Основные этапы биологической эволюции


Содержание

Начальные этапы биологической эволюции

Появление примитивной клетки означало окончание предбиологической эволюции живого и начало биологической эволюции жизни.

Первыми возникшими на нашей планете одноклеточными организмами были примитивные бактерии, не обладавшие ядром, то есть прокариоты. Как уже указывалось, это были одноклеточные безъядерные организмы. Они были анаэробами, поскольку жили в бескислородной среде, и гетеротрофами, поскольку питались готовыми органическими соединениями «органического бульона», то есть веществами, синтезированными в ходе химической эволюции. Энергетический обмен у большинства прокариот происходил по типу брожения. Но постепенно «органический бульон» в результате активного потребления убывал. По мере его исчерпания некоторые организмы стали вырабатывать способы формирования макромолекул биохимическим путем, внутри самих клеток при помощи ферментов. В таких условиях конкурентоспособными оказались клетки, которые смогли получать большую часть необходимой энергии непосредственно от излучения Солнца. По этому пути и шел процесс формирования хлорофилла и фотосинтеза.

Переход живого к фотосинтезу и автотрофному типу питания явился поворотом в эволюции живого. Атмосфера Земли стала «наполняться» кислородом, который для анаэробов явился ядом. Поэтому многие одноклеточные анаэробы погибли, другие укрылись в бескислородных средах – болотах и, питаясь, выделяли не кислород, а метан. Третьи приспособились к кислороду. У них центральным механизмом обмена стало кислородное дыхание, которое позволило увеличить выход полезной энергии в 10–15 раз по сравнению с анаэробным типом обмена – брожением. Переход к фотосинтезу был длительным процессом и завершился около 1,8 млрд лет назад. С возникновением фотосинтеза в органическом веществе Земли накапливалось все больше энергии солнечного света, что ускоряло биологический круговорот веществ и эволюцию живого в целом.

В кислородной среде сформировались эукариоты, то есть одноклеточные, имеющие ядро организмы. Это были уже более совершенные организмы с фотосинтетической способностью. Их ДНК уже были сконцентрированы в хромосомы, тогда как у прокариотных клеток наследственное вещество было распределено по всей клетке. Хромосомы эукариотов были сконцентрированы в ядре клетки, а сама клетка уже воспроизводилась без существенных изменений. Таким образом, дочерняя клетка эукариот была почти точной копией материнской и имела столько же шансов на выживание, сколько и материнская.

Образование растений и животных

Последующая эволюция эукариотов была связана с разделением на растительные и животные клетки. Такое разделение произошло в протерозое, когда Земля была заселена одноклеточными организмами.

С начала эволюции эукариоты развивались двойственно, то есть в них параллельно были группы с автотрофным и гетеротрофным питанием, что обеспечивало целостность и значительную автономность живого мира.

Растительные клетки эволюционировали в сторону уменьшения способности передвижения из-за развития жесткой целлюлозной оболочки, но в направлении использования фотосинтеза.

Животные клетки эволюционировали в сторону увеличения способности к передвижению, а также совершенствования способов поглощать и выделять продукты переработки пищи.

Следующим этапом развития живого стало половое размножение. Оно возникло примерно 900млн лет назад.

Дальнейший шаг в эволюции живого произошел около 700–800млн лет назад, когда появились многоклеточные организмы с дифференцированными телом, тканями и органами, выполняющими определенные функции. Это были губки, кишечнополостные, членистоногие и т.д., относящиеся к многоклеточным животным.

На протяжении всего протерозоя и в начале палеозоя растения населяют в основном моря и океаны. Это зеленые и бурые, золотистые и красные водоросли. Впоследствии в морях кембрия уже существовали многие типы животных. В дальнейшем они специализировались и совершенствовались. Среди морских животных той поры ракообразные, губки, кораллы, моллюски, трилобиты.

В конце ордовикского периода стали появляться крупные плотоядные, а также позвоночные животные.

Дальнейшая эволюция позвоночных шла в направлении челюстных рыбообразных. В девоне стали появляться уже двоякодышащие рыбы – амфибии, а затем насекомые. Постепенно развивалась нервная система как следствие совершенствования форм отражения.

Особо важным этапом в эволюции форм живого являлись выход растительных и животных организмов из воды на сушу и дальнейшее увеличение количества видов наземных растений и животных. В дальнейшем именно из них и происходят высокоорганизованные формы жизни. Выход растений на сушу начался в конце силура, а активное завоевание суши позвоночными началось в карбоне.

