Орнаменты востока

Орнаменты Востока. Нигде орнаментальное искусство не достигало такого расцвета и совершенного воплощения , как на мусульманском Востоке. Для него характерно сочетание геометрических и растительных мотивов, так как Кораном было запрещено изображение людей и животных. Искусство народов Востока славится керамикой, тканями, коврами, чеканкой, украшенными тонким орнаментом Практически все восточное изобразительное искусство – это орнамент. «Вода всегда дырочку найдет» — так и в творческом потенциале человека, перекрыли возможность изображать одно, ничего, будем изображать другое, но еще с большей творческой отдачей. Вследствие этого восточный орнамент обладает большим разнообразием цвета, форм и глубоким содержанием знаков и символов, составляющих узор.

Слайд 9 из презентации «Орнаменты народов» к урокам изо на тему «Орнамент»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке изо, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Орнаменты народов.ppt» можно в zip-архиве размером 3815 КБ.

Скачать презентацию

Орнамент

краткое содержание других презентаций об орнаменте

«Вышивка орнамента» — Орнамент выполнен чёрными нитками. Обёртка дешевого брокаровского мыла. Рушники изготовлены ещё в конце XIX века. Растительный орнамент выполнен в красно – чёрной гамме. Дубовые листья с желудями олицетворяли мудрость, мужскую силу. Орнамент. Символика цвета. Лев. Орнаментальная вышивка в предметах быта и одежде Белгородской области.

«Орнаменты народов» — Принципы рисования орнамента. Естественный орнамент. Геометрические формы. Мастерицы. Чередование. Гжель. Орнамент на платках. Арабский орнамент. Русский орнамент. Абстрактный орнамент. Казахский орнамент. Орнамент на тканях. Особенности предмета. Орнаменты Греции. Индийский орнамент. Орнаменты ханты и манси.

«Красивые орнаменты» — Орнамент . Орнаменты в архитектуре. Египет. Чередование. Бордюры. Симметричный орнамент. Источником создания орнамента явилась природа. Монголия Казахстан. Принципы рисования орнамента. Орнаменты народов мира. Символ солнца в разных странах. Естественный орнамент. Арабы. Китай. Виды орнамента. Орнаменты украшают дома.

«Композиция орнамента» — Орнаментальная композиция. Конструктивные элементы орнамента. Шахматный ритмический строй. Ритмическое построение орнаментальной композиции. Форма раппорта. Осевая симметрия. Ассиметричное расположение. Композиция. Виды симметрии. Правила построения орнаментальной композиции. Способность художника к абстрактному мышлению.

«Орнаменты и узоры» — Жостовские подносы. Растительный орнамент. Средние века. XVII-XVIII века (Европа). Городецкая роспись. Золотая Хохлома. Главные эпохи развития орнамента. Основные мотивы. Характер композиции на украшаемой поверхности. Ренессанс. Орнамент в русских народных промыслах. Геральдический орнамент. Классификация орнаментов.

«Классификация орнаментов» — Пейзажный орнамент. Происхождение. Фантастический орнамент. Содержание предметного орнамента. Мотивы. Виды орнамента. Классификация орнаментов. Растительный орнамент. Животный орнамент. Эпиграфический (каллиграфический) орнамент. Геометрический орнамент. Символический орнамент.

Всего в теме «Орнамент» 12 презентаций

 Орнаментальные мотивы по характеру своего рисунка могут быть подразделены на два крупных класса: мотивы неизобразительные (геометрические и негеометрические) и мотивы изобразительные, созданные на основе растительных, животных, человеческих форм или же на основе предметов материальной культуры (орудий труда, оружия, музыкальных инструментов и т.д.).

 Геометрические мотивы представляют собой правильные геометрические элементы: отрезки прямой или изогнутой линий, треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, многоугольники, круги, овалы, спирали, синусоиды и т.п. (рис. 1, 2, 3). Некоторые мотивы характерного вида, полученные из этих элементов или из их сочетания, имеют особые названия: звезды, розетки, кресты, линейки, зигзаги, цепи, ленты, волны, меандры, плетенки. Для каждого из этих мотивов можно назвать место и время наибольшего распространения. Так, меандр, к примеру, был одним из популярнейших орнаментов античного и арабско-мавританского искусства; плетенки получили распространение в западноевропейском орнаменте 1 тысячелетия до н.э., линейки нашли широкое применение в наборной книге.

