Основные направления преобразований петра 1


Содержание

Преобразования Петра 1 в России

Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.

Каковы же были предпосылки петровских реформ?

1. Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости русского народа.

2. Промышленность развивалась, но она по своей структуре была крепостнической, и по объему и по техническому оснащению особенно, значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

3. Сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостного крестьянина,

4. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных.

5. Сложный государственный аппарат.

6. Отставала Россия и в области духовной культуры.

Сразу же по вступлению на престол Петр I приступил к реформам, преследуя единственную цель: создание мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем. Реализация его идеи предполагала решение двух основных проблем, с одной стороны — развитие рыночных отношений, предпринимательства, повышение общеобразовательного уровня людей, а с другой — ставка делалась на госаппарат, что и привело в дальнейшем к тотальному огосударствлению общества.

Однако было бы значительным упрощением представлять усилия Петра I по реформированию России как последовательное выполнение какого-то заранее задуманного плана. Чаще всего они носили спорадический характер в виде реакций на те или иные складывающиеся обстоятельства. Важнейшими и непосредственными стимулами реформаторской деятельности Петра I была необходимость победы в Северной войне (1700—1721), и как следствие, необходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы управления, развитой экономики и т. д.

Военная реформа

Как известно, Северная война началась неудачно для России. В ноябре 1700 г. русская армия потерпела крупное поражение под Нарвой. С этого времени началась бурная деятельность по созданию нового типа армии — регулярной. Армия начала комплектоваться путем рекрутских наборов: с определенного числа крестьянских дворов брался один рекрут, который обязан был в качестве рядового нести службу, пока позволяло здоровье. Позже Срок службы был ограничен 25 годами. Офицерский состав комплектовался из дворян. Все дворяне обязаны были находиться на военной или гражданской службе. Содержание солдат и офицеров государство полностью взяло на себя. Таким образом армия стала профессиональной: воинская служба была теперь единственным занятием для солдат и офицеров.

Реформа государственного аппарата

Для победы в войне со Швецией необходимо было реформировать не только армию, но и огромную, неповоротливую государственную машину. Петр мечтал создать такой государственный аппарат, который бы работал четко, «регулярно», как часы. В силу ряда обстоятельств, господствующих в европейских странах умонастроений, с которыми он познакомился в двух своих зарубежных поездках и тесном общении с иностранцами Кукуевой слободы, авторитарной традиции власти в России, а также рационалистического склада своего ума, Петр I верил в огромные возможности государственного аппарата. Ему казалось, измени он рациональным образом деятельность государственного аппарата, и изменится жизнь всего общества. Тем более в стране, где государственная власть подавляла общество, а воля монарха являлась законом, нетрудно было поверить в силу приказа. Поэтому Петр I, будучи человеком сильной воли, привыкший к всеобщему повиновению, считал, что только он один знает, что необходимо стране. Логическим следствием этого стала реформа государственного аппарата. В 1711 г. был создан высший орган государственной власти — Сенат, заменивший Боярскую думу. Сенаторы назначались царем. Во главе Сената стоял генерал-прокурор. В 1718—1721 гг. были ликвидированы приказы, а вместо них учреждены коллегии. Основная особенность системы управления через коллегии состояла в четком разделении между ними функции. Порядок работы коллегий определялся специальными регламентами, а общие принципы работы органов центральной власти излагались в Генеральном регламенте.

В 1708—1710 гг. в России создано новое административное деление. Вся страна была поделена на восемь губерний, во главе которых стояли губернаторы, обладающие полнотой исполнительной и судебной власти на местах.

Содержание регулярной армии и разросшегося государственного аппарата требовало гигантских средств. Одним из способов получения этих средств рассматривалась налоговая реформа.

В допетровские времена налогами облагался двор, равное количество налога платили и 10 и 20 обитателей двора. Петр ввел подушный налог — теперь налог взимался с одного человека (души) мужского пола. Для учета налогоплательщиков была проведена подушная перепись, а затем ее ревизия. С тех пор периодические переписи (ревизии) стали нормой российской жизни.

Существенное значение для духовной жизни россиян имела реформа церковного управления. Эта реформа затрагивала очень чувствительные стороны российской жизни и потому проводилась постепенно. В 1700 г. умер патриарх Андриан. Петр I решил повременить с выбором нового патриарха, а для управления церковными делами в соответствии с «Духовным регламентом» в 1721 г. была создана государственная коллегия — Святейший Синод. Таким образом, патриаршество фактически было ликвидировано (хотя официально такого решения не принималось). Начался Синодальный период деятельности церкви, который продолжался до августа 1917 г. Синод занимался имущественными делами церкви, назначением высших должностных лиц — епархиальных архиереев, выполнял координирующие функции в области религиозного и нравственного образования и воспитания.

Создание Святейшего Синода означало полное подчинение духовной власти светской, церковь превратилась в одно из государственных учреждений и должна была напрямую обслуживать государственные интересы. Это отрицательно сказалось на духовной жизни русского общества. Православная церковь была административно ограничена и законсервирована и смирилась со своим положением служителя режиму. В отличие от Запада, где католическая церковь играла самостоятельную политическую роль, и более того, диктовала свою волю политическим режимам. Например, католическая церковь оказывала решающее влияние на формирование политической власти. Поэтому русские священнослужители никогда не выступали в роли духовных вождей, которые вели бы общество вперед. Наоборот церковь активно выступала против всех нововведений.

Создание новых властных структур завершается провозглашением в 1721 г. Петра I императором, т. е. главой светской и духовной сфер жизни. Никогда прежде глава российского государства не обладал такой полнотой власти. «… его величество самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен». Следует особо отметить, что это осознанный выбор Петра, так как он абсолютно не воспринимал европейское общественное устройство, где была предусмотрена автономия общества от власти.

Систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Попытаемся ответить на вопрос, в чем же состоят особенности российского абсолютизма?

