Основной источник экологического права


Нормы международного права и международные договора как источники экологического права.

Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть сформулировано в виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме.

Международные источники экологического права выражают волю участников международных экологических отношений и существуют в виде общепризнанных принципов и норм, договоров и конвенций, резолюций и протоколов международных организаций и конференций.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются, согласно Конституции России, составной частью ее правовой системы и в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Этот принцип закреплен и в экологическом законодательстве. Согласно ст. 82 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 79 Конституции РФ). Такие международные договоры, касающиеся вопросов экологии, являются источниками экологического права.

Одними из первых международно-правовых актов, направленных, в том числе, и на защиту окружающей среды, являются многосторонние договоры, запрещающие или ограничивающие испытания оружия массового поражения. К их числу можно отнести Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения (1971 г.) и другие.

Разновидностью международных договоров являются конвенции. Примерами их служат Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.),Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Конвенция об охране озонового слоя (1985 г.), Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.) и ряд других.

Кроме того, Россия заключила двусторонние договоры в сфере экологии с такими странами как США, Франция, Германия, Швеция, Финляндия и т.д. Заключены также природоохранные соглашения о сотрудничестве с КНР, Индией, Республикой Корея и Испанией, а также рядом стран СНГ. По некоторым данным в настоящее время Россия участвует в более чем 70 многосторонних международных договорах, конвенциях и соглашениях об охране окружающей среды.

Источниками экологического права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения.

В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники экологического права можно разделить на следующие группы:

Акты федеральных органов. Они подразделяются на законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации:

а) Конституция Российской Федерации. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ;

б) акты Федерального Собрания Российской Федерации:

федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.). Подзаконные федеральные акты:

указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

нормативные акты министерств и других центральных органов;

приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

Акты субъектов Российской Федерации. Они подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации:

конституции, уставы субъектов федерации;

законы субъектов федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

указы, распоряжения президентов (губернаторов) субъектов федерации;

постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;

нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;

приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

распоряжения;

решения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4. ст. 15 Конституции РФ).

Экологическое законодательство РФ составляют:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года;

Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 года;

Федеральный закон "Об особо охраняемых территориях" от 14 марта 1995 года;

Федеральный закон о животном мире от 24 апреля 1995 года;

Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года (в ред. от 15 апреля 1998 года);

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 20 октября 1995 года;

Федеральный закон "О континентальном шельфе" от 25 октября 1995 года;

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года (в ред.

от 2 июня 1993 года);

Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 года (в ред. от 21 июля 1998 года);

Водный Кодекс РФ от 16 ноября 1995 года;

Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 года;

Закон РФ’"О недрах" от 21 февраля 1992 года (в ред. от 3 марта 1995 года);

Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 года (в ред. от 24 декабря 1993 года);

другие нормативно-правовые акты.

Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Источниками экологического права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления, если в соответствии с Конституцией РФ эти органы наделены законом необходимыми государственными полномочиями. Такие полномочия определены рядом законодательных актов, в том числе Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Он относит к ведению местного самоуправления принятие и изменение уставов муниципальных образований, а также обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.

Закон "Об охране окружающей среды" также определяет ряд полномочий органов местного самоуправления: организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, и др.

Перечисленные полномочия органов местного самоуправления осуществляются посредством принятия нормативных правовых актов.

Самый низкий уровень актов как источников экологического права — локальные нормативные акты, принимаемые на предприятиях. Выделяются локальные акты общего характера и специальные. Акты общего характера — коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка.

Особое место в системе локальных источников права окружающей среды занимает устав предприятия. В уставах содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, в том числе управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Согласно статье 41 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по вопросам экологической безопасности и охраны здоровья работников на производстве.

Специальные акты — планы организационно-технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия и иного формирования.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 87 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Экология Нормы международного права и международные договора как источники экологического права.

Понятие и классификация норм экологического права

Понятие и система источников экологического права

Под источниками права вообще принято понимать особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными.

Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты. Источниками права являются:

1) на федеральном уровне: Конституция РФ; международные документы; федеральные конституционные законы; федеральные законы; акты Президента РФ (указы, распоряжения); акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств;

2) на уровне субъектов РФ: законодательство субъектов РФ — конституции, уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; акты глав субъектов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

3) на муниципальном уровне — акты местного самоуправления.

