Особенности русских людей

Главные черты русского национального характера и загадка русской души.
О загадочной русской душе много говорят: что неведомая она, непонятная, что невозможно её разгадать. Как говорится, ни умом не понять, ни аршином общим не измерить… Хоть и каждая нация имеет свои национальные качества, характерные только лишь для неё, но у русского народа они особенные.
Какая же тайна хранится в русском характере? Говоря «русский характер», я имею в виду не национальность, а принадлежность к русской культуре. Поэтому, скажем, Гоголь, Булат Окуджава, Иосиф Дунаевский – русские, а Марина Влади, считающаяся русской по происхождению, всё-таки француженка. Вы меня поняли, да?
Что оказало влияние на формирование русского национального характера? Исторические условия, географическое положение, религия.
А.И.Солженицын считал, что главными отличительными чертами русского народа являются следующие:

• доверчивое смирение с судьбой; любимые русские святые — смиренно-кроткие молитвенники (не спутаем смирение по убежденью — и безволие); русские всегда одобряли смирных, смиренных, юродивых;
• сострадательность; готовность помогать другим, делясь своим насущным;
• «способность к самоотвержению и самопожертвованию» Тютчев тоже объяснял православными истоками;
• готовность к самоосуждению, раскаянию — и публичному; даже преувеличение своих слабостей и ошибок;
• вообще вера как главная опора характера; роль молитвы; «Русский человек не способен обходиться без сердечного общения с Богом»
Евгений Евтушенко главной чертой русского народа считал «притерпелость», от слова «терпение», т.е. чрезмерная форма терпения, об этом можно прочесть в его книге «Политика – привилегия всех». Русские народные пословицы о терпении: “Терпение – лучше спасенья”, “Терпение даст умение”, “На хотенье есть терпение”, “Век живи, век надейся”.
Русский народ терпелив и вынослив, упорен и стоек, не падающий духом от неудач и верящий в свои силы. Об этом говорят пословицы: “Терпи горе, пей мед”, “Час терпеть, а век жить”, “Терпя, в люди выходят”, “Поживи в рабах, авось, будешь и в господах”, “Бог даст день, даст и пищу”.
Отличительные черты русского характера формировались веками, впитывая в себя различные эпохи: объединение Руси, язычество и принятие христианства, монголо-татарское иго, монархия, Советская власть, распад Советского Союза. Все эти обстоятельства влияли на формирование таких основных качеств русского характера, как религиозность, доброта, свободолюбие, презрение к мещанству.
С религиозностью связано искание добра русским человеком: люби Бога больше себя, а своего ближнего возлюби, как себя самого. Духовное творчество создаёт абсолютные ценности: нравственное добро, красота, познание истины.
В душе русского человека есть огромная сила, которая называется голосом совести. Голос совести заставляет бороться за справедливость, зорко подмечать «непорядки» вокруг, несовершенство наших поступков и деяний. Взять, к примеру, того же Никиту Михалкова. Как ополчились на него люди: и барином стал, и с мигалкой ездит по Москве, и уже себя чуть ли не царём возомнил! О режиссёре ведутся страстные дискуссии в интернете и СМИ. Мыслимо ли такое где-нибудь в другой стране? Чтобы какого-нибудь режиссёра обсуждал весь народ? Чтобы вообще это кого-нибудь там у них задевало? Конечно, нет. Русский человек зорко подметил несовершенство поступков талантливого режиссёра и поднял бунт! Смысл его таков: «мы ему верили, а он…» Никита Сергеевич может гордиться таким пристальным вниманием к себе. И шапка Мономаха обязывает… соответствовать.
Вот вам первая отличительная черта русского народа: обострённое чувство справедливости, готовность отстаивать абсолютные ценности, имеющие религиозные корни.
Религиозность русского народа и поиски истины нашли яркое выражение в творчестве Достоевского, Толстого и многих других писателей 19 века. Достоевский пришёл к выводу, что все добрые свойства русского народа — в его христианском духе. «Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос»,– говорит великий классик.
Характерной чертой русского характера можно назвать презрение к мещанству. Приземлённая сосредоточенность на земных благах была не в чести у Чехова, Горького, Толстого, Достоевского. «Жить как все», иметь квартиру, машину, наряды – это не цель жизни. Поиску истинного смысла жизни посвящена вся классическая русская литература, «непогоня за внешним жизненным успехом; непогоня за богатством, довольство умеренным достатком» свойственны русскому человеку, как утверждает А.И.Солженицын. Пословицы подтверждают эту мысль:
Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Шире себя жить — не добра нажить.
«Но если цель жизни — не материальный успех, то — в чём она? В сегодняшнем заблудшем человечестве мы не слышим вразумительного ответа на этот неуклонимый вопрос, цель — затуманилась, люди всё более живут лишь бы жить, а где и: лишь бы существовать».(А.И.Солженицын)
Бердяев говорит, что русским народом «можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть».
Доброта – отличительная черта русского характера. Всем известны наше гостеприимство, отзывчивость, чуткость, сострадание. После войны бывшие немецкие военнопленные, работавшие у нас на стройках, увидели, что русские женщины относились к ним с сочувствием, иногда забирали одежду, чтобы постирать и вернуть всё вычищенным и выглаженным, хотя сами жили в чудовищной нужде.
Доброта выражена и в русской речи: в ней существуют уменьшительно ласкательные имена, например, Ваня, Ванечка, Ванюша, суффиксы ечк, очк, оньк, еньк – сыночек, маленький – придают нежность и ласку словам.