Абсолютизм является формой общеевропейской, но в каждой из стран имел свою специфику. В Европе, например, абсолютные монархи стремились не только укрепить свою личную власть, но и государственность в целом. В России, он обладал рядом отличительных черт:

а) особой расстановкой сил в господствующем классе (боярство-дворянство);

б) сложной внешнеполитической обстановкой;

в) обострившейся социальной рознью (недовольство крестьян крепостничеством, недовольство купцов привилегиями дворян и т. д);

г) опытом и примером развития Западной Европы (успехи в науке, экономике, военном деле);

д) сложностью управления государством на обширных территориях России.

Созданные Петром I силовые структуры — армия, полиция — повсеместно применялись для достижения государственных целей.

Реформа промышленного производства

Большие надежды в достижении своих целей Петр I возлагал на развитие отечественной промышленности. Инициатором ее развития, как правило, выступало государство. 43% основанных к концу XVII—началу XVIII вв. промышленных предприятий были созданы на государственные средства. Половина предприятий предназначались для снабжения армии и флота. Особенно большое значение приобрел уральский металлургический район. На его заводах отливали и ковали пушки, ядра, гранаты, ружья, штыки, якоря, сабли и т. д. Теперь уже не нужно было ввозить из-за границы «литтихские мушкеты», как это делал Петр до войны, — они производились в самой России. Первая пушка из уральского железа была отлита осенью 1702 г., и с тех пор Россия прекращает импорт оружия. Всего за год работы этих и других заводов было произведено 300 пушек — в два раза больше, чем потеряно под Нарвой. Русские войска получили прекрасное оружие, в некоторых отношениях даже превосходившее их противников. В течение нескольких лет Петру удалось снабдить армию первоклассным стрелковым оружием, которым были вооружены далеко не все армии Европы.

Основывались суконные, полотняно-парусные и др. промышленные предприятия. В царствование Петра I текстильная промышленность была создана заново, так как ни одна из мануфактур XVII в. не сохранилась к нынешнему веку. Теперь их насчитывалось 32, и центром текстильной промышленности стала Москва.

Купцы, строившие заводы, получали льготы. Так, благодаря покровительству государства стал крупнейшим заводчиком бывший тульский кузнец Никита Демидов.

Для управления купцами и ремесленниками Петр I создал сначала Бурмистровскую, палату, потом Главный магистрат, который должен был заботиться о росте и процветании не только крупного, но и мелкого производства. По указу 1722 г. мастера-ремесленники объединились в цехи. Введение цехов — свидетельство заботы об упорядочении и развитии мелкого производства, его регламентации и усилении опеки со стороны властей. Хотя следует отметить, что в Западной Европе цехи, как средневековый институт, давно ушли в прошлое. Цехи, гильдии тормозили личную инициативу, а следовательно, и сдерживали возникновение и развитие рыночных отношений.

Каковы же итоги преобразовательной деятельности Петра I в промышленности?

К концу царствования Петра I в России действовало 221 промышленное предприятие, из них 86 металлургических заводов, причем 40 из них были очень крупными. Из этих заводов только 21 были основаны до Петра и продолжали действовать при нем. Кроме того, ряд предприятий, возникших в 1726—1730 гг., проектировался еще при нем. На этой основе в России была создана промышленная основа крупнейшей регулярной армии. Современный флот связал Россию с другими странами, обеспечил военно-политический паритет и торговые связи.

Петр I проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Это имело огромное значение на начальном этапе ее становления, но стало тормозом на этапе вступления в конкуренцию на мировом рынке. Она была проникнута духом меркантилизма. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге принятых им и правительством мер зависимость от импорта значительно сократилась. Изделия из русских мануфактур широко распространились по всей стране. В 1724 г. Петр и власти ввели таможенный тариф — высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия и льготные условия для ввоза сырья для промышленности и вывоза готовых изделий.

Бесспорно, политика протекционизма дала возможность более быстрого роста отечественной промышленности, но тем не менее, она в такой же степени и мешала складыванию единого мирового рынка и консервировала техническую отсталость страны.

При Петре I идет процесс зарождения социально-классовой структуры европейского типа.

Прежде всего вырос слой собственников. Изданным в 1714 г. указом о единонаследии было уничтожено различие между вотчинами и поместьями. Все земли стали полной собственностью дворян, их «недвижимой собственностью». Указ 1714 г. устанавливал, что отныне поместье может передаваться по наследству лишь одному сыну в семье, что способствовало выделению крупных собственников. Указ преследовал цель заставить дворян нести службу, торговать, заниматься промышленной деятельностью, ибо для многих из них отныне источником существования должно стать государево жалованье или доходы от промышленности и торговли.

Одновременно шел и активный процесс формирования слоя предпринимателей, причем из разных слоев общества. Интересен в этом отношении указ от 1719 г., который гласил, если кто найдет месторождение и начнет его разработку, тот станет собственником, независимо от того, кому эта земля принадлежала ранее.

Автор разделяет точку зрения Л.И. Семенниковой, которая считает, что с середины XVIII в. появилась новая социальная категория «наемные рабочие», состоящая из свободных наемных мастеров из ремесленников и крепостных, отпущенных помещиками на денежный оброк. Они выступали вольнонаемной силой (Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М, 1994.—С.191).

Однако все большее значение получал труд принудительный. В 1721 г. последовал указ, разрешающий частным предпринимателям покупать крепостных для работы на предприятиях.

Трудно не согласиться, что принятые Петром I меры по развитию промышленности, предпринимательства и торговли благоприятствовали формированию свободного российского рынка. Да, этот процесс шел, но очень медленно. Его естественному становлению мешало всесильное государство, которое к этому времени превратилось в корпоративного собственника, обладающего преимущественными правами по отношению к другим участникам экономики.

