Отрицательный водный баланс

Регуляция водного обмена. Нарушения водного балланса

Сложно организованная система регуляции водного обмена представлена афферентным, центральным и эфферентным звеньями. В роли афферентного звена выступают такие факторы:

— обширные поля различных рецепторных образований (волюмо-, осмо-, хемо-, баро-, терморецепторы) слизистых оболочек полости рта, желудка, кишок, тканей различных органов, особенно гипоталамуса;
— дистантные рецепторы (зрительные, слуховые);
— гуморальные стимулы: АДГ, натриуретический фактор, ренин, ангиотензин-2, ангиотензин-3; минералокортикоиды (альдостерон, дезоксикортикостерон), глюкокортикоиды (кортизол, кортизон, кортикостерон) и др.

При недостатке воды в организме (гипогидратация клеток), при повышении осмоляльности плазмы крови более нормы (составляет 280-300 мосм/л) активизируется центр жажды, представляющий совокупность нейронов гипоталамуса (супраоптических, паравентрикулярных и других его ядер), а также некоторых структур коры больших полушарий (ответственных за формирование субъективного ощущения жажды).

Возбуждение центра жажды активизирует эфферентное звено, включающее нервные вегетативные волокна и гуморальные факторы. В итоге в ответную реакцию организма вовлекаются органы, регулирующие изменение содержания воды в организме (почки, потовые железы, кишечник, лёгкие). Почки обеспечивают усиление реабсорбции воды и вместе с другими органами уменьшают её выведение из организма. Это обеспечено через активизацию синтеза и действия АДГ, ренина, ангиотензина-2, ангиотензина-3, минералокортикоидов (особенно альдостерона), глюкокортикоидов, а также через уменьшение образования и действия атриального натриуретического фактора.

Нарушения водного балланса

Нарушения водного баланса делят на два основных вида: положительный и отрицательный водный баланс.
Положительный водный баланс (гипергидрия, гипергидратация, в том числе отёки) сопровождается чрезмерным накоплением воды в организме на различных уровнях его организации (местном или локальном, системном или организменном) в результате преобладания поступления воды в организм над выведением её из организма.

Отрицательный водный баланс (гипогидрия, гипогидратация, обезвоживание) сопровождается развитием дефицита воды в организме в результате превалирования выведения воды из организма над поступлением её в организм или образованием в нём.

Каждая из этих дисгидрий (как гипер-, так и гипогидратация) может развиваться либо в клеточном секторе (интрацеллюлярная форма), либо во внеклеточном секторе (экстрацеллюлярная форма), либо одновременно и в том, и в другом секторах (смешанная, или тотальная форма).

В зависимости от изменений осмотической концентрации внеклеточной жидкости (главным образом плазмы крови и тканевой жидкости) различают следующие три основных вида дисгидрий:
— гиперосмолярная (более 300 мосм/л) гипер- и гипогидратация;
— гипоосмолярная (менее 280 мосм/л) гипер- и гипогидратация;
— изоосмолярная (в пределах нормы — 280-300 мосм/л) гипер- и гипогидратация.

— Читать далее "Гиперосмолярная гипергидратация. Изоосмолярная гипергидратация"

Оглавление темы "Гомеостаз в организме":
1. Гиповитаминоз Е, К. Недостаточность токоферола
2. Гипервитаминозы и их клиника. Значение воды для организма
3. Объемы воды в организме. Внеклеточная и внутриклеточная вода
4. Водный балланс в организме. Гомеостаз воды
5. Регуляция водного обмена. Нарушения водного балланса
6. Гиперосмолярная гипергидратация. Изоосмолярная гипергидратация
7. Гипоосмолярная гипергидратация. Отеки и их классификация
8. Механизмы развития отеков. Основные факторы развития отеков
9. Гиперосмолярная гипогидратация. Диагностика и лечение гиперосмолярной гипогидратации
10. Изоосмолярная гипогидратация. Гипоосмолярная гипогидратация

Нарушения водного баланса

Нарушения водного обмена могут развиваться в двух основных направлениях: в виде положительного (гипергидратация) и отрицательного (дегидратация) водных балансов.

Дегидратация (обезвоживание, эксикоз) возникает или при недостаточном поступлении жидкости в организм, или при значительных её потерях. При недостаточном поступлении воды в организм у здоровых людей возникает неудовлетворенное чувство жажды, которое можно рассматривать как признак абсолютного дефицита воды. Этот тип обезвоживания начинается с уменьшения объёма внеклеточной жидкости и повышения её осмолярности. Организм экстренно включает компенсаторно-приспособительные механизмы, направленные на уменьшение водной потери. Они заключаются в увеличении секреции АДГ, который снижает диурез.

