Органы власти в ссср схема

Тезис 1. Период новой экономической политики (НЭП)

Государство (с декабря 1922 г.) — Союз Советских Социалистических Республик (СССР)

30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, на котором РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказская федерация (ЗСФСР) объединились в Союз Советских Социалистических Республик. Одновременно были утверждены принципиальные положения новой конституции. Первая сессия ЦИК СССР избрала Президиум и поручила ему разработать конституцию. Для этого в январе 1923 г. была образована Конституционная комиссия. Одновременно с комиссией ЦИК СССР в подготовке проекта Конституции СССР участвовали специально созданные комиссии ЦИК союзных республик.

Основные конституционные принципы обсуждались на XII съезде РКП(б), на пленумах ЦК, на съездах, конференциях республиканских и губернских партийных организаций.

Тезис 2.

Центральный аппарат управления

Всесоюзный съезд Советов — высший орган власти

Центральный исполнительный комитет (ЦИК) — высший орган власти в периоды между съездами. Законодательные и исполнительные функции

Совет народных комиссаров (СНК) — правительство (исполнительный и распорядительный орган)

Совет труда и обороны (СТО) преобразован в Экономическое совещание

Государственная общеплановая комиссия (Гослшн)

Глава правительства — с марта 1923 г. Председатель СНК РСФСР

Органы хозяйственного управленияПереход к новой экономической политике с 1921 г. не изменил государственных структур, однако поставил задачи приспособления к ней аппарата управления экономикой. Была сужена сфера централизованного распределения ресурсов, произошли некоторые организационные изменения, сократился государственный аппарат. Но в целом сохранялись принципы управления, оформившиеся в первые послеоктябрьские годы. Поэтому с середины 20-х гг. в силу целого ряда причин, и особенно после провозглашения курса на индустриализацию в 1925 г., нарастающими темпами начали развиваться центростремительные тенденции, что выражалось в усилении администрирования в организации производства и труда, расширении сферы централизованно- распределительных отношений и т.д.

В итоге в течение 1929—1932 гг. сложилась система управления, основными элементами которой стали:

• пятилетние и годовые планы, разверстанные по предприятиям, охватывавшие все стороны их деятельности и обязательные для выполнения;

• увеличение числа промышленных наркоматов и главков, единоначалие, прямое вмешательство вышестоящих органов в работу предприятий;

• ограниченный, формальный хозрасчет;

• включение в механизм хозяйствования репрессивной системы — НКВД;

• фактическое слияние в единый механизм государственных, хозяйственных, управленческих, партийных органов, а также общественных организаций.

Была изменена структура ВСНХ, в составе которого были созданы управления по отраслям промышленности, а также плановое управление. Роль планирующих органов значительно повысилась в процессе разработки первого пятилетнего плана. СНК СССР принял специальное постановление о работе Госплана.

Усилилось влияние органов ЦКК-РКИ на работу государственного аппарата. В ее работе активное участие принимали профсоюзы, комсомол и другие общественные организации. VII Всесоюзный съезд профсоюзов (декабрь 1926) рассмотрел целый комплекс вопросов о состоянии и перспективах развития производства в ходе индустриализации. VI съезд ВЛКСМ (1926) призвал молодежь к активному участию в решении задач социалистической индустриализации.

Все это, наряду с другими факторами, создавало предпосылки для формирования системы всеобщего огосударствления общественной жизни, получившей впоследствии название «командно-административной».

Государственное строительствоВ это время интенсивно развивалась национальная государственность народов СССР. В 20—30-е годы шел непрерывный рост национальных государственных образований, перерастание менее развитых уже существующих форм национальной государственности в более развитые формы. В декабре 1922 г., когда образовался Союз ССР, в нем было 15 национальных государств (4 союзные и 11 автономных республик). В сентябре 1924 г. в него вошли Хорезмская и Бухарская республики. К декабрю 1936 г. союзных республик стало 11, а автономных — 22. Это объясняется «национально-государственным размежеванием в Средней Азии» (определение границ новых национальных образований), проходившим в 1925—1929 гг. IIIсъезд Советов СССР (май 1925) принял в состав союзного государства Узбекскую ССР и Туркменскую ССР на основании деклараций первых съездов Советов этих вновь образованных республик.

