Необихевиоризм — направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в.
Необихевиоризм (от греч. neоs — новый и англ. behaviour — поведение) — психологическое направление. Берет свое начало в бихевиоризме — . Основан на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. В схему S – R добавлена новая переменная I — образ, цель, потребность, интеллект, ожидание. Таким образом необихевиоризм основан на трехчастной схеме S – I – R.
Эдвард Толмен (1886-1959) — американский психолог, создатель „когнитивного“ направления необихевиоризма. Автор программной книги „Целевое поведение у животных и человека“ (1932). Его вариант психологии был противопоставлен элементаристскому подходу Дж. Уотсона и основывался на идее целостного подхода к анализу поведения. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива (I), направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. В его экспериментах были использованы специальные лабиринты. |
Скиннер Беррес Фредерик (1904 – 1990) — американский психолог, создатель концепции „оперантного бихевиоризма“. В качестве ключевого ввел понятие „оперантного обусловливания“, которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в „классическом“ обусловливании И.П. Павлова. Выступал с критикой необихевиоризма за введение „промежуточных переменных“ между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Разработал ряд оригинальных экспериментальных методик, например, „скиннеровскую камеру“. |
Халл Кларк Леонард (24.05.1884 – 1952) — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор „гипотетико–дедуктивной“ концепции поведения. Опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. Исходил из необходимости введения между элементами классического бихевиоризма „промежуточных переменных“, в качестве которых предлагал рассматривать потребность, потенциал реакции, силу навыка, цель. |
Толмен. Т. попытался соединить идеи бихевиоризма и гештальт-психологии. Именно он в 1948 ввел понятие внутренней переменной. Толмен впервые стал рассматривать поведение как целостность как ансамбль поведенческих реакций.
В отличие от других бихевиористов, Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную ("когнитивную") карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи. (В качестве главной задачи испытуемые животные в опытах Толмена должны были найти выход из лабиринта, чтобы получить подкормку и тем самым удовлетворить потребность в пище.) Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. И тем не менее оно способно изменять поведение.
Толмен ввел понятие латентного назначения, осуществляющего без подкрепления организацию поведения в проблемной ситуации.
Когнитивная карта позволяла животному узнать что к чему ведет. Это психологический образ выступающий как регулятор действия.
Формула поведения по Толмену:
1. Стимул – независимое поведение
2. Промежуточные переменные
3. Зависимая переменная – реакция.
Толмен считал, что смысл упражнений состоит не в упрочнении связей между раздражителем и реакцией, а в образовании познавательных структур.
Функцией подкрепления выступает не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожиданий.
Б. Ф. Скиннерпродолжал линию классического бихевиоризма сохранил 2-х частную схему анализа поведения.
Скинер сформулировал учение о трех видах поведения:
1. Безусловно рефлекторное
2. Условное
3. Оперантное
Первые два, реакция на стимул, он их называл респондентным.
Формирование реакций не зависит от активности субъекта. Реакция быстро формируется и угасает без подкрепления.
Он сделал вывод, что адаптация к среде обеспечивается не только респондентными реакциями. Не в лабораторной а в реальной среде приспособления строятся на основе активных проб, некоторые из них случайно приводят к положительному результату.
Такие реакции не обусловлены активностью самого организма. Сам успех является подкреплением.
Такие реакции он назвал оперантными. Второй раз он ориентируется на успех при котором подкрепляется положительный результат. Именно этот тип реакции является преобладающим и обеспечивающим гибкость поведения.
Скиннер сформулировал теорию оперантного научения.
Главное средство для формирования нового поведения — подкрепление.
Процедура научения – это последовательное поведение на нужную реакцию.
Скиннер крайне биологизаторски трактовал поведение и в этом он схож с Уотсоном. Скинеру принадлежит концепция программного научения. Все поведение экстериоризируется. Скиннер рассматривал человека очень упрощенно. Нет личности, есть пучек реакций индивида и возможности в отношении реакций.
Скинер рассмотрел виды стимулов и различил стимул позитивный и оверсивный (болевой). Он различил виды подкрепления – позитивное, и негативное, через инверсию стимула.
Виды наказания:
1. Позитивное наказание – через предъявление оверсивного стимула.
2. Негативное наказание – через удаление позитивного стимула.
Оверсивное обуславливание используется при коррекции поведенческих нарушений, и контроле поведения.
Скинеровское обучение эффективно при работе с детьми с задержкой психического развития, умственно отсталыми, с девиантными формами поведения.
