Петербургская академия наук

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И. Герцена

Кафедра педагогики и психологии факультета начального обучения.

Реферат по теме

ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАУК В 18 — 19 ВЕКАХ.

студентки IV курса

2 гр. Четвертных

Светланы

Санкт-Петербург

1998

ПЛАН.

Основание Петербургской Академии наук … 3стр.

Академия наук в первой половине 18 в.. … 4стр.

Академия наук во второй половине 18 в … 8стр.

Академия наук в 19 в.. … 10стр.

Библиография … 12стр.

ОСНОВАНИЕ ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК.

Эпоха Петра 1 принесла много преобразований в научную и культурную жизнь России. Важнейшим мероприятием для развития науки была организация Академии наук. Подготовка к этому делу велась с первых лет правления Петра. Для этого проводились переговоры с крупнейшими представителями западноевропейской науки и философии.

13 января 1724 г. Петр 1 подписал в Сенате «Определение об Академии», а 20 января он получил от лейб-медика Блюментроста составленный последним, по-видимому по петровским указаниям, проект орга­низации Академии, который и явился ее первым уставом. На полях этого доку­мента царем были сделаны собственноручные добавления и поправки, после чего 22 января он был зачитан в Сенате и утвержден Петром.

«Понеже ныне в России здание к возращению худо­жеств [т. е. практических знаний] и наук учинено быть имеет, — говорилось в «Определении об Академии»,- того ради невозможно, что здесь следовать в протчих государствах принятому образу; но надлежит смотреть на состояние здешнего государства, как

в отношении обучающих, так и обучающихся, и та­кое здание учинить, через которое не токмо слава сего государства для размножения наук нынешним временем распространилась, но и чрез обучение и расположе­ние оных польза в народе впредь была».1 Таким образом, перед Академией ставились не только теоретические, но и практические цели — разработка и распространение полезных практических знаний. В то же время петербургская Академия наук в отличие от западноевропейских должна была стать не только научно-иссле­довательским, но и учебным заведением. Соединение в одном учреждении научной и учебной функции «Определение» мотивировало настоятельными нуждами страны. Для разрешения учебных задач при Академии были учреждены Универси­тет и Гимназия.

Как исследовательское учреждение Академия дели­лась на три класса: математический, физический и гуманитарный.

В математический класс входили кафедры: 1) теоре­тической математики, 2) астрономии, географии и навигации, 3) и 4) две кафедры механики, которой Петр придавал большое значение. Физический класс состоял также из четырех кафедр: 1) физики теоретической и эксперименталь­ной, 2) анатомии, 3) химии, 4) ботаники. Гуманитарный класс ограничивался тремя кафедрами : 1) красноречия и древностей, 2) истории древней и новой и 3) «права купно с полити-

кою и этикою».

Программа деятельности Академии не была скопиро­вана с других Академий, а являлась вполне самостоятельной, продиктованной потребностями быстро развивающейся страны. В отличии от иностранных академий, которые в основном подводили итоги научной работы, выполнявшейся другими учреждениями (университетами, частными кабинетами и лаборато­риями), в России научная работа велась в стенах самой Академии, в ее кабинетах, лабораториях, мастерских.

Академия была «повинна все декуверты [открытия] рассматривать и свою апробацию откровенно о том сообщать… 1. верны ли оные изобретения, 2. великой ли пользы суть или малой, 3. известны ли оные прежде сего бывали или нет»1 . Научно-исследовательская работа велась в Географическом департаменте, в Библиотеке, Кунсткамере, в Физическом кабинете, Астрономиче­ской обсерватории, Химической лаборатории, Анатомическом театре, в Ботани­ческом саду. Высшим научным органом являлось Академическое собрание, или конференция. Кроме научных исследований — «декувертов», — акаде­мики обязаны были заниматься и популяризацией науки в виде латинских «систем», т. е. курсов для студентов и ежедневного чтения хотя бы одной лекции.

АКАДЕМИЯ НАУК В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА.

