Основные формы поведения животных


Основные формы поведения животных.

Наиболее низкая, самая простая форма — это так называемые тропизмы. Они заключаются в повороте, движении по направлению к раздражителю или от него. Такие реакции имеются даже у растений. Самый простой пример — листья растения поворачиваются к свету, а корни, наоборот, уходят от света.

Следующая форма — это инстинкты, одна из наиболее важных и наиболее трудных тем в зоопсихологии. Инстинкты — это в основном врожденные формы поведения.

Затем идут навыки. Это те формы поведения, которые приобретаются в индивидуальной жизни, новые формы поведения.

Наличие сознания отличает психику человека от психики животных.

Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка и общественно-исторических отношений между людьми.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические» — специфически человеческие, общественно, исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Но психика человека это не только сознание, но и бессознательное. Человек включен в мир, является его частью. Нельзя понять индивида, не рассматривая окружающую среду. Человек не наблюдатель, он в мире живет. Природа, общество, культура — вот три сферы его обитания.

А.В. Петровский выделяет следующие существенные отличия психики животных и человека:

Первое различие в мышлении человека и животного. Многими экспериментами было доказано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. «Язык» животных и язык человека различны и это тоже определяет различие в мышлении.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия труда. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Человек же создает орудие по заранее намеченному плану.

Третье различие состоит в чувствах. И животное и человек не остаются безразличными к происходящему вокруг. Однако только человек способен сопереживать в горе и сорадоваться другому человеку.

Важнейшее отличие психики животного от психики человека заключается в условиях их развития. Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции. Развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития. Но только человек способен присваивать общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику.

Дайте определение понятию «развитие». Раскройте психическое развитие личности. Сравните основные подходы к проблеме психического развития.

Понятие «развитие» используют в различных науках. Но речь всегда идет об определенных изменениях того или иного объекта.

Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением у него нового качественного состояния.

Когда говорят о развитии человека, подразумевают различные процессы. Условно можно говорить о биологическом, психическом, социальном и духовном развитии человека.

Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

На данном уровне жизни происходит развитие познавательной сферы, формирование свойств характера, мотивации других психических явлений. Психическое развитие начинается практически с самого момента рождения и длится всю жизнь. Оно отражается и на других изменения в человеке, в том числе на социальном развитии.

Подходы

I. Биологизаторский подход (теория преформизма): развитие изначально предопределено наследственными задатками, заключенными в зачатке, семени. Развитие рассматривается как постоянное развертывание этих свойств. Смена периодов развития, порядок появления тех или иных психических процессов и свойств, уровень которого они достигают в ходе развития, — все это наследственно предопределено, т.е. все психические особенности человека являются врожденными.

II. Социологизаторский подход (теории «чистой доски»). Сторонники данного подхода утверждают, что ребенок в момент рождения является «чистой доской и под влиянием внешних условий в нем постепенно возникают все психические качества, свойственные человеку. Все развитие есть приобретение ребенком опыта. Воспитатель может «вылепить» ребенка по любому образцу, который он выбрал. Представители этого направления (Э. Торндайк, Д. Уотсон, Р. Сирск, Скиннер и др.) смотрят на человека как на хорошо налаженную машину. Все его развитие сводится к приобретению навыков: чем их больше, чем они более отработаны, тем более человек приспособлен к жизни, а значит, тем более развит (теории социального научения).

III. Теории конвергенции двух факторов. Данная теория предложена В. Штерном, который попытался снять односторонность каждой из предшествующих теорий. Согласно этой теории, развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Здесь предпочтение отдается наследственной предопределенности развития.

Сравнивая между собой, казалось бы, принципиально разные подходы к вопросу о психическом развитии ребенка, можно обнаружить сходство, т.к. представители данных теорий рассматривают ребенка как пассивный объект внешних влияний, т.е. ими отрицается или не учитывается активность самого человека.

Человек есть продукт истории и является частью природы, т.е. существо биосоциально.

Психическое развитие – это процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания, т.е. необратимый процесс во времени.

Развитие психики – не простое повторение пройденного, а очень сложный зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

Л.С. Выготский впервые в отечественной психологии занялся изучением соотношения биологического и социального в психическом развитии ребенка. Он создал культурно-историческую концепцию психического развития, в которой показал, что только в общении и в определенных социальных условиях жизни возможно развитие специфически человеческих свойств психики — высших психических функций: произвольной памяти, логического мышления, речи.

