Технология обучения (педагогическая технология) — направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.

Педагогическая технология (М.И. Махмутов): «Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели».

Задача технологии обучения — изучение всех элементов обучающей системы и проектирование процесса обучения, чтобы благодаря этому учебно-воспитательная работа школы (учителя) превратилась из малоупорядоченной совокупности действий в целенаправленный процесс.

Cпецифические черты технологии обучения:

1. диагностично поставленные цели,

2. ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей,

3. постоянная обратная связь (текущая и итоговая оценка результатов),

4. воспроизводимость всего обучающего цикла.

В связи с этим технология обучения включает основные компоненты проекта обучения, подлежащие разработке:

— постановка целей обучения; (цели обучения формулируются в терминах поведения, описывающих действия учащихся, которые при проверке можно опознать и измерить уровень их сформированности).

— подготовка учебных материалов и разработка обучающих процедур;

— разработка материалов для текущей и итоговой оценки и коррекции результатов обучения.

Процесс обучения: после определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты — учебные элементы, подлежащие усвоению; затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов); далее организуется обучение, проверка, — текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка — обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов.

Структурными составляющими технологии обучения как системы являются:

1. Цели обучения. 2. Содержание обучения. 3. Методы обучения. 4. Средства педагогического взаимодействия. 5. Формы организации обучения. 6. Результаты деятельности.

Проблемное обучение.

Система проблемного обучения описана в работах советских дидактов М. И. Махмутова, И. Я. Лернера, А. М.Матюшкина.

Основная идея проблемного обучения — построение учебной деятельности школьников через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, например, недостаточные условия для получения ответа.

Организация проблемного обучения на уроке происходит на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций.

Проблемный вопрос в отличие от обычного не предполагает простого вспоминания или воспроизведения знаний.

Проблемная задача — форма организации учебного материала с заданными условиями и неизвестными данными, поиск которых предполагает от учащихся активной мыслительной деятельности: анализа фактов, выяснения причин происхождения объектов, их причинно-следственных связей и др.

Проблемное задание предполагает поручение или указание учащимся по их самостоятельной поисково-познавательной деятельности, направленной на получение требуемого результата.

Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения учащихся, вызванное едостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью

определенных приемов, методов и средств.

К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, способа доказательства геометрической теоремы и т.д.

Не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию. Вопросы типа: «Когда была Полтавская битва?» не считаются проблемами с психолого-дидактической точки зрения, так как ответ можно получить из справочника, энциклопедии без какого-либо мыслительного процесса. Не является проблемой не представляющая трудности для ученика задача (например, вычислить площадь треугольника, если он знает, как это делать).

Различают следующие типы проблемных ситуаций:

1) учащиеся не знают способа решения задачи, не могут ответить на

проблемный вопрос, то есть не имеют необходимых знаний;

2) учащиеся поставлены в новые условия решения задачи и располагают

лишь старыми знаниями;

3) у учеников возникает противоречие между теоретически возможным

путем решения задачи и его практической неосуществимостью;

4) у учеников возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием знаний.

Структура урока в проблемном обучении отличается от традиционной и включает три этапа:

— актуализация опорных знаний и способов действия;

— усвоение новых понятий и пособов деятельности;

— применение их, формирование умений и навыков.

Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций.

1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Создание в процессе обучения специальных ситуаций затруднения способствует эффективной активизации мыслительной деятельности школьников, формированию у них нестандартных подходов к решению проблем, развитию их творческого мышления.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении.

1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

Этапы проблемного обучения:

1. Осознание общей проблемной ситуации;

2. Ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

3. Решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);

4. Проверка правильности решения.

В проблемном обучении главным является исследовательский метод — такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями для ученика, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высокое педагогическое мастерство. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять такое обучение.

Современную дидактическую концепцию создают также такие направления, как программированное, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов)

Развивающее обучение – способ организации обучения, содержание, методы и формы которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка.