Переход к жизни в воздушной среде требовал от живых организмов очень многих изменений и предполагал выработку соответствующих приспособлений. Он резко увеличил темпы эволюции живого на Земле. Вершиной эволюции живого стал человек. Жизнь в воздушной среде «увеличила» массу тела организмов, в воздухе не содержатся питательные вещества, воздух иначе, чем вода, пропускает свет, звук, тепло, количество кислорода в нем выше. Ко всему этому необходимо было приспособиться. Первыми приспособившимися к условиям жизни на суше позвоночными были рептилии. Их яйца были снабжены пищей и кислородом для эмбриона, покрыты твердой скорлупой, не боялись высыхания.

Примерно 67млн лет назад преимущество в естественном отборе получили птицы и млекопитающие. Благодаря теплокровности млекопитающих они быстро завоевали господствующее положение на Земле, что связано с условиями похолодания на нашей планете. В это время именно теплокровность стала решающим фактором выживания.

Она обеспечивала постоянную высокую температуру тела и стабильность функционирования внутренних органов млекопитающих. Живорождение млекопитающих и вскармливание детенышей молоком явилось мощным фактором их эволюции, позволяющим размножаться в разнообразных условиях среды. Развитая нервная система способствовала разнообразию форм приспособления и защиты организмов. Произошло разделение хищно-копытных животных на копытных и хищников, а первые насекомоядные млекопитающие положили начало эволюции плацентарных и сумчатых организмов.

Решающим этапом эволюции жизни на нашей планете явилось появление отряда приматов. В кайнозое примерно 67–27 млн. лет назад приматы разделились на низших и человекообразных обезьян, являющихся древнейшими предками современного человека. Предпосылки появления современного человека в процессе эволюции формировались постепенно.

Сначала был стадный образ жизни. Он позволил сформировать фундамент будущего социального общения. Причем если у насекомых (пчелы, муравьи, термиты) биосоциальность вела к потере индивидуальности, то у древних предков человека, напротив, она развивала индивидуальные черты особи. Это явилось мощной движущей силой развития коллектива.



Урок биологии в 9 классе по теме «Начальные этапы развития жизни»

Нефедова Е. В.,учитель

биологии МОУ

«Гимназия № 58» г. Саратов

Цель урока: изучить причины и следствия развития жизни на Земле.

Задачи:

  • образовательная: рассмотреть основные этапы биологической эволюции, выяснить ее причины, и значение;

  • развивающая: продолжить формирование умений анализировать, выявлять причинно – следственные связи, формировать выводы.

Методы: беседа, сообщения учащихся.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, таблицы, карточки.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Опрос домашнего задания (карточки, вопросы, тесты).

  3. Изучение нового материала:

  1. Прокариоты – первые одноклеточные организмы (презентация).

  2. Появление эукариот (сообщение учащегося).

  3. Появление многоклеточных организмов (сообщение учащегося).

  1. Закрепление.

  2. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Опрос домашнего задания «Современные представления о возникновении жизни» можно начать с вопросов:

  1. Какие химические элементы и их соединения были в первичной атмосфере Земли?

  2. Укажите условия, необходимые для абиогенного образования органических соединений.

  3. Какие соединения были распространены в водах первичного океана?

  4. Что такое коацерваты?

  5. В чем сущность химической эволюции на ранних этапах существования Земли?

  6. Какое событие положило начало биологической эволюции?

  7. Когда на Земле появились первые клеточные организмы?

В это же время некоторые ученики работают по карточкам.

Закончить опрос домашнего задания можно тестами:

Тесты для повторения темы : «Возникновение жизни на Земле»

Выберите правильные варианты ответов:

1. Кто из названных ученых окончательно опроверг теорию самозарождения организмов?

а) Дарвин

б) Пастер

в) Ламарк

2. Суть теории самозарождения заключается в том, что она поддерживает идею:

а) возникновение живых организмов из неживых тел

б) возникновение живого от живого

в) создания живого высшими силами

3. Согласно биохимической теории жизнь:

а) существовала всегда

б) занесена на нашу планету из вне

в) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам

4. В смеси Миллера содержались аммиак и метан. Почему эти вещества были необходимы для опыта?

а) он хотел доказать, что эти вещества содержались в составе первичной атмосферы Земли.

б) он хотел доказать невозможность зарождения жизни в первичной атмосфере Земли.

