Племена на территории беларуси


Производство Начало расселения славян на территории Беларуси, славянизация балтов

Новый, славянский этап этнической истории Беларуси начался в IV – V вв. н. э.

Из всœех существующих концепций прародины славян наиболее научно обоснованной является концепция центральноевропейской локализации славян,т. е первоначально они появились на территории между Эльбой, Вислой и Неманом в результате ассимиляции местного населœения индоевропейцами в 3-м тыс. до н. э.

В IV–VII вв. н. э. началось второе «великое переселœение народов». Со своей прародины в данный период часть славян начала массовое движение на юг Европы и в результате ассимиляции местного населœения возникают южные славяне. На основе славян, оставшихся на своей прародинœе, сформировались западные славяне.Третья часть славян, двигавшаяся со своей прародины на территорию современной украинской Волыни и в Южную Беларусь (к югу от Припяти), сформировала восточную ветвь славян.Об этом свидетельствуют древние славянские гидронимы.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, заселœение славянами территории Беларуси продолжается на протяжении нескольких столетий, компактно же они проживали только в бассейне р. Припять. Основным типом славянских посœелœений были селища (неукрепленные населœенные пункты), а типом жилья – полуземлянка. Некоторые ученые считают, что для племен ранних славян характерна зарубинœецкая археологическая культура.

В VIII – IX вв. начинается массовое расселœение славян на землях балтов. Об этом свидетельствуют полуземлянки с печками-каменками, каменные жернова, желœезные ножи и другие славинские орудия труда, захоронения в курганах путем трупосожжения, славянская керамика без орнамента. В результате славяно-балтского взаимодействия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ продолжалось до XII – XIII вв., возникли новые славянские общности: кривичи, дреговичи, радимичи.

Кривичи жили в верховьях рек Западной Двины, Днепра. Их культура делилась на полоцко-смоленскую и псковскую. Стоит сказать, что для них характерен славянский язык, бронзолетоподобные височные кольца с завязанными концами, славянская керамика. К балтским элементам в культуре кривичей крайне важно отнести различные украшения со змеиными головами, спиралевидные перстни.

Дреговичи жили между Припятью и Западной Двиной. В культуре преобладали славянские элементы: большие металлические бусы, покрытые зернью, перстеневидные височные кольца, керамика коричневого цвета без орнамента͵ обряд трупосожжения. Им были присущи не только такие балтские элементы культуры, как и кривичам, но и подковообразные пряжки и захоронение в деревянных домовинах-теремах.

Радимичи жили между Днепром и Дисной в районе р. Сож. В культуре преобладали славянские элементы, такие как семилучевые кольца, керамика без орнамента͵ славянский язык. К балтским элементам относятся шейные гривны, лучеобразные пряжки.

5 Формирование раннеклассового общества. Общественный строй восточных славян в VIII – IX вв.

Разложение первобытно общинного строя, первобытно-общинной формации, переход от родоплеменного общества к классовому, происходит в результате глубинных социально – экономических изменений объективного характера.

Хронология.Первые признаки разложения первобытно-общинных отношений на территории Беларуси, по мнению археологов, проявляются в III — II вв. до н. э. и завершается данный процесс в VIII в. н. э.

Переходу к классовому обществу способствовало, во-первых, изготовление и использование желœезных орудий трудав земледелии и животноводстве. Продукции стало производиться больше, чем потребляться. Возникает возможность данный избыток материальных благ присваивать определœенной частью общества, что указывало на процесс перехода от коллективной собственности к собственности отдельных семей или представителœей родоплеменной верхушки. Впервые в истории возникает объективная возможность эксплуатации человека человеком.

? Что такое эксплуатация? Дайте определœение этому явлению.

Во-вторых, в процессе эволюции общества продолжается процесс разделœения труда, выражающийся в отделœении ремесла от сельского хозяйства. Продукция ремесла используется не только для обмена, но и для продажи. Эти тенденции усиливают процесс разложения первобытно-общинных отношений.

В-третьих, родовая община, основанная на кровном родстве, сменяется сельской общиной,в основе которой лежат территориальные и экономические связи и отношения. В коллективной собственности этой общины находились пахотные земли, пастбища, леса, водоемы, а результаты труда принадлежали каждой отдельной семье. Индивидуальное производство становится исходным пунктом возникновения и развития классового общества.Чем лучше семья работала, тем выше ее материальный уровень.

В-четвертых, процесс разложения первобытного общества нашел отражение и в характере посœелœений. Распространение укрепленных городищ свидетельствовало о захватнических посягательствах со стороны сосœедних племен. Такие действия вели к обогащению одних племен по отношению к другим.

В условиях зарождения классовых отношений основная роль в организации экономической жизни и внешних связей стала принадлежать мужскому населœению. Верховной властью в родоплеменных образованиях становится общий сход вооруженных воинов (дружинников). На нем решались вопросы войны и мира, выбирался старейшина рода и племени. Дружинники, в ходе ведения захватнических войн, обогащались, что усиливало процесс разложения первобытного общества. Общественно-политический строй, возникший на этой стадии, получил название «военная демократия».

Вывод.Разложение первобытно-общинного строя у восточных славян способствовало переходу к феодализму (классовому обществу), минуя рабовладельческую социально-экономическую формацию.

Древнейшее население и начало расселения славян на территории Беларуси. Концепции происхождения белорусов.

Начало заселения – 40 тыс лет днэ (верхний палеолит). Первые стоянки – Юровичи и Бердыж. Доиндоевропейский период 40 тыс лет днэ – 3-2 тыс днэ. Индоевропейский период: балтский этап (3-2 тыс днэ – 4-5 вв нэ), новый славянский этап (4-5 вв нэ – наше время). В начале бронзового века на территорию Беларуси начинают проникать племена индоеврапейцев. Их формирование происходи­ло в период каменного и бронзового веков на широкой террито­рии от Индии до Европы. Прародиной индоевропейцев считают территории Малой Азии, Южного Кавказа и Северной Месопота­мии. В 4-м тыс. до н.э. индоевропейцы имели уже достаточно раз­витое хозяйство и патриархальный строй. Они занимались живот­новодством, умели обрабатывать землю, первыми начали исполь­зовать колесо. Увеличение количества населения и стад заставило племена искать новые места обитания.

