Образование это социальный институт

уПГЙБМШОЩКЙОУФЙФХФ — ЬФП ПТЗБОЙЪПЧБООБС УЙУФЕНБ УЧСЪЕК Й УПГЙБМШОЩИ ОПТН, ЛПФПТБС ПВЯЕДЙОСЕФ ЪОБЮЙНЩЕ ПВЭЕУФЧЕООЩЕ ГЕООПУФЙ Й РТПГЕДХТЩ, ХДПЧМЕФЧПТСАЭЙЕ ПУОПЧОЩН РПФТЕВОПУФСН ПВЭЕУФЧБ. мАВПК ЖХОЛГЙПОБМШОЩК ЙОУФЙФХФ ЧПЪОЙЛБЕФ Й ЖХОЛГЙПОЙТХЕФ, ЧЩРПМОСС ФХ ЙМЙ ЙОХА УПГЙБМШОХА РПФТЕВОПУФШ.
лБЦДЩК УПГЙБМШОЩКЙОУФЙФХФ ЙНЕЕФ ЛБЛ УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙЕ ПУПВЕООПУФЙ, ФБЛ Й ПВЭЙЕ РТЙЪОБЛЙ У ДТХЗЙНЙ ЙОУФЙФХФБНЙ.

рТЙЪОБЛБНЙ ЙОУФЙФХФБПВТБЪПЧБОЙС СЧМСАФУС:

1. ХУФБОПЧЛЙ Й ПВТБЪГЩ РПЧЕДЕОЙС — МАВПЧШ Л ЪОБОЙСН, РПУЕЭБЕНПУФШ
2. УЙНЧПМЙЮЕУЛЙЕ ЛХМШФХТОЩЕ РТЙЪОБЛЙ — ЫЛПМШОБС ЬНВМЕНБ, ЫЛПМШОЩЕ РЕУОЙ
3. ХФЙМЙФБТОЩЕ ЛХМШФХТОЩЕ ЮЕТФЩ — ЛМБУУЩ, ВЙВМЙПФЕЛЙ, УФБДЙПОЩ
4. ЛПДЕЛУ ХУФОЩК Й РЙУШНЕООЩК — РТБЧЙМЙ ХЮБЭЙИУС
5. ЙДЕПМПЗЙС — БЛБДЕНЙЮЕУЛБС УЧПВПДБ, РТПЗТЕУУЙЧОПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ТБЧЕОУФЧП РТЙ ПВХЮЕОЙЙ

пВТБЪПЧБОЙЕ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК УПГЙБМШОХА РПДУЙУФЕНХ, ЙНЕАЭХА УЧПА УФТХЛФХТХ. ч ЛБЮЕУФЧЕ ЕЕ ПУОПЧОЩИ ЬМЕНЕОФПЧ НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ ХЮЕВОП-ЧПУРЙФБФЕМШОЩЕ ХЮТЕЦДЕОЙС ЛБЛ УПГЙБМШОЩЕ ПТЗБОЙЪБГЙЙ, УПГЙБМШОЩЕ ПВЭОПУФЙ (РЕДБЗПЗЙ Й ХЮБЭЙЕУС), ХЮЕВОЩК РТПГЕУУ ЛПЛ ЧЙД УПГЙПЛХМШФХТОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ.

уЙУФЕНБ ПВТБЪПЧБОЙС УФТХЛФХТЙТПЧБОБ Й РП ЙОЩН РТЙОГЙРБН, ПОБ ЧЛМАЮБЕФ ТСД ЪЧЕОШЕЧ: УЙУФЕНХ ДПЫЛПМШОПЗП ЧПУРЙФБОЙС, ПВЭЕПВТБЪПЧБФЕМШОХА ЫЛПМХ, РТПЖЕУУЙПОБМШОП-ФЕИОЙЮЕУЛПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, УТЕДОЕЕ УРЕГЙБМШОПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ЧЩУЫЕЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, РПУМЕЧХЪПЧУЛПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, УЙУФЕНХ РПЧЩЫЕОЙС ЛЧБМЙЖЙЛБГЙЙ Й РЕТЕРПДЗПФПЧЛЙ ЛБДТПЧ, ПВТБЪПЧБОЙЕ РП ЙОФЕТЕУБН.