Кратко по Скиннеру:
— новый взгляд на человеческое поведение
— человек является активным организатором своего поведения
— реакцией управляет следствие, следующее за этой реакцией (S – R — следствие). Пример: человек употребляет алкоголь, чтобы получить удовольствие
— следствием может являться реакция окружающих
- Подкрепление – тенденция к усилению реакции
— Позитивное подкрепление
поведение => награда => усиление поведения
— Негативное подкрепление
поведение => игнорирование => усиление поведения
Пример: ребёнок украл деньги => родители ничего не сказали ребёнку => ребёнок украл вновь бОльшую сумму
- Наказание – тенденция к урежению реакции
— Наказание тем, что хотел бы избежать
поведение => наказывающий стимул => урежение поведения
Только последствия сталкивают человека с его поведением.
— Наказание изъятием награды
поведение => изъятие награды => урежение поведения
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 761 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…
Содержание
9. Бихевиоризм и необихевиоризм. Основные методологические установки. Экспериментальные результаты и их критический анализ.
Торндайк.
«Интеллект животных»
Проблемные ситуации, формирование нового поведения (метод: пробы и ошибки + случайный успех)
Первые эксперименты под влиянием Джемса
Не нужно изучать сознание, нужно изучать. Как формируется навык
Механизм формирования рефлекса
Принципиального отличия между человеком и животным нет.
Законы научения (закон повторения, готовности, ассоциативного сдвига, закон эффекта — основной)
Сам себя к бихевиористам не относил.
Уотсон.
Статья «Психология с точки зрения бихевиориста» 1913
Предмет психологии — поведение, оно изучается с точки зрения объективной фиксации
Исключает из рассмотрения ненаблюдаемые явления, но не отрицает их существования
Поведение – любая наблюдаемая реакция от рождения до смерти
Поведение – сумма (последовательность) реакций
Гатри.
Научение с одной попытки
Различает реакции и действия (реакция не является единицей поведения)
Единица поведения – действие
Лешли
Концепция эквипотенциальности мозга (не отделы отвечают за действие, а весь мозг в целом)
Главный фактор научения – масса сохраненного вещества мозга
Иерархичность организации поведения
Латентное Научение
Для научения не всегда необходимо подкрепление, значит закон эффекта есть не всегда
Операционализм, ненаблюдаемые явления.
Стивенс, Бриджмен.
Приписывание чисел объектам
Принципы операционализма: социальные критерии, последовательность операций (основная операция — различение),
Различение формальных и содержательных высказываний (интерпретация)
Описание ненаблюдаемых переменных
Толман
Когнитивный бихевиоризм
Гипотетический конструкт: когнитивная карта (что может последовать за определенным действием)
К.Халл
Гипотетико-дедуктивный бихевиоризм
Промежуточные переменные: побуждения, внутренние движущие силы, гипотетические конструкты
Формулировка в математическом виде законов поведения
Закон о тенденциях поведения
Скиннер
Выбрал схему оперантного научения (Торндайк)
Основал создание программного научения
Для объяснения поведения не обращался к ненаблюдаемым явлениям
Наличие подходящих стимулов
Все требуемое поведение делится на кванты (величина кванта определяется возможностью подкрепления)
Режимы подкрепления
Соотношение подкрепления и наказания (наказание бесполезно, его заменяют игнорированием)
Жетонная система
Вербальное Научение – его опроверг Хомский.
Хомский
Существуют врожденные грамматики (модулярная концепция Фодера-Хомского)
Врожденные способности не зависят от сознания, они структурно заложены в нашей нервной системе, они не осознаваемы и не поддаются контролю в отличие от высших психических процессов – это модули, составляющие нервную систему.
Предметом психологии бихевиоризм считает не сознание, а поведение. Под поведением понимаются ответные движения организма на раздражения среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации — это стимулы; ответные движения — реакции.
Задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями. В отличие от того направления биологической психологии, которое стремилосъ объяснить все поведение человека, исходя исключительно из внутренних, глубинных органических тенденций – инстинктов, влечений, поведенческая психология, как учение о реакциях, пытается вывести все поведение из действия внешнего раздражителя.
Бихевиоризм (от англ. Веhaviour — поведение) — крупное психологическое направление XX в. "Манифестом" бихевиоризма считается статья его основателя, американского психолога Дж.Уотсона, "Психология с точки зрения бихевиориста" (1913), однако предпосылки возникновения бихевиоризма складывались задолго до нее.