Главные черты русского национального характера и загадка русской души

Многочисленные русские пословицы о доброте: “Доброму бог помогает”, “С добрым жить хорошо”, “Делать добро спеши”, “Доброе дело и в воде не тает”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Добро век не забудется”, “Тому тяжело, кто помнит зло”. К доброму человеку справедливо относится судьба: “Злому – смерть, а доброму – воскресение”.
Доброта русского характера выражается в отсутствии злопамятности, жалостливости, готовности прийти на помощь.
Русский характер обладает неограниченными возможностями и такими свойствами, которых нет ни у одного народа. Вот почему говорят о загадочной русской душе.
А.И.Солженицын считает, что русскому народу присущи также:
• открытость, прямодушие;
• естественная непринуждённость, простота в поведении (и вплоть до изрядной простоватости);
• несуетность;
• юмор, в большой доле; многогранно и выразительно сверкают им русские пословицы;
• великодушие; «русские — люди непрочной ненависти, не умеют долго ненавидеть» (Достоевский);
• уживчивость; лёгкость человеческих отношений; «чужие в минутную встречу могут почувствовать себя близкими» (Г. Федотов);
• отзывчивость, способность всё «понять»; размах способностей, в самом широком диапазоне; «широкий, всеоткрытый ум» (Достоевский);
• широта характера, размах решений: Чем с плачем жить, так с песнями умереть.

Теперь об отрицательных качествах. А Чехов отметил так («На пути»): «Природа вложила в русского человека необыкновенную способность веровать, испытующий ум и дар мыслительства, но всё это разбивается в прах о беспечность, лень и мечтательное легкомыслие».

«Отсюда проистекла наша нынешняя губительно малая способность к объединению сил, к самоорганизации, что более всего вредит нам сегодня. «Русские не способны делать дела через самозарождённую организованность. Мы из тех народов, которым нужен непременно вожак. При удачном вожаке русские могут быть очень сильны… Трудно служить России в одиночку, а скопом мы не умеем» (В. В. Шульгин).
И на то есть пословица: Сноп без перевясла — солома.
Так создаётся беспомощность и покорность судьбе, превосходящая все границы, — вызывающая изумление и презрение всего мира. Не разобравшись в сложной духовной структуре, — из чего это проистекло, как жило, живёт и к чему ещё нас выведет, — бранят нас извечными рабами, это сегодня модно, повсемирно». (А.И.Солженицын)

