Последствие победы реформации в ряде стран европы

Великие географические открытия и их последствия

К великим географическим открытиям конца 15 – начала 16 века относились:

1492 г. – открытие Христофором Колумбом Америки,

1498г. — Васко де Гама совершил первое морское путешествие в Индию,

1519 г. – Фернан Магеллан совершил первое кругосветное путешествие.

Они явились следствием

а) бурного развития производительных сил в Европе, значительных успехов в развитии науки и техники (высокого уровня достигла навигация и судостроение)

б) роста торговли со странами Востока, установившейся после крестовых походов

в) нехватки драгоценных металлов (средств обращения) в связи с быстрым развитием торговли и денежного обращения

Последствия (наиболее важные):

1) Было положено начало широким и глубоким связям между Европой и другими материками, и особенно с Америкой. Это способствовало складыванию мировой экономики, главную роль в которой стала играть океанская торговля. Новые масштабы, структуру и формы приобрела торговля и финансовые операции, появились торговые биржи и ценные бумаги.

2) Великие географические открытия положили начало созданию колониальной системы. Эксплуатация труда рабов и неэквивалентный обмен с колониями привели к обогащению европейского купечества, став одной из предпосылок развития капитализма. Европейскими завоевателями были уничтожены древние государства инков, ацтеков, майя, их богатства расхищены, древние цивилизации исчезли. Во вновь открытых и завоеванных землях – массовое истребление населения, насаждение жесточайших форм эксплуатации, насильственное введение христианства.

3) С начала 16 в. через Испанию и Португалию в Европу хлынул поток золота, серебра и других ценностей. Началась так называемая революция цен, способствовавшая повороту от натурального хозяйства к товарно-денежному. Все это способствовало накоплению капитала, а вместе с тем вело к расширению эксплуатации наемной рабочей силы, распространению капиталистических способов хозяйствования.

4) Меняются взгляды людей на устройство мира, на роль человека и общественные отношения. Были эмпирически доказаны шарообразность Земли и ее вращение, уточнены истинные очертания континентов, океанов и морей.

5) «пищевая революция» — заимствование ранее неизвестных культур: маиса, картофеля, томатов, фасоли, различных видов рыб, пряностей, шоколада, чая, кофе.

Таким образом, колонизация Нового Света, приток золота из заокеанских стран способствовали складыванию в 16 в. предпосылок для развития нового уклада жизни общества – капитализма.

Реформация: причины, суть, последствия

Реформация (1520-1660 гг.) — широкое религиозно-политическое движение за освобождение людей от сковывающих их свободу церковных догматов и учреждений, за коренное обновление церкви, пересмотр устаревших религиозных догм и реформирование церковной организации.

Основные причины:

а) глубокий кризис католической церкви,

б) стремление национальных государств с сильной королевской властью ограничить политическую роль папства.

В духовном смысле Реформация означала начало высвобождения умов от авторитета церкви, а в политическом — разрушение большой папской державы, освобождение от власти папы.

Начало европейской Реформации было положено в Германии, ее теоретиком стал немецкий богослов Мартин Лютер. В 1517 г. он подготовил документ «95 тезисов против индульгенций», в которых подверг резкой критике церковную торговлю «отпущением грехов».

Вступив в открытую полемику с папой, Лютер написал несколько трактатов, в которых изложил свои взгляды на место и предназначение церкви. Главная идея Лютера состояла в том, что каждый человек спасается одной лишь искренней верой в Бога и не нуждается в посредниках в виде церкви. Следовательно, священники не представляют собой особую группу людей, отличную от мирян. Каждый верующий христианин – сам себе священник. Отсюда следовало, что клир нужно упразднить, ордена монашеские распустить, а имущество и земли церкви секуляризовать. За сторонниками реформирования церкви закрепилось название «протестанты».

Реформация на лютеранский лад была проведена не только в Германии, но и в Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Англии, Нидерландах, правда, при этом в каждой стране она отличалась своей спецификой.

В ходе Реформации во владение мирян переходили огромные земельные богатства и другое имущество католической церкви. Благодаря этому укреплялись позиции светской власти, дворянства, горожан (бюргерства).

Итоги:

  1. Раскол католической церкви
  2. Во владение светских людей переходило имущество Церкви
  3. Укрепление светской власти и буржуазии

Таким образом, Реформация, поступление в оборот бывших церковных богатств являлось одной из причин складывания в 16 в. предпосылок для развития нового уклада жизни общества – капитализма.

