Постнатальный онтогенез и его периодизация


Содержание

Постнатальный онтогенез и его периоды. Роль эндокринных желез: щитовидной, гипофиза, половых желез в регуляции жизнедеятельности организма в постнатальном периоде

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности. Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней. Новорожденные в начальном периоде приспособления к условиям внеутробной жизни разделяются по уровню зрелости на доношенных и недоношенных. Доношенными считаются новорожденные с массой тела не менее 2500 г (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными — новорожденные, имеющие массу тела меньше 2500 г.

Новорожденный – 1-10 дней. Характерно кормление молозивом.

Грудной период — продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию "зрелым" молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 4 мес. настойчиво пытается встать на ножки (при поддержке), в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 — делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.

Период раннего детства —длится от 1 года до 3 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

Период первого детства —С 4 лет — заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.
Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

Период второго детства. у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек — с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше.

Подростковый период. — называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста — пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы формируются вторичные половые признаки.

Юношеский возраст.Юношеский возраст продолжается у юношей от 17 до 21 года, а у девушек — от 16 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.
В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины.

Зрелый (22-60 у муж, 21-55 у жен), пожилой( 61-74 у муж, 56-74 у жен), старческий возраст(75-90).В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться.

Долгожители (>90)

У человека при врожденном отсутствии щитовидной железы происходит нарушения процессов окостенения, задерживается ром. Ребенок становится карликом с нарушенной конфигурацией черепа и неправильными пропорциями частей тела. Половое созревание не наступает, умственное развитие нарушается (идиотия).

При пониженной функции гипофиза в детском или юношеском возрасте развивается гипофизарная карликовость (нанизм). Рост замедляется, но части тела сохраняют норм. пропорции. Повышение ф-ии передней доли гипофиза сопровождается увеличением скелета в длину, приводящее к гигантизму.

Ко времени полового созревания гипофиз начинает выделять гонадотропный гормон, стимулирующ.развитие семенников и яичников. Половые железы (первчиные пол.пр.) вырабатывают половые гормоны, обусловливающие развитие вторичных половых признаков.

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 1301 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

"Биология. Общие закономерности. 9 класс". С.Г. Мамонтова и др. (гдз)

Постэмбриональное развитие животных

Вопрос 1.
Постэмбриональное развитие осуществляется с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти. Подразделяется на три периода: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный.

Период роста (дорепродуктивный)

Этот период характеризуется продолжением начавшегося еще в эмбриональной жизни органогенеза и увеличением размеров тела. К началу этого периода все органы достигают той степени дифференцировки, при которой молодое животное может существовать и развиваться вне организма матери или вне яйцевых оболочек. С этого момента начинают функционировать пищеварительный тракт, органы дыхания и органы чувств. Нервная, кровеносная и выделительная системы начинают свою функцию еще у зародыша. В течение периода роста и формообразования окончательно складываются видовые и индивидуальные особенности организма, и особь достигает характерных для вида размеров. Позже других органов дифференцируются половая система. Когда заканчивается ее формирование, наступает второй этап постэмбрионального развития.

Период зрелости (репродуктивный)

В течение этого периода зрелости происходит размножение. Продолжительность этого периода у различных видов животных разная. У некоторых видов (поденки, тутовый шелкопряд) он длится лишь несколько суток, у других — много лет.

Период старости (пострепродуктивный)

Характеризуется уменьшением интенсивности обмена веществ и инволюцией органов. Старение приводит к естественной смерти.