Большинство норм экологического права содержится в кодифицированных законодательных актах — земельном, лесном, водном кодексах, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», а также в международных нормативных правовых актах. Причем согласно ст. 15 Конституции РФ международные нормативные правовые акты являются составной частью нашей правовой системы и имеют приоритетное значение. В случае если международным договором установлены иные правила, отличные от предусмотренных внутренним законодательством, то применяются правила международного договора.

Под источниками экологического права принято понимать формы его внешнего выражения — нормативные акты, принятые уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.

Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права — это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы фиксируют то, что должно быть.

Согласно теории государства и права норма права — это волевое, общеобязательное, формально определœенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.

Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды.

Нормы экологического права делятся на три группы:

1) отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и т.д.);

2) комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом);

3) экологизированные (нормы других отраслей права — административного, уголовного и др.).

Классификация норм права в целом может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:

1) по предмету правового регулирования, ᴛ.ᴇ. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли;

2) по специфически юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании:

регулятивные (управомочивающие, обязывающие и запрещающие);

охранительные — предусматривающие меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав);

специализированные (нормы специального действия), ᴛ.ᴇ. нормы о нормах (дефинитивные — содержащие легальные определœения терминов, коллизионные — рассчитанные на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю, и оперативные — которые отменяют действие других норм, продлевают их действие или распространяют действие на более широкий круг субъектов или отношений).

3) По характеру обязательности нормы подразделяются на:

императивные — носящие категорический характер, требование которых не может быть изменено;

диспозитивные — предоставляющие участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей.

4) С точки зрения содержания выделяются технико-юридические нормы, нормы технического содержания.

По форме это юридические нормы, по содержанию — технические правила (СанПиНы, СНиПы и т.п.).

В экологическом праве выделяются также по содержанию юридического предписания следующие виды норм:

1) нормы-принципы — закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды;

2) нормы-приоритеты — устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды;

3) нормы-правила — содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений.

Под источниками права в юридическом смысле принято понимать особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определœенную правовую форму. Оно должно быть сформулировано в виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме.

Международные источники экологического права выражают волю участников международных экологических отношений и существуют в виде общепризнанных принципов и норм, договоров и конвенций, резолюций и протоколов международных организаций и конференций.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются, согласно Конституции России, составной частью ее правовой системы и в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Этот принцип закреплен и в экологическом законодательстве. В соответствие со ст. 82 Федерального закона от 10.01.2002 ᴦ. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Россия может участвовать в межгосударственных объединœениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 79 Конституции РФ). Такие международные договоры, касающиеся вопросов экологии, являются источниками экологического права.

Одними из первых международно-правовых актов, направленных, в том числе, и на защиту окружающей среды, являются многосторонние договоры, запрещающие или ограничивающие испытания оружия массового поражения. К их числу можно отнести Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 ᴦ.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 ᴦ.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения (1971 ᴦ.) и другие.

Разновидностью международных договоров являются конвенции. Примерами их служат Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 ᴦ.),Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 ᴦ.), Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 ᴦ.), Конвенция об охране озонового слоя (1985 ᴦ.), Конвенция о биологическом разнообразии (1992 ᴦ.) и ряд других.

Вместе с тем, Россия заключила двусторонние договоры в сфере экологии с такими странами как США, Франция, Германия, Швеция, Финляндия и т.д. Заключены также природоохранные соглашения о сотрудничестве с КНР, Индией, Республикой Корея и Испанией, а также рядом стран СНГ. По некоторым данным в настоящее время Россия принимает участие в более чем 70 многосторонних международных договорах, конвенциях и соглашениях об охране окружающей среды.

Читайте также

  • — Нормы международного права и международные договора как источники экологического права.

    Понятие и классификация норм экологического права Понятие и система источников экологического права Под источниками права вообще понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. Нормативные правовые акты являются одним из… [читать подробенее]

  • Система и источники экологического права

    Строение права имеет системную структуру, что предопределяет необходимость рассмотрения вопроса о системе экологического права. Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых общественных отношений объединены в правовые институты, которые, в свою очередь, формируют экологическое право в целом.

    Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг однородных общественных отношений, входящих в сферу государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Институты экологического права, содержащие нормы различного содержания, формируют систему экологического права.

    Система экологического права — это совокупность последовательно расположенных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (правовых институтов), которые образуют его содержание.

    Система экологического права:

    • Общая часть;
    • Особенная часть;
    • Специальная часть.

    Общая часть экологического права содержит:

    • общие положения (понятие, предмет, метод, цели, задачи, принципы, система и источники экологического права);
    • право собственности физических и юридических лиц на природные ресурсы;
    • управление природопользованием и охраной окружающей среды;
    • правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды (экологическое управление и контроль, нормирование качества окружающей среды, экологический мониторинг и экологическая экспертиза);
    • экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды (плата за природопользование, загрязнение, экологическое лицензирование, сертификация, страхование);
    • юридическую ответственность за экологические правонарушения.

    Особенная часть экологического права содержит:

    • правовые режимы использования и охраны каждого вида природных ресурсов (земель, недр, вод, объектов животного и растительного мира);
    • правовую охрану атмосферного воздуха и озонового слоя;
    • правовой режим особо охраняемых природных территорий (государственных природных заповедников, национальных парков и т.п.);
    • правовой режим экологически неблагоприятных территорий;
    • правовой режим обращения с опасными, радиоактивными веществами и отходами.

    Специальная часть экологического права содержит:

    • общие принципы международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
    • международные экологические организации;
    • международное эколого-правовое регулирование.

    Необходимым условием правового регулирования общественных отношений является наличие объективно выраженных правовых предписаний, т.е. источников права.

    Источники экологического права — это внешняя форма выражения обязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения, входящие в сферу эколого-правового регулирования. Источники права могут носить кодифицированный характер, а могут быть и некодифицированными.

    Источники экологического права могут быть классифицированы:

    по юридической силе:

    • федеральные законы;
    • законы субъектов РФ;
    • подзаконные нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ:
    • ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
    • подзаконные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;
    • нормативные акты органов местного самоуправления;

    по направленности правового регулирования:

    • общие нормативные акты, объектами регулирования которых является окружающая среда и деятельность по ее охране и обеспечению безопасности в целом;
    • специальные нормативные акты, объектами регулирования которых являются отдельные компоненты окружающей среды или деятельности по ее охране и обеспечению безопасности.

    Важнейшим источником экологического права является Конституция РФ, которая устанавливает:

    • конституционные экологические права и обязанности граждан (каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, каждый обязан бережно относиться к природным богатствам);
    • разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ (в частности, к предмету совместного ведения России и ее субъектов относятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры, законодательство об охране окружающей среды);
    • основные приоритеты организации и деятельности государственных органов, в том числе в области природопользования и охраны окружающей среды:
    • формы собственности на природные ресурсы, режим пользования ими и способы защиты от противоправных посягательств.

    Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

    Экологическое законодательство отличается большим разнообразием, динамикой развития, что в первую очередь связано с предметом его правового регулирования, в который входят следующие элементы:

    • отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ (в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ);
    • отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления (регулируются международными договорами РФ, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования);
    • отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством).

    Основным источником экологического права является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». По своей структуре данный Закон состоит из преамбулы, 16 глав и включает в себя 84 статьи. Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит следующие разделы и понятия:

    • общие положения;
    • основы управления в области охраны окружающей среды;
    • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
    • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
    • нормирование в области охраны окружающей среды;
    • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
    • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
    • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
    • природные объекты, находящиеся под особой охраной;
    • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
    • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
    • научные исследования в области охраны окружающей среды;
    • основы формирования экологической культуры;
    • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды;
    • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
    • заключительные положения.

    Важным источником экологического права являются постановления Правительства РФ, значение которых выражается в следующем:

    • в целях обеспечения единства экологической политики на основе принимаемых федеральных законов Правительство РФ утверждает федеральные целевые программы;
    • в целях обеспечения единства правового регулирования и правоприменения в постановлениях, принимаемых Правительством РФ, уточняются, детализируются и конкретизируются положения действующих федеральных законов;
    • правительство РФ утверждает положения о государственных органах, полномочия которых реализуются в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

    Источники экологического права

    Конституция как источник экологического права
     

    Источники экологического права в своей совокупности рассматриваются как образующие систему источников этого права. Эта система включает в себя следующие элементы:

     ► Конституция РФ;

     ► международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;

     ► федеральные законы;

     ► нормативные правовые акты Президента РФ;

     ► нормативные правовые акты Правительства РФ;

     ► ведомственные нормативные правовые акты;

     ► конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

     ► нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

     ► локальные нормативные правовые акты.