12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3076 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Таким образом, колонизация Нового Света, приток золота из заокеанских стран способствовали складыванию в 16 в. предпосылок для развития нового уклада жизни общества – капитализма.

Великие географические открытия и их последствия

К великим географическим открытиям конца 15 – начала 16 века относились:

1492 г. – открытие Христофором Колумбом Америки,

1498г. — Васко де Гама совершил первое морское путешествие в Индию,

1519 г. – Фернан Магеллан совершил первое кругосветное путешествие.

Они явились следствием

а) бурного развития производительных сил в Европе, значительных успехов в развитии науки и техники (высокого уровня достигла навигация и судостроение)

б) роста торговли со странами Востока, установившейся после крестовых походов

в) нехватки драгоценных металлов (средств обращения) в связи с быстрым развитием торговли и денежного обращения

Последствия (наиболее важные):

1) Было положено начало широким и глубоким связям между Европой и другими материками, и особенно с Америкой. Это способствовало складыванию мировой экономики, главную роль в которой стала играть океанская торговля. Новые масштабы, структуру и формы приобрела торговля и финансовые операции, появились торговые биржи и ценные бумаги.

2) Великие географические открытия положили начало созданию колониальной системы. Эксплуатация труда рабов и неэквивалентный обмен с колониями привели к обогащению европейского купечества, став одной из предпосылок развития капитализма. Европейскими завоевателями были уничтожены древние государства инков, ацтеков, майя, их богатства расхищены, древние цивилизации исчезли. Во вновь открытых и завоеванных землях – массовое истребление населения, насаждение жесточайших форм эксплуатации, насильственное введение христианства.

3) С начала 16 в. через Испанию и Португалию в Европу хлынул поток золота, серебра и других ценностей. Началась так называемая революция цен, способствовавшая повороту от натурального хозяйства к товарно-денежному. Все это способствовало накоплению капитала, а вместе с тем вело к расширению эксплуатации наемной рабочей силы, распространению капиталистических способов хозяйствования.

4) Меняются взгляды людей на устройство мира, на роль человека и общественные отношения. Были эмпирически доказаны шарообразность Земли и ее вращение, уточнены истинные очертания континентов, океанов и морей.

5) «пищевая революция» — заимствование ранее неизвестных культур: маиса, картофеля, томатов, фасоли, различных видов рыб, пряностей, шоколада, чая, кофе.

Реформация (1520-1660 гг.) — широкое религиозно-политическое движение за освобождение людей от сковывающих их свободу церковных догматов и учреждений, за коренное обновление церкви, пересмотр устаревших религиозных догм и реформирование церковной организации.

Основные причины:

а) глубокий кризис католической церкви,

б) стремление национальных государств с сильной королевской властью ограничить политическую роль папства.

В духовном смысле Реформация означала начало высвобождения умов от авторитета церкви, а в политическом — разрушение большой папской державы, освобождение от власти папы.

Начало европейской Реформации было положено в Германии, ее теоретиком стал немецкий богослов Мартин Лютер. В 1517 г. он подготовил документ «95 тезисов против индульгенций», в которых подверг резкой критике церковную торговлю «отпущением грехов».

Вступив в открытую полемику с папой, Лютер написал несколько трактатов, в которых изложил свои взгляды на место и предназначение церкви. Главная идея Лютера состояла в том, что каждый человек спасается одной лишь искренней верой в Бога и не нуждается в посредниках в виде церкви. Следовательно, священники не представляют собой особую группу людей, отличную от мирян. Каждый верующий христианин – сам себе священник.

Реформация в Европе, католическая реформация

Отсюда следовало, что клир нужно упразднить, ордена монашеские распустить, а имущество и земли церкви секуляризовать. За сторонниками реформирования церкви закрепилось название «протестанты».

Реформация на лютеранский лад была проведена не только в Германии, но и в Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Англии, Нидерландах, правда, при этом в каждой стране она отличалась своей спецификой.

В ходе Реформации во владение мирян переходили огромные земельные богатства и другое имущество католической церкви. Благодаря этому укреплялись позиции светской власти, дворянства, горожан (бюргерства).

