Общественный строй майя

Общество майя в описываемый период состояло из трех основных социальных групп: зависимые общинники основной производственный класс, рабы и знать. Рядовые землевладельцы-общинники составляли территориальные (сосед. ДСК) общины, которые сохраняли некоторые пережитки родового строя. Но процесс распада родовых связей зашел уже слишком далеко. Неоднократно были случаи, когда люди с одинаковым родовым именем во время ресниц ни участвуют в враждующих отрядах одно и то же родовое имя иногда носили представители знати, общинник и раб. Общинники объединены под общим названием"масеуаль"(простолюдин). Существовали также си нонимы этого термина:"йальба. Виник"(простой человек),"гойан. Виник"(маленький человек),"ах пачкаб"(житель пригорода). Они занимались земледелием, рыболовством, ремеслами и торговлей. Для тяжелых и сложных работ (охота, добыча соли, обработки земли) общинники объединялись в большие группы. Радость распределялся между всеми участниками, но перед этим выделялась доля местному правителю. На главе общины стояли"ах ва кан","ах. Холь поп"(председатель циновки) или"батаб"Раньше наименование"ах. Холь поп"был правитель более высокого ранга, глава района. Правитель общины представлял общину пере д местным правителем и отвечал за возложенные на нее подати и трудовая повинностьщину перед місцевим правителем і відповідав за покладені на неї податі та трудову повинність.

Состав и размер подати сильно варьировались в зависимости от места и времени

Общинники также были обязаны строить и восстанавливать дома правителей и знати, обрабатывать их поля, строить и содержать в надлежащем состоянии пути, храмы и святилища, содержать за свой р счет отряды воинов т.д.. Внутри общины также наблюдалась определенная социальная дифференциация. На самом низу этой социальной лестницы стояли общинники, разорившихся они работали по найму в своих же зажиточных соседей. Эти наемники назывались"ах коль бет","ах кон менйах","ах нумья","ах чак нумья"Несколько выше стояли самостоятельные земледельцы -"ах коль","ах коль каб" средним положение между знатью и рядовыми общинниками, назывались"ах кухналь","айикаль"Они часто занимались торговлейназивалися "ах кухналь", "айікаль".. Вони часто займалися торгівлею.

Такое социальное расслоение сказывалось даже на планировании населенных пунктов. Действует го де. Ланда сообщал:"посреди поселения находились храмы с красивыми площадями, вокруг храмов были дома сень ьйорив и жрецов, и затем людей наиболее богатых и уважаемых, а на окраинах поселения находились дома низких"В крупных населенных пунктах сосредоточены ремесленники разных профессий (Красильщиков, гончары, кожевники, сапожники, живописцы, скульпторы, ювелиры, каменщики, деревообработчики и др.). Среди ремесленников различались несколько профессиональных ступенек (подмастерья, мастера). Городские кварталы представляли соб й единицы самоуправления, подобные сельских общин. Во главе квартала стоял ах-кучнаб. Кроме управления в пределах своего квартала, он входил в состав городского совета и имел в нем право вето. Ниже свои м положением находился ах-кулель. Сначала он был чем-то вроде глашатая общины, который передавал поручения должностных лиц, но в"Словаре с. Мотуля"ах-кулель характеризуется как"защитник, посреди ник и розглядач тяжб между всякими людьми", что позволяет сделать предположение о наличии в ах-кулелив определенных судебных полномочий. Это по сути дела городские стражники. Испанские историки часто приравнивают их к альг-Василия в особых случаях созывались общинные собрания, которые, вероятно, проходили возле общинного дома -"попольна"и руководствовались председателем общины ах. Холь попоопольна" і керувалися головою общини ах холь попом.

В городской части. Юкатана основной социально-экономической единицей была патронимия (домашняя община), которая объединяла членов двух-трех поколений патронимию состояла из главы семьи, его жены, синие в и внуков, женатых и неженатых, незамужних дочерей и внучек, а также рабов. Они жили в одном большом доме или комплексе из нескольких маленьких. Здесь значительно сильнее проявляются черты уходящую го, но еще не вполне разрушенного родового общества патронимию вели общее хозяйство, платили налоги правителю и взносы своему роду. Всем имуществом распоряжался домовладелец. ДГарриса де. Паласио сообщает:"У них существует обычай, если нужно платить налоги, обрабатывать поля, добывать пищу и другие вещи, все это делал обладатель или глава домаголова дому".