Предпосылки возникновения бихевиоризма:
- требования практики, которым не могла удовлетворить "академическая" интроспективная "психология сознания",
- философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США,
- исследования поведения животных (Э.Торндайк и др.),
- физиологические и психологические идеи русских ученых (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев).
Бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т.ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов.
Единицей анализа поведения, таким образом, объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R).
В области методологии бихевиоризм отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает метод объективного наблюдения и эксперимента, в которых исследуется связь S-R, с целью предсказания поведения субъекта и "управления" им. Психические процессы рассматриваются Дж.Уотсоном исключительно в рамках этой схемы.
Все реакции Уотсон делит на:
- наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные "эмоции")
- приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т.п.).
Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с другими, условными (обусловливание), и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, например, эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать этот стимул с другим (например, показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом, и образуются сложные системы реакций (привычки, память).
Другое основание классификации реакций — степень их "скрытости". Здесь выделяются:
- доступные для простого наблюдения —внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы)
- доступные для "опосредствованного" наблюдения с помощью специальных приборов — внутренние реакции (речевое мышление рассматривается, например, как речь при скрытых мускульных движениях; к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения в организме как реакция на определенные стимулы).
При этом бихевиоризм не интересуется сутью собственно физиологических процессов, с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с точки зрения бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, — с другой.
Одним из пионеров бихевиористского движения был Торндайк (1874-1949). Функция Торндайка определялась тем, что его работы открыли первую главу в летописи бихевиоризма.
Необихевиоризм
Торндайк увлекся психологией под впечатлением Джемсовых "Основ…".
Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями.
Связь "ситуация — реакция" в отличие от рефлекса характеризовалась следующими признаками:
- исходный пункт — проблемная ситуация,
- организм противостоит ей как единое целое,
- он активно действует в поисках выбора
- выучивается путем упражнения.
Торндайк стал на путь естественнонаучного объяснения поведения. Торндайк выбрал детерминизм, однако не механистический, а вероятностный — дарвиновского типа, выраженный в формуле "пробы, ошибки и случайный успех". Но "естественный отбор" полезных действий у индивида происходит на иных основаниях, чем в эволюции вида.
Явный механицизм бихевиоризма в понимании поведения и неявное "интроспекционистское" понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (бихевиоризм не отрицал наличия понимаемого таким образом сознания — он не считал его предметом научного исследования) сразу же вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальтпсихологов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма. Представители последнего стали "вставлять" в схему S-R "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность и др.).
Концепция оперантного бихевиоризма Б.Скиннера. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение. Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать через определенные интервалы времени или в определенной пропорции. Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе.
Когнитивный бихевиоризм Толмена. В отличие от Скиннера, Халла и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э.Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью СР. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и какее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться. Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом».
До 60-х гг. XX в. бихевиоризм и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций американской психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы терапии (бихевиоральная терапия), социально-психологические концепции (А.Бандура, Д.Тибо, Дж.Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т.п. Вместе с тем явный механицизм бихевиоризма, игнорирование социально-исторической обусловленности человеческого сознания и поведения, отождествление управления поведением личности с манипулированием ею вызвали критику в иных психологических концепциях, в частности в деятельностном подходе, в гуманистической и когнитивной психологии и др.
Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название — от английского behavior — поведение.) Поскольку тогда же было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Его стали называть "психологией без психики".
В итоге все то, с чего психология, как это казалось многим, начинала свой путь в качестве самостоятельной науки, становилось призрачным: ее предмет (сознание), ее главная проблема (из чего построено сознание), ее метод (интроспекция), ее объяснительный принцип (психическая причинность как обусловленность одних явлений сознания другими). Ощущалась потребность в новом предмете, новых проблемах, методах, принципах.
