Основатель нижнего новгорода

  • Глава I. Легенды о Дятловых горах. — Мордва. — Камские Болгары 2
  • Глава II. Русская Земля в последней четверти XII и первой половине XIII столетия. — Русь южная и Русь северо-восточная. — Значение князей великого и удельных. — Великий князь владимирско-суздальский Всеволод III, Большое Гнездо, отец великого князя Георгия Всеволодовича. — Значение его княжения. — Великая княгиня Мария — мать Георгия. — Воспитание и юность великого князя Георгия II Всеволодовича 5
  • Глава III. Вступление на великокняжеский владимирский стол великого князя Георгия. — Города Владимир и Ростов. — Константин ростовский, брат великого князя Георгия. — Раздоры между ними из-за старшинства. — Мстислав Мстиславович Удалой. — Новгород Великий. — Ярослав Всеволодович переяславский, брат великого князя Георгия. — Раздоры его с Новгородом Великим. — Новгородские бедствия. — Борьба князей владимирского и ростовского. — Битва при р. Липец 22 апреля 1216 года. — Переселение великого князя Георгия в Радлов Городок на Волге 14
  • Глава IV. Второе вступление Георгия на великий стол владимирский. — Походы его на камских болгар. — Разрушение болгарского города Ошела в 1221 году Святославом Юрьевичем, братом Георгия. — Основание Нижнего Новгорода. — Значение этого города для северо-восточной Руси. — Покорение мордвы. — Пургас, князь мордовский. — Пуреш, присяжник великого князя Георгия II 27
  • Глава V. Великий князь Георгий II Всеволодович, как правитель земли русской. — Его отношения к удельным князьям северной и южной Руси и г. Новгороду Великому 36
  • Глава VI. Татары. — НАшествие их на землю половецкую. — Князь южной РУси в борьбе с татарами. — Битва при реке Калке 18 июня 1224 г. — Татары под начальством Батыя в рязанской земле. — Взятие Рязани. — Осада и взятие Владимира. — Путь Батыя к р. Сити. — Битва при реке Сити 4 марта 1238 года и смерть великого князя Георгия Всеволодовича 45
  • Глава VII. Погребение св. великого князя Георгия и судьба священных его останков 59
  • Источники и пособия 61

Основатель Нижнего Новгорода Великий князь Георгий (Юрий) II Всеволодович

Автор рассказывает о русской земле в последней четверти XII и первой половине XIII столетий в условиях удельной системы правления, установленной завещанием Ярослава Мудрого, и о жизни великого князя Георгия II Всеволодовича (1189 – 1238), погибшего в битве с татарами на реке Сити 4 марта 1238 года и причисленного впоследствии Православной церковью к лику святых.

[17/06/2005] Дамир Хайретдинов: основатель Нижнего Новгорода – татарин!

Сенсационная статья кандидата исторических наук Дамира Хайретдинова

Последние несколько месяцев Нижегородские средства массовой информации, не уставая, трубят о новом празднике — дне памяти основателя города Нижнего Новгорода Георгия Всеволодовича. Плакаты на улицах города пестрят поздравлениями и изображениями святого. При этом простой народ, да и, что скрывать, некоторые общественные деятели поначалу открыто недоумевали, почему предыдущие почти восемь веков основателем города был Юрий Всеволодович, а теперь вдруг стал некий Георгий? Благо, дорогая PR-кампания разъяснила, что Юрий и Георгий едины в одном лице, но вопрос остался.

Итак, самый обычный заголовок последних месяцев: «Кто основал Нижний Новгород?». Начнем по порядку: Георгий Победоносец, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович, Юрий Всеволодович, Василько Констан­тинович. Осталось выбрать правильный вариант? Или есть и другие кандидатуры? Историки и краеведы, как дореволюционные, так и советские, выдвигали разные версии на этот счет. Сегодня им на смену пришли идеологи, у которых есть задача — убедить народ в конкретной идее, причем ее правильность им не интересна, куда важнее политическая актуальность.

Конечно, идеологам следовало бы вначале объяснить народу элементарные вещи: как, например, то, что Георгий Победоносец не имеет никакого отношения к территории России. Затем можно было бы рассказать, что имя Георгий было принято великим князем Юрием Всеволодовичем, внуком Юрия Долгорукого, в крещении. Под конец неплохо было бы дать народу представление о той войне, в ходе которой Юрий (читай Георгий) Всеволодович, а может, и не он, основал Нижний. Но зачем все эти тонкости народу, когда у него есть идеологи, которые и знают точную дату памяти благоверного князя, мученически обезглавленного; и словно воочию видят, как отрубленная голова, «будучи приложена к телу, чудесным образом срослась с ним», и чувственно высказываются о необходимости «переосмысления» церковного праздника в качестве светского.

