Общегеографические науки

В прошлом география была единой наукой, изучающей природные условия на Земле, население и его хозяйственную деятельность, культуру народов. Основными итогами её были географические описания стран, объединенные в «космографиях» (XVII в.), во «всеобщих географиях» (XVIII–XIX вв.). В XIX в. география подразделилась на географию физическую — науку о природе и «статистику» — географию экономическую.

В XIX в. выделился целый ряд научных отраслей. В географии физической четко определились орография — учение о рельефе земной поверхности, океанография — о морях и океанах, гидрография — о водах суши, география растений, почв, зоогеография, учение об атмосфере и климатах Земли. Этому во многом способствовали другие естественные науки — геология, метеорология, гидрология, ботаника, зоология, почвоведение. С накоплением в них фактического материала география как бы взяла на себя изучение пространственного распространения изучаемых ими природных явлений и объектов, выявление пространственных особенностей в них. «Статистика» оформилась в экономическую географию отраслей хозяйства — географию сельского хозяйства, промышленности, транспорта и др.

И все же вплоть до советского времени все наметившиеся разветвления в географии имели задачей преимущественно описание явлений природы и хозяйственной деятельности населения. И в обобщающих работах по странам преобладал этот же «дух географии». Нередко это обстоятельство вызывало скептическое отношение к географии как науке. Даже некоторые ученые рассуждали так, что география лишь описывает «где—что», а не исследует причин тех или иных явлений, хотя все признавали за ней большие заслуги в географических открытиях.

Октябрьская революция и социалистическое строительство поставили перед географией в нашей стране новые задачи и с течением времени глубоко изменили её содержание и теоретические основы. В связи с потребностями народного хозяйства, выраженными в указаниях В. И. Ленина о необходимости всестороннего исследования природных условий и естественных богатств страны, советские географы уже в начале 20‑х годов включились в бурно развивавшиеся экспедиционные исследования, начатые Академией наук, вузами страны, различными государственными ведомствами. С каждым десятилетием все ширилась подготовка кадров географов-исследователей и педагогов. К 30‑м годам экспедиции работали на всем обширном пространстве страны и омывающих её морях. Территория страны подверглась картографированию, и на I Всесоюзном географическом съезде в 1933 г. уже говорилось, что на карте СССР не осталось «белых пятен». Поразительно быстро пополнялись научные сведения о всех компонентах природы. Разрабатывались новые методы исследований, применялись новейшие технические средства. Неоценимую роль в экспедиционных исследованиях и картировании территории сыграло использование авиации, аэрофотосъемки.

В физической географии появились новые ветви, к 70‑м годам составившие целую группу географических наук о каждом из компонентов природы. Наука о строении земной поверхности (орография) развилась в геоморфологию — учение о возникновении (генезисе) и развитии форм земной поверхности, их сочетании в пространстве не только на суше, но и на дне океанов и морей. Водную оболочку земного шара, географические особенности океанов и морей изучают океанография и океанология; распределение вод на суше, сток атмосферных осадков, происхождение и распространение озерных котловин и жизнь озер, работу проточных вод, особенности строения речных систем и режим рек — гидрология суши, а воду в твердом состоянии на поверхности суши в виде ледников — гляциология.

Свойства климатов Земли и определяющие их факторы — предмет изучения климатологии. Почвенный покров, его происхождение, типы почв и их распространение по поверхности суши изучает география почв. Особенности распространения типов растительности и связь их с группировками животного мира (биогеоценозы) исследует биогеография.

Исследованиями и описанием отдельных компонентов природы физическая география в наше время, однако, не ограничивается. Она изучает их сложные взаимосвязи и взаимодействия, что стало возможно лишь при современной научной технике и методах.

Наивысшая же цель и главная задача физической географии — выявление природно-территориальных комплексов (ландшафтов) на поверхности Земли, изучение их происхождения и развития в результате сочетания и взаимодействия всех компонентов природы, закономерностей их распространения на Земле. Этим занимается комплексная география — ландшафтоведение, включающее в себя и историю развития природно-территориальных комплексов — палеогеографию, и прогнозы их изменения в будущем — прогнозную географию. К новым ветвям физической географии относятся геохимия, геофизика ландшафтов, а также мелиоративная география. В последнее время все более важным становится исследование природных богатств (естественных ресурсов), используемых человечеством для своего существования и многообразной хозяйственной деятельности, — ресурсоведение. При этом изучаются все виды ресурсов географической среды,— минеральные (ископаемые), водные, воздушные, органические и т. д. и выясняются закономерности их распространения.