На содержание Академии было назначено Петром Великим 24 912 руб. в год. Академии предполагалось даровать право выбора пожизненного или сменяемого один или два раза в год президента, а также право при­суждения академических степеней. Однако эти права наследниками Петра пре­доставлены Академии не были, и за них тщательно боролся впоследствии Ломоносов.

Академии было поручено руководство переводче­скими работами, для чего был учрежден Переводческий департамент и были приглашены люди, знающие иностранные языки: Тарасий Постников, Иван Каргопольский, Иван Горлецкий и др.. Для Академии временно отвели дом Шафи­рова на Петербургской стороне.

С августа 1725 г. стали собираться заседания Ака­демической конференции. Президентом был назначен ( а не выбран ) лейб-медик Л.Л. Блюментрост, сын врача, приглашенного в Москву при царе Алексее.

Фактическое управление академическими де­лами вскоре перешло к Канцелярии и ее секретарю, изворотливому карьеристу Шумахеру — человеку деспотическому, невежественному в научных вопросах, но умевшему прислуживаться президентам и находить у них опору. Составленный под его влиянием в 1747 г. регламент, выработанный без участия академиков, лишь подтвердил их незавидное, зависимое от Канцелярии положение, которое Шу­махер широко использовал во вред Академии и ее научной работе. Делав­шиеся попытки опрокинуть власть Шумахера обычно оканчивались его реабилитацией. Некоторые крупные ученые уехали обратно за границу, не выдержав шумахер­ского режима (среди них знаменитые математики Даниил Бернулли и Леонард Эйлер). Зато в Академию проникали разные невежественные авантюристы, пользовавшиеся расположением придворных временщиков. Учитель детей Бирона француз Руа прочел в Академии доклад на тему «О надгробной надписи на мо­гиле Адама, предполагаемой на острове Цейлоне». Некоторые академики (Байер, позднее Миллер) с одобрения двора занимались распространением клеветнических вымыслов о русском народе и позорили его прошлое.

Все же даже в мрачное время бироновщины внутри Академии шла большая научная работа. Академией выполнялись важные ра­боты по изучению природы и производительных сил страны. В Географическом департаменте велось географическое и картографическое дело. В 1735 г. были основаны Историческое собрание и Российское собрание, поставившее себе целью изучение и совершенствование русского языка. Научные издания Академии —«Комментарии» и «Новые комментарии» — приобрели мировую известность.

В Анатомическом театре велись вскрытия трупов, имевшие большое значение для успехов анатомии. В Обсерватории проводи­лись астрономические наблюдения, которыми интересовался еще Петр 1.

С 40-х годов начинается оживление работы Акаде­мии, связанное с тем, что в ее стенах развертывает свою работу плеяда крупных русских ученых, среди них математик В. Е. Ададуров, поэт В. К. Тредиаковский, географ С. П. Крашенинников. В эти же годы в Академии начал свою работу великий гений русской и мировой науки 18 века М. В. Ломоносов.

Ломоносов стал главным вдохновителем всей работы Академии наук. Он четко определил ее основные задачи в деле служения Родине и развития русской и национальной культуры.

Страстный патриот Ломоносов вел беспощадную борьбу с лжеучеными, вредившими развитию русской науки. Он подверг сокрушительной критике антипатриотическую нормандскую теорию, показав всю вздорность байеровско-миллеровских филологических домыслов.

В противовес клеветническим измышлениям «байеров» и «миллеров» Ломоносов составил «Древнюю российскую историю», в которой, понимая неразрывность служения истине со служением Родине, поставил за­дачу показать «благорассудному и справедливому» читателю «праведную славу» отечества. В «Древней российской истории» Ломоносов осветил раннюю историю восточных славян и происхождение Русского государства, развил мысль об эт­ническом единстве славян и о ценности славянской культуры.

