Особенности цивилизации древнего египта


Цивилизация Древнего Египта

Становление цивилизации на берегах Нила.

Египет — страна с древней, удивительной культурой, полной тайн и загадок, многие из которых еще не разрешены. Ее история насчитывает несколько тысяч лет. Историки утверждают, что Египетская цивилизация не имела ни "детства", ни "юности". Одна из гипотез о происхождении Египетской цивилизации утверждает, что у истоков Египетской цивилизации стояли некие таинственные переселенцы, другая гипотеза гласит, что основателями были потомки атлантов.

Два столетия назад мир почти ничего не знал о Древнем Египте. Вторая жизнь его культуры — заслуга ученых.

Впервые образованные круги западной Европы получили возможность более или менее широко ознакомиться с культурой древнего Египта благодаря военной экспедиции Наполеона Бонапарта в Египте в 1798 г., в состав которой вошли и различные ученые, в частности археологи. После этой экспедиции был издан ценнейший труд, посвященный "Описанию Египта", который состоял из 24 томов текста и 24 томов таблиц, воспроизводящих рисунки развалин древнеегипетских храмов, копии надписей и многочисленные древности.

Пирамиды

Сфинкс

Цивилизация Междуречья

Природные особенности, их влияние на хозяйствование египтян.

Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации. В нильской долине египтяне собирали по два урожая в год, причем урожай был очень, обильным — до 100 ц с одного гектара. Однако эта долина составляла 3,5 % территории Египта, на которой проживало 99,5 % населения.

Культура развивалась изолированно, характерной ее чертой была традиционность. Зарождение египетской цивилизации восходит к III тысячелетию до н.э.: именно тогда фараон Мина объединяет разрозненные области — номы. Голова фараона увенчивается двойной диадемой — символом единства Юга Египта и области Дельты.

Особенности политической системы Египта. Обожествление фараона, особая роль жречества.

"Тайна власти, тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана, — писал Н.А. Бердяев. — Почему огромное количество людей, на стороне, которых есть преобладание физической силы, согласны подчиняться одному человеку или небольшой кучке людей, если они — носители власти?" ("Царство духа и царство Кесаря". В книге "Судьба России". — М., 1990, стр. 267).

Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие "Дом фараона" — (ном) совпало с понятием государства.

Религия в древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона — он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Египтяне признавали присутствие божественного начала "во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе". Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам — скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные верования египтян. Мифы о сотворении вселенной. Культ солнца. Формирование египетского пантеона божеств, олицетворяющих природные явления, абстрактные понятия и жизнь. Антропоморфный характер египетских богов. Культ священных животных.

Заупокойный культ. Культ мертвых. Представления египтян о нескольких ипостасях души человека и необходимости сохранения тела как вместилища души. Мумификация. Формирование понятий о загробном мире и посмертном суде Осириса. «Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов». Влияние религии на жизнь древнеегипетского общества.

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали "ненормальностью". Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

Египетская мифология как основа египетского «искусства для вечности». Определяющее влияние заупокойного культа в художественной культуре Египта. Пирамиды Древнего царства, заупокойные храмы эпохи Среднего и Нового царства.

Важнейшей чертой древнеегипетской цивилизации было возведение пирамид. В III — II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Это шедевры древнеегипетского строительного искусства. Усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ.

Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ. Пирамиды потрясают воображение человека своими размерами, геометрической точностью.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное кол-во людей — сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь — около 55 тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2 — 3 тонны.

Скульптура и живопись, их сакральная роль.

Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу — созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства.

Перед заупокойными храмами ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Самый большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н.э. — он до сих пор стережет пирамиду Хефрена (одно из 7 чудес света).

Другими замечательными и широко известными сейчас во всем мире памятниками древнеегипетского искусства являются статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенсусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его 29 юными женами в саду, выполненный на крышке ларца. Тутанхамон скончался молодым. Его гробница случайно обнаружена в 1922 году, хотя хитро замаскирована в скале.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. до н.э.) является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV — Нефертити (др.-егип. – «красавица грядет») — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