Вопрос 2.
Постэмбриональное развитие осуществляется с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти. Постэмбриональное развитие может быть прямым или непрямым. При прямом развитии яйцевые оболочки или тело матери покидает организм, имеющий закладки всех органов, характерных для взрослых животных, и не имеющий отсутствующих у взрослых животных личиночных органов.
Дорепродуктивный период заключается в основном в росте и завершается периодом полового созревания. У человека для женских особей — в 12—14 лет, для мужских —< в 14—16 лет. Половое созревание проявляется в активизации деятельности половых желез, начале гаметогенеза и более ярком проявлении вторичных половых признаков.
Репродуктивный период характеризуется завершением роста, активной репродукцией. Физические возможности организма по освоению среды обитания проявляются наиболее ярко. Расцветают интеллектуальные, эмоциональные и другие способности. Период завершается климаксом, характеризующимся снижением активности половых желез, завершением гаметогенеза, снижением физических возможностей организма.
Пострепродуктивный период (для человека после 50 — 55 лет у женщин, в 60 — 65 лет у мужчин) характеризуется снижением физических возможностей организма, часто отрицательной динамикой массы тела.

Возрастные периоды постнатального онтогенеза человека

Завершается смертью.
При непрямом развитии из яйцевых оболочек выходит личинка, как правило, устроенная проще взрослого животного.
Дорепродуктивный период включает личиночную стадию и часто заканчивается метаморфозом. Личинка имеет специальные личиночные органы и, как правило, не имеет некоторых органов, свойственных взрослым формам.
Метаморфоз может быть полным и неполным. При неполном метаморфозе замена личиночных органов на органы взрослых животных происходит постепенно, без прекращения активного перемещения и питания организма, например у головастика — личиночной формы лягушки.
При полном метаморфозе личинка прекращает активно перемещаться в среде обитания и добывать себе пищу. Она образует куколку, в которой происходит метаморфоз, т.е. замена личиночных органов на органы взрослого организма, как это наблюдается у бабочек.
После завершения превращения у позвоночных происходит рост и половое созревание. У беспозвоночных после завершения метаморфоза наступает репродуктивный период, быстро завершающийся смертью.

Вопрос 3.
Биологическое значение развития с метаморфозом заключается в том, что:
— личинка самостоятельно растет, накапливая клеточный материал для дальнейших превращений. В результате снижаются затраты материнского организма на развитие каждого потомка, что позволяет увеличить численность потомства;
— личиночные формы и взрослые организмы, как правило, обитают в разных условиях среды и используют разные источники питания, что снижает интенсивность борьбы за существование между молодыми и зрелыми формами;
— свободноживущие личинки прикрепленных или паразитических форм способствуют расселению вида.

Вопрос 4.
Личиночную форму амфибий представляет собой головастик, характерные черты строения которого — наличие жаберных щелей, боковой линии, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения. В процессе метаморфоза, происходящего под влиянием гормона щитовидной железы, рассасывается хвост, появляются конечности, исчезает боковая линия, развиваются легкие и второй круг кровообращения, перестраивается череп. Обращает внимание сходство ряда черт строения головастиков с организацией рыб (боковая линия, строение сердца и кровеносной системы, жаберные щели).

Учение об онтогенезе

Зарождение, эмбриональное развитие, появление на свет, даль­нейшее развитие и взросление, а также последующее старение и смерть человеческого организма изучаются целым рядом биологиче­ских и медицинских наук — эмбриологией, акушерством и гинеколо­гией, неонатологией, возрастной физиологией, геронтологией, танатологией. В основе представлений о динамике биологических процессов, происходящих в организме человека в различные возраст­ные периоды, лежит учение об онтогенезе. Это учение тесно связано е возрастной психологией, трактующей механизмы становления лич­ности, прохождения ею нормативных возрастных кризисов и прин­ципов их преодоления.

Характеристика онтогенеза человека, его периодизация и продолжительность

Онтогенез — это процесс индивидуального развития, от зачатия до смерти. Онтогенез распадается на пренатальный период, протекаю­щий в утробе матери, и постнатальный период.

Внутриутробный (пренатальный) этап длится от момента оплодотворения до рожде­ния, его продолжительность 9 месяцев (40 недель), применительно к че­ловеку он включает стадии эмбрионального (до 3-го месяца беременности) и плодного (с 3-го по 9-й месяц) развития. Внеутробный (постнатальный) этап начинается с момента рождения ребёнка. Вся дальнейшая жизнь индивидуума делится на детский и взрослый периоды.