Огромное значение в развитии русской национальной культуры Ломоносов придавал дальнейшему совершенствованию великого русского языка, работая над этим как филолог и как поэт. В посвящении к «Российской грамматике» он восславил великий русский язык, в котором нахо­дил «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка»1 . Общественно-политическое и культурное значение этого «гимна русскому языку» было исключительно велико.

В области естественных наук Ломоносов развернул многостороннюю деятельность: он был и химиком, и физиком, и астроно­мом, и географом, и минерологом, и геологом. В его гениальных трудах ясно выступают те черты, которые стали лучшими традициями прогрессивной русской науки. Замечательный экспериментатор и техник, Ломоносов обладал и широким фило­софским подходом к научным вопросам; он смело возводил данные естествознания в стройную натурфилософскую материалистическую систему. Ученый-материалист Ломоносов стремился свои теоретические изыскания связать с практи­кой: итоги лабораторных исследований в области химии стекла он спешил пе­ренести в производство. О практических задачах наук он неустанно твердил в прозе и стихах.

Екатерина I Алексеевна. Открытие Академии наук в Р

Попкова Людмила

                "Правление Екатерины было только по одному имени её правлением.
                   Всем заправлял Меншиков и с ним те вельможи, которые старались
                   ему угождать."    
                                              /Н.И. Костомаров/

        Ещё не угас светильник жизни  Великого Петра, как во дворце началась борьба за власть. Главными претендентами на трон были:
 -супруга-императрица Екатерина Алексеевна (её поддерживали Александр Данилович Меньшиков, графы Головкин и Толстой, а также гвардия, с которой она делила опасности, участвуя вместе с Петром в военных походах);
 -дочери царя Иоанна, скончавшегося ранее брата Петра;
 -сын царевича Алексея — Пётр Алексеевич.
Более всех народ хотел видеть царём малолетнего Петра Алексеевича, внука  Петра I.
 Но, как только император скончался, Екатерина призвала гвардейцев, они прошли по покоям дворца и по улицам с барабанным боем и требованием — посадить на трон Екатерину:"Да здравствует матушка-императрица Екатерина Алексеевна!"
 Испуганный Сенат согласился и провозгласил императрицу Екатерину самодержицей.
 3 мая 1724 года народ любовался фейерверком в честь коронации императрицы Екатерины I Алексеевны. На российский трон взошла женщина, чего никогда ещё не бывало на Руси. Да ещё и низкого звания. Сначала она была в услужении у пастора, затем жила у Меншикова, где царь Пётр увидел её, влюбился и взял в жёны.
 Она родилась в семье крестьян-католиков Скавронских.
 По требованию Петра Екатерина приняла православие с именем Екатерина Алексеевна.
 Императрица обладала спокойным, хладнокровным характером, что помогало ей сдерживать гневливого супруга. Екатерина не умела ни читать, ни писать, после вступления на престол, указы за неё подписывала её дочь Елизавета Петровна.
 Она была добросердечной, помогала всем, кто к ней обращался с просьбой.
 Но государством, фактически, управлял Меншиков, поскольку Екатерина самоустранилась от правления.
  Меншиков и его помощник граф Толстой учредили Верховный тайный совет, куда входили, кроме упомянутых, генерал-адмирал граф Апраксин, государственный канцлер граф Головкин, вице-канцлер барон Остерман и князь Голицын.
 Этим учреждением они снизили важность Сената и синода, подчинив их Верховному тайному совету.
 Однако, ничего радикального этот совет в государстве не произвёл.
 А Екатерина Алексеевна упивалась свободой. Она проводила время со своими любимцами в различного рода празднествах, посещала учения гвардейцев.
 Единственным вкладом императрицы в управление было открытие Академии наук, основанной Петром.
 Вскоре Екатерина заболела горячкой.