Как поддерживать водный баланс?

Гиперосмолярность в интерстициальном секторе обусловливает переход воды из клеток в межклеточное пространство. Возникающая внутриклеточная дегидратация стимулирует окисление углеводов, жиров и белков, что сопровождается образованием метаболической воды. Таким путём уменьшается клеточный дефицит воды.

Аналогичные явления возникают при значительных потерях гипотонической жидкости, например, обильном потоотделении у лихорадящих больных и у лиц, занятых интенсивной физической работой (особенно при высокой температуре окружающей среды). Они сопровождаются сгущением крови, повышением риска тромбообразования, нарушением общей гемодинамики. В тканях развивается гипоксия и метаболический ацидоз, что усугубляет тяжесть состояния. При значительных потерях воды (до 15% массы тела) развивается гиповолемический шок, который может стать причиной смерти. Потери воды в этом случае возмещают внутривенным введением 5% раствора глюкозы. Вместе с тем, очень большие потери гипотонической жидкости, например, при интенсивном потении (до 10 л в сутки), сопровождаются также существенными потерями хлорида натрия и калия, что требует коррекции солевых потерь. В этих условиях питье пресной воды может привести к внеклеточной гипоосмолярности с последующим перемещением воды в клеточный сектор. Развивается клиническая картина, которую можно квалифицировать как отравление организма водой. Возникают симптомы поражения ЦНС (вялость, нарушения сознания, судороги, рвота), частый водянистый стул, полиурия (усиленное мочеотделение), сменяющаяся олигурией (сниженным мочеотделением) вплоть до анурии (отсутствия мочи).

Изотоническая дегидратация возникает при потерях жидкости, электролитный состав которой близок к составу плазмы и интерстициальной жидкости. Наиболее частыми причинами изотонической дегидратации являются потери жидкости при рвоте, поносе (диарее), множественной механической травме, термических ожогах, длительном применении диуретиков (мочегонных средств). Изотоническая дегидратация не сопровождается существенным изменением осмолярности водных секторов организма и, поэтому, перераспределения воды не происходит. Снижается объём интерстициального и внутрисосудистого секторов. Кровь концентрируется, её вязкость возрастает, нарушается гемодинамика, могут возникнуть тромбы. В тканях развивается гипоксия, в них начинают превалировать процессы катаболизма. Внутренняя среда организма переполняется азотистыми катаболитами и недоокисленными продуктами обмена веществ. Если почки не успевают выводить шлаки из-за снижения фильтрационной функции, может развиваться уремия — отравление организма продуктами белкового обмена.

В клинической картине этой потери жидкости отмечается быстрое снижение массы тела, ослабление кожного тургора, уменьшение систолического объёма сердца, снижение систолического и некоторое повышение диастолического давления, тахикардия. Диурез снижен, уровень небелкового азота повышен. Первые клинические симптомы изотонической дегидратации появляются при потере жидкости в объёме 3% массы тела. Снижение её в объёме 5-7% массы тела сопровождается тяжелыми гемодинамическими нарушениями. Изотоническая дегидратация, сопровождающаяся потерей массы тела свыше 10%, может оказаться смертельной. Коррекция изотонической дегидратации состоит в быстром введении в кровь физиологического раствора и кровезаменителей. Чаще всего такая необходимость возникает при ожогах и травмах.

Положительный водный баланс (гипергидратация) возникает при чрезмерном введении в организм или воды или электролитов, а также при ограничении их выведения.

При введении в организм воды в объёмах, превышающих максимальную выделительную функцию почек, развивается водное отравление (гипотоническая гипергидратация). В большинстве случаев эта водная интоксикация возникает при передозировке бессолевых растворов у лиц, страдающих почечной и печеночной недостаточностью, приобретёнными пороками сердца, так как при этих заболеваниях имеется склонность к задержке жидкости во внеклеточном секторе. При водной перегрузке вода из кровяного русла быстро переходит в межклеточную жидкость, а затем и в клетки, подчиняясь осмотическому градиенту. Более всего страдают клетки нервной системы и эритроциты. В них снижается концентрация электролитов. В клинической практике это состояние известно как гипоосмолярная кома. Она проявляется нарушением сознания, развитием судорог. В крови отмечается гемолиз эритроцитов. Нередки летальные исходы.