Следует отметить влияние древнеегипетской цивилизации на страны Средиземноморья. Цивилизация Египта внесла огромный вклад в мировую культуру.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 374;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Древнеегипетская цивилизация возникла в регионе дельты Нила. За историю Древнего Египта сменилось 30 династий правителей. 32 г. до н. э. считается рубежом существования древнеегипетской цивилизации. Окруженность Египта горами предопределила замкнутый характер возникшей здесь цивилизации, которая носила земледельческий характер. Сельскохозяйственный труд, благодаря благоприятным климатическим условиям, не требовал больших физических затрат, древние египтяне собирали урожай два раза в год. Обрабатывали глину, камень, дерево и металлы. Орудия земледелия изготовляли из обожженной глины. Кроме того, использовались еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие сосуды вытачивали иногда из горного хрусталя. Восприятие и измерение времени в Древнем Египте обуславливалось ритмом разлива Нила. Каждый новый год расценивался египтянами как повторение прошлого и определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым для сбора урожая. Они изображали слово “год” (“ренпет”) в виде молодого ростка с почкой. Годовой цикл делился на три сезона по 4 месяца каждый: разлив Нила (ахет – “разлив, половодье”), после которого наступал сезон сева (перет – “выхождение” земли из-под вод и прорастание всходов), а за ним сезон сбора урожая (шему – “засуха”, “сухость”), т.е. спад Нила. Месяцы не имели названий, а нумеровались. Каждый четвертый год был високосным, каждый пятый день декады был выходным. Счет времени велся жрецами. Высокий уровень жизни и благополучие древних египтян подтверждаются фактом наличия у них двух обычаев, не характерных для других древних цивилизаций: оставлять в живых всех стариков и всех новорожденных младенцев. Основной одеждой египтян была набедренная повязка. Сандалии они носили очень редко, а главным средством демонстрации социального положения было количество украшений (ожерелий, браслетов). Древнеегипетское государство имело черты централизованной деспотии. Фараон являлся персонификацией государства: в его руках объединялась административная, судебная и военная власть. Древние египтяне считали, что бог Ра (бог солнца в египетской мифологии) заботится об их благосостоянии и посылает на землю своего сына – фараона. Каждый фараон расценивался как сын бога Ра. В задачи фараона входило выполнение сакральных, культовых обрядов в храмах, для того, чтобы страна была благополучной. Повседневная жизнь фараона строго регламентировалась, поскольку он был верховным жрецом всех богов. Говоря современным языком, фараоны были профессиональными государственными деятелями, имевшими необходимые знания и опыт. Их власть была неограниченной, но не безграничной. А так как власть наследовалась у египтян по материнской линии, старший сын фараона и его старшая дочь должны были вступать в кровосмесительный брак. Древнеегипетское государство делилось на определенные географические единицы – номы, которыми управляли всецело подчиненные фараону номархи. Особенностью политической системы Древнего Египта являлось то, что, во-первых, центральные и местные органы власти были в руках одного и того же социального слоя – номовой знати, а во-вторых, административные функции, как правило, сочетались со жреческими, то есть храмовое хозяйство содержало и часть чиновников госаппарата. В целом, для системы управления древнеегипетским государством была характерна нерасчлененность экономических и политических функций, неразделенность законодательной и исполнительной власти, военной и гражданской, религиозной и светской, административной и судебной. В Древнем Египте уже с додинастических времен существовала эффективная система внутренней и обменной торговли. Особенно большое распространение внутренняя торговля получает во 2 тыс.

ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

до н.э., когда в египетском лексиконе впервые появляется слово “торговец”. Слитки серебра постепенно вытесняют зерно в качестве мерила рыночных ценностей. В Древнем Египте не золото, а серебро выполняло функцию денег, поскольку золото было символом божественности, обеспечивающим телу фараона вечную загробную жизнь Системным признаком организации древнеегипетского общества было владение профессией. Основные должности – воина, ремесленника, жреца, чиновника – наследовались, но можно было и “вступить в должность” или быть “назначенным на должность”. Социальным регулятором служили здесь ежегодные смотры трудового населения, во время которых люди получали своеобразный годичный “наряд” на работу в соответствии со своей профессией. Основная масса трудоспособных египтян использовалась в земледелии, остальные были заняты в ремесле или сфере обслуживания. Наиболее сильные юноши отбирались во время смотров в армию. Из числа отбывающих трудовую повинность простых египтян формировались отряды, работавшие на постройке дворцов и пирамид, храмов и усыпальниц. В большом объеме неквалифицированный труд использовался при сооружении ирригационных систем, в гребном флоте, при транспортировке тяжестей. Строительство таких колоссальных монументов, как пирамиды, способствовало формированию новой структуры организации людей, при которой управляемый государством труд мог быть направлен на выполнение общественных работ.



Культура Древнего Египта.

Восточный тип культуры.

Тема. Культура Древнего Востока.

  1. Восточный тип культуры.
  2. Культура Древнего Египта.

