Основные черты демократии

Наилучшие условия для социального, экономического и культурного прогресса, для движения к идеалам свободы, справедливости, гуманизма создаются в демократических государствах.

Подлинно демократическое государство характеризуется в настоящее время следующими важнейшими принципами:

1. Полновластие народа – единственным источником власти в стране являет народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

2. Верховенство права во всех сферах жизни и наличие эффективных форм контроля за реализацией законов;

3. Незыблемость прав и свобод личности, ее правовая защищенность; правовые нормы устанавливаются не только ответственностью граждан перед государством, но и ответственностью государства перед гражданами;

4. Социальный характер государства – политика его направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

5. Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

6. Разделение исполнительной, законодательной и судебной власти, наличие действенных средств против злоупотребления властью;

7. Идеологическое многообразие – никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

8. Политическое многообразие – общественные объединения и партии равны перед законом;

9. Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

Важнейшими условиями, без которых немыслимо существование демократического государства, является достаточно высокая политическая культура граждан, позволяющая им самостоятельно оценивать действия политиков, и сила общественного мнения, способная заставить органы власти прислушиваться к нему. Следует иметь в виду, что при всех своих достоинствах демократия не является идеальным способом решения любых вопросов. Эффективность ее тем выше, чем выше нравственный уровень общества, чем больше в нем ценится честность и порядочность, чем больше государственные органы и чиновники делают для того, чтобы заслужить доверие граждан.

Гражданское общество есть сфера реализации частных (негосударственных) интересов отдельных индивидов. Гражданское общество включает в себя правовое государство. Как отмечал Гегель, гражданское общество — относительно независимая сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства. Но государство не должно позволять превращаться гражданскому обществу в арену «войны всех против всех». Отношение между гражданским обществом и государством – пример единства противоположностей. С одной стороны, они взаимно дополняют друг друга до целостности, представляющей общество как таковое. Но с др. стороны, это противоречивое единство, связанное с диаметрально противоположными сущностями рассматриваемых явлений.

Структура гражданского общества сложная и специфическая. Она включает в себя почти все элементы общества за исключением государства.

Наиболее важные структурные единицы гражданского общества в экономической сфере — мелкие частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создаваемые по инициативе граждан; в социальной сфере -семья, органы самоуправления, общественные организации, негосударственные институты; в духовной сфере — средства массовой информации, религиозные институты, добровольные научные, творческие союзы и объединения по интересам.

Гражданское общество несет двойную цивилизационную нагрузку:

а) дополнительно социализирует индивидов, объединяя их по различным основаниям;

б) способствует более прочной интеграции общества в целом.

Итак, гражданское общество — это объединение свободных, независимых индивидов, обладающих определенными правами и способных эти права защитить.

Основные черты демократии

Понятие гражданского общества шире, чем понятие государство. Условия существования гражданского общества:

1) разнообразие форм собственности;

2) политическая демократия;

3) демократическая культура;

4) стабильность общества.

При этом оно предполагает наличие государства, способного защитить интересы гражданина от посягательств других граждан и самого государства при помощи правовой системы. В развитом гражданском обществе индивид встречается с государством не один на один, а в составе соответствующего общественного института.

Наличие в обществе множества разделительных граней препятствует закреплению конфликта, способствует развитию культуры поиска согласия, культуры компромисса, например, «монолитный» СССР – партия и народ, оказалось очень легко разрушить данное «сооружение», при наличии гражданского общества структура будет ячеистой, чем больше различных форм гражданского общества, тем больше будет различных интересов у населения, тем более прочным будет такая структура.

Духовная жизнь

Основными элементами духовной жизни общества являются:

ü духовная деятельность;

ü духовные ценности;

ü духовные потребности людей;

ü духовное потребление;

ü индивидуальное сознание;

ü общественное сознание.

Духовнаядеятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникаютдуховные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с ихдуховными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называетсядуховными отношениями.

Индивидуальное сознание человекавосприятие им отдельных сторон бытия.

Общественное сознание

Общественное сознание — это совокупность общественных идей, знаний, целей, ценностей и т.п., выраженная в естественном или искусственных языках или объектах культуры.

