Почему балкарцы не любят кабардинцев

Вопрос этногенеза любого народа является одной из важнейших проблем его истории. И никто не подвергает сомнению, что проблема происхождения того или иного народа является комплексной. На этногенетиче-ский процесс действуют самые различные факторы, характеризуемые определенными признаками, специфичными для материальной и духовной культуры народа. Другими словами, этногенетические процессы .жюбого народа протекают на фоне развития его материальной и духовной культуры. Поэтому, чтобы более или менее объективно осветить вопросы этногенеза любого народа, необходимо опираться на данные ряда научных дисциплин (археология, фольклор, этнология, антропо логия, история, языкознание). Только при таком подходе комплексного использования всех этих источников можно объективно решить проблему происхождения балкарцев и карачаевцев, которые составляют две ветви одного и того же народа. В исторической литературе в различные годы существовали и продолжают существовать самые разные версии этногенеза балкаро-карачаевцев. Этим объясняется, что многие крупные ученые уделяли значительное внимание этой важной проблеме. Более того, в 1959 г. в Нальчике была проведена специальная научная сессия, посвященная ей; здесь обсуждены 12 докладов и научных сообщений. В работе этой сессии приняли участие ведущие специалисты-кавказоведы различных областей знаний (историки, этнографы, лингвисты, антропологи, археологи, фольклористы). Разброс их мнений по обсуждаемому вопросу был самый разнообразный. При изучении работы «Балкария» М.Абаева, можно сделать следующие выводы:

1. Этноним «малкар», по мнению М. Абаева, переделан для благозвучия на «балкар».

2. Родоначальником таубиев Малкарского (Балкарского) общества является Малкар, пришедший с плоскости, неизвестного происхождения.

3. Раньше всего образовалось Малкарское (Балкарское) общество, а потом остальные, т. е. ущелья осваивались поочередно.

4. Балкарские таубии образовались поэтапно: сперва таубии от Малкаровых, а затем от Басиата.

5. К моменту прихода в ущелья Малкаровых и Басиата со своим братом там проживали люди (таулу — горцы), о происхождении которых предание умалчивает.

6. Басиат — один из родоначальников балкарских таубиев — сперва поселился в ущелье реки Урух (там, где жили дигорцы), а затем перешел в ущелье реки Черек, т. е. он имеет отношение к предкам осетин.

7. К моменту прихода Басиата в горы их жители не были знакомы с огнестрельным оружием. Это говорит о том, что среди горцев огнестрельное оружие появилось сравнительно недавно. Другими словами, по этому преданию балкарцы сложились как этнос в результате смешения местных и пришлых племен. Процесс этногенеза балкарцев и карачаевцев прошел длительный и противоречивый путь. Если исходить из достижений науки последних лет, то необходимо отметить, что при образовании этих двух родственных народов определенную роль сыграли некоторые местные (чисто кавказские) племена; в результате они принадлежат к кавкасионскому антропологическому типу. Вероятнее всего, такими местными племенами (субстратом), которые сыграли свою роль при этногенезе балкарцев и карачаевцев были некоторые представители потомков Кобанской культуры. При создании антропологического типа балкарцев и карачаевцев большую роль сыграла горная зона Северного Кавказа. Эта среда наложила свой отпечаток на их физический облик. При этногенезе победил язык пришлых племен (в данном случае тюркский), которые принимали участие в формировании балкарцев и карачаевцев. Известную роль в этом процессе сыграли ираноязычные племена, этнически близкие к скифо-сарматам. у современных балкарцев и карачаевцев обнаруживается очень большое сходство с осетинами, кабардинцами и остальными горцами Северного Кавказа в физическом облике, а также материальной и духовной культуре. И наконец, карачаево-балкарский язык подвергся большому влиянию, прежде всего, со стороны осетинского языка. В формировании балкарцев и карачаевцев немаловажную роль сыграли аланы, которые в V-XIII вв.