В 4 тысячелетии до нашей эры на Востоке появляются первые в истории человечества государства между реками Тигр и Евфрат и в долине реки Нил. Были заложены основы вавилонской и египетской цивилизаций. В 3-2 тысячелетиях в долине реки Инд появляется индийская цивилизация, в долине реки Хунхе – китайская, в Малой и Передней Азии складывается цивилизация хеттов и финикийцев, в Палестине – древнееврейская.

Специфика восточного типа культура по отношению к

А.первобытной культуре:

-отделение ремесла от сельского хозяйства,

— социальные слои, отличающиеся по профессиональным видам деятельности и материальному положению,

— наличие письменности, государственности, гражданского общества, городского быта.

Б. от других культур:

Деспотическая централизованная власть,

Сакрализация власти

Государственная собственность

Строгая иерархичность общества

Коллективизм, общинная психология

Патриархальное рабство, другие формы зависимости

Культ предков, традиционализм, консерватизм

Слияние человека и природы

Религиозные верования интровертного характера (устремленность к внутреннему миру человека), поиск высшей истины путем личного просветления

Идея успокоения, гармонии как лейтмотив восточной культуры

Необязательность веры в конкретных богов, так как выше бога может быть Мировой закон, Дао, Брахман и пр.

Религия и философия неразделены

Идея цикличности, повторения, замкнутости (для европейской культуры – развитие, прогресс)

Вечный мир закона реализуует себя после смерти через возрождение души, характер которого определяется образом жизни

Идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта

Мистический эзотерический характер разума: человек не живет в мире, а переживает (воспринимает чувствами) мир. Суть не логика (европейская рациональность), а чувства.

Основой культуры являлось архаическое мировоззрение: отрицание личности в современном понимании, следствием которого являлось жесткость и жестокость к человеку, особенно к чужакам; ориентир на миф, ритуал, подчиненность природному циклу.

Значение.

3) Цивилизация Древнего Египта

Культура оказала огромное влияние на античную, европейскую и мировую культуру, сделала множество открытий, которые легли в основу научного знания и технического прогресса.

Египет — древнейшее государство, которое просуществовало около четырех тысяч лет почти без изменений. Его систематическое изучение началось с 19 века. В 1822 году французскому ученому Франсуа Шампильону удалось расшифровать египетские иероглифы. В результате стали доступны для изучения настенные надписи, рукописи (папирусы) различного содержания. Основные черты древнеегипетской цивилизации:

— раннее зарождение классовых отношений и государственности;

-изолированное географическое положение страны, обусловившее отсутствие культурного заимствования;

-культ «Царства мертвых»

— обожествление власти правителя, распространявшаяся на подданных и после смерти фараона;

— восточная деспотия, иерархичность власти;

— связь искусства с религиозным культом.

Древний Египет – древнейшая цивилизация, один из первых очагов человеческой культуры, возник в Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил. Слово «Египет» (греч. Айгюптос) означает «Черная земля», плодородная (сравните: чернозем), в отличие от пустыни — «Красная земля». Геродот называл Египет «Даром Нила». Нил был основой хозяйства.

Традиционная периодизация:

-додинастический период 5-4 тыс. до н.э.

-Раннее царство 3000-2300 лет до н.э.

-первый распад Египта 2250-2050 лет до н.э.

-Среднее царство 2050 – 2700 лет до н.э.

-второй распад Египта 1700-1580 лет до н.э.

-Новое царство 1580-1070 лет до н.э.

-Поздний период 1070-332 гг. до н.э.

— Греко-римский период 332 г. до н.э. – 395 г. н.э.

Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Цивилизация Древнего Египта

Становление цивилизации на берегах Нила.

Египет — страна с древней, удивительной культурой, полной тайн и загадок, многие из которых еще не разрешены. Ее история насчитывает несколько тысяч лет. Историки утверждают, что Египетская цивилизация не имела ни "детства", ни "юности". Одна из гипотез о происхождении Египетской цивилизации утверждает, что у истоков Египетской цивилизации стояли некие таинственные переселенцы, другая гипотеза гласит, что основателями были потомки атлантов.

Два столетия назад мир почти ничего не знал о Древнем Египте. Вторая жизнь его культуры — заслуга ученых.

Впервые образованные круги западной Европы получили возможность более или менее широко ознакомиться с культурой древнего Египта благодаря военной экспедиции Наполеона Бонапарта в Египте в 1798 г., в состав которой вошли и различные ученые, в частности археологи. После этой экспедиции был издан ценнейший труд, посвященный "Описанию Египта", который состоял из 24 томов текста и 24 томов таблиц, воспроизводящих рисунки развалин древнеегипетских храмов, копии надписей и многочисленные древности.

Пирамиды

Сфинкс

Цивилизация Междуречья

Природные особенности, их влияние на хозяйствование египтян.

Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации. В нильской долине египтяне собирали по два урожая в год, причем урожай был очень, обильным — до 100 ц с одного гектара. Однако эта долина составляла 3,5 % территории Египта, на которой проживало 99,5 % населения.

Культура развивалась изолированно, характерной ее чертой была традиционность. Зарождение египетской цивилизации восходит к III тысячелетию до н.э.: именно тогда фараон Мина объединяет разрозненные области — номы. Голова фараона увенчивается двойной диадемой — символом единства Юга Египта и области Дельты.

Особенности политической системы Египта. Обожествление фараона, особая роль жречества.

"Тайна власти, тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана, — писал Н.А. Бердяев. — Почему огромное количество людей, на стороне, которых есть преобладание физической силы, согласны подчиняться одному человеку или небольшой кучке людей, если они — носители власти?" ("Царство духа и царство Кесаря". В книге "Судьба России". — М., 1990, стр. 267).

Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие "Дом фараона" — (ном) совпало с понятием государства.

Религия в древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона — он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Египтяне признавали присутствие божественного начала "во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе". Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам — скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные верования египтян. Мифы о сотворении вселенной. Культ солнца. Формирование египетского пантеона божеств, олицетворяющих природные явления, абстрактные понятия и жизнь. Антропоморфный характер египетских богов. Культ священных животных.

Заупокойный культ. Культ мертвых. Представления египтян о нескольких ипостасях души человека и необходимости сохранения тела как вместилища души. Мумификация. Формирование понятий о загробном мире и посмертном суде Осириса. «Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов». Влияние религии на жизнь древнеегипетского общества.

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали "ненормальностью". Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

Египетская мифология как основа египетского «искусства для вечности». Определяющее влияние заупокойного культа в художественной культуре Египта. Пирамиды Древнего царства, заупокойные храмы эпохи Среднего и Нового царства.

Важнейшей чертой древнеегипетской цивилизации было возведение пирамид. В III — II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Это шедевры древнеегипетского строительного искусства.

Особенности Древнего Египта

Усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ.

Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ. Пирамиды потрясают воображение человека своими размерами, геометрической точностью.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное кол-во людей — сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь — около 55 тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2 — 3 тонны.

Скульптура и живопись, их сакральная роль.

Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу — созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства.

Перед заупокойными храмами ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Самый большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н.э. — он до сих пор стережет пирамиду Хефрена (одно из 7 чудес света).

Другими замечательными и широко известными сейчас во всем мире памятниками древнеегипетского искусства являются статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенсусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его 29 юными женами в саду, выполненный на крышке ларца. Тутанхамон скончался молодым. Его гробница случайно обнаружена в 1922 году, хотя хитро замаскирована в скале.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. до н.э.) является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV — Нефертити (др.-егип. – «красавица грядет») — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

Следует отметить влияние древнеегипетской цивилизации на страны Средиземноморья. Цивилизация Египта внесла огромный вклад в мировую культуру.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 373;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Одна из древнейших мировых цивилизаций, цивилизация Египта зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине одной из самых протяженных рек мира — Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах — города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну Та Кеме — Черная Земля: по цвету местной почвы. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (конец IV — большая часть III тысячелетия до нашей эры), Среднего (до XVI столетия до нашей эры), Нового (до конца XI века до нашей эры) царств, поздний (X-IV столетия), а также персидский (525-332 годы до нашей эры — под властью персов) и эллинистический (IV-I столетия до нашей эры, в составе государства Птолемеев). С 30 года до нашей эры по 395 год нашей эры Египет был провинцией и житницей Рима, после раздела Римской империи до 639 года — провинция Византии. Арабское завоевание 639-642 годов привело в Египте к смене этнического состава населения, языка и религии.


Древний Египет

По словам Геродота, Египет — дар Нила, ибо Нил был и является источником неиссякаемого плодородия, основой хозяйственной деятельности населения, так как почти вся территория Египта лежит в зоне тропических пустынь. Рельеф большей части страны — плато с преобладающими высотами до 1000 метров в пределах Ливийской, Аравийской и Нубийской пустынь. В Древнем Египте и соседних с ним областях имелось почти все необходимое для существования и жизнедеятельности человека. Территория Египта в древности представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшуюся вдоль нильских берегов. Поля Египта ежегодно во время половодья покрывались водой, которая приносила с собой плодородный ил, обогащавший почву. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями, богатыми песчаником, известняком, гранитом, базальтом, диоритом и алебастром, которые представляли собой прекрасный строительный материал. К югу от Египта, в Нубии, были обнаружены богатые золотые месторождения. В самом Египте металлов не было, поэтому они добывались в прилегающих к нему областях: на Синайском полуострове – медь, в пустыне между Нилом и Красным морем – золото, на побережье Красного моря – свинец.