Лечение водной интоксикации начинают с полного прекращения введения бессолевых растворов. Больному вводят мочегонные средства. Эффективным является введение в организм небольших количеств гипертонических растворов (не более 300 мл 3% раствора хлорида натрия).

При передозировке изотонических растворов (например, 0,9% раствора хлорида натрия) развивается изотоническая гипергидратация. При этом возникает отёк и увеличивается масса тела. Увеличение объёма сосудистого сектора может привести к развитию острой сердечной недостаточности. Коррекция этого вида нарушения водно-электролитного баланса сводится, в основном, к форсированию диуреза, что достигается назначением диуретиков — натрийуретиков.

При введении в организм больших количеств гипертонических (или изотонических) растворов электролитов (хлорида натрия, гидрокарбоната натрия и т.д.) у больных с почечной недостаточностью развивается гипертоническая гипергидратация. При этом существенно увеличивается объём и осмолярность внеклеточного сектора. Повышение его осмолярности обусловливает выход воды из клеток в межклеточное пространство, что ещё больше увеличивает объём внеклеточной жидкости. Возникающая гиперволемия (увеличение объёма крови) создаёт предпосылку для развития объёмной гипертензии и острой сердечной недостаточности, вплоть до остановки сердца. Лечение заключается в ограничении введения солей и жидкостей, а также в применении мочегонных средств.

Предыдущая19202122232425262728293031323334Следующая

Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 705;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

РАЗДЕЛ 6. ВОДНЫЙ БАЛАНС. ЗАДАЧИ

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

Вспоминаем!!! Цель: научиться рассчитывать водный баланс пациента и оценивать полученный результат (см. приложение1, 5)

Вопросы для самоконтроля:

Критерии оценки водного баланса

Отрицательный — _____ % от поступившей в течение суток в организм пациента воды.

Нормальный — ______ % от поступившей в течение суток в организм пациента воды.

Положительный — ______% от поступившей в течение суток в организм пациента воды.

Задача для самопроверки:

В течение суток в организм пациента поступило 2 л жидкости.

Рассчитать, сколько жидкости выделит пациент при

— отрицательном водном балансе ОТВЕТ: до 1,4 л;

— нормальном водном балансе ОТВЕТ: от 1,4 л до 1,6 л;

— положительном водном балансе ОТВЕТ: более 1,6 л

ПРОБА ПО ЗИМНИЦКОМУ

Вспоминаем!!! Цель пробы: оценка выделительной и концентрационной функций почек.

Критерии оценки выделительной функции почек
Дневной диурез (600-900) ; (900-1200) ; (1200-1500) ; (1500-1800) Ночной диурез (1800-2100) ; (2100-2400) ; (000-300) ; (300-600)  
суточного диуреза суточного диуреза  

Сейчас мы должны рассчитать водный баланс, а также дневной и ночной диурезы:

1. В течение суток в организм пациента поступило 2,5 л жидкости. Он выделил 1,6 л мочи. ОТВЕТ: Водный баланс отрицательный;

Ночной диурез ≈ 530 мл; Дневной ≈1070 мл

2. В течение суток в организм пациента поступило 2,5 л жидкости. Он выделил 1,8 л мочи. ОТВЕТ: Водный баланс нормальный;

Ночной диурез 600мл; Дневной 1200мл

3. В течение суток в организм пациента поступило 2,5 л жидкости. Он выделил 2,1 л мочи. ОТВЕТ: Водный баланс положительный;

Ночной диурез 700мл; Дневной 1400мл

РАЗДЕЛ 7.

ВОДНЫЙ БАЛАНС

МАТЕМАТИКА В ПЕДИАТРИИ. ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК. ЗАДАЧИ

1.антропометрия

Антропометрия изучает физические показатели развития ребенка: масса

рост

пропорциональность

Масса. средняя прибавка за первое полугодие – 800 грамм в месяц

m I полугодия = m рожд. + 800 n, где n – количество месяцев жизни (от 1 до 6)  

Среднемесячная прибавка массы тела во втором полугодии – 400 грамм

m II полугодия = m рожд. + 4800 + 400 n, где n – количество месяцев жизни (от 1 до 6)

7 месяцев —— n=1

8 месяцев —— n=2

9 месяцев —— n=3

10 месяцев —— n=4

11 месяцев —— n=5

12 месяцев —— n=6

Массу тела ребенка после года и до 10 лет можно рассчитать по формуле

m тела после 1 года = 10 + 2 n, где n – число лет после года (n = 1 — 10)

Рост ребенка.