А что делать нам, рядовым представителям народа? Сокрушаться о том, что идеологи возникли только сейчас — сколько бумаги, исписанной учеными и исследователями, было бы сэкономлено, появись они раньше. Для кого же создавались исторические труды, и зачем? Да и вот еще совсем пустячный вопрос: что же там все-таки написано?

Еще величайший русский историк XVIII века В. Н. Татищев, пользовавшийся разнообразными источниками, писал в своем труде «История Российская»: «Князь великий Юрий заложил град от болгор на усть Оки реки, имяновав его Новград Нижний, бе бо ту первее град болгорский». Татищева поддержал Карамзин, и целая плеяда дореволюционных историков не видела ничего зазорного в признании того факта, что «в то время вся местность, занимаемая Низовской землей, ныне Нижегородской губернией, входила в состав болгарского царства» (Милотворский И.А. «Нижний Новгород, его прошлое и настоящее». 1911. С. 1–2). О каких «болгарах» говорят ученые? О тех самых, с которыми и вели войну суздальские князья. Волжские булгары, населявшие территорию современного Татарстана и являющиеся непосредственными предками казанских татар, гораздо раньше славян освоили территорию нынешней Нижегородской области. Судите сами: город Лысково построен на месте «большого города булгар — Сундовита» (Мельников А. «Нижегородская старина». 1992. С. 35.); на месте Балахны «был большой торговый город Булгарский» (там же. С. 45); Саров — бывший Сараклыч.

На сегодняшний день можно считать доказанным, что граница Волжской Булгарии находилась не у Камы, как считали раньше, а в районе Оки. Собственно, ведь и война, которую вели Всеволод Большое Гнездо и его сын Юрий против булгар, имела своей целью подчинение выгодных речных торговых путей. Летопись сохранила описание взятия булгарского города Ошела (Ошли) Святославом, братом Юрия, «с полки и воеводы на безбожные булгары». После поражения булгары запросили мира, и в 1220 году Юрий «послал с ними (то есть с булгарскими послами) мужи свои водити въ роту князей ихъ и земли ихъ по ихъ закону». Итак, часть булгарской земли подчинилась суздальскому великому князю; но еще в течение десяти лет булгары пытались отвоевать эти земли. Только в 1230 году новое соглашение с Волжской Булгарией окончательно закрепило территориальные приобретения при окском устье за владимиро-суздальскими великими князьями.

Итак, «в настоящее время большинство историков и краеведов в принципе согласны с мнением о том, что в устье реки населенный пункт существовал еще до основания Нижнего Новгорода; тем не менее исходной датой — временем основания (города) и ныне принято считать 1221 год» (Кирьянов И.А. «К вопросу о времени основания г. Горького». 1956. С. 4). Новый город действительно был основан в 1221 году. Ну а что же насчет старого города?

Практически все историки и краеведы знают о предании, согласно которому на месте Нового Нижнего города был Ибраимов город; при этом русские предания называют основателя этого города, Ибраима, мордвином. А мордовские? С зеркальной точностью наоборот. Старинная мордовская песня начинается так: «Ехал русский князь Мурза по Волге…». Затем «русскому князю Мурзе» местная мордва принесла «земли да воды» в «знак покорности мордовского племени» («Беглый очерк Нижняго-Новгорода и его прошлаго». 1896. С. 9). Почему же «русский князь» в мордовских легендах имеет явную тюркско-мусульманскую принадлежность, а мордовский князь русских легенд — явно мусульманское имя, но в оригинальном произношении?

Еще в IX веке арабский историк Абу Гали бине Даста писал: «Между Хазарией и Булгарией лежит страна Буртас. От границы с Булгарией ее отделяют три дня пути. Живут они на равнине, где много лугов, низин и рощ; из деревьев у них больше всего берез». Другой историк, Абу Габдулла аль-Гарнатый, уточняет: «Страна Буртас на реке Идел», то есть Волге (Фаизов С.Ф. «Ислам в Поволжье». 1999. С. 7–8). Буртасы, имевшие свою государственность, но входившие в сферу влияния близкородственной Волжской Булгарии, совместно с другими тюркскими и угро-финскими народами составили основу современных татар-мишарей (мещера, мещеряки). Русская летопись гласит: там, где Ока «потече в Волгу… седит мурома, а также мещера, у мещеры свой язык» (Машина Д. «Этнос мещера: вчера и сегодня», газета «Нижегородская правда», 19.02.05). Мещера заселяла «местности балахнинскаго и семеновскаго уездов», в память об этом народе «озеро напротив Нижняго Новгорода между Окой и Волгой» называется Мещерским, а «вся местность в соседстве с Волгой против Нижняго именуется Мещерой» (Савельева А. «Время и причины основания Нижняго-Новгорода». С. 3).