Кабардино-Балкарский конфликт

имели значительное влияние на Северном Кавказе.Большую роль (если не главную) сыграли в формировании балкарцев и карачаевцев пришлые тюркоязыч-ные племена — «черные» булгары (болгары) и кипчаки (половцы). Археологические и иные данные свидетельствуют о том, что проникновение последних в горы Кавказа проходило в виде «двух волн», одну из которых, более раннюю (болгарскую), следует отнести к VII-XIII вв., вторую, более позднюю (кипчакскую),- к рубежу XIH-XIVBB. Они-то и явились тюркоязычными предками карачаевцев и балкарцев. Язык последних и кумыков находится в прямой зависимости с языком половцев, обитавших в степях Северного Кавказа и Украины до XIII в. Таким образом, можно предположить, что кипчаки и в формировании кумыков сыграли свою роль. Тюркоязычные «черные» булгары проникли в горы Кавказа в результате уничтожения их мощного государственного образования Великая Болгария, созданного еще в VI в. на территории между Доном и Кубанью. Были обнаружены следы их проживания в горах Кавказа. Это поселения с земляными валами, погребения в простых земляных ямах (так называемые грунтовые погребения), которые относятся к VII-IX вв. Другим важным тюркоязычным компонентом, который оказал значительное влияние на формирование балкарцев и карачаевцев, являются кипчаки (кыпчаки). В пользу того, что именно кипчаки сыграли главную роль в формировании балкарской и карачаевской народности, выступают и данные языкознания. Ученые пришли к выводу, что именно кипчакский язык более близок к языку балкарцев, карачаевцев и кумыков. Карачаево-балкарцы и кумыки являются ближайшими наследниками кипчаков. Об этом свидетельствует поразительная близость кумыкского и, в особенности, карачаево-балкарского языков к языку кипчаков. Наличие же в этих языках весьма слабых признаков языка булгаров, вероятно, объясняется тем, что «черные» булгары, жившие на Кавказе еще до появления кипчаков, были ассимилированы огузами и слились с местными племенами. В XII-XIV вв. кипчаки играли важную роль в истории Северного Кавказа. Татаро-монгольское нашествие на Северный Кавказ в 1222 г. изменило его политическую и этническую карту. Несмотря на отчаянное сопротивление аланов и кипчаков татаро-монголам, последние, расколов их, разгромили поодиночке. Многие из оставшихся кипчаков и аланов бежали в горы, спасаясь от преследователей. И те кипчаки, которые укрылись в болотах в районе нижнего течения Терека, дали начало кумыкскому этносу, а те, которые укрылись в горах, смешались с местными племенами, в среде которых были уже аланы; в этом процессе тюркские элементы материальной и духовной жизни одержали победу и сложилась тюркоязычная карачаево-балкарская народность. Именно татаро-монгольское нашествие на Северный Кавказ послужило причиной переселения большой группы кипчаков в его горную зону, где они, повторим еще раз, смешались с местными племенами. Этому свидетельство не только данные языкознания и этнографии, где в полном объеме присутствует множество тюркских элементов, но и все сферы материальной и духовной культуры балкарцев и карачаевцев: жилище, традиционная пища, фольклор и т. д., а также данные различных направлений знаний, как археологии, антропологии, языкознания, истории, фольклора и т. д.Таким образом, в процессе образования карачаево-балкарской народности приняли участие ираноязычные аланы, тюркоязычные «черные» булгары (болгары) и кипчаки.Именно эти племена при взаимодействии с некоторыми местными племенами создали карачаево-балкарскую народность. Этот процесс завершился в основном после монгольского нашествия на Северный Кавказ.

Читайте также:

История Карачаево-Балкарского народа

ГЛАВА VI. АЛАНЫ И АСЫ-ПРЕДКИ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

Аланы—предки балкарцев и карачаевчев

По данным римских авторов, аланы — это «прежние массагеты», а современная наука установила полное тождество массагетов и туркмен. Следовательно, аланы являлись тюркским племенем. Этот факт подтверждается тем обстоятельством, что среди современных туркменов как отдельная родовая группа сохранились аланы. Интересно напомнить родовые имена этих аланов: Мирши-кар, Болук-аул, Эшек, Аяк-чар, Кара-мугул, Токуз, Кер, Бельке и др. Родоплеменные группы алан проживают и в Узбекистане, Таджикистане, на Алтае.

ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СПОР

Среди алтайцев существует родовая группа, именующаяся «Аландан келген», т. е. «пришедшие с равнин».

Кроме того, слово «алан» на многих тюркских языках означает понятие «равнина», «долина».

Ближайшие соседи карачаевцев—мегрелы и поныне называют карачаевцев аланами. Этот этноним на Кавказе не знает ни один народ, кроме балкарцев и карачаевцев. Термин «алан» у балкарцев и карачаевцев употребляется при обращении в смысле «сородич», «соплеменник». Кроме перечисленных фактов, о тождестве алан и балкаро-карачаевцев говорят и письменные источники, исходящие из Византии, которые Аланией называли территорию Карачая.

