Планирование и территориальное зонирование

Регулирование земельных ресурсов и градостроительной деятельности

Тема 8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ

Цель территориального планирования и зонирования — гибкое государственное и муниципальное регулирование социально-экономического развития земельных ресурсов с помощью таких вводимых требований рационального землепользования, как целевое назначение участка и его предельные размеры, коэффициент застроенности, доля озелененных и открытых пространств и т.п.

Экономическое зонирование основано на кадастровом делении территории, при котором районирование, как правило, связывается с кадастровыми кварталами. Разделение зон определяется их различиями в удобстве проживания и градостроительной важности аналогичных объектов недвижимости в разных экономических зонах.

Развитие этого подхода предполагает территориально-экономическое зонирование земельных ресурсов в соответствии с их комплексной экономической оценкой. Выделяемые таким образом территориально-экономические оценочные зоны (ТЭОЗ) представляют собой относительно однотипные площади, ограниченные естественными или искусственными преградами, которые имеют определенную качественную, экономическую и социально-экономическую ценность. При установлении границ ТЭОЗ принимают во внимание прохождение крупных дорог, полосы отчуждения железнодорожных путей, линии высоковольтной электропередачи, газопроводы, реки и акватории крупных водоемов, зеленые массивы и т.д.

С учетом территориально-экономического зонирования органами власти разрабатываются дифференцированные ставки земельного налога и арендной платы. В этих условиях девелоперу в первую очередь необходимо проводить оценку привлекательности и стоимости земель через анализ налоговых сборов и платежей.

Наиболее распространенным инструментом административного регулирования земельных ресурсов является функциональное зонирование — их дифференциация по характеру и типу использования []. Такое зонирование предназначено для обеспечения развития территории в соответствии с установленными государственными (муниципальными) органами власти целевыми назначениями земель, которое девелоперу необходимо учитывать при организации и осуществлении деятельности по управлению недвижимостью. Например, земли сельскохозяйственного назначения могут быть задействованы исключительно для растениеводства и животноводства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственной отраслью целей. На полосах отвода автомобильных дорог запрещается строительство жилых зданий, проведение строительных, геологоразведочных, топографических, горных и изыскательских работе а также устройство наземных сооружений.

С одной стороны, распределение земельного фонда по формам собственности позволяет определить степень государственного (муниципального) регулирования хозяйственного оборота земельных ресурсов и различных категорий земель в отдельности. С другой — структуру региона по видам использования земель рекомендуется проанализировать на предмет ее соответствия декларируемым государственными и муниципальными властями территории целям и задачам. Так, для оценки уровня их поддержки региональной политики по повышению обеспеченности населения жильем целесообразно сопоставить прогнозные показатели общей величины площадей земель поселений под застройкой (и доли находящихся в частной собственности и предназначенных под жилищное, индивидуальное и дачное строительство.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Территориальное планирование

В ходе теоретического анализа нормативно-правовой базы и научно-методической литературы по теме дипломной работы было проанализировано 22 источника.

Новые взгляды на всю систему действий, которые направлены на рациональное использование проектируемой территории появились с принятием Градостроительного кодекса и других законов при реализации территориального планирования. Изменению подверглась технология, содержание работ, а так же терминология, которые ранее применялись при планировании использования не только земель, но и всей территории, в результате этого усложнилась и стала более объемной градостроительная документация.

Принятый законодательный документ в основном отражает действия градостроительной деятельности и рассматривает все планирование территории в интересах населенных пунктов, размещения объектов промышленного, дорожного, энергетического и другого строительства.

Концепция принятого кодекса, если ее рассматривать только для развития населенных пунктов, не вызывает сомнений, если при этом учитывать, что действует также узаконенный Земельный кодекс Российской Федерации, где подробно отражены концепция, принципы, методы организации и использования земель, определена технология проведения землеустроительных работ в увязке с ранее согласованными действиями в сфере градостроительной деятельности.

Земельный кодекс Российской Федерации, проложил комплексный и научно-обоснованный подход к рациональному использованию земельных и других природных ресурсов, планированию территории всей страны, стал основой для принятия другим структурам специальных законодательных актов, регулирующих их сферы деятельности.

Территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Зоны с особыми условиями использования территории – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Территориальная зона – часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, а также налогах и сборах, об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (абз. 6, ст.1, глава 1 Федерального закона РФ от 02.01.2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре).

Один из важных вопросов территориального планирования – деление земель по целевому назначению на категории, а также зонирование территории.

Земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– населенных пунктов;

– промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

– особо охраняемых территорий и объектов;

– лесного фонда;

– водного фонда;

– запаса.