Рис. 1. Геометрические орнаменты, построенные
на основе простейших фигур. Орнаменты обских угров

Рис. 2. Геометрические орнаменты, построенные
на основе простейших фигур. Линотипные орнаменты

Рис. 3. Геометрические мотивы (звезды, розетки, кресты)

Многие и многие геометрические мотивы возникли в глубокой древности. Некоторые из них имели природные прототипы, чему есть веские доказательства. Установлено, например, что иные геометрические узоры появились из подражания особым кожным покровам животных. Исходными формами других мотивов послужили изображения животных, растений, человека, которые в процессе исторической эволюции схематизировались, потеряв в итоге изобразительный вид.

Неизобразительные негеометрические мотивы многие авторы не выделяли в самостоятельный вид, возможно, потому, что употреблялись они до недавнего времени сравнительно редко. Интерес к неизобразительной декорации способствует частому применению их в современном орнаменте. Мотивы, не отличающиеся геометрической правильностью, имеют причудливые формы пятен, мазков, росчерков и т.п. (рис. 4).

Рис. 4. Современный орнамент, составленный
из абстрактного мотива

Растительные мотивы издавна занимали господствующее положение в орнаментальных композициях. Каждая историческая эпоха создавала свои растительные и цветочные орнаменты, для которых были характерны определенные композиционные решения, масштаб рисунка, расположение раппорта, характер его нанесения на ткань. Например, в Древнем Египте такими мотивами были лотос и папирус, в Древней Греции – пальметки, в Древнем Риме – акантовый лист, в странах Малой Азии – гранат и пальма (рис. 5, 6).

Рис. 5. Различная мера стилизации форм. Политипажи.
Россия. Начало XX в

Рис. 6. Некоторые исторически устойчивые растительные мотивы:

1 – папирус;

2 – пальма;

3 – лотос;

4 – пальметка;

5 – лилия;

6 – акант;

7 – дерево жизни;

8 – лавр;

9 – гранат

Животные мотивы – это изображения представителей реальной фауны, с одной стороны, с другой – фантастических существ в виде драконов, сиренов, крылатых львов и т.п. Орнамент с такими сказочными зверями и птицами принято называть тератологическим (рис. 7). Как и в случае с растениями, из множества животных в декоративном искусстве фигурируют очень немногие их виды, в первую очередь животные домашние (лошадь, верблюд, собака, петух и т.д.) или промысловые (олень, утка, рыба и т.д.). Из насекомых чаще всего изображаются бабочки и жуки (рис. 8).

Рис. 7. Тератологические мотивы:

1 – мотивы эпохи Ренессанса;

2 – мотив русского орнамента;

3 – геральдическое изображение льва

Рис. 8. Животные мотивы орнаментов древних и современных
народов:

1 – сибирский (ульчский);

2,6 – микенские;

3 – древнеегипетский;

4,7 – киргизский;

5 – индейский;

8 – русский

Наибольшее применение во всех странах и почти во всех видах декоративно-прикладного искусства нашли изображения птиц в силу символического смысла, который им придавался: сокол в Египте; орел в Риме, Византии, Германии; павлин в христианском искусстве; журавль в Китае и Японии. Интересно проследить за трансформацией одного и того же мотива птиц у различных народов мира.

 Кроме реальных животных, изображенных целиком, в качестве декоративных мотивов использовались части тела животных: бычьи головы, львиные лапы, сказочные существа – грифоны, сфинксы, сирены.

 Определенным представителям животного мира оказывалось предпочтение в силу значения и качества, которые им приписывались: изображение льва прослеживается в декоративных мотивах от искусств Древнего Египта до европейской геральдики; бык– в искусстве Древнего Востока; слон – в буддийских странах; баран – в орнаментах эпохи Возрождения и Древнего Рима; змеи – в кхмерском искусстве.

 Из морской фауны использовались: рыбы, дельфины в Древней Греции, Древнем Риме; карп в Китае; спрут в критских декорах; раковины, гребешки встречаются в искусстве Людовика ХV и Людовика ХVI; скарабей в Древнем Египте; бабочка во всех видах искусства Китая и Японии.

Человеческие мотивы в орнаменте – не редкое явление, но подобно животным они чаще всего являются составным элементом комплексного узора. В декор включается не только фигура человека, но и части его тела: голова, лицо, руки, глаза (рис.

восточные узоры Фото со стоков и изображения

9, 10). Причудливое переплетение человеческих и животных мотивов с геометрическими и растительными, получившее особенно в эпоху Возрождения большое распространение, носит название «гротеск».