Рост ребенка после года определяется по формуле

l после 1 года = 75 + 5 n, где n – возраст до 5 лет  
l старше 5 лет = 100 + 6( n – 4), где n – количество лет после 5  

Зубы появляются к 6-7 месяцам. При расчете количества зубов используется формула

N — 4, где N – количество месяцев до 2 лет  

2. Особенности функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Приложение 2

Метрическая система единиц

Мера длины:

1 м = 10 дм

1 м = 100 см

1 м = 1 000 мм

1 м = 10 000 дмм

1 м = 100 000 смм

1 м = 1 000 000 мкм

Мера веса:

1 г = 10 дг

1 г = 100 сг

1 г = 1 000 мг

1 г = 10 000 дмг

1 г = 100 000 смг

1 г = 1 000 000 мкг

Мера объема:

1 л = 10 дл

1 л = 100 сл

1 л = 1 000 мл

1 л = 10 000 дмл

1 л = 100 000 смл

1 л = 1 000 000 мкл

Пример:

Перевести 350 мкг в миллиграммы?

Т.е. 350 мкг — ? мг

1. С использованием пропорций:

Мкг – 1 000 мг

Мкг – Х мг

Х= = 0,35 мг

2. С использованием шкалы:

М дм см мм дмм смм мкм

Л дл сл мл дмл смл мкл

Г дг сг мг дмг смг мкг

0, 3 5 0

Ответ: 350мкг = 0,35 мг

Приложение 3

Приготовление рабочих растворов

! Пример:

Приготовить 2 л 3% раствора гипохлорита кальция

из 5% раствора

1. С использованием пропорции:

Сколько грамм вещества содержится

в 2 л 3% раствора?

Составим пропорцию

100 мл (3 %) – 3 г

2000 мл (3%) – Х г Х= г

В каком количестве 5% раствора

Содержится 60 г вещества?

100 мл (5%) – 5 г

Х мл (5%) – 60 г Х= мл

Сколько воды необходимо добавить?

2 000мл — 1 200 мл = 800 мл

2. С использованием уравнения:

! V p.p. · % p.p. = V к.p. · % к.p. !

Решение: 2 л · 3% = Х л · 5%

 
 

Х= л

Ответ: Для приготовления 2 л 3% рабочего раствора

Необходимо взять

1,2 л 5% раствора и добавить 800 мл воды

Приложение 4

Разведение антибиотиков

1. Классический способ разведения:

! 1 мл – 100 000 ЕД 1 000 000ЕД +10мл 1 г + 10мл

2. Рабочий способ (произвольный, практический):

! 2-5 мл раствора необходимо на одного пациента для одной инъекции !

Пример:

Флакон антибиотика содержит 1 000 000 ЕД, развести

Классическим способом. Назначение врача: 90 000 ЕД.

Сколько мл раствора вы возьмете для инъекции?

ЕД – 10 мл

90 000 ЕД – Х мл

Сколько мл раствора останется во флаконе?

10 мл – 0,9 мл = 9,1 мл

Сколько это ЕД? 1 000 000 ЕД – 90 000 ЕД = 910 000 ЕД

Ответ:

Для инъекции нужно набрать в шприц

Мл раствора антибиотика.

Во флаконе останется 9,1 мл; это 910 000 ЕД

Приложение 5

Набор инсулина в шприц

! В 1 мл 40 ЕД инсулина !

ЕД мл
Назначение врача, ЕД Набираем в шприц, МЛ
0,2 0,3 0,4
Рассчитайте сами
       

Пример:

Набрать в шприц 24 ЕД инсулина. Сколько это мл?

Составим пропорцию:

40 ЕД – 1 мл

24 ЕД – Х мл

Ответ:

Для введения 24 ЕД необходимо

Набрать в шприц 0,6 мл инсулина.

Приложение 6

Водный баланс

Критерии Отрицательный (–) < 70%
Нормальный (N) 70-80%
Положительный (+) > 80%

Пример:

Проба по Зимницкому

Цель: оценка выделительной и концентрационной функций почек.