Признаки цивилизации Древнего Египта

Египет занимал выгодное географическое положение: Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией.

Нил представлял собой важнейшую судоходную нить, связывавшую Верхний и Нижний Египет с Нубией (Эфиопией). В столь благоприятных условиях на этой территории уже в V-IV тысячелетии до нашей эры началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов — крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Само слово, обозначавшее область — ном, писалось в древнеегипетском языке иероглифом, изображавшим землю, разделенную оросительной сетью на участки правильной формы. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в IV тысячелетии до нашей эры, оставалась основой административного деления Египта до самого конца его существования.

Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства. В конце IV — начале III тысячелетия до нашей эры начался процесс объединения отдельных номов. Узкая долина реки — от первых нильских порогов до дельты — и область самой дельты были освоены неодинаково. Это различие на протяжении всей египетской истории сохранялось в делении страны на Верхний и Нижний Египет и отражалось даже в титулатуре фараонов, которые именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта». Двуединой была и древнеегипетская корона: фараоны носили белый верхнеегипетский и красный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга. Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону I-й династии Мин. Геродот рассказывает о том, что он основал Мемфис и был его первым правителем.

С этого времени в Египте начинается эпоха так называемого Раннего царства, которое охватывает период правления I и II династий. Сведения об этой эпохе очень скудны. Известно, что уже в то время в Египте существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Надписи на дошедших до нас печатях свидетельствуют о существовании развитой системы государственных должностей и званий.

История древних цивилизаций →

Египетское государство →

Понятие свойства ценностная природа культуры Структура культуры

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05

Экзаменационные вопросы к зачёту (экзамену) (Заочное)

  1. Предмет, цели, задачи культурологии.
  2.  Понятие, свойства, ценностная природа культуры
  3.  Структура культуры.
  4.  Основные функции культуры.
  5.  Культурогенез основные подходы и понятия.
  6.  Субъекты и институты культуры.
  7.  Типология культур.
  8.  Теоретические концепции возникновения и развития культуры.
  9.   Языки культуры формы, классификация.
  10.   Соотношение понятий культура и цивилизация.
  11.   Культура и религия.
  12.   Культура первобытного общества.
  13.   Социокультурные характеристики древнеегипетского общества.
  14.   Основные принципы культуры древней Индии. Индуизм.
  15.   Буддизм как религиозно-философское мировоззрение.
  16.   Даосизм: теория и практика.
  17.   Роль конфуцианства в культуре Китая.
  18.   Особенности миропонимания человека в культуре Древней Греции.
  19.   Специфика социокультурного развития Древнего Рима. Греция и Рим: общее и особенное.
  20.   Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам.
  21.   Человек в культуре европейского Средневековья. Христианство как феномен культуры.
  22.   Романский стиль и готика в средневековой Европе.
  23.   Возрождение: общая характеристика. Принципы гуманизма и антропоцентризма: сущность и значение для европейской культуры.
  24.   Реформация в культуре Европы.
  25.  Идея прогресса и её роль в европейской культуре Просвещения.
  26.   Классицизм, барокко, сентиментализм, рококо: общая характеристика стилей.
  27.   Основные идеи и тенденции развития культуры Европы 19 в. (позитивизм, коммунизм, иррационализм, европоцентризм, сциентизм).
  28.  Романтизм в европейской культуре.
  29.   Реализм, натурализм, импрессионизм, модерн как социокультурные проекты, их отражение в искусстве.
  30.   Постмодернизм в европейской культуре 20 в.
  31.   Культура Киевской Руси 9-13 вв. (условия формирования славянского этноса, государства, Крещение Руси как переломный момент её истории).
  32.   Культура Московской Руси 14-17 вв. (православие в истории отечественной культуры, идеологическое значение концепции «Москва третий Рим», проблема Раскола в социодинамике русской культуры).
  33.   Историко-культурный смысл Петровских реформ, особенности российского Просвещения.
  34.   Отечественные мыслители 19 в. в поисках «русской идеи» (А. Герцен, П.

    Назовите особенности цивилизации Древнего Египта.

    Чаадаев, Н. Бердяев, «славянофилы» и «западники»).

  35.   «Серебряный век» русской культуры.
  36.   Особенности социалистической культуры.
  37.   Проблемы развития российской культуры в постсоветский период.
  38.   «Восток-Запад» проблема диалога.

39. Глобализация культурно-исторических процессов в 20 в.

Оставьте комментарий