Возрастные периоды развития ребёнка

Детство, в свою очередь, делят (условно) на 6 периодов или возрастов:

  1. период новорождённости — от момента рождения до 4 недель;
  2. грудной период (младший ясельный) — от 4 недель до 1 года;
  3. преддошкольный период (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет;
  4. дошкольный период — от 3 до 6-7 лет;
  5. младший школьный возраст — от 6-7 до 10-12 лет;
  6. старший школьный (подростковый) — от 10-12 до 17-18 лет.

Существуют и другие, несколько отличающиеся варианты периодизации детского возраста.

Возрастные периоды постнатального онтогенеза человека

Каждому периоду соответствуют определённые анатомо-физиологические особенности организма и степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода за ребёнком и его воспитания. Длядетского возраста характерны, прежде всего, сменяющие друг другапериоды быстрого и замедленного развития, формирование индиви­дуального внешнего облика, становление основных физиологических функций организма, характера и личности.

Вслед за детским периодом наступает этап взрослого состояния. В разных культурах границей детского и взрослого периода являются 16-18 лет.

Возрастные периоды взрослого

Возрастные периоды взрослого человека таковы.

  1. Юноше­ский возраст — от 16 до 20 лет у женщин и от 17 до 21 года у мужчин.
  2. Зрелый возраст (первый период) — от 20 до 35 лет у женщин и от 21 до 35 лет у мужчин. Этот возраст характеризуется расцветом всех функций организма и относительной стабилизацией морфологических и обменных процессов.
  3. Зрелый возраст (второй период) — от 35 до 55 лет у женщин и от 35 до 60 лет у мужчин. В этом периоде в ор­ганизме происходит существенная нейроэндокринная перестройка. Возможны дисбалансы обмена веществ, чаще возникают заболева­ния. На выраженность этих явлений большое влияние оказывают конституциональные особенности организма. На границе зрелого и пожилого возрастов выделяют климактерический период, характери­зующийся сдвигами в нейрогуморальной регуляции половых функ­ций. Особенно выражено он проявляется у женщин.
  4. Пожилой возраст наступает в период от 55-60 до 75 лет у жен­щин и мужчин.
  5. Старческий возраст — 75 лет и более у женщин и мужчин. Старики в возрасте 90 лет и старше относятся к долгожите­лям. В этот период наблюдается общая инволюция органов и систем организма, снижается надёжность адаптации, ослабевают сенсорные и когнитивные функции и происходят многие другие неблагоприят­ные изменения в организме.

Запись была опубликована в Психология и генетика. Добавить в закладки постоянная Ссылка.

Похожие главы из других работ:

Биологическое обоснование искусственного воспроизводства горбуши на Камчатке

1.4 Эмбриональный и личиночный периоды

Развивающаяся икра должна непрерывно омываться водой, находящейся в обмене с русловым потоком. Известно об успешном развитии икры при низком содержании кислорода- 4,7-8,8 мг/л. Продолжительность эмбрионального периода может сильно варьировать…

Биология дрожжей

3. Жизненные формы дрожжей

Специализация на выполнении неодинаковых функций приводит у разных групп дрожжевых грибов к формированию характерного комплекса морфологических и физиологических свойств. Это дает возможность говорить о различных жизненных формах дрожжей…

Биология дрожжей

6. Половое размножение и жизненные циклы дрожжей

Половое размножение — это сложная цепь событий, включающая контакт двух гаплоидных клеток, их слияние (сначала слияние цитоплазмы — плазмогамия, а затем сразу же или со значительной задержкой слияние ядер — кариогамия)…

Всасывание веществ в различных отделах ЖКТ

3.1 Прямое всасывание жирных кислот в портальный кровоток

пищеварительный организм кровоток витамины Небольшое количество коротко- и среднецепочечных жирных кислот (которые получаются из сливочного жира) всасываются непосредственно в портальный кровоток. Это происходит быстрее…

Концепция устойчивого развития

1. Предыстория возникновения концепции устойчивого развития.