Развитие человека происходит в процессе овладения всеми средствами (как орудиями, так и знаками) путем обучения. Именно поэтому обучение занимает центральное место во всей системе организации жизни ребенка, определяя его психическое развитие. Следовательно, развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, позволяющих овладеть опытом предшествующих поколений.

Поведение современного культурного взрослого человека является результатом двух различных процессов психического развития: биологическая эволюция и историческое развитие.

Культурное развитие ребенка налагается на процессы роста, созревания и органического развития ребенка и образует с ним единое целое.

Дайте определение понятию «факторы психического развития личности». Опишите факторы и движущие силы психического развития. Сравните различные точки зрения по вопросу о соотношении наследственных и средовых влияний на развитие личности.

Факторы психического развития личности— это объективно существующее, постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления.

Факторы психического развития могут быть внешними и внутренними.

Внутренними факторами развития выступает наследственностьи врождённость.

Ребёнок наследует:

— особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств;

— физиологические признаки, общие для всех людей (прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздействия на окружающий мир, особое, человеческое строение речедвигательного аппарата и др.;

— биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.);

— особенности типа высшей нервной деятельности, на основе которых формируются и развиваются человеческие свойства и способности, в том числе интеллектуальные.

Носителями наследственности являются гены. Они способны претерпевать мутации, изменения под влиянием внутренних причин и внешних воздействий (интоксикации, облучение и др.) мутациями, происходящими в генах, можно объяснить некоторые аномалии в развитии организма человека: многопалость, короткопалость, волчья пасть, дальтонизм (цветовая слепота), предрасположенность к некоторым заболеваниям, телесные различия людей.

Врождённые особенности объясняются условиями внутриутробной жизни младенца (здоровьем матери, влиянием лекарственных средств, алкоголя, курения, наркотиков и др.).

Таким образом, биологические особенности составляют природную основу человека. Но существенное влияние на психическое развитие ребёнка оказывает социальная среда.

Внешними факторами выступает окружающая среда и общество, в котором развивается человек.

Основной толчок психическому развитию даёт ребёнку его жизнь в обществе людей. Вне общения с другими людьми нет развития психики ребёнка. Социальный опыт ребёнок не наследует, а присваивает.

Психическое развитие ребёнка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному.

Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как источник, т.к. в ней заранее есть всё, чем должен овладеть ребёнок, как положительное, так и отрицательное, например некоторые асоциальные формы поведения.

Движущей силой психического развития выступают противоречия, которые возникают на каждой возрастной ступени развития. С самой общей точки зрения исходное, основное противоречие составляют процессы обособления-отождествления. Обособление – это отделение (физическое, психологическое, социальное и т.п.) ребенка от взрослого (вообще одного человека от др.). Отождествление – это связывание, единение ребенка и взрослого (людей друг с другом).

На каждом возрастном этапе противоречия приобретают конкретный, специфический характер, создают основу для развития ребенка на данном возрастном этапе. Противоречия проявляются в кризисах развития и находят свое разрешение в новой социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Например, на этапе младенчества противоречия между максимальной социальностью ребенка и минимальными возможностями общения (отсутствие речи как основного средства общения) являются основой развития ребенка и разрешаются в особой социальной ситуации развития – слитностью ребенка и взрослого – и непосредственно-эмоциональным общением как ведущей деятельностью в данном возрасте.

К началу раннего детства складываются следующие противоречия: между возросшими потребностями ребенка и возможностями действия, между новыми потребностями, возможностями ребенка и прежним отношением взрослых к нему, между возросшей самостоятельностью ребенка и невозможностью все же еще обойтись без помощи взрослого. Это противоречие разрешается в новой социальной ситуации развития — ситуации совместной деятельности со взрослым и предметной деятельностью как ведущей, содержанием которой является усвоение общественно выработанных способов употребления предметов.

Задача взрослого заключается не только в том, чтобы учитывать противоречия, складывающиеся в ходе развития ребенка, оказывая ему помощь в их разрешении, но и создавать условия для возникновения соответствующих противоречий.

Движущая сила (фактор) психического развития– обучение. Высшие психические функции ребенка формируют прижизненно, в результате общения со взрослым. Необходимым условием развития ребенка является полноценность всех функциональных систем организма, нормально функционирующий мозг. Нельзя отрицать огромную вариативность «природных особенностей», недооценивать значение факторов, благоприятных или осложняющих органическое развитие.

Психическое развитие – рассматривается как процесс созревания, определяющий фактор – морфологическое созревание мозга, ЦНС, и возникновение любого нового поведения связано с созреванием ем соответствующего участка мозга.