Говоря о петровской эпохе, нельзя не отметить и коренные преобразования в культурной сфере. Петр явился основоположником светского просвещения России. Для этого он прежде всего вызывал в России множество европейских учителей всех специальностей и посылал русских молодых людей за границу. Он создал русскую светскую школу, при нем началось печатание в широком масштабе книг светского содержания, начиная от азбук, учебников, календарей и кончая историческими сочинениями и политическими трактатами. Он также положил начало и периодической печати.

В отечественной исторической литературе реформаторская деятельность Петра I оценивается далеко неоднозначно: от восторженно позитивного до глубоко отрицательного. В то время как первые делают акцент на его преданности отечеству и русскому народу, реальном вкладе в проведение масштабных преобразований в промышленности и военном деле, государственном строительстве и реформах в области образования и культуры, вторые — в большей степени подчеркивают жестокость и насилие в реализации его обширной программы преобразований в России и критикуют за слепое перенесение опыта Западной Европы на российскую почву.

Как бы не оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, созданы боеспособная армия и флот, заложены основы светской русской культуры и системы образования. В России, наконец-то, был сформирован компетентный государственный аппарат. При нем Россия получает широкое международное признание.

В результате Россия сделала значительный шаг на пути интеграции в европейскую систему. Однако при Петре I в России усилились и элементы восточного типа цивилизации. Произошло полное огосударствление общественной жизни. Государственный аппарат, бюрократия подмяли под себя все сословия и социальные группы, перекрыв пути для формирования зачатков гражданского общества. Произошло полное закрепощение тех слоев общества, которые в предыдущие эпохи оставались формально свободными. Созданный Петром I огромный государственный сектор стал главным препятствием для формирования рыночных отношений в промышленности.

Однако решающую роль в этом противоречивом процессе принадлежит все-таки западноцентристскому вектору в развитии России. Этот путь продолжили его преемники, из которых следует особо выделить царствование Екатерины II.



Реформы Петра I: основные направления, значение

Предыдущая1234567891011Следующая

1. Историография проблемы. Существует 2 точки зрения на реформы Перта Великого:

  • С.М. Соловьёв считал, что благодаря Петру I был преодолен глубокий системный кризис конца XVII, Россия была поставлена в ряд с европейскими гос-вами. Он писал: «Россия собралась в дорогу, но ждали вождя Вождь пришел, и Россия двинулась».
  • Ключевский, Милюков, Платонов считали, что: 1. никакой продуманной реформы программ не было, Петр действовал спонтанно; 2. главная задача была победить шведов, и, следовательно, все преобразования были направлены в первую очередь именно на это; 3. реформы носили не плановый характер, но после Полтавской победы этот хаос стал приобретать более систематизированный характер. Они считают, что Петр не завершил реформы, сравнивали Россию с недоконченным домом, у которой есть только стены, и нет крыши. Жестокой критике подверг преобразования Петра Милюков в своей монографии «Государственное хозяйство России в I четверти XVIII и реформы Петра Великого» (СПб, 1905 г.). Милюков считал, что все эк. реформы (за которые хвалят Петра) были сделаны благодаря насильственным действиям гос-ва: 1. не было развитого внутреннего рынка (не было единого эк. пространства); 2.

Тема 12. Петр I: основные направления модернизации России

не было капитала; 3. не было квалифицированной рабочей силы, наёмных рабочих. Петр приписывал к мануфактурам крепостных крестьян. Отсутствие предпосылок для развития гос-ва Петр компенсировал давлением гос-ва. Эк. развитие носило не объективный характер, а стимулировалось гос. аппаратом.

2. Основные направления преобразований.

1.Реорганизация системы гос. управления;

2.Военная реформа;

3.Соц. преобразования;

4.Эк. преобразования;

5.Реформы в области культуры, быта, просвещения, образования.

1.Важнейшими являлись реформы гос. аппарата управления. Прежний гос. аппарат, содержавший в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами, гос. машина давала сбои. Рыхлая БД, которая совершенно не удовлетворяла Петра, отмирала не очень заметно для глаза наблюдателя. Уже в конце века царь перестал созывать её, ограничившись Ближней канцелярией. 22 февраля 1711 г. Петр учредил Правительствующий сенат, заменивший БД. Сенат, состоявший из 9 членов, был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательная власть принадлежала царю. Вместо дежурных штаб-офицеров гвардии он назначил при Сенате высшего чиновника – генерал-прокурора. Для контроля за самим Сенатом был назначен специальный генерал-ревизор. В 1718 г. был ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий: коллегия «чужестранных дел», военных дел, Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам), камер-коллегия (сбор гос. доходов), Штатс-коллегия (гос. расходы), ревизион-коллегия, берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью), коммерц-коллегия (ведавшая торговлей), Вотчинная коллегия (дела Поместного приказа), Юстиц-коллегия. Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем вице-президент, несколько колежских советников и асессоров. Коренные изменения произошли в сфере управления православной церковью. В 1721 г. патриаршество было упразднено. Высшее управление церковными делами возлагалось на Духовную коллегию, которая была переименована в Синод. Надзор за Синодом поручался обер-прокурору. Т.о., церковь была подчинена жестокому гос. контролю. В 1708 г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Потом были образованы еще 3 губернии: Нижегородская, Астраханская, Рижская, а Смоленская была расформирована. Во главе губернии стоял губернатор с весьма широкими полномочиями. У него был свой штат помощников. В 1719 г. были образованы провинции (50). Во главе каждого из них стоял воевода. Каждая провинция в свою очередь делилась на дистрикты.