Итоги:

12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

  1. D) Последствия нарушения обязанности обоснования
  2. IV. Аграрная реформа Столыпина и ее последствия
  3. IV. Причины и экономические последствия Великих географических открытий
  4. Английская буржуазная революция: причины, участники, этапы, значение
  5. Безработица, ее основные формы и последствия
  6. Безробіття. Суть, основні типи і форми
  7. Биологические последствия активации свободно-радикального процесса в клетке
  8. Биологические последствия действия токсикантов на мембраны
  9. Биологические последствия действия токсикантов на нуклеиновый обмен и синтез белка
  10. Буржуазное реформирование России: идеи, реальность и последствия.
  11. Великая реформа» 1861 года и ее последствия
  12. Великая французская буржуазная революция: причины, участники, этапы, значения

Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политичес­кой жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отлича­ющихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-поли­тической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью. При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что они включают:1) организации непосредственного, прямого влияния на политические решения, которые создаются при государственных структурах (лобби, группы давления) и основная задача которых – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения;2) организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т.д.);3) массовые движения, имеющие стихийную природу. Например, демократические по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану окружающей среды и т.д. Типология современных общественно-политических движений проводится также по целям (социально-политические, культурно-просветительские, этнополитические, политико-экологи-ческие), по массовости (элитные/массовые), по масштабу (местные, региональные, национальные, мировые) и т.д. У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддержи­ваться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений яв­ляются солидарность и добрая воля их участников. Развитость политической системы, степень ее демократизации, масштабность институтов гражданского общества обусловливают (и обусловливаются) многообразием форм и проявлений общественно-политической жизни. Большую роль в этих процессах играют общественно-политические движения, пытающиеся воздейство­вать на власть, но сами к ней не стремящиеся.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

  • агрегируют (объединяют) интересы, настроения широких разнородных слоев населения;
  • выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения, создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
  • руководят массовыми выступлениями;
  • осуществляют контроль за деятельностью структур власти и помогают в реализации интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни.

Характерными чертами общественно-политических движений являются: гетерогенность либо однородность (в зависимости от социальной направленности); разнообразие участвующих социальных слоев; организационная неустойчивость; различия во взаимодействии с официальной властью. Причинами возникновения общественно-политических движений являются: 1) утверждение плюрализма в различных сферах общественной жизни; 2) резкие изменения политической, экономической, идеологической ситуации; 3) кризис веры в политическую власть и др.

Некоторые движения создаются по инициативе отдельных партий или их блока. Это про­исходит в том случае, когда партиям удается вовлечь в борьбу за вы­двинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Пар­тии могут брать движения под контроль, руководить ими (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защи­щенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы). Добившись успеха в решении поставленных задач, политиче­ские движения обычно прекращают свое существование (так прои­зошло, например, с движением против размещения крылатых ра­кет в Европе и др.). Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, а борьба за их решение требует длительных, боль­ших усилий и доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, напри­мер, произошло с движением «зеленых»).

В современной России существуют различные виды общественно-политических объединений: Всероссийское политическое движение «Духовное наследие», «Вся Россия», комитет солдатских матерей и др. Их возникновение во многом объясняется формализмом и стереотипами в работе многих официальных организаций, повышением уровня информированности и образованности россиян.

24.

Реформация и контрреформация в Европе

Типология политических культур.Политическая культура любой общности формируется под воздействием разнообразных факторов. Это предопределяет и многообразие типов политической культуры. В основе типологии политической культуры лежат те или иные критерии. Приведем основные.Типы политической культуры:1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);3) в зависимости от отношения к, власти: господствующая и контркультура;4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявленииими активности в этом);6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);7) в зависимости от вида политического режима: демократическая иантидемократическая;8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная(главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

25. Политические элиты и их роль в полит.жизни общества.Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития.

Существование политической элиты обусловлено следующими факторам:— психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;— законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;— высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;— широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);— практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;— политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев). Функции политической элиты:— стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);— организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);— интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).

Политическая элита подразделяется на правящую (которая непосредственно обладает государственной властью), оппозиционную (т.е. контрэлиту), высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т.д.

Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 1075 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Реформация (от лат. reformatio — преобразование, исправление), в 16 в. широкое, сложное по социальному содержанию и составу участников общественно-политическое и идеологическое движение, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви и имевшее в своей основе антифеодальный характер; охватило большинство стран Западной и Центральной Европы. В узком, буквальном смысле Р. — проведение религиозных преобразований в духе протестантизма.