Такое деление земель Российской Федерации на категории – это первый этап разграничения земель по целевому назначению, по существу первый этап своего рода пространственного зонирования территории государства.

При этом границы земель различных категорий определяют посредством отграничения друг от друга, руководствуясь материалами землеустроительной, градостроительной и лесоустроительной документации.

По действующему законодательству отдельные категории земель можно подразделить на виды, в их состав могут входить земельные участки, отнесенные к различным территориальным зонам.

В разделе о составе земель населенных пунктов позиции Градостроительного и Земельного кодексов совпадают и в названную категорию земель на этом основании могут входить жилые, общественно-деловые, производственные зоны, инженерной и транспортной инфраструктуры, сельскохозяйственного использования, рекреационного назначения, особо охраняемых территорий, специального назначения, размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Новым Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. ФЗ– №343 от 27.12.2009) установлены следующие виды документов территориального планирования:

1) схемы территориального планирования Российской Федерации в области:

– развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;

— обороны страны и безопасности государства;

— развития энергетики;

— использования и охраны лесного фонда;

— использования и охраны водных объектов;

— развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;

— защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

— развития космической деятельности;

— естественных монополий;

— в иных, предусмотренных законодательством Российской Федерации областях;

2) схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, включающие в себя: карты (схемы) планируемого развития и размещения охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:

— объектов энергетических систем регионального значения;

— объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

— линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;

— иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований:

— схемы территориального планирования муниципальных районов;

— генеральные планы населенных пунктов;

— генеральные планы городских округов.

Согласно ст. 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:

— объектов электро- и газоснабжения в границах муниципального района;

— автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

— иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.

Предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. ФЗ– №343 от 27.12.2009) и Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №191-ФЗ система территориального планирования в нашей стране имеет следующие существенные недостатки, которые не позволят осуществить научно обоснованное планирование и организацию рационального использования земель и их охраны только в составе градостроительной документации.

Во-первых, принятая концепция территориального планирования исходит из интересов развития населенных пунктов, а также в некоторой части планируемого размещения объектов капитального строительства промышленного, транспортного, энергетического и иного назначения. Данная концепция в свое время (конец 60-х – начало 70-х годов прошлого века) превалировала и в экономически развитых зарубежных странах, прежде всего в Западной Европе. Это приводило к нерегулируемой застройке, росту городов, а в условиях дефицита земель и высокой плотности населения – к нарушению экологической стабильности территории.

В конце XX века концепция территориального планирования за рубежом стала ориентироваться на общественные ценности и первоочередное служение общественным интересам. Она осуществляется под девизами: «Экология для всех», «Охрана природы и создание устойчивого производства», а в сельской местности – «Социально – экономическое развитие сельских территорий и поддержание экологической устойчивости местности». При этом затрагиваются незыблемые до этого устои частной собственности на землю и другую недвижимость, а во главу угла ставятся национальные и общественные интересы, процессы «социализации землепользования».

В связи с этим территориальное планирование проводится на основе государственных, региональных и муниципальных планов использования земель и их охраны с учетом зонирования территории. Планы носят обязательный характер и всенародно обсуждаются. Причем в зависимости от уровня планирования и вида территории (сельские и городские), виды и содержание планов существенно различаются.

Во-вторых, документы территориального планирования, устанавливаемые Градостроительным кодексом Российской Федерации, в отличие от землеустроительной документации по планированию использования земель и их охраны, рассматривают землю (территорию) лишь в качестве объекта градостроительной деятельности, что на практике может привести к неоправданной застройке земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых территорий и т.п.

В-третьих, учитывая то, что градостроительные регламенты как составные части Правил землепользования и застройки, согласно п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вообще не устанавливаются для земель лесного, водного фондов, земель запаса, большей части особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов)», сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, более 90% всех земель страны не могут быть охвачены соответствующими нормами и правилами землепользования, а, следовательно, и находиться в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования. Поэтому для всех вышеуказанных категорий земель, не охватываемых градостроительными регламентами, планирование использования земель и их охраны должно являться областью землеустроительной деятельности и осуществляться на основе землеустроительной документации.

В-четвертых, территориальное планирование – это инструмент осуществления земельной политики государства. Поэтому оно должно быть сквозным, то есть иерархически взаимосвязанным на различных уровнях государственного управления, реализовывая и увязывая федеральные, региональные и местные интересы через систему логически, информационно и технологически взаимосвязанных документов территориального планирования. Во всем мире разработка документов территориального планирования идет от общего к частному как по вертикали (государство – регион – муниципалитет), так и по горизонтали (вся экономика – отрасли экономики). В этой связи территориальное планирование должно являться или комплексным, или отраслевым.

