Навыки социального педагога


Навыки и умения социального педагога в делопроизводстве

Для того, чтобы успешно вести делопроизводство, социальному педагогу важно знать, что документы могут быть представлены разным образом. Рассмотрим некоторые варианты:

— изложение материала в виде текста повествовательного характера (например, оформление запроса, составление памятки по какой-нибудь теме, описание ситуации со слов клиента и т.д.);

— изложение материала в виде текста повествовательного характера, содержащего анализ, а также обобщение, выводы (например, составление аналитических отчётов, справок по результатам проверки и т.д.);

— изложение материала на бланках, готовых формах (например, по результатам тестирования, анкетирования; заполнение справок, свидетельств, написание деловых писем и т.д.);

— изложение материала в таблицах, диаграммах (например, планы работы, программы действия и т.д.).

Умение грамотно составлять и оформлять тот или иной служебный документ или заполнять готовый бланк (форму) говорит не только о профессиональном уровне социального педагога, но и во многом облегчает бумагооборот в его делопроизводстве. Документы не возвращаются на доработку, не имеют двойственного трактования, что требует дополнительной информации и затрат рабочего времени.

Социальному педагогу необходимо также точно знать реквизиты документов и правильное их написание. Реквизиты – это обязательные элементы формуляра документов, предписываемые законом или установленные практическим путём; документ, не имеющий тех или иных реквизитов, рассматривается как брак.

В процессе делопроизводства у социального педагога часто возникает потребность в копии какого-либо документа. Он должен знать, какие копии, каких документов можно использовать и где, как и кем копии документов должны быть юридически грамотно удостоверены.

Так, оригинал – как правило, первый (или единственный) экземпляр документа; с него можно снять копию (одну или несколько). Копия (или воспроизведение оригинала) может быть: с части документа (называется выпиской); с отосланного документа (называется отпуском). Копия может заменить оригинал и иметь его юридическую силу (называется дубликатом); дубликат может выдать только учреждение, которое выдало оригинал. Социальному педагогу следует различать копии простые и нотариальные. Простую копию, при наличии оригинала, заверяют должностные лица того учреждения, в котором была создана данная копия. Нотариальную копию заверяет нотариус из нотариальной конторы. В современной практике многие учреждения используют в делопроизводстве и незаверенные копии; обычно это ксерокопии или фотокопии.

Тесное взаимодействие в процессе социально-педагогической работы с организациями и ведомствами поможет внимательному и аккуратному в делопроизводстве социальному педагогу отработать механизм грамотного использования копий документов.

Большое значение имеет самостоятельность социального педагога при выполнении ряда работ по делопроизводству. Например:

— умение самостоятельно вести работу с письмами, жалобами, заявлениями и другими документами;

— контролировать исполнение документов (знать порядок исполнения документов, кем и как они должны исполняться);

— аккуратно и грамотно регистрировать входящие и исходящие документы (регистрация – это контроль за исполнением документов);

— правильно группировать отдельные документы, объединять их в общее дело, затем в группы дел;

— правильно хранить документы (хранение исполненных документов – это архив; возникает архив сначала в делопроизводстве социального педагога; затем документы передаются на хранение в архив учреждения; закладываются основы правильного архива в процессе работы с документами);

— правильно определять сроки хранения документов в архиве (сроки хранения документов определяются в зависимости от их значения и ценности; для этого проводится их оценка с опорой на специальные справочники; необходимо уметь относить документы к установленным справочниками срокам хранения). Обычно, в делопроизводстве социального педагога документы хранятся сроком один год, в архиве кабинета социального педагога – до трёх лет, в архиве учреждения – до пяти лет, далее согласно срокам, установленным справочниками по делопроизводству.

Нужно отметить, что не последнюю роль на современном этапе играет и техническая оснащённость процесса делопроизводства. Так, социальный педагог должен уметь:

— владеть компьютером для оформления служебных документов;

— пользоваться магнитофоном, диктофоном, фотоаппаратом, видеокамерой;

— копировать и размножать документы (знать основные способы и средства копирования и размножения документов).