Формы поведения животных.

Инстинкт – врожденная видовая форма поведения, особенность которой является:

— зависимость инстинктивного поведения от состояния внутренней среды организма;

— раздражители лишь стимулируют инстинкт и не обеспечивают всего акта инстинктивного поведения.

Инстинкты имеют четко выраженную родовая (генетическая) память, проявляющаяся во врожденных безусловных рефлексах; вырабатываются в ходе естественного отбора; безусловные рефлексы возбуждаются только при строго определенном постоянстве внешней среды; осуществляются автоматически (без признаков разума, мышления); в основном характеризуют поведение низших животных, хотя имеются и у высших животных и даже у человека. Инстинкт – это жестко закрепленная форма поведения, однако могут изменяться в связи с изменением среды, на основе их вырабатываются условные рефлексы. Инстинкт имеет цепной характер, последовательно вызывающий серию приспособительных действий. Могут обеспечивать групповое поведение (пчелы) – сложнейшие инстинкты, однако оно лишено цели (возникает в ответ на определенный внешний раздражитель или на сочетание определенных раздражителей, сходно у всех особей данного вида). При нарушении хоть одного существенного звена инстинктивное поведение сохраняется, но утрачивается его целесообразность (ограниченность инстинкта).

Навык– действия животных, в основе которых лежат условные связи и которые функционируют автоматически. Навык – индивидуально приобретенная форма поведения, формируется методом проб и ошибок. В основе навыка лежит система условных рефлексов. Навык – изменяющаяся форма поведения, поэтому без соответствующего подкрепления исчезает. Изменение навыка проявляется в переносе, характерно для высокоорганизованных животных. Наиболее успешно вырабатываются навыки, соответствующие инстинктам. Навыки, соответствующие условиям жизни многих поколений животных, постепенно закрепляются и превращаются в наследуемые формы поведения (инстинкты).

Таким образом, навык по автоматизму приближается к инстинктам, а по решению задач – к интеллектуальным проявлениям.

Интеллектуальное поведение наиболее высокоразвитых животных — человекоподобных обезьян.

Особенности интеллектуального поведения:

1. Умение решать двухфазные задачи, в которых есть фаза подготовки не имеющая биологического смысла без второй завершающей фазы. Леонтьев писал, что интеллект начинается там, где есть фаза подготовки.

2. Наличие инсайта (внезапное озарение), т.е. внезапное нахождение правильного решения задачи.

3. Перенос найденного решения задачи в сходные условия без предварительных проб и ошибок.

4. Наличие ориентировочной исследовательской деятельности и использование орудий в виде конкретного практического мышления.

Возникновение сознания и человеческого общества. Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом.

Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников — питекантропов и синантропов — первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа — человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту. Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда.

3.1. Основные формы поведения животных

Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности — коллективного труда.Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными. Например, преследование и умерщвление дичи охотником прямо отвечает биологическому мотиву — получению пищи. В отличие от этого действия загонщика, который отгоняет дичь от себя, не только не имеют самостоятельного смысла, но и, казалось бы, прямо противоположны тому, что следовало бы делать. Тем не менее они имеют реальный смысл в контексте коллективной деятельности — совместной охоты. То же самое можно сказать о действиях по изготовлению орудий и др.

Итак, в условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности — биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат.

В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица — действие. В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т. е. "открыть" для себя его смысл. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

Таким образом, вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико — жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация.

Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган — соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи — условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык — это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Историческое развитие сознания человека. Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания можно обозначить как историческое.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Предыдущая234567891011121314151617Следующая

Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 1514;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

10. *Классификация врожденных форм поведения по Дьюсбери. **Роль ритмических процессов организма в реализации поведенческих актов.

Классификация Д. Дьюсбери (1981), частично переработанная авторами, подразделяет поведение на три основные группы — индивидуальное, репродуктивное и социальное.

Индивидуальное поведение включает разнообразные акты, направленные на выживание и жизнеобеспечение отдельной особи:

Локомоция — перемещения животного в пространстве, необходимые для выполнения практически любых приспособительных функций.

Манипуляционная активность — совокупность действий особи с предметом, направленная на его адекватное использование в приспособительной деятельности. Составляет необходимый компонент пищевого, гнездостроительного, исследовательского, орудийного, а также других сфер поведения животного. Представляет собой систему определенным образом интегрированных элементов разного иерархического уровня. Сложность этой системы определяется не только морфологическими особенностями эффекторов (например, развитие кисти у обезьян или превращение передних конечностей в крылья у птиц), но так же и общим уровнем организации поведения и психики животного (Дерягина, 1986).