В состав патронимию, кроме членов семьи, входили вольные рабочие, которые работали за плату. Они имели общие названия сыновей-наследников -"акунех"Были там, как уже отмечалось, и рабы. Несколько патронимий и составляли партилинийний экзогамный род ("нимха","молами"или каль-пуль). Он владел собственной территорией, фактически находилась во владении отдельных патронимий. Во главе рода стоял старейшина ("нет-мавин ак","молабиль"или"утам чинамиталь", главы этих народов имели титул"ахал", созвучен с титулом правителя страны). Роды объединялись в большие группы, в прошлом племена. В древности были и фратрии. Напр иклад, племя"там"делились в начале на девять родов, позднее — на 22 рода, которые составляли две фратрии ("какохиб"и"екоамакиб"). К середине II тысячелетия н е фратриальну структура была значительной степени разрушены, к тому же процесс сначала охватил равнинных майя, а позже. Горныену структуру було значною мірою зруйновано; до того ж процес спочатку охопив рівнинних майя, а пізніше гірських.

Правовой статус родов был разным. Выделялись такие категории как государственные, общинные, частновладельческие, домашние рабы горных патронимий. Учитывая имеющиеся данные, рабство у майя получило большее развитие к, чем у других народов. Центральной. Америки. Главным источником рабства сначала был захват военнопленных, как это свойственно и для других народов древности. Некоторые войны велись специально для захвата я пленных и превращение их в рабов. Диего де. Ланда писал:"если брали в плен любую выдающемся человеке, ее сразу приносили в жертву, потому что не хотели оставлять того, кто мог бы нанести ущерб посл я. Другие люди, взятые в плен, были во власти того, кто их захватывал"Ряды рабов пополнялись также за счет детей смешанных браков, свободных от рабами и за счет превращения в рабов преступникия на рабів злочинців.

Была распространенной торговля рабами. Обычной ценой раба считалась сотня какао-бобов. Для сравнения: кролик стоил 10 какао-бобов один испанский реал (вскоре после завоевания) равен 80-100 бобам а отдельные штрафы достигали 125 000 бобов (т.е. 1250 рабовів).

Привилегированную часть майяского общества составляли знать и связанные с ней жрецы. Общинники были обязаны обрабатывать поля знати. При ежегодном расчистке лесов выделялись участки для знати, в десятки раз превышали наделы рядового общинника. Урожай с этих участков шел на содержание знати. Часть земель (преимущественно плантации какао) были наследственными владениями знати и обработаны руками г абов. Знать были освобождены от уплаты дани ее права были наследственными, на этом, в частности, указывает один из терминов для обозначения понятия"знатная человека"-"Альмехен"(буквально"тот, кто батьката мать"). Значительное внимание уделялось родословной. На случай войны знать должна была становиться под знамена правителя, а в мирное время принимала постоянное участие в религиозных обрядаа постійну участь у релігійних обрядах.

Особую прослойку среди знатных людей составляли жрецы. Жрецами обычно становились сыновья самых жрецов или младшие сыновья знати (старший сын наследовал родину). Должность верховного жреца была наследственной. Принадлежность к жрецам играла огромную роль в общественной жизни, поскольку в его руках сосредоточивались не только религиозный ритуал, но и научные знания и искусство. Верховный жрец назначал жрецы в города и поселения, те в свою очередь были советниками городских лиц. Будучи единственными знатоками, жрецы устанавливали сроки сельскохозяйственных роберобіт.

Особой социальной группой следует назвать также купцов-профессионалов, которые были частью знати, частью разбогатевших общинников ("айикаль"). Различались торговцы и местные путешественники. Последние доставляли и свои товары на значительные расстояния с помощью рабов носильщиков на лодках. Между всеми важнейшими городами были проложены пути, вымощенные щебнем. Кортес во время похода в. Гондурас пользовался кар тами путей, которые использовались купцами. На морских побережьях применялись выдолбленные лодки с парусами, которые вмещали 40 человек. В городах были оборудованы обширные базары, а также"дома отдыха дыха", в которых за определенную плату могли останавливаться купцы по товарамупинятися купці з товарами.