Неменьшие преобразования произошли в советское время и в другой группе географических наук — в экономической географии. В большой мере развивалось изучение географии отраслей хозяйства — промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Основным же направлением стало изучение размещения хозяйства по странам и районам, формирование территориально-производственных комплексов (ТПК), экономико-географическое прогнозирование. Самую краткую формулу этой группы наук дал основоположник районного её направления — выдающийся ученый Н. Н. Баранский. Он определил экономическую географию как науку, «которая предвидит, где встать городам, каким появиться заводам, куда пройти дорогам».

Комплекс физико-географической науки

Физико-географический комплекс — одно из главных понятий физической географии. Он состоит из частей, элементов и компонентов: воздух, вода, литогенная основа (горные породы и неровности земной поверхности), почвы и живые организмы (растения, животные, микроорганизмы). Их совокупность образует природно-территориальный комплекс (ПТК) земной поверхности. ПТК можно рассматривать как всю земную поверхность, отдельные материки, океаны, так и небольшие участки: склон оврага, болотная кочка. ПТК — единство, которое существует в происхождении (в прошлом) и в развитии (настоящем, будущем).

Рис. 3.

Природу земной поверхности можно изучать в общем и в целом (физическая география), по компонентам (частные науки — гидрология, климатология, почвоведение, геоморфология и др.); можно изучать по странам и районам (страноведение, ландшафтоведение), в настоящем, прошедшем и будущем времени (общее землеведение, палеогеография и историческая география).

География животных (зоогеография) — наука о закономерностях распространения видов животных.

Биогеография — география органической жизни.

Океанология — наука о Мировом океане, как части гидросферы.

Ландшафтоведение — наука о ландшафтной среде, тонком, наиболее активном центральном слое географической оболочки, состоящей из природно-территориальных комплексов разного ранга.

Картография — общегеографическая (на уровне системы) наука о географических картах, методах их создания и использования.

Палеогеография и историческая география — науки о природе земной поверхности прошлых геологических эпох; об открытии, становлении и истории развития природно-социальных систем.

Страноведение физико-географическое, изучающее природу отдельных стран и районов (физическая география России, Азии, Африки и т. п.).

Гляциология и геокриология (мерзлотоведение) — науки об условиях возникновения, развития и формах наземных (ледники, снежники, снежные лавины, морские льды) и литосферных (вечная мерзлота, подземное оледенение) льдов.

Землеведение (собственно физическая география) изучает географическую оболочку (природу земной поверхности) как целостную материальную систему — общие закономерности её структуры, происхождения, внутренние и внешние взаимосвязи, функционирование для разработки системы моделирования и управления происходящими процессами.

Общегеографические (или синтетические) науки — физико-географические и экономгеографические одновременно.

Прикладные физико-географические науки (инженерная геоморфология, синоптическая метеорология и др.) изучают проблемы практического характера, связанные с отраслями народного хозяйства.

Современная география изучает земные пространства всех размерностей, их строение, движение, а также их взаимодействие в природе и обществе.

Больше по географии:

Размещение населения. Проблемы урбанизации
Рассматривая такую тему как «Размещение населения», следует отметить, что из множества исторических, географических, политических и других факторов, наиболее серьёзное неоспоримое влияние на географию населения мира оказывают следующие: 1. Природный фактор, 2. Социально-экономический, 3. Общеистори …

Авиация Великобритании
Правительство уделяет большое внимание вопросам совершенствования организации воздушного движения (ОВД), которая считается одной из самых эффективных в мире и обеспечивает высокую степень безопасности полетов. Головным органом, отвечающим за все вопросы ОВД в стране, включая систему управления возд …

Пищевая промышленность
Среди отраслей пищевой промышленности повсеместно развиты рыбная, мясная и молочная отрасли.

Лекция: Современная система географических наук

Лов рыбы ведется в Балтийском море. Переработка производится на рыбоперерабатывающих и рыбоконсервных заводах в Риге, Лиепае, Вентспилсе (Латвия), Клайпеде (Литва), Таллинне и Пярну (Эстония). Из других отр …

Понятие географии как науки

Совокупностью наук о планете Земля называют географию.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ

Трудным является вопрос о разграничении географии с геологией, так как последняя наука находится в области физической географии и порой становится на ее место.