    Конституция РФ как основной источник экологического права

    Конституция Российской Федерации принята народом России в 1993 году и является Основным Законом российского государства. Она так же, как и федеральные законы, имеет верховенство на всей территории страны, высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 4 и ч.ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ).

    Конституционные нормы являются основой развития и совершенствования всего законодательства, в том числе и экологического. Выделяют две группы норм Конституции: специальные, которые непосредственно регулируют экологические отношения, и общие, которые регулируют данные общественные отношения опосредованно.

    К первой группе относится, в частности, ст. 9 Конституции, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1). В то же время, ч. 2 ст.

    9 устанавливает многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы. В ст. 42 закрепляются экологические права человека и гражданина: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В ст. 58 Конституции, напротив, закреплена экологическая обязанность человека и гражданина, а именно обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

    Вторую группу норм составляют более удаленные от экологических правовых отношений предписания Конституции, регулирующие указанные отношения опосредованно, что нисколько не умаляет их роли и значимости: о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которой является обязанностью государства и всех его органов (ст. 2, 17, 18); о праве каждого на судебную защиту его прав и свобод, а также праве в соответствие с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите его прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46); о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8) и др.

    Следует отметить, что Основной Закон России представляет собой органически цельный нормативный правовой акт. Содержащиеся в нем нормы экологического характера тесно связаны и находятся в единстве с нормами о собственности, суверенитете, международном сотрудничестве и большинством других правовых норм.

    Международные источники экологического права выражают волю участников международных экологических отношений и существуют в виде общепризнанных принципов и норм, договоров и конвенций, резолюций и протоколов международных организаций и конференций. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются, согласно Конституции России, составной частью ее правовой системы и в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Этот принцип закреплен и в

    экологическом законодательстве. Согласно ст. 82 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

    Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 79 Конституции РФ). Такие международные договоры, касающиеся вопросов экологии, являются источниками экологического права.

    Федеральные законы являются видом нормативных правовых актов и важнейшими источниками экологического прав и принимаются законодательным органом власти Российской Федерации – Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

    Выделяют федеральные конституционные и обычные федеральные законы. Основными формами законов как источников экологического права являются закон, основы законодательства и кодексы. Большое значение как источники экологического права имеют такие природоохранные федеральные законы, как: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г.; «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.; «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.; «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г.; «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г. и ряд других.

    К числу основных природоресурсных (поресурсовых) федеральных законов относятся: Земельный кодекс РФ от 26 октября 2001 г.; Водный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»; Лесной кодекс Российской Федерации и др.

    Большое значение как источники экологического права имеют так называемые экологизированные законы, в которых, наряду с нормами других отраслей законодательства, содержатся экологические нормы. К их числу относятся законы о государственных органах представительной и исполнительной власти, о муниципальных органах; о здоровье, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о безопасности, об основах градостроительства и т.д.

    Основной формой президентского акта – источника экологического права – является нормативный правовой указ Президента России.

    Примерами таких указов являются Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и другие.

    Примерами правительственных актов – источников экологического права – являются, например, Постановление Правительства РФ «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», "О Федеральной целевой программе "Мировой океан", "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации"

     Нормотворчество субъектов Российской Федерации в сфере природоохраны и использования природных ресурсов основано прежде всего на ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (ч. 1, п. «д»), вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (ч. 1, п. «в»), экологическое, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (ч. 1, п. «к») отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

    Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти субъектов РФ. Необходимо отметить, что, в соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально-экономических природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.

    Локальные нормативные акты издаются организацией или предприятием для решения своих внутренних вопросов и распространяют свое действие только на членов данного ограниченного (но заранее неопределенного) круга людей (работников организации, предприятия и т. д.).

    

    Оставьте комментарий