Главной единицей обмена были бобы какао. Не так часто для этой цели использовались раковины, полотнища определенных размеров, мексиканские медные топорики и колокольчики, нефрит, а в. Гватемале также пера к кецалья.

У майя был внешний пантеон богов разных рангов (верховные божества: бог неба. Ицамна, бог огня. Болон. Цьакаб, бог солнца кьИн. Ишь. Ахав, бог смерти. Вак. Митун, бог-распорядитель. Мам, главный бог войны. Хьун н-лах-пьет и др., а также сонм богов, которые занимались земледелием, ремеслами, торговлей, войной, науками и т.д.). Каждое ремесло, каждый важный экономическое мероприятие, каждая группа населения имела своего бога-п окровителя, а часто целая группа богов-покровителей (например, земледелием занимались боги ветра и дождя. Кьаш, кроме главного бога ветра, это имя было еще четыре, по количеству сторон света: бог дождя. Чаака, бог долин. Ша-нгом (Бакаб), бог неба. Ицамна, бог змеев. Йаш-Чан, бог. Тит-тит-соот, бог грозы без дождя. Сак соот и многие другие; скульпторы имели своих покровителей в лице четырех богов под общим ной названием. Акаан-Тун, врачи и знахари — в лице богини. Иш. Чел и богов-целителей. Кот. Болон. Тун,. Ахав. Чам,. Ах-эсс).

Рукописи майя -. Дрезденская, мадридская и рукопись. Гролье — составляют жреческие требники, содержащие подробный перечень обрядов, жертвоприношений и предсказаний, связанных со всеми отраслями хозяйствования ния, а также относящимися всех слоев населения. Требники заключались под непосредственным наблюдением верховного жреца качестве источника при заключении требников использовались требники, которые уже иснува ли, но с переработкой и дополнениями, которые отвечали религиозно-политической конъюнктуре. Соответствующие указания представлены в виде краткого описания знания богов зависимости от своего социального положения, ста те и профессии древний житель. Юкатана имел следовать тому или иному богу, приносить те или иные жертвы. Итак, религия майя освящала социальную и экономическое неравенство, последовательно проводя эту л инея вплоть до установления различных этических норм и различной одежды для той или иной части населения. Нормы поведения, установленные в требниках, охватывают все стороны жизни древнего майя — экономический, ети ческий т.п. их нельзя считать только чисто ритуальными нормами и установками, это религиозно-правовые нормы. В древнем обществе религия выступала доминирующей формой общественного сознания. И поэтому пр авови взгляды, правовые предписания также получили религиозную окраскубарвлення.

Жреческие требники майя подобные дарам. Древней. Индии, которые следует рассматривать и как источника права, и как канонические установки иудаистськои религии

Неравенство людей религия устанавливала не только на земле. Она распространяла ее и на"потусторонний мир"Майя считали, что есть 13 небесных сфер и девять подземных миров. Доля умершего зависела от профессии й и причины смерти. Так, на небо к богу. Солнца по верованиям майя отправлялись жрецы, воины и женщины, умершие во время родов. Широко практиковалось принесение человеческих жертвоприношений. Диего де. Ланда и другие хронисты отмечают, что в жертву приносились наиболее храбрее воины побежденного города и лица, нежелательные правящей верхушкеавлячій верхівці.

Религия майя содержала определенные пережитки первобытного строя. Так, по древним племенными традициями божества разделяются на фратрии. К летней фратрии (которую символизирует голубой змей) включаются: бог неба. И. Ицамна, бог плодородия. Кум вейл, боги ветра и дождя. Каш,. Чаака, бог долин. Ша-нгом, бог купцов. Хек. Ууах, бог огня. Мош, богиня радугики

Иш-Чел т.п.. К зимней фратрии (которую символизирует красный змей) входят: бог смерти. Иум. Цек, бог войны. Хьюн. Лах пьет, бог солнца. Кьинг-бен-цил-ААН (Кин. Ишь. Ахав), бог соот да ин.

Председатель зимней фратрии -. Иум. Цек, летней -. Ицамна. В мистических циклах они правят поочередно. К фратрии входят боги-родоначальники, которые заменили тотемы. Сначала их было восемь, потом это количество под двоилось. Фратрии и роды символически связаны с временами года, сторонам света, животными и растениямнами.