В структуре общественного сознания выделяют: уровни и формы общественного сознания. Формы общественного сознания отражают все многообразие общественных связей и отношений. Уровни отражают ступени развития общества. Обыденно-практический уровень – общественная психология, которая отражена в нравах, традициях, обычаях данного народа. Теоретический уровень – общественная идеология, в которой отражены коренные интересы народа.

Формы общественного сознания действуют как на обыденно-практическом, так и теоретическом уровнях общественного сознания.

Читайте также:

Понятие демократии.Демократия – это такой тип политической организации общества, при котором власть осуществляется через прямое народовластие (референдум), либо через представителей, избираемых народом, т.е. на основе представительной демократии (например, выбор депутатов парламента). Целью демократического правления является достижение баланса интересов различных социальных групп.

Представительная демократия является более распространенной, чем референдум. Посредством демократических выборов в органы власти население, различные социальные группы определяют своих представителей, которые будут защищать их интересы. Из-за больших размеров территорий многих государств, а также необходимости решения вопросов, требующих профессиональной подготовки, невозможно или неэффективно регулярное прямое голосовании граждан. В современном мире референдум как форма прямой демократии используется в особых случаях, как правило, при определении дальнейшего развития государства либо при решении принципиально важных для жизни общества вопросов. В остальных случаях власть осуществляется представительными органами – парламентами, собраниями, советами, которые формируются населением на выборах.

Основные признакидемократического устройства современного общества таковы:

– Формирование и осуществление государственной власти в соответствии с волей большинства населения.

– Формирование органов государственной власти, как правило, путем свободных прямых выборов.

– Осуществление в государстве всеобщего равного избирательного права.

– Равноправие граждан при осуществлении их политических интересов, соблюдение свободы слова, свободы мнений, собраний и других политических свобод.

– Наличие в обществе партий, политических объединений, движений и т.д., которые выражают интересы различных групп населения.

Парламентаризм как форма представительной демократии.Парламентаризм – система организации верховной государственной власти, которая характеризуется разделением законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) властей при ведущей роли в этой системе парламента.

Парламент (от французского слова parler – говорить) – это государственный орган, который в прошлом, издавая законы, ограничивал власть короля. Родиной парламента является Англия. Позднее парламенты возникли во Франции, Испании. В современном мире парламент как орган представительной власти может носить различные названия – конгресс, совет, народное собрание, дума, национальное собрание и т.д. Но основная функция его остается прежней: принятие законов. В мире получил широкое распространение двухпалатный парламент, в котором есть верхняя и нижняя палаты. Двухпалатный парламент всегда имеется в федеративных государствах; есть он и в некоторых унитарных государствах.

При парламентаризме центр государственной жизни находится в парламенте, где идет постоянная борьба за власть между партиями. Партия, которая имеет в парламенте большинство голосов, становится политически господствующей. Правительство образуется парламентом из числа членов партии, которая имеет большинство в парламенте.

Понятие, черты и формы демократии

Парламент не только принимает законы, но и требует от правительства отчетов о его деятельности, заслушивает министров, имеет право привлечь их к ответственности, отправить в отставку.

Правовое государство и гражданское общество.Государство в демократическом обществе является правовым. Концепция правового государства включает следующие принципы и идеи.

Принцип верховенства (господства) права. Верховенство права означает ограничение государства правом, подчинение всех его органов праву. Право при этом должно быть прогрессивным, гуманным, справедливым. Право обычно выражается в законах, которые приняты согласно демократическим процедурам.

Верховенство права предполагает равенство всех граждан перед законом и судом, реальность их прав и свобод, а также эффективный судебный механизм защиты этих прав. Это означает независимость суда, принятие судебного решения в соответствии с законом, неукоснительное исполнение этого решения.

Принцип разделения властей. Это – основа организации и деятельности правового государства. Он предполагает разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данное разделение обеспечивается специальным механизмом «сдержек и противовесов». Благодаря такому механизму, каждая ветвь власти воздействует на другую, ограничивая ее. Например, в некоторых странах парламент имеет право избирать президента, а президент, соответственно, обладает правом в строго оговоренных случаях распустить парламент. Тем самым обеспечивается независимость президента от парламента, достигается «баланс» власти.