Традиция называть Аланией именно этот регион сохранилась и в географических картах Кавказа XVIII—XIX веков, даже в период строительства Военно-Грузинской дороги через Владикавказ.

Неоспоримыми аргументами в пользу мнения о тюркоязычности алан и их ведущей роли в формировании Карачаево-балкарского народа является так называемая «Зеленчукская надпись» XII в., найденная на карачаевском поселении «Эски-Джурт» (Верхний Архыз), и «Аланское приветствие», зафиксированное византийским поэтом XII века Иоанном Цецем. В Зеленчукской надписи очень легко читаются общетюркские слова и термины: «Ата журт» — родина, отчизна; «Белюнюб» — отделившись; «Зыл» — год; «Де» — повествуй; «Тейри» — верховное божество тюрков Тенгри; «Цахырыф» — призвав; «Алан юртлагъа» — на равнинные поселения; «Багатар» — богатырь и мн. др. Одним словом, надпись повествует о том, что некогда, призвав бога, собравшись вместе, некоторые группы племен решили переселиться на равнину. Надпись гласит о распаде племенного объединения

В аланском приветствии Иоанна Цеца также легко читаются балкаро-карачаевские выражения, ни у кого больше не встречающиеся (т. н. идиоматические выражения) типа «Ой юйюнге!», а также слова: «Кюн» — день; «хош» — добрый; «каитыф» — вернувшись; «катын» — госпожа и др. Все иные попытки прочесть эти документы, вписывая не существующие в них буквы, переставляя слова и буквы и прочими насилиями над текстами, не дают ничего утешительного, кроме бессмысленных нагромождений отдельных слов или личных имен. Имеющиеся в историко-этнографической и лингвистической науке материалы однозначно говорят о том, что аланы были тюркоязычным племенем и являлись одним из основных компонентов в происхождении балкарцев и карачаевцев

Кабардино-Балкарский конфликт

Кабарда вошла в Россию в 1774 году по Кючук — Кайнарджийскому договору с Турцией. В 1921 году в составе РСФСР бы­ла образована Кабардинская АО, с 1922 года объединенная Кабардино-Балкар­ская автономная область, в 1936 году преобразованная в автономную республику. С 1944 по 1957 гг. существовала Кабардинская АССР, а в 1957 году была восста­новлена Кабардино-Балкарская АССР. С 1992 года — Кабардино-Балкарская рес­публика в составе Российской Федерации.

  • Субъекты конфликта: этнические группы (два титульных народа) субъекта Рос­сийской Федерации.
  • Тип конфликта: статусный с перспективой перерастания в этно-территориальный.
  • Стадия конфликта: статусные притязания по изменению этнической иерархии.
  • Уровень этнического риска: средний.

8 марта 1944 года балкарцы были изгнаны из своих жилищ и насильно вывезе­ны в различные районы степного Казахстана, память об этой трагедии жива до сих пор, хотя непосредственных очевидцев события остается все меньше и меньше.

Пос­ле отмены Хрущевым репрессивных актов по отношению к балкарцам, у всех взрос­лых представителей этого народа была взята подписка о том, что по возвращении на Кавказ они не будут претендовать на свои прежние дома и имущества.

После выселения балкарцев передел «освободившийся» территории был осуще­ствлен не столько в пользу ближайших соседей-кабардинцев, сколько по инициативе Л. П. Берия — в пользу Грузинской ССР. Сами балкарцы именно в этом видят истинную подоплеку депортации, официально вызванной «пособничеством с гитле­ровскими оккупантами». Вплоть до начала перестройки стихийные требования со стороны пострадавших балкарцев пересмотреть сложившиеся после их высылки границы рассматривались исключительно как антисоветские выступления и подав­лялись еще на стадии формулировки. Потенциально конфликтную ситуацию смяг­чало еще и то, что в партийно-советской структуре власти этой автономии они были в определенной мере представлены, хотя и составляли менее 10% населения республики.

За тридцать лет после возвращения балкарцев на свою историческую родину в их расселении, в уровне образования и в хозяйственном укладе произошли сущест­венные изменения: часть горцев, чьим традиционным занятием было овцеводство и ткачество, спустилась в долины, получила образование, пополнила слой местной элиты.

Таким образом, создались определенные условия для этнической мобилизации.