Государство формировалась в условиях жестокой борьбы за власть, в ходе которой принимались различные компромиссные варианты. По одному из них во власти ежегодно менялись представители четырех главных народе ов (пидфратрий). Это отразилось в религии. Дрезденский рукопись указывает на четырехлетние циклы, во время которых поочередно правят бог огня. Болон. Цьакаб, бог солнца. Кьин. Ишь. Ахав, бог неба. Ицамна и бог смерти. Ва к. Митун. Ахавав1.

На рубеже нашей эры к северо-востоку от оз. Петен-Ица возникли древнейшие города-государства майя. Здесь, среди развалин целого ряда городов (Тикаль, Вашактун, Волантун, Балакбаль и др.) обнаружены каменные сооружения (платформы и пирамиды), скульптурные стелы и иероглифические надписи на камне и керамике. У майя был обычай воздвигать в конце каждого двадцатилетия стелу (большую плиту из известняка) с иероглифической надписью, которая начинается датой. По датам в надписях на стелах и на стенах зданий можно приблизительно судить о времени существования городов. Древнейшая известная стела была воздвигнута в 328 г. н. э.

Города в долине р. Усумасинты (Йашчилан, Пьедрас Неграс, Паленке, Копан, Киригуа) относятся к более позднему времени. Самые ранние из обнаруженных здесь надписей датируются V—началом VI в. н. э. О высоком уровне культуры в этих городах можно судить по великолепным памятникам архитектуры, скульптуры и настенной живописи. Все древние города майя погибли в IX — X вв., судя по тому, что датированные* надписи обрываются в это время. По мнению некоторых исследователей, причиной гибели городов было истощение полей в связи с особенностями подсечно-огневого земледелия майя, другие — связывают гибель городов с вторжением извне. В V—VI вв. выходцы из древнейших центров цивилизации майя около оз. Петен-Ица заселили восточный берег Юкатана. В это время были основаны города Цибанче, Ичпаатун, Тулум, Коба и наконец Чичен-Ица, крупнейший центр северного Юкатана. В конце VII — начале VIII в. часть жителей переселилась с севера на юго-запад Юкатана, в провинцию Чаканпутун, важнейшим центром которой стал г. Эцна.

Тольтекское завоевание

В X в. Юкатан завоевали тольтеки. Прежде всего разгрому подверглась провинция Чаканпутун. Затем тольтеки, во главе с легендарным завоевателем Кукульканом (тольтекское имя — Кецалькоатль) овладели г. Чичен-Ица и сделали его своей столицей. Во времена тольтекского завоевания в Юкатане появились две новые группы — «люди ица» и «люди тутуль-шиу». Этническая принадлежность этих групп неизвестна. Возможно, что они были смешанными майя-тольтекскими. «Люди ица» обосновались в г. Чичен- Ица, откуда и произошло его название (Чичен-Ица в переводе означает «Колодец людей ица»). «Люди тутуль-шиу» сделали своей столицей г. Ушмаль. Легендарному тольтекскому завоевателю Кукулькану приписывается основание г. Майяпана (в переводе — «Знамя майя»).

Чичен-Ица оставалась столицей Юкатана в течение двух столетий после тольтекского завоевания. В конце XII в. правитель Майяпана — Ху* нак Кеель — с помощью наемных войск разбил Чак Шиб Чака, правив- шего в Чичен-Ице, и разрушил древнюю столицу. Чак Шиб Чак с остатком своих людей ушел в леса к оз. Петен-Ица, где основал г. Тах-Ица (Тайясаль). Однако Хунак Кеель не смог покорить другие города. Начались длительные междоусобные войны, в ходе которых Майяпан потерпел поражение и был занят людьми ица.

Владычество Кокомов

В конце XIII в. в Майяпане пришла к власти династия Кокомов, возводивших свое происхождение к легендарному Ку- кулькану. Кокомы с помощью наемных войск добились гегемонии на Юкатане и удерживали ее до середины XV в. Правление Кокомов, которые, по словам источников, грабили и обращали в рабство «простой народ», вызвало возмущение населения. Этим воспользовались правители городов, стремившиеся к независимости от Майяпана.