Дидактические принципы развивающего обучения по Л.В.Занкову:

1. Обучение на высоком уровне трудности. Оно предполагает преодоление препятствий, напряжения сил учащихся, сложность учебного материала. Этот принцип раскрывает «духовные силы ребенка, дает им простор и направление».

Существенно, что усвоение знаний ведет к их переосмыслению, систематизации, которая имеет сложную структуру. Вместе с тем степень трудности регулируется так, чтобы предлагаемый учебный материал мог быть школьником осмыслен.

2. Ведущая роль теоретических знаний (в начальном обучении). Этот принцип предполагает усвоение прикладных знаний на базе осмысленных теоретических понятий, в познании взаимозависимости явлений, их существенной внутренней связи.

3. Обучение быстрым темпом. Это следует из принципа высокого уровня трудности и направлен он против «топтания на месте», против постоянных малопродуктивных, в смысле продвижения вперед, повторений. Это не значит, что надо на уроке дать побольше новой информации и вовсе отказаться от формирования навыков. Этот принцип имеет главным образом качественную, а не количественную характеристику и предполагает раскрытие разных сторон усваиваемых знаний, углубление их.

4. Осознание школьниками процесса учения. Этот принцип имеет в виду осмысленное овладение знаниями, умениями и навыками. Школьник осознает расположение учебного материала, необходимость заучить конкретные его элементы, выяснить причины ошибок, если они окажутся. Так сам процесс овладения знаниями и умениями в какой-то мере «становится объектом осознания».

Классификация методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса.

Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых. Такая работа приводит к большим сдвигам в учебных успехах и развитии слабых учащихся.

Основу развивающего обучения составляет система научных понятий. Усвоение знаний, умений и выработка навыков не являются конечной целью, а только средством развития учащихся. Процессы овладения знаниями и умениями включаются в контекст учебной деятельности. В этом случае общее развитие ребенка не ограничивается рамками развития его познавательных функций (восприятия, памяти, мышления и т.д.). Сущностью учебной деятельности становится самоизменение ребенком себя как субъекта.

Традиционная классно-урочная форма не пригодна для решения задач развивающего обучения, потому что последнее нацелено не на усвоение готовых знаний, а на усвоение учебного материала через исследование. В нем ученик выступает в качестве субъекта поисковой деятельности. Развивающее обучение вовлекает учащегося в дидактические игры, дискуссии, другие методы творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Итак, специфический результат развивающего обучения состоит в свободном развитии каждого ученика как субъекта учения и как личности. Свободное развитие это такое, которое не подчинено заранее заданной норме, оно не имеет эталона. О результатах развивающего обучения судят по сдвигам в развитии каждого отдельного ученика.

Цель-общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик — активный субъект учебной деятельности; учитель — организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.

Программированное обучение— это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия, как ученика, так и учителя (или заменяющей его обучающей машины, компьютерной программы, программированного учебника).

Программированное обучение имеет два основных вида: линейное и разветвленное. Линейные программы (Б. Ф. Скинер) рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, то есть все учащиеся получают одну и ту же последовательность заданий и должны проделать одни и те же шаги. Такие программы должны соответствовать возможностям самых слабых учащихся.

В разветвленных программах (Н. А. Кроудер) кроме основной части, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются дополнительные «ветви», на которые ученик направляется в случае затруднений. Это дает возможность индивидуализировать обучение по уровню трудности и темпу продвижения.

Принципы программированного обучения (Б.Ф. Скинер):

принцип малых шагов (учебный материал подается малыми дозами, которые ученику освоить легче, чем большие);

установка проверочного задания (для контроля и оценки усвоения каждой порции учебного материала);

немедленное предъявление ответа для самоконтроля(ответ ученика тут же сравнивается с правильным);

дача указаний в зависимости от правильности ответа.

Таким образом, устанавливается единообразный ход инструментального учения: предъявление ученику микроинформации — реакция на нее в виде ответа — оценка ответа — закрепление верных реакций — усвоение знаний.