Каталог:2011
2011 -> Программа дисциплины «Российский и мировой рынок pr»
2011 -> Лидерство как личностный феномен
2011 -> Духовно-просвітницький центр монастиря Глинська пустинь м. Глухів 2010 рік
2011 -> Г. Эбнрлайн Причины возникновения агрессивности
2011 -> • единства диагностики и коррекции
2011 -> 1. Социальные и психологические причины отклоняющегося поведения
2011 -> Мимо наркотиков :: Модель профилактики аддиктивного поведения в образовательном учреждении
2011 -> Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. Спб.: Питер, 2003. 256 с
Поделитесь с Вашими друзьями:
оЕПВЙИЕЧЙПТЙЪН
дЕФУЛЙК УБД еУМЙ ЧЩ ОЕ ЪОБЕФЕ ЛБЛ ЬЖЖЕЛФОП Й ПТЙЗЙОБМШОП ПЖПТНЙФШ ДЕФУЛЙК УБД, НЩ ЪОБЕН ЮФП ЧБН РТЕДМПЦЙФШ
жПТНХМБ ВЙИЕЧЙПТЙЪНБ ВЩМБ ЮЕФЛПК Й ПДОПЪОБЮОПК: УФЙНХМ-ТЕБЛГЙС. чПРТПУ П ФЕИ РТПГЕУУБИ, ЛПФПТЩЕ РТПЙУИПДСФ Ч ПТЗБОЙЪНЕ, П ЕЗП РУЙИЙЮЕУЛПН ХУФТПКУФЧЕ НЕЦДХ УФЙНХМПН Й ТЕБЛГЙЕК УОЙНБМУС У РПЧЕУФЛЙ ДОС. фБЛБС РПЪЙГЙС УМЕДПЧБМБ ЙЪ ЖЙМПУПЖЙЙ РПЪЙФЙЧЙЪНБ: ХВЕЦДЕОЙС Ч ФПН, ЮФП ОБХЮОЩК ЖБЛФ ДПМЦЕО ВЩФШ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ОБВМАДБЕН. лБЛ ЧОЕЫОЙК УФЙНХМ, ФБЛ Й ТЕБЛГЙС (ПФЧЕФОПЕ ДЧЙЦЕОЙЕ) ПФЛТЩФЩ ДМС ОБВМАДЕОЙС ЛБЦДПНХ, ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ЕЗП ФЕПТЕФЙЮЕУЛПК РПЪЙГЙЙ. рПЬФПНХ УЧСЪЛБ ‘УФЙНХМ-ТЕБЛГЙС’ УМХЦЙФ, УПЗМБУОП ТБДЙЛБМШОПНХ ВЙИЕЧЙПТЙЪНХ, ОЕЪЩВМЕНПК ПРПТПК РУЙИПМПЗЙЙ ЛБЛ ФПЮОПК ОБХЛЙ.
нЕЦДХ ФЕН, Ч ЛТХЗХ ВЙИЕЧЙПТЙУФПЧ РПСЧЙМЙУШ ЧЩДБАЭЙЕУС РУЙИПМПЗЙ, РПУФБЧЙЧЫЙЕ ЬФПФ РПУФХМБФ РПД УПНОЕОЙЕ. рЕТЧЩН ЙЪ ОЙИ ВЩМ БНЕТЙЛБОЕГ ьДЧБТД фПМНЕО (1886-1959), УПЗМБУОП ЛПФПТПНХ ЖПТНХМБ РПЧЕДЕОЙС ДПМЦОБ УПУФПСФШ ОЕ ЙЪ ДЧХИ, Б ЙЪ ФТЕИ ЮМЕОПЧ, Й ЧЩЗМСДЕФШ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН: УФЙНХМ (ОЕЪБЧЙУЙНБС РЕТЕНЕООБС)-РТПНЕЦХФПЮОЩЕ РЕТЕНЕООЩЕ — ЪБЧЙУЙНБС РЕТЕНЕООБС (ТЕБЛГЙС). уТЕДОЕЕ ЪЧЕОП (РТПНЕЦХФПЮОЩЕ РЕТЕНЕООЩЕ) ЕУФШ ОЕ ЮФП ЙОПЕ ЛБЛ ОЕДПУФХРОЩЕ РТСНПНХ ОБВМАДЕОЙА РУЙИЙЮЕУЛЙЕ НПНЕОФЩ: ПЦЙДБОЙС, ХУФБОПЧЛЙ, ЪОБОЙС.