3.Возрастные периоды постнатального онтогенеза человека.

Развитие или рост

устойчивое развитие антропоцентризм биоцентризм Существующий подход к концепции устойчивого развития вырабатывался в течение нескольких десятилетий, он основан на опыте работы в области развития. накопленном за это время…

Описание и характеристика древесной породы можжевельник

2. Виды и жизненные формы

Род насчитывает от 50 до 67 видов. В данном списке, основанном на данных сайта GRIN, приведено 66 видов. Виды, произрастающие на территории России и сопредельных стран, отмечены звёздочкой…

Основные законы образования человека и их следствия для социологии, психологии и педагогики

2. Периодизация развития

Вся жизнь человека, как и его образование, делится на две части — две жизни: жизнь в становлении, или в интенсивном развитии, собственно образование в узком смысле слова, и жизнь в реализации собственной зрелости, или в экстенсивном развитии…

Основные этапы роста и развития организма

Вопрос № 1. Основные этапы роста и развития организма. Возрастная периодизация

Возрастная антропология изучает закономерности становления и развития анатомических структур и физиологических функций на протяжении онтогенеза — от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни…

Развитие дыхательной системы в онтогенезе

2.1 Онтогенез органов дыхания во время внутриутробного развития

Развитие органов дыхания начинается на 3-й неделе эмбрионального развития и продолжается в течение длительного времени после рождения ребенка. На 3-й неделе эмбриогенеза из шейного отдела энтодермальной трубки появляется выпячивание…

Развитие сердечно-сосудистой системы. III и IV и VI пары черепно-мозговых нервов.

Развитие сердечно-сосудистой системы. Основные варианты и аномалии (пороки) развития сердца, крупных артерий и вен. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на развитие сердечно-сосудистой системы

Развитие сердечно-сосудистой системы. Система органов кровообращения выполняет в организме одну из главных функций — доставляет к органам и тканям питательные вещества и кислород и очищает их от отработанных веществ и углекислого газа…

Размножение

2.1 Эмбриональный период развития

У большинства многоклеточных животных, независимо от сложности их организации, стадии эмбрионального развития, которые проходит зародыш, едины. В эмбриональном периоде выделяют три основных этапа: дробление…

Размножение

2.2 Постэмбриональный период развития

В момент рождения или выхода организма из яйцевых оболочек заканчивается эмбриональный и начинается постэмбриональный период развития. Постэмбриональное развитие может быть прямым или сопровождается превращением (метаморфозом)…

Теория и схема кроветворения. Морфология клеток костного мозга

Схема — постэмбриональный гемоцитопоэз

В процессе поэтапной дифференцировки стволовых клеток в зрелые форменные элементы крови в каждом ряду кроветворения образуются промежуточные типы клеток, которые в схеме кроветворения составляют классы клеток…

Трипаносомы: строение, жизненные циклы, клиника

Раздел 2. Жизненные циклы

Практически у всех трипаносом наблюдается смена хозяев в жизненном цикле, а следовательно и изменение морфологических форм, которое образовалось в следствии приспособлений к условиям внутренней среды организма разных носителей…

Этапы онтогенеза высших растений

1. Эмбриональный этап

Эмбриональный этап онтогенеза растения семенных растений охватывает развитие зародыша от зиготы до созревания семени включительно. Рисунок 1…

Лекция: Характеристика постнатального онтогенеза (постэмбрионального развития)

Постнатальный онтогенез — период развития организма от момента рождения до смерти. Он объединяет две стадии: а) стадию раннего постнатального онтогенеза; б) стадию позднего постнатального онтогенеза. Ранний постнатальный онтогенез начинается с рождения организма и заканчивается наступлением структурно-функциональной зрелости всех систем органов, включая половую систему. Продолжительность его у человека составляет 13-16 лет. Ранний постнатальный онтогенез может включать основные процессы органогенеза, дифференцировки и роста (например, у кенгуру) или же только рост, а также дифференциров-ку позднее созревающих органов (половые железы, вторичные половые признаки). У многих животных в постэмбриональном развитии имеет место метаморфоз. Поздний постнатальный онтогенез включает зрелое состояние, старение и смерть.