Критерии оценки выделительной функции почек
Дневной диурез (600-900) ; (900-1200) ; (1200-1500) ; (1500-1800) Ночной диурез (1800-2100) ; (2100-2400) ; (000-300) ; (300-600)
суточного диуреза суточного диуреза

Приложение 7

Здоровый ребёнок

Масса тела

Масса тела на первом году жизни = Масса при рождении + 800г . Число месяцев до 6 + 400г . Число месяцев сверх 6

Длина тела

с 1 мес. до 3 мес. прибавляется 3 см ежемесячно с 4 мес. до 6 мес. прибавляется 2.5 см ежемесячно с 7 мес. до 9 мес прибавляется 1.5 см ежемесячно с 10 мес.до 12 мес прибавляется 1 см ежемесячно
! За первый год жизни ребёнок утраивает вес и прибавляет в росте 25 см   в среднем
                             

Пример:

Ребёнок 8 месяцев. При рождении вес 3350 г. Длина тела 51 см.

В настоящее время

вес: 3350 г + 800 г 6 мес + 400 г 2 мес = 8950 г

длина тела: 51 см + 3 см 3 мес + 2,5 см 3 мес + 1.5 см 2 мес = 70,5 см

Литература

1. Сборник манипуляций по предмету «Сестринское дело»

2. Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. Фармакология с рецептурой.

Учебник для медицинских и фармакологических училищ и колледжей, СПб.: СпецЛит, 2002

стр. 27-28, 156-171

3. Кормилкина Е.В. «Прикладная математика в сестринском деле терапии, фармакологии и педиатрии» СПБАК ,2002

4.Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными. Учебное пособие. М., «Медицина», 1989 стр. 301.

5. Обуховская Т.П., Склярова Т.А. , Чернова О.С. Основы сестринского дела, Ростов-на Дону, «Феникс», 2004

⇐ Предыдущая1234

Читайте также:

  1. I. Иммунология. Определение, задачи, методы. История развитии иммунологии.
  2. I. Цели и задачи библиотеки на 2015 год
  3. II. 36. Основные задачи семеноводства.
  4. II.

    ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.

  5. V1: Предмет, цели и задачи товароведения
  6. VII. Задачи научного руководителя дипломной работы
  7. Алгоритм Симплекс-метода для решения задачи линейного программирования об оптимальном использовании ресурсов.
  8. Аттестация государственных служащих: понятие, цели, задачи, функции, принципы.
  9. Блок-схема алгоритма решения задачи
  10. Бубновый Валет» . Представители, задачи, организации.
  11. Введение и постановка задачи
  12. Вводный инструктаж (специалист по ОТ)

Отрицательный водный баланс наблюдается при

A) циррозе печени

B)сердечной недостаточности

C)несахарном диабете +

D) нефротическом синдроме

E) остром диффузном гломерулонефрите

273. Причиной гиперосмоляльной дегидратации может быть

A) понос

B) многократная рвота

C) кишечные свищи

D) сахарный диабет +

E) дефицит альдостерона.

Гипогидратация (отрицательный водный баланс)

Гиперосмоляльная дегидратация характеризуется

A) увеличением общего содержания воды в организме

B)понижением осмотического давления во внеклеточной жидкости

C)увеличением содержания воды в клетках

D) перемещением воды из клеток во внеклеточное пространство +

E) отсутствием чувства жажды

275. Для гиперосмоляльной формы дегидратации характерно:

а) уменьшение воды во внеклеточном пространстве

б) понижение осмотического давления во внеклеточном пространстве

в) переход воды из клеток во внеклеточное пространство

г) уменьшение содержания воды в клетках

д) увеличение жидкости внутри клеток.

A) а, б

B) а, в, г +

C) а, в

D) б, д

E) а, б, д

276. Гипоосмолярная дегидратация возникает при

A) диарее +

B) сахарном диабете

C) несахарном диабете

D) атрезии пищевода

E) водном голодании.

277. Гипоосмолярная дегидратация возникает при

A)Длительной рвоте +

B) сахарном диабете

C) несахарном диабете

D) атрезии пищевода

E) водном голодании.

278. Гипоосмолярная дегидратация характеризуется

A) увеличением общего содержания воды в организме

B)понижением осмотического давления во внеклеточной жидкости+

C)снижением содержания воды в клетках

D) перемещением воды из клеток во внеклеточное пространство

E) мучительным чувством жажды

279. При обезвоживании наблюдается:

а — сгущение крови; б — нарушение микроциркуляции; в — повышение

центрального венозного давления; г — снижение артериального давления

д — уменьшение объема циркулирующей крови

A) а, в

B) а, б, г, д +

C) а, б, в

D) а, д

E) г, д

280. Отрицательный водный баланс наблюдается

A) При несахарном диабете

281. Гипернатриемия возникает при избыточной секреции

А) половых гормонов;