в) он хотел доказать возможность синтеза органических соединений в условиях первичной атмосферы Земли.

5. Какая реакция лежит в основе образования аммиака?

а) реакция углекислого газа с азотом

б) реакция воды с азотом

в) реакция водорода с азотом

6. Суть гипотезы А.И. Опарина заключается :

а) в признании абиогенного синтеза органических соединений.

б) в отрицании абиогенного синтеза органических соединений.

в) в утверждении, что жизнь была привнесена из вне.

7.Почему коацерваты могли считаться прообразами живых систем?

а) они могли поглощать одни вещества из внешней среды и выделять в нее другие.

б) они были отграничены от водной среды подобием мембраны.

в) по всем указанным причинам.

8. Одним из важнейших этапов возникновения жизни можно считать:

а) появление аминокислот

б) появление углеводов

в) появление нуклеиновых кислот

9. Какое свойство органических молекул позволило им стать «основой жизни»?

а) способность к разнообразным химическим реакциям

б) способность к самоорганизации и воспроизведению

в) сложность их строения

10. Согласно космической теории жизнь :

а) возникала неоднократно из неживого вещества

б) занесена на нашу планету из вне

в) была создана сверхъестественным существом в определенное время.

Правильные ответы: 1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – в, 5 – в, 6 – а, 7 – в, 8 – в, 9 – б,

10 – б.

  1. Изучение нового материала «Начальные этапы развития жизни на Земле

  1. Прокариоты – первые одноклеточные организмы (презентация).

  2. Появление эукариот (сообщение учащегося).

  3. Появление многоклеточных организмов (сообщение учащегося).

После объяснения материала ребята выполняют работу в тетради на печатной основе (А.Ю. Цибулевский Биология- 9. Рабочая тетрадь к учебнику).

  1. Закрепление:

1.Тесты для закрепления темы «Начальные этапы развития жизни»

Выберите правильные варианты ответов:

1. Первые живые организмы (пробионты), появившиеся на Земле, по способу дыхания и способу питания были;

а) анаэробными гетеротрофами;

б) анаэробными фототрофами;

в) аэробными гетеротрофами.

2. Организмы, появившиеся на Земле при истощении запаса абиогенных органических веществ, по способу дыхания и способу питания были;

а) анаэробными гетеротрофами;

б) анаэробными фототрофами;

в) аэробными гетеротрофами.

3. Накопление в атмосфере первичной Земли кислорода и появление озонового экрана привело к:

а) началу абиогенного синтеза органических веществ и прекращению ультрафиолетового излучения;

б) началу абиогенного синтеза органических веществ и усилению ультрафиолетового излучения;

в) прекращение абиогенного синтеза органических веществ и защите первых организмов от ультрафиолетового излучения.

4. Началом биологической эволюции на Земле принято считать момент возникновения первых:

а) органических веществ, синтезированных абиогенным путем;

б) коацерватных капель, микросфер и других агрегатов из органических веществ;

в) одноклеточных прокариотических организмов – пробионтов;

5. С момента начала биологической эволюции на Земле скорость эволюционного процесса:

а) не изменялась;

б) постоянно возрастала;

в) постоянно убывала;

6. Крупнейшим ароморфозом, оказавшим существенное воздействие на ранние этапы эволюции жизни на Земле, стало:

а) появление новых клеток – прокариот;

б) появление первых клеток – эукариот;

в) возникновение фотосинтеза у анаэробных прокариот;

7. Первые многоклеточные эукариотические организмы на Земле произошли в ходе эволюции от:

а) одноклеточных прокариот;

б) одноклеточных эукариот;

в) многоклеточных прокариот.

Правильные ответы: 1 –а, 2 – б, 3 – в, 4 – в, 5 – б, 6 – в, 7 –б.

2.

Работа с учебником (закончите предложение):

У первых одноклеточных организмов – прокариотов – наследственный материал не был окружен мембраной, а находился…( прямо в цитоплазме).

Они были гетеротрофами, т.е. использовали в качестве источника энергии (пищи)… (готовые органические соединения, находящиеся в растворенном виде в водах первичного океана).

Поскольку в атмосфере Земли свободного кислорода не было, они имели анаэробный (бескислородный) тип обмена, эффективность которого… (невелика).

Появление большого количества гетеротрофов приводило к истощению вод первичного океана: в нем оставалось все меньше… (готовых органических веществ).

