Основное занятие эскимосов

Основное традиционное занятие эскимосов – охота на морского зверя, в основном моржа и тюленя. Растительный мир скуден и едва доставляет несколько сортов мхов, корней и ягод, служащих скорее приправой, чем настоящими пищевыми продуктами.

Важную роль играет олень, охота за которым возможна только в короткие летние месяцы; он снабжает эскимосов ценными теплыми шкурами для одежды, дающими ему возможность с успехом бороться с арктическими стужами. Истинным кормильцем эскимосов является море, с его несметными стаями тюленей, моржей, китообразных, столь же несметными массами рыбы, главным образом лососевых, которые со вскрытием рек устремляются в море.

Морские млекопитающие, особенно тюлени, удовлетворяют почти всем потребностям эскимосов. Мясо их — основной пищевой продукт, шкуры идут на одежды, жир отчасти в пищу, отчасти на отопление и освещение; даже кишки, пузырь и желудок утилизируются как материал для непромокаемой одежды, а кости в местах, где мало сплавного леса, идут на постройки и всевозможные изделия.

Развитая до середины XIX в. добыча кита затем сократилась из-за истребления его промысловыми китобоями. Зверя били на лежбищах, льду, в воде с лодок – дротиками, копьями и гарпунами с отделяющимся костяным наконечником. В связи с этими условиями существования поселения эскимосов расположены исключительно на морском побережье; в глубь страны эскимосы никогда не удаляются далее нескольких десятков верст. Кочевания эскимосов связаны с миграцией животных, служащих главным источником их существования, и носят более или менее правильный характер.

Охотились также на северного оленя и горного барана с луками и стрелами. С середины XIX в. распространяется огнестрельное оружие, возросло товарное значение путной охоты на лисицу и песца. Приемы охоты на птиц были близки к чукотским (дротики, птичьи бола и др.). Занимались также собирательством. Разводили ездовых собак. Был развит натуральный обмен с оленными чукчами и американскими эскимосами, регулярно совершались торговые поездки на Аляску и о. Св. Лаврентия.

Традиционное декоративное искусство – меховая мозаика, вышивка цветными сухожильными нитками, бисером, резьба но моржовому клыку.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Хозяйство эскимосов википедия
Поиск по сайту:

Народ эскимосы, занятия, образ жизни

Эскимосы — народ, который встречает утро.

Первым народом, который встречает утро нового дня на территории России, являются азиатские эскимосы , живущие на самой оконечности. Название эскимосы происходит от индейского слова "эскимо" ("употребляющий сырое мясо"). Сами себя эскимосы называли "юит" ("люди") и "юпиит" ("настоящие люди"). Язык азиатских эскимосов входит в самостоятельную экимосско-алеутскую языковую семью. По внешнему облику они классические представители арктической расы.

Бок о бок с азиатскими эскимосами проживают приморские чукчи .Основная часть чукчей (всего чукчей 14 тыс.) — оленеводы расселена во внутренних районах Чукотского полуострова, на севере Якутии и Камчатки.

Южными соседями чукчей являются близкие им по культуре, языку (чукотско-камчатской группы) и антропологическому типу (камчатский тип арктической расы) коряки .

На побережье Берингова моря, — кереки (около 100 чел.) — морские охотники и рыболовы, близкие по языку и культуре корякам и растворившиеся теперь среди чукчей.

По западному побережью полуострова Камчатки, в непосредственном соседстве с коряками, живут рыболовы и охотники ительмены. Они потомки коренных жителей центральной и южной частей Камчатки, культура которых прекрасно была описана известным исследователем XVIII в. С.П. Крашенинниковым.

Моря, омывающие Чукотку Камчатку, с древнейших времён славились богатством и разнообразием морских животных. Гренландский и серый кит, белуха, морж, тюлени, лахтак (морской заяц) и нерпа составляли в прошлом основу экономики азиатских эскимосов, приморских чукчей и, отчасти, береговых коряков.

Охотились на китов и моржей в определенные сезоны года, а на тюленей и нерп круглогодично. Китобойный промысел был широко распространен в Беринговом проливе. Охота на китов была коллективной. Чаще всего их подкарауливали в узких проходах и с двух сторон кололи копьями. С исчезновением льдов морские зверобои выходили в море на кожаных лодках — байдарах или каяках .