  Самые общие, глубинные причины, вызвавшие Р., связаны с разложением феодального способа производства, зарождением новых, капиталистических отношений и новых классов, обострением социально-политических противоречий. Р. являлась первым ударом по феодализму. В силу религиозного характера средневековой идеологии он оказался направленным против церкви, являвшейся неотъемлемой составной частью феодальной системы и дававшей религиозную санкцию феодальному строю. «Для того, чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Уже гуманистическое движение эпохи Возрождения с его критикой средневекового миросозерцания и утверждением принципов буржуазного индивидуализма во многом идейно подготовило Р. Не менее важным источником идей Р. были средневековые ереси. В еретических учениях, особенно в тех из них, которые развивались в условиях острых социальных столкновений 14—15 вв.

(выступления Дж. Уиклифа и лоллардов в Англии, Яна Гуса, а затем чашников и таборитов в Чехии), были сформулированы положения, предвосхитившие многие идеи Р. 16 в.

  Идеологи Р. сформулировали учение о том, что человек для спасения своей (греховной) души не нуждается в посредничестве церкви (в её католическом понимании), — спасение достигается не внешним проявлением религиозности (не «добрыми делами»), а лишь внутренней верой каждого в искупительную жертву Христа («оправдание верой»). Этим отрицалась необходимость католической церкви со всей её иерархией во главе с папой, духовенства как особого слоя, которое, по учению католической церкви, одно может передать человеку «божественную благодать» и обеспечить спасение его души; отрицались учение католицизмао «сокровищнице добрых дел», связанные с ним индульгенции и т.д. Реформаторы провозгласили единственным источником религиозной истины Священное писание, отрицая в качестве такового Священное предание. Из отрицания феодализированной католической церкви следовало отрицание церкви как крупного феодального собственника (проведение Р. повсеместно сопровождалось секуляризацией церковного имущества, прежде всего огромной земельной собственности католической церкви), монастырей и монашества, церковной десятины и других поборов; отрицание пышного католического культа и др.

  В реформационном движении приняли участие разные классы и социальные группировки, вкладывавшие в критику католической церкви различное содержание. Бюргерско-буржуазное направление Р. было наиболее отчётливо выражено в учениях М. Лютера, У. Цвингли и особенно Ж. Кальвина. Требование упразднения сложной церковной иерархии, пышного католического культа, почитания икон, святых, ликвидации большого числа религиозных праздников было у них по существу требованием создания «дешевой» церкви, более соответствовавшей интересам буржуазной бережливости. В бюргерско-буржуазном направлении существовало умеренно бюргерское крыло (Лютер), шедшее на компромисс с феодализмом и оставшееся в основном на почве теологии, и радикально-буржуазное крыло. Наиболее последовательным выражением последнего был кальвинизм, который дал буржуазии идеологическое оружие и организационные формы (республиканизм) в революционной борьбе с феодализмом, содержал религиозное оправдание буржуазной морали (учения об абсолютном предопределении, «мирском призвании» и «мирском аскетизме»). Народное направление Р. выражало интересы крестьянства и городского плебейства. Для народных масс начало борьбы против католической церкви послужило сигналом к выступлению против самих устоев феодального строя. Наиболее радикальные из идеологов народной Р., обращаясь к Библии и требуя восстановления раннехристианского равенства членов религиозных общин, отрицая церковную иерархию, церковное землевладение, делали выводы о необходимости упразднения всех духовных и светских властей, установления социального равенства и общности имущества. Р. понималась ими в духе грядущего социального и политического переворота в интересах трудового народа, установления восставшим народом «царства божия на земле» как строя социальной справедливости. Идеи народной Р. играли большую роль в повсеместно развернувшейся антифеодальной борьбе народных масс. К течениям народной Р. принадлежали анабаптисты, левое крыло так называемых польских братьев и др.; крупнейшим идеологом и деятелем народной Р. был Т. Мюнцер. В ряде стран реформационное движение было использовано феодальным классом (так называемая королевско-княжеская Р., или Р. «верхов») для укрепления экономического и политического влияния королевской власти (скандинавские страны, Англия) или отдельных князей (Германия). Проведение Р. «сверху» сопровождалось секуляризацией церковных земель в пользу светской власти; ей всецело были подчинены здесь вновь созданные, отколовшиеся от католицизма церкви. Наконец, в некоторых странах (например, во Франции) Р. была использована частью феодальной знати в целях борьбы с королевским абсолютизмом.