Первыми фотосинтезирующими организмами, выделяющими в атмосферу О2 , были…( синезеленые водоросли).

Со временем в результате взаимополезного сосуществования (симбиоза) различных прокариот возникли… (эукариоты, у которых появилось настоящее ядро, окруженное оболочкой).

Появление двойного набора генов сделало возможным…( обмен полными копиями генов между разными организмами, принадлежащими к одному виду, — возник половой процесс).

На рубеже архейской и протерозойской эр половой процесс привел к… (значительному увеличению разнообразия живых организмов благодаря созданию новых многочисленных комбинаций генов).

Около 2,6 млрд. лет тому назад появились… (многоклеточные организмы).

3. Вопросы:

1. Как питались первые живые организмы?

2.Что такое фотосинтез? Какую роль в развитии жизни на Земле сыграло его появление?

3. Какие организмы впервые стали выделять в атмосферу свободный кислород?

4. Какое значение для эволюции имело появление полового процесса?

  1. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание.

Похожие документы:

Похожие главы из других работ:

Антропогенез: от человекообразной обезьяны к человеку

Этапы эволюции человека

Для разрешения проблемы происхождения человека Дарвин сделал больше, чем все его предшественники, — натуралисты и философы, — когда-либо занимавшиеся этой проблемой. Дарвин неоспоримо доказал, что человек исторически связан с животным миром…

Биосфера. Этапы эволюции биосферы

2.0 Ключевые этапы эволюции биосферы

В истории нашей планеты, как и в жизни любого человека, существуют различные этапы самосовершенствования, от возникновения к нечто современному и совершенному иными словами эволюция…

Биохимия возникновения жизни на Земле

Глава 1. Теории возникновения жизни на Земле. Ученые, которые рассматривали вопросы возможности и вероятности возникновения жизни

Теории, касающиеся возникновения Земли и жизни на ней, да и всей Вселенной, разнообразны и далеко не достоверны. Согласно теории стационарного состояния, Вселенная существовала вечно. Согласно другим гипотезам…

Идеи возникновения и эволюции жизни

Начальные этапы эволюции жизни

В позднем архее (более 3,5 млрд. лет назад) на дне небольших водоемов или мелководных, теплых и богатых питательными веществами морей возникла жизнь в виде мельчайших примитивных существ — протобионтов…

Концепции современного естествознания

3. Исторические этапы развития жизни на Земле

Геологическая эра Земли от ее образования до зарождения жизни называется катархей. 1. Катархей (от греч. "ниже древнейшего") — эра, когда была безжизненная Земля, окутанная ядовитой для живых существ атмосферой…

Образование планеты Земля

2.1 Основные этапы эволюции Земли

История Земли по современным представлениям насчитывает примерно 4,6 млрд. лет. Многочисленные результаты исследования земной коры (химический состав и структура горных пород, их распределение по глубине, содержание радиоактивных изотопов…

Основные понятия современного естествознания

10. Опишите основные этапы развития биосферы. Как представляет наука начало жизни на Земле? Каковы стадии происхождения жизни по концепции Опарина? Почему жизнь пока обнаружена только на нашей планете? Каковы современные представления о происхождения жизни? Суть идей Эйгена

Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время -15-80 млн. лет тому назад, когда возникли леса и степи…

Основные этапы эволюции приматов

1.2 Основные этапы эволюции приматов

Происхождение первых примитивных приматов (протоприматов) обычно связывают с древнейшими насекомоядными млекопитающими и относят к концу верхнего мелового периода мезозойской эры…

Основные этапы эволюции приматов

3. Ранние этапы эволюции предков человека

Проблема сущности жизни и ее происхождения на земле

Глава 2. Естественнонаучные представления о жизни и ее эволюции.

Дарвин вскрыл движущие силы эволюции живой природы. Он попытался понять и объяснить действительную природу внутренних противоречий органического мира. Его теория не только объясняет характер этих противоречий, но и указывает пути…

Происхождение жизни на Земле

1. Основные подходы к проблеме происхождения жизни. Гипотеза А.И. Опарина о коацерватной стадии в процессе возникновения жизни.

Вначале в науке вообще не существовало проблемы возник-новения жизни.