На рубеже 4-го и 3-го тыс. до н.э. индоевропейские племена начали движение в разных направлениях.

В 3 тыс. до н.э. на территории Б в районе Припяти появились первые индоевропейцы. Это подтверждают ярко выра­женные европеоидные черты и хозяйственные занятия племен. Развитие кузнечного дела (изготовление железных орудий труда), земледелия.

Массовый приход славян на территорию Б и окончательное закрепление –VI-VIIвв. Преимущественно заселяли 3 восточнославянских племени .

Кривичибыли одним из крупн. восточнослав. пле­мен. Они занимали не только север Б., но и соседние р-ны Подвинья и Поднепровья. Кривичи сформи­ров. в результате ассимиляции пришлыми славянами мест­ных балтских и западнофинских племен, постепенно славянизированных. Название происходит от имени прародителя рода — Крива, по другим — от имени первосвященника балтов Криве-Кривейте, от слова «кровные» (близкие по крови), «кри­вой» — (о человеке, холмистой местности).

Дреговичипроживали на большей части южной и значитель­ной части средней Беларуси. Название отражает славяно-балтекий синтез дреговичей. Корень слова балтский (от лат. dregnas — сырой, влажный) и славяне дополи сла­вянским «ичи». Дреговичей были одним из наиб. развитых восточнослав. племенем.

Радимичипроживали на восток от дреговичей и на юг от кри­вичей. По летописным данным, они занимали тер-ию между Днепром и Десной. Название радимичей балтского происхожд., основа балтская (от лат. radimas — нахожде­ние), а окончание славянское. У радимичей сущ. племенная верхушка и организация.

Кривичи, дреговичи, радимичи представляли крупные пле­менные союзы, объединенные родоплеменными отнош., территор., экон. и полит. связями.

Происхождение белорусов. Процесс формирования бел. народности занял довольно длительный период и проходил под влиянием географ.-климат., соц.-экон., полит., религиозных тенденций. Черты опред. сущность любой народности: наличие общей территории, самобытность языка, культуры, народных традиций, вероисповедание. Основных концепции: 1. «финская» ( на­шими предками являлись финно-угорские и славянские племена). 2. «балтская»(балты и славяне). 3. «Кривичско-дреговичско-радимичская» (эти племена), но кривичи, дреговичи и радимичи исчезли до сер 12в., когда бел. этнос так и не сформировался. 4. «древнерусская»( по якобы существовавшей древ­нерусской народности). Известно, что территорию Беларуси во II тыс. до н.э. действи­тельно населяли племена финнов, которых в раннем железном веке сменили балты.

Во времена же Великого переселе­ния народов сюда с юга и запада пришли славянские племена, которые создали первые на белорусских землях сообщества кривичей, дреговичей и радимичей. Великорусская и польская концепции отрицали существование самостоятельного белорусского этноса, т.к. у белорусов якобы не было самостоятельного языка, а бел.яз – диалект русского.

5. Становление раннефеодальных государственных образований восточных славян. Полоцкое и Туровское княжества: политическое и социально-экономическое развитие (IX – первая половина XIII в.)

ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО

ПК возникло в среднем течении Западной Двины в 9 веке и занимало всю современную центральную и северную Беларусь. Сам Полоцк впервые упоминается под 862 г. (город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки», выгодное г. п. способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр ремесла и торговли). Первым летописным князем считается Рогволод балтского происхождения.

Около 970-980 гг. к Рогнеде посватались Новгородский и Киевский князья. Она предпочла Ярополка (Киевского князя). Оскорбленный Владимир напал на ПК. Силой взял Рогнеду. Увез к себе (Владимир дал Рогнеде новое имя Горислава). Она стала одной из наложниц, поэтому она пыталась убить Владимира, но он проснулся и выхватил нож. Сын Изяслав спас мать. Тогда Владимир собрал боярский совет для решения проблемы. Рогнеду отпустили назад, т.к. Владимир принял христианство и отказался от многоженства. Рогнеде и Изяслав были высланы в Полоцкое Княжество в Заславль, что позволило восстановить полоцкую княжескую династию. В конце жизни Рогнеда ушла в монастырь под именем Анастасия и умерла в 1000г. Изяслав распространял христианство и письменность на территории Беларуси. Умер в 1001г.

Следующий князь Брячислав Изяславович (1001-1044гг.).Заложил крепость Браслав. Расширяет ПК на запад и север. Контролирует волоки по Днепру и Двине. Собирает дань с балтских племен. Обостряются отношения с Киевом и Новгородом. После битвы на р.Судомир (1021г) присоединил к ПК города Витебск, Усвяты. После смерти Брячислава – князь Всеслав Чародей (1044-1101гг). ПК достигло наибольшего могущества. До 60гг. 11 века деятельность Всеслава была направлена на усиление экономики ПК: рост городов, развитие торговли и ремесел. С 1060гг. возобновляется борьба с Новгородом и Киевом. В 1065г он совершил поход на Псков (не захватил), в 1066г на Новгород – очень успешно, захватил, 03 марта1067г – битва на р.Немига(полоцкий князь проиграл). Полоцкий князь попадает в плен и 14 месяцев сидит в тюрьме. После восстания киевлян (15 сентября 1068г) его делают великим киевским князем, но через 7 мес. Всеслав вернулся в Полоцк. После смерти Всеслава ПК распалось на ряд отдельных княжеств(Полоцкое, Минское, Витебское, Друцкое, Заславское, Логойское и др.), начался период феодальной раздробленности. Система управления в ПК характеризуется как княжеско-вечевой строй. Вече – общее собрание взрослых мужчин, для решения общественных и государственных вопросов, которое могло снимать и назначать князя. Обязанности князя: организация и командование войска, сбор дани, осуществление суда. Опорой князя была дружина (специально обученный военному делу вооруженный отряд людей) и народное ополчение. Вече приглашало князя на княжение, изгоняла неугодного князя, объявляла войну и мир, регулировала торговые и хозяйственные отношения и было высшим судом. Главным законом была «Русская правда» Ярослава Мудрого. Феодальная иерархия: вел. князь – местные князья-бояре. В 9-11 вв в хоз-ве вост славян было 3 социально-эк. уклада:общинный, патриархальный рабовладельческий, феодальный. Феодальные земли делились на боярские, княжеские и церковные. Основной категорией населения были свободные земледельцы-общинники, часть ктр. постепенно попадал в зависимость, а часть оставалась свободной. Основным занятием было земледелие (от подсечно огневого переход к пашенному). Выращивали рожь, пщеницу, ячмень, овес, просо. Гл. орудие – боьшое деревянное рало. Значительное место – животноводство. Крестьяне также занимались охотой,собирательством и пчеловодством. В 9-11 вв происходит отделение ремесла от с\х. Развиваются города. В 13 в. на тер. Б. их было 40. Формируется денжная система. В 9-11 вв. распространяются деньги из драг.металлов.

ТУРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (ТК)

Первое упоминание о Турове 980г. Первый летописный князь – Тур. Территория: левый берег р.Припять с городами Туров, Пинск, Слуцк, Брест. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк, который ве.л борьбу за самостоятельность княжества. Святополк женится на польской принцессе и приглашает в Туров католического епископа Рейнберна. В 1015г Владимир киевский князь умирает и Святополк становится киевским князем. Между Ярославом Мудрым и Святополком начинается борьба за Киев, которая заве6ршилась в 1019г в битве на р.Альта (победил Ярослав). В Турове князем становится сын Ярослава Мудрого Изяслав, династии которого правит в Турове до 1113г. А в 1150гг. Юрий Ярославович овладел ТК и восстановил династию Изяславовичей, которая правит Туровом вплоть до его вступления в ВКЛ. ТК распалось на Туровское, Пинское, Слуцкое, Клецкое и Дубровицкое кн-ва.

Особенностью общественно-политического строя ТК было наличие в городе и князя и посадника (заместитель князя). В ТК также особая роль вече: оно имель право голоса даже при назначении епископа. В др. городах епископ назначался киевским метрополитом



Славяне на территории Беларуси

Древние общества на территории Беларуси

Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.

Первые люди на территории Беларуси появились 100 – 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области.

На территории Беларуси (около деревень Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского района) открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26-24 тыс. лет. Здесь найдены кремневый инвентарь, кости мамонта, дикой лошади, быка, шерстяного носорога, бурого медведя, северного оленя. Люди жили материнско-родовой общиной. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством.

В эпоху мезолита, которая для нашей территории датируется IX – V тысячелетиями до н.э., с юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение нынешней территории Беларуси. С конца V – начала IV тысячелетия до н.э. началась неолитическая эпоха, которая продолжалась более 2 тысяч лет. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляных жилищ. Совершенствовались орудия труда. Появились шлифовка, сверление, топоры, долота. Изготавливалась глиняная посуда.

К концу III тыс. до н.э. на севере Беларуси появляются племена угро-финов, которые начали заниматься земледелием и животноводством. К концу II тыс. н.э. на территорию Беларуси стали проникать индоевропейцы – многочисленные племена скотоводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии. Во время расселения на территории Европы, в результате смешения индоевропейцев с местными племенами возникли три народа – германцы, славяне и балты. Балтские племена начали постепенно осваивать на рубеже III и II тысячелетия до н.э. территорию Беларуси. На юге и юго-востоке балты граничили со скифами, сарматами, на севере и северо-востоке их соседями были фино-угрские племена, на западе – славяне и германцы.

В начале II тысячелетия до н.э. наступил бронзовый век, который продолжался полтора тысячелетия. Новая эпоха принесла изменения в развитие хозяйства. Земледелие и скотоводство становятся ведущими занятиями людей. Более распространенными стали прядение и ткачество. С появлением и становлением производящих видов хозяйства, родовая община трансформируется. В семье и обществе мужчина занял доминирующее положение, женщина переходит в род мужа, счет родства ведется по мужской линии, распространяется парный брак. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин – воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность.

В VII веке до н.э. на территории Беларуси начался железный век. Это был переворот в истории человечества. Происходят существенные изменения в хозяйственной деятельности, этническом составе населения, общественных отношениях и мировоззрении людей. В железном веке территорию Беларуси заселяли племена, которые ученые относят к разным археологическим культурам и выделяют по особенностям возведения жилищ, погребального обряда, по форме и орнаментации посуды, украшениям, месторасположению поселений и т.д. Юго-восток Беларуси и прилегающую часть современной Украины занимала милоградская культура (VII – III вв. до н.э. от названия деревни Милограды Речицкого района Гомельской области). Памятники представлены неукрепленными (селища) и укрепленными (городища) поселениями. У них хорошо была развита обработка железа и бронзы. Умерших хоронили в курганах или грунтовых могилах по обряду трупосожжения. Этническая принадлежность «милоградцев» остается спорной: либо славяне, либо балты, есть версии и о их близости к скифскому населению. В III – II вв. до н.э. в регионе, занимаемом «милоградцами», распространяются памятники зарубенецкой культуры. Центральную и северо-западную часть Беларуси в раннем железном веке занимали племена штриховой керамики (VII – VI вв. до н.э. – IV – V вв. н.э.). Население жило на городищах, в больших наземных жилищах. На восток от культуры штриховой керамики выделяются группы памятников под названием днепро-двинской культуры (VIII в. до н.э. – IV –V вв. н.э.).

В V – II вв. до н.э. на территории Беларуси сложились племенные объединения ятвягов и дайнова (на западе Беларуси), литва (на севере), голядь и летыгола (на востоке). С запада на территорию Брестской области переселились позднелужицкие племена восточно-поморской культуры. Некоторые исследователи считают их первыми славянами на Беларуси. В ряде случаев население различных культур смешивалось.

Таким образом, балтский период истории Беларуси – это время распространения на белорусских землях индоевропейцев с их основными занятиями – земледелием и скотоводством, время ассимиляции неолитического населения. Местное население постепенно трансформируется в индоевропейцев-балтов, одновременно оказывая определенное влияние на их язык и культуру.

Славянизация белорусских земель

В первых веках н.э., под натиском готов, которые пришли из Скандинавии и высадились у устья Вислы, славяне начали свою миграцию. В результате «великого переселения народов» славяне разделились на три большие группы: южную, западную, восточную. Славянские племена, которые поселились на Балканском полуострове, стали предками современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением, которое раньше угнетали византийские рабовладельцы.

Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, стали предками польского, чешского, словацкого народов. Почти одновременно с западными и южными славянами выделилась третья группа – восточные славяне, предки современных белорусов, русских и украинцев.

О том, как и когда расселились славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Поэтому до настоящего времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения, гипотезы по всем этим вопросам. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в «Повести временных лет», ученые черпают из археологических источников.

Археологи выделяют разные культуры и идентифицируют их с теми  или иными этническими группами. Они отмечают, что на юге Беларуси сохранились памятники пражской культуры (культура раннеславянских племен, которые в V – VII вв. н.э. населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до р. Эльбы  и Дуная на запад и юг). Или, точнее, его локального варианта – культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура племен, которые в VI – VII вв. н.э. жили на территории северо-западной Украины и южной Беларуси). Считается бесспорным, что эти памятники принадлежат славянам.

На основную территорию Беларуси и соседних регионов в V – VIII в.в. селились другие племена, которые оставляли после себя памятники так называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи. Что касается принадлежности банцеровской культуры, то между учеными нет единого мнения. Одни считают ее балтской, другие – славянской. Происходит это от того, что при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры и славянской, и балтской.

Сторонником первой гипотезы является российский археолог В.Седов. Он создал теорию субстратного происхождения белорусов. Под балтским субстратом (от латинского термина – основа, подкладка) понимается этнокультурное население балтского этноса, оказавшее влияние на формирование белорусской народности. Сторонники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянского, произошло отделение части восточно-славянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.

Другие исследователи утверждают, что расселившись на территориях, которые ранее занимали балтские племена, славяне частично оттеснили их, частично уничтожили. И только небольшие островки балтов, которые вероятно подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, Верхнем Поднепровье. Но за балтами остались правобережье среднего Понеманья и некоторые части территории между Неманом и Припятью.

Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составляли основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в VIII – IX вв. сложились этнически близкие между собой племенные союзы: кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. В его формировании приняли участие ятвяги и некоторые другие балтские племена.

Предки восточных славян, которые расселились в припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена дреговичи, кривичи, радимичи – предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне – предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей – предков современных русских.

Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени – древлянам и кривичам. Они признают, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи, в меньшей степени — волыняне, большинство которых участвовало в этногенезе украинцев. Доказывают, что как часть волынян приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей – в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса.

Главным занятием населения белорусских земель было земледелие. Восточные славяне принесли более прогрессивную форму земледелия – пахотную, но продолжали использовать и подсечное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, лен. Важную роль играло животноводство. Семьи, объединенные общностью хозяйственной жизни, образовали сельскую (соседскую) или территориальную общину. Обрабатываемая земля, леса и водоемы были собственностью всей общины. Семья пользовалась отдельным участком общинной земли – наделом.

В IX – XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад. В начале основная часть населения была свободными общинниками, которых называли «люди». Их социальное положение постепенно менялось: часть попадала в зависимое положение, часть оставалась относительно свободной. Зависимых людей называли «челядью». В составе челяди были категории населения, лишенные личной свободы – холопы.

О становлении классового общества свидетельствует не только зависимое положение отдельной категории населения, но и наличие дружины. Дружинники (или бояре) получали от князя право собирать дань с определенной территории. Сбор дани со свободного населения той территории, которой «владел» князь, называлось полюдьем. Постепенно дань становится феодальной рентой.

В это время образуются города. Одни выросли из укрепленного сельского городища как Полоцк, другие как княжеские замки – Менск, Гродно, Заславль. Третьи возникали на торговых путях. Город состоял из частей: детинца, укрепленного валами, рвами, стенами; посада – место, где селились ремесленники и торговцы; и торга – места продажи и купли товаров.

Славяне исповедовали языческую религию. Они верили в бога солнца, огня, Перуна и др. Умерших хоронили в ямах, насыпая над ними курганы. Верили в загробную жизнь. Украшения носили из кости, меди, керамики.



Индоевропейский период этнической истории Беларуси, его балтский и славянский этапы

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Индоевропейский период этнической истории Беларуси начался в бронзовом веке с момента расселения на ее территории индоевропейских племен. Его хронологические рамки: 3–2 тысячелетия до н.

э. – наше время.

Приблизительно в 3–2 тысячелетиях до н. э. произошел демографический взрыв, началось первое «великое переселение народов». На просторах Европы – от Рейна на западе до Волги на востоке, от Причерноморья на юге до Скандинавии на севере – расселялись племена индоевропейской языковой группы.

Где находилась прародина индоевропейцев, когда, в результате чего началась их миграция на просторы Европы и Азии?

Существует несколько концепций прародины индоевропейцев. Одна из них – концепция европейской локализации. Согласно этой концепции, сформулированной немецкими учеными под влиянием их пангерманских настроений, прародиной индоевропейцев являлась территория Северной Германии и Южной Скандинавии. Позже данная концепция приобрела расистскую окраску и была взята на вооружение правителями фашистской Германии. Единственными настоящими потомками индоевропейцев, без всяких примесей, «чистыми» арийцами (ариями в древности называла себя одна из восточных индоевропейских групп, проживавших на территории современной Индии) были названы германские народы. Однако учеными‑археологами доказано, что в Европе население мигрировало с юга на север, а не наоборот, как бездоказательно утверждают ученые пангерманского направления. Кроме того, в Северной Европе животноводство распространилось позже, чем, например, на Балканах.

В конце XIX – начале XX в. возникла так называемая балканская концепция прародины индоевропейцев. Во многом она решала те вопросы, на которые не смогла ответить концепция североевропейской локализации индоевропейцев (пути миграции населения и распространения животноводства в Европе). Но Балканы не являлись прародиной индоевропейцев, а были лишь одним из направлений их миграции на просторах Европы. Об этом будет сказано ниже.

В качестве прародины индоевропейцев некоторые исследователи рассматривают также южные степи Восточной Европы и значительные районы Сибири. Однако эта точка зрения противоречит принятым в науке представлениям о том, что начальная область прародины не должна быть большой.

Наиболее научно обоснованной является концепция переднеазиатской прародины индоевропейцев. В соответствии с ней праиндоевропейцы до миграции жили в Передней Азии, там, где теперь находятся Иран, Ирак, Афганистан. Данные археологии, этнографии, топонимики и других наук свидетельствуют о том, что праиндоевропейцы жили на юге среди гор. Они знали горные ледники, быстрые горные реки и горную растительность. Среди известных им животных были лев и слон. Соседями праиндоевропейцев являлись семитские племена и картвельские народы (предки грузин).