Социальная организация майя

В 1441 г. началось восстание, во главе которого стоял Ах Шупан, правитель «людей тутуль- шиу». Майяпан был разрушен и Юкатан распался на отдельные города- государства. Из них наибольшую роль играли три: Мани, где правила династия Шиу, потомков Ах Щупана; Сотута, где обосновался сын убитого правителя Майяпана из династии Кокомов; Ицмаль, в котором правила династия Челей, потомков одного из высших майяпанских жрецов. Междоусобные войны между городами продолжались до испанского завоевания (1541—1546).

О хозяйстве, социальном строе и культуре древнейших городов-государств майя можно судить только на основании археологических данных. Подробные описания, сделанные во времена испанского завоевания, относятся к юкатанским городам-государствам XVI в.1 Судя по этим описаниям , общество майя было уже классовым.

Основную массу населения составляли зависимые общинники и рабы, а господствующий класс — знать и жрецы. Экономическое господство знати у майя было основано как на эксплуатации труда зависимых общинников, так и на владении наследственными угодьями и эксплуатации труда рабов. Общинники обязаны были обрабатывать поля знати и кроме того платили дань. Власть знатных над рабами не была ничем ограничена, а в отношении зависимых общинников знать обладала административной и судебной властью.

Хозяйство и материальная культура

Год в Центральной Америке подразделяется на два сезона — сухой (ноябрь — май) и дождливый (июнь — октябрь). Во время сухого сезона земледельцы выбирали в лесу участок и расчищали заросли каменными топорами. С больших деревьев сдирали кольцеобразно кору или окружали ствол огнем; деревья после этого засыхали.

В апреле высохшие деревья и кустарник сжигали, после чего поле было* готово к севу, который начинался в мае с первыми дождями. Земледельцы отправлялись на поля с заостренными палками, неся в заплечных сумках семена кукурузы, смешанные с семенами фасоли и тыкв. Сеятель делал палкой небольшие ямки в шахматном порядке и, бросив туда несколько зерен, засыпал ямку ногой. Каменистая почва не давала возможности применять более совершенные орудия, чем заостренная палка. Майя сеяли много разных сортов кукурузы. Среди них были сорта с большим початком, которые созревали за шесть-семь месяцев, и сорта с маленьким початком, созревавшие примерно за три месяца. Стебли со зреющими початками сгибали, чтобы в початок не попала дождевая вода и чтобы он был менее заметен для птиц. Когда початки окончательно созревали, начиналась уборка. Початки ломали, оставляя обертку на стебле, и собирали в плетеные из лиан корзины. Чтобы открыть обертку, употреблялась заостренная палка или рог оленя. Во время сбора отбирали на семена большие початки, оставляя их в обертке. Для зерна майя устраивали в углу хижины хранилища, защищенные от сырости древесной корой и пальмовыми листьями. Для хранения больших запасов зерна они делали специальные амбары.

При вторичном посеве на том же участке урожай резко сокращался. Новый лес на выжженых участках вырастал через шесть — десять лет. Но такие участки с новым низкорослым лесом были гораздо менее плодородны и давали меньший урожай. Истощив все расположенные поблизости поля, жители были вынуждены покидать селение и искать новое место жительства.

Кроме кукурузы, майя выращивали много других культурных растений: томаты, тыквы, фасоль, сладкий картофель (батат), зеленый перец, какао, ваниль, таба^, а также различные фруктовые деревья. Из технических культур наиболее важными были хлопок, хенекен (разновидность агавы), из которого делали веревки и растение, дающее синюю краску (индиго). Красная краска (кошениль) добывалась из насекомых, живущих на одном из видов кактуса.

Майя разводили индюков и собак, мясо которых употребляли в пищу. Значительную роль играло пчеловодство. Ульями служили полые колоды с маленьким отверстием сбоку. Кроме того, собирали мед диких пчел.

Охота, как и рыбная ловля, велась общинниками коллективно. В тропических лесах охотились главным образом на оленей, тапиров, пекари, кроликов, броненосцев, игуан, индюков. Основным охотнйчьим оружием служили лук и стрелы, копье и дротики, которые бросали при помощи копьеметалки. Для охоты на птиц употреблялась выдувная трубка, из которой стреляли глиняными шариками. Широко применялись также силки и ловушки. Рыбу ловили сетями и удочками. На побережьях охотились с гарпунами за дюгонями.