юФП ЛБУБЕФУС ДПЫЛПМШОПЗП ПВТБЪПЧБОЙС, ФП УПГЙПМПЗЙС ЙУИПДЙФ ЙЪ ФПЗП, ЮФП ПУОПЧЩ ЧПУРЙФБООПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ, ЕЗП ФТХДПМАВЙС, НОПЗЙЕ ДТХЗЙЕ ОТБЧУФЧЕООЩЕ ЛБЮЕУФЧБ ЪБЛМБДЩЧБАФУС ЕЭЕ Ч ТБООЕН ДЕФУФЧЕ.

Социальный институт

ч ГЕМПН ЪОБЮЕОЙЕ ДПЫЛПМШОПЗП ЧПУРЙФБОЙС ОЕДППГЕОЙЧБЕФУС. уМЙЫЛПН ЮБУФП ХРХУЛБЕФУС ЙЪ ЧЙДХ, ЮФП ЬФП ЮТЕЪЧЩЮБКОП ЧБЦОБС УФХРЕОШ Ч ЦЙЪОЙ ЮЕМПЧЕЛБ, ОБ ЛПФПТПК ЪБЛМБДЩЧБЕФУС РЕТЧППУОПЧБ МЙЮОПУФОЩИ ЛБЮЕУФЧ ЮЕМПЧЕЛБ. й УХФШ ОЕ Ч ЛПМЙЮЕУФЧЕООЩИ РПЛБЪБФЕМСИ `ПИЧБФБ` ДЕФЕК ЙМЙ ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС ЦЕМБОЙК ТПДЙФЕМЕК.

дЕФУЛЙЕ УБДЩ, СУМЙ, ЛПНВЙОБФЩ — ОЕ РТПУФП УТЕДУФЧП `РТЙУНПФТБ` ЪБ ДЕФШНЙ, ЪДЕУШ РТПЙУИПДЙФ ЙИ ХНУФЧЕООПЕ, ОТБЧУФЧЕООПЕ Й ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ. у РЕТЕИПДПН Л ПВХЮЕОЙА ДЕФЕК У 6 МЕФ ДЕФУЛЙЕ УБДЩ УФПМЛОХМЙУШ У ОПЧЩНЙ ДМС УЕВС РТПВМЕНБНЙ — ПТЗБОЙЪБГЙЕК ДЕСФЕМШОПУФЙ РПДЗПФПЧЙФЕМШОЩИ ЗТХРР, ЮФПВЩ ДЕФЙ НПЗМЙ ОПТНБМШОП ЧИПДЙФШ Ч ЫЛПМШОЩК ТЙФН ЦЙЪОЙ, ЙНЕФШ ОБЧЩЛЙ УБНППВУМХЦЙЧБОЙС.

у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС УПГЙПМПЗЙЙ ПУПВХА ЪОБЮЙНПУФШ РТЙПВТЕФБЕФ БОБМЙЪ ПТЙЕОФЙТПЧБООПУФЙ ПВЭЕУФЧБ ОБ РПДДЕТЦЛХ ДПЫЛПМШОЩИ ЖПТН ПВТБЪПЧБОЙС, ОБ ЗПФПЧОПУФШ ТПДЙФЕМЕК РТЙВЕЗБФШ Л ЙИ РПНПЭЙ ДМС РПДЗПФПЧЛЙ ДЕФЕК Л ФТХДХ Й ТБГЙПОБМШОПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ УЧПЕК ПВЭЕУФЧЕООПК Й МЙЮОПК ЦЙЪОЙ. дМС РПЪОБОЙС УРЕГЙЖЙЛЙ ЬФПК ЖПТНЩ ПВТБЪПЧБОЙС ПУПВП ЪОБЮЙНБ РПЪЙГЙС Й ГЕООПУФОЩЕ ПТЙЕОФБГЙЙ ФЕИ МАДЕК, ЛПФПТЩЕ ЪБОЙНБАФУС У ДЕФШНЙ — ЧПУРЙФБФЕМЕК, ПВУМХЦЙЧБАЭЕЗП РЕТУПОБМБ, — Б ФБЛЦЕ ЙИ ЗПФПЧОПУФЙ, РПОЙНБОЙС Й УФТЕНМЕОЙС ЧЩРПМОЙФШ ЧПЪМБЗБЕНЩЕ ОБ ОЙИ ПВСЪБООПУФЙ Й ОБДЕЦДЩ.

ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ДПЫЛПМШОПЗП ПВТБЪПЧБОЙС Й ЧПУРЙФБОЙС, ЛПФПТПЕ ПИЧБФЩЧБЕФ ОЕ ЛБЦДПЗП ТЕВЕОЛБ (Ч 1992 З. Ч ДЕФУБДБИ ОБИПДЙМУС ФПМШЛП ЛБЦДЩК ЧФПТПК ТЕВЕОПЛ), УТЕДОСС ПВЭЕПВТБЪПЧБФЕМШОБС ЫЛПМБ ОБГЕМЕОБ ОБ РПДЗПФПЧЛХ Л ЦЙЪОЙ ЧУЕЗП ВЕЪ ЙУЛМАЮЕОЙС РПДТБУФБАЭЕЗП РПЛПМЕОЙС. ч ХУМПЧЙСИ УПЧЕФУЛПЗП РЕТЙПДБ, ОБЮЙОБС У 60-И ЗПДПЧ, ПУХЭЕУФЧЙМБУШ ТЕБМЙЪБГЙС РТЙОГЙРБ ЧУЕПВЭОПУФЙ РПМОПЗП УТЕДОЕЗП ПВТБЪПЧБОЙС У ГЕМША ПВЕУРЕЮЕОЙС НПМПДЕЦЙ `ТБЧОПЗП УФБТФБ` РТЙ ЧУФХРМЕОЙЙ Ч УБНПУФПСФЕМШОХА ФТХДПЧХА ЦЙЪОШ.

Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения — любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки — школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты — классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс устный и письменный — правили учащихся

5. идеология — академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Основные виды образования

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты — не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами — организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми — воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5—2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования — профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования и в 70—80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения

Функции образования

1 Социальные функции системы образования

Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования — гуманистическую.

Гуманизация — объективная потребность общественного развития, основной вектор которого — направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет». В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка — это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия — идеи коэволюции.

Вы точно человек?

Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени — в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель — ученик (от объектных к субъектно-объектным).

Образование как социальный институтс одной стороны, является совокупностью определенных учреждений, лиц, которые обеспечены определенными материальными средствами и выполняют соответствующие социальные функции, а с другой — это система идей, правил, норм, стандартов поведения участников образовательной деятельности. Образование — это один из древнейших и важнейших институтов общества.

Социальный институт образования предоставляет постоянства и определенности общественным отношениям в отношении накопления и передачи знаний, социального опыта, воспроизводства и развития культуры, целенаправленного формирования личности, интеллектуального потенциала общества.

В социологической науке существует несколько концептуальных подходов к определению содержания и функционального значения деятельности институтов образования.

статья 29. Социальный институт образования, его функции в обществе

Представители функционального подхода (Кларк, Херн) особое значение придают положительной функции образования. Еще Е. Дюркгейм подчеркивал, что главной функцией образования является передача ценностей доминирующей культуры. Однако культурная направленность и культурные ценности существенно различаются в разных обществах, даже в разных социальных группах того самого общества, что обусловливает существенные различия в содержании различных систем образования. Привлекая молодежь к общественных культурных ценностей и идеалов, образование способствует поддерживанию социального порядка, а обеспечивая воплощение в жизнь новых технологий, научного переосмысления существующего знания — способствует социальным изменениям, развития общества.

Следовательно, в соответствии с этой теорией институт образования возникает прежде всего как средство социального контроля, как механизм регулирования социальных отношений для создания равных возможностей социальной мобильности.