Допускалась возможность постоянного зарождения живого из неживого. Великий Аристотель (IV в. до н.э.) не сомневался в самозарождении лягушек, мышей. В III в. н.э…

Происхождение жизни на Земле

2. Этапы химической и предбиологической эволюции на пути к жизни

Гипотеза А.И. Опарина способствовала конкретному изуче-нию происхождения простейших форм жизни. Она положила начало физико-химическому моделированию процессов обра-зования молекул аминокислот, нуклеиновых оснований…

Развитие эволюционных учений

2. Начальные этапы биологической эволюции

Появление примитивной клетки означало окончание предбиологической эволюции живого и начало биологической эволюции жизни. Первыми возникшими на нашей планете одноклеточными организмами были примитивные бактерии, не обладавшие ядром…

Роль микроорганизмов в круговороте химических элементов в природе

7. Роль микроорганизмов в эволюции жизни на Земле

Согласно современным представлениям жизнь есть результат эволюции материи. Взгляды на происхождение жизни, ее развитие и сущность имеет длинную историю…

Становление первичных экосистем. Характер взаимодействия организмов на ранних этапах эволюции жизни

2. Характер взаимодействия организмов на ранних этапах эволюции жизни

Многие биологи полагают, что все разнообразие жизни на нашей планете происходит от единственного исходного вида — "универсального предка". Другие, в том числе крупнейший микробиолог академик Г.А.Заварзин, несогласны с этим…

Определение понятия жизнь

ž Жизнь это высшая из природных форм движения материи, которая характеризуется самообновлением, саморегуляцией и самовоспроизведением разноуровневых открытых систем.

ž Вещественную основу которых составляют белки, нуклеиновые кислоты (ДНК,РНК) и фосфороорганические соединения (АТФ).

ž Живые организмы характеризуются :

1 — сложной, упорядоченной структурой;

2- получают энергию из внешней среды, используя ее на поддержание собственной упорядоченности;

3- не только изменяются, но и усложняются;

4 — способностью к самовоспроизводству на основе генетического кода;

5- способность сохранять и передавать информацию;

6- молекулярной хиральностью (L-изомерия);

7- высокой приспособляемостью к внешней среде;

8- активно реагируют на внешнюю среду.

В теоретической биологии выделяют шесть уровней организации живого:

ž 1. МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ. На этом уровне происходит репродукция в неизменном или измененном виде молекулярных структур, ,ответственных за жизненные процессы, в которых закодирована генетическая информация, — в первую очередь нуклеиновых кислот и белков.

Этим обеспечивается передача наследственной информации от поколения к поколению.

ž 2. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ. На этом уровне происходит пространственное разграничение и упорядочение процессов жизнедеятельности благодаря разделению функций между специфическими структурами.

ž 3. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ (ОРГАНИЗМЕННЫЙ) УРОВЕНЬ. На этом уровне осуществляется декодирование и реализация генетической информации, завершающиеся становлением дефинитивной организации; при этом возникают фенотипические признаки, служащие материалом для естественного отбора. На этом уровне создаются особенности как структурные, изучаемые макро — и микроморфологией, так и функциональные, изучение которых составляет предмет физиологии, биофизики и биохимии.

ž 4. ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ. На этом уровне изменения, возникающие на первых трех уровнях, приводят к настоящим эволюционным преобразованием (микроэвопюция) за счет выработки новой адаптивной нормы и связанного с ней процесса видообразования.

ž 5. БИОГEОЦЕНОТИЧЕСКИЙ (БИОСФЕРНЫЙ) УРОВЕНЬ. На этом уровне протекают вещественно-энергетические круговороты, вызванные жизнедеятельностью организмов и образующие в сумме большой биосферный круговорот.

ž 6. НООСФЕРНЫЙ ИЛИ СФЕРА РАЗУМА

ХИМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ земного вещества (4,3-4,1.109 лет).

2 — АБИОГЕНЕЗ (4,0-3,5.109 лет) — образование органических соединений, без участия ферментов.

3 — ПРОКАРИОТЫ (3,4.109 лет по настоящее время) — все бактерии,включая архебактерии и цианобактерии (сине-зеленые водоросли и прохлорофитовые водоросли).

4 — ЭУКАРИОТЫ (1,8.109 лет по настоящее время) — все одноклеточные и высшие животные, растения и грибы

ž Параллелъно с биологической эволюцией проходила БИОХИМИЧЕСКАЯ, в которой можно выделить три этапа:

ž 1 ЭТАП — ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ. Наличие каталитических и радиохимических реакций синтеза сложных органических соединений; практическое отсутствие свободного кислорода; повышенная радиоактивность (период с 4,6 млрд. до 4 млрд. лет)

ž II — Слабоокислительный. Возникновение фотосинтеза (с 4,0 млрд.до 1,8 млрд. лет)

ž III — ОКИСЛИТЕЛЬНЫЙ. Наличие свободного кислорода в атмосфере Земли. Процессы дыхания.