Типы постнатального онтогенеза: прямое(неличиночное, внутриутробное), непрямое(неполный метаморфоз, полный метаморфоз).

Непрямое развитие характерно для червей, членистоногих, рыб и земноводных. Дорепродуктивный период такого развития включает личиночный, метаморфоз и ювенильный периоды.

1) личиночный-из яйцевых оболочек выходит личинка и начинает вести самостоятельный образ жизни.

2)метаморфоз. Происходит частичное разрушение, перестройка и новообразование органов.

неполный метаморфоз: яйцо→личинка→имаго

полный метаморфоз: яйцо→личинка→куколка→имаго

3)ювенильный- происходит половое созревание, сопровождающееся интенсивным ростом, установлением окончательных пропорций тела и завершением развития половых желез.

Прямое развитие: рожденный организм похож на взрослый, но отличается размерами и недоразвитием половой системы. Неличиночное развитие характерно для рыб, рептилий и птиц, в яйцеклетках которых много желтка. Внутриутробное развитие характерно для млекопитающих.

Постэмбриональное развитие характеризуется: 1) интенсивным ростом; 2) установлением дефинитивных (окончательных) пропорций тела; 3) постепенным переходом систем органов к функционированию в режиме, свойственном зрелому организму.

Рост — это увеличение массы и линейных размеров особи (организма) за счёт увеличения массы, но главным образом количества клеток, а также неклеточных образований. Для описания роста используют кривые роста (изменение массы или длины тела в течение онтогенеза), показатели абсолютного и относительного прироста за определённый промежуток времени, удельную скорость роста.

Рост особи характеризуется либо изометрией — равномерным ростом частей и органов тела, либо аллометрией — неравномерным ростом частей тела. Аллометрия бывает отрицательной (например, замедленный рост головы по отношению к телу у ребёнка) и положительной (например, ускоренный рост рогов у жвачных). Скорость роста с возрастом, как правило, снижается. Животные с неопределённым ростом растут в течение всей жизни (моллюски, ракообразные, рыбы, земноводные). У животных с определённым ростом к определённому возрасту рост прекращается (насекомые, птицы, млекопитающие). Однако резкой грани между определённым и неопределённым ростом не существует. Человек, млекопитающие, птицы после прекращения роста всё же могут несколько увеличиваться в размерах.

Изучению роста посвятили ряд работ американский зоолог Дж. Майнот (1885-1956) и И.И. Шмальгаузен (1884-1963). Установлено, что интенсивность роста существенно различается в разные периоды онтогенеза. Так, в начале постна-тального онтогенеза она более высокая, чем в последующие годы. И.И. Шмальгаузен показал, что на протяжении определённых отрезков онтогенеза интенсивность роста характеризуется более или менее постоянной величиной — константой роста.

На примере цыплёнка И.И. Шмальгаузен установил, что периоды усиленного роста и дифференцировки чередуются: периоды депрессии роста характеризуются усиленной дифференцировкой и наоборот; хотя оба процесса протекают параллельно, один может преобладать над другим.

Процессы роста контролируются генотипом, одновременно завися от условий среды. Рост человека, обусловливаясь сочетанием наследственных и средовых факторов, обнаруживает изменчивость (возрастную, половую, групповую, внутригрупповую или индивидуальную и эпохальную). Наиболее высокая константа роста отмечается в утробном периоде. Прирост в первый год жизни — 24 см; ежегодное увеличение роста до 3 лет — 10 см; с 3 до 7 лет — 6-6,5 см; в пубертатный период — 5-7 см. С 10 до 14 лет девочки растут более интенсивно и обгоняют мальчиков, но после 14 лет мальчики снова становятся выше. Процесс роста заканчивается у мужчин в 18-20 лет, у женщин — в 16-18 лет.