Исследовательская активность — комплекс реакций, которые знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения и создают основу для «индивидуального программирования поведения» (Тинберген, 1963).

Кормовое (или пищедобывательное) поведение — сложный, иерархически организованный многоуровневый комплекс двигательных актов, направленных на отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование с ней. В кормовом поведении действия с наследственно обусловленной видоспецифической программой тесно переплетены с действиями, приобретенными в результате индивидуального приспособления к среде. На пищедобывательных реакциях основано большинство методик изучения высшей нервной деятельности животных.

Поведение, направленное на поиск оптимального температурного режима, которое обеспечивает процессы терморегуляции.

Защитное поведение, связанное с поисками убежища, избеганием опасностей, охраной детенышей.

Гигиеническое поведение направлено на поддержание чистоты тела, а также осуществление уринации и дефекации.

Игра — совокупность специфически ювенильных проявлений всех форм поведения взрослого животного, характерная главным образом для молодых особей (Фабри, 1976; 1993), или та форма деятельности, «в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности» (Эльконин, 1997).

Орудийная деятельность — особая категория индивидуального поведения, когда одни предметы окружающей среды используются для воздействия на другие в качестве средств, повышающих эффективность поведения в какой-либо сфере жизнедеятельности или даже уровень всего поведения в целом (Фабри, 1980). Это, несомненно, важная категория поведения, особенно в связи с проблемой разума животных.

e-shpora.ru — шпаргалки онлайн

Однако она не столь универсальна, как рассмотренные выше, потому что к использованию орудий прибегают относительно немногие животные, причем в определенных и достаточно редких ситуациях.

Репродуктивное поведение связано с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием (его рассмотрение не входит в нашу задачу).

Социальное поведение включает все типы взаимодействий животных в сообществе, диапазон которых очень широк. Одни животные ведут исключительно одиночный образ жизни, большинство других образует разнообразные по численности (до многих тысяч особей) и уровню сложности сообщества. Многие виды в течение года переходят от одиночного к общественному образу жизни. Такие переходы характерны для многих видов птиц, некоторых грызунов и хищных млекопитающих (волки).

Один из аспектов социальных взаимоотношений животных связан с проблемой высших когнитивных функций. Речь идет о структуре индивидуализированных сообществ, все члены которых различают друг друга «в лицо» и сложность организации которых зависит от уровня рассудочной деятельности вида (Крушинский, 1986; Гудолл, 1992).

Проявление всех форм поведения находится под влиянием суточных, сезонных и других биологических ритмов.

ТЕМА 3: ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

Цель занятия: знания, полученные в ходе изучения данной темы, будут использоваться в курсах общей психологии, возрастной психологии, практической психологии.

Основные понятия: физиологическое поведение, инстинктивное поведение, ориентировочно–исследовательское поведение, элементарно–рассудочное поведение, поведение

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Определение поведения.

2. Физиологическое поведение.

3. Понятие инстинкта. Проблема инстинкта в работах Ж.Б. Ламарка, К.Ф. Рулье, Ч. Дарвина. Этологическая концепция инстинктивного поведения К. Лоренца и Н. Тинбергена.

4. Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных: внутренние факторы инстинктивного поведения; внешние факторы инстинктивного поведения; структура инстинктивного поведения.

5. Инстинктивное поведение (консервативная и лабильная программы) и их примеры.

6. Ориентировочно–исследовательское поведение и их примеры.

7. Элементарно–рассудочное поведение и их примеры.

8. Поведение как результат опосредованного обучения.

Вопросы для самоконтроля:определение поведения, физиологическое поведение, инстинктивное поведение (консервативная и лабильная программы), ориентировочно–исследовательское поведение, элементарно–рассудочное поведение, поведение как результат опосредованного обучения.

Рефераты:

1. Физиологическое поведение. Животные индикаторы природных явлений.

2. Тропизмы и хронотипы у человека.

3. Инстинктивная деятельность у человека.