Во дворце опять началась чехарда.
Одни хотели после смерти императрицы возвести на престол одну из цесаревен, другие были за малолетнего князя Петра Алексеевича.
 Меншиков был испуган:он мог потерять власть. Он пытался подкупить всех и вся.
 После того, как 6 мая 1727 года императрица, проведя на престоле чуть более двух лет, скончалась, придворные нашли её завещание, по которому престол передавался Петру Алексеевичу, а цесаревнам было обещано, что они смогут получить трон, если Пётр Алексеевич не оставит трон возможному наследнику.
 Тут уж Меншиков не сплоховал: он быстро подсуетился и обручил свою дочь Марию с одиннадцатилетним Петром Алексеевичем.
 Так закончилось время правления императрицы Екатерины I Алексеевны.
 

© Copyright: Попкова Людмила, 2016
Свидетельство о публикации №216011801640

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Попкова Людмила

Рецензии

Написать рецензию

Интересная судьба была у этой женщины! Крестьянка, ставшая царицей, чьей только любовницей не побывавшая! Меншиков же её от солдата или офицера отобрал, не помню уже точно… А от него её отобрал Пётр… Да и сам Меншиков тоже простолюдин был, которого возвысил Пётр. Спасибо большое! Р.

Роман Рассветов   06.07.2016 11:40   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Говорят " Из грязи — в князи." Но про неё не хочется так говорить. Удивительно, как она надумала открыть Академию наук…
Женщина, которая и подпись-то свою поставить толком не могла…

Попкова Людмила   06.07.2016 12:26   Заявить о нарушении

Сталин тоже не из князей был… И Хрущёв в слове "ещё" делал 4 ошибки: исчо. Типа: каждая кухарка… Р.

Роман Рассветов   06.07.2016 23:18   Заявить о нарушении

Ну, Ленин же обещал…

Попкова Людмила   07.07.2016 11:35   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Попкова Людмила

Указом Петра 1 основана Академия наук и художеств

8Февраля 1724 г.

Российская академия художествкрупнейший центр отечественной художественной культуры. Мысль о создании Академии наук и художеств в России была высказана Петром 1 еще в конце 1690-х годов. Академия художеств была учреждена решением Сената 6 ноября 1757 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге по инициативе великого русского ученого М.В. Ломоносова и известного просветителя того времени И.И. Шувалова.

Именно Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и в 1758 году подарил Академии свою прекрасную художественную коллекцию, положив этим начало библиотеке и будущему музею. В 1764 году Екатерина П, утвердив Устав и штаты, даровала Императорской Академии художеств Привилегию. В том же году по проекту архитектора Ж.Б.Валлен-Деламота и А.Ф.Кокоринова началось строительство каменного здания Академии на берегу Невы, которое закончилось в 1788 году.

Академия художеств была одним из самых прогрессивных учреждений того времени. Художники и архитекторы первого шуваловского выпуска Академии А.П.Лосенко, Ф.И.Шубин, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, И.Е.Старов задали тот высочайший уровень художественной практики и педагогики, которые составили славу отечественного искусства.

В разное время ее закончили такие выдающиеся живописцы как А.А.Иванов, К.П.Брюллов, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков, скульпторы И.П.Мартос, В.И.Демут-Малиновский, С.С.Пименов, И.П.Прокофьев, М.М.Антокольский, архитекторы А.Н.Воронихин, Н.Л.Бенуа, К.А.Тон, И.А.Фомин, В.А.Щуко и многие другие.

Вплоть до начала ХХ века Академия была единственным в России высшим художественным учебным заведением. Ее деятельность не ограничивалась лишь художественным образованием. Она была центром художественного просвещения, активно влияла на развитие всех видов искусства, содействовала формированию музейных коллекций, вела большую научно-исследовательскую работу, проводила выставки и конкурсы.

Академия занималась рассмотрением и утверждением  важных архитектурных, скульптурных и живописных проектов для столицы и других городов. Педагоги и ученики участвовали в возведении и оформлении  крупных художественных ансамблей того времени, включая Казанский и Исаакиевский соборы, храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве, для чего в 1847 году при Академии было учреждено Мозаичное Заведение.

Императорская Академия художеств выступила инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали выпускники Академии, а позднее — и музеев при них.