Авторы теории человеческого капитала(Андерсон, Хэлси, Флауд) считают, что образование — это капиталовложение в будущее человека, которое впоследствии сможет дать выгоду. По их мнению, потраченные в прошлом усилия обязательно будут вознаграждены в будущем. Итак, статус взрослого человека обусловливается количеством и качеством капиталовложений в процесс ее образования.

Согласно теорией конфликта(Гінтіс, Боулз, Колинз) образование является отражением различных групповых конфликтов, она способствует эксплуатации и угнетению социальных групп, которые находятся в менее благоприятных условиях. Сам процесс распространения образования представители этой теории связывают как с потребностью в квалифицированных кадрах, так и с борьбой статусных групп за права, привилегии, власть, богатство. Конфликты по поводу требований к уровню образования возникают между группами, имеющими все это, и теми, которые стремятся иметь. Первые настаивают на соответствия образования определенным «стандартам», другие — на свободном доступе к ней. Следовательно, эта теория утверждает, что образование способствует сохранению структуры социального неравенства в обществе.

Исследуя образование как социальный институт, социология изучает его (института) роль в государственной жизни общества исходя из проблем социализации личности, определение места образования в системе культурных ценностей, социальных ориентаций. Ведущей является проблема поведения человека в образовательном пространстве, ее отношение к института образования, мотивации образования и т.д. В изучении самого процесса образования предметом социологического анализа является взаимодействие его субъектов и механизмы этого взаимодействия. Такими субъектами являются социальные группы учащихся, преподавателей, научных работников, учебно-вспомогательных звеньев, управленцев среднего и высшего звена. Они различаются по своим интересам и отношением к учебного процесса.

Характерным является то, что образовательные функции не только способствуют воспроизводству общества, его социальной стабильности и интеграции, но вместе с этим обеспечивают его социальные изменения и развитие. Поэтому социальный институт образования рассматривается социологами во взаимосвязи с другими институтами — экономики, семьи, политики, религии — в связи со стратификацией общества.

Функционирование социального института образования связано в первую очередь с удовольствием таких потребностей общества, как воспроизведение различных категорий рабочих, культуры производства, привлечение молодого поколения к труду, подготовка его к выполнению различных видов профессиональной деятельности, ролей, занятие определенных должностей, обладание определенных позиций в современном обществе. Как уже отмечалось, эту функцию выполняет семья, но только частично. Это очень сложный процесс, требующий больших материальных затрат, времени, профессиональных возможностей. Семья не в состоянии обеспечить полным объемом знаний, навыков, умений, которых требует настоящего. Только система образования, представленная различными учебными заведениями, способна эффективно выполнить эту функцию, которая определяет характер взаимосвязи образования с развитием производительных сил общества, воспроизводит его социально-ролевую структуру и называется в социологии профессионально-экономической функцией образования.

Одной из наиболее важных функций института образования является трансляция і распространение ценностей культуры в обществе. Речь идет о ценностях культуры в широком их понимании — научные знания, профессиональные навыки и опыт, достижения в искусстве, моральные нормы и правила, стандарты и традиции социального поведения и т.п. В то же время институт образования выполняет функцию обеспечения исторической преемственности, использования исторического опыта и духовного наследия поколений.

Выполняя эту функцию, институт образования воспроизводит характер отношений личности с обществом, отражает их разнообразие.

Важной функцией института образования является социализация личности, адаптация молодежи к социальных отношений, общественной жизни, привлечение к социально-культурных ценностей, формирования установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, которые присущи именно этому обществу.

Образование не только знакомит с культурными ценностями, нормами, социальными ролями, но и способствует их интернализации, воспроизводству определенного образа жизни, то есть выполняет интегрирующую функцию. Благодаря образовании происходит интеграция личности и отдельных групп населения в социальную систему. Они становятся субъектами совместных действий. Уже сами учебные заведения (школы, институты) объединяют учебным процессом разных по физическим здоровьем, материальным обеспечением, семейным положением, культурным уровнем индивидов из разных этнически-классовых образований.

Благодаря образовании происходит переход людей из одних социальных групп к другим.