В) тиреоидных гормонов;

С) натрийуретического гормона;

Д) антидиуретического гормона;

Е) альдостерона. +

282. Гипернатриемия развивается при

A) увеличении секреции альдостерона +

B)увеличении секреции вазопрессина

C)увеличении секреции паратгормона

D) снижении секреции ангиотензина

E) снижении секреции паратгормона

284. Гиперкалиемия возникает

a) при усиленном тканевом распаде +

b)при избыточной выработке альдостерона

c)при избыточной выработке 11-дезоксикортикостерона

d) при неукротимой рвоте

e) при длительной диарее

285. Гиперкальциемия возникает при

A) гиперсекреции альдостерона

B)гиперсекреции вазопрессина

C)гиперсекреции паратгормона +

D) гиперсекреции кальцитонина

E) алкалозе

286. Патогенез алиментарной гиперлипидемии обусловлен

Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 559 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |

Открытая медицинская библиотека

Dragonrider 02.02.2016 23:17

МОДУЛЬ 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

1.Какие оздоровительные мероприятия направлены на широкое привлечение студентов к регулярным занятиям физической культурой и , на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности?
Выберите один ответ:
массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия
2.Какой принцип при определении содержания работы в разных учебных отделениях является основным при организации физического воспитания в вузе?
Выберите один ответ:
дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу
3.Что такое физическое совершенство?
Выберите один ответ:
процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей
4.Какой эффект должен достигаться при решении любых специальных задач физического воспитания?
Выберите один ответ:
оздоровительный эффект
На что направлены физические упражнения студентов в режиме дня?
Выберите один ответ:
на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание
Какой раздел программы по физическому воспитанию студентов не имеет отношения к учебному материалу?
Выберите один ответ:
научно-исследовательский
Какой принцип не входит в основу отечественной системы физического воспитания?
Выберите один ответ:
принцип научности
Текст вопроса
Что является целью физического воспитания в вузе?
Выберите один ответ:
содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов
Текст вопроса
Что такое физическое развитие?
Выберите один ответ:
закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжении индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания
Текст вопроса
Какие функции физической культуры направлены на организацию содержательного досуга, а также на предупреждение утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма?
Выберите один ответ:
рекреативные и оздоровительно-реабилитационные
Текст вопроса
Что является одним из обязательных условий при занятиях физической культурой и ?
Выберите один ответ:
тщательный контроль за состоянием здоровья занимающихся
Текст вопроса
В какое учебное отделение распределяются студенты, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе?
Выберите один ответ:
в спортивное отделение
Текст вопроса
Что такое физическое воспитание?
Выберите один ответ:
педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания
Текст вопроса
Что отражает функциональная подготовленность?
Выберите один ответ:
состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение (т. е. легких, сердца, дыхательной и сердечно-сосудистой систем)
Текст вопроса
Какое зачетное требование, предъявляемое к студентам по физической культуре, сформулировано неверно?
Выберите один ответ:
посещение не менее 50% занятий
Текст вопроса
Что не относится к показателям физического совершенства?
Выберите один ответ:
деловая активность
Текст вопроса
Как называется отделение для проведения практических занятий по физической культуре и спорту для студентов с ослабленным здоровьем и со слабым физическим развитием?
Выберите один ответ:
подготовительное отделение
Текст вопроса
Что является основным показателем физического совершенства человека?
Выберите один ответ:
здоровье
Текст вопроса
Какой пункт итоговой аттестации по учебному предмету «Физическая культура» сформулирован неверно?
Выберите один ответ:
студенты могут быть аттестованы только при условии выполнения обязательных тестов по общей физической и спортивно-технической подготовке (не ниже «хорошо»), предусмотренных в последнем семестре
Текст вопроса
Что такое физическая культура?
Выберите один ответ:
часть общей культуры общества, отражающая способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности
Текст вопроса
В соответствии с каким принципом происходит выбор средств физического воспитания и регулирование физических нагрузок?
Выберите один ответ:
в соответствии с принципом оздоровительной направленности
Текст вопроса
Для какой группы студентов с целью проведения практических занятий по физической культуре и спорту создано специальное отделение?
Выберите один ответ:
для студентов, отнесенных по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу с учетом пола и характера заболеваний
Текст вопроса
Что из перечисленного не относится к социально обусловленным факторам физического состояния человека?
Выберите один ответ:
наследственность
Текст вопроса
Что является важнейшей специфической функцией физической культуры?
Выберите один ответ:
создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности
Текст вопроса
Какое высказывание о роли физической культуры в укреплении и сохранении здоровья сформулировано неверно?
Выберите один ответ:
физические упражнения не способствуют продлению творческой активности человека

Типовые нарушения водного баланса

Все разновидности нарушений водного обмена — дисгидрии — подразделяют на гипогидратацию (обезвоживание) и гипергидратацию (гипергидрия), в том числе клинически важную форму гипергидратации — отёк.

