Основное новообразование мотивационной сферы в дошкольном возрасте


Мотивационная сфера дошкольника

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны и напряженны. Каждое из них, становясь мотивом, побуждающим и направляющим поведение, определяло цепь развертывающихся немедленно действий. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей". Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-либо действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение. Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов, старшие дошкольники легче ограничивают свои желания, чем младшие, но эта задача остается достаточно сложной на протяжении всего периода. Наиболее благоприятные условия для подчинения побуждений ребенка правилам поведения, как уже известно, создаются в ролевой игре.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы -преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него — главное. Это -коллективист с альтруистической мотивацией. Для третьего важно каждое "серьезное" занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, — у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Здесь значимо не столько что делать, сколько как делать: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Несколько детей увлечены делом, но совсем по-другому: кто-то погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструкторов. У них преобладает интерес к содержанию деятельности.

Впрочем, последние два варианта встречаются редко. Кроме того, у части дошкольников даже к 7-ми годам не появляется четкого доминирования мотивов. А у детей с формирующейся иерархической системой доминирование еще не вполне устойчиво, оно может проявляться по-разному в разных видах деятельности и в разных условиях. Главное достижение дошкольного детства — соподчинение мотивов, а построение стабильной мотивационной системы, начавшейся в это время, будет завершаться в младшем школьном и подростковом возрастах.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только свои поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк — обязательно отрицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки, и оказывается, что все действия зайца одобряются потому, что он хороший, а волк поступает дурно, потому что он сам плохой.

Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослыми действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Усвоение норм морали, так же, как эмоциональная регуляция действий, способствует развитию произвольного поведения дошкольника.

Самосознание дошкольника

В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения.

О моральных качествах ребенок судит, главным образом, по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых.

Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обоснование. К 7-ми годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. В то же время более дифференцированные представления о себе могут быть более или менее верными. Адекватный образ "я" формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми и сверстниками.

М.И.Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают более развитыми, чем их ровесников; часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают. Родители уверены в том, что в школе они будут отличниками.

Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными.

Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. Его эмоции и чувства можно было бы передать так: "мне радостно", "мне взгрустнулось". В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

Таким образом, основными компонентами самосознания дошкольника являются: самооценка, осознание своих переживаний, половая идентификация, осознание себя во времени.

Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство — период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

24 Основные новообразования дошкольника

К новообразованиям дошкольного возраста Д.Б. Эльконин отнес следующие.

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения.Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений. Для того чтобы объяснить явления природы, дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины. Это подтверждают высказывания детей, например: «Солнце движется, чтобы всем было тепло и светло». Это происходит потому, что ребенок считает, будто в центре всего (начиная с того, что окружает человека и до явлений природы) находится человек, что было доказано Ж. Пиаже, который показал, что у ребенка в дошкольном возрасте отмечается артификалистическое мировоззрение.

В возрасте пяти лет ребенок превращается в «маленького философа». Он рассуждает по поводу происхождения луны, солнца, звезд, основываясь на просмотренных телепередачах о космонавтах, луноходах, ракетах, спутниках и т. д.

В определенный момент дошкольного возраста у ребенка появляется повышенный познавательный интерес, он начинает всех мучить вопросами. Такова особенность его развития, поэтому взрослым следует понимать это и не раздражаться, не отмахиваться от ребенка, а по возможности отвечать на все вопросы. Наступление «возраста почемучек» свидетельствует о том, что ребенок готов к обучению в школе.

2. Возникновение первичных этических инстанций.Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»).

3. Появление соподчинения мотивов.В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.

4. Поведение становится произвольным.Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин говорил, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем становится все более обобщенным, выступающим в форме правил или норм. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания.Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

6. Появление внутренней позиции школьника.У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью. Эти две потребности ведут к тому, что у ребенка возникает внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович считала, что данная позиция может свидетельствовать о готовности ребенка учиться в школе.



Развитие эмоциональной, мотивационной сферы ребёнка

Развитие эмоциональной сферы

Для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность (отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам). Сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою значимость. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамику появления представлений ребенка, то есть появляются представления об окружающем мире, которые позволяют отвлечься от непосредственной ситуации. Таким образом, у него возникают переживания, не связанные с игрой, и формируется детское мировоззрение.

И хотя эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, из этого не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День ребенка настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может дойти до полного изнеможения.

Несмотря на спокойную эмоциональность, у дошкольника возможна острая обида на критику в свой адрес, обида на самое невинное замечание.

Пример: мама, придя за дочкой в детский сад, застала ее расстроенной и молчаливой. По дороге домой Саша вдруг остановилась и залилась горькими слезами. После долгих расспросов девочка сквозь рыдания рассказала маме, что воспитательница при всех детях отчитала ее за то, что она медленно одевается на прогулку. Всхлипывая и глотая слезы, Саша прокричала: «Ты ей скажи, этой воспитательнице, что я не копуша, вот!»