Вместе с тем Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 9–19) не предусматривает разработки комплексных документов территориального планирования, что внесет серьезные трудности при балансировании развития отраслей и составлении сводной земельной экспликации обустраиваемой территории. Кроме того, различные виды документов территориального планирования, относящиеся к разным уровням управления, не соотносятся между собой ни по названию, ни по содержанию.

Из сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Градостроительная деятельность в виде территориального планирования, а также Правила землепользования и застройки распространяются на категории земель, подпадающие под действие градостроительных регламентов, а именно: земель городов и населенных пунктов, промышленности, транспорта и ту часть иных категорий, где земельные участки заняты объектами капитального строительства.

Градостроительное зонирование, осуществляемое в рамках градостроительной деятельности, имеет полномочия решать вопросы использования земель лишь в той мере, в какой оно может быть обеспечено информацией о качестве земель, соответствии качества целевому назначению земель и об организационно-хозяйственных предпосылках развития землепользования. Это говорит о том, что территориальная специфика землепользования, отображаемая на градостроительных схемах, имеет вторичный характер, то есть является результатом территориального зонирования земель, которое должно быть осуществлено в рамках землеустройства, поскольку изучение земель находится в его компетенции.

Следовательно, территориальное планирование должно являться не объектом градостроительной, а объектом землеустроительной деятельности.

История прообраза схемы территориального планирования муниципального образования известна в Российской Федерации в виде схем районной планировки.

27. Территориальное планирование и зонирование земель. Понятие и виды зонирования земель.

Схемы районной планировки составлялись землеустроительными организациями на территории всех административных районов нашей страны в 1960-х – начале 1970-х гг. Они решали вопросы совершенствования системы расселения, размещения по территории района производительных сил, территориальной организации производства и размещения объектов производственной и социальной инфраструктуры (объектов капитального строительства местного значения).

Всего в этот период было разработано более двух тысяч схем районной планировки. В последующем в развитие этих схем на территории административных районов землеустроительными организациями были составлены схемы землеустройства, в которых детализировались вопросы освоения, трансформации и мелиорации земель, развития агропромышленного комплекса районов и охраны природы.

2. Отношения, касающиеся зонирования территорий вне границы населенных пунктов, должны регулироваться не градостроительным кодексом Российской Федерации, а земельным законодательством. В связи с этим необходимо разработать и ввести в действие Федеральный закон «О зонировании территорий», ввести дополнения и изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О землеустройстве» И другие нормативные правовые акты, содержащие в себе положения о зонировании территорий.

3. В связи с тем, что при установлении границы населенного пункта сталкиваются интересы различных административно-территориальных образований между собой, собственников земельных участков, изменяются границы категорий и правовой режим земель, определяются приоритеты развития разных видов землепользования (городского, сельскохозяйственного, лесного, водного и др.), установление границы населенных пунктов должно включаться в состав землеустроительных, а не градостроительных действий, что обеспечит независимое и объективное решение данных вопросов. Данное положение уже имело место в нашей стране и оправдало себя на практике. В условиях развивающегося рыночного оборота земель это обеспечит прозрачность, обоснованность и социальную справедливость принимаемых решений. Поэтому соответствующим образом следует изменить п. 2 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации.

4. Учитывая то, что из 19,1 млн. га 1 земель населенных пунктов под застройкой и дорогами занято всего 5,2 млн. га (27,3%), а остальные площади составляют: сельскохозяйственные угодья – 9,1 млн. га (47,6%), лесные земли и участки под древесно-кустарниковой растительностью – 2,6 млн. га (13,6%), другие земли и водные объекты – 2,2 млн. га (11,5%), организация использования незастроенных территорий должна осуществляться на основе планов земельно-хозяйственного устройства городов, относящихся также к землеустроительной документации. Порядок разработки и содержание таких планов, оправдавших себя в практике организации рационального землепользования в городах, хорошо известны в землеустройстве.

В целом для научно обоснованного решения и регламентирования всех вопросов территориального планирования необходима корректировка вновь принятого градостроительного и существующего земельного законодательства, определяющего основные положения планирования рационального использования земель и их охраны в системе землеустроительной документации.

Также планирование использования земель населенных пунктов осуществляется на основе разработки генерального плана, который является основным документом планирования земель населенных пунктов на перспективу и в котором на основе анализа использования земель, прогноза развития отраслей экономики и численности населения, научно-обоснованного определения перспективной площади населенного пункта, его границы, функционального, территориального зонирования, правил землепользования и застройки решаются все вопросы территориального планирования населенных пунктов.