Охотились при помощи гарпунов с привязанными к ним на ремне поплавками из шкуры нерпы, снятой целиком.

Особенностью индивидуальной охоты алеутов на кита, малого полосатика являлось применение растительного яда — аконита, которым смазывались наконечники копий.

Важным объектом промысла у алеутов являлись морские котики, мех которых высоко ценился на мировом рынке.

Охота на моржей, клыки которых представляли большую ценность, проводилась весной (апрель-май), летом и осенью вплоть до октября.

Более мелких ластоногих — нерпу, лахтака и тюленей ранней весной ловили ставными сетями.

Важную роль при индивидуальной охоте ранней весной играла маскировочная одежда. С появлением солнца после полярной ночи нерпы и тюлени выползали на лёд и длительное время находились на поверхности. Охотник в маскировочной одежде, со специальным скребком, сделанным в виде лапы с укреплёнными когтями тюленей, незаметно подползал к животным и бросал в них гарпун или стрелял из ружья. Если добыча оказывалась в воде, то её доставали специальной закидушкой грушевидной формы с крючками и транспортировали домой на небольших саночках.

Кожаная лодка-каяк, на которой отправлялись охотники, была поистине "инженерным триумфом" алеутов. Охотники были опытными мореходами, что позволяло им справляться с любой непогодой и благополучно вернуться домой в любую погоду. Ориентиром для них служили летящие птицы, высота волны, направление ветра. В ненастную погоду члены семей охотников выходили на высокий берег со светильниками и жирниками, служившими своего рода маяками.

Продукция морского промысла давала населению мясо, жир для еды, отопления и освещения, крепкие шкуры для изготовления одежды, обуви, жилища, лодок и ремней. Длинные толстые кости китовых челюстей еще в XVIII в. употреблялись азиатскими эскимосами в качестве центральных и боковых опорных столбов, поперечных балок для настила потолка, крепления стен полуподземного жилища "нын’ю". Гигантские позвонки кита, поставленные вплотную друг к другу, образовывали длинный коридор, служивший входом; черепные кости и лопатки использовались для мощения пола.

Позднее под влиянием чукчей, пришедших из внутренних районов материка и заимствовавших у эскимосов культуру морских зверобоев, полуземлянка была заменена ярангой каркасного типа. Она была более просторной и практически не разбиралась. Стены яранги обкладывали дерном; покрышки из сшитых шкур моржа при сильном ветре закрепляли большими камнями, подвешенными на веревках. Меховой спальный полог, который сооружался внутри яранги, в холодное время отапливался и освещался жирником — каменным или глиняным светильником, наполненным тюленьим жиром.

Фитиль делали из мха.

Утварь была достаточно проста. В сосудах из пузыря морских животных хранили жир, а в деревянных лотках-корытцах подавали мясо. Для воды использовали ведерки из дерева или сшитые из кожи морских животных и уса кита.

Основной пищей служило сырое, вяленное, замороженное или квашенное мясо морских животных.

Мужская и женская верхняя наплечная одежда была глухого покроя в виде широкой рубахи до колен. Для шитья одежды, особенно производственной, широко использовались шкуры нерпы, тюленя, лахтака, а у алеутов также и мех котика и калана. Летом и осенью, во время промысла и в сырую погоду носили камлейки того же покроя, но с капюшоном, сшитые из кишок морских животных. Весенне-осенняя и производственная обувь имела поршневидную подошву с высоко загнутыми вверх краями. При изготовлении такой подошвы женщины загибали её своими передними зубами.

Объектом почитания и обрядовых действий на праздниках алеутов, азиатских эскимосов, приморских чукчей и коряков были морские животные, особенно те, которые давали максимальные средства существования на долгий период.



Эскимосы — самый северный народ мира и самый восточный народ нашей страны. Они первыми в России встречают утро нового дня и, соответственно, Новый год.

Эскимос и его добыча. 1924 г.