Из разговора с воспитателем мама выяснила, что на замечание девочка внешне никак не отреагировала и продолжала одеваться так же медленно. Острая обида обнаружилась позднее, Такое обычное замечание взрослого нанесло ей душевную травму.

Побуждения ребенка соединяются с представлениями о предмете, о желаемом результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем, что дает развитие механизму эмоционального предвосхищения.

А.В. Запорожец описал механизм эмоционального предвосхищения. Автор показал, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения.

До 3 лет ребенок переживает только последствия своих собственных действий, их оценку взрослым — похвалили ребенка или наказали. У дошкольника, еще до того как он начнет действовать, появляется эмоциональный образ будущего результата и оценки его взрослыми. Эмоционально предвосхищая последствия своего поступка, ребенок уже заранее знает хорошо или плохо он собирается поступить. Если он предвидит отрицательную реакцию взрослых, у него возникает тревожность — эмоциональное состояние способное затормозить нежелательное действие.

Т.о., в дошкольном возрасте происходит смешение аффекта с конца к началу деятельности. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что еще предстоит сделать. Этот механизм лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Изменяется также и содержание аффектов — появляется сочувствие другому, сопереживание.

Развитие мотивационной сферы

Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. Главным личностным приобретением (новообразованием) в дошкольном возрасте становится соподчинение мотивов. Это значит, что мотивы дошкольника имеют различную силу и значимость (до 3 лет все желания ребенка одинаково сильны).

Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды.

Более слабый мотив — наказание и, в первую очередь, исключение из игры.

Еще более слабый мотив — собственное обещание ребенка.

Самый слабый мотив — прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленных другими дополнительными мотивами.

Таким образом, требовать от детей обещания не только бесполезно, но и вредно.

В дошкольном возрасте ребенок учится сдерживать себя.

Вначале сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей (т.е. раньше ребенку нужно, что бы кто-то был рядом, контролировал его поведение). Затем он начинает сдерживаться при воображаемом контроле (теперь образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение).

Старший школьник может преодолевать свои желания и действовать по принципу «Надо!»

С умением сдерживать себя связано усвоение этических норм. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение.

 Основная часть этических норм усваивается ребенком в семье. А родители демонстрируют и положительные, и отрицательные качества.

Вследствие умения сдерживать себя и усвоения этических норм у дошкольника возникает первичное чувство долга (проявляющееся в наиболее простых ситуациях). Оно рождается под влиянием оценки, которую взрослый дает совершенному поступку. Из этого следует, что ребенок постоянно ориентируется на мнение взрослых.

Развитие самосознания

Управление своим поведением способствует переходу сознания на ступень самосознания. Самосознание формируется лишь к концу дошкольного возраста и является центральным новообразованием личности в этом возрасте. Оно складывается из самооценки, осознания своих переживаний, половой идентификации и осознания себя во времени.

1. Самооценка появляется во второй половине периода. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. Его самооценка всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего взрослого. В начале периода самооценка завышенная и недифференцированная.

Отношения родителей к малышу должны строиться на полном его принятии. Отношение родных к малышу — это выражение абсолютной любви (безусловная любовь). Поэтому и оценку ими ребенка психологи называют абсолютно положительной.

На фоне положительной общей оценки у малыша формируется конкретная самооценка, когда взрослый оценивает конкретные действия малыша. Она не всегда бывает положительной, ведь не все, что делает ребенок, хорошо.

Таким образом, на фоне оценки взрослых у ребенка формируется самооценка.

При правильном воспитании у ребенка раннего возраста существует два вида самооценки:

абсолютная, при которой он, не смотря ни на что, чувствует и знает, что его любят,

конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной.

Но все же абсолютное отношение к себе доминирует (чей рисунок лучший – мой!) Вот здесь и кроется причина многих негативных явлений раннего возраста и, по сути, причина кризиса трех лет.

5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам завышенная самооценка сохраняется, но уже не в такой открытой форме и более обоснована.

Мотивационная сфера дошкольника

На протяжении дошкольного возраста этот позитив укрепится, наполнится новым содержанием, а самооценка, все более совершенствуясь и дифференцируясь, к 7 годам у большинства детей становится более адекватной. Смягчается негативизм, своеволие, упрямство. Развитие ребенка входит в более спокойное русло.

Высокая самооценка помогает дошкольникам осваивать новые виды деятельности без сомнений и страха перед неудачей. Самооценка способствует формированию «образа Я» и «Я-концепции».

2.Осознание своих переживаний. Не только в раннем детстве, но и в первой половине дошкольного возраста ребенок имеет разнообразные переживания, но не осознает их (мне радостно, мне грустно). После 4-5 лет он уже ориентируется на свои эмоциональные состояния и может выразить словами (я рад, я сердит).