Главная → Юридическая консультация → Терминология → Планирование земельной территории

Планирование земельной территории (территориальное планирование)

Территориальное планирование, по Градостроительному Кодексу РФ, определяет развитие земельной территории.

Используется для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и зон с особыми условиями использования. Территориальное планирование ведётся в рамках страны, в рамках субъектов РФ, в рамках муниципальных образований.

При отсутствии документов территориального планирования соответствующей земельной территории ни органы государственной власти, ни муниципалитеты не имеют права проводить резервирование земель, их изъятие, а также переводить земли из одной категории в другую.

Состав документов (карт-схем) территориального планирования Российской Федерации

  1. Границы субъектов РФ, границы закрытых административно-территориальных образований, границы особых экономических зон, границы муниципальных образований.
  2. Границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых территорий, а также планируемые границы перечисленных видов земель.
  3. Границы территории объектов культурного наследия.
  4. Границы зон с особыми условиями использования территорий.
  5. Границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  6. Границы земельных участков для размещения объектов капитального строительства или с уже размещёнными объектами федерального значения с отображением границ земель различных категорий и ограничений по использованию.
  7. Схемы территорий по развитию федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи, энергетики, космической деятельности, естественных монополий , обороны и безопасности государства).

Схемы территориального планирования РФ утверждаются Правительством РФ, подлежат официальному опубликованию, в частности, на официальном сайте Правительства РФ в сети «Интернет».

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, чьи права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схем территориального планирования РФ, вправе оспорить эти схемы в судебном порядке (п.9 ст.

Территориальное зонирование

11 Градостроительного Кодекса РФ).

Состав документов (карт-схем) территориального планирования субъектов Российской Федерации

  1. Границы муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, поселений, входящих в субъект РФ.
  2. Границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель обороны и безопасности.
  3. Границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и планируемые границы таких земель.
  4. Границы земельных участков, предоставленных для размещения объектов регионального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, относящегося к собственности субъекта РФ.
  5. Схемы территорий для размещения объектов регионального значения (энергетических систем, транспорта, путей сообщения, информатики связи, линейных объектов, обеспечивающих деятельность естественных монополий).
  6. Границы территорий и объектов с установленными ограничениями по использованию, отнесённых к сфере территориального планирования РФ и находящихся в пределах субъекта РФ.

Схемы территориального планирования субъектов РФ согласовывается высшим по отношению к субъекту органом власти и заинтересованными органами местного самоуправления, подлежат официальному опубликованию, в том числе и на официальном сайте субъекта РФ в сети «Интернет».

В случае нарушения прав собственников земельных участков и объектов капитального строительства в результате утверждения схемы территориального планирования субъекта РФ они вправе оспорить эти схемы в судебном порядке (п.7. ст15 Градостроительного Кодекса РФ).

Состав схемы территориального планирования муниципальных образований

  1. Существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района.
  2. Границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий.
  3. Границы территорий культурного наследия.
  4. Границы зон с особым использованием территорий.
  5. Границы земельных участков местного значения, предоставленных для объектов капитального строительства, являющихся собственностью муниципального района и границы размещения планируемых объектов местного муниципального значения.
  6. Границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства на межселенных территориях.
  7. Схемы размещения объектов капитального строительства местного районного значения (электро- и газоснабжения, автомобильных дорог общего пользования между населёнными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населённых пунктов в пределах муниципального района, иных объектов для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.
  8. Границы зон и объектов со всеми ограничениями по использованию , отнесённых к территориальному планированию РФ и субъекта РФ, находящихся в пределах муниципального района.

Схема территориального планирования района утверждается на основании инженерных изысканий представительным органом местного самоуправления муниципального района, подлежит опубликованию в установленном порядке, в частности, на официальном сайте муниципального района в сети «Интернет».

При нарушении прав собственников земельных участков и объектов капитального строительства вследствие утверждения схемы они вправе оспорить её в судебном порядке (п.7 ст.20 Градостроительного Кодекса РФ).