В 1990 году состоялся съезд балкарского народа, избравший собственные органы этнонационального представительства, которые, что было достаточно предсказу­емо, вступили в конфликт с Конгрессом кабардинского народа, созданным в 1991 году, — общественно-политической организацией национального движения кабардинцев. Политическое противостояние между официальными органами вла­сти республики, с одной стороны, и национальными движениями, — с другой, не имеет широкой поддержки со стороны рядовых граждан автономии, как кабардин­цев, так и балкарцев. Тем не менее, уже в 1996 году балкарское национальное движе­ние выдвинуло требование по отделению «балкарских территорий» от существую­щей автономии и образованию отдельного субъекта РФ Балкарской республики.

Латентная конфликтогенность в этом регионе обусловлена различным этниче­ским происхождением обеих основных этнических групп «бинациональной» респуб­лики (кабардинцы вместе с адыгейцами и черкесами принадлежат к этнической общности «адыгэ», балкарцы же — алано-тюркского происхождения и родственны осетинам), и, кроме того, социально-психологическим комплексом «меньшинства» у части балкарского населения.

Осетино-Ингушский конфликт

Осетия вошла в состав России, так же как и Кабарда, в 1774 году после русско-турецкой войны. В 1924 году была образована Северо-Осетинская АО (в 1922 году — Юго — Осетинская АО в составе Грузии), в 1936 году преобразованная в автономную республику. С 1992 года — Республика Северная Осетия-Алания в составе Российской Федерации.

Пригородный район, составляющий около половины территории равнинной Ингушетии, перешел под юрисдикцию Северо-Осетинской АССР после депортации ингушей и упразднения Чечено-Ингушской АССР в 1944 году. После реабилитации ингушей и восстановления автономии оставлен в составе Северной Осетии. Числен­ность осетин, проживающих в Республике Северная Осетия-Алания — 335 тыс. чел., ингушей 32,8 тыс. чел. (по данным переписи 1989 года).

Ингушетия вошла в состав России в 1810 году. В 1924 году в составе РСФСР образована Ингушская АО с центром в г. Владикавказе, в 1934 году объединена с Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО, в 1936 году преобразованную в автономную республику. В декабре 1992 года Чечено-Ингушетия разделилась на две респуб­лики — Чеченскую и Ингушскую.

  • Субъекты конфликта: титульный народ республики, входящей в состав РФ (осе­тины) и национальное меньшинство (ингуши);
  • Тип конфликта: этнотерриториальный.
  • Стадия конфликта: силовые действия, ситуация «законсервирована» при не­удовлетворенности обеих сторон конфликта.
  • Уровень этнического риска: высокий.

После депортации в 1944 году чеченцев и ингушей в Казахстан и другие реги­оны Средней Азии, часть территории упраздненной республики (в том числе Приго­родный район, традиционно заселяемый ингушами) была передана Северо-Осетинской АССР.

Сохранение Пригородного района в составе этой автономии после реабилита­ции и возвращения ингушей на Кавказ в 1957 году стал источником этнонациональной напряженности, которая до середины восьмидесятых годов носила латент­ный, скрытый характер.

Переходу конфликта в открытую фазу противоборства сторон способствовали, во-первых, принятый в апреле 1991 года закон «О реабилитации репрессирован­ных народов», во-вторых, образование в июне 1992 года Ингушской республики, не подкрепленное решением относительно границ нового субъекта РФ. Таким обра­зом, совершенно очевидно, что инициировали конфликтную ситуацию непродуман­ные действия федеральных органов власти.

Между тем, Пригородный район использовался северо-осетинскими властями для размещения беженцев из Южной Осетии, возникшая в этом районе этно — контактная ситуация (осетины, изгнанные из Грузии, с одной стороны, и ингуши, вос­принимавшие данную территорию как свою «исконную землю», — с другой) не могла не привести, в конечном счете, к массовым действиям, направленным против ингушского населения. Ингуши вторично изгоняются из Оригородного района, на этот раз в не обустроенную Ингушетию без четких административных границ.

В целях стабилизации положения указом президента в октябре 1992 года на территории обеих конфликтующих республик вводится чрезвычайное положение, причем первый глава временной администрации Г. Хижа вместо того, чтобы най­ти компромиссное решение, почти недвусмысленно поддерживает позицию осе­тинской стороны в стремлении спровоцировать Дудаева на открытый конфликт с Москвой и, таким образом, покончить с «чеченской проблемой».

Однако Чечня не поддалась на провокацию и попыткой смягчить возникшую ситуацию (фактической депортации по этническому признаку) стал указ президента о возвращении четырех населенных пунктов ингушам и заселением их ингушскими беженцами.