Социальному педагогу в своей практической деятельности приходится обращаться в судебные инстанции и другие государственные учреждения. В связи с этим, все документы (заявления, просьбы и другие обращения) необходимо оформлять грамотно, не спеша, должным образом, получать на каждом документе соответствующие визы (об отказе или удовлетворении). Только так социальный педагог с помощью аккуратности в делопроизводстве сможет защитить себя и своих клиентов, всегда доказать свои слова.

Составляющие делопроизводства

Говоря о делопроизводстве как системе документирования, нельзя не отметить, что документирование – это и есть систематизированный сбор, хранение, каталогизация и использование материалов с целью создания единого, структурированного банка данных для обеспечения быстрого и надежного доступа к каждой из информационных единиц (Профессиональное образование. Словарь. С.М.Вишнякова. М.1999).

Информационными единицами и являются любые материалы, документы (деловые бумаги, информации, сведения, данные и т.д.), зафиксированные на материальном носителе (бумаге, фотоплёнке, магнитном диске), имеющие официальный характер и подлежащие использованию или передаче адресату.

Документацию часто классифицируют в соответствии с её задачами (например, спланировать работу, отчитаться о проделанном, проинформировать, зафиксировать результаты и т.д.), поэтому для одной и той же системы могут создаваться разные документы.

В связи с этим, уместно рассматривать следующие составляющие делопроизводства социального педагога:

— нормативные правовые акты, регулирующие деятельность социального педагога в данном учреждении образования;

— документация по планированию деятельности социального педагога;

— отчётная документация о проделанной работе за тот или иной период;

— протоколы различных советов (заседаний, совещаний, встреч и т.д.);

— документы из переписки с учреждениями;

— акты обследования, различные договоры и т.д.;

— записи в книгах регистрации (звонков по телефону доверия, обращений за помощью, консультаций и т.д.) и учёта работы социального педагога;

— результаты социально-педагогических исследований района (микрорайона), учреждения образования, семьи воспитанников;

— личных дел воспитанников, находящихся в социально-опасном положении и состоящих на учёте; характеристик подопечных и т.д.

Если объединить некоторые составляющие по принципу отражения отдельных аспектов работы социального педагога (например, документы, регулирующие деятельность; документы, отражающие деятельность и т.д.), то условно можно выделить:

— нормативную правовую документацию в работе социального педагога (совокупность инструктивных материалов, устанавливающих какие-либо правила, нормы, нормативы);

— рабочую документацию социального педагога (материалы, отражающие прежде всего учёт его работы по тому или иному направлению, а также планирование и отчётность);

— методическую копилку.

Рассмотрим подробнее каждую из этих составляющих.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ,

регулирующие деятельность социального педагога

Очень важно в работе социального педагога любого учреждения образования хорошее знание нормативных документов, касающихся профиля работы, своевременное их получение и умение использовать в конкретной ситуации. Для этого необходимо, прежде всего, отследить выход документа, уметь найти его, знать информационные издания, которые публикуют такие документы. И здесь на помощь, конечно же, придет библиотека (учреждения образования, районная и др.). В качестве примера можно назвать такие информационные издания в нашей республике, доступные для социальных педагогов-практиков, как «Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь», журнал «Сацыяльна-педагагичная работа», «Настауницкая газета», газета «Образование и право», газета «Звязда», «Народная газета».

Не менее важно научиться определять целесообразность иметь у себя весь документ, его фрагмент (выписку) или только наименование с аннотацией.

Доктор педагогических наук Л.Е.Никитина предлагает такую классификацию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность социальных педагогов в любой стране:

1) регламентирующие и рекомендательные документы мирового сообщества (декларации, акты, конвенции, резолюции ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.);

2) внутригосударственные юридические акты республиканского значения (конституции, кодексы, законы, распоряжения Президента Республики, постановления Правительства Республики, приказы, решения коллегий, инструкции Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения и др.);

3) документы субъектов Республики, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение законоположений с правом законодательной инициативы;

4) документы региональных образований (городские, сельские районы; микрорайоны в больших городах);

5) решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений образования и организаций.