Очевидно, что сложившийся на границах древних тюркских государств Булгарии, Буртаса и Мещеры этнос нес в себе отпечаток разных культурных слоев и народов, при этом разговаривая на тюркском языке и исповедуя Ислам. Так что, как ни называй истинного основателя нашего города Ибрагима — «мордовским мусульманином», «русским мурзой» или булгарским князем — он однозначно был представителем этой симбиозной буртасско-булгарско-мещерской цивилизации, прямыми потомками которой являются нынешние татары-мишари.

Можно отождествлять Ибраи­мов городок (кстати, оригинальное произношение имени Ибрагим – с потерянным звуком «h» посередине — характерно именно для татар-мишарей) с булгарским «великим и славным городом» (цитата по русской летописи) Бряхимов, известным по походам Андрея Боголюбского в 1164 году, как это делали Н. М. Добротвор и И. А. Кирь­янов; можно ассоциировать его с другим бул­гар­ским городом — Оше­лем (С. М. Середонин), можно на его месте разместить и любой другой Старый город, но ни в коем случае нельзя рассуждать, что основанный в 1221 году Новый город и есть первоначальное поселение. Нет, и еще раз нет: Новый город — лишь перестроенный населенный пункт гораздо более древнего происхождения, силой завоеванный суздальскими князьями. Завоеванный у мусульман, как их ни называй. И даже приросшая к мертвому телу голова благоверного князя не может быть доказательством обратного!

Пару слов о «мордовской теории». Безусловно, версия о существовании самостоятельного, никому не подчиненного мордовского города в устье Оки в XII–XIII вв. абсолютно неубедительна, что четко доказывается Кирьяновым. Само наличие мордовских городов в Х–XIII вв. не доказано. Город должен был принадлежать Булгарии, хотя часть его населения, безусловно, могла составлять и мордва.

Конкретным местом Ибра­ги­мова городка легенды называют территорию нынешнего нижегородского кремлевского холма. Интересно отметить то обстоятельство, что наиболее древним и значительным сооружением кремля является Архангельский собор, заложенный в 1227 году на месте деревянной церкви Михаила Архангела, которую построили при основании Нижнего Новгорода в 1221 году. В 1960 году, при реставрации здания собора, была обнаружена совершенно неожиданная находка остатков пола с орнаментом из заполненных гипсом шестиконечных звезд. Несмотря на то что эти плитки были отнесены к XIV веку, совершенно очевидно, что такие рисунки в то время не могли возникнуть в христианском православном храме. Получается, они существовали здесь еще до создания храма. Эти узоры характерны только для двух видов культуры: иудейской и мусульманской. Очевидно, что иудейская культура проникнуть на эти земли в указанные века не могла. Шестиконечные звезды характерны и для масонских культовых зданий, причем масонские символы часто присутствуют в христианских церквях в закамуфлированном виде, однако эта культура получила распространение в России только начиная с XVIII века. В истории исламской архитектуры шестиконечные звезды — частый и широко распространенный орнамент. Так же, как и в иудаизме, их символика возводится к пророку Давиду, который признается в Исламе и часто упоминается в Коране. Только в новейшее время, после создания еврейского государства, такие звезды стали восприниматься в мире Ислама сквозь призму военно-политических конфликтов. Ярким воплощением использования шестиконечных звезд в орнаментальном оформлении мусульманских культовых зданий является знаменитая Соборная мечеть Владикавказа, построенная в конце XIX века. Ну а наглядный пример того, что в завоеванных русскими князьями и царями мусульманских городах на фундаментах разрушенных мечетей и дворцов в самые короткие сроки возводились церкви —
это бывшая столица Волжской Булгарии город Булгар на территории Татарстана.

Если кому-то приведенные здесь доказательства покажутся малоубедительными, предлагаем созвать какую-нибудь научную конференцию по вопросу: «Кто основал Ибраимов город?», с участием ученых из Нижнего, Москвы, Казани. Можно даже затеять процесс возвращения городу его исконного первоначального названия.