О неопределенности российской позиции в этом конфликте (позже она прояви­лась и в ходе чеченской войны) говорит и постоянная смена глав временной админи­страции района чрезвычайного положения, один из которых был в августе 1993 года убит неизвестными террористами. Консервация конфликта к настоящему моменту еще не говорит о его разрешении, поэтому, несмотря на возвращение части депор­тированных ингушей в Пригородный район, отношения как между осетинами и ингушами, проживающими в Северной Осетии, так и между обеими республиками остаются весьма напряженными.

Чеченский конфликт

В 1922 году была образована Чеченская АО, в 1934 году объединенная с Ингуш­ской АО, а в 1936 году преобразованная в Чечено-Ингушскую АССР. В 1944 году автономия упразднена в связи с депортацией вайнахов и восстановлена после их реабилитации в 1957 году. В ноябре 1990 года сессия Верховного Совета республики приняла Декларацию о суверенитете и тем самым заявила о своих притязаниях на государственную независимость.

  • Субъекты конфликта: Чеченская республика Ичкерия и Российская Федерация.
  • Тип конфликта: сецесионный.
  • Стадия конфликта: война, приостановленная Хасавюртовскими соглашениями (сентябрь 1996 года).
  • Уровень этнического риска: очень высокий.

Существует немало интерпретаций чеченского конфликта, среди которых до­минирующими представляются две:

1) чеченский кризис есть результат многовековой борьбы чеченского народа против российского колониализма и неоколониализма;

2) этот конфликт есть лишь звено в цепи событий, направленных на развал Российской Федерации вслед за СССР.

В первом подходе в качестве высшей ценности выступает свобода, понимаемая в контексте национальной независимости, во втором — государство и его террито­риальная целостность.

Основное меню

Нельзя не заметить, что обе точки зрения вовсе не исключают друг друга: они просто отражают позиции конфликтующих сторон, и как раз их полная противоположность затрудняет поиски приемлемого компромисса.

Целесообразно выделить три этапа в развитии этого конфликта.

Первый этап. Начало чеченского конфликта следует отнести к концу 1990 года, когда демократическими силами России и национальными движениями в других республиках был выдвинут лозунг борьбы с «империей» и «имперским мышлением», поддержанный российским руководством. Именно тогда по инициативе ближайших соратников Президента России гене­рал-майор авиации Джохар Дудаев был приглашен возглавить Объединенный кон­гресс чеченского народа — основную силу, которой предназначалось сменить преж­нюю партийно-советскую элиту во главе с Доку Завгаевым. В своих стратегических планах (борьба за отделение от России), Дудаев опирался как на радикальное крыло Конфедерации горских народов Кавказа, так и на отдельных закавказских лидеров и весьма быстро обрел статус харизматиче­ского вождя значительной части населения горной Чечни.

Просчет российских демократов, своими руками заложивших «мину» будуще­го конфликта, заключался не только в незнании и непонимании вайнахской психо­логии в целом и менталитета генерала Дудаева, в частности, но и в иллюзиях относи­тельно демократического характера деятельности своего «выдвиженца». Ко всему прочему совершенно не принималась в расчет память о насильственной высылке 500 тысяч чеченцев в казахстанские степи, которая, образно говоря, «пеплом Клааса» стучит в сердце каждого вайнаха — и чеченца, и ингуша.

(Жажда отмщения стала вообще самостоятельным фактором в этом кризисе, особенно с начала ведения военных действий, когда историческая «боль» отступила перед желанием отомстить за товарища, разрушенный дом, искалеченную жизнь, именно это чувство, причем с обеих сторон, постоянно воспроизводило конфликт во все более широких масштабах).

Ситуация двоевластия сохранялась в Чечне вплоть до августа 1991 года, ког­да поддержка Д. Завгаевым ГКЧП сыграла на руку его противникам и привела к власти Объединенный Конгресс Чеченского Народа в лице Дудаева, который, став легитимным главой республики (в выборах приняло участие 72% избирателей, при­чем 90% из них проголосовали за генерала), немедленно делает заявление о предо­ставлении Чечне полной независимости от России. На этом завершается первый этап конфликта.

Второй этап.Непосредственно предшествующий началу военных действий, охватывает период с начала 1992г. до осени 1994г. В течение всего 1992 года под личным руководством Дудаева происходит формирование вооруженных сил Ич­керии, причем оружие частично передается чеченцам на основании заключенных с Москвой соглашений, частично захватывается боевиками. 10 солдат, убитых в феврале 1992 года в столкновениях вокруг складов с боеприпасами, стали первыми жертвами набирающего силу конфликта.