Музей Академии художеств вел широкую выставочную деятельность, привлекая не только просвещенную публику, но и представителей всех сословий общества.

За время своего существования Музей Академии художеств сосредоточил в своих стенах ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей, на которых учились все поколения студентов.

Учреждение Русского музея императора Александра III также было связано с деятельностью Академии художеств. Именно ее собрание заложило основу художественной коллекции нового музея.

После 1917 года Академия пережила ряд тяжелых десятилетий. Осталось лишь ее образовательное ядро. В 1932 году была воссоздана Академия художеств в Ленинграде. В 1947 году в Москве была образована Академия художеств СССР.

Педагогика Становление системы дворянского воспитания.

Открытие Академии наук (1725) и учебных заведений при ней. Деятельность М.В. Ломоносова в области просвещения.

Просветительские реформы начала XVIII века. Организация государственных светских учебных заведений. Вклад Л.Ф. Магницкого в развитие методики светского школьного обучения. Зарождение и развитие профессионального образования.

К XVIII веку Россия становится сильным многонациональным государством с быстро развивающейся промышленностью. Значительно возросло и её международное влияние. В первой четверти XVIII века правительство Петра I проводит реформы, способствующие развитию науки, просвещения и искусства. Реформы в сфере образования и воспитания также были вызваны рядом социально-экономических факторов: политическое лидерство дворянства, укрепление позиций купечества и промышленников, формирование режима абсолютизма, изменениями в аппарате управления государством, создание новой армии и др. Усилилось внимание к созданию национальной системы образования. И если к концу XVII века Россия, в отличие от Западной Европы, не располагала системой регулярных государственных учебных заведений, то на протяжении XVIII века такая система была создана. Была сформирована особая социальная группа, профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью.

Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительские реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы (издание первой российской газеты «Ведомости»), выпуск светской оригинальной и переводной литературы и мн.др.

В начале XVIII века в России открываются государственные школы различных типов, отличавшиеся практической направленностью, но в то же время не бывшие узкопрофессиональными. В них не только готовили будущих моряков, инженеров, врачей, переводчиков и др., но и давали общее образование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ включало в себя родной и иностранный языки. В основном учебные заведения создавались для детей дворян, но сословный принцип нередко нарушался, и в новые учебные заведения принимали представителœей других социальных слоёв. Эта реформа являлась одним из серьёзных направлений преобразований Петра I.

Первым из созданных в XVIII веке учебных заведений была учреждённая в Москве школа математических и навигационных наук в Сухаревой башне открытая в 1701 году. Первоначально в ней преподавали английские профессора. В учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация («искусство вождения кораблей»), астрономия, математическая география. До того, как приступить к изучению этой программы, учащиеся могли окончить два начальных класса («русская школа» и «цифирная школа»), где учили читать писать на основе гражданского алфавита͵ считать. Готовили в школе будущих моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Всей учебной деятельностью руководил известный русский математик Леонтий Филиппович Магницкий (1669 – 1739), автор учебника «математика, сиречь наука числительная» (1703). В 1715 году старшие классы школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург, где на их базе была организована Морская Академия – военно-учебное заведение, готовящее к морской службе.

По образцу навигационной школы в Москве были учреждены ещё две школы – инженерная (1703) и артиллерийская. В 1707 году в Москве при военном госпитале была открыта хирургическая школа, рассчитанная на 50 учащихся. С 1721 года при сибирских заводах стали создаваться горные (горнозаводские) училища для подготовки квалифицированных мастеров и рабочих. Для обучения солдат и матросов открываются гарнизонные и адмиралтейские школы.

В 1732 году в Санкт-Петербурге для детей дворян открывается кадетский корпус, получивший название Сухопутный шляхетский корпус, а в 1752 году – Морской кадетский корпус.

Для подготовки специалистов-переводчиков в Москве, на Покровке было открыто особое учебное заведение, в котором детей бояр, служилых и торговых людей обучали греческому, латинскому, итальянскому, французскому, немецкому и шведскому языкам. Обучение языкам занимало три четверти учебного времени, остальные учебные часы отводились на изучение философии, истории, арифметики, географии. Обучение было бесплатным.