Нормативную базу социального педагога любого учреждения образования Республики Беларусь определяют правовые документы, которые точно также можно сгруппировать в пять уровней (в соответствии с субъектами их издания).

Анализируя действующие в настоящее время нормативные документы и опираясь на вышеизложенную классификацию, можно привести в качестве примера для использования в работе социального педагога школы следующие нормативные акты.

Читайте также:

Характеристика основных компонентов социально-педагогической деятельности

Социально-педагогическая деятельность (СПД) — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок. Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка. Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

• деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

• деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы. Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:

• непосредственную работу с ребенком;

• посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию. По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как это даст надежный критерий и для выделения специализаций. Однако в настоящее время это задача непростая, поскольку сфера практической социально-педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально возможные области ее применения. Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми.

С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:

• социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;

• социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;

• социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;

• социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;

• социально-педагогическая деятельность в конфессиях. Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные категории таких детей, что дает основание выделить несколько видов социально-педагогической деятельности, каждый из которых требует применения особых, специфических подходов, методик и технологий:

• социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии;

• социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения;

• социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей; • социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения. В посреднической работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа социального педагога с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда — и в профилактической работе. Каждый социальный педагог должен иметь представление обо всех видах социально-педагогической деятельности, хотя в своей практической работе он скорее всего будет осуществлять лишь несколько из них, может быть даже какой-то один, что зависит от специфики того учреждения, где он будет работать.

Компоненты социально-педагогической деятельности (по И. Сапожникову)

1. Целевой или компонент целеполагания как основной компонент социально-педагогической деятельности требует определения целей деятельности, которые необходимо решить специалисту. Главная цель определяет направление социально-педагогической деятельности.

2. Мотивационный компонент. Мотивация – это движущая сила человеческого поведения Определение мотивационной готовности клиента (ребенка) к процессу должна включать дерево целей: «хочу-могу-делаю-получаю».

3. Социально-педагогическая деятельность по своей сути является коммуникативной. Под коммуникативным компонентом понимают взаимодействие социального педагога и ребенка, целью которой является оптимизация механизмов функционирования индивида или социальной группы. Коммуникация определяется стилем общения с различными категориями людей: застенчивыми, агрессивными, замкнутыми, недоверчивыми, желающими к разговорам, и теми, кто ищет справедливости и с теми, кто ее требует.

Социальный педагог

Процессуальный компонент — это конкретный выбор содержания и вида деятельности, ее технологии. Задачей технологии является разработка методик результативного целенаправленного воздействия

5. Результативный компонент включает мониторинг и оценку выполненной работы. Целью мониторинга в первую очередь является определение эффективности мероприятий, введенных в план реализации социально-педагогической деятельности. Оценка выполнения социально-педагогической деятельности проводится для того, чтобы убедиться, насколько успешно или нет происходит выполнение задач.