  Центром и исходным пунктом реформационного движения явилась Германия, которая благодаря особенностям своего социально-экономического и политического развития стала в 1-й четверти 16 в. ареной первого акта буржуазной революции в Европе (см. в ст. Германия). Здесь одной из главных задач антифеодальной революции было преодоление феодальной раздробленности, установление государственного единства, и в этих условиях выступление против церкви, которая беспрепятственно эксплуатировала в пользу папства раздробленную страну и сделалась объектом всеобщей ненависти, приобретало особое значение. Выступление 31 октября 1517 Лютера в саксонском г. Виттенберге с 95 тезисами против торговли папскими индульгенциями послужило сигналом к началу широкого общественного движения. Первоначально оно объединяло различные слои оппозиции: бюргерство, крестьянско-плебейские массы, рыцарство; к Р. присоединилась также часть князей. Однако уже с 1520—21 началось размежевание различных примкнувших к Р. классов и групп. Народная Р. вылилась в Крестьянскую войну 1524—26, явившуюся кульминационным пунктом движения. В этих условиях умеренно консервативные круги немецкого бюргерства, идеологом которых был Лютер, пошли на компромисс с феодально-княжеским лагерем. Радикальное бюргерское направление Р. (Карлштадт, Буцер) не смогло занять в Германии ведущего места. Народное движение (Крестьянская война, затем Мюнстерская коммуна1534—35) было подавлено. Это позволило германским князьям использовать Р. в своих целях. Князья Саксонин, Мекленбурга, Померании, Бранденбурга, Гессена, Пфальца, Брауншвейга и др., проведя в своих землях Р., присвоили себе все церковные богатства. Последовала длительная борьба между протестантскими и католическими князьями (последние объединились вокруг императора). Она завершилась Аугсбургским религиозным миром 1555, но с новой силой разгорелась во время Тридцатилетней войны 1618—48.

В Дании начало распространения реформационных идей относится к правлению Кристиана II (1513—23) и Фредерика I (1523—33). Крупнейшим деятелем датской Р. был Х. Таусен. В 30-х гг. под знаменем Р. развернулось народное движение, которое переплелось с борьбой внутри господствующего класса (см. «Графская распря»1534—36). Кристиан III, подавив движение, провёл королевскую лютеранскую Р. (1536), использовав её в своих политических целях. Насильственное проведение лютеранской Р. в Норвегии (1536) и Исландии (с 1540), подвластных Дании, было использовано для усиления там датского господства. Введение королевской Р. в Швеции, освободившейся при Густаве I Ваза от датского господства, было средством упрочения самостоятельной королевской власти и династии Ваза в стране (крупнейшие деятели шведской Р. — братья О. Петри и Л. Петри, её юридическое оформление и законодательное закрепление произошло на Вестеросских риксдагах 1527 и 1544, на общешведском церковном соборе 1529 в Эребру). Р. была проведена и в Финляндии, подчинённой Швеции (крупнейший деятель финской Р. — М. Агрикола).

Центрами Р. в Швейцарии стали экономически развитые кантоны и города (Цюрих, Берн, Базель, Женева). Отсталые лесные кантоны (Швиц, Ури, Цуг и др.) и дворянство остались в лагере феодально-католической реакции. Они сопротивлялись распространению Р. и стремлению городских кантонов к государственной централизации. Р. в Цюрихе (где проходила деятельность Цвингли), Берне, Базеле и других городах была проведена в 20-х гг. 16 в. и первоначально приняла форму цвинглианства. Одновременно развернулось и крестьянско-плебейское движение, которым руководили анабаптисты. Однако бюргерство не поддержало этого движения, подавленного вскоре после поражения Крестьянской войны в Германии. В Женеве после прихода к власти в городе прогрессивных бюргерских элементов (преимущественно из числа «новых горожан» — переселенцев из Франции и других стран) в 40-х гг. 16 в. оформилось новое течение Р. — кальвинизм. Вскоре он вышел на всеевропейскую арену, дав нарождавшейся буржуазии идеологию, которая обосновывала её притязания на политическое господство.

  Первыми проповедниками Р. во Франции были Ж. Лефевр д’Этапль и Г. Брисонне (епископ в Мо). В 20—30-х гг. 16 в. среди богатых горожан и плебейских масс распространялись лютеранство и анабаптизм. Новый подъём реформационного движения, но уже в форме кальвинизма, относится к 40—50-м гг. Кальвинизм явился во Франции идеологическим знаменем как социального протеста плебейства и нарождавшейся буржуазии против феодальной эксплуатации, так и оппозиции реакционно-сепаратистской феодальной аристократии крепнувшему королевскому абсолютизму; последний же для укрепления своей власти использовал во Франции не Р., а католицизм, утверждая в то же время независимость французской католической церкви от папского престола (королевское галликанство). Оппозиция различных слоёв абсолютизму вылилась в так называемые Религиозные войны, закончившиеся победой королевского абсолютизма и католицизма.