Каждая из типовых форм дисгидрии характеризуется по двум важным критериям:

• Осмоляльности внеклеточной жидкости. По этому критерию выделяют три формы дисгидрии:

гипоосмоляльную (осмоляльность плазмы менее 280 мосм/кг H2O);

гиперосмоляльную (осмоляльность плазмы крови более 300 мосм/кг H2O),

изоосмоляльную.

• Сектору организма, в котором преимущественно развивается дисгидрия. В соответствии с этим критерием выделяют клеточную, внеклеточную и смешанную (ассоциированную) формы гипо‑ или гипергидратации.

Гипогидратация

Для всех видов гипогидратации характерен отрицательный водный баланс: преобладание потерь воды над её поступлением в организм.

Причины гипогидратации

Причинами гипогидратации могут быть недостаточное поступление воды в организм или повышенная её потеря.

• Недостаточное поступление воды в организм наиболее часто наблюдается при:

Водном голодании — дефиците введения в организм жидкости с пищей и питьём (например, при вынужденном голодании, невозможности обеспечить нормальный режим питья при стихийных бедствиях или боевых действиях).

Нервно‑психических заболеваниях или травмах, снижающих или устраняющих чувство жажды (например, при сотрясении головного мозга; при повреждении нейронов центра жажды в результате кровоизлияния, ишемии, опухолевого роста; при истерии, неврозе).

Соматических болезнях, препятствующих приёму пищи и питью жидкостей (например, при нарушениях глотания, проходимости пищевода, при травме лицевого черепа).

• Повышенная потеря воды организмом наблюдается при:

Длительной полиурии (например, у пациентов с почечной недостаточностью, СД; при неправильном применении диуретиков).

Желудочно‑кишечных расстройствах (например, при длительном обильном слюнотечении, повторной рвоте, хронических поносах), а также — при наличии свищей желудка и/или кишечника без эквивалентного возмещения утраченного объёма жидкости.

Массивной кровопотере (например, в связи с ранением кровеносных сосудов и/или сердца).

Продолжительном и/или значительном потоотделении (например, в условиях жаркого сухого климата или производственных процессов с повышенной температурой воздуха и сниженной влажностью в помещении).

Гипертермических состояниях, включая лихорадку. Увеличение температуры тела на 1 °C приводит к выделению 400–500 мл жидкости в сутки с потом. Одновременно возможно увеличение диуреза, развитие рвоты и/или поноса.

Патологических процессов, вызывающих потерю большого количества лимфы (например, при обширных ожогах, разрушении опухолью лимфатических стволов или ранении их).

Виды гипогидратации

В зависимости от осмоляльности внеклеточной жидкости выделяются три варианта гипогидратации: гипоосмоляльную, гиперосмоляльную и изоосмоляльную.

Гипоосмоляльная гипогидратация

При гипоосмоляльной гипогидратации преобладают потери организмом солей по сравнению с потерями воды и снижением осмоляльности внеклеточной жидкости.

Причины

• Гипоальдостеронизм (например, при болезни Аддисона или отмене лечения минералокортикоидами). Гипоальдостеронизм сопровождается снижением реабсорбции ионов Na+ в почках, уменьшением осмоляльности плазмы крови, реабсорбции воды и как следствие — гипогидратацией организма.

• Продолжительное профузное потоотделение с выделением большого количества солей.

• Повторная или неукротимая рвота (например, при отравлениях или беременности), ведущая к потерям Na+ и K+.

• Мочеизнурение сахарное (при СД) или несахарное (например, при дефиците АДГ), сочетающееся с экскрецией солей K+, Na+, глюкозы, альбуминов.

• Профузные поносы (например, при холере или синдроме мальабсорбции), сопровождающиеся потерей кишечного сока, содержащего K+, Na+, Ca2+ и другие катионы.

• Неправильное или необоснованное проведение процедур диализа (гемодиализа или перитонеального диализа с низкой осмоляльностью диализирующих растворов). Это приводит к диффузии ионов из плазмы крови в жидкость для диализа.