Основными компонентами СПД (по М. А. Галагузовой) выступают целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности. Социально-педагогическая деятельность начинается с поста­новки цели и задач, которые необходимо решить специалисту — сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют, помочь ребенку адаптировать­ся в новой среде и др. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой. Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и фор­мы организации этой деятельности. Понятно, что содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от дру­га, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содер­жание и формы; кроме того, формы и методы также между со­бой взаимосвязаны. Применение технологий в работе социального педагога позво­ляет поэтапно реализовывать выделенные структурные компо­ненты его деятельности. Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешатель­ства социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью деятельности социального педагога является то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возни­кает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой детей и др.) поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребен­ка и поставить диагноз. Следующий этап — поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности. Выполнение поставленных задач может осуществляться двумя путями. Пер­вый — такую проблему можно решить известным способом, с применением уже разработанных технологий, поэтому задача социального педагога заключается в выборе именно той техно­логии, которая обеспечит успешное разрешение проблемы. Для этого социальный педагог должен быть вооружен знаниями о всех существующих социально-педагогических технологиях, а также умениями выбирать ту, которая необходима в данном конкретном случае. Если ему это не удается (случай исключительный), тогда со­циальный педагог должен уметь составить свою собственную программу решения проблемы, т. е. самостоятельно разрабо­тать технологию своей деятельности в данном случае. Социальный педагог, в зависи­мости от того, какую технологию он применяет, выбирает соот­ветствующие методы (убеждение, упражнение и др.) и формы организации (индивидуальная, групповая) своей деятельности, определенные средства, которые он использует в работе и кото­рые ему позволяют решить проблему ребенку. По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка. При этом воз­можны по крайней мере два случая: социальный педагог поло­жительно решает проблему ребенка, и на этом его деятельность с ребенком заканчивается; второй случай — социальный педа­гог не смог или только частично решил проблему ребенка, тог­да необходимо, выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе диагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этом случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение решения пробле­мы.

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 377 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

1. Личные качества
2. Состав квалификационной характеристики
3.

Навыки и умения социального педагога в делопроизводстве

Основные виды помощи социального педагога

4. Профессиональные знания 5. Профессиональные умения 6. "Квалификационные требования"

психологические: высокий уровень протекания психических процессов, устойчивость психических состояний, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик;

психоаналитические: самоконтроль, самокритичность, самооценка;

психолого-педагогические: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.

2. Квалификационная характеристика социального педагога состоитиз трех частей:

✓ "Должностные обязанности"; "Должен знать";

✓ "Квалификационные требования".

3. Основные виды помощи социального педагога, которые сформулированы в первой части характеристики, следующие:

социально-информационная, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

социально-правовая, включающая в себя соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;

социально-реабшштационная — оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

социально-бытовая — содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях "группы риска";

социально-экономическая — оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям; материальная поддержка сирот, выпускников детских домов;

медико-социальная — уход за больными детьми и профилактика их здоровья; профилактика алкоголизма, наркомании несовершеннолетних; медико-социальный патронаж детей из семей "группы риска";

социально-психологическая — создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок; устранение негативных воздействий в доме, школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;

социально-педагогическая — создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей; преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями; предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность; обеспечение развития и воспитания детей в семьях "группы риска".

4. Профессиональные знания социального педагогавключают в себя:

✓ знание нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку);

теории и истории социальной педагогики;

методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах;

возрастной психологии, изучающей личность ребенка; его физическое, духовное и социальное развитие; нормальное и отклоняющееся поведение;

социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);

методов социального управления и тонирования профессиональной исследовательской деятельности.

5. К профессиональным умениямотносятся:

аналитические, предполагающие теоретический анализ: процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; состояния ребенка и окружающего его социума; проблем ребенка и совместной деятельности с ним социального педагога по устранению этих проблем;

прогностические — прогнозирование решения проблем ребенка посредством его вовлечения в специально организованную социально-педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы;

проективные — определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат;

рефлексивные — самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее по

ложительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблем;

✓ коммуникативные, предполагающие владение культурой межличностного общения.

6.Третья часть квалификационной характеристики — "Квалификационные требования" — включает в себя механизм получения социальным педагогом соответствующей категории и перечень требований, которые предъявляются к нему для получения определенной категории.

Требования к социальному педагогу

⇐ Предыдущая1234

Социальный педагог должен:

6.8.1 Иметь соответствующее образование; знать правовые акты и нормативные документы по вопросам образования, знать основы социальной политики, трудового и семейного законодательства; обладать знаниями в области общей и социальной педагогики; социальной, возрастной, педагогической и детской психологии; знать социально-педагогические и диагностические методики.