Тезис 3.

Местный аппарат управления

При Центральных исполнительных комитетах автономных республик и губисполкомах — политотделы

При исполкомах всех уровней — экономические совещания

Единая судебная система

народный суд

губернский суд

Верховный суд

Репрессивные органы

1921 г. — упразднена Всероссийская чрезвычайная комиссия

Резко сократилось число революционных трибуналов

1922 г. — создано Государственное политическое управление (ГПУ)

1923 г. — создано Объединенное государственное политическое управление (ОПТУ)

Тезис 4. 30—40-е годы

Читайте также:

Система органов государственной власти по Конституции СССР 1977 г.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР. В период между съездами высшим органом власти являлся Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).

В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Дата добавления: 2015-05-12; просмотров: 589; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

Схема 17. Высшие органы власти и управления CCCР по Конституции 1936 г.

Cоветская Власть
1917-1993
(в схемах)


Годы давних боев заметает пурга,
Только в памяти им не пропасть.
Шли отцы воевать, шли под пули врага
Умирать, умирать за Советскую Власть.
За Советскую Власть!

В. И. Ленин выдвинул Советы как новую политическую форму организации трудящихся масс в борьбе за пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата, наиболее прогрессивно-демократическую в условиях России для организации политической власти рабочего класса и всех трудящихся в центре и на местах, раскрыл и научно обосновал классовую сущность Советов, характеризовал их как основу нового, социалистического типа государства, обеспечивающего полновластие трудящихся.
Речь В. И. Ленина "Что такое Советская Власть"

1. СОВЕТЫ НАКАНУНЕ ОКТЯБРЯ 1917


_______________

ИСПОЛКОМ — Исполнительный Комитет
ВРК — Военно-Революционные Комитеты
Накануне Октября, по имеющимся данным, в стране насчитывалось 1429 Советов. Среди них 706 представляли собой объединенные Советы рабочих и солдатских депутатов, 235 являлись Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 33 — Советами солдатских депутатов. Все эти 974 Совета составляли всероссийскую организацию, руководимую ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов первого созыва. Остальные 455 были крестьянскими Советами и объединялись ИК Совета крестьянских депутатов, избранным на I Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов.

2. СОВЕТЫ — ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РСФСР (ПО КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918)

3. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР (1923-1936)


_______________
1. Верховный орган власти СССР (1922—1936).
2. Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК СССР) — высший орган гос. власти СССР между всесоюзными съездами Советов (1922—1936); функционировал др 1938 г.
3. Высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган СССР в период между сессиями ЦИК.
4. Прокурор Верховного суда и его заместитель назначались Президиумом ВЦИК.
5. Высший исполнительный и распорядительный орган гос. власти (1917—1946).
6. Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР — орган по охране гос. безопасности (1923—1934); включено в НКВД и переименовано в Главное управление гос. безопасности.
7. Революционный военный совет Республики (с 28 авг. 1923 г. — Реввоенсовет СССР) — коллегиальный орган высшей военной власти (1918—1934); председатель РВСР являлся наркомом по военным и морским делам.
8. Главное управление по делам литературы и издательств (с 1922).
9. Совет труда и обороны — орган по руководству хозяйством и обороной СССР (1923—1936).
10. Государственный плановый комитет СССР.
11. Центральное статистическое управление СССР.
12. В 1934 переименован в Народный комиссариат обороны СССР.
13. Народный комиссариат внутренних дел (с 1934).
14. Образован в 1936 г.
15. В 1930 г. разделен на два самостоятельных наркомата.
16. Высший совет народного хозяйства — высший центральный орган по управлению народным хозяйством (1917— 1932); реорганизован в три наркомата: 1) тяжелой, 2) легкой и 3) лесной промышленности.
17. Образован в 1930 г.
18. Рабоче-крестьянская инспекция — орган гос. контроля (1920—1934); с 1923 г. действовал совместно с ЦКК ВКП(б) как единый советско-партийный орган.

4. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР (ПО КОНСТИТУЦИИ 1936)

5. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)


_______________
1. В годы войны в руках И. В. Сталина сосредоточилась вся полнота власти: он являлся Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Пред. СНК, пред. ГКО (30 июня 1941 — 4 сент. 1945), возглавлял СВГК (10 июля 1941 — сент. 1945), был наркомом обороны (19 июля 1941 — сент. 1947), Верховным Главнокомандующим (8 авг. 1941 — сент. 1945).
2. Советы фактически подчинялись партийным комитетам, выполнявшим функции законодательной и исполнительной власти.
3. Ставка Верховного Главнокомандования (с 23 июня 1941).
4. Государственный комитет обороны (с 30 июня 1941).
5. Учреждены в 65 городах СССР (1941 — 1942).

6. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СССР (ПО КОНСТИТУЦИИ СССР 1977)


_______________
1. Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г., КПСС отводилась роль руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций.
2. Республиканские, краевые, областные, др. партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.
3. Высший орган государственной власти СССР; состоял из двух равноправных и равновеликих по численности палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.
4. Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.
5. Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.
6. Постоянно действующий орган ВС СССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществлявший в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями; избирался на совместном заседании палат в составе Председателя ПВС, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя — по одному от каждой союзной республики и 21 члена ПВС СССР
7. Комитет народного контроля СССР, возглавлявший систему органов контроля; образовывался ВС СССР.
8. Правительство СССР — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР; образовывался ВС СССР на совместном заседании палат в составе Председателя СМ СССР, его первых заместителей и заместителей, министров СССР, председателей государственных комитетов СССР. В состав СМ СССР входили по должности председатели СМ союзных республик. СМ СССР был подотчетен ВС СССР, а в период между сессиями ВС СССР — ПВС СССР; имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.
9. Высшие органы государственной власти союзных республик.
10. Правительства союзных республик были ответственны перед ВС союзных республик и им подотчетны; имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих Советов народных депутатов.
11. Назначался ВС СССР, был ему подотчетен, а в период между сессиями ВС — ПВС СССР; назначал прокуроров союзных и автономных республик, краев, областей и автономных областей, которые были ему подотчетны.
12. Высший судебный орган СССР, осуществлявший надзор за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом, избирался ВС СССР в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. В состав Верховного суда СССР входили по должности председатели Верховных судов союзных республик.

7. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СССР в 1989-1990 гг.

8. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СССР в 1990-1991 гг.

9. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ВЫСШИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА СУВЕРЕННОЙ РОССИИ (Российской Федерации) после августа 1991 г.


_______________
1. До июня 1992 г. Б. Ельцин занимал и должность председателя правительства, затем назначил на эту должность первого вице-премьера Е. Гайдара.
2. В сентябре 1993 г. Б. Ельцин отстранил А. Руцкого от должности вице-президента.
См. Государственный переворот 1993 г.

Хостинг от uCoz

Большевики создали принципиально новую систему государст­венного управления, осуществив слом старого государственного ап­парата: были упразднены Государственный совет, Сенат, министерст­ва, земства и городские думы, ликвидирована старая система судопроизводства. Новыми органами власти и управления стали Со­веты рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и их исполнитель­ные комитеты.Формирование советской государственной системы происходило постепенно.

II Всероссийский съезд Советов объявил себя верховным законо­дательным органом. Юридически в стране была оформлена диктату­ра пролетариата в форме республики Советов. Однако вплоть до при­нятия Конституции РСФСР отсутствовала четкая регламентация порядка созыва и организации деятельности съезда.