4.Элементарно–рассудочное поведение домашних животных, генно–поведенческая и эволюционная теория конфликта родители – потомки.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Физиологическое поведение представляет собой врожденные, соматические реакции типа тропизмов (таксисов). Это наиболее примитивные, присущие преимущественно низкоорганизованным организмам двигательные реакции, в которых ответ организма на раздражимость выражается в пространственном перемещении организма, ищущего оптимальную экологическую ситуацию. Например: ориентации по источнику и силе света (фототаксис), температурным условиям (термотаксис), химическому воздействию (хемотаксис), земному тяготению (геотаксис), электромагнитному полю Земли (гальванотаксис), положению в потоке воды (реотаксис) и др. Тропизмы типичны не только для одноклеточных животных (инфузории, эвглены, парамеции и т. п.), их можно вычленить и в поведении животных более высоких классов. Например, птицы, которые ориентируются по электромагнитному полю. Еще более наглядный пример могут привести те, кто занимался изучением поведения рыб, многие из которых корректируют свое поведение в соответствии с изменениями силовых линий электромагнитного поля, создаваемого рыбами. Известны животные, которых можно назвать живыми сейсмографами: они предсказывают изменения в среде обитания. Продолжите список таких примеров.

Инстинктивное поведение. Инстинкты – это врожденные, генетически закодированные элементы поведения, которые реализуются без предварительного обучения.

Инстинкты являются характерными видовыми чертами и как таковые возникают в процессе эволюции, будучи адаптацией к тем особенностям среды, которые медленно изменялись и были оптимальными для вида. Постоянство инстинктивных компонентов поведения обеспечивает стабильность действия наиболее важных жизненных функций независимо от случайных изменений среды, в которых может оказаться представитель вида.

Во врожденных (инстинктивных) компонентах поведения хранится итог всего эволюционного пути, пройденного видом. Это самое ценное, что приобретено в ходе филогенеза для выживания особи.

Книга Зоопсихология: конспект лекций. Содержание — 3.1. Основные формы поведения животных

Такого рода, генетически закодированные программы поведения передаются из поколения в поколение. Вот почему их главное свойство – устойчивость, стабильность. Они не должны, а потому и не способны легко изменяться под влиянием случайных внешних воздействий.

Примером таких врожденных реакций поведения могут служить созданные пчелами геометрически правильные соты, реакция еще слепого кукушонка при выбрасывании яиц и птенцов из гнезда ментора, постройка хатки бобренком, воспитанным в изоляции от взрослых бобров, сосание млечной железы у млекопитающих и т. д. Во всех перечисленных примерах речь идет исключительно о врожденных, наследственных поведенческих реакциях. Здесь пока еще отсутствуют элементы психического отражения, но развитие инстинктивного поведения как бы подготавливает все необходимое для скачка, ведущего к психическому отражению.

Инстинкты могут быть как жесткими, консервативными, так и более подвижными, лабильными, иными словами, допускающими некоторые отклонения от генетически заданной программы.

Наиболее консервативнымиявляются те инстинкты, которые связаны с брачными ритуалами, подбором пар, спариванием и другими формами поведения в период размножения. Доказать отсутствие психического отражения в данном случае не трудно: у птиц и млекопитающих «нетипичное» поведение самца или самки делает невозможным образование пары. Как видим, изменение «прообраза» создает этологический барьер, в результате чего прекращается дальнейшая генерализация врожденных реакций, их цепочка обрывается.

Но дело обстоит иначе, если нетипичное поведение возникает не в начале, а в серединном промежутке процесса генерализации стереотипичных реакций. Например, птица насиживает яйца или выкармливает птенцов. Если заменить яйца округлыми предметами, то птица будет продолжать насиживание. Правда, бывают и случаи отказа. Такие случаи свидетельствуют вовсе не о нарушении указанной закономерности, а о том, что необходимо четко устанавливать пределы, в которых способны к изменению даже самые жесткие инстинктивные стереотипы. Вернемся к нашему примеру. Итак, некоторые виды птиц насиживают различные предметы (вплоть до гайки), другие же виды выбрасывают из гнезда имитации своих же яиц, максимально приближенные по окраске и форме. Именно здесь наблюдаются элементы перцептивного психического отражения.

Примером лабильных «программных» стереотипов служит видовое поведение высших позвоночных при создании убежищ, гнезд и в целом их «строительная» деятельность. Задумайтесь над следующим моментом: сохраняя формы гнезда, норы или логова, они достаточно широко выбирают строительные материалы, варьируют протяженность нор, особенности аэрации и т. п. в зависимости от конкретных экологических условий. Не менее подвижны пищедобывательные формы поведения. Объекты питания животных меняются под влиянием деятельности человека на протяжении столетий. Следовательно, и врожденные формы поведения в данном случае должны включать в себя элементы нового, оставаясь в то же время «типичными» для вида.