В 4–3 тысячелетиях до н. э. началась миграция праиндоевропейцев со своей прародины. Это было обусловлено бурным развитием земледелия и животноводства, увеличением плотности и количества населения, что вызвало перенаселенность праиндоевропейскими племенами их прародины и необходимость освоения новых территорий. Миграция праиндоевропейцев происходила на протяжении тысячелетий.

Двигаясь на запад, праиндоевропейцы прошли Малую Азию, вышли к Эгейскому морю, заселили Балканы, являвшиеся одним из направлений их миграции. Часть праиндоевропейцев обогнула Черное море, прошла территорию современных Болгарии, Румынии и Молдавии, поселилась на Правобережной Украине. Позже праиндоевропейцы проникли на Кавказ. Другая часть праиндоевропейцев двигалась на восток, на территорию современных Китая и Индии. Отдельные их группы повернули на север, в Среднюю Азию, прошли между Каспийским и Аральским морями, оказались в приволжских степях и продолжили путь на запад, в Северное Причерноморье. Этот могучий миграционный поток стал источником расселения праиндоевропейцев в Европе, в том числе и в Беларуси.

При встрече с местным населением индоевропейцы, находившиеся на более высокой ступени социально‑экономического развития (знали земледелие и животноводство, колесо и колесный транспорт, захоронение в курганах, патриархат и др.), завоевывали и ассимилировали его. Исключением было население Индии и Китая, которое ассимилировало индоевропейцев, за исключением небольшой группы ариев на территории Индии.

Из Юго‑Восточной Европы и Северного Причерноморья индоевропейцы продолжали миграцию в двух направлениях: первое – на запад и северо‑запад, в Западную Европу, второе – на север, в Среднюю и Северную Европу. На большой территории, охватывающей бассейны Вислы, Немана, Западной Двины, Верхнего Поднепровья, в результате ассимиляции индоевропейцами местного неолитического населения сформировался новый этнос – балты (литовцы, латыши, пруссы, ятвяги, курши, земгалы, селы и др.). Начался балтский этап индоевропейского периода этнической истории Беларуси, хронологически совпадающий с эпохой металла (3–2 тысячелетия до н. э. – IV–V вв. н. э.). Балты жили на территории современной Беларуси до прихода сюда славян.

С расселением индоевропейцев произошло изменение этнического состава населения Беларуси, изменилась и сама эпоха. Каменный век уступил место бронзовому веку (3–2 тысячелетия до н. э. – 1 тысячелетие до н. э.). Древняя форма ведения хозяйства, основанная на охоте, собирательстве и рыбной ловле, постепенно сменялась земледелием и животноводством. Основным типом поселения были укрепленные городища, которых на территории Беларуси насчитывалось около 1 тыс. Общая численность населения в бронзовом веке могла быть от 50 до 75 тыс. человек.

Бронзовый век сменился железным веком (1 тысячелетие до н. э. – IV–V вв. н.

э.). Местные племена освоили обработку железа: изделия из железа были достаточно разнообразными (топоры, ножи, серпы, оружие, украшения и т. д.).

Новый, славянский этап этнической истории Беларуси начался в раннем средневековье. Его хронологические рамки: IV–V вв. н. э. – наше время.

Когда и откуда появились славяне на белорусской земле? Где их прародина? Как происходили процессы славянской миграции?

Существует несколько концепций прародины славян. Одни исследователи утверждают, что славяне локализировались в Припятско‑Среднеднепровском регионе (территория современных Беларуси и Украины), другие считают их прародиной Висло‑Одерское междуречье (территория современной Польши), третьи – широкие просторы от Одера до Днепра (территория современных Беларуси, Польши и Украины). Ученые пангерманского направления являются авторами так называемой концепции восточной локализации славян, согласно которой славяне пришли на нашу территорию из Азии и южных степей Восточной Европы, а поэтому они азиаты, дикие люди.

Наиболее научно обоснованной и распространенной является концепция центральноевропейской локализации славян , согласно которой прародиной славян следует считать территорию между Эльбой, Вислой и Неманом, где сегодня находятся Германия, Чехия, Словакия, Польша, самые западные районы Беларуси. В результате ассимиляции местного населения индоевропейцами в 3 тысячелетии до н. э. на этой территории образовалась еще одна ветвь индоевропейской мозаики народов – славянская (всего насчитывается более 40 индоевропейских народов).

До первых столетий нашей эры славяне представляли единое целое. Историки и писатели VI в. знали славянский мир уже поделенным на три части – венедов, склавинов и антов. Готский историк Иордан писал: «Они (венеды. – Е.Н.)… происходят от одного племени, имеют теперь три имени, т. е. венеды, анты и склавины». «И когда‑то даже имя у славян и антов было одно и то же», – подчеркивал византийский историк Прокопий Кесарийский. Вначале склавины жили на запад от Днестра и в Прикарпатье (западные славяне), анты – между Днестром и Днепром, а также к северу от Азовского моря (восточные славяне), венеды, по Иордану, находились на северо‑востоке от Карпат, в верховье Вислы (южные славяне).

В IV–VII вв. произошло второе «великое переселение народов », хронологические рамки которого можно было бы расширить. Масштабные переселения племен (преимущественно с востока) начались еще до нашей эры, когда скифы и сарматы, двигаясь из‑за Дона (с территории современных Казахстана и Средней Азии) в Северное Причерноморье, заняли огромные пространства от Алтая до Дуная, и продолжались в течение многих столетий. Это и миграция во II – начале III в. готов ‘, одного из восточногерманских племен, с территории современной Польши (на побережье Балтийского моря) через болота современной Беларуси на юг современной Украины (от Балтики до Черного моря). Это и перемещение гуннов с территории Монголии через современный Казахстан и Среднюю Азию, выход их в начале II в. н. э. к Волге, поражение, нанесенное ими аланам и готам, дальнейшее продвижение в Европу, создание на территории современной Венгрии Гуннского государства в IV–V вв., а затем поражение гуннов во время похода против Римской империи и возвращение их в причерноморские степи. И наконец, это перемещение германских племен на юго‑запад, а вслед за ними славян от Эльбы на западе до Восточно‑Европейской равнины на востоке.