Но исторические данные говорят о том, что именно география начала раньше исследовать физико-географические вопросы. Сложность определения географии, как конкретной науки, подтверждается географическими конгрессами, которые географы проводят совместно с этнографами, геологами, физиками и астрономами. Все больше появляются проектов, которые раскрывают географию, как науку, в более полном объеме.

География: система наук

О географии принято говорить, как о целой системе наук, каждая из которых изучает природные, территориальные и производственные комплексы и компоненты, которые в них входят. География подразумевает комплексное и детальное изучение природы, населения и хозяйства, и объединение различных дисциплин в одной систему продиктовано их тесной взаимосвязью.

Изучение таких объектов происходит с целью наиболее эффективного применения всех природных ресурсов, создания благоприятной среды для проживания населения и размещения производства в рациональных параметрах. Система географических наук сформировалась в процессе дифференциации и развития самой географии, как науки знаний о хозяйстве, природе и населении разных территорий Земли.

Сам процесс развития науки привел к изучению отдельных компонентов природной среды – таких, как почва, климат и рельеф, или компонентов хозяйства, например, промышленность и сельское хозяйство. Со временем появилась надобность синтетического исследования территориальных сочетаний компонентов.

В системе науки география выделяют:

— естественные науки – физическая география, геоморфология, океанология, география почв, климатология, геокрилогия, биогеография, гидрология суши и другие;

— общественные науки географии, к которым относится общая экономическая и региональная география, география различных отраслей хозяйства ( например, промышленности или транспорта), география сельского хозяйства, география населения или политическая география;

— страноведение;

— картография, специальная техническая наука, которая входит в систему современных наук географии по причине общности главных задач с иными географическими науками.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Металлургия России: география черной металлургии
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПриродные условия и природные ресурсы: характеристика и особенности

География в системе наук

Географ, впервые пришедший на место исследования, визуально «расставляет» объекты исследования: это поле, это луг, там озеро, за озером лес – т.е. группирует объекты по внешнему признаку. Учитель, впервые вошедший в класс, раскрывает журнал и начинает перекличку по списку, где записаны фамилии учеников в алфавитном порядке: это группировка объектов по формальному признаку.

По завершении исследований географ имеет четкую типологию ландшафтов, на основе которой он составляет карты, т. е. делает пространственную группировку явлений. Учитель по изучении класса выносит свое впечатление в форме группировки учащихся по отношению к учебе, к окружающим, к жизни, т. е. по трудовым и личностным качествам – уже не формально, а содержательно.

Таким образом, классификация есть группировка явлений по каким-либо признакам, которая производится на любом этапе знакомства с объектом. При этом она может быть осуществлена на любом основании – формальном, генетическом, внешнем, содержательном и т.д. В гносеологическом отношении здесь нет разницы. По мере углубления познания классификации становятся исчерпывающими лишь там, где субъект имеет дело с конечными системами, или более глубокими там, где речь идет о бесконечных системах.

В первом случае имеются в виду такие системы, как систематика растений и животных, как система химических элементов. Хотя биологами ежегодно открываются все новые виды организмов, число их все равно полагается конечным. Чисто логически можно предположить и завершенную классификацию климатов, почв, ландшафтов и других географических объектов, хотя их недостаточно полная изученность и изменения подхода самой науки к ним будут давать пищу для размышлений классификаторов еще очень долго.

Географами, занимающимися определением объекта и предмета своей науки предложено много классификационных схем. При этом всегда были трудности, связанные с дифференциацией и интеграцией знания. К тому же нельзя не признать, что положение географии на стыке естественных и общественных наук не совсем обычно.

Тем не менее, не стоит приписывать географии какие-то особые, с точки зрения классификационных принципов, свойства. Здесь так же, как и везде, бесконечны переходы, сети и цепи связей. Наверное, все науки имеют подобные свойства, иначе не было бы ни общенаучных категорий и методов, всеобщности законов и категорий диалектики, ни принципиальной математизируемости. Следует также указать на многообразие областей науки. Некоторые из этих приложений оформляются в виде отдельных наук. Для примера можно назвать ряд научных направлений прикладного характера, но обладающих всеми признаками сложившихся наук как логическими, так и организационными: климатотерапия и медицинская география, курортология и рекреационная география, военная география и др. Совершенно очевидно, что периферийная область любой науки, благодаря связям с другими науками и практикой, сильно размыта.