2.Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной. В 1705 г. завершился начатый 5-ю годами ранее переход к рекрутской системе комплектования вооруженных сил. Она распространялась на податные категории населения. Они должны были выставлять от определенного числа дворов одного новобранца для пожизненной военной службы. С определенными изменениями эта система сохранилась вплоть до 70-х гг. XIX в. Для подготовки офицерских кадров были созданы специальные учебные заведения – артиллерийские и инженерные школы. В 1716 г. был издан «Устав воинский», который обобщил опыт строительства сухопутных вооруженных сил и организации полевой службы. Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления военно-морскими делами в России, учреждённый Петром I в 1718, который возглавил Ф.М. Апраксин. Состояла из морских военачальников. Во главе был президент, подчинявшийся непосредственно царю. В 1802 вошла в состав созданного морского министерства, в 1827 преобразована в совещательный орган при морском министре – Адмиралтейств-совет. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). «Табель о рангах» 1722 г. вводила в обиход 14 рангов: в военной службе – от прапорщика до генерал-фельдмашала, на флоте – от «артиллерии констапеля» до генерал-адмирала, в гражданской – от колежского регистратора до канцлера. Самым высшим чином был 1-й ранг, самым низшим – 14 класс. Все чины первых 8 рангов давали права потомственного дворянства.

3. Социальные реформы.«Указ о единонаследии» 1714 г. – разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роде, что вело к прекращению дробления земельной собственности и содействовало к укреплению дворянского сословия. Но главное значение этого указа было в том, что в результате его осуществления была ликвидирована разница между поместным и вотчинным землевладением, которая существоовала в России на протяжении предшествующих нескольких столетий. На смену ему пришла единая земельная собственность.

«Подушная подать» — основной прямой налог в России XVIII-XIX вв. Введен в 1724 взамен подворного обложения. Подушной податью облагалось все мужское население податных сословий. Введению ее предшествовали переписи тяглого населения 1718-1722 гг. Для определения размеров подушной подати были взяты не хозяйственные ресурсы налогоплательщиков, а сумма, необходимая для содержания армии. Исходя из этого, первоначальный размер подушной подати был установлен в 80 коп. с души мужского пола, что составило бы в сумме ок. 4 млн. руб. в год. По мере уточнения численности тяглого населения подушная подать была снижена для крестьян до 74 коп., затем до 70 коп. с души.

4. экономические преобразования. В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов. В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.). Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян — посессионных, приписных, оброчных и др. — делало ее крепостническим предприятием. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне). Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Политика меркантилизма сложилась в России в XVII в. и внедрялась Петром I. Меркантилизм заключался в активном протекционизме — в поддержке экспансии торгового капитала, поощрении развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной, и, конечно, — в защите внутреннего рынка, установления высоких таможенных пошлин на ввозимые товары. В результате такой политики в промышленности были достигнуты определённые успехи — с 1712 прекратился ввоз в Россию оружия из Европы. В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

5. Культура, быт, наука, образование.В 1700 г. Петр по примеру Зап. Европы ввел в России новое летоисчисление – от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как считали раньше по церковно-византийской традиции. Петр пытался создать первый публичный театр. 2 января 1703 г. в Москве началось издание первой газеты «Ведомости», которую редактировал сам Петр I. Первой школой, организованной Петром I, была Школа математических и навигационных наук в Москве, впоследствии переведенная в Петербург, где в 1715 г. она была преобразована в Морскую академию. В Москве и Петербурге были открыты инженерная и артиллерийская школы. Было значительно улучшено преподавание в Славяно-греко-латинской академии. Была открыта Медицинская школа в Москве. Петр основал первый в России – Санкт-Петербургский –университет. Большое значение Петр придавал научным исследованиям. Были организованы значительные географические экспедиции, началась интенсивная картографическая работа. Сам Петр создал первую астрономическую обсерваторию и подготовил прект создания Академии наук, которая была открыта уже после его смерти. Меняется быт, особенно дворянства. Кодексом поведения молодого поколения стало «Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», где были изложены нормы культурного поведения в обществе. Вводятся ассамблеи – собрания знати.

Преобразования Петра I в Отечественной историографии

По этому поводу существует 2 точки зрения:

положительная оченка преобразований;

отрицательная оченка преобразований (дальше идут моменты, относящиеся ко второму пункту):

— Население сократилось на ¼.

— Экономическое развитие не являлось безоблачно благоприятным.

— Начиная с эпохи Петра I, гос-во начинает играть определенную роль в об-ве, при этом всё прогрессивное и регрессивное исходило именно из гос. власти. Петр верил во всесилие закона. Петр, а затем многие другие гос. деятели полагали, что все недостатки можно исправить изданием закона и затем заставить всё об-во соблюдать этот закон. Для Петра идеальным сводом был порядок в армии. Он считал, что надо создать всеобщий закон, чтобы и всё об-во, и отдельный человек действовали согласно этому регламенту (стремление регламентировать всё об-во).

— Начиная с Петра I, в русской общ. жизни прочно утверждается теория патернационализма или харизматического лидера.

— Петр сформулировал и на практике реализовал идею прогресса через насилие.

— Реформы Петра носили консервативный характер. Они созраняли уже отжившие формы политического (абсолютизм) и соц.-экономического (крепостное право) развития. Создаются сельское хозяйство и промышленность на основе крепостного права.

Предыдущая1234567891011Следующая



Шпаргалка: Реформы Петра Великого.

В конце XVII — начале XVIII вв. Россия была огромной континентальной державой. Ее общая площадь занимала порядка 15,5 млн. км2. При этом государство не имело выходов к морям — Балтийскому и Черному, что принципиально ограничивало ее внешнеполитические и экономические возможности. Балтийское море контролировала Швеция, а Черное — Турция. Отсутствие морских путей во многом изолировало Россию. Попытки решения задачи выхода России к морским побережьям предпринимались предшественниками великого императора.

Главной задачей стоящей перед Петром I была борьба за выход к морю. Это была борьба с экономической изоляцией, от ее успехи зависело преодоление экономической отсталости. Преобразования, которые произошли в России при Петре 1, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственную и социальную сферы, церковные дела.