На протяжении всего этого периода ведутся переговоры с российской стороной, причем Чечня неизменно настаивает на формальном признании своей независимости, а Москва столь же неизменно отказывает ей в этом, стремясь вернуть «непокорную» территорию в свое лоно. Складывается, по сути, парадоксальная ситуация, которая впоследствии, после окончания военных действий, вновь, уже в более невыигрышных для России условиях, повторится: Чечня «делает вид», что стала суверенным государ­ством, Федерация «делает вид», что все в порядке и сохранение статуса — кво все еще достижимо.

Между тем с 1992 года в Чечне нарастает антироссийская истерия, культиви­руются традиции кавказской войны, кабинеты украшаются портретами Шамиля и его сподвижников, впервые выдвигается лозунг: «Чечня — субъект Аллаха!» Однако чеченское общество при внешней, несколько показной, консолидации остается пока еще расколотым: оппозиционные силы, опирающие­ся на неприкрытую поддержку Центра (в частности, Автурханов, Гантемиров, Хаджиев) в некоторых районах устанавливают параллельную власть, предпринима­ют попытки «выдавить» дудаевцев из Грозного.

Атмосфера накаляется до предела и в этой ситуации Президент России 30 ноября 1994 года издает Указ № 2137 «О мерах по обеспечению конституционной законно­сти и правопорядка на территории ЧР».

Третий этап. С этого момента начинается отсчет самого драматичного периода в ходе этого конфликта, ибо «восстановление конституционного порядка» оборачи­вается широкомасштабными военными действиями со значительными потерями с обеих сторон, которые, по мнению ряда экспертов, составили около 100000 чел. Материальный ущерб не поддается точному исчислению, однако, судя по косвен­ным данным, превысил 5500 млн. долларов.

Совершенно очевидно, что с декабря 1994 года возврат к исходной точке в разви­тии конфликта становится невозможным, причем для обеих сторон: идеология сепара­тизма, так же как и идеология целостности государства как бы материализуются в убитых, пропавших без вести, измученных и искалеченных людях, в разрушенных городах и селах. Кровавый облик войны превращает стороны конфликта из оппонен­тов в противников — это самый главный итог третьего периода чеченского кризиса.

После ликвидации генерала Дудаева, его обязанности переходят к значительно менее популярному Яндарбиеву. К середине 1995 года российские войска устанавливают контроль над важнейшими населенны­ми пунктами Чечни (Грозным, Бамутом, Ведено и Шатоем), война как будто дви­жется к благоприятному для России исходу.

Однако террористические акции в Буденновске, а спустя полгода в Кизляре, убедительно демонстрируют, что переход чеченцев к автономным «партизанским действиям» вынудит Россию постоянно держать в одном из своих регионов по сути «оккупационные» войска, которые должны будут постоянно сдерживать натиск боевиков, причем при полной поддержке населения.

Насколько был неизбежен сам конфликт? Безусловно, повышенный уровень этнического риска в Чечне всегда существовал, однако события могли пойти по значительно более «мягкому» сценарию при более продуманных, ответственных и непротиворечивых действиях российской стороны.

К факторам, опосредованно усугубивших конфликтную ситуацию относятся: «приглашение» генерала Дудаева в Чечню на основании ложного преставле­ния о его якобы демократических ориентациях; фактическая передача сепаратистам российских вооружений, находившихся на территории Чеченской республики, на первой стадии конфликта; пассивность в переговорном процессе 1992-1993 гг; уже в самом ходе военных действий использование ошибочной тактики соче­тания силового давления с переговорным процессом, которое дезориентировала российскую армию и никак не способствовала укреплению «воинского духа».

Однако основным фактором, который почти не принимался во внимание рос­сийской стороной, стала недо­оценка роли этнического фактора в обеспечении стабильности в Чечне и в целом на Северном Кавказе.

Непонимание специфики национального самосознания не только чеченцев, но и других горских народов российского Кавказа, приводит к преувеличению экономических возможностей разрешения конфликта, кроме того предложения че­ченской стороне исходят из представления об «внеэтничном» и «надэтничном» че­ловеке, который даже в Западной Европе и в США еще не до конца сформировался, и уж совершенно не типичен для народов, находящихся на стадии этнической моби­лизации и воспринимающих себя как жертву иноэтничной экспансии. В этих усло­виях «работают» абсолютно все функции этничности, которая становится «само­ценностью». В этом, пожалуй, и состоит главный урок чеченского конфликта, пока еще не востребованный российскими политиками.



Оставьте комментарий