Эндотерриториальные различия роста человека не всегда связаны с географическим положением и климатом: малый рост (ниже 160 см у мужчин) имеют эскимосы, буряты, вьетнамцы; большой рост (выше 170 см) -шотландцы, шведы, жители Балканского полуострова. Средний рост пигме-ев-бамбути, живущих в бассейне реки Конго, всего 144 см, а африканцев племени тутси из соседней Руанды — 176,5 см. Эпохальная изменчивость роста проявляется в наблюдаемой в XX веке акселерации.

Показано, что наследуется также реакция на изменение условий среды, в которых происходит рост организма. Например, рост девочек более устойчив к недоеданию, чем рост мальчиков.

Специфика и периодизация постнатального онтогенеза человека

Длительное недоедание в детстве приводит к удлинению туловища и укорочению ног у японца и к прямо

противоположным изменениям у жителя Африки. Для нормального протекания процессов, обеспечивающих рост организма, необходима полноценная пища, содержащая белки, витамины, минеральные соли и микроэлементы.

На рост и развитие организма его генотип может оказывать также опосредованное влияние через синтез биологически активных веществ -гормонов. Это — нейросекреты, вырабатываемые нервными клетками, гормоны эндокринных желез. Гормоны могут влиять как на обменные процессы (биосинтез), так и на экспрессию других генов, в свою очередь оказывающих влияние на рост. Между всеми эндокринными железами существует взаимосвязь, регулируемая по принципу обратных связей. Так, гормоны гипофиза влияют на эндокринную функцию половых желез, щитовидной железы и надпочечников. Гипофиз вырабатывает соматотропный гормон, недостаток которого приводит к карликовости — нанизму, а избыток — к гигантизму.

Тема 18. Постнатальный период онтогенеза. Закономерности постэмбрионального развития человека.Роль среды в развитии организма. Биологические механизмы поддержания гомеостаза организма.

Цель. Знать закономерности постэмбрионального развития человека. Виды и пути регенерации. Виды трансплантации тканей у человека.

Вопросы для самодготовки:

1. Постнатальный онтогенез и его периодизация

2. Рост организмов:определенный и неопределенный. Основные типы роста тканей и органов человека.

3. Конституция и габитус человека.

4. Хронологический и биологический возраст. Старость как завершающий этап онтогенеза человека. Современные теории старения.

5. Регенерация, как процесс поддержания морфофизиологической целостности биосистемы.Виды и пути регенерации.

6. Трансплантация.Виды трансплантации тканей у человека.

7. Хронобиология. Понятие о биологических ритмах; классификация и их медицинское значение.

8. Понятие о гомеостазе. Его виды и механизмы поддержания.

Литература:

Основная:

1. Биология В 2кн. Кн.1: Учеб. для мед.спец. вузов /под ред. В.Н. Ярыгина. 6-е изд. -М.:ВЫсшая школа,2004.-С.365-407

2. Биология / А.А. Слюсарев, С.В. Жукова.- К.: Вища школа. Головное изд-во, 1992.- С.154-183

3. Руководство к практическим занятиям по биологии под ред. акад. РАЕН проф. В.В. Маркиной. Изд. М. «Медицина» 2006 г.

4. Биология. Руководство к практическим занятиям для студентов стоматологических факультетов под ред. акад. РАЕН проф. В.В. Маркиной. Изд. М. « ГЭОТАР- Медиа» 2010 г.

5. Федченко С.М. Молекулярно- генетические основы онтогенеза. -Луганськ:ЛДМУ,2003.-С.