В начале XVIII века также была предпринята попытка создать систему государственных общеобразовательных школ. В 1714 году по всœем церковным епархиям был разослан указ «Об открытии цифирных училищ», для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. Открытием цифирных училищ было положено начало созданию светских элементарных школ с математическим уклоном. Также была введена обязательная учебная повинность для детей дворян, дьяков и подьячих. Ученикам запрещалось жениться до тех пор, пока не выучатся цифири. В каждую губернию в качестве учителœей отправили по два выпускника Московской навигацкой школы и Морской академии. В 1718 году было открыто уже 42 цифирных училища.

При этом постепенно цифирные школы перестают выполнять возложенную на них функцию и приходят в упадок. Многие дворяне и приказные не хотели отправлять туда своих сыновей; ученики из духовного сословия уходили в архиерейские школы. В 1744 году цифирные школы были присоединœены к полковым гарнизонным школам, а оставшиеся слились с архиерейскими школами.

Деятельность архиерейских школ определялась «Духовным регламентом» (1721), составленным Феофаном Прокоповичем, в котором излагалась новая программа школьного обучения. Предписывалось открывать учебные заведения для детей духовенства при домах архиереев. Отличительной чертой этих школ являлось сочетание светской и религиозной программ. Обучали началам религии, письму, чтению, арифметике, геометрии. В «Духовном регламенте» также предусматривалось создание академий с семинариями – 8-летними закрытыми средними духовными заведениями. В программу входили латынь, грамматика, история, география, арифметика, геометрия, логика, диалектика, риторика, физика, политика и богословие. Регламент предусматривал использование целœесообразных дидактических приёмов: ознакомление учащихся с общей характеристикой той или иной дисциплины в начале её преподавания, установление межпредметных связей и т.п. В отличие от старорусского эстетического воспитания, для семинаристов предусматривались «игры телодвижные», постановка «акций и комедий», музыка во время праздничных трапез и мн. др.

В учебных заведениях, созданных в начале XVIII века, обучение велось на русском языке. Вместо прежних Часослова и Псалтыря начинают учить по «Букварю» Федора Поликарпова (1701). В произведении Феофана Прокоповича «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717) были отражены требования государства к воспитанию детей. Популярностью пользовалась «Арифметика» Леонтия Магницкого – учебник, который до середины XVIII века оставался главным учебным пособием по математике.

Возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ являлось важным этапом в организации национальной системы образования. В данный период закладывается фундамент для построения системы образования на новых началах.

В конце 1725 года в Петербурге открывается первый научно-просветительский центр – Академия наук. В её состав входили университет и гимназия.

К серединœе XVIII века наиболее значительным событием в развитии системы образования стало открытие в 1755 году Московского университета и двух гимназий при нём. Одна гимназия была открыта для дворянских детей, другая – для детей ремесленников, купцов, канцеляристов, солдат и т.п. Небольшое количество мест в гимназии и в университете было предусмотрено для детей из бедных семей, но талантливых, которые учились за казённый счёт.

Номинально университет был доступен для всœех сословий, «открытый для всœех лиц, способных к наукам», но фактически учиться в нем могли только представители дворянского сословия. В начале в нем было три факультета: философский, юридический и медицинский. Отсутствовал традиционный богословский факультет. Впервые преподавание всœех наук в университете осуществлялось на русском языке. Первые студенты были набраны из духовных семинарий. Контингент преподавателœей в большинстве был российским. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Московский университет стал светского образования и национальной науки.

С целью организации научных исследований при университете открываются вспомогательные учреждения: химическая лаборатория, физический и минœералогический кабинœеты, анатомический театр, открываются библиотека и типография. Из художественных классов университетской гимназии выросла Академия искусств; сформировались школы известных русских архитекторов Казакова и Баженова; действовало много литературных и научных сообществ. В 1779 году при университете открывается первая учительская семинария.