Идеологов, конечно, переубедить вряд ли удастся — они же уже все доказали, и без участия татар-мишарей, прямых потомков подлинных основателей города Ибраима, уже почти установили новый светско-церковный праздник. Ну да Бог с ними. Но вот один неразрешенный вопрос все же остается. Нет, не про то, почему мусульмане оказались ныне в немилости у идеологов. А про то, как, превращая религиозные реалии в светский праздник, «переосмыслить со светской точки зрения» самую суть церковного праздника — доказательство благоверности князя, а именно приращение отрезанной головы. А если вдруг не получится, как же праздновать-то будем?

Дамир Хайретдинов,

кандидат исторических наук

При использовании материала ссылка на сайт www.nizgar.ruобязательна!

 

ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ –

ОСНОВАТЕЛЬ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Биографическая справка.

Святой благоверный великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский родился (по современным уточненным данным) 26 ноября 1188 г. в г. Владимире. Был третьим из восьми сыновей великого князя Всеволода Большое гнездо и Марии Шварны (чешской княгини).

При крещении ему было дано имя Георгий. Ранее имя Юрий использовалось как просторечная форма имени Георгий. В светской литературе часто встречается имя Юрий, однако, в Церковных календарях и житиях – Георгий. Часто в изданиях можно встретить написание Георгий (Юрий).

Георгий Всеволодович княжил во Владимире в 1212-16 и 1218-1238 гг.

Погиб в битве с татарами на р. Сити в 1238 г.

В 1216-1218 гг. находился в ссылке в г. Городце. Его участь добровольно разделил епископ Владимирский Симон, известный больше как один из авторов Киево-Печерского Патерика. Тесная духовная связь князя и епископа продолжалась вплоть до кончины Симона в 1226 г. Предполагается, что именно во время Городецкой ссылки и родилась идея основания Нова Града. Это позволяет утверждать, что город и первые его храмы основаны с благословения, а возможно, что и при участии Святого епископа Симона.

Говорят что С.-Петербург основан Петром Великим как окно в Европу, так и основание Нижнего Новгорода для Руси дверь на Восток первый шаг для освоения Урала и Сибири.

Георгием Всеволодовичем основан также город Юрьевец на Волге (по житию 18 в.), построен каменный храм в Суздале (сохранился), два (сразу два!!!) каменных храма в Нижнем Новгороде, что указывает на значение, которое он придавал нашему городу. На тот момент Н. Новгород был единственным городом сразу с двумя каменными храмами.

Стратегический выбор места для крепости на Дятловых горах при слиянии двух рек определил судьбу города. После постройки в 16 в. каменного кремля город ни разу не был взят (единственный в России!), а Волга и Ока дали импульс торговле и промышленности.

Георгий Всеволодович и Симон канонизированы Русской Православной церковью, в народе о нем сложены легенды как об основателе Града Китежа.

Основание Нижнего Новгорода

Большое число летописных источников (в первую очередь Лаврентьевская летопись, самая древняя из сохранившихся), исследования историков и краеведов, археологические раскопки и пр., позволяют утверждать:

датой основания Нижнего Новгорода является 1221 г., основатель – Святой благоверный великий князь Георгий Всеволодович Владимирский, город основан с благословения святого епископа Владимирского Симона.

Гипотезы о другой дате и ином основателе, выдвигаемые в 19 и 20 вв., были слабо обоснованы, плохо аргументированы, и не получили, после многочисленных научных дискуссий, поддержки среди известных и авторитетных историков.

Нижний Новгород — единственный в России древний город, основанный Святым с благословения Святого, причем дата его основания указана явно. Из древнейших русских городов (за исключением Москвы) Нижний Новгород превратился в крупнейший промышленный, научный и культурный центр в первую очередь благодаря удачно выбранному основателем города месту (для сравнения можно посмотреть на Городец, Муром, Рязань, Суздаль и др. древние города).

Храмы и приделы в честь Георгия Всеволодовича.

Успенский собор во Владимире. В соборе находится рака с мощами князя. Георгиевский придел построен в 1862 г. Собор и придел действующие.

Архангельский собор в Нижнем Новгороде. В 1795 г. к собору был пристроен придел в честь Георгия Всеволодовича. В соборе были иконы и росписи с изображением князя и основания Нижнего Новгорода. Придел разобран в 50-х гг. 20 в.