уМЕДХС ВЙИЕЧЙПТЙУФУЛПК ФТБДЙГЙЙ, фПМНЕО УФБЧЙМ ПРЩФЩ ОБД ЛТЩУБНЙ, ЙЭХЭЙНЙ ЧЩИПД ЙЪ МБВЙТЙОФБ. зМБЧОЩК ЧЩЧПД ЙЪ ЬФЙИ ПРЩФПЧ УЧПДЙМУС Л УМЕДХАЭЕНХ:
ПРЙТБСУШ ОБ УФТПЗП ЛПОФТПМЙТХЕНПЕ Й ПВЯЕЛФЙЧОП ОБВМАДБЕНПЕ ЬЛУРЕТЙНЕОФБФПТПН РПЧЕДЕОЙЕ ЦЙЧПФОЩИ, НПЦОП ДПУФПЧЕТОП ХУФБОПЧЙФШ, ЮФП РПЧЕДЕОЙЕН ХРТБЧМСАФ ОЕ ФЕ УФЙНХМЩ, ЛПФПТЩЕ ДЕКУФЧХАФ ОБ РПДПРЩФОЩИ Ч ДБООЩК НПНЕОФ, Б ПУПВЩЕ ЧОХФТЕООЙЕ ТЕЗХМСФПТЩ. рПЧЕДЕОЙЕ РТЕДЧБТСАФ УЧПЕЗП ТПДБ ПЦЙДБОЙС, ЗЙРПФЕЪШН РПЪОБЧБФЕМШОЩЕ (ЛПЗОЙФЙЧОЩЕ) ‘ЛБТФЩ’. ьФЙ ЛБТФЩ ЦЙЧПФОПЕ УБНП УФТПЙФ, РП ОЙН ПТЙЕОФЙТХЕФУС Ч МБВЙТЙОФЕ ХЪОБЕФ, ‘ЮФП ЧЕДЕФ Л ЮЕНХ’.
рПМПЦЕОЙЕ П ФПН, ЮФП РУЙИЙЮЕУЛЙЕ ПВТБЪЩ УМХЦБФ ТЕЗХМСФПТПН ДЕКУФЧЙС, ВЩМП ПВПУОПЧБОП ЗЕЫФБМШФФЕПТЙЕК.
Бихевиоризм и необихевиоризм
хЮФС ЕЕ ХТПЛЙ, фПМНЕО ТБЪТБВПФБМ УПВУФЧЕООХА ФЕПТЙА ЛПЗОЙФЙЧОПЗП ВЙИЕЧЙПТЙЪНБ.
дТХЗПК ЧБТЙБОФ ОЕПВЙИЕЧЙПТЙЪНБ УЧСЪБО УП ЫЛПМПК лМБТЛБ иБММБ (1884-1952). пО ЧЧЕМ Ч ЖПТНХМХ ‘УФЙНХМ — ТЕБЛГЙС’ ДТХЗПЕ УТЕДОЕЕ ЪЧЕОП, Б ЙНЕООП РПФТЕВОПУФШ ПТЗБОЙЪНБ (РЙЭЕЧХА, УЕЛУХБМШОХА, ЧП УОЕ Й ДТ.), РТЙДБАЭХА РПЧЕДЕОЙА ЬОЕТЗЙА Й УПЪДБАЭХА ОЕЪТЙНЩК РПФЕОГЙБМ ТЕБЛГЙЙ.
ьФПФ РПФЕОГЙБМ ТБЪТСЦБЕФУС РТЙ РПДЛТЕРМЕОЙЙ (РПОСФЙЕ, ЛПФПТПЕ иБММ ЪБЙНУФЧПЧБМ Х й. р. рБЧМПЧБ), Й ФПЗДБ ТЕБЛГЙС ЪБЛТЕРМСЕФУС, Б ПТЗБОЙЪН ЮЕНХ-ФП ОБХЮБЕФУС.
ч ЪБЭЙФХ ПТФПДПЛУБМШОПЗП ВЙИЕЧЙПТЙЪНБ У ЕЗП ЙЗОПТЙТПЧБОЙЕН МАВЩИ ЧОХФТЕООЙИ ЖБЛФПТПЧ ЧЩУФХРЙМ вХТИХУ уЛЙООЕТ (1904-1990). хУМПЧОЩК ТЕЖМЕЛУ ПО ОБЪЧБМ ПРЕТБОФОПК ТЕБЛГЙЕК. еУМЙ Х рБЧМПЧБ ОПЧБС ТЕБЛГЙС ЧЩТБВБФЩЧБМБУШ Ч ПФЧЕФ ОБ ХУМПЧОЩК УЙЗОБМ РТЙ ЕЗП РПДЛТЕРМЕОЙЙ (ОБРТЙНЕТ, ЛПЗДБ РЕТЕД ЛПТНМЕОЙЕН ТБЪДБЧБМУС УФХЛ НЕФТПОПНБ Й Ф. Р.), ФП Х уЛЙООЕТБ ПТЗБОЙЪН УОБЮБМБ РТПЙЪЧПДЙФ ДЧЙЦЕОЙЕ, ЪБФЕН РПМХЮБЕФ (ЙМЙ ОЕ РПМХЮБЕФ) РПДЛТЕРМЕОЙЕ.