Во многих государствах у президента есть право «вето» — право не подписывать закон, который принял парламент, и возвратить этот закон в парламент на повторное рассмотрение. В таком случае для принятия этого закона уже недостаточно согласия простого большинства членов парламента, а требуется «квалифицированное большинство», или практически полное согласие парламента. Действует механизм «сдержек и противовесов» и при назначении главы исполнительной власти, например, премьер-министра. Так как это важная фигура на политической арене государства, она должна быть компромиссной — и парламент, и президент должны быть согласны с выдвинутой кандидатурой. Во многих государствах предусмотрено назначение премьер-министра с участием и президента, и парламента.

Идея гражданского общества как социальной основы правового государства. Гражданское общество представляет собой добровольно сложившуюся систему экономических, политических, социальных, культурных связей между людьми. Самостоятельно сформированные группы людей, организованные ими самими, без участия государства, составляют гражданскую основу общества. Этими группами могут быть какие-либо массовые движения, партии, любые общественные объединения, клубы по интересам, домовые комитеты, органы местного самоуправления, религиозные общины, хозяйственные корпорации, семьи, — любые «ячейки» социального организма, для существования которых не требуется непосредственного управляющего воздействия со стороны государства. Отношения между государством и данными общностями людей регламентируются четко определенными правовыми нормами.

В настоящее время конституции многих государств, в том числе и Республики Беларусь, отразили идеи и принципы правового государства. В соответствии с теорией правового государства, права и свободы каждого человека должны реализовываться так, чтобы они не нарушали прав и свобод других людей. Так, участники дорожного движения должны соблюдать все правила, не мешать движению и не создавать помех другим транспортным средствам. В любых других отношениях между людьми должен соблюдаться этот же подход. Например, если кто-то принимает гостей, устраивая шумную вечеринку, то он не должен забывать о праве соседей на тишину после 23.00. Подобные ограничения должны быть оформлены правовым способом, т.е. закреплены в законе. Все правовые процедуры, будь то наложение административного взыскания либо выборы депутата, должны быть детально регламентированы.

Итак, гражданское общество – это система негосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Несходство интересов и потребностей различных социальных и политических субъектов довольно часто приводит к конфликтам. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет в полной степени демократическим.

Права человека.В трактовке прав человека можно выделить различные подходы. Теория естественного права рассматривает права человека как естественные, неотчуждаемые, присущие каждому человеку от рождения, не зависящие от государства. Государство должно только обеспечивать эти права, помогать их реализации. Позитивная теория права, напротив, рассматривает права человека как дарованные ему государством.

В демократических государствах мира воспринята естественная теория прав человека. Такая же модель прав человека закреплена и в Конституции Республики Беларусь.

Важнейшим документом в области прав человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Этот день во всем мире отмечается как День прав человека. Также существуют два знаменитых Пакта: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятые под эгидой ООН. Участниками этих Пактов является Республика Беларусь.

В Европе действует Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод. На базе Конвенции работает Европейский Суд по правам человека, который обеспечивает соблюдение государствами, подписавшими Конвенцию, предусмотренных в ней прав и свобод.

К основным личным, гражданским и политическим правам можно отнести: право на жизнь; право на защиту от пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания; право на защиту от рабства и принудительного труда право на свободу и личную неприкосновенность; право свободно передвигаться и выбирать место жительства право покидать свою страну и возвращаться в неё право на справедливое судебное разбирательство; право на защиту от наказания, не предусмотренного законом; право на равную защиту закона без какой-либо дискриминации; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу выражения собственного мнения и получение информации; право на мирные собрания и ассоциации; право на уважение частной и семейной жизни; право участвовать в ведении государственных дел непосредственно или путем участия в свободных выборах.

Основные экономические, социальные, культурные права следующие: право на защиту собственности; право на труд и справедливые и благоприятные условия труда; право на социальное обеспечение; право на образование.

При этом, согласно статье 2 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит. Ограничения прав и свобод возможны только в строго оговоренных случаях, и эти случаи должны быть перечислены в конституции государства или в законе.

Правовым является такое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, равная ответственность всех перед законом, четкое разделение властей, гарантированность прав человека и достаточно высокая правовая культура населения.

Вопросы и задания:

1. Что такое демократия?

2. Чем характеризуется парламентаризм?

3. Перечислите признаки правового государства. Раскройте их сущность.

4. Какова главная цель существования и деятельности гражданского общества?

5. Как осуществляются взаимоотношения между гражданским обществом и демократическим государством?