3.Половая идентификация. Ребенок уже осознает себя мальчиком или девочкой. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры -для мальчиков и для девочек.

4. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту».

Таким образом, дошкольный возраст — это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поступка, самооценка, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально — потребностной сферы — вот основные особенности личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно так же считать соподчинение мотивов и самосознание.



Активно развивается в дошкольном возрасте мотивационная сфера ребенка. Поведение младшего дошкольни­ка еще мало чем отличается от поведения детей раннего возраста: он действует большей частью под влиянием ситуативных эмоций и желаний, вызываемых самыми разными причинами, Кроме того, совершая тот или иной поступок, он не отдает себе ясного отчета, зачем, почему он его совершает, ему трудно объяснить, мотивировать свое поведение. Поступки же, отношения к окружающему старших дошкольников — более осознанны. Разные мотивы побуждают детей разного дошкольного возраста к выполнению одного и того же действия. Так, например, трехлетний ребенок моет игрушки, «стирает», чтобы поплескаться в воде, поиграть с пеной, шестилетний — чтобы вещи стали чистыми, чтобы помочь маме.

К числу новообразований в мотивационной сфере дошкольника относится и проявление новых, типичных для дошкольного возраста мотивов. Среди них — мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стрем­лением быть похожими на них. Это стремление походить на взрослых нередко успешно используют родители, воспитатели в своей работе с детьми («Ты ведь большой, Андрей, а большие обуваются сами»; «Молодцы, все шагаем красиво, легко, как настоящие физкультур­ники»).

Среди значимых для детей мотивов и интерес их к содержанию и процессу новых, осваиваемых ими видов деятельности, в первую очередь кигре. Игровые мотивы, как правило, переплетаются у ребенка со стремлением быть похожим на взрослых.

«Сережа (6, 4, 27) сегодня преподал нам урок о роли игры. В его обязанности входит влажная уборка (протирать шваброй полы, вытирать пыль). Лена (4, 2, 28) обычно помогает ему в этом, но сейчас она после больницы, еще не совсем здорова. Сережа принялся за работу сам, но выполняет на этот раз свои обязанности не очень-то охотно, медленно, поглядывает на Лену, прерывает дело, отвлекается (протирал пыль на книжной секции —стал смотреть (минуты 2) на книгу). Лена в это время затеяла игру в больницу. Увидев это, Сережа вдруг (радост­но) мне:

— Мама, я придумал! Я тоже в больницу играю. Мы работаем в больнице. Лена санитарка, а я, ну кем папа работал раньше?

Стала перечислять — врач, фельдшер, медбрат.

— Да, медбрат! Мы сначала уберем там, где больные (комната, где Леночкина кровать, где она играет сейчас).

Сережу как подменили. Работа пошла. Включилась и Лена (стала вытирать пыль на подоконнике, вытерла). С особым же интересом, увлечением действует Сергей» (из дневника Е. А. Панько).

Другая важная группа мотивов, которой руковод­ствуются дошкольники,— установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми. Стремле­ние к положительным взаимоотношениям со взрослыми в семье, в детском саду делают ребенка особенно чувстви­тельным к их оценке, мнению, вызывают желание выпол­нить их требования, правила, устанавливаемые ими.

Большое значение для ребенка в дошкольный период начинает приобретать (как мы уже отмечали) такая подструктура его личностной микросреды, как «ребенок — ребенок». Положение ребенка, эмоциональный климат в его группе в большой степени теперь уже определяются и отношением к нему сверстников. Дети стремятся завоевать симпатию, «благосклонность» тех, кто им нравится, кто пользуется популярностью.

Особую роль в развитии личности играет появляю­щаяся в процессе общения потребность в признании, которая «ориентирует ребенка на достижение того, что является значимым в культуре, к которой принадлежит ребенок»[148]. Мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению, самовыражению нередко побуждают дошкольника к действиям. О степени удовлетворения этой важной человеческой потребности — потребности в признании говорят детские чувства, эмоции: радость при достижении успехов в нелегкой и значимой для них дея­тельности, от высокой оценки их авторитетным лицом, огорчения (желанная роль в игре не досталась), обида («А мне не дали стихи учить на утренник») и т.

Развитие мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте

п.

Различные формы самоутверждения дошкольника. Среди негативных форм — капризы, упрямство. Каприза­ми пытаются утвердиться, как правило, дети ослабленные, безынициативные, которые не могут другими средствами обратить на себя внимание окружающих.

На основе стремления к самоутверждению у дошколь­ников возникает и мотив соревновательный — выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление проявляется у старших дошкольников, что связано с овладением ими играми с правилами, спортивными играми, которые включают в себя соревнование. Этот мотив старшие дошкольники вносят и в другие виды деятельности. Они любят сравнивать свои успехи с другими, не прочь прихвастнуть, остро переживают свои неудачи.