На современном этапе развития общества большое значение приобретает инновационная функция — обеспечение социальных и культурных изменений. Эта функция реализуется проведением научно-исследовательской работы в стенах самих вузов, а также выполнением заказов фирм, промышленных предприятий, различных учреждений на проведение исследований, в результате которых разрабатываются мероприятия для совершенствования и развития социальных и культурных процессов.
С этой функцией связана еще одна — сочетание образования с наукой и производством, что способствует ускорению научно-технического прогресса, совершенствования самой системы образования, потому что новые научные идеи и открытия включаются в учебных программ, обеспечивая высокое качество подготовки специалистов.

За перехода от тоталитарного режима к демократическому чрезвычайно важной становится воспитательная функция образования. Именно образование, обеспечивая процесс гармонизации и совершенствования человеческих качеств, должна сформировать новый тип личности, нового гражданина, который не был бы отягощенным коммунистической идеологией и стал бы активным участником социально-экономических и политических преобразований. Образование должно стимулировать саморефлексию — глубокое осознание человеком своей сущности и личных потенций.

Обучение языку, истории, литературы, принципов морали является предпосылкой формирования общепризнанной системы ценностей, благодаря чему человек учится понимать других людей и самого себя, становится сознательным гражданином страны.

В рамках этой функции социология исследует проблемы обучения в контексте становления и развития личности. Обучение в социологическом смысле — это не столько приспособления, умение взаимодействовать с социальным окружением, сколько освоение культуры этого взаимодействия.

Эта функция особое значение приобретает в настоящее время в связи с изменением глобальной цели образования, с ее гуманизацией. К сожалению, гуманизация образования даже в государственных программах «Образование», «Дети Украины» и т.д трактуется очень узко — как увеличение количества гуманитарных дисциплин без оглядки на глубину изучения их содержания. Между тем благородство, что соответствует самому высокому уровню социальности, понимания и уважения интересов и мнений других зависит не столько от объема знаний о человеке, общечеловеческие ценности, высокую мораль, сколько от умений и навыков гуманной взаимодействия.

Немаловажное значение имеет функция социальной селекции, для выполнения которой структура образования должна быть построена таким образом, чтобы уже с самого начала обучения автоматически обеспечить отбор наиболее одаренных и способных к обучению личностей. После обязательной восьмилетней образования (в зависимости от успеваемости и личных интересов) одни из учащихся продолжают обучение в двенадцатилетней школе, а затем некоторые из них идут в вуз; другие после окончания восьми классов будут учиться в профессиональных училищах, техникумах. В высших учебных заведениях тоже введена многоступенчатая образование, которое дает возможность выявлять лучших для продолжения обучения в магистратуре и аспирантуре. Непосредственно этой цели служит система специализированных и элитарных школ и совокупность определенных процедур отбора молодежи для обучения: тестируемый отбор по интеллектуальным развитием, за уровнем знаний по отдельным предметам и т.д.

Выполнение функции социальной селекции обеспечивает рациональное воспроизводства и обновления социальной структуры общества, а следовательно, и его нормальное функционирование. Это является прямым проявлением взаимодействия института образования и социальной структуры общества. Выполняя селекционную функцию, институт образования способствует социальной мобильности, созданию возможностей продвижения вверх на более высокую социальную ступень. Диплом вуза должно гарантировать возможность получить престижную и высокооплачиваемую работу, чем объясняется ценность высшего образования. Но на практике процесс социальной селекции еще очень далек от идеала, особенно в Украине, где усиливается расслоение общества на бедных и богатых, а следовательно, происходит нежелательный обратный влияние стратификации на образование. Досадно, но в нашем обществе доступ к престижной образования и следующие социальные перемещения в целом больше связаны не с качествами самой личности, ее знаниями и навыками, а с общественным статусом родителей, материальным благосостоянием, «полезными связями» и др.

В контексте совершенствования функциональной деятельности института образования чрезвычайное значение имеет актуализация такой его функции, как стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянного стремления к знаниям. Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков не исчерпывают цели увеличения часов на самостоятельную работу учащихся и студентов в программах учебных заведений. Они должны дать человеку основательные навыки самостоятельной работы с книгами, документами или другими источниками подготовки.

Назад  

Оставьте комментарий