Первоначально вектор внешнеполитической деятельности императора был направлен в южном направлении. В 1695 г. русские войска осадили Азов — турецкую крепость в устье Дона, но из-за слабой организации военного дела в России и отсутствия флата, взять Азов не удалось. Построив зимой и весной 1696 г. флот, Петр 1 летом этого же года захватил Азов. Однако ряд турецких крепостей закрывал выход в Черное море русским судам. Война с Турцией требовала больших усилий, правительство Петра 1 рассчитывало создать антитурецкую лигу с привлечением ряда европейских государств.

В 1697-1698 гг. Петр I во главе российской делегации отправился за границу для поисков союзников против Турции, а также для изучения научно-технические достижения европейцев. Европейские государства готовились к войне за раздел испанских колоний и потому в Европе сложилась благоприятная обстановка для войны за Балтику. Саксония, Дания и Польша обещали помощь России в ее противостоянии со Швецией. Союз между ними был заключен в 1699 г.

В 1700 г. Россия вступила в войну против Швеции. Объективные потребности страны в морских путях, необходимых для развития экономики и стремление преодолеть крайне неблагоприятное международное положение послужили причинами этой войны. Она продолжалась до 1721 г. и получила название Северной войны. Ее начало сложилось неудачно. Русская армия потерпела серьезное поражение под Нарвой, что заставило царя предпринять решительные действия по реорганизации военного дела, экономики и административного управления.

1. Преобразования в области военного дела.

Петр ввел ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно. Был создан флот, специальные школы для подготовки офицеров. Сформированы гвардейские полки. Важнейшим моментом организации новой армии были артиллерийские части. Армия при Петре впервые получила единую форму. Петр разработал воинский и морской уставы, ввел ордена и медали.

2. Преобразования в области промышленности, торговли и налогообложения.

Характерной чертой экономической политики Петра 1 была определяющая роль самодержавного государства в экономике, его активное и глубокое проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Стимулятором государственного промышленного строительства и вмешательства государства в экономическую сферу стало неудачное начало Северной войны. Строительство многочисленных мануфактур, преимущественно оборонного значения, было продиктовано необходимостью обеспечить армию и флот оружием, амуницией, боеприпасами, обмундированием. За первые пять лет было построено 11 металлургических заводов. Были построены и расширены текстильные, полотняные, канатные, суконные, стекольные и другие мануфактуры. К концу царствования Петра в России было около 200 мануфактур, т.е. раз в 10 больше, чем до него.

Создавая собственную промышленность, государство создавало и собственную торговлю, стремясь получить максимум прибыли. Государство захватывало торговлю примитивным, но очень эффективным способом — введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. Установление государственной монополии вело к ограничению, регламентации торговой деятельности русских купцов. Введение государственной монополии означало передачу права продажи монополизированного товара конкретному откупщику, который выплачивал в казну сразу большую сумму денег, а затем стремился вернуть их за счет потребителя или поставщика сырья, увеличивая цены и уничтожая возможных конкурентов.

Резкое усиление прямых налогов с купцов, насильственное сколачивание торговых компаний — только часть способов принуждения, которые применялись к купечеству для получения денег. В русле подобных мероприятий следует рассматривать и принудительные переселения купцов в Петербург, а также административное регулирование грузопотоков, когда купцам указывалось, в каких портах и какими товарами они могут торговать.

В начале 20-х гг. Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики. Осенью 1719 г. была фактически ликвидирована монополия на экспортную торговлю. Изменилась и промышленная политика правительства. Суть изменений состояла в принятии мер по поощрению частного промышленного предпринимательства. Начало положила «Берг-привилегия» 1719 г., разрешившая искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам.

Особое распространение получила практика передачи государственных предприятий частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Новые владельцы получали от государства многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров. Существенную помощь предпринимателям оказывал и утвержденный в 1724 г. Таможенный тариф, облегчавший вывоз за границу продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший ввоз товаров, производившихся на заграничных мануфактурах.

Суть происшедшего состояла в смене акцентов промышленно-торговой политики. После 1718 — 1719 гг. воздействие государства на экономику осуществлялось путем создания административно-контрольной бюрократической машины, которая с помощью уставов, привилегий, отчетов, проверок могла направлять жизнь страны в нужном государству русле.

В начале 20-х гг. была резко усилена борьба с побегами крестьян, началось массовое возвращение беглых прежним владельцам. Это привело к тому, что правительство и царь стали получать многочисленные жалобы владельцев частных мануфактур и управляющих казенными заводами на катастрофическое положение, возникшее в связи с запрещением принимать беглых на работу. В 1721 г. Петр подписал указ, который разрешал частным мануфактуристам покупать крепостных крестьян для того, чтобы использовать их на заводских работах. Такие крестьяне получили название посессионных. Этот указ знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в разновидность феодальной собственности — своеобразную вотчинную мануфактуру, на которой рабочие эксплуатировались как на господской пашне.

28 мая 1723 г. был подписан указ, регулировавший порядок приема на работу людей, не принадлежащих владельцу или не «приписанных» к заводу для отработок государственных заказов.

Этими указами промышленность России была поставлена в такие условия, что она фактически не могла развиваться по другому, чем крепостнический, пути. Доля вольнонаемного, т.е. капиталистического, труда в промышленности стала резко падать. В итоге целые отрасли промышленности стали использовать труд крепостных.

Реформы Петра I, их необходимость, основные направления и результаты.

Победа подневольного труда в промышленности определила нараставшее с начала XIX в. экономическое отставание России.

Война требовала денег. Петр стал чеканить медные деньги вместо серебряных. Итогом денежной реформы стало создание полноценной монетной системы, основанной на десятичном принципе и полностью удовлетворявшей потребности экономики.

После обсуждения ряда проектов, Петр приказал провести подушную перепись всего мужского населения и ввести подушную подать, которая заменила большую часть налогов.