Селения располагались обычно около естественных водоемов. Жители строили легкие однокамерные хижины с высокими крышами для защиты от тропических ливней. Стены белили известью. Перед хижиной устраивали навес. В центре селения находились храм, площадь, дома знати и жрецов, отличавшиеся большими размерами и богатством отделки. Обычно храм был единственным каменным зданием в селении. В каждом селении был также большой дом, в котором проводили время холостые мужчины (пережиток мужских домов).

Одежда мужчин состояла из набедренной повязки, плаща и сандалий. Женщины носили юбки, а в некоторых местностях еще и нагрудные повязки. В качестве украшений употреблялись ручные и ножные браслеты, ушные подвески, губные и носовые вставки, ожерелья. Существовал обычай сплющивать череп у грудных детей, сжимая голову между двумя дощечками. У мальчиков лицо обжигали горячими тряпками, чтобы не росла борода. Были распространены татуировка и раскраска тела.

Основу питания составляла главным образом кукуруза. Сухие зерна размачивали в известковой воде, а затем растирали на ручном жернове. Полученную массу разводили водой, приготовляя особый напиток, или жарили из нее на раскаленных камнях лепешки. Из кукурузы изготовляли еще очень много блюд и напитков, иногда с примесью перца и какао. Опьяняющий напиток делали из корней дерева бальче.

Общественный строй

Жители селения составляли территориальную общину, в которой сохранялось много пережитков родового строя. При посеве кукурузы, а также для расчистки и обработки новых полей, земледельцы обычно объединялись в группы человек по двадцать, причем на каждого женатого мужчину выделяли участок определенных размеров. Кроме того, у каждой семьи был свой участок около дома. Охоту, рыбную ловлю, добычу соли вели обычно также коллективно, большими группами. Часть добычи отделяли в пользу знати, остальное распределяли между членами группы. Среди жителей выделялись богачи (айикалъ), занимавшие промежуточное положение между знатью и рядовыми общинниками. Жители селений лесли многочисленные повинности. Они обязаны были обрабатывать поля знати, платить дань правителю, делать «подношения» жрецам, строить храмы, дороги и дома для знати и жрецов, а также содержать военный отряд во время походов. В состав дани входили: кукуруза, мед, дичь, птица, фрукты, соль, ткани, хлопок и т. д. Уклоняющихся от уплаты дани приносили в жертву богам.

Рабовладение у майя достигло значительных размеров. Главным источником рабства был захват военнопленных. Поэтому рабами владела прежде всего военная знать. Войны часто велись только для того, чтобы добыть рабов. В рабство обращали также за воровство и другие преступления. Рабами становились несостоятельные должники и лица, оставшиеся без защиты — сироты и разведенные жены. Свободные, вступившие в брак с рабом или рабыней, превращались также в рабов. Дети рабов оставались рабами. Рабы использовались на самых тяжелых работах, в частности для переноски грузов. Велась широкая торговля рабами. Изображения рабов встречаются в памятниках искусства древнейших городов майя.

Господствующий класс составляли военная знать и жрецы. Знать владела большим числом рабов, плантациями какао и фруктовых деревьев, пасеками, соляными месторождениями. При ежегодной расчистке лесов для знатных выделялись участки, во много раз превышавшие надел рядового общинника. Знать была освобождена от уплаты дани. В случае войны знать должна была являться под знамена правителя. Права знати были наследственными. Особую прослойку среди знатных составляли жрецы. Жрецами становились обычно сыновья самих жрецов или же младшие сыновья знатных (старший сын наследовал отцу). Жречество играло громадную роль в общественной жизни, так как в его руках был сосредоточен не только религиозный ритуал, но и почти полностью научные знания и искусство. Будучи единственными знатоками календаря, жрецы устанавливали сроки земледельческих работ.