6.8.2 Проводить работу по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите клиентов (в первую очередь — детей) в учреждении и по месту жительства.

6.8.3 Изучать психологические, медицинские, педагогические особенности личности и социальные навыки клиентов (в первую очередь — детей), условия их жизни.

6.8.4 Выявлять интересы, потребности, трудности, проблемы клиентов, своевременно оказывать им социальную помощь и поддержку.

6.8.5 Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, осуществлять их практическую реализацию при предоставлении социально-педагогических услуг.

6.8.6 Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений между клиентами учреждения.

6.8.7 Взаимодействовать с родителями (лицами, их заменяющими), учителями, специалистами социальных служб, благотворительными и другими организациями в оказании помощи детям, нуждающимся в усыновлении, опеке или попечительстве, детям с ограниченными возможностями, а также попавшим в трудную жизненную ситуацию.

6.8.8 Выявлять психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан-клиентов учреждений, участвовать в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации.

6.8.9 Участвовать в работе по социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

6.8.10 Проводить мероприятия по профилактике социальной дезадаптации учащихся.

Требования к воспитателю

Воспитатель должен:

6.9.1 Иметь соответствующее образование; знать правовые акты и нормативные документы по вопросам образования, педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы; основы государственной молодежной политики, основы гражданского и трудового законодательства.

6.9.2 Планировать и организовывать жизнедеятельность детей — клиентов учреждения и осуществлять их воспитание; проводить повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации.

6.9.3 Использовать разнообразные приемы, методы и средства социализации клиентов.

6.9.4 Обеспечивать (совместно с медицинскими работниками) сохранение и укрепление здоровья детей, проводить мероприятия по их психофизическому развитию.

6.9.5 Организовывать соблюдение обучающимися детьми режима дня, выполнение, ими домашних заданий, оказывать им помощь в учебе, получении дополнительного образования, вовлекать их в художественное и научно- техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам, организовывать культурно-массовую работу с детьми.

6.9.6 Организовывать (с учетом возраста детей) работу по их самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде.

6.9.7 Способствовать проявлению интереса обучающихся детей к определенному роду деятельности, сознательному выбору профессии, содействовать их трудоустройству и дальнейшему обучению; проводить работу по предупреждению и искоренению у них вредных привычек.

6.9.8 Изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности обучающихся детей, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия; взаимодействовать с родителями или лицами, их заменяющими.

6.9.9 Осуществлять мероприятия по социально-педагогической реабилитации детей.

⇐ Предыдущая1234

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 422 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Виды документов, необходимых социальному педагогу.

Обязательными для социального педагога являются следующие документы:

социально-педагогическая характеристика школьного микросоциума;

медико-психолого-педагогические характеристики подопечных (они относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке);

перспективный план работы на год , утвержденный руководителем учреждения.

За наличие этих документов социальный педагог несет персональную ответственность.

1.3 Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога

В процессе анализа эксперт (руководитель учреждения, представитель вышестоящих органов управления т. п.) уделяет внимание внутренним изменениям в жизни учащихся, качественным и количественным изменениям в их социо-культурной ситуации, наметившимся позитивным и негативным тенденциям в социуме.

Собранная информация служит первичной основой для выводов предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ , установление причинно-следственных связей, выявление резервов совершенствования социально-педагогической практики.

Документация социального педагога школы (примерный перечень)

Социальный педагог, работающий в школе может иметь следующую документацию (по согласованию с администрацией):

1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе , законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка.

2. Должностную инструкцию.

3. Перспективный, календарный план работы на год , который может быть представлен как отдельным документом, так и в контексте годового плана работы учреждения образования. В нем должны быть представлены те виды деятельности, которые являются основополагающими в работе социального педагога в конкретном образовательном учреждении.

4. Циклограмму и график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения.