Таким образом, можно выделить два самых важных последствия активного государственного промышленного строительства: создание мощной экономической базы и существенно торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали другие европейские народы.

3.Преобразования в области государственного управления.

При Петре была проведена областная реформа — создание новых административных образований — губерний. Основной целью этой реформы было обеспечение армии всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армии, распределенными по губерниям.

Высшим органом управления стал Сенат, который сосредоточил судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями. В его функции входило назначение и утверждение чиновников. Неофициальным главой Сената, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положило основание целому институту прокуратуры. Прокуроры разных рангов осуществляли контроль за соблюдением законности и правильности ведения дел во всех центральных и многих местных учреждениях. Государственный надзор дублировался тайным надзором — фискальским, имевшим подобно прокуратуре разветвленную структуру.

Отраслями управления ведали коллегии, в которых дела решались голосованием.

Необходимо подчеркнуть аспект, без учета которого трудно понять суть многих явлений в истории России. Это роль государства в жизни общества. Для России с давних пор стало естественным явление, когда законодательство формирует общественное мнение и сознание. Петр верил, что «правильный» закон, вовремя изданный и последовательно осуществленный в жизни, может сделать все. Петр прилагал огромные усилия к налаживанию эффективной работы созданных учреждений и главное внимание уделял разработке и усовершенствованию многочисленных регламентационных документов.

Петр был убежден, что армия — наиболее совершенная общественная структура. Внедрение военных принципов в гражданскую сферу проявилось в распространении военного законодательства на систему государственных учреждений. В 1716 г. основной военный закон — Воинский устав — по прямому указу Петра был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней.

В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Вершиной этой системы являлся трон.

4. Преобразования социального строя.

Крестьянство было разделено на две группы: крепостных и государственных. Крепостное право было ужесточено. Посадские делились на купцов и ремесленников. Купцы были распределены по гильдиям.

Духовенство было превращено в отрасль управления; во главе церкви поставлена Духовная коллегия — Синод, который работал под руководством представителя царя — обер-прокурора. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди. Церковь с ее тысячелетними традициями защиты униженных стала послушным орудием власти.

Больше всего изменений претерпело дворянство: все мелкие и крупные группы служилых людей были объединены в «шляхетство» (впоследствии стал употребляться термин – «дворянство»), поместья уравнены с вотчинами, дворяне должны были служить пожизненно. Дворяне были обязаны бриться, носить платье иноземного покроя, учиться и служить ревностно. В награду они получали земли с крестьянами, новые титулы, ордена и медали. Продвижение по службе было регламентировано «Табелью о рангах». Дворянство пополнялось наиболее преданными слугами самодержавия из купцов, государственных крестьян, солдат, которые, выслужив на военной службе 14 ранг, а на гражданской 8 становились дворянами. Принцип приоритета знатности и родовитости при занятии должности навсегда уступил место принципу выслуги и полной последовательности прохождения всех рангов.

То, что происходило в социальном строе России петровского времени свидетельствует о несомненной унификации сословной структуры общества, сознательно направляемой рукой реформатора.

В стране был создан военно-бюрократический режим, при котором действовал ряд ограничений. Наиболее важные из них были: ограничения в передвижении по стране, свободы в выборе занятий и ограничения социальных перемещений. Одной из наиболее серьезных полицейских акций было введение паспортной системы. Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства.

Нарушение паспортного режима автоматически означало превращение человека в преступника.

Петровская эпоха примечательна окончательным оформлением самодержавия. Ликвидация последних следов сословного представительства, создание свода законов, закреплявших право личности управлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, — суть главных процессов, происшедших при Петре.

5.Преобразования во внешней политике.

В ходе петровского царствования произошла серьезная перемена внешней политики: от решения насущных задач национальной политики Россия перешла к постановке и решению типично имперских проблем. При Петре были заложены основания имперской политики России XVIII – XIX вв., начали формироваться имперские стереотипы.

6. Преобразования в сфере культуры.

Глубокие изменения коснулись сферы науки, образования и культуры. С 1700 г. Россия перешла на новое летоисчисление. Создавались медицинские, инженерные и военные школы. В большом количестве печатались книги, особенно учебники. С 1714 г. организована первая публичная библиотека. Стал проще славянский алфавит. В 1724 г. император издал указ об учреждении в России Академии наук, которая открылась в 1725 г.

Крутые перемены в области культуры – весьма спорный момент в деятельности Петра 1. Необходимость преобразований была очевидна. Однако примитивно-варварский характер их реализации, сводящийся к механическому, буквальному перенесению культурных стереотипов Запада, способствовал подавлению развития национальной культуры. К тому же столь резкое насильственное приобщение к внешней культуре Запада способствовало в дальнейшем ущербному для нации цивилизованному обособлению господствующего класса от коренных культурных традиций народов России.

Результаты деятельности Петра I проявились быстро. Уже в 1702-1704 гг. русская армия одержала ряд побед и вышла к Балтийскому морю. В 1703 г. в устье реки Невы был основан город Санкт-Петербург, который стал столицей России. 27 июня 1709 г. около г. Полтава (на Украине) произошло решающее сражение с сухопутными войсками противника. Шведская армия короля Карла XII была разгромлена. Морские победы в ходе Гангутского сражения (26 — 27 июля 1714 г.) и битвы около о. Гренгам (27 июля 1720 г.) ознаменовали победу русского флота. 30 августа 1721 г. Северная война закончилась подписанием Ништадского мирного договора со Швецией. К России отошли территории Эстляндии, Лифляндии, Ингрии и западной Карелии. В результате Северной войны было покончено с господством шведов на Балтике. Россия получила выход к Балтийскому морю, решив одну из своих главных исторических задач, став важной силой в европейской политике, тогда как Швеция утратила статус великой державы.