Русскому народу свойственно философствовать. Русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского характера – о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божье. Щапов, увлеченный естественными науками в соответствии со своей эпохой, особенно подчеркивал, что нашему народному мышлению свойственно реальное, а не гуманистическое направление[23]. Если у нас не развились естественные науки, то вследствие возражений православных. Но все же, по мнению Щапова, в силу реалистического склада русского народа в прошлом, у нас преобладало прикладное, механическое естествознание. У русского человека действительно есть реалистическая складка, есть большие способности к техническим изобретениям, но это вполне соединимо с его духовными исканиями и с любовью философствовать о жизни. Но мнение Щапова, во всяком случае, очень одностороннее. Отчасти оно связано с тем, что в России классическое образование, в отличие от Запада, стало реакционной силой. Сам Щапов был чужд философии. Судьба философии в России мучительна и трагична. Философия постоянно подвергалась гонению, она была на подозрении. Она нашла себе приют, главным образом, в духовных академиях. Голубинский, Кудрявцев, Юркевич с достоинством представляли философию. Но в русском православии произошел перерыв единственной возможной философской традиции. Дошло даже до такого курьеза, что одно время рационалиста и просветителя Вольфа считали наиболее подходящим для православной философии. Поразительно, что философия была под подозрением и подвергалась гонению сначала справа, от русского обскурантизма, а потом и слева, где ее заподозревали в спиритуализме и идеализме, считавшихся реакционными. Шеллингианец Шадо был выслан из России. В николаевскую эпоху одно время профессором философии был назначен невежественный генерал. Обскуранты резко нападали на философский идеализм. В конце концов, в 1850 г. министр народного просвещения, кн. Ширинский-Шихматов, совсем запретил преподавание философии в университетах. Курьезно, что он считал более безопасными естественные науки. Нигилисты 60-х годов с другого конца нападали на философию, видели в ней метафизику, отводящую от реального дела и от долга служения народу. В советский период коммунисты воздвигли гонение на всякую философию, кроме диалектического материализма. Между тем как тема русского нигилизма и русского коммунизма есть также философская тема. Очень важно отметить, что русское мышление имеет склонность к тоталитарным учениям и тоталитарным миросозерцаниям. Только такого рода учения и имели у нас успех. В этом сказывался религиозный склад русского народа. Русская интеллигенция всегда стремилась выработать в себе тоталитарное, целостное миросозерцание, в котором правда-истина будет соединена с правдой-справедливостью. Через тоталитарное мышление она искала совершенной жизни, а не только совершенных произведений философии, науки, искусства. По этому тоталитарному характеру можно даже определить принадлежность к интеллигенции. Многие замечательные ученые-специалисты, как, например, Лобачевский или Менделеев, не могут быть в точном смысле причислены к интеллигенции, как и, наоборот, многие, ничем не ознаменовавшие себя в интеллектуальном труде, к интеллигенции принадлежат. В XVIII в. и в начале XIX в. у нас настоящей философии не было, она находилась в младенческом состоянии[24]. И еще долго у нас по-настоящему не возникнет философской культуры, а будут лишь одинокие мыслители. Мы увидим, что наша философия будет прежде всего философией истории, именно историософическая тема придает ей тоталитарный характер. Настоящее пробуждение философской мысли произошло у нас под влиянием немецкой философии.

Германский идеализм, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель имели определяющее значение для русской мысли. Русская творческая мысль начала раскрываться в атмосфере германского идеализма и романтизма. Поразительна двойственность немецкого влияния в России. В русской государственности проникновение немцев было вредным и фатальным. Но влияние немецкой философии и немецкой духовной культуры было в высшей степени плодотворным. Первыми философами у нас были шеллингианцы, увлеченные натурфилософией и эстетикой. Шеллингианцами были М. Г. Павлов, И. Давыдов, Галич, Велланский. Наиболее интересен и наиболее типичен для русского романтизма был кн. В. Ф. Одоевский[25]. Русские ездили слушать Шеллинга. Шеллинг очень любил русских и верил в русский мессианизм. Интересно, что о Сен-Мартене и Портедже Шеллинг узнал от Одоевского. Шеллинг хорошо знал Чаадаева и высоко его ценил. С Фр. Баадером, очень родственным русской мысли, встречался Шевырев и пропагандировал его в России. В 1823 г. в России возникло Общество любомудрия, которое было первым опытом философского общения. После декабрьского восстания Общество было закрыто. Для любомудров философия была выше религии. Одоевский популяризовал идеи любомудров в беллетристике. Любомудру дорога была не политическая, а духовная свобода. А. Кошелев и И. Киреевский, впоследствии славянофилы, были любомудрами. Шеллингианство не было у нас творческим движением мысли. Самостоятельная философия еще не народилась. Более плодотворно было у нас влияние Шеллинга на религиозную философию начала XX в. Творческое претворение шеллингианства и еще более гегелианства было не у шеллингианцев в собственном смысле, а у славянофилов. В 30-х годах у нас возникло тоже увлечение социальным мистицизмом, но это уже не под влиянием немцев, а французов, главным образом Ламенэ. Весь XIX век будет проникнут стремлением к свободе и социальной правде. В русской философской мысли будут преобладать мотивы религиозные, моральные и социальные.