6.Федченко С.М. Общая и медицинская генетика. -Луганськ:ЛДМУ,2003.-С.338-345, 352-354

Дополнительная:

1. Медична біологія: Підручник /за ред.В.П. Пішака, Ю.І. Бажори. — Вінниця:Нова книга, 2004. -С.258-274

2. Гилбертс С. Биология развития: В 3-х т. Т.1: Пер. с англ. М.: Миро.1993.-С.202-227

3.Леврищев Г.И., Оноприенко Г.А. Морфологические и клинические аспекты репаративной регенерации опорных органов и тканей.-М.: Медицина , 1996.- 208с.

6. Конспект лекцій

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Постнатальиый онтогенез

После рождения или выхода из яйцевых оболочек начинается постэмбриональный (постнатальный) онтогенез, в течение которого происходит дальнейшее развитие организма. Продолжительность постнатального онтогенеза у организмов разных видов колеблется от нескольких дней до нескольких десятков лет и является видовым признаком, не зависящим от уровня организации.

Постнатальиый онтогенез у всех живых существ подразделяется на следующие периоды: 1) дорепродуктивный (ювеннльный). 2) репродуктивный (зрелый) и 3) пострепродуктивный (старение).

В зависимости от типа онтогенеза ювеннльный период протекает с прямым или непрямым развитием. При прямом развитии появившиеся на свет организмы отличаются от взрослых форм преимущественно размерами, пропорциями тела и недоразвитием ряда систем органов (например, половой). При непрямом развитии (с метаморфозом) между яйцом и взрослым организмом находится одна или несколько промежуточных стадий. Если имеется одна промежуточная стадия (яйцо — личинка — взрослый организм), то такой тип развития называется неполным метаморфозом, если несколько стадий (яйцо — личинка — куколка — взрослый организм), то такой тип развития — полный метаморфоз. Развитие с метаморфозом появилось как одно из приспособлений к условиям обитания и часто связано с переходом личиночных стадий из одной среды обитания в другую (развитие насекомых и земноводных).

В постнатальном периоде, как и в пренатальном, выделяют несколько критических периодов:

новорожденности — первые дни после рождения в связи с перестройкой всех процессов жизнедеятельности (питания, дыхания, выделения, кровообращения и др.);

полового созревания — 12-16 лет, когда происходит гормональная перестройка;

полового увядания — около 50-ти лет, когда происходит угасание функций эндокринных желез (особенно половых).

Причины критических периодов постнатального онтогенеза принципиально те же, что и пренаталыюго: изменения гормонального фона, появление «новых» и исчезновение «старых» индукторов, включение и выключение разных блоков генов.

Рост организмов

Рост — это увеличение размеров и массы тела. Рост организма определяется генотипом (полигенное наследование) и факторами внешней среды. Различают определённый и неопределённый рост организмов. При определённом росте он прекращается к определённому возрасту (насекомые, птицы, млекопитающие, человек). При неопределённом росте организмы растут в течение всей жизни (растения, рыбы, земноводные).

Процесс роста человека протекает неравномерно, периоды быстрого роста сменяются периодами его замедления. Самый интенсивный рост наблюдается на первом году жизни, когда длина тела ребёнка увеличивается примерно на 25 см. Далее темпы роста замедляются: за второй год жизни ребёнок вырастает на 10-11 см, за третий — на 8 см, от 4 до 7 лет — на 5-7 см ежегодно. Во втором периоде детства (младший школьный возраст) темпы роста замедляются до 4-5 см в год. В подростковом возрасте (период полового созревания) наблюдается пубертантный скачок роста (7-8 см в год). Аналогично нарастает и масса тела. Примерно до 10 лет темпы роста и нарастание массы тела у мальчиков и девочек одинаковы. С 11-12 лет у девочек они ускоряются; после 15 лет мальчики опережают девочек по этим показателям, и это превышение величины роста и массы тела в дальнейшем сохраняется.

Рис. 1. Скорость роста длины тела человека.

Таким образом, наибольшая интенсивность роста наблюдается на первом году жизни и в период полового созревания.