В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость. Однако в экономике страны решающее значение имело сельское хозяйство с устаревшей техникой и крепостными отношениями, задерживающими рост производительных сил. Отсталость проявлялась и во внешнеторговых связях, где главным предметом экспорта была сельскохозяйственная продукция.

Форсированное создание производительных сил путем заимствования «западных технологий» такой отсталой страной, как Россия, дало чудовищный социальный эффект: были вызваны к жизни жесткие, грубые формы эксплуатации. Ведь посессионные крестьяне — это люди, являющиеся принадлежностью фабрики и продающиеся в комплекте с фабрикой.

В основе появления подобного явления отсталость русского общества (его исключительно земледельческий характер, слабость ремесленно-промышленного развития, отсутствие аграрного перенаселения, и постоянная нехватка рабочих рук). Форсированная «европеизация» такого общества неизбежно сопровождается появлением грубых, но эффективных в этих условиях форм эксплуатации. Такова судьба отсталых обществ, втянутых в орбиту более высокой цивилизации.

Подводя итог краткому историческому экскурсу в период правления Петра I, мы можем отметить, что в первой четверти XVIII в. в России окончательно оформился режим абсолютной монархии. Мощное воздействие российских условий (многовековой традиции коллективного противостояния внешней опасности, выработанного стереотипа дворянской «службы», необычных для Европы авторитета и власти монарха) в сочетании с размахом петровских преобразований сформировали особый тип абсолютизма, во многом отличный от европейского. Важнейшими чертами российского абсолютизма были: предельная концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти в стране в руках монарха, практически бесконтрольное использование материальных и финансовых ресурсов, находившихся в ведении государства, проведение жесткой фискальной политики, формирование регулярных вооруженных сил, органов полиции и сыска, складывание централизованного и жестко регламентированного бюрократического аппарата.

При Петре 1 развитие самодержавия достигает вершины – дальше начинается неизбежный процесс установления «равновесия» и сочетания интересов власти и ее социальной опоры в системе абсолютной монархии.

В социально-экономической сфере складывались отношения, ведущие к становлению капиталистического уклада. Наблюдался интенсивный рост наметившихся еще в прошлом столетии процессов интеграции страны в общемировое и европейское хозяйство.

Модернизационные изменения, начатые Петром I, способствовали превращению нашего государства в ведущую мировую державу. Процессы, инициированные Петром I, ознаменовали начало перехода России от аграрного общества к индустриальному, деятельность великого императора связана с началом периода доиндустриальной модернизации.

Реформы Петра 1

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

  • 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
  • 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

Областная реформа

Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:

  • Московская
  • Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
  • Смоленская
  • Киевская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Симбирская

Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.

Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.

Реформа городского управления

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.

Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые — к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.

Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.

Церковная реформа

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод.

4.3 Преобразовательная деятельность Петра I

Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Значимость петровских преобразований

Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

  • Власть государства была усилена.
  • Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
  • Полное подчинение церкви государственной власти.

Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.

Реформы Петра I преобразовали Россию

Петр Первый (1672 — 1725) — русский царь, самостоятельно правил с 1689 по 1725 годы. Провел масштабную реформу всех областей жизни России. Художник Валентин Серов, посвятивший Петру целый ряд произведений Петру так описывал его: «Он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице его был постоянный тик, и он вечно «кроил рожи»: мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом» .

Предпосылки реформ Петра Первого

Петр принял Россию отсталой, находящейся на задворках Европы, страной. Московия не имела выходов к морю, за исключением Белого, регулярной армии, флота, развитой промышленности, торговли, система государственного управления была допотопной и неэффективной, отсутствовали высшие учебные заведения (только в 1687 гуду в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия), книгопечатание, театр, живопись, библиотеки, не только народ, но многие представители элиты: бояре, дворяне, — не знали грамоты. Не развивались науки. Властвовало крепостное право.

Реформа государственного управления

Петр заменил приказы, не имевшие четких обязанностей, коллегиями, прообразом будущих министерств

  • Коллегия иностранных дел
  • Коллегия военная
  • Коллегия морская
  • Коллегия для торговых дел
  • Коллегия юстиции…

Коллегии состояли из нескольких чиновников, старший назывался председателем или президентом. Все они подчинялись генерал-губернатору, входившему в Сенат. Всего было 12 коллегий.
В марте 1711 года Петр создал Правительствующий сенат. Сначала его функцией было управлением страной в отсутствии царя, затем он стал постоянным учреждением.

История и результаты реформ Петра I

В Сенат входили президенты коллегий и сенаторы — назначенные царем люди.
В январе 1722 года Петр издал «табель о рангах», насчитывающую 14 классных чинов от Государственного канцлера (первый ранг) до коллежского регистратора (четырнадцатый)
Петр реорганизовал систему тайной полиции. С 1718 года Преображенский приказ, ведавший делами политических преступлений, был преобразован в Тайную розыскных дел канцелярию

Церковная реформа Петра

Петр упразднил патриаршество — практически независимую от государства церковную организацию, и создал вместо неё Святейший Синод, все члены которого назначались царем, чем ликвидировал автономию духовенства. Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.

Административная реформа Петра

Россия была разделена на губернии, губернии делились на провинции, провинции — на уезды.
Губернии:

  • Московская
  • Ингермандландская
  • Киевская
  • Смоленская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Сибирская
  • Рижская
  • Астраханская
  • Нижегородская

Военная реформа Петра

Петр заменил иррегулярное стрелецкое войско и дворянское ополчение постоянной регулярной армией, комплектовавшейся рекрутами, набиравшимися по одному с каждого из 20 крестьянских или мещанских дворов в великорусских губерниях. Построил мощный военный флот, сам написал воинский устав, приняв за основу шведский.