Есть два преобладающих мифа, которые могут стать динамическими в жизни народов – миф о происхождении и миф о конце. У русских преобладает второй миф – миф эсхатологический. Так можно было определить русскую тему XIX в.: бурное стремление к прогрессу, к революции, к последним результатам мировой цивилизации, к социализму и вместе с тем глубокое и острое сознание пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех результатов мирового прогресса, революции, цивилизации и пр. Закончу это историческое введение словами св. Александра Невского, которые можно считать характерными для России и русского народа: "Не в силе Бог, а в правде". Трагедия русского народа в том, что русская власть не была верна этим словам.

Глава II

Проблема философии истории. Россия и Европа. Славянофилы и западники. Вопрос о судьбе России. Сороковые годы. Чаадаев. Печерин. Славянофилы. Киреевский. Аксаков. Хомяков. Письмо Фр. Баадера. Западники. Идеалисты сороковых годов. Грановский. Белинский. Герцен. Дальнейшее развитие славянофильства. Данилевский. Леонтьев. Достоевский.

1

Русская самобытная мысль пробудилась на проблеме историософической. Она глубоко задумалась над тем, что замыслил Творец о России, что есть Россия и какова ее судьба. Русским людям давно уже было свойственно чувство, скорее чувство, чем сознание, что Россия имеет особенную судьбу, что русский народ – народ особенный. Мессианизм почти так же характерен для русского народа, как и для народа еврейского. Может ли Россия пойти своим особым путем, не повторяя всех этапов европейской истории? Весь XIX в. и даже XX в. будут у нас споры о том, каковы пути России, могут ли они быть просто воспроизведением путей Западной Европы. И наша историософическая мысль будет протекать в атмосфере глубокого пессимизма в отношении к прошлому и особенно настоящему России и оптимистической веры и надежды в отношении к будущему. Такова была философия истории Чаадаева. Она была изложена в знаменитом философском письме к Ек. Дм. Панковой в 1829 г., напечатанном в "Телескопе". Это было пробуждением самостоятельной, оригинальной русской мысли. Известны результаты этого пробуждения. Правительство Николая I ответило на эти пробуждения мысли объявлением Чаадаева сумасшедшим. К нему каждую неделю ездил доктор. Ему запрещено было писать, он принужден был умолкнуть. Он потом написал "Апологию сумасшедшего", очень замечательное произведение. Для истории русской мысли, для ее нерегулярности характерно, что первый русский философ истории Чаадаев был лейб-гусарский офицер, а первый оригинальный богослов Хомяков был конно-гвардейский офицер. Пушкин писал о Чаадаеве: "Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, у нас он офицер гусарский". И еще о нем: "Всегда мудрец, а иногда мечтатель, и ветреной толпы бесстрастный наблюдатель". Герцен характеризовал письмо Чаадаева, "как выстрел, раздавшийся в темную ночь". Вся наша философия истории будет ответом на вопросы в письме Чаадаева. Гершензон характеризовал Чаадаева, как "декабриста, ставшего мистиком" [26].

Главные черты русского национального характера и загадка русской души

Особенно интересовала Чаадаева не личность, а общество. Он настаивает на историчности христианства. Он повторял слова молитвы "Adveniat Regnum Tuum". Он ищет Царства Божьего на земле. Он передаст эту тему Вл. Соловьеву, на которого имел несомненное влияние.