5. График и учет тематических групповых консультаций (учащиеся, родители, учителя) примерно но следующей форме:

№ Дата Тема Категория группы (учащиеся, родители, учителя)

6. График индивидуальных консультаций для отдельных категорий клиентов. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем (конфиденциальная информация) примерно по следующей форме:

№ Дата Ф.И.О. Категория клиента (учащийся, родитель, учитель) Краткое содержание проблемы Рекомендации, время следующей встречи

7. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы .

8. Документацию по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений. В контексте вышеозначенного особое место занимает документация Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.

9. Документацию по вопросам опеки и попечительства (подробные списки с номерами личных дел, датами лишения родительских прав и назначения опеки, адресами, телефонами, местом работы ; акты обследования жилищно-бытовых условий), защите прав ребенка в органах охраны правопорядка и судебных органах.

10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов .

11. Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей.

12. Методические рекомендации для родителей.

13. Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.

14. Систематизированную информацию (в виде карточек или информационных стендов) по городским и (или) районным службам для родителей и детей.

Планирование и организация работы социального педагога

Сущность планирования социально-педагогической деятельности в условиях школы заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период.

Цель планирования работы социального педагога — координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами — с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

К числу основных принципов планирования специалисты относят:

  • научность — социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагаем учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы ;
  • согласованность — соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;
  • оптимальность — выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий;
  • перспективность — построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;
  • коллегиальность — использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;
  • конкретность — четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.

Разработка плана может строиться по следующей схеме:

  • ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;
  • изучение литературы по общим основам планирования;
  • изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;
  • анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год;
  • изучение рекомендаций научной организации труда (НОТ);
  • подготовка проекта плана:
  • коллективное обсуждение отдельных аспектов плана;
  • рассмотрение проекта плана работы на методическом объединении и утверждение ого на заседании педагогического совета.

В деятельности социального педагога используются различные формы планов:

  • план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;
  • план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;
  • план проведения конкретных акций, форм работы , планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.

Организация работы строится на основе плана и предполагает реализацию основных направлений деятельностисоциального педагога. К ним относятся:

  • Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающегося.
  • Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающегося и ее микросреды, условий жизни.
  • Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.
  • Установление сотрудничества с органами социальной защиты.

Смысл деятельности социального педагога (так именуется эта должность) в самом общем виде состоит в создании условий для относительно направляемой социализации личности вопреки складывающейся стихийности и неорганизованности этого процесса.

Спектр деятельности социального педагога довольно широк: это и работа с ближайшим окружением подростка (семья, соседи, одноклассники, приятели), и координация действий с различными учреждениями, включая поликлинику, ДЭЗы, диспансеры, милицию, различные внешкольные учреждения. Его (скажем опять-таки по-научному) функция заключается как в координации деятельности различных социальных сфер, так и в собственно педагогической работе с самими детьми и их родителями в направлении гармонизации их взаимодействия, предупреждения «деформации социальных связей».

Первооснова деятельности социального педагога — изучение ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке. Первое, что ему необходимо сделать, начиная свою работу, — это получить от администрации, учителей, классных руководителей, психолога наиболее полную информацию об уровне социального развития детей и подростков. На этом этапе важно выявить учащихся, которые являются систематическими нарушителями установленных в школе норм и правил (частый пропуск уроков, вызывающее поведение во время уроков и на переменах, курение в недозволенных местах, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно- правовые нормы жизнедеятельности школы (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение, порча мебели). Возможно, выявится и группа учащихся, которые уже совершали правонарушения, имеют приводы в милицию и состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Социальный педагог составляет картотеку, в которой фиксирует внешние, основанные на отзывах педагогов и психолога проявления тех или иных поступков, социальный состав семьи, сведения о контактах за пределами школы.

Предыдущая21222324252627282930313233343536Следующая

Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1714;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Квалификационная характеристика социального педагога. Виды помощи, оказываемые социальным педагогом ребёнку.