Особенность программированного обучения — наличие обратной связи; ученик не может сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала. Это гарантирует надежность усвоения материала, но оставляет без внимания его внутренние процессы, которые происходят между получением учеником задания и его решением. Кроме того, никакая предварительная программа не может учесть всех особенностей учебного процесса, свойственных каждому ученику или классу. Программированное обучение решает проблему индивидуализации темпа обучения, обеспечивает постепенный рост трудностей, а также дифференцированное закрепление знаний (каждое обобщение повторяется несколько раз в разных контекстах).

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Этапы проблемного обучения

12Следующая ⇒

Анализ педагогической технологии

1. Идентификация.

2. Название технологии.

3. Концептуальная часть (описание идей, гипотез, принципов технологии)

o целевые установки и ориентации;

o основные идеи и принципы;

o позиция ребенка в образовательном процессе.

4. Особенности содержания образования:

o ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП);

o объем и характер содержания образования;

o дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.

5. Процессуальная характеристика:

o особенности методики, применения методов и средств обучения;

o мотивационная характеристика;

o организационные формы образовательного процесса;

o управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);

o категория учащихся, на которых рассчитана технология.

6. Программно-методическое обеспечение:

o учебные планы и программы;

o учебные и методические пособия;

o дидактические материалы;

o наглядные технические средства обучения;

o диагностический инструментарий.

Процесс усвоения. Уровни усвоения

Критерии оценки педагогической технологии:

o эффективность;

o результативность.

Классификация педагогических технологий

1. Традиционные технологии

2. Инновационные технологии

Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение. Инновационные технологии классифицируются по 4 критериям:

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

o Игровые технологии.

o Технология проблемного обучения

o Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

o Технология уровневой дифференциации

o Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)

o Технология программированного обучения

o Информационные технологии обучения.

o Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования).

o Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ)

Альтернативные технологии

o Технология свободного труда (С.Френе)

o Технология проектного обучения.

o Технология мастерских.

o Дальтон-технология.

o Кейс-технология.

Природосообразные технологии

o Технология сбережения и укрепления здоровья

o Технология обучения детей с признаками одаренности

Технологии развивающего обучения

o Технология развивающего обучения Л.В.Занкова. (для начальной школы)

o Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).

o Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

Объяснительно-иллюстративное обучение (традиционное)

Главные методы данного обучения – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды деятельности учащихся – слушание и запоминание.

Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.

Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Однако есть и ряд недостатков, а именно: преподнесение “готовых” знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное обучение

Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности (И.Я. Лернер). Этапы проблемного обучения отражены в таблице:

Этапы проблемного обучения

Действия учителя Действия ученика
Создает проблемную ситуацию. Осознает противоречия в изучаемом явлении.
Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. Формулирует проблему.
Организует поиск гипотезы — предположительного объяснения обнаруженных противоречий. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.
Организует проверку гипотезы. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.
Организует обобщение результатов и применение полученных знаний. Анализирует результаты, делает выводы принимает полученные знания.

Проблемная ситуация (или ситуация проблемности) возникает тогда, когда имеет место противоречие между знанием и незнанием. Она всегда характеризуется новизной.

Проблема— это задача, не имеющая стандартного решения, т.е. она решается не по схеме, алгоритму или образу. Поэтому проблема — это прежде всего поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний. В обучении это будет такая задача, для решения которой необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.

Методически правильно созданная проблемная ситуация обеспечивает возникновение у них познавательного интереса, раскрывает противоречие между познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения с помощью ранее приобретенного запаса знаний и способов действия, помогает определить основную проблему, осмыслить ее и найти выход из затруднения. От умелого создания проблемной ситуации в значительной степени зависит успех организации проблемного обучения в целом.

Способы создания проблемных ситуаций:

o побуждение учащихся к анализу противоречий, возникающих между понятиями и житейскими представлениями о них;

o побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению, в результате которых возникает проблемная ситуация; выдвижение предположений (гипотез), постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения и др.