В открытии университета большую роль сыграл выдающийся российский учёный – Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765).

Родился будущий ученый в Архангельской губернии, в семье помора. В январе 1731 года поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В начале 1736 года, как один из лучших студентов, был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осœенью того же года – в Германию, в Марбург, затем три года изучал химию и горное дело в горной академии Фрайбурга. В 1741 году М. Ломоносов возвращается в Россию, где впервые начинает читать на русском языке публичные лекции в Академии наук.

Творчество М. Ломоносова было исключительно разносторонним. Он обладал широкими научными интересами в самых различных областях знаний: химия, физика, история, геология, стихосложение и др. Заложил основы физической химии, обосновал учение о преломлении света͵ создал ряд оптических приборов, был автором известных трудов по российской истории, писал стихи.

М.В. Ломоносов был не только крупнейшим ученым своего времени, но и выдающимся просветителœем. Он принимал активное участие в разработке документов, определявших порядок функционирования университета и гимназии при нём, а также вопросов содержания образования.

Высоко оценивая роль гуманитарных наук в процессе обучения и воспитания юношества, М. Ломоносов считал, что основой обучения должен являться родной язык. «Российская грамматика», написанная ученым в 1755 году, стала первой грамматикой русского языка, созданной в России. Немногим ранее, в 1748 году, М. Ломоносовым была написана первая российская хрестоматия мировой литературы – «Риторика».

Разрабатывая учебный план средней школы, М. Ломоносов исходил из конкретных педагогических условий: последовательность изучения наук, их постепенное усложнение, светская направленность преемственность между средней и высшей школами. В своём «Регламенте академической гимназии» (1758) учёный изложил основы организации педагогического процесса в средней общеобразовательной школе, чем внес значительный вклад в становление российской педагогической науки. В частности, им были определœены основные принципы и методы обучения, классно-урочная система для организации обучения, установлены обязанности преподавателœей и правила поведения учащихся.

М. Ломоносовым разрабатывался проект развития школ России, основанных на принципе бессословности, преемственности и демократизма. Согласно данному проекту, в России должны были открыться учебные заведения трёх типов: школы, гимназии, университеты. Также превалировала мысль о том, что в школах низшей ступени крайне важно давать образование всœем детям, независимо от сословия.

Особое значение в делœе патриотического воспитания молодёжи учёный отводил истории. В его произведениях «Краткий российский летописец с родословием» и «Древней российской истории» даётся анализ происхождения русской культуры и государственности. Самого учёного также отличали нравственная гражданская позиция и патриотизм. Будучи по духу глубоко русским человеком, М. Ломоносов отстаивал идею развития подлинно национальной высшей школы, воспитания собственных научных кадров, созданием условий для подготовки отечественных ученых на родинœе. Им было положено начало русского просвещения нового типа, основанного на идеях гуманизма, демократизма и народности; разработана оригинальная педагогическая теория.

Во второй четверти XVIII века на одно из первых мест выдвигается государственная проблема организации обучения дворянства. Согласно реформам Петра I на представителœей дворянского сословия была возложена повинность: отдавать своих сыновей на учебу в государственные учебные заведения. В 1733 году был издан закон, отменявший эту обязанность и предоставивший дворянским детям право на домашнее обучение.

При этом со времён Петровской эпохи в обществе укрепилось понимание крайне важности получения светского регулярного образования. И одним из первых планов в духе данной потребности был представлен Федором Салтыковым (ум. в 1715). В его «Пропозициях», изданных в 1712 году, предлагалось учредить в каждой губернии в зданиях монастырей академии, которые напоминали собой западноевропейские учебные заведения – дворцовые школы. Кроме преподавания общеобразовательных дисциплин: грамматики, риторики, поэтики, философии, математики и др., — в них предусматривались уроки танцев, верховой езды, фехтования.