• Коррекция изоосмоляльной гипогидратации растворами с пониженным содержанием солей.

Преимущественная утрата организмом жидкости обусловливает в основном внеклеточную форму гипоосмоляльной гипогидратации.

1. Представление о водном балансе. Отрицательный и положительный водный баланс.

Однако её выраженные и/или длительно протекающие разновидности сопровождаются транспортом жидкости в клетку (по градиенту осмотического давления). В связи с этим одновременно может регистрироваться внутриклеточная гипергидратация (набухание клеток), потенцирующая степень внеклеточной гипогидратации.

Последствия и проявления

• Уменьшение ОЦК.

• Увеличение вязкости крови в связи с уменьшением объёма её плазмы и повышением гематокрита (Ht).

• Расстройства центральной, органно-тканевой и микрогемоциркуляции, являющиеся прямым следствием уменьшения ОЦК, повышения вязкости крови, а также гипоперфузии сосудов кровью и характеризующиеся:

снижением ударного и минутного выбросов сердца,

гипоперфузией органов и тканей,

нарушением циркуляции крови в сосудах микроциркуляторного русла.

• Расстройства кислотно-щелочного равновесия

Негазового выделительного алкалоза (при рвоте желудочным содержимым).

Негазового выделительного ацидоза (при поносах).

• Гипоксия, вызываемая нарушением кровообращения (циркуляторная), потерей крови (гемическая), расстройством перфузии лёгких (респираторная), обмена веществ в тканях (тканевая).

• Сухость слизистых оболочек и кожи, снижение секреции слюны (гипосаливация), уменьшение эластичности и напряжения (тургора) кожи, мышц, западение и мягкость глазных яблок, снижение объёма суточной мочи.

• Необходимо помнить o возможном отсутствии у пациентов с гипоосмоляльной гипогидратацией чувства жажды вследствие низкой осмоляльности плазмы крови и гипергидратации клеток.

Гиперосмоляльная гипогидратация

При гиперосмоляльной гипогидратации преобладают потери организмом жидкости по сравнению с потерями солей. Нарастание осмоляльности межклеточной жидкости приводит к транспорту воды из клеток во внеклеточное пространство. В этих условиях может развиться общая (клеточная и внеклеточная) гипогидратация организма.

Причины

• Недостаточное питьё воды (например, при так называемом «сухом» голодании с отказом от потребления жидкости; при отсутствии или недостаточности питьевой воды во время боевых действий, стихийных бедствий, аварийных ситуаций).

• Гипертермические состояния (включая лихорадку), сопровождающиеся обильным длительным потоотделением.

• Полиурия (например, при несахарном [почечном] диабете с утратой организмом большого объёма жидкости с малым содержанием осмотически активных веществ: ионов, глюкозы, азотистых соединений; при СД в связи с осмотической полиурией, сочетающейся с высокой гипергликемией).

• Длительная ИВЛ недостаточно увлажнённой газовой смесью.

• Питьё морской воды в условиях гипогидратации организма.

• Парентеральное введение растворов с повышенной осмоляльностью (например, при лечении нарушений КЩР; проведении искусственного питания у пациентов с дистрофией).

Последствия и проявления

• Снижение ОЦК.

• Повышение Ht и как следствие — вязкости крови.

• Системные расстройства кровообращения (центрального, органно-тканевого, МЦ).

• Нарушения КЩР (чаще ацидоз) в результате нарушений гемодинамики, дыхания и обмена веществ.

• Гипоксия.

Как видно, проявления гиперосмоляльной гипогидратации во много сходны (но не идентичны) с таковыми при гипоосмоляльной гипогидратации. Однако, значительная гипогидратация клеток и гибель части их при гиперосмоляльной гипогидратации приводит к более тяжелому её течению. В связи с этим при гиперосмолярной гипогидратации развиваются и некоторые другие признаки:

• Лихорадка (вследствие высвобождением пирогенов из повреждённых клеток).

• Нервно‑психические расстройства (психо‑моторное возбуждение, беспокойство, страх смерти, спутанность и потеря сознания).

• Мучительная, непреодолимая жажда вследствие вне‑ и внутриклеточной гипогидратации.

Гиперосмолярная гипогидратация развивается быстрее и протекает тяжелее у детей. Это объясняется более высокой интенсивностью выведения из их организма жидкости через почки, кожу и лёгкие в сравнении со взрослыми (при расчёте на единицу поверхности тела).



Оставьте комментарий