6.Можно ли поставить знак равенства между гражданским обществом и обществом в целом? Почему?

7.Каковы основные права человека? Чем гарантируется их выполнение?

Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 5641 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Понятие, черты и формы демократии

Рассмотрим понятие демократии, определим черты и формы демократии.

Понятие демократии

Как известно, понятие демократия означает народовластие. Однако в реальной жизни ситуация, при которой весь народ реализовывал бы политическое властвование, пока нигде не имела места. Подобная ситуация является своеобразным идеалом, к которому следует стремиться. При этом существует ряд государств, которые в данном направлении продвинулись наиболее далеко (Финляндия, Дания, Норвегия, Швеция, Швейцария).

Черты демократии

К основным чертам демократии следует отнести следующие:

– функционируют правовое государство и гражданское общество;

– решения принимаются большинством при учете интересов меньшинства;

– центральные и местные органы власти являются выборными, сменяемыми и подотчетными избирателям;

– силовые ведомства (полиция, разные виды органов безопасности, вооруженные силы) находятся под постоянным гражданским контролем;

– провозглашаются и реально обеспечиваются свободы и права человека;

– широко применяются методы убеждения и компромисса;

– реально действует принцип разделения властей;

– имеется плюрализм, различные виды взглядов на пути и способы развития государства, многопартийность, легальная политическая оппозиция;

– широко распространена гласность и отсутствует цензура.

Формы демократии

Выделяют две основные формы демократии: прямая (непосредственная) и представительная.

Прямая демократия предполагает реализацию власти самим народом без политических посредников. Это объясняет название данной формы – «непосредственная демократия». Она проводится в жизнь посредством институтов прямой демократии: референдумы, выборы на основе всеобщего избирательного права, сходы и собрания граждан, петиции, митинги, демонстрации.

Выборы и референдумы как формы вышеуказанных институтов обычно четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, законами), имеют императивный (обязательный) характер, не предполагают санкции (разрешения) государственных структур.

4.Демократический режим: основные черты, опыт демократии в России.

Другие формы институтов прямого народовластия обладают консультативным характером.

Однако вне зависимости от юридической природы разных форм демократических институтов их воздействие на механизм принятия политических решений значительно, поскольку в них отражается воля и мнение народа. Референдум имеет широкое распространение и применение в таких странах, как Италия, Швейцария, Канада.

К достоинствам прямой формы демократии можно отнести:

– предоставление более широких возможностей (в сравнении с представительной формой демократией) для выражения мнения граждан и их участия в общественно-политической жизни;

– большую легитимизацию власти;

– определенный контроль над политической элитой.

К недостаткам прямой демократии следует отнести:

– сложность и дороговизна реализуемых государственных и общественных мероприятий;

– отсутствие устойчивого желания у большинства населения заниматься управленческой и политической деятельностью;

– невысокая эффективность принимаемых решений, что объясняется непрофессионализмом большинства «правителей».

Представительная демократия позволяет реализовывать властные полномочия представителям народа (депутатам), которые призваны выражать интересы разных классов, слоев, социальных групп, партий, общественных организаций.

К достоинствам представительной формы демократии следует отнести то, что она:

– предоставляет больше возможностей (по сравнению с прямой демократией) для принятия грамотных и эффективных решений, так как в данном процессе обычно участвуют профессионалы, компетентные лица и специализированные органы;

– рациональнее устраивает политическую систему, что позволяет каждому субъекту заниматься своим делом.

К недостаткам представительной формы демократии можно отнести:

– развитие коррупции и бюрократии, возможность злоупотребления властью;

– принятие и реализация решений в интересах владельцев крупного капитала, различных лоббистов, государственных деятелей;

– отрыв выбранных представителей от народа.

Сами демократические режимы также могут быть весьма неоднородными. В частности, особыми их разновидностями являются консервативно-демократические и либерально-демократические режимы, каждый из которых имеет специфические черты.

Либерально-демократические режимы отличаются тем, что фокусируются на приоритете личности, прав и свобод человека, а роль государства сводят к защите прав, свобод и собственности граждан.

Консервативно-демократические режимы опираются в большей мере не на конституцию, а на политические традиции, выступающие основой данных режимов.

Следует отметить, что подобная дифференциация указанных режимов является весьма условной.

Оставьте комментарий