Образованные II Всероссийским съездом Советов постоянно дей­ствующий орган государственной власти — Всероссийский центральный исполнительный комитет и временное рабоче-крестьянское пра­вительство — Совет народных комиссаров были подотчетны съезду. В середине ноября 1917 г. произошло слияние ВЦИК с исполнитель­ным комитетом, избранным на чрезвычайном Всероссийском кресть­янском съезде.

II Всероссийский съезд Советов положил начало формированию центрального государственного аппарата — системы народных комис­сариатов (наркоматов). Наркоматы, заменившие ликвидированные министерства, должны были принять аппарат бывших министерств.

Большое значение имело создание специализированных органов за­щиты революции и советского строя — милиции, суда, ВЧК, Красной армии и флота. Произошел слом прежней судебной системы.

Обострение классовой борьбы в стране заставило советское прави­тельство 7 декабря 1917 г.

Высшие органы госуправления

создать Всероссийскую чрезвычайную комис­сию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Главой ВЧК был назначен Ф.Э. Дзержинский. На ВЧК возлагались пресечение и лик­видация контрреволюции и саботажа, предварительное расследова­ние по этим делам и предание виновных суду военно-революционно­го трибунала.

Согласно постановлению II Всероссийского съезда Советов выбо­ры в Учредительное собрание нужно было провести в сроки, опреде­ленные еще Временным правительством. Состоялись они 12 ноября 1917 г. и были первыми в истории нашей страны выборами, проведен­ными по демократическим правилам: всеобщими, прямыми, тайны­ми, по партийным спискам. В выборах участвовали и женщины.

Учредительное собрание открылось 5 января 1918 г. в Петрограде. Оно отказалось утвердить декреты советской власти — и 6 января 1918 г. официально было распущено декретом ВЦИК.

До 1917 г. Россия, несмотря на то, что на ее территории существо­вали отдельные автономные образования, являлась унитарным госу­дарством. Придя к власти, В.И. Ленин и его сторонники выбрали в соответствии с преобладавшим в начале XX в. пониманием этого принципа идею национальной федерации в качестве формы государственного устройства. Одновременно были подтверждены ра­венство и суверенность всех народов России, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятель­ных государств (Декларация прав народов России от 2 ноября 1917 г.).

Юридически Советская федерация была оформлена в январе 1918 г., когда III Всероссийский съезд Советов принял резолюцию «О феде­ральных учреждениях Российской республики». На основе добро­вольного союза народов учреждалась Российская Советская Федера­тивная Социалистическая Республика (РСФСР). Перестройка российской государственности на федеративных началах, осуществ­ленная большевиками на рубеже 1910—1920-х гг., позволила остано­вить дальнейший распад России и создать необходимые условия для восстановления единого многонационального государства.

На III Всероссийском съезде Советов произошло окончательное объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами кре­стьянских депутатов в единую советскую систему. Съезд принял Декла­рацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшую фактиче­ски временной конституцией Советского государства. Декларация провозгласила Россию республикой Советов, установила всевластие этих органов в центре и на местах, закрепила принцип федерализма в государственном устройстве страны, подтвердила ранее принятые дек­реты советской власти, носившие учредительный характер: о социали­зации земли, национализации промышленности и банков, введении всеобщей трудовой повинности и др.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР, где было шесть разделов: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Кон­ституции РСФСР; III. Конструкция советской власти; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР.

Конституция провозглашала Советское государство диктату­рой пролетариата, закрепляла первые экономические преобра­зования советской власти: национализацию земли, ее недр, лесов, промышленности, транспорта, банков. Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. ВЦИК являлся полномоч­ным руководящим органом в период между съездами и формировал правительство — Совнарком, который составляли возглавлявшие от­раслевые наркоматы народные комиссары. Органами власти и управ­ления в губерниях, уездах, волостях и городах стали соответствующие съезды Советов и их исполнительные комитеты.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Оставьте комментарий