Среди главных причин миграции славян со своей прародины можно назвать следующие: 1) большая плотность населения; 2) поголовное вооружение мужчин, их регулярные грабительские походы, являвшиеся одним из самых легких, эффективных и распространенных способов обогащения; 3) привлекательность новых земель для земледелия, достигшего у славян высокого уровня развития; 4) давление на славян со стороны других народов (германцев, кельтов, аваров и др.).

Со своей прародины часть славян начала массовое движение на юг и в VII–VIII вв. заселила Балканы, земли современных Сербии, Хорватии, Македонии, Словении, Черногории, Болгарии, частично Греции. Некоторые группы славян дошли до Малой Азии, Испании, Сицилии, Северной Африки. В процессе ассимиляции смуглолицего фракийского населения образовалась ветвь славян, называемых южными славянами (бывшие венеды). Сегодня это болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы и др.

Другая часть славян со своей прародины двигалась на восток, дошла до Днепра, и в VI–VII вв. на территории современной украинской Волыни и Южной Беларуси (к югу от Припяти) сформировалась новая ветвь славян – восточные славяне (бывшие анты). В VI–VIII вв. они проникли в южнорусские степи, колонизировали междуречье Волги и Оки, дошли до Дона, Ладожского озера, Невы и Нарвы, ассимилировав местное балтское, финно‑угорское и тюркское население. Сегодня это белорусы, русские и украинцы.

Что касается западных славян (бывшие склавины), то они остались на своей прародине, никуда не мигрировали и ни с кем не смешивались. Сегодня это поляки, чехи, словаки и сербы‑лужичане.

По данным западноевропейских, арабских и византийских источников, славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, огромной выносливостью, темно‑русым (рыжеватым) цветом волос. Простодушные, приветливые и хлебосольные с друзьями, славяне на войне были непримиримыми и безжалостными с врагами: воинов и мужчин – представителей местного населения убивали копьями и мечами, отрубали головы, сажали на кол, распинали на кресте, били батогами по голове, «иных, заперши вместе с быками и овцами… безжалостно сжигали».

В VI–VII вв. славяне начинают проникать в балтский ареал. В VIII–IX вв. происходит массовое расселение славян на территории современной Беларуси, вначале – на правом берегу Днепра и на Березине, потом – в Подвинье и Поднепровье, а в X в. – в Верхнем Понемонье. Большая часть балтского населения была ассимилирована, вторая – уничтожена или вытеснена на северо‑запад, в Прибалтику, где приняла участие в формировании этнических сообществ латышей и литовцев, третья осталась жить на своих местах, их ассимиляция славянами продолжалась до ХII‑ХIII вв. и даже позже.

В результате славяно‑балтского взаимодействия возникли новые этнические сообщества, которые упоминаются в средневековых источниках. К числу таких объединений на территории современной Беларуси относятся кривичи, дреговичи, радимичи. У них уже наблюдалось социальное неравенство, появилось политическое управление, выделились свои князья. Кривичи, дреговичи и радимичи представляли собой не племена или союзы племен, как утверждалось в литературе ранее, а протонародности (народности на начальном этапе формирования). Их государственные образования называют протогосударствами (только начавшие создаваться государства).

Большая патриархальная родовая община, образовавшаяся по родственному принципу, уступает место соседской (территориальной) общине, состоявшей из отдельных небольших семей всего поселения, городища, и становится основной социальной организацией восточных славян (позже стала называться сельской общиной). Кривичи, дреговичи, радимичи – не непосредственные предки белорусов, а этнические сообщества на территории современной Беларуси в IX – первой половине XII в.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая



Формирование восточнославянских племен территории Беларуси и их догосударственное развитие.

В начале раннего средневековья в письменных источниках появляются первые достоверные упоминания о славянах. Тогда у них распадался родовой строй. С 6в. славяне (склавины и анты) расселялись на территории Южной, Средней и Восточной Европы. Потом они постепенно разделились на три большие группы: западные – чехи, словаки, поляки; южные – сербы, болгары, хорваты; восточные – белорусы, украинцы, русские.

О нахождении славян на территории Беларуси в 5-8вв. письменные сведения в письменных источниках отсутствуют. Основными данными для решения этого сложного вопроса являются материалы исследований археологических памятников.

В середине 1 тыс. н.э. в жизни населения средней и северной Беларуси происходят значительные изменения. Культура штрихованной керамики и днепро-двинская сменяются памятниками типа верхнего слоя Банцеровщины. Впервые они стали известны в конце 20-х годов по материалам 5-8вв., полученных из верхнего культурного слоя Банцеровского городища под Минском.

В результате раскопок получены значительные и разнообразные сведения о характере памятников третьей четверти 1 тысячелетия центральной и северной Беларуси.

В северо-западной части днепровского бассейна выявлено несколько десятков селищ 5-8вв.

На первой стадии существования банцеровской культуры население проживало только на селищах, размещенных по берегам рек и озер. К ранним относятся поселения около д. Курчина и Ревячки Медельского, Воронеч Полоцкого, Сосенка Вилейского районов. Наиболее ранний комплекс найден на раскопках поселения и грунтового могильника около д. Ревячки. В раскопе выявлены наземные и полуземляночные жилища с печами-каменками.

Селища другого хронологического периода возникают в непосредственной близости от ранних городищ, уже опустевших к тому времени. Городища культуры штрихованной керамики и днепро-двинской были значительно перестроены в хорошо укрепленные убежища, где пряталось население во время опасности.

Важные раскопки проведены на селище Дедиловичи. Оно лежит на склонах холма, на вершине которого находилось небольшое городище, основанное племенами культуры штрихованной керамики. На селище раскопаны 54 жилища двух типов – наземные постройки столбовой и срубной конструкции. Обычно жилища представляют собой полуземлянки. Обогревались жилища с помощью открытых очагов или печей-каменок, размещенных в одном из углов полуземлянок. Печи строились из камней без использования глины.

Ученые связывают с населением банцеровской культуры грунтовые и курганные могильники 5-8вв. Грунтовые погребения выявлены на селище поблизости от д. Ревячки. Одно трупосожжение было помещено в урне, два других – в ямках.