Не все ткани и системы органов растут у человека одинаково. Выделяют 4 основных типа роста тканей и органов.

Обшнй тип (в целом — тело, мышцы, скелет, органы дыхания, печень). Они повторяют ход кривой роста длины тела и имеют два пика интенсивности роста — в первый год жизни и в период полового созревания.

Мозговой и головной тип (головной и спинной мозг, глаза, разме­ры головы). Они развиваются раньше любой другой части тела. Их интен­сивный рост наблюдается сразу после рождения и к 10-12 годам они дости­гают размеров взрослого человека.

Лнмфоидный тип (тимус, лимфатические узлы, лимфоидная ткань кишечника, селезёнки, миндалин). Лимфоидная ткань интенсивно растёт и достигает максимального развития (больше, чем у взрослого) до наступления подросткового возраста (11-12 лет), а затем, вероятно, под влиянием половых гормонов, она подвергается обратному развитию до уровня, характерного для взрослого.

Репродуктивный тип (яички, предстательная железа, семенные пузырьки, яичники, фаллопиевы трубы). Эти органы почти не увеличиваются в размерах до периода полового созревания, а затем быстро достигают раз­меров органов размножения взрослого организма.

Рис. 2. Кривые роста различных тканей и органов тела человека.

1 — лимфоидный тип, 2 — мозговой тип, 3 — общий тип. 4 — репродуктивный тип.

Большую роль в регуляции роста организма играют внутренние (гормональные) и средовые факторы. Особое значение в гормональной регуляции роста имеет гормон гипофиза соматотропин: при его недостатке развиваются карлики, а при избытке — гиганты (рост выше 2 м). Обычно прекращение секреции соматотропного гормона совпадает с наступлением полового созревания. Если выделение гормона продолжается в зрелом возрасте, то увеличиваются размеры отдельных органов — кистей, стоп, частей лица (заболевание называется акромегалия).

Определённое влияние на рост организма оказывают гормоны щитовидной и половых желез. Гормоны щитовидной железы значительно усиливают окислительные процессы в митохондриях, что ведёт к повышению энергетического обмена. Половые гормоны влияют на величину основного обмена, синтез и отложение жира и др.

На рост организма существенно влияют и факторы внешней среды — свет, температура, питание, витамины, микроэлементы и др. Свет играет важную роль в синтезе кальциферолов (витамина D). Значительное повышение или понижение температуры существенно изменяет скорость ферментативных реакций, что сказывается на росте организма. Для нормального роста организм ребенка нуждается в полноценном и сбалансированном (как по качеству, так и по количеству) питании.

Периодизация постнатального онтогенеза у человека

Важная роль принадлежит витаминам, особенно A, D и группы В и микроэлементам (соли кальция, калия, железа и др.). Для человека важную роль играет и весь комплекс социально- экономических факторов.

7. 4. За последние сто лет отмечается ускорение физического и физиологического развития детей и подростков — акселерация. Акселерация проявляется уже на стадии внутриутробного развития, о чём свидетельствует увеличение длины тела новорождённых на 0,5-1 см и увеличение массы на 50-100 г. В настоящее время у большинства девушек рост прекращается в 16- 17 лет, у юношей — 18-19 лет. Несмотря на более раннее прекращение роста, за последние 30 лет он оказывается увеличенным у взрослых людей примерно на 8 см.

Существует много гипотез, объясняющих акселерацию. Генетики предполагают, что одна из главных причин акселерации — повышение гетерозиготности молодого поколения вследствие смешанных браков (явление гетерозиса). Многие гипотезы связывают это явление с социальными факторами: улучшением питания, снижением заболеваемости детей, урбанизацией, ускорением темпов жизни и др. Определённое значение, вероятно, имеет повышение радиационного фона, изменения магнитного поля Земли, влияние электромагнитных волн при работе теле- и радиоустановок и др. Процесс акселерации, по-видимому, представляет собой результат действия многих факторов, и требует дальнейшего изучения.

Оставьте комментарий