уЛЙООЕТ УЛПОУФТХЙТПЧБМ ЬЛУРЕТЙНЕОФБМШОЩК СЭЙЛ, Ч ЛПФПТПН ВЕМБС ЛТЩУБ (ЗПМХВШ) НПЗМБ ОБЦЙНБФШ ОБ ТЩЮБЦПЛ (ЛОПРЛХ). рЕТЕД РПДПРЩФОЩН ЦЙЧПФОЩН ВЩМБ ЛПТНХЫЛБ Й ОБВПТ ТБЪДТБЦЙФЕМЕК, ЙЪ ЛПФПТЩИ уЛЙООЕТ УПУФБЧМСМ НОПЦЕУФЧП ТБЪМЙЮОЩИ ‘РМБОПЧ РПДЛТЕРМЕОЙС’ (ОБРТЙНЕТ, РЕТЕД ЛТЩУПК’ ЪБЛТЕРМСМЙУШ ДЧБ ТЩЮБЗБ, Й ПОБ ПЛБЪЩЧБМБУШ Ч УЙФХБГЙЙ ЧЩВПТБ; ЙМЙ ЛТЩУБ РПМХЮБМБ РЙЭХ ФПМШЛП РТЙ ЪБЗПТБОЙЙ МБНРПЮЛЙ РПУМЕ ОБЦБФЙС ОБ ТЩЮБЗ; ЙМЙ РЙЭБ ЧЩДБЧБМБУШ ФПМШЛП РТЙ ОБЦЙНЕ У ПРТЕДЕМЕООПК УЙМПК, ЮБУФПФПК Й Ф. Д.). рПУМЕДПЧБФЕМЙ уЛЙООЕТБ РТЙНЕОСМЙ ФЕИОЙЛХ ЧЩТБВПФЛЙ ПРЕТБОФОЩИ ТЕБЛГЙК РТЙ ПВХЮЕОЙЙ Й ЧПУРЙФБОЙЙ ДЕФЕК, РТЙ МЕЮЕОЙЙ ОЕЧТПФЙЛПЧ.
чП ЧТЕНС ЧФПТПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ уЛЙООЕТ ТБВПФБМ ОБД РТПЕЛФПН ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЗПМХВЕК ДМС ХРТБЧМЕОЙС УФТЕМШВПК РП УБНПМЕФБН. рПЪЦЕ, РПУЕФЙЧ ЛБЛ-ФП ХТПЛ БТЙЖНЕФЙЛЙ Ч ЫЛПМЕ, ЗДЕ ЪБОЙНБМБУШ ЕЗП ДПЮШ, уЛЙООЕТ ВЩМ РПТБЦЕО, ХЧЙДЕЧ, УЛПМШ НБМП ЙУРПМШЪХАФУС ДБООЩЕ РУЙИПМПЗЙЙ. дМС ХМХЮЫЕОЙС РТЕРПДБЧБОЙС ПО ЙЪПВТЕМ УЕТЙА ПВХЮБАЭЙИ НБЫЙО Й ЛПОГЕРГЙА РТПЗТБННЙТПЧБООПЗП ПВХЮЕОЙС. пО ОБДЕСМУС, ПРЙТБСУШ ОБ ФЕПТЙА ПОЕТБОФОЩИ ТЕБЛГЙЙ, УПЪДБФШ РТПЗТБННХ ‘ЙЪЗПФПЧМЕОЙЕ’ РПМЕК ДМС ОПЧПЗП ПВЭЕУФЧБ.
тБВПФЩ уЛЙООЕТБ, ЛБЛ Й ДТХЗЙИ ВЙИЕЧЙПТЙУФПЧ, ПВПЗБФЙМЙ ЪОБОЙЕ ПВ ПВЭЙИ РТБЧЙМБИ ЧЩТБВПФЛЙ ОБЧЩЛПЧ, П ТПМЙ РПДЛТЕРМЕОЙС (ЛПФПТПЕ УМХЦЙФ ОЕРТЕНЕООЩН НПФЙЧПН ЬФЙИ ОБЧЩЛПЧ), П ДЙОБНЙЛЕ РЕТЕИПДБ ПФ ПДОЙИ ЖПТН РПЧЕДЕОЙС Л ДТХЗЙН Й Ф. Р.