Основные этапы развития живой природы

ž Появление простейших клеток — прокариотов.

ž — Появление высокоорганизованных клеток — эукариотов.

ž — Появление многоклеточных организмов на основе объединения клеток эукариотов, функциональная дифференциация клеток в организмах.

ž — Появление высших животных. Формирование у высших животных развитой нервной системы и мозга как объединяющего центра отдельных функций в сложные поведенческие реакции

⇐ Предыдущая1234567

Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?;

Уроки 10,11. Начальные этапы биологической эволюции

1. Дано утверждение:
"Возникновению живых организмов и их сохранению на начальных этапах благоприятствовало отсутствие свободного кислорода."

Запишите ваши доводы "за" или "против".

Утверждение верно, так как органические вещества, необходимые для возниконовения биополимеров, могут образовываться только в безкислородной атмосфере.

2. Объясните значение следующих событий биологической эволюции.

Главные события биологической эволюции.

Событие Значение события биологической эволюции
Появление:

1)фотосинтеза

В результате фотосинтеза синтезируются органические вещества из неорганических и выделяется кислород.
Образование кислородной атмосферы Земли обеспечило возможность аэробного дыхания (за счет которого запасается гораздо фольше энергии в форме АТФ, чем при аэробном) .
Аэробное дыхание дало возможность извлекать из органических веществ больше энергии, что привело к существенному увеличению интенсивности обмена веществ.
2)эукариотов Был достигнут принципиально более высокий уровень приспособляемости организмов. Отметим, что рост приспособляемости (и, как следствие, устойчивости) живых систем – один из основных законов биологической эволюции.
3)многоклеточности Сделало возможным формирование специализированных клеток, развитие разнообразных, выполняющих определенные функции тканей и органов. Специализация, в свою очередь, повышает эффективность работы организма в целом, усложняет его структуру, обеспечивает более сложные и адаптивные формы поведения.
4)полового процесса Половое размножение создает бесконечное разнообразие особей, в том числе и таких, которые успешно адаптируются к изменчивым внешним условиям, «завоевывают мир» , распространяясь в новые места обитания, и оставляют потомство, передавая ему свой наследственный материал. Потомки же двух успешных родительских особей могут оказаться обладателями еще более удачной комбинации наследственных признаков, и соответственно они разовьют успех родителей.

Особи с неудачной комбинацией признаков будут элиминированы естественным отбором.

3. Выпишите незнакомые вам термины и дайте определения новых понятий.

4. Закончите составление схемы симбиотического возникновения эукариот.

5. Изложите в виде плана сущность гипотезы возникновения эукариот.

1) Эукариоты — результат симбиоза нескольких разновидностей прокариот.
2) Теории возникновения митохондрий, пластид, цитоплазмы, ядра, цитоскелета, жгутиков.
3) Появление фотосинтеза.

6. Приведите доказательства в пользу утверждения "Формирование мембраны, ограничивающей организм от окружающей среды, способствовало появлению живых организмов и ознаменовало начало биологической эволюции". Почему?

Мембрана начала выполнять защитную функцию организма, что послужило толчком для появления приспособляемости живого организма, выработки у него механизма защиты.

Урок 9. Эволюция протобионтовУрок 14. Неорганические вещества, входящие в состав клетки

Тест по теме: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ».

Вариант 1

1. Стационаристы считали, что жизнь:

1) существовала всегда; 2) возникла в результате биохимической эволюции;

3) возникла в результате Божественного творения; 4) занесена на Землю с других планет.

2. Гипотеза, согласно которой жизнь была создана твор­цом, называется:

1) креационизмом; 2) гипотезой панспермии;

3) гипотезой самозарождения; 4) гипотезой стационарного состояния.

3. Опыт, опровергающий гипотезу самозарождения, с кипячением мясного бульона и последующим герметич­ным запаиванием его в сосуде, провел:

1) Ф. Реди; 2) Л. Пастер;

3) А. Левенгук; 4) Л. Спалланцани.

4. Гипотеза стационарного состояния была выдвинута:

1) Аристотелем; 2) Л. Пастером;

3) В. Прейером; 4) А. Левенгуком.