  В габсбургских землях (Австрии, Чехии, части Венгерского королевства) реформационное движение стало знаменем не только антифеодальной борьбы масс, но и освободительной борьбы против национального угнетения, а также (для части дворянства) формой выражения оппозиции централизаторским устремлениям Габсбургов.

  В Польше Р. была использована преимущественно феодалами (как магнатами, так и шляхтой), захватившими в результате её проведения церковные земли.

  Р. (в её радикальных формах) представляла серьёзную угрозу феодальному строю. Развернувшееся с середины 16 в. реакционное движение против Р., возглавлявшееся папством, — контрреформация привело к подавлению Р. в габсбургских землях, части Германии, Польше, были пресечены и слабые попытки реформационного движения в Италии и Испании.

  Иными были судьбы Р. в Нидерландах и Англии — экономически передовых странах Европы 16 в. В Нидерландах кальвинизм стал идеологическим знаменем Нидерландской буржуазной революции 16 века. Он получил распространение не только среди буржуазии (и части антииспански настроенного дворянства), но и среди крестьянско-плебейских масс. Кальвинистские консистории стали центрами, сочетавшими проповедь реформационных идей с организационно-политическим руководством массами. В северных провинциях Нидерландов, где победила революция, была проведена Р.: имущество католической церкви постепенно конфисковано, католическое вероисповедание заменено кальвинизмом, ставшим здесь официальной религией (1573—74).

  Р. в Англии имела свои отличительные черты. В 16 в. Англия была страной крепнувшего абсолютизма, вступившего в острый конфликт с папством. Итогом этого конфликта был акт 1534 о супрематии (верховенстве), в силу которого король стал главой англиканской церкви. Англиканская церковь стала государственной церковью, опорой абсолютизма, а англиканское вероисповедание принудительным. Но Р. в Англии, проведённая «сверху», оказалась половинчатой, незавершённой (сохранение епископата и епископских земель, сохранение в культе и вероучении многочисленных элементов католицизма, в частности пышной обрядности, и т.д.). Поэтому обострение социальной борьбы, вызванное сдвигами в экономике страны, и нараставшая оппозиция абсолютизму сопровождались требованием углубления Р. Со 2-й половины 16 в.

Последствием реформации в ряде стран Европы

в Англии всё больше распространяется кальвинизм, последователи которого назывались здесь пуританами. В ходе Английской буржуазной революции 17 века, которая, подобно Нидерландской, совершалась под знаменем кальвинизма, пуританская оппозиция распалась на ряд самостоятельных партий (см. Пресвитериане, Индепенденты, Левеллеры). С конца 17 в. кальвинизм в Англии перестал быть политическим течением и его роль ограничивается религиозно-идеологической сферой; государственной церковью осталась англиканская.

  Реформационное движение в целом было важным этапом в борьбе с феодализмом. В ряде стран Р. стала формой, в которую облекались буржазные революции мануфактурного периода. В результате Р. католическая церковь утратила монопольное положение в Западной Европе: в странах, где победила (в религиозном отношении) Р., — на части территории Германии, Швейцарии, в скандинавских странах, Англии и Шотландии, Нидерландах, части Венгерского королевства — возникли новые — протестантские — церкви (см. Протестантизм). Секуляризация церковных земель подорвала здесь экономическое могущество католической церкви. В этих странах Р. удешевила и упростила церковную организацию, придала также божественную санкцию нормам буржуазной практики и морали. В странах, где победила Р., церковь оказалась в большей зависимости от государства, пользовалась меньшей властью, чем в странах господства католицизма, что облегчало развитие науки и светской культуры. Духовная диктатура церкви была сломлена. Р. оказалась последним крупным антифеодальным движением, проходившим под религиозной оболочкой. Новый этап борьбы с феодализмом проходил уже под знаменем прогрессивных форм светской идеологии (Просвещение и др.).

Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 422—423; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; его же, К «Крестьянской войне», там же, т. 21; его же, Заметки о Германии, в книге: Архив Маркса и Энгельса, т. 10, М., 1948, с. 343—46; Смирин М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; его же, Лютер и общественное движение в Германии в эпоху реформации, в сборнике: Вопросы научного атеизма, в. 5, М., 1968; Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в., М., 1964; Штерн Л., Идеологическая и политическая роль Реформации в прошлом и настоящем, в книге: Ежегодник германской истории 1968, М., 1969; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Weber М., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, Tübingen, 1934; 450 Jahre Reformation, hr. sg. von L. Stern und М. Steinmetz, B., 1967; Die Reformation im zeitgenössischen Dialog. 12 Texte aus den Jahren 1520 bis 1525, В., 1968; Weltwirkung der Reformation. Internationales Symposium. aniasslich der 450-Jahr-Feier der Reformation in Wittenberg…, hrsg. von М. Steimetz und J. Brendler, Bd 1—2, В., 1969; Illustrierte Geschichte der deutschen frühbürgerlichcn Revolution, hr. sg. von A. Laube, М. Steinmetz, G. Vogler, B., 1974; Imbart de la Tour P., Les origines de la Réforme, v. 1—4, P., 1905—35: Bibliographic de la Réforme 1450—1648, v. 1—7, Leiden, 1958—1970.

  А. Н. Чистозвонов, Н. Н. Самохина.

31 октября 1517 года

Реформация — церковно-социальное движение ХVI века в Европе против католической церкви, в котором борьба за религиозные идеалы переплелась с классовой борьбой крестьянства и зарождающейся буржуазии с феодалами. Стала катализатором распада феодального общества и возникновения зачаточных форм капитализма

Причины Реформации

Католицизм был целой системой, налагавшей рамки на всю культуру и социальную организацию европейских народов:

    Католический универсализм отрицал национальность
    Теократическая идея давила государство
    Духовенство имело привилегированное положение в обществе, подчиняя церковной опеке светские сословия
    Догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу
    Католическая церковь переродилась из утешительницы и проводника идей социальной справедливости в жестокого феодального земельного собственника и угнетателя
    Несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали
    Недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии
    Растущие материальные запросы римской церкви: все верующие платили десятину — налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями
    Существование огромного количества монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным праздным населением
    Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Святого Петра в Риме, слишком явно и цинично демонстрировала не заботу Церкви о душах паствы, но стремление к обогащению, земным благам
    Изобретение книгопечатания
    Открытие Америки
    Возобновление интереса к античной культуре, сопровождающееся расцветом искусства, в течение многих веков служившего исключительно интересам Церкви

    В борьбе против католической церкви объединились все светские институты европейского общества: государственная власть, нарождающаяся буржуазия, задавленное гнетом крестьянство, интеллектуалы, представители свободных профессий. Они боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в делах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а потому, что католицизм мешал свободному развитию общественных отношений во всех сферах жизни

Реформация в Европе

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против торговли папскими индульгенциями*

  • 1520-е годы — Германия
  • 1525 — Пруссия, Ливония
  • 1530-е годы — Англия
  • 1536 — Дания
  • 1536 — Норвегия
  • 1540 — Исландия
  • 1527-1544 — Швеция
  • 1518-1520-е годы — Швейцария: Цюрих, Берн, Базель, Женева
  • 1520-1530-е годы — Франция: лютеранство и анабаптизм
  • 1550-е — Франция: кальвинизм
  • 1540-1560-е годы — Нидерланды

Деятели Реформации

  • Мартин Лютер (1483–1546) — Германия
  • Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия
  • Ганс Таусен (1494–1561) — Дания
  • Олаус Петри (1493–1552) — Швеция
  • Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария
  • Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария
  • Томас Кранмер (1489–1556) — Англия
  • Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия
  • Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция
  • Г. Брисонне (1470-1534) — Франция
  • М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия
  • Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия

    В результате Реформации часть верующих восприняла идеи главных её деятелей Лютера и Кальвина, превратившись из католиков в лютеран и кальвинистов