Петр превратил Россию в одну из сильнейших морских держав мира, имеющую 48 линейных и 788 галерных и прочих судов

Экономическая реформа Петра

Современная армия не могла существовать без государственной системы снабжения. Для снабжения армии и флота: оружием, обмундированием, продовольствием, расходными материалами — требовалось создать мощное промышленное производство. К концу царствования Петра в России действовало около 230 фабрик и заводов. Были созданы фабрики, ориентированные на производство стекольной продукции, пороха, бумаги, парусины, полотна, сукна, красок, канатов, даже шляп, организована металлургическая, лесопильная, кожевенная промышленность. Для того, чтобы изделия русских мастеров были конкурентноспособны на рынке, были введены высокие таможенные пошлины на европейские товары. Поощряя предпринимательскую деятельность, Петр широко пользовался выдачей кредитов для создания новых мануфактур, торговых компаний. Крупнейшими предприятиями, возникшими в эпоху петровских преобразования, были, созданные в Москве, Петербурге, Урале, Туле, Астрахани, Архангельске, Самаре

  • Адмиралтейская верфь
  • Арсенал
  • Пороховые заводы
  • Металлургические заводы
  • Полотняное производство
  • Производство поташа, серы, селитры

К концу царствования Петра I Россия имела 233 завода, в том числе более 90 крупных мануфактур, построенных в течение его царствования. За первую четверть ХVIII века на верфях Петербурга и Архангельска построено 386 разных кораблей, в начале века России выплавляли около 150 тысяч пудов чугуна, в 1725 году — более 800 тысяч пудов, Россия догнала Англию по выплавке чугуна

Реформа Петра в области образования

Армии и флоту требовались квалифицированные специалисты. Поэтому Петр большое внимание уделял их подготовке. В годы его правления были организованы в Москве и Петербурге

  • школа математических и навигационных наук
  • артиллерийская школа
  • инженерная школа
  • медицинская школа
  • морская академия
  • горные школы при Олонецких и Уральских заводах
  • Цифирные школы для «детей всякого чина»
  • Гарнизонные школы для детей солдат
  • Духовные школы
  • Академия наук (открылась через несколько месяцев после смерти императора)

Реформы Петра в области культуры

  • Издание первой в России газеты «Санкт-Петербургские ведомости»
  • Запрет на ношение боярами бород
  • Учреждение первого русского музея — Кунскамеры
  • Требование к дворянству носит европейское платье
  • Создание ассамблей, где дворяне должны были появляться вместе с женами
  • Создание новых типографий и перевод на русский многих европейских книг

Реформы Петра Первого. Хронология

  • 1690 — Созданы первые гвардейские полки Семеновский и Преображенский
  • 1693 — Создание верфи в Архангельске
  • 1696 — Создание верфи в Воронеже
  • 1696 — Указ о создании в Тобольске оружейного завода
  • 1698 — Указ о запрете ношения бороды и предписывающий дворянам ношение европейской одежды
  • 1699 — Роспуск стрелецкого войска
  • 1699 — создание торговых и промышленных предприятий, пользующихся монополией
  • 1699, 15 декабря — Указ о реформе календаря. Новый год начинается 1 января
  • 1700 — Создание Правительственного Сената
  • 1701 — Указ, запрещающий опускаться на колени при виде государя и снимать шапку зимой, проходя мимо его дворца
  • 1701 — Открытие в Москве школы математических и навигационных наук
  • 1703, январь — выход в Москве первой русской газеты

16 мая 1703 года — Основание Санкт-Петербурга, Заложена Петропавловская крепость

  • 1704 — Замена Боярской думы консилией министров — Советом начальников приказов
  • 1705 — Первый указ о рекрутском наборе
  • 1708, ноябрь — Реформа административного управления
  • 1710, 18 января — указ об официальном введении русского гражданского алфавита вместо церковнославянского
  • 1710 — Основание в Петербурге Александро-Невской лавры
  • 1711 — вместо Боярской думы создан Сенат из 9 членов и обер-секретаря. Денежная реформа: чеканка золотой, серебряной и медной монет
  • 1712 — Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург
  • 1712 — Указ о создании коневодческих хозяйств в Казанской, Азовской и Киевской губерниях
  • 1714 , февраль — Указ об открытии цифирных школдля детей дьяков и священников
  • 1714, 23 марта — Указ о майорате (единонаследии)
  • 1714 — Основание в Петербурге государственной библиотеки
  • 1715 — Создание приютов для неимущих во всех городах России
  • 1715 — Поручение коммрец-коллегии организовать обучение русских купцов за границей
  • 1715 — Указ о поощрении выращивания льна, конопли, табака, тутовых деревьев для шелкопрядов
  • 1716 — Перепись всех раскольников для двойного налогообложения
  • 1716, 30 марта — Принятие воинского устава
  • 1717 — Введение свободной торговли зерном, аннулирование некоторых привилегий иностранным купцам
  • 1718 — Замена Приказов Коллегиями
  • 1718 — Судебная реформа. реформа налогообложения
  • 1718 — Начало переписи населения (продолжалась до 1721 года)
  • 1719, 26 ноября — Указ об учреждении ассамблей — вольных собраний для забавы и дела
  • 1719 — Создание инженерной школы, учреждение Берг-коллегии для управления горнорудной промышленностью
  • 1720 — Принят Морской устав
  • 1721, 14 января — Указ о создании Духовной коллегии (будущего Священного Синода)

11 октября 1721 года Петр провозглашен Императором

  • 1721 — Организация государственной почты
  • 1722 — Указ о выделении ремесленников в особое сословие
  • 1722, 13 января — Издание «Табели о рангах», Россия начала экспортировать чугун
  • 1724, 2 ноября — Основание Петербургской Академии наук
  • 1724 — Введение Таможенного устава

Итогом реформ Петра Первого стало превращение отсталой и малозначимой в европейских делах Московии в крупнейшую и авторитетнейшую мировую империю Россию

Основные направления и влияние на развитие страны реформ Петра I

Оставьте комментарий