Купцы были частью из знати, частью из разбогатевших общинников. Для доставки товаров они пользовались караванами рабов-носильщиков. Между всеми важнейшими городами были проложены дороги, мощенные щебнем. Купцы имели специальные карты торговых путей. Жители прибрежных поселений для перевозок употребляли долбленые лодки с парусами, вмещавшие до 40 человек. В городах были устроены обширные рынки, а также гостиницы, в которых за определенную плату могли останавливаться купцы с^товарами. Торговля велась в установленные дни. Майя вели торговлю не только внутреннюю, но и с соседними народами. Важнейшими товарами были ткани, мед и воск, кремневое оружие, соль и рыба, а также рабы. Металлические изделия, которых не было на Юкатане, доставлялись из Мексики, Гондураса, Никарагуа и Панамы. В качестве главной единицы обмена употреблялись зерна какао (напрймер, раб стоил около 100 зерен|какао, кролик — около 10 и т. д.). Реже для той же цели использовали раковины, полотнища определенных размеров, мексиканские медные топорики и колокольчики.

Семья у майя, по-видимому, была переходной от парной к моногамной. Муж мог бросить жену, равно как и жена могла уйти от мужа и снова вступить в брак. Тем не менее перемена жен не одобрялась, а прелюбодеяние каралось смертью. Жених должен был отработать пять-шесть лет в доме будущего тестя, который мог его выгнать, если был им недоволен. Имущество родителей наследовали только сыновья. Женщинам запрещалось участвовать в религиозных церемониях, посещать храмы, есть вме* сте с мужчинами и даже смотреть на мужчину на улице.

Организация управления в древнейших городах-государствах неизвестна. Накануне испанского завоевания во главе города-государства стоял халачвиник (великий человек), власть которого переходила от отца к сыну. Он распоряжалсявсемивнутренними и внешними делами государства и был главнокомандующим во время войны. При нем был калъвак («майордом» испанских авторов), который поддерживал связь с подвластными селениями, ведал доставкой дани и принимал посетителей. Советником халач виника был верховный жрец. Халач виник назначал батабов — управителей, подвластных ему селений и городов. Батаб наблюдал за сельскс=> хозяйственными работами, особенно за обработкой полей знати, собирал с общинников дань и разбирал судебные дела. Представителями батаба были особые должностные лица {ах кулелъ), которые распоряжались низшими служителями, выполнявшими полицейские функции.

Во время войны батаб командовал отрядом воинов своего селения. Воины набирались из жителей селения и составляли постоянную дружину. В военное время селение должно было обеспечивать продовольствием свой отряд. Воины получали плату от батаба. В случае необходимости в войска призывались и остальные жители. Из истории известны примеры, когда халач виник опирался на наемные войска. Воины были вооружены луком и стрелами, копьями, дротиками, пращей и деревянными мечами, лезвие которых состояло из острых осколков обсидиана. Для защиты служили деревянные щиты и стеганые из хлопка панцири. По некоторым сообщениям, лук был известен у майя до тольтекского завоевания. Однако на древних фресках, изображающих военные сцены, совершенно не встречается изображений лука.

Цивилизация майя — уникальна. Их письменность, система календарей, познания в астрономии поражают даже современных специалистов по космологии. Индейцы Майя — одни из самых древних и загадочных цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле.

Рождение цивилизации майя

Ученые определили, где жили индейцы. По теории, после окончания последнего ледникового периода, племена, жившие на севере, пошли на юг для освоения новых земель. Сегодня это территория Латинской Америки.

Затем, последующие 6 тысяч лет индейцы создавали свою культуру – строили города, занимались земледелием.

К 1500 году до нашей эры майянцы проживали на полуострове Юкатан, территории современной Гватемалы, южных штатов Мексики и западных частей Сальвадора и Гондураса.

Индейцы майя: история развития цивилизации

Первыми крупными центрами стали города Эль-Мирадор, Накбе и Тикаль. Процветало строительство храмов, широко использовались календари, развилась иероглифическая письменность.

На фото ниже — древний культурный центр майя в древнем городе Тикаль.

Индейцы создали собственную систему, включающую архитектуру с уникальными постройками – пирамидами, монументами, дворцами, политику и социальную иерархию. Общество делилось на массы и элиту, состоящую из правителей.

Племя майя верило, что их правители произошли от богов. Статус подчеркивался одеяниями с обязательным атрибутом – нагрудным зеркалом. «Зеркало народа» — так называли майя своего верховного правителя.

Правящий класс майя

Древняя цивилизация майя насчитывала более 20-ти миллионов человек.

Была создана целая система из 200 городов, 20 из них были мегаполисами с населением более 50 тысяч человек.