пДОБЛП ЙОФЕТЕУЩ ВЙИЕЧЙПТЙУФПЧ ОЕ ПЗТБОЙЮЙЧБМЙУШ РТПВМЕНПК ОБХЮЕОЙС Х ЦЙЧПФОЩИ. пФЛТЩФШ ПВЭЙЕ, ОБХЮОП ЧЩЧЕТЕООЩЕ ПВЯЕЛФЙЧОЩЕ ЪБЛПОЩ РПУФТПЕОЙС МАВПЗП РПЧЕДЕОЙС, Ч ФПН ЮЙУМЕ ЮЕМПЧЕЛБ ,- ФБЛПЧБ ВЩМБ УЧЕТИЪБДБЮБ ЧУЕЗП ВЙИЕЧЙПТЙУФУЛПЗП ДЧЙЦЕОЙС. ‘юЕМПЧЕЛ ЙМЙ ТПВПФ?’- ЬФПФ ЧПРТПУ ЪБДБЧБМЙ ВЙИЕЧЙПТЙУФБН ЙИ РТПФЙЧОЙЛЙ, УРТБЧЕДМЙЧП ХЛБЪЩЧБС, ЮФП, ХУФТБОЙЧ ЧОХФТЕООАА РУЙИЙЮЕУЛХА ЦЙЪОШ ЮЕМПЧЕЛБ ЙЪ УЖЕТЩ ФПЮОПЗП РТЙЮЙООПЗП БОБМЙЪБ, ВЙИЕЧЙПТЙЪН ФТБЛФХЕФ МЙЮОПУФШ ЛБЛ НБЫЙОППВТБЪОП ТБВПФБАЭЕЕ ХУФТПКУФЧП. уФТПЗПУФШ ПВЯЕЛФЙЧОПЗП БОБМЙЪБ ТЕБЛГЙК ПТЗБОЙЪНБ ДПУФЙЗБМБУШ ДПТПЗПК ГЕОПК: УПЪОБОЙЕ РЕТЕУФБЧБМП ВЩФШ ЧОХФТЕООЙН ТЕЗХМСФПТПН РПЧЕДЕОЙС.
вЙИЕЧЙПТЙУФЩ РПМБЗБМЙ, ЮФП, ПРЙТБСУШ ОБ ЖПТНХМХ ‘УФЙНХМ-ТЕБЛГЙС’, ХДБЕФУС ЧЩЧЕУФЙ ОПЧХА РПТПДХ МАДЕК. хФПРЙЮОПУФШ ЬФПЗП РМБОБ СЧОП РТПУМЕЦЙЧБЕФУС Ч ЛПОГЕРГЙСИ ФЙРБ УЛЙООЕТПЧУЛПК. дБЦЕ РТЙНЕОЙФЕМШОП Л ЦЙЧПФОЩН уЛЙООЕТ, ЛБЛ ЪБНЕФЙМЙ ЕЗП ДТХЪШС, ЙНЕМ ДЕМП У ‘РХУФЩН ПТЗБОЙЪНПН’, ОЕ ЙНЕЧЫЙН ОЙЮЕЗП, ЛТПНЕ ПРЕТБОФОЩИ ТЕБЛГЙК. оЙ ДМС ДЕСФЕМШОПУФЙ ОЕТЧОПК УЙУФЕНЩ. ОЙ ДМС РУЙИЙЮЕУЛЙИ ЖХОЛГЙЙ Ч УЛЙООЕТПЧУЛПК НПДЕМЙ НЕУФБ ОЕ ПУФБЧБМПУШ. рТПВМЕНБ ТБЪЧЙФЙС ФБЛЦЕ УОЙНБМБУШ У РПЧЕУФЛЙ ДОС, ВХДХЮЙ РПДНЕОЕОБ ПРЙУБОЙЕН ФПЗП, ЛБЛ ЙЪ ПДОЙИ ОБЧЩЛПЧ ЧПЪОЙЛБАФ ДТХЗЙЕ. пЗТПНОЩЕ РМБУФЩ ЧЩУЫЙИ РТПСЧМЕОЙК РУЙИЙЮЕУЛПК ЦЙЪОЙ, ПФЛТЩФЩИ Й ЙЪХЮЕООЩИ НОПЗЙНЙ ЫЛПМБНЙ, ЧЩРБДБМЙ ЙЪ РТЕДНЕФОПК ПВМБУФЙ ВЙИЕЧЙПТЙУФУЛПК РУЙИПМПЗЙЙ.ЙЙ.