Рис. 9. Схематическое изображение человека в эпоху палеолита

Рис. 10. Человеческие мотивы, включенные в инициалы.
Русская рукописная книга. XII в

Предметные мотивы могут формироваться из всех предметов материальной культуры. Исстари такими мотивами были оружие и воинские доспехи: копье, стрела, щит, меч, ружье, шлем, знамя; музыкальные инструменты: лира, труба, рожок, домбра, бубен; атрибуты искусств, ремесел и труда: маска, палитра, кисть, пишущее перо, книга, архитектурная деталь (капитель), серп, коса, молот, циркуль и многое другое. Декоративные формы, зародившиеся еще в Древнем Риме и включавшие несколько предметов, сгруппированных по тематическому признаку, именовались в прошлые века «трофеями». Современный орнамент обогатился многими мотивами промышленного производства, и в первую очередь – машин и технических аппаратов.

 Некоторые предметные мотивы имеют символическое или эмблематическое значение, отражая определенную идею или понятие, указывая на род деятельности человека. Так, лира – символ поэтического творчества, маска – театрального искусства, книга – познания, шестеренка ассоциируется с промышленным производством, серп и молот олицетворяют союз рабочего класса и крестьянства. Однако мотивы с подобными значениями употребляются большей частью в виде единичного элемента декорации, а не для образования орнамента.

    Несмотря на природную смуглость, белизну и румянец лица ценили очень высоко. Поэтому белила и румяна были широко распространены в декоративной косметике. Однако были девушки, которые любили щегольнуть своей естественной красотой. Так, в романе Цао Сюэ-циня «Сон в красном тереме» говорится, что у героини Бао-чай лицо как серебряный таз, глаза, как влажные абрикосы, губы не накрашены, но как киноварь, брови не нарисованы, но с зеленым отливом.
   По описанию венецианского купца и дипломата Марко Поло можно судить, как высоко было развито в средневековом Китае чувство красоты.

Орнаменты Востока

Выбирая невесту для императора, ее красоту оценивали, как и бриллиант, на караты.

ТКАНИ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА

  Китай по праву считается родиной шелка и искусства шелковой орнаментации. В древности считалось, что трение шелка о кожу человека способствует излечению от многих болезней. Поэтому не только прекрасные внешние качества привлекали к нему внимание богатых и знатных людей всего мира.
    Фантастические драконы, птицы, летучие мыши, бабочки, цветы сливы, пиона, лотоса, медальоны сложной формы всегда насыщены глубокой символикой. В представлениях древних китайцев-земледельцев началом жизни является единство двух противоположных сил: Неба и Земли. Конкретным выражением их слияния был дождь. Отсюда основной мотив китайского орнамента: волны, облачные ленты и спирали — символы грома и молнии. Отсюда и образ дракона — повелителя дождя, плывущего в волнах или парящего среди облаков и в то же время объятого пламенем. Цветовая символика в древности определялась сменой времен года.
Зеленый — цвет весны, молодых всходов, красный — лета и огня, желтый — цвет земли, цвет созревающих хлебов, белый — цвет осени, когда закрома наполняются белоснежным зерном риса. Но белый — это и цвет запада, где умирает Солнце, поэтому для траурных одежд используются некрашеные ткани. Черный цвет — цвет зимы, самого темного времени года, а черный с красным отливом (цвет сюань) символизирует зарождение света в недрах тьмы, образ солнцестояния.
    В средневековье общий характер цветовой гаммы сохраняется, но ее символика постепенно вытесняется иерархическими знаками социальной регламентации: желтый цвет — цвет императорской одежды, красный — высших сановников. Затем следовали зеленый, синий, белый цвета.

1   3   4   5   6   7

Есть два основных вида восточного орнамента (в мусульманском мире): гирих и ислими. Гирих – в переводе с персидского узел, сложный геометрический узор, построенный линиями в различные геометрические фигуры (звезды, прямоугольники, ромбы и др.). Обычно орнамент в стиле гирих используется в украшении зданий, мечетей. Ислими – стиль узора, в котором объединены вьющийся стебель и спираль. Ислими обладает огромным разнообразием вариантов узора в натуралистическом или стилизованном виде.

Восточные узоры — декоративный элемент и сакральный символ

Этот вид восточного узора используется для украшения книг, одежды, посуды и других предметов потребления.

Можно сказать, что восточный узор все еще в определенной степени является загадкой, так как львиная доля его разнообразия в стиле ислими скрыта от большинства человеческих глаз. Каким образом?

В мусульманском мире женщина на публике не может выглядеть вызывающе, все красивое и привлекательное она одевает дома, для удовольствия своего мужа. А одежды у них украшены, поверьте, очень красиво и разнообразно, подчеркивая эмоциональное состояние, чувства и характер той или иной женщины.

И не забываем: восточный узор это не просто украшение, это возможность человека для самовыражения при помощи символов и знаков.

Оставьте комментарий