В Северной Беларуси были выявлены многочисленные погребения в курганных могильниках. Курганы в плане – длинные, круглые. Погребальный обряд похож на ритуал грунтовых могильников. Остатки кремации в урнах или без них помещались в насыпи курганов.

Инвентарь погребений в курганах бедный. Встречаются находки деталей костюма, единичные вещи (синие стеклянные бусы, железные пряжки, фрагменты орнаментированных костяных изделий). В качестве урн или накрывающей их посуды использовались лепные горшки банкообразной, слабопрофилированной или тюльпанообразной формы. В Беларусском Подвинье возник локальный вариант банцеровской культуры, который характеризуется появление рядом с круглыми курганами длинных валоподобных насыпей. Некоторые исследователи считают такие могильники кривичскими.

Ведущими отраслями хозяйства были земледелие и скотоводство. Охота и рыболовство играли вспомогательную роль. Были распространены домашние ремесла – черная и цветная металлургия, гончарство, прядение, ткачество, обработка шкур, дерева и др.

Хронологические рамки банцеровской культуры определяются 5-8вв. Памятники этой культуры в средней и северной Беларуси сформировались на основе культур штрихованной керамики и днепро-двинской. Особенности воздействия южных культур проявились в распространении открытых поселений, в строительстве полуземляночных жилищ, в погребальном обряде.

Этнический состав населения 5-8вв. в центральной и северной Беларуси окончательно не выявлен. Археологические данные позволяют предполагать, что в формировании банцеровской культуры принимали участие и славянские племена. Они появились на территории, где раньше жили балты и в значительной степени сами ассимилировались. При дальнейшем расселении славяне окончательно заселили Верхнее Поднепровье и Подвинье.

Вторая археологическая культура третьей четверти 1 тысячелетия получила название калочинской (от д. Калочин Речицкого района). Территория распространения калочинской культуры включает гомельско-могилевское поречье Днепра и Сожа, Подъясенье, верховья Сулы, Сейма, бассейн нижней Припяти. Исследователи рассматривают калочинские памятники в качестве варианта большой культурной общности, включая в ее ареал Смоленское Поднепровье, среднюю и северную Беларусь.

Основными памятниками являются селища и грунтовые могильники. Этой культуре принадлежат также городища и курганные могильники. Были раскопаны три городища: Калочин на Днепре, Красная Звезда на Березине, Залатомино на Соже. Городища хорошо укреплены валами и рвами. На их площадках выявлены хозяйственные ямы, видимо, для запасов питания. Селища размещались около воды. На селище Калочин, Тайманово, Юровичи выявлены жилища. Это небольшие прямоугольные или квадратные полуземлянки площадью от 9 до 22м2 с очагом в углу.

Погребальный обряд характеризуется помещением остатков трупосожжения в грунтовые могильники. Преобладают ямные безурновые погребения, однако встречаются и погребения в урнах. Такие могильники исследованы в Новом Быхове, Тайманове. К калочинским относятся отдельные погребения в курганных могильникам Демьянски на берегу Ипути.

Калочинская культура датируется 5-8вв. Ученые единодушны в мнении, что формирование калочинской культуры связано с памятниками предшествующего времени на этой территории. Остается нерешенным вопрос об этнической принадлежности культуры. Часть исследователей включают ее в балтский этно-культурный массив. Другие исследователи говорят о славянском характере калочинских памятников. Третьи считают, что калочинская культура балтская, однако находится под мощным влиянием славян.

В 8-9вв. славяне разделились на 13-15 этнических общностей или племенных княжений, как они названы в летописи. На территории Беларуси находилось несколько таких объединений. Это были довольно устойчивые объединения – кривичи, радимичи, дреговичи. Они представляли собой не племена, как в раннем железном веке, а сложившиеся протонародности («народцы») и одновременно начальные государственные образования или протогосударства.

Кривичи – большое объединение племен, которые жили в верховьях Днепра, Западной Двины, Волги, на юге Чудского озера. Известия о них встречаются в летописях при описании событий 9-10вв.

Название «кривичи» исследователи выводят по-разному: от имени старшего рода Крив, что наиболее вероятно, от слов «кровные» (близкие по крови), от языческого первосвященника Криво-Кривейте, от пересеченной, холмистой местности (кривизна).

Процесс формирования кривичей – результат ассимиляции пришлыми славянами местных балтских и западно-финских племен. В конце 1 тысячелетия н.э. объединение кривичей распалось на 3 группы – полоцкую, смоленскую, псковскую.

Курганные могильники кривичей второй половины 1 тысячелетия нашей эры состоят из длинных (валоподобных), удлиненных и круглых в плане насыпей высотой 1-2м, в которых помещены остатки кремации покойных. В Витебской области изучены курганы 5-7вв. около д. Янковичи. В Городокском районе около д. Дорохи выявлено 11 курганных могильников трех периодов: третьей четверти 1 тысячелетия н.э., 9в. с кремаций умерших и 10-начала 11вв. с трупоположением.

Курганные могильники кривичей 9-10вв. исследовались около д. Барки, Глинище Полоцкого, Смольки Городкского районов. Трупосожжение почти всегда находилось под насыпью, на грунте. Часто пережженные кости собраны в неглубокой ямке, сверку которой помещен перевернутый вверх дном глиняный горшок. Большинство курганов бедны на инвентарь или совсем его не имеют. Изредка встречаются курганы с большим количеством поврежденных огнем женских украшений, распространенных у балтов, характерных также для культуры смоленских длинных курганов. Славянскими чертами курганов 9-10вв. является обряд трупосожжения и наличие лепных горшков с отличительными чертами. В длинных курганах северной Беларуси, видимо, похоронены славяне, в быте которых чувствуется сильное влияние материальной культуры балтов.

На границе 10-11вв. появляются круглые курганы с погребальным обрядом трупоположения, который окончательно вытеснил кремацию. Для полоцких и смоленских кривичей в 11-12вв. характерен определенный тип украшений – браслетоподобные проволочные кольца с завязанными концами диаметром 5-11см, которые носили женщины.

Население Полацкой земли и представители местной династии князей названы «кривичами» в летописях под 1127, 1129, 1140, 1162гг. Название «кривичская земля» в некоторых случаях сохранилась на территории северной Беларуси до первой четверти 14в. В латышском языке термин «кривичи» закрепился для обозначения восточных славян.