Достоинства Недостатки
развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы. не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 469 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Стр.

Введение…………………………………………………………3

1. Основные функции проблемного обучения…………..4

2.Особенности проблемного обучения………………..…….5

3. Виды проблемного обучения…………………………..…..7

4. Организация проблемного обучения……………….……..9

5. Организация проблемного обучения в средней школе……………………………………………………………10

6. Методы проблемного обучения…………………………..12

Заключение……………………………………………………15

Список использованной литературы.

Введение

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Принцип проблемности отражается в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания — это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.

1. Основные функции проблемного обучения

Исходя из задачи общеобразовательной школы и на основе выводов из сравнения традиционного типа обучения с проблемным можно сформулировать основные функции проблемного обучения. Их можно разделить на общее и специальное. Можно указать следующие общие функции проблемного обучения:

— усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности,

— развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей,

— формирование диалектического мышления школьников,

— формирование всесторонне развитой личности.

Кроме этого, проблемное обучение имеет и следующие функции:

— воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности),

— воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы,

— формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности),

— формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности школьника и зависит от учета характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и отличительными признаками.

3.2.4. Процесс усвоения. Уровни усвоения

Особенности проблемного обучения

Первая и важнейшая особенность – это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления. Только прочное знание становится действительным достоянием школьников, которые они могут осознанно применять в своей дальнейшей теоретической и практической деятельности.

Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого и диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем учащимися является и основным условием превращения знаний в убеждения, так как только диалектический подход к анализу всех процессов и явлений действительности формулирует систему прочных и глубоких убеждений.

Третья особенность вытекает из закономерностей взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и критерием оценки правильности решения учебных проблем.

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и освоения новых знаний и способов деятельности.

Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. Суть различия между проблемным и традиционным обучением состоит в том, что при традиционном обучении потребность в индивидуализации – следствие диалектического противоречия между фронтальным изложением новых знаний учителем и индивидуальной формой их восприятия и усвоения учеником.

При проблемном обучении индивидуализация обусловлена главным образом наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым учеником воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различие в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождении иных путей их доказательства.

Шестая особенность проблемного обучения состоит в его динамичности (подвижной взаимосвязи его элементов). Динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе диалектического закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений материального мира.

Как указывают некоторые исследователи, в традиционном обучении динамичности нет, вместо проблемности там преобладает «категоричность».

Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности ученика, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность ученика неразрывно органически связанна с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Всякая самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание ученика, его эмоциональную активность. В свою очередь, эмоциональная активность детерминирует активность мыслительной деятельности.

Восьмая особенность проблемного обучения заключается в том, что, оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции (усиление значения второго пути познания) и новое соотношение репродуктивного и продуктивного, в том числе творческого, усвоения знаний, повышая роль именно творческой познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, первая особенность проблемного обучения состоит в том, что оно обеспечивает прочность знаний и особый тип мышления, вторая – глубину убеждений, третья – творческое применение знаний в жизни. Эти три особенности имеют наибольшую социальную значимость и обеспечивают выполнение основной задачи советской школы. Основные пять особенностей имеют социально-дидактический характер и обуславливают эффективность действий первых трех.

3. Виды проблемного обучения

Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении прежних знаний в новой ситуации.

Виды проблемного обучения правильнее всего различать по соответствующим видам творчества. На этом основании можно выделить три вида проблемного обучения.

Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.

Третий вид (художественное творчество) – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру, и т.д.

Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса. Однако первый вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблем. Второй – на лабораторных, практических занятиях. Третий вид – на уроке и на внеурочных занятиях.

Вполне понятно, что каждый вид проблемного обучения как внутренне дифференцированная деятельность имеет сложную структуру, дающую в зависимости от множества факторов различную результативность обучения.

Каждый из перечисленных видов проблемного обучения может протекать различной степенью познавательной активности ученика. Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной самостоятельности школьников.

Оставьте комментарий