Спасо-Преображенский собор в Нижнем Новгороде. Придел освящен в 1863 г. Собор разрушен в 30-х гг. 20 в.

Приделы в честь князя есть в Юрьевце в храме под колокольней (действующий), в селе Божонка Тверской обл. на месте гибели князя (храм сохранился, но не действует).

Сохранилась деревянная Георгиевская часовня (в музее г. Мышкин Яросл. обл.). В 1902 г. был основан Георгиевский монастырь в Уфимской епархии. Здания монастыря не сохранились. Монастырь в настоящее время возрождается.

Иконы.

Наиболее древним изображением князя считается икона из Государственной Третьяковской галереи, написанная Царскими изографами около 1645 г. Ранее икона являлась верхней доской раки князя. Изображение это, как и все последующие, является условным, «фантазийным», поскольку прижизненных изображений князя нет.

Георгий Всеволодович изображен на стенах собора Княгинина монастыря во Владимире. Роспись выполнена в 1647-1648 гг.

Аналогичное изображение (1652 г.) сохранилось в Архангельском соборе в Московском Кремле, а также в росписи Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве (1689 г.)

Сохранилось небольшое количество икон 19 века: на фоне Нижегородского кремля (Нижегородский художественный музей, Кафедральный староярмарочный собор), икона с частицей мощей князя (Кафедральный староярмарочный собор), икона в храме в Щербинках, несколько икон во Владимирском Успенском соборе, Боголюбском монастыре и Владимирском историко-архитектурном музее.

Ряд изображений князя можно найти в светских исторических иллюстрированных изданиях 19 века.

Почитание в 19 веке.

С большим размахом в 1889 г. во Владимире и Нижнем Новгороде отмечалось 700-летие со дня рождения князя.

Спасо-Преображенского собору была подарена шапочка с мощей Георгия Всеволодовича, присланная жителями Владимира «на благословение Нижнему Новгороду от святого его основателя» (находится в Нижегородском ист.-арх. музее), а также икона с частицей святых мощей. Проведено торжественное заседание, исторические научные чтения, торжественная служба. Была выпущена памятная медаль, изданы статьи, книги, написан гимн основателю города.

В конце 19 в. в Нижнем Новгороде были созданы два Георгиевских братства – попечительское и хоругвеносцев, построен сохранившийся Дом Георгиевского братства (красное кирпичное здание напротив Нижегородского универсама).

День памяти святого (4 февраля по старому стилю) был внесен во все справочные нижегородские издания и всегда отмечался с особой торжественностью.

С именем Георгия Всеволодовича связана Китежская легенда об озере Светлояр и граде Китеж, вдохновлявшая многих художников, музыкантов, писателей, историков.

Почитание в 20 веке.

В советские времена имя князя было практически забыто. Во многих изданиях по истории города имя основателя даже не упоминалось. Небольшой прогресс наступил после 1971 г., когда отметили 750-летие Нижнего Новгорода.

В 1980 г. на месте предполагаемой гибели князя на р. Сити были установлены два памятника – один в Ярославской обл., другой – в Калининской. Установка была приурочена к 600-летию Куликовской битвы, когда вспомнили о начале нашествия на Русь и битве на р. Сити. В 90-х гг. 20 в. в тех местах установлен памятный крест.

В Нижнем Новгороде в конце Ивановского съезда в 60-х гг. 20 в. установлен памятный знак в виде камня в честь основания города.

Почитание в начале 21 века.

В конце 20 – начале 21 вв. издано несколько научно-популярных книг (Макарихин А.М, Карпенко В.Ф.), опубликован ряд статей (Кирьянов И.А., Галай Ю.Г. и др.). К исследованию событий 13 в. вновь обратились историки.

Современные иконы Георгия Всеволодовича можно увидеть – на Дмитровской башне кремля, на фасаде и внутри Михайло-Архангельского собора, в Александро-Невском соборе, в церкви Успения.

Небольшое количество работ выполнено в светской манере Нижегородскими художниками (В.И. Занога, В. Малиновский), есть скульптурная работа (бронза) Л.Т. Ядринцева.

Упоминание имени Георгии Всеволодовиче — в Архангельском соборе кремля (мраморные таблички с выписками из Нижегородского летописца об основании Нижнего Новгорода и собора, установленные в 60-х гг. 20 в. при реставрации собора).