5. Идею о космическом происхождении жизни высказал:

1) Ф.Реди; 2) Г. Рихтер;

3) Дж. Тиндаль; 4) В. И. Вернадский.

6. Главное предположение Л. Пастера в опытах с прокипяченым мясным бульоном, помещенным в колбу с s-образным горлом, заключалось в том, что микроор­ганизмы:

1) погибают, попав в неблагоприятные условия;

2) переносят неблагоприятные условия, но перед этим об­разуют споры;

3) развиваются из переносимых по воздуху спор;

4) перестают размножаться в неблагоприятных условиях.

7. Биохимическая гипотеза — это гипотеза:

1) основана на результате закономерной химической эво­люции углерода во вселенной;

2) о многократном возникновении жизни из неживого ве­щества;

3) о невозможности самозарождения живого из неживого вещества.

8. Главная роль в превращении неживого в живое при­надлежит:

1) неорганическим соединениям; 2) углеводам; 3)липидам; 4)белкам.

9.

Концентрированные растворы белков, нуклеиновых кислот, образующие сгустки, — это:

1) абсорбенты; 2) адсорбенты;

3) коагулянты; 4) коацерваты.

10. Газовый состав первичной атмосферы Земли (а 1\2 О2NH3; в Н2; г О2; д СН4):

1)а,б,д; 2) б, в, д; 3) а, б, г.

11. «Атмосферой» в эксперименте по подтверждению биохимической гипотезы служила смесь газов:

1) аммиак, водород, азот; 2) аммиак, водород, кислород;

3) аммиак, водород, метан; 4) кислород, водород, азот.

12. С. Фокс экспериментально получил полипептид из смеси сухих аминокислот на куске вулканической лавы и назвал их:

1) нуклеотидами; 2) гликопротеидами;

3) протеинодами; 4) ДНК.

13. Следующим этапом после появления примитивных клеток является:

1) возникновение генетического кода; 2) возникновение себе подобных;

3) появление колониальных форм; 4) дифференцировка клеток.

14. Первые примитивные клетки могли возникнуть в результате:

1) охлаждения нагретых коацерватных растворов полипеп­тидов и определенной кислотности;

2) охлаждения нагретых коацерватных растворов полипеп­тидов;

3) определенной кислотности;

4) нагревания коацерватных растворов полипептидов и определенной кислотности;

5) нагревания коацерватных растворов полипептидов

15. Первые организмы возникли приблизительно … лет тому назад:

1) 4,5 миллиарда; 2) 4 миллиарда; . .

3) 3,5 миллиарда; 4) 3 миллиарда.

16. Первыми фотосинтезирующими организмами были:

1) эукариоты; 2) аэробные бактерии;

3) анаэробные бактерии; 4) цианобактерии.

17. Эукариотическая клетка, согласно гипотезе возникла:

1) в результате нескольких последовательных симбиозов;

2) путем дифференциации исходной прокариотической клетки;

3) в результате конкуренции прокариот.

18. Исходной клеткой для возникновения одноклеточных жгутиконосцев возможно явилась:

1) клетка с ядром и органеллами; 2) клетка с митохондриями;

3) клетка с центриолями; 4) клетка с ресничками и жгутиками

19. Возраст ископаемых организмов можно определить с помощью:

1) биохимического метода; 2) цитологического метода;

3) радиоизотопного метода; 4) микробиологического метода.

20.Благодаря чему организмы сами стали создавать органические вещества:

1) фотосинтез; 2) эукариотические клетки;

3) многоклеточность; 4) системы органов;

5) половой процесс;

21. Важнейшее событиеэто:

1) выход растений на сушу; 2) возникновение животной клетки;

3) возникновение беспозвоночных; 4) появление настоящих птиц.

22. Появление фотосинтеза в процессе эволюции привело к образованию

1) бактерий 2) многоклеточности 3) кислорода в атмосфере 4) полезных ископаемых

23. Какого газа не было в первичной атмосфере Земли?

1. Азота 2. Кислорода

3. аммиака 4. метана

II. Опишите опыт Ф.Реди

III. Гипотеза О.Ю.Шмидта

Тест по теме: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ».

Вариант 2

1. Возникновение живых организмов из веществ неор­ганической природы называется:

1) биогенез; 2) абиогенез;

3) катагенез; 4) видообразование.

2. Гипотезу самозарождения подверг сомнению:

1) Аристотель; 2) Ф. Крик;

3) Ф. Реди.