    Краткая биография Мартина Лютера

  • 1483 (1484?), 10 ноября — родился в Эйслебене (Саксония)
  • 1497— 1498 — учеба в школе лоллардов в Магдебурге
  • 1501 — 1505 — учеба в Эрфуртском университете
  • 1505 — 1506 — послушник в монастыре августинцев (Эрфурт)
  • 1506 — принял монашеский обета
  • 1507 — рукоположен в священнический сан
  • 1508 — перебирается в Виггенбергекий монастырь и поступает на богословский факультет Виггенбергского университета
  • 1512, 19 октября — Мартин Лютер получает степень доктора богословия
  • 1515 — избирается викарием деканата (11 монастырей) ордена августинцев.
  • 1617, 31 октября — отец Мартин Лютер вывесил на дверях Виттенбергской приходской церкви 95 тезисов об индульгенциях.
  • 1517-1520 — многочисленные богословские статьи с критикой существующих порядков в церкви
  • 1520, 15 июня — булла папы Лва X, в которой предлагается Лютеру в 60-дневный срок отречься от своих еретических идей
  • 1520, 10 декабря — на городской площади Виггенберга толпа студентов и монахов под руководством Лютера сожгла папскую буллу и сочинения оппонентов Лютера.
  • 1521, 3 января — булла Льва X об отлучении Мартина Лютера от Церкви.
  • 1521, май — 1522, март — Мартин Лютер под именем Юргена Йорга скрывается в Вартбургской крепости, продолжая свою публицистическую деятельность
  • 1522, 6 марта — возвращение в Виттенберг
  • 1525, 13 июня — женитьба на Катарине фон Бора
    1525, 29 декабря — первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером.
  • 1526, 7 июня — родился сын Лютера Ганс
  • 1527, 10 декабря — родилась дочь Лютера Елизавета, умершая 3 апреля 1528 года.
  • 1522-1534 — публицистическая деятельность, перевод на немецкий книг пророков и Библии
  • 1536, 21—28мая — в Виттенберге под председательством Лютера состоялась встреча крупнейших богословов новой веры
  • 1537, 9 февраля — протестантский конгресс в Шмалькальдене, для которого Лютер написал «Символ веры».
  • 1537-1546 — публицистика, разъезды по германии
  • 1546, 18 февраля — Мартин Лютер скончался от болезни сердца

    Главная идея лютеранства — спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего

Краткая биография Жана Кальвина

  • 1509, 10 июля — родился во французском городе Нуайон
  • 1513-1531 года в Париже, Орлеане, Бурже постигал гуманитарные науки, юриспруденцию, теологию, получил степень лиценциата
  • 1532, весна — на собственные средства опубликовал свой первый научный труд — комментарии к трактату Сенеки «О кротости»
  • 1532 — получил в Орлеане докторскую степень
  • 1532, вторая половина — стал протестантом
  • 1533, октябрь — написал речь «О христианской философии» для ректора университета Николя Копа, за которую тот подвергся преследованиям
  • 1533-1535 — как автор крамольной речи скрывался на юге Франции
  • 1535, зима — опасаясь за свою жизнь, бежал в Швейцарию
  • 1536, первая половина — жил в Базеле и итальянском городке Феррара при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII, опубликовал свой главный труд «Установления христианской веры»
  • 1536, июль-1538, весна — жил в Женеве, пока не был изгнан
  • 1538-1540 — Берн, Цюрих, Страсбург
  • 1540, сентябрь — женитьба на вдове Иделетте Штордер
  • 1541, 13 сентября — возвращение в Женеву по решению Совета города
  • 1541, 20 ноября — представил проект устава церкви, который был утверждён Генеральным собранием граждан

    Устав предусматривал избрание 12 старейшин. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть сконцентрировалась в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.
    Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего». Женева должна была стать протестантским Римом.

    Распространение Реформации в Европе

    Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве — она во всем должна была стать образцом для других городов.
    Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан. Для этого Кальвин провел ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административные меры, направленные на укрепление морали. Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались обструкции. Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города

  • 1553 — по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие
  • 1559 — Основание Женевской академии — высшего богословского заведения для подготовки проповедников
  • 1564, 27 мая — Кальвин умер. Похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно

    Главная идея кальвинизма — учение об «абсолютном предопределении», согласно которому бог еще до «сотворения мира» предопределил одних людей к «спасению», других к «погибели», и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об «абсолютном предопределении» не имело фаталистического характера. Согласно кальвинизму, жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм провозгласил новые моральные ценности — бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства

Контрреформация

Любое действие предполагает противодействие. На движение Реформации католическая Европа ответила контрреформацией (1543 — 1648). Католическая церковь отказалась от предоставления индульгенций, были основаны новые монашеские ордена и духовные семинарии, были введены единообразная литургия (главнейшее христианское богослужение), григорианский календарь, подавлена Реформация в Польше, землях Габсбургов, Франции. Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством

Итоги Реформации и Контрреформации

    Верующие Европы разделились на католиков и протестантов
    Европа погрузилась в череду религиозных войн (Тридцатилетняя война, религиозные войны во Франции)
    Страны, в которых протестантство победило, активнее начала «строить капитализм»

*Индульгенция — отпущение грехов за деньги

Ещё статьи

  • Пуритане
  • Английская буржуазная революция
  • Семилетняя война
  • Оставьте комментарий