Ориентировочно–исследовательское поведение мобилизует и подготавливает организм к проявлению следующих реакций: образование временных связей, затормаживанию, приведение к действию экстраполяционного рефлекса и др. Ориентировочное поведение слабо развито у рыб, амфибий и рептилий, в развитой форме встречается лишь у высших позвоночных – птиц и млекопитающих. Ориентировочный рефлекс изучался многими зоопсихологами классического направления. Методика их исследования такова: крыс запускали в различные сложные лабиринты, где животные, «исследуя и совершая ошибки», в конце концов правильно решали задачу – находили выход из лабиринта и получали корм. При многократном повторении опыта число ошибок сокращалось до полного исчезновения. На основании результатов экспериментов было доказано, что ориентировочный рефлекс предшествует выработке навыка, т.е. лежит в основе научения. Ориентировочно–исследовательский рефлекс у животных протекает, как правило, в три стадии:

  1. оборонительная – исследовательским реакциям предшествуют нервные реакции, затормаживающие или ускоряющие действие рефлекса: пассивно–оборонительная реакция или активно–оборонительная реакция,
  2. собственно ориентировочно–исследовательская–только после угасания оборонительной реакции возникают элементы ориентирования,
  3. угасательная.

Элементарно–рассудочное поведение. Примером элементарно–рассудочного поведения может служить экстраполяционный рефлекс. Детально теория экстраполяционного рефлекса была разработана Л.В. Крушинским. Он исходил из того, что животные обладают реакциями, направленными не только на определенные раздражители, но и на то место, где этот раздражитель будет находиться при своем закономерном движении в экстренно измененной ситуации через определенный интервал времени. На создание теории экстраполяционных рефлексов Л.В. Крушинского натолкнуло следующее наблюдение: по ручью плывет кусок хлеба, который клюет ворона; но вот ручей входит в железнодорожный тоннель и хлеб уже недоступен вороне. Допустим, что вороне свойственно только конкретное мышление (т.е. «вижу–реагирую»). Тогда в данном случае она должна была попросту улететь. Ворона же поступает иначе: она перелетает насыпь и начинает поджидать хлеб на другом конце тоннеля. Следовательно, конкретное мышление перешло в абстрактное: ворона экстраполировала (предвидела) появление хлеба.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задания для самоконтроля:

Задание 1. Заполните таблицу.

Типы поведения животных

Тип поведения Характеристика типа поведения Примеры
Физиологическое

поведение

Инстинктивное

поведение

Консервативная

программа

инстинктивного

поведения

Лабильная

программа

инстинктивного

поведения

Ориентировочно–исследовательское

поведение

Элементарно–

рассудочное

поведение

Задание 2. Проведите эксперимент по оценке ориентировочно–исследовательского поведения. В террариуме создайте внутреннюю обстановку (веточки, камешки, бумага и т.д.), поместите в террариум сначала одну мышь, проследите за её поведением, опишите. Затем, убрав мышь, поместите в террариум вторую мышь, проследите за её поведением, опишите. Сделайте вывод о результатах наблюдения.

Животное Результаты наблюдения
Мышь 1
Мышь 2

Вывод:_________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ видеофильма «Как животные делают это»:

1.Найдите пример жесткого инстинкта.___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Приведите примеры адаптации к низкой температуре (физиологической).___________________________________________________________

3. Почему крокодилы могут обходиться без пищи в течение длительного времени?_____________________________________________________

4. Полосы зебр, как механизм адаптации.__________________________

5. Какую энергию используют бабочки–аденаиды для перелета?______

6. Объясните механизмы погружения китов и препятствие давлению.___________________________________________________________

Зачтено ______________________

Каталог:student -> faculty -> department -> biology -> docs
department -> Физиология; 03. 03. 04. Клеточная биология, цитология, гистология; 14. 03
department -> I. общая физиология с основами анатомии
department -> Вопросы к экзамену по профилактике наркомании и алкоголизма для студентов V курса факультета клинической
docs -> Вопросы для подготовки к занятиям по биологии для студентов, обучающихся по специальности Медицинская биохимия, на весенний семестр Занятие №1
department -> В перинатологию. Организация обслуживания новорожденных в родильном доме. Анатомо-физиологические особенности новорожденного. Санитарно-эпидемиологический режим родильного дома
docs -> Вопросы к экзамену по зоопсихологии и сравнительной психологии

Поделитесь с Вашими друзьями:

Оставьте комментарий