Одновременно в древних летописях используется термин «полочане». Согласно объяснения летописца это название происходит от реки Полоты – правового притока Западной Двины, возле устья которой был основан Полоцк. Видимо, полочане – группа кривичей, которые выделились из кривичского объединения с центром в Полоцке, от которого они получили свое название.

Дреговичи, как отмечал летописец, жили между Припятью и Западной Двиной. Однако эти реки не очерчивали дреговичскую территорию. Благодаря археологическим исследованиям установлено, что дреговичи занимали территорию на востоке до Днепра, на севере до линии городов Заславье, Логойск, Борисов. Тут дреговичи смешивались с полоцкими кривичами. Южная граница территории дреговичей находилась немного на юг от Припяти, где они были соседями с древлянами. В направлении на запад граница переходила Западный Буг, что подтверждают материалы курганных могильников в Среднем Побужье.

Наиболее распространено мнение, что название «дреговичи» происходит от слова «дрыгва» (болото). Дреговичи – жители сырой, болотистой местности. Высказываются также мнения, что это название произошло и от имени собственного, например Драг и Драговит. Летописец называет дреговичей среди этнических групп, которые имели «свое княженье» еще до возникновения Киевской Руси.

Предшественниками летописных дреговичей на средней Припяти в 6-8вв. были славянские племена пражской культуры

Курганы дреговичей 9-10вв. с кремацией и лепной керамикой известны на Днепре, Припяти, в верховьях Случи и Оресы. На рубеже 10-11вв. появляются первые дреговичские курганные трупоположения. В курганах 11-13вв. встречаются постройки в виде невысокого сруба, покрытого крышей.

Среди женских украшений у дреговичей были распространены зерненые бусы. Они изготавливались из меди и серебра.

Каркас бусин был украшен напаянными мелкими серебряными шариками – зернью. Такое сочетание разных металлов придавало изделию особую красоту. Такие бусы считаются характерным племенным признаком дреговичей. Набор украшений дреговичских женщин был менее богатым по сравнению с кривичскими.

По мнению некоторых исследователей, город Брест был основан на рубеже 10-11вв. дреговичами и принадлежал Туровскому княжеству. Во многих курганных могильниках на север и запад от древнего Бреста находят зерненые бусы дреговичского типа. Они выявлены и в культурном слое Бреста. Изучение погребального обряда и инвентаря курганов 10-13вв., их классификация привели к выводу, что дреговичи были основным населением Среднего Побужья. Другие ученые считают, что археологические памятники, которые напоминают так называемые «каменные курганы», принадлежат славянизированным потомкам западнобалтских племен ятвягов.

В «ПВЛ» дреговичи упоминаются под 1116 годом. В последний раз они упомянуты в летописи в 1149 годом в связи с тем, что города «Слуцк, Клецк и все дреговичи» временно оказались под властью черниговского князя.

На территории расселения дреговичей возникли города Туров, Пинск, Брест, Слуцк, Клецк, Рогачев, Мозырь, в конце 10 в. сложилось Туровское княжество. Юго-восточная часть земель дреговичей вошла в Киевское княжество.

Радимичи – восточнославянская этническая общность, земли которой размещались в юго-восточной части современной Беларуси (восток Гомельской и Могилевской областей), а также в западных районах Брянской и северо-западных районах Смоленской областей. На территорию Беларуси, таким образом, приходится более чем половина основных радимичских земель.

Поскольку основная территория радимичей находилась в зоне малоурожайных суглинисто-подзолистых почв, они стремились к расселению в черноземные земли, результатом чего стал колонизационный поток их в юго-восточном направлении.

Как сказано в летописи, название радимичи происходит от имени собственного Радим, во главе с которым радимичи пришли с прапольских земель. Предшественниками радимичей в Посожье были носители калочинской культуры 5-8вв.

Наиболее исследованными являются курганные могильники. Погребальный обряд – трупосожжение (8-10вв), с конца 10в. – трупоположение. В Беларуси курганы радимичей изучались около д. Обидовичи Быховского, Веточка, Вишенька, Годиловичи, Ходосовичи, Шапчицы, Юдичи Рогачевского, Демьянки Добрушского, Насимковиси Чечерского районов.

Характерными для радимичских женщин были украшения, где в разных вариантах сочетались семилопастные или перстнеобразные височные кольца, мелкий бисер, позолоченные стеклянные бусы, круглые подвески, которые символизировали небесные светила. Для радимичедсй кроме височных колец свойственными являются пластинчатые шейные гривны. Этнографические особенности женского костюма объясняются влиянием балтского субстрата на культуру радимичей.

Почти до конца 10в. радимичи жили самостоятельно и выплачивали дань сначала хазарам, а потом Киеву. С 11в. территория радимичей была в составе Черниговского княжества. В летописи радимичи упоминаются под 984г. Наиболее крупным городом радимичей был Гомель, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Существовали также города Кричев, Славгород, Чечерск. Последний раз радимичи упоминаются в летописи под 1169г.

Главные занятия кривичей, дреговичей, радимичей – земледелие. Основные орудия для обработки земли – соха и рало. На территории Беларуси в основном использовалась соха, которая только рыхлила, но не переворачивала землю. Основные сельскохозяйственные культуры – ячмень, просо, пшеница, рожь, лен. Восточным славянам были известны культуры бобов, гороха, чечевицы и особенно репы. Важную роль играло скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, а также лошадей. Распространены также были лесные и речные промыслы, бортничество. Занятие ремеслами для сельского населения имел подсобное значение. Крестьяне сами изготавливали ткани, шили одежду и обувь, делали предметы быта, посуду, стоили жилье.

Типам сельских поселений, которые известны по письменным источникам, отвечают два типа археологических памятников: открытые неукрепленные поселения от нескольких сот квадратных метров до нескольких гектаров и небольшие хорошо укрепленные городища.

В начальной стадии поселения славян размещались в речных долинах и на береговых террасах группами по 3-5 и больше поселений. В 8-9вв. характер размещения поселений не изменился, однако увеличилось их количество. Ближайшие поселения составляли единую государственно-территориальную структуру – общину, а между группами поселений оставались большие незаселенные просторы, занятые лесом.



Оставьте комментарий