А. Ф. Асланикашвили и Ю. Г. Саушкин, развивая схему классифи­кации наук Энгельса, предложили новую схему, в которой они выделяют три группы наук: а) фундаментальные анализирующие (каждая изучает соответствующую форму движения материи) и абстрактн­ые (механика, физика, химия, биология, социология, а также – математика, теория информации, кибернетика и т.п.); б) синтезирующие (антропология, психология, этнография, медицина; техниче­ские и сельскохозяйственные науки, а также география и картогра­фия); в) интегрирующие философские (рис. 6). Нас особо интересует вторая группа наук, и прежде всего «…науки, синтезирующие процессы всей действительности на ноосферном уровне развития, т. е. на уровне развития решающего влияния человеческого разума на природу. В ней участвуют: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения. Синтезирующими на­уками … является основная масса современных наук, познающих различные стороны сложных явлений природы и общества в их сочетании». Ярким примером служит география, которая. Она целостна и познает процессы пространственных отношений между самыми различными телами и явлениями пространственно-временных систем ландшафтной оболочки Земли. Составляющие ее научные дисциплины познают процесс тех же самых отношений в природе, в отдельных сторонах общественной жизни, в обществе в целом, или в природно-общественных комплексах.

Обратим внимание на то, что еще в 1928 г. В. П. Семенов-Тян-Шанский назвал географию наукой синтетической («наравне с фи­лософией»), подчеркивая ее срединное положение между науками физико-математическими, с одной стороны, и науками гуманитарными – с другой.

Трудно представить себе завершенную классификацию науки, которая располагает неограниченными возможностями дифференциации и интеграции, так как познание бесконечно. Тем не менее, так же трудно представить себе методолога, который отказался бы от поисков места своей науки в системе знания.

22. Система географических наук и проблемы ее развития.

Правильно составленная классификация, отобразив закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между изучаемыми объектами. Она помогает исследователю ориентироваться в самых сложных ситуациях, служит основой для обобщающих выводов и прогнозов.

Систематизация имеет и второй, синтезирующий аспект. Это особенно относится к наукам, близким по объекту исследований, к так называемым смежным наукам. Определение места науки, в данном случае географии, в системе наук важно, кроме того, для выявления связей ее предмета с предметами других наук, правильного решения вопроса о соотношении географических законов и законов других наук, а также для выявления специфического предмета.

Все эти признаки и достоинства классификации и объясняют древность проблем классификации наук, восходящую к тривию и квадривию – двум циклам наук античности, состоящих, в свою очередь, из перечня наук и искусств. Они же, эти аспекты, показывают неисчерпаемость проблемы, связанной с безграничностью познания.

Наиболее полный обзор классификаций представлен Б. М. Кедровым (1961, 1965). Его обзор широко использовался и в других работах для обоснования разных принципов деления наук.

Надо признать, что единственным бесспорным приобретением в этой области является признание возможности любых оснований классификации – от алфавитных в энциклопедиях и словарях до классификаций на основе форм движения материи, разработанной Энгельсом.

Каждая наука есть ступенька в иерархической структуре единого знания, подсистема большой системы. Дело остается за малым – построить иерархию подсистем, адекватную объективной логике вещей, в чем и заключается задача классификации наук, как, впрочем, и любой классификации явлений. Однако классификаторское искусство еще не достигло того, чтобы составить всеобъемлющую схему всех наук.

Е. Д. Гражданников на основе изобретенной им периодической классификации, оговорив ее неполноту, дает перечень около 360 наук.Список специальностей Национального фонда наук в США дает около тысячи специальностей. Возникновение новых областей исследований, которые вызывают рождение новых направлений, а затем и наук — вещь естественная и вполне отвечает закону дифференциации знания по мере его углубления и специализации. К этому следует добавить закон взаимодействия наук, который делает возможной только одну координированную или одну субординированную классификацию. Здесь получается не цепь связей, а их сеть.

Есть множество наук, которые являются переходными между группами фундаментальных наук. Так, экономическая география близка к экономическим наукам, но через ресурсологию и социальную экологию выходит на науки о Земле, через технологию – на фундаментальные естественные науки, через методы и теорию – на группу логических наук.

Вполне возможно признать существование наук, которые пронизывают все три большие группы наук – естественные, общественные и технические. Очевидно, что к ним можно отнести информатику и философию. В последнее время подобную тенденцию приобретает широко понимаемая экология. Безусловно, есть и такие сквозные подходы, как исторический, геопространственный, экологический и количественный, которые связаны с фундаментальными категориями бытия – время, пространство, связь и мера.

Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 838;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Оставьте комментарий