Василий Никитич Татищев(1686 – 1750), один из первых представителœей русского Просвещения, открыл несколько горнозаводских школ; в своих произведениях педагогической направленности изложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обучения. Разработанная В. Татищевым программа дворянского воспитания предусматривала обучение светским наукам и религии; был разработан план открытия академий, университетов, гимназий и академий ремёсел.

Позиций критического, рационалистического видения мира придерживался известный просветитель петровской эпохи Феофан Прокопович (1681 – 1736). Деятельный участник школьных реформ, сторонник светского образования, он в своих проектах использовал опыт преподавания западноевропейского круга наук, педагогической системы иезуитов. Подчеркивая важность воспитания для значения судьбы человека, Ф. Прокопович давал в своих произведениях педагогические советы родителям и воспитателям.

Иван Тихонович Посошков(1653 – 1726), известный просветитель, свои педагогические взгляды изложил в трактате «Завещание отеческое» (1705). В этом труде своеобразно уживались враждебность к иноземцам и инакомыслию с горячей поддержкой просветительских реформ, осуществленных Петром I. И. Посошковым была предложена расширенная программа дворянского обучения которая включала в себя грамматику, арифметику, славянский, латинский и греческий языки, различные ремёсла. Подвижник настаивал на организации повсœеместного женского образования и всœеобщего начального обучения крестьян.

Читайте также

  • — Становление системы дворянского воспитания.

    Открытие Академии наук (1725) и учебных заведений при ней. Деятельность М.В. Ломоносова в области просвещения. Просветительские реформы начала XVIII века. Организация государственных светских учебных заведений. Вклад Л.Ф. Магницкого в развитие методики светского школьного… [читать подробенее]

  • (30 сентября) 11 октября 1783 года в Петербурге указом Екатерины II была основана Российская академия. Она являлась вольным обществом ученых и писателей, субсидируемым Правительством.

    В отличие от Академии наук, опекавшей точные науки, задача Российской академии состояла в разработке гуманитарного цикла, прежде всего русского языка, выработке правил правописания, составлении словарей.

    Главой Российской академии императрица назначила Екатерину Дашкову, причем вопреки ее желанию. Первый визит в Академию Дашкова совершила в сопровождении знаменитого математика Эйлера.

    Обращаясь с краткой речью к профессорам, Дашкова заверила их в своем глубоком уважении к науке и подчеркнула достоинства выразительного русского языка, определив главную задачу нового учреждения: «Сочинение грамматики и словаря да будет первым нашим упражнением».

    В короткий срок, в течение шести лет, был создан «Словарь Академии Российской, словопроизводным порядком расположенного». Для сравнения – французская академия над аналогичным трудом работала шесть десятилетий. К составлению Словаря живейший интерес проявила императрица. Он включал в себя не только русские слова, но и научные и технические термины.

    В 1786 году княгиня представила императрице отчет о своей трехлетней деятельности, из которого следует, что за три года она достигла немалых успехов.

    Заботами директора Академии типография обзавелась новыми шрифтами, академическая библиотека пополнилась новыми книгами, в библиотеке был составлен каталог книг, приведены в порядок коллекции минералов, архив Академии, в гимназии учениками оставлены только молодые люди, проявившие способности к науке, ряды сотрудников были очищены от бездельников.

    Академиков директор обязала публиковать свои открытия в отечественных журналах и воздерживаться от их напечатания за границей до тех пор, «пока Академия не извлекла из них славу для себя путем печати, и пока государство не воспользовалось ими».

    В 19 веке Академия занималась подготовкой и изданием «Словаря церковнославянского и русского языка», «Русской грамматики», «Русско-французского словаря», а также много занималась просветительством (например, приняла активное участие в организации публичных библиотек в 32 губернских городах). Однако, при Николае I Российская Академия была ликвидирована как самостоятельное учреждение — в 1841 год ее присоединили к императорской Академии наук, сделав «вторым» Отделением русского языка и словесности Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук.

    This entry was posted in 1. Новости, 2.

    Актуальные материалы. Bookmark the permalink.

    Оставьте комментарий