Экономическое развитие племен майя

Первоначально майянцы занимались подсечно-огневым земледелием – вырубали лес на участке, который планировали обрабатывать, потом деревья и кустарники сжигали, а золой удобряли почву. Так как в тропиках земля неплодородна, ее ресурсы быстро истощались, и поля переставали обрабатывать. Они слова зарастали лесом. Потом весь процесс начинался заново.

Но с увеличение населения потребовались новые методы, и индейцы начали использовать для террасного земледелия склоны холмов. Также осваивались и болота – на них устраивались приподнятые поля путем насыпи грядок высотой в метр над уровнем воды.

Они устраивали системы орошения, по сети каналов вода стекала в резервуары.

Путешествовали по воде на каноэ, выдолбленные из красного дерева. В них одновременно могли находиться до 50 человек.Торговали рыбой, раковинами, акульими зубами и другими морскими дарами. Соль была в роли денег.

Производство соли

Для изготовления оружия использовали обсидиан, привозимый из Мексики и Гватемалы.

Нефрит был ритуальным камнем, он всегда был в цене.

Нефритовые изделия

Жившие на равнине торговали съестными припасами, хлопком, шкурами ягуаров и перьями кетцалей.

Искусство и архитектура

Во время «классических» раннего и позднего периодов (250 – 600 годы нашей эры и 600 – 900 годы нашей эры) было построено огромное количество храмов, появляются росписи стен с изображением правителей. Происходит расцвет искусства.

Ниже фото барельева с изображением правителя.

Новыми культурными центрами становятся Копан и Паленке.

Миграция

Начиная с 900 года нашей эры южные равнины постепенно пустеют, поселения остаются в северной части Юкатана. До 1000 года нашей эры растет влияние мексиканской культуры, процветают города Лабна, Ушмаль, Кабах и ЧиЧен-Ица.

Ниже фото пирамиды в городе ЧиЧен-Ицы

После таинственного краха Чичен-Ицы главным городом майя становится Майяпан.

Почему исчезла цивилизация майя

Никто достоверно не знает причину исчезновения индейского народа. На этот счет есть только гипотезы. Согласно основной, в 1441 году произошло восстание вождей, обитавших в соседних с Майяпаном городах. Это стало причиной вырождения цивилизации и превращения ее в разрозненные племена. Также повлияли засуха и голод.

Реферат: История государства и права древнеамериканских цивилизаций

Затем появились конкистадоры.

Ниже на фото — последний центр цивидизации.

В 1517 году испанские корабли пристали к неизвестному берегу. В битве с индейцами конкистадоры увидели золото. С этого началось истребление народа майя, так как испанцы считали, что золото должно принадлежать их правителям. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет.

Болезни, которые принесли с собой испанцы, вызвали вспышки эпидемий. У индейцев не было иммунитета к гриппу, кори и оспе, и они умирали миллионами.

Культура и религия индейцев истреблялась всеми возможными способами: рушились храмы, уничтожались святыни, идолопоклонничество каралось пытками.

За 100 лет с момента пришествия в Латинскую Америку европейцами была полностью искоренена цивилизация майя.

Смотрите ниже документальный фильм канала BBC о загадочной цивилизации майя

Майя (цивилизация)

Название таблицы можно сформулировать, как «Цивилизации доколумбовой Америки»

МайяАцтекиИнки
Территория расселения, главные центры полуостров Юкотан / Тикаль, Майяпан, Ушмаль, Чичен-Ица и др. Центральная Мексика / столица Теночтитлан западная часть Южной Америки, Анды, Перу / столица Куско
Основные занятия населения земледелие, ремесла, торговля земледелие, ремесла, торговля, война земледелие, скотоводство, ремесла, война
Общественное устройство олигархические и аристократические формы правления, общины общество разделялось на классы: знать, крестьянство и ремесленники, рабы неограниченная монархия и общинное земледелие
Религия политеизм, жертвоприношения политеизм, жертвоприношения поклонялись главному божеству — Солнцу
Достижения культуры храмовая и дворцовая архитектура, точный календарь, астрономические обсерватории, каменные города храмовая и дворцовая архитектура, в литературе гимны богам и эпические поэмы храмовая и дворцовая архитектура, письменность, система счета, развитая медицина, математика, астрономия, календарь, водопровод, почта

ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ
задайте свой вопрос и получите ответ

Оставьте комментарий