Пред.ОглавлениеСлед.

План

I. Галерея образов истинных русских характеров.

II. Иван Денисович в славной когорте лучших образов русской литературы.

1. Жители «архипелага ГУЛага».

2. Цельность характера Ивана Денисовича.

3. Подневольный труд – духовный выход на волю.

4. Суровая правда жизни.

III. Сильные духом.

Каждый народ, как и отдельно взятый человек, обладает своим характером. Русский национальный характер сформировался в процессе мирного труда землепашца, освоения новых земель исследователем, защиты своего Отечества воином.

В галерею образов истинных русских характеров мы можем отнести Евгения Онегина из одноименного романа А. С. Пушкина, Печорина из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Андрея Болконского и Пьера Безухова из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, Григория Мелехова из романа «Тихий Дон» А. Шолохова… Этот список не имеет конца, как не имеет своего конца всеобъемлющая, духовно богатая своими темами и образами русская литература, и по сей день вдохновляющая человечество на подвиг созидания.

Все эти герои, такие разные, обладают единственным общим свойством характера: своеобразным стержнем, цельностью своей личности, непокорной и несломленной.

Можно ли отнести главного героя повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» к славной когорте лучших образов русской литературы? Несомненно, да.

Сначала нам кажется, что главный герой повести – простой русский человек, ничем не примечательный. В лагере, где он находится, таких «зэков» много. Эти люди не совершили ничего предосудительного: баптисты пострадали за свою веру, а большое количество находящихся в зоне – бывшие пленные, отбывают срок как предатели, хотя их вина лишь в том, что они в огне войны остались живы и попали в руки к неприятелю. Многие из них после освобождения из фашистских концлагерей попали в «архипелаг ГУЛаг».

Иван Денисович на первый взгляд такой же обыкновенный лагерник, которому даже следователь, ведущий дело бывшего пленного об измене Родине, не смог придумать, на какую разведку работал его подследственный… И вот уже 8 лет Иван Денисович мыкается по лагерям, терпит все страдания, однако сохраняет внутреннее достоинство. На фоне тягучей трясины лагерной жизни мы видим, что цельность характера Ивана Денисовича не рушится: он не унижается из-за пайки или сигареты, не доносит на товарищей, чтобы облегчить свою участь в лагере. Иван Денисович – порядочный человек: даже тогда, когда болен, чувствует себя виновато, «совестливо, будто зарясь на чужое». «Во что… Николай Семеныч… я вроде это… болен…», – говорит он в санчасти.

Кроме этого, яркий, надежный характер героя проявляется и в работе. Иван Денисович владеет разными профессиональными навыками: он и плотник, и печник, и каменщик… Азарт работы как истинно русского человека захватывает Ивана Денисовича.

Характерные черты русского национального характера

Для него подневольный труд становится духовным выходом на волю, спасением от одиночества и страданий, работа дает удовлетворение и позитивные эмоции, так необходимые любому «зэку».

Суровая правда жизни, от которой содрогается все естество свободного человека, подана через восприятие главного героя. По-будничному просто звучит каждая строка повествования о лагерной жизни, а контраст размеренности рассказа и трагических сцен приводит читателя к страшному потрясению чудовищностью тоталитарной системы, которая ломала, но так и не сломала русского человека. Душу нельзя лишить свободы, сделать ее пленницей.

Через страдания к очищению и праведному пути идут в герои русских писателей всех времен. После Аустерлица Андрей Болконский понимает и принимает простой и необъятный мир, как это спокойное голубое небо. Находит свою жизненную правду у ворот родного дома рядом с сыном Григорий Мелехов. Притягательным стало умиротворение дома Турбиных для всех его обитателей.

Находит и свое нравственное величие, духовную свободу «не по лжи» Иван Денисович.

Никакие эпохальные трагедии не могут поработить сильных духом людей, выстоявших в тяжелых условиях. Именно такие, как Иван Денисович, не сломались и не дали сгинуть Отечеству. Они же и дают надежду, что рудименты тоталитаризма исчезнут навсегда из истории России.

Оставьте комментарий