Российские эскимосы составляют незначительную часть достаточно многочисленного полярного народа, живущего как в России — на самой оконечности Чукотки, так и за ее пределами — на побережье Аляски, в приполярных областях Канады и Гренландии. Общая численность эскимосов — 97 тысяч человек, и всего 1700 из них проживает в России.


Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. От своих далеких предков эскимосы унаследовали монголоидные черты внешности.

С этнонимом «эскимосы» европейцев впервые познакомил французский пастор Биар: в его отчете о поездке в Америку в 1611 году употреблено слово «эскимантсик», которое на языке индейцев-вобинаков означало «поедатели сырого мяса» — так они называли эскимосов, лакомившихся сырой шкурой кита и тому подобными яствами.


Самоназвание же эскимосов — югипыт, или югыт, что означает — «настоящие люди».

Действительно, к пришельцам, чаще всего беспомощным перед лицом Арктики, эскимос относился как к существам неполноценным. Гренландские эскимосы называют таких «собачий сын» с оттенком иронии и снисходительности.

Наивысшей похвалой в устах эскимоса звучат слова, которые один английский адмирал услышал от старого эскимосского охотника после многих лет совместных зимовок и странствий: «Ты — почти как мы».

До середины XIX века эскимосы мало общались с русскими. Сближение произошло, когда русские промысловики подключились к основному занятию эскимосов — охоте на морского зверя, в основном на кита, моржа и тюленя. Однако перевод охотничьего промысла на промышленные рельсы поставил под угрозу традиционный образ жизни аборигенов.

Гренландские эскимосы

На сегодняшний день не более 20 % российских эскимосов свободно владеет родным языком, причем эти люди в основном старшего поколения. Остальные могут лишь понимать эскимосский.


В настоящее время на Чукотке не осталось чисто эскимосских поселений. Повсеместно они живут с русскими, чукчами и другими народами. Преобладающей частью населения они являются лишь в 2-х селах — Новое Чаплино и Сиреники.

Поселок Новое Чаплино

Эскимосы перебрались в Заполярье еще на заре истории человечества. И теперь они лучше приспособлены к жизни в холодном климате, чем любой другой народ. Ноздри у них более узкие, чем у людей других рас, что снижает потерю влаги и тепла при дыхании.

У них даже появились защитные подушечки жира на скулах и веках, всегда открытых ветру и морозам.

Жилище эскимосов. 1915 г.

Однако и эскимосы не смогли бы выжить в Арктике, если бы не их одежда. Рукавицы и сапоги они шьют из тюленьей кожи, штаны — из медвежьих шкур, а на рубахи идут шкуры карибу и птичья кожа с полным опереньем. Швы зашиваются так искусно, что не пропускают воды. Один человек надевает одновременно две рубахи и две пары штанов — нижние мехом к коже, верхние мехом наружу.


Кочуя по вечной мерзлоте, эскимосы строили жилища из снега, нарубая его брусками. Бруски укладывались друг на друга сходящейся кверху спиралью. Эти иглу, как называли эскимосы свои постройки, иногда снабжались подобием окон: между снежных брусков вставлялся кусок прозрачного льда. Но даже в этом случае свет давали плошки с жиром. Тепло горящего жира вместе с теплом человеческих тел поднимало температуру в этой искусственной снежной пещере до 15 градусов, так что ее обитатели сбрасывали тяжелую одежду и полуголые удобно располагались на меховых одеялах.


Жизнь эскимосов слагалась из череды немыслимых лишений. И однако же, «эскимосы производят впечатление счастливейших людей», — дружно подтверждают исследователи. Эскимос видит мир в светлых красках. Разве мало причин для радости? Не погиб во время охоты, благополучно вернулся к домашнему очагу, обеспечил семью пищей…
А какое это упоительное чувство — во время внезапной метели в пути спешно выстроить себе иглу, отгородиться от свиста пурги. Кладя за собою последнюю глыбу снега и закрывая вход, эскимос смеется. Это смех победителя. Он не сдался злым духам, перехитрил их, он умен, отважен, настоящий человек, он всегда справится с трудностями. Как же не радоваться этому?

«Смех витает в воздухе», — гласит старинная эскимосская поговорка.

Сергей Цветков, историк

Оставьте комментарий