3. Гипотеза, согласно которой жизнь существовала веч­но, называется:

1) этернизмом; 2) панспермией;

3) креационизмом; 4) биохимической теорией.

4. Гипотеза о появлении жизни на нашей планете в ре­зультате переноса с других планет неких «семян» жизни называется:

1) этернизмом; 2) креационизмом;

3) панспермией; 4) биохимической теорией;

5) гипотезой стационарного состояния.

5. Идеалисты придерживались гипотезы:

1) креационизма; 2) панспермии;

3) этернизма; 4) стационарного состояния.

6. Опыты Л. Пастера с прокипяченым мясным бульоном, помещенным в колбу с s-образным горлом доказали:

1) невозможность самозарождения;

2) возможность самозарождения;

3) вечность жизни;

4) невозможность существования жизни в неблагоприят­ных условиях.

7. Сложные органические вещества могли образовы­ваться:

1) из простых при воздействии различных видов энергии и наличии кислорода:

2) из простых при воздействии различных видов энергии и отсутствии кислорода;

3) из простых при наличии кислорода и без воздействия энергии;

4) из простых при отсутствии кислорода и без воздействия энергии.

8. В основе образования ком­плексов «первичного бульона» лежат свойства молекул:

1) неорганических соединений; 2) углеводов;

3) липидов; 4) белков.

9. Для образования органических молекул небиологичес­ким путем в современных земных условиях необходимо:

1) отсутствие кислорода, наличие определенных химичес­ких веществ и безгранично долгое время;

2) отсутствие кислорода и наличие определенных хими­ческих веществ;

3) наличие кислорода и определенных химических веществ безгранично долгое время.

10. Биохимическую гипотезу происхождения жизни экс­периментально подтвердил:

1) А. И. Опарин; 2) Дж. Бернал;

3) Л. Орджел; 4) С. Миллер;

5) С. Фокс.

11. Смогли синтезировать в эксперименте компоненты нуклеиновых кислот (а — Дж. Холдейн; б — А. И. Опа­рин; в — С. Миллер; г — Дж. Юри; д — Л. Орджел):

1)6, в; 2) г, д. 3)в,г

12. С. Фокс экспериментально получил полипептид из смеси сухих аминокислот на куске вулканической лавы такие полипептиды (протеиноды) выпол­няли … функцию:

1) ингибиторную; 2) каталитическую; 3)транспортную.

13. Источником энергии для абиогенного синтеза слож­ных органических веществ, считают румынские ученые Ф. Денеш и К. Симионеску, является:

1) радиоактивное излучение; 2) энергия возбужденного электрона;

3) энергия электрических разрядов; 4) холодная плазма.

14. Первыми организмами, населяющими Землю, были:

1) автотрофы; 2) гетеротрофы;

3) автогетеротрофы; 4) хемотрофы.

15. После гетеротрофных бактерий появились:

1) эукариоты; 2) прокариоты; 3) протобионты.

16. Идею биогенеза впервые выдвинул:

1)Л. Пастер; 2) Ф. Энгельс; 3) С. Фокс;

4) А. С. Фаминцын; 5) Лин С. Маргулис.

17. Кто является автором современной теории биохимической эволюции?

1. Л.Пастер 2. А.И.Опарин

3. Ф.Реди 4. О.Ю.Шмидт

18. Тяжелые химические элементы возникли в результате…

1. ” Большого взрыва” 2. Термоядерного синтеза

3. Взрыва сверхновой звезды 4. Они были всегда

19. Панспермия- гипотеза о …

1. Самозарождении жизни 2. Возникновении Солнечной системы

3. Биохимической эволюции 4. Занесении жизни на Землю из космоса

20. Многоклеточные организмы берут свое начало от:

1) жгутиковых протистов; 2) всех протист;

3) колониальных жгутиконосцев; 4) бактерий.

21. Разделение животного и растительного мира произошло благодаря появлению

1) многоклеточности 2) фотосинтеза 3) оформленного ядра 4) органов движения

22. Коацерватные капли- это

1. Атомы водорода и гелия 2. Многомолекулярные комплексы окруженные водной оболочкой

3. Капли воды 4. Растворы солей

23. Из чего образовалось Cолнце?

1.Из холодного газопылевого облака 2. Из горячего газопылевого облака

3. Из частиц и античастиц 4. Из радиоактивного излучения

II. Опишите опыт Л.Пастера

III. Гипотеза Э.Канта

Похожие документы:

Оставьте комментарий