лБЛ Й ЛПЗДБ ДХЫБ РПРБДБЕФ Ч ФЕМП НБФЕТЙ?
лБЛ ЮБУФП ДЕЧХЫЛЙ ЙМЙ ЦЕОЭЙОЩ, ЛПФПТЩЕ ПЛБЪЩЧБАФУС `Ч РПМПЦЕОЙЙ`, ЙОПЗДБ ДХНБАФ П ФПН, ЮФП НПЦОП ЙЪВБЧЙФШУС ПФ ОЕЪБРМБОЙТПЧБООПЗП ТЕВЕОЛБ РПЛБ ОЕ РПЪДОП, ЧЕДШ ДХЫБ ЧИПДЙФ Ч ЬФП ОПЧППВТБЪПЧБЧЫЕЕУС ФЕМП ОЕ УТБЪХ, Б ЮЕТЕЪ ЛБЛПЕ-ФП ЧТЕНС
рМБУФЙЛ — ЗТПЪБ ПЛЕБОПЧ Й НПТЕК
лБЛ РМБУФЙЛ НПЦЕФ РТЙЧЕУФЙ Л ЗЙВЕМЙ НПТУЛЙИ ЦЙЧПФОЩИ Й РФЙГ? пЮЕОШ РТПУФП
лХТЛХНБ ПНПМПДЙФ Й ЧЩМЕЮЙФ
лХТЛХНХ ЙОПЗДБ ОБЪЩЧБАФ ЙОДЙКУЛЙН ЫБЖТБОПН
Page 29 of 53
Необихевиоризм (К. Халл, Э. Толмен).
Толмен был одним из пионеров необихевиоризма. Свои идеи изложил в книгах «Целевое поведение у животных и человека», «Когнитивные карты у крыс и человека». Экспериментальную работу вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на элементарных уровнях поведения.
Возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой «стимул – реакция» и игнорировать факторы, которые играют незаменимую роль в «промежутке межу ними». Эти факторы он и назвал «промежуточными переменными». Т. о., схема Уотсона «стимул – реакция» была переделана в «стимул — внутренняя (промежуточная) переменная – реакция». Среднее звено (промежуточные переменные) есть не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.
Толмен доказывал, что внутренние процессы (которые открыты только для самопознания) можно «вывести наружу» и придать их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических явлений.
Рассматривал поведение не как цепочку из отдельных реакций, а с точки зрения его целостной, молярной организации.
Ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Показал, что крысы, просто бегавшие по лабиринту, не получая подкрепления, в дальнейшем быстрее научаются проходить его при условии подкрепления, нежели крысы, не имевшие предварительного «опыта бегания». Это, по мнению Толмена означает, что у крыс первой группы сформировался образ лабиринта, позволяющий ориентироваться в нем. Он назвал это «когнитивными картами». Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты». Эти карты животное само строит, по ним ориентируется в лабиринте, узнает, «что ведет к чему».
Организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную («когнитивную») карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи.
Исследовал факторы, влияющие на быстроту и точность построения когнитивных карт. Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым), оно имеет место когда подкрепление отсутствует, тем не менее оно способно изменять поведение, о чем говорят последующие реакции организма.
Целостное поведение Толмен описывал как систему, имеющую определенную цель и связанную со своим окружением сетью познавательных отношений. «Готовность средств для цели» и «ожидание гештальтзнака» — вот термины, при помощи которых он описывает реакцию организма на окружающую среду.
Необихевиоризм как попытка преодолеть ограниченность классического бихевиоризма
Организм ориентируется в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что выделяет определенные признаки, ассоциирующиеся с точкой выбора (гештальтзнаки) и позволяющие различать, «что ведет к чему?».
Кларк Халл ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее звено, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, во сне и др.), придающую поведению энергию и создающую незримый потенциал реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении, и тогда реакция закрепляется, а организм чему – то научается. Т. о. его формула выглядит так: стимул – организм – реакция. Организм – это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Поведение начинается стимулированием из внешнего мира или из состояния потребности и заканчивается реакцией.
Им были сформулированы законы поведения – теоретические постулаты. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, его поведение. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного в ответ на разные потребности. Халл подчеркивает решающую роль подкрепления в образовании новых связей.