Дошкольники поражают окружающих своими вопро­сами, своей пытливостью, любознательностью. Поведение детей этого возраста часто определяют познавательные мотивы. Однако эта потребность развивается и прояв­ляется по-разному: у одних она имеет ярко выраженную «теоретическую» направленность, у других — «практичес­кую» (Л. И. Божович, Л. С. Славина).

Особенно важное значение в формировании поведе­ния дошкольника имеют нравственные мотивы. Они возникают и развиваются в связи с усвоением и осознани­ем норм поведения человека в обществе и выражают отношения ребенка к людям. К концу дошкольного воз­раста в этой группе мотивов все большее место занимают общественные мотивы — желание сделать приятное, нужное другим людям, облегчить их положение, принести им пользу.

« — Мамочка, ты завтра разбуди меня пораньше, а то я завтра дежурный по группе.

— Папа, наши часы показывают время так же, как часы в детском саду? Мне нельзя опаздывать, надо успеть все подготовить к завтраку» (по материалам 3. Н. Борисовой).

О зарождающихся еще в дошкольные годы обществен­но ценных мотивах деятельности советских детей свиде­тельствуют и мечты дошкольников. «Когда я вырасту, я буду…» — такая тема для рисования была предложена старшим дошкольникам г. Минска. Дети рисовали свое будущее, себя как представителей самых разных профес­сий, пользующихся почетом и уважением в нашей стране.

Таня: «Я хочу быть воспитательницей, как Капитолина Алек­сандровна. Она добрая и справедливая, она говорит детям, что надо делать, а что нельзя».

Сергей: «Я буду космонавтом, как Юрий Гагарин и Петр Климук. Юрий Гагарин смелый, он первый полетел в космос, я тоже буду смелым*.

Саша: «Я хочу быть шофером. Я нарисовал, что у меня испортилась машина и я ее чиню. Я очень тороплюсь, потому что надо отвезти песок на стройку, меня там ждут, и день уже кончится к вечеру».

Толя: «Я буду солдатом потому, что он очень смелый, храбрый, защищает Родину».

Игорь: «Я буду таксистом. Таксист очень нужен людям, когда они спешат, может, у них заболела дочка, например. Я и вас подвезу (в адрес экспериментатора). Бесплатно. Мне денег ненадо» (по материалам Л. И. Кубанской).

Специальные исследования (Я. 3. Неверович и др.) показывают, что общественные по своему содержанию мотивы уже в дошкольном возрасте могут приобрести значительную побудительную силу, большую, чем мотивы личной пользы или интерес к внешней, процессуальной стороне деятельности. Однако мотивы этого типа возника­ют не спонтанно, а благодаря воспитательному воздей­ствию взрослых.

Итак, в дошкольном возрасте появляются новые мотивы поведения. Мотивы эти, однако, не рядоположны, они вступают в определенные взаимоотношения, сопод­чинения. Соподчинение, иерархия мотивов является важ­нейшим новообразованием в развитии мотивационной сферы дошкольника. «Только в дошкольном возрасте мы можем впервые обнаружить эти более высокие по своему типу соотношения мотивов, устанавливающиеся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие»[149].

Если поведение ребенка раннего возраста вызывается определенной ситуацией, доминирующим в данный момент чувством, то дошкольник уже умеет сдерживать себя. Однако эта способность формируется постепенно.

Н. М. Матюшиной было проведено исследование с целью выявления возможности детей 3—7 лет сдерживать свои непосредственные желания. Испытуемым предлага­лось в течение некоторого времени не смотреть на опреде­ленный предмет. В первой серии опытов в качестве ограни­чителя выступал запрет взрослого в чистой форме; во второй — получение поощрительной награды; в третьей — наказание в форме исключения из игры; в четвертой — «собственное слово» (обещание) ребенка. Данные этого эксперимента представлены в табл. 2.

Таблица 2

Читайте также:

Стр. 70

Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан А.В. Запорожцем. Им показано, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Сравним еще раз поведение ребенка раннего возраста и дошкольника. До 3 лет переживаются исключительно последствия собственных действий, их оценка взрослым человеком — т.е. то, похвалили ребенка за сделанное или наказали. Не возникает переживаний по поводу того, заслуживает поступок одобрения или порицания, к чему он приведет, ни в самом процессе действия, ни, тем более, предварительно.

Развитие эмоциональной, мотивационной сферы ребёнка

Аффект оказывается последним звеном в этой цепи разворачивающихся событий.

Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность — эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ребенку создать нужный эмоциональный образ. Например, в детском саду воспитатель вместо того, чтобы потребовать немедленно привести в порядок помещение после бурной игры, может рассказать детям, какую радость вызовет их уборка у младшей группы, пришедшей после них в сияющую чистотой игровую комнату. Пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными. Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка. Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у части детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Оставьте комментарий