Ежегодно проводятся Георгиевские чтения, организованные администрацией города совместно с епархией, приуроченные ко дню памяти (17 февраля по новому стилю). Организован фонд «Народный памятник» (А.В. Комаров, А.Н. Рябов, Л.Т. Ядринцев), цель которого – увековечивание памяти Георгия Всеволодовича.

Смотрите также:
Георгий (юрий) всеволодович – основатель нижнего новгорода

1 стр.

Реферат о культурном наследии

1 стр.

Вехи истории Нижнего Новгорода

1 стр.

Герб города Нижнего Новгорода

1 стр.

Выборы Мэра Великого Новгорода 8 сентября 2013 года сведения о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах на должность Мэра

1 стр.

Партнерские соглашения с предприятиями г. Нижнего Новгорода

1 стр.

Администрация города Нижнего Новгорода Департамент финансов

1 стр.

Администрация города нижнего новгорода департамент образования

5 стр.

Департамент образования Администрации города Нижнего Новгорода

16 стр.

«Статистические методы массовой и индивидуальной оценки недвижимости и земельных участков»

1 стр.

Николай из Нижнего Новгорода Житие священном

1 стр.

«Святой благоверный князь Георгий Всеволодович»

1 стр.

Празднование этого дня стало традиционным для нижегородцев (праздник включен и в Устав города Нижнего Новгорода в качестве общегородского праздника).

На нашем сайте в помощь учителям истории и краеведения, студентам и учащимся школ, в также всем интересующимся историей Нижнего Новгорода размещены 2 информационных материала:

— Обзор летописных известий о князе Георгии (Юрии) Всеволодовиче.

ПОДРОБНЕЕ>>>

— Пудалов Б.М. Юрий Всеволодович и Нижегородский край. ПОДРОБНЕЕ>>>

СПРАВКА:

По летописным источникам Георгий (Юрий) Всеволодович родился в 1189 г.

«В лето 6697… Того же лета родися у Всеволода сын, и нарекоша и в святем крещеньи Георгий».

От имени «Георгий» из-за особенностей восточнославянского произношения появляется форма имени «Гюрги», а затем и «Юрий».

Юрий был сыном великого князя владимирского Всеволода «Большое Гнездо» и его жены, княгини Марии. По отцу он был племянником Андрея Боголюбского, внуком Юрия Долгорукого, правнуком Владимира Мономаха; по матери — внуком чешского князя Шварна.

В 12 лет Юрий участвует в первом походе: вместе с отцом и старшим братом Константином сопровождает младшего брата Ярослава, поставленного князем в Переяславль Русский. Мать Юрия умерла, когда ему шел 17-ый год. В 20 лет князь впервые сам ведет дружину против рязанцев, разорявших окрестности Москвы, и одерживает первую победу.

«В лето 6716… Тое же зимы Кюр Михаил с Изяславом пришедша, начаста воевати волость Всеволожю великаго князя около Москвы; се слышав великый князь, посла сына своего Гюрга, и победи ею Юрги; сами князи утекоста, а люди овех избиша, а иных извязаша, и возвратися князь Юрги ко отцю своему, славя Бога»

В 22 года венчается с дочерью киевского князя Всеволода Чермного. Летописи упоминают о трех сыновьях и двух дочерях, родившихся за 27 лет супружеской жизни Юрия. В 1212 г., в 23-летнем возрасте волею умирающего отца Юрий Всеволодович становится великим князем владимирским, в обход старшего брата Константина. В ходе вспыхнувшей междоусобицы, длившейся четыре года, Юрий терпит поражение в кровопролитной битве на р.Липице (1216 г.), утрачивает великое княжение и отправляется в ссылку в Городец, но уже в 1218 г. после смерти старшего брата вновь становится великим князем и почти двадцать лет размеренно управляет огромной территорией — вплоть до нашествия монголо-татар и гибели в 1238 г. на р.Сить, в 49-летнем возрасте. Во время нашествия погибла и вся его семья (жена, дети, внуки), кроме одной дочери, бывшей замужем за волынским князем.

Б.М. Пудалов: "Для нижегородцев в деятельности Юрия Всеволодовича особое значение имеет основание им Нижнего Новгорода (1221 г.). В древнейших летописях об этом сказано: «В лето 6729…Того же лета великый князь Гюрги, сын Всеволожь, заложи град на усть Окы и нарече имя ему Новъград» (так и в Лаврентьевской летописи, и по другим сводам XIV-XVI вв.). Нет ни одной древнерусской летописи или иного источника, где бы основание нашего города было бы приписано другому князю".

Оставьте комментарий