Состав генеральных планов поселений и городских округов

  1. Границы поселения, городского округа.
  2. Существующие и планируемые границы населённых пунктов, входящих в состав поселения, городского округа.
  3. Границы земель сельскохозяйственного назначения, границы земель для обеспечения космической деятельности, границы земель обороны и безопасности, границы земель иного специального назначения, границы земель лесного фонда, водного фонда, особо охраняемых природных федерального и регионального значения.
  4. Границы (существующие и планируемые) земель промышленности, энергетики, транспорта, связи.
  5. Границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
  6. Границы зон инженерной и транспортной инфраструктур, объектов электро-, газо- и водоснабжения населения в пределах поселения, городского округа. Границы иных объектов для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения, городского округа.
  7. Границы зон и объектов капитального строительства (со всеми ограничениями) федерального, регионального и муниципального значений.

Генеральный план поселения, городского округа в обязательном порядке рассматривается на публичных слушаниях, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения, городского округа, подлежит официальному опубликованию, в том числе, и на официальном сайте поселения, городского округа.

Статья 57.1. Федеральная государственная информационная система территориального планирования

(введена Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

1. Федеральная государственная информационная система территориального планирования — информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования.

2. Посредством информационной системы территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей статьи — официальный сайт), должен обеспечиваться доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к следующей необходимой для подготовки документов территориального планирования информации:

1) стратегии (программы) развития отдельных отраслей экономики, приоритетные национальные проекты, межгосударственные программы, программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, программы, принятые в установленном порядке и реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

2) проекты документов территориального планирования и материалы по обоснованию таких проектов;

3) документы территориального планирования;

3.1) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ, в ред.

Территориальное зонирование

Федерального закона от 29.12.2014 N 456-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4) правила землепользования и застройки;

5) цифровые топографические карты, не содержащие сведений, отнесенных к государственной тайне;

5.1) историко-культурные опорные планы исторических поселений федерального значения и историко-культурные опорные планы исторических поселений регионального значения;

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 12.11.2012 N 179-ФЗ)

5.2) нормативы градостроительного проектирования;

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 131-ФЗ)

6) информация:

а) о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов;

б) о размещении объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

в) о зонах с особыми условиями использования территорий;

г) о территориях объектов культурного наследия, исторических поселений;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

д) об особо охраняемых природных территориях;

е) о территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

ж) об особых экономических зонах;

з) о материалах и результатах инженерных изысканий;

(пп. "з" в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

и) о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых;

к) о границах лесничеств, лесопарков;

(пп. "к" введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ)

7) иная информация о состоянии, об использовании, ограничениях использования территорий.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие создание государственных информационных ресурсов, создание и ведение государственных и муниципальных информационных систем, содержащих информацию, указанную в части 2 настоящей статьи, обязаны обеспечить доступ на официальном сайте к указанной информации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне в объеме и в , которые установлены Правительством Российской Федерации.

4. Оператор информационной системы территориального планирования определяется Правительством Российской Федерации. Оператор информационной системы территориального планирования обеспечивает ее создание и функционирование.

5. Правительство Российской Федерации устанавливает правила ведения информационной системы территориального планирования, в том числе:

1) требования к программным и техническим средствам ведения информационной системы территориального планирования с учетом законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;

2) требования к информации (за исключением указанной в пункте 5 части 2 настоящей статьи информации), доступ к которой должен обеспечиваться посредством информационной системы территориального планирования, и способам ее отображения;

3) порядок предоставления доступа органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к информации, указанной в части 2 настоящей статьи, с использованием официального сайта;

4) порядок обеспечения доступа к проектам документов территориального планирования, материалам по обоснованию таких проектов, утвержденным документам территориального планирования в информационной системе территориального планирования.

6. Контроль за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, в том числе за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите информации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования.

7. Доступ к информации, размещенной на официальном сайте, должен осуществляться без взимания платы.

Ст. 57.1 ГрК РФ. Федеральная государственная информационная система территориального планирования

26.Планирование и территориальное зонирование. Градостроительное планирование. Понятие и виды зонирования земель.

Территориальное планирование – планирование развития территорий, в т. ч. для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для гос. или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Зонирование земель населенных пунктов

Территориальное зонирование – это деятельность соответствующих органов в сфере градостроительства, направленная на согласованное правовое регулирование использования земельных участков, создания и эксплуатации зданий и сооружений на них как единого комплекса, путем деления территории поселения на зоны и закрепления их правового режима в градостроительной документации и правилах застройки.

Границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

– возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

– функциональных зон и параметров развития, определенных генеральным планом города Смоленска на основании требования принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и недопущения формирования одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах. Границы территориальных зон и градостроительные регламенты устанавливаются с учетом взаимоувязанных характеристик по функции, предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков и предельным (минимальным и максимальным) параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также требований о взаимной безопасности (непричинении друг другу вреда) расположенных рядом объектов недвижимости.

Оставьте комментарий