Квалификационная характеристика социального педагога была утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г. Характеристика состоит из трех частей: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Квалификационные требования". В первой части характеристики определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку; во второй части представлена совокупность теоретических знаний и умений, необходимых для качественной профессиональной деятельности социального педагога; третья часть "Квалификационные требования" включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются педагогу для получения определенной категории.

Квалификационная характеристика социального педагога по ГОСу 2000 г.:

Специфика деятельности: осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию и социальной защите личности; изучать особенности личности и социума; выявлять интересы и проблемы личности; выступать посредником между личностью и семьей, школой, социальными службами, ведомствами и административными органами.

Подготовлен к выполнению следующих обязанностей: формированию общей культуры личности и ее социализации; использованию разнообразных приемов и методов обучения и воспитания; осознанию необходимости соблюдения прав учащихся; выполнению норм и правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной защите; обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Должен знать: нормативные документы по образованию и правам ребенка; общую и социальную педагогику; основы общетеоретических дисциплин, педагогику, педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы валеологии и социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений, средства обучения и их дидактические возможности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Должен уметь выполнять следующие виды деятельности: научно-методическую, социально-педагогическую; воспитательную; культурно-просветительскую; коррекционно-развивающую; управленческую.

В своей деятельности социальный педагог руководствуется Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ "Об образовании", основами социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; Региональной образовательной программой; при условии работы в образовательном учреждении — Уставом школы, Программой развития образовательного учреждения, "Образовательной программой школы".

Социальный педагог должен иметь педагогическое образование: высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу педагогической работы (педагогические курсы для специалистов с высшим непедагогическим образованием).

Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом — квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Она является основополагающим документом подготовки и профессиональной деятельности специалиста и содержит его должностные обязанности; характеристику труда; основные знания и умения, которыми должен обладать выпускник того или иного учебного заведения либо практикующий специалист в данной должности. Квалификационная характеристика социального педагога, которая была утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г., состоит из трех частей: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования».

В первой части «Должностные обязанности» определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку. К ним относятся:

— социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

— социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;

— социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

— социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска;

— социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов; — медико-социальная помощь, направленная на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска; — социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;

Социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска. Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в разных формах: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосредственно кратковременно, непосредственно продолжительно, непосредственно многопрофильно.

К заочным формам помощи относится общение с ребенком и окружающими его людьми посредством переписки или телефонного разговора. К учреждениям, использующим заочные формы оказания помощи, относятся информационные службы и телефоны доверия, в том числе специализированные информационно-консультативные службы для детей-инвалидов, наркоманов, алкоголиков и др. Очные формы предоставления услуг предусматривают кратковременное общение социального педагога с ребенком, например, при посещении им центра реабилитации, кризисного центра, центров по профориентации, детской биржи труда и др.

Стационарная форма социально-педагогических услуг предусматривает длительное наблюдение за ребенком в специально для этого созданных условиях, например, в приютах, интернатах, домах ребенка и др. Комплексная форма оказания помощи ребенку предусматривает взаимодействие его с несколькими специалистами, которые изучают различные аспекты (социальные, правовые, психологические и др.) проблемы ребенка, периодически собирают консилиум для ее разрешения. Данная форма оказания услуг характерна для специализированных учреждений комплексной помощи: центров семьи и детства, центров реабилитации инвалидов и др.

Вторая часть квалификационной характеристики «Должен знать» представляет единство теоретических знаний и умений, необходимых для оказания выделенных в первой части видов помощи. К ним относятся профессиональные знания и профессиональные умения.

Профессиональные знания включают знание:

– нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку);

– теории и истории социальной педагогики;

– методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах;

– возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;

– социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);

– методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.

К профессиональным умениям относятся:

– аналитические умения, предполагающие теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума; вычленение проблемы ребенка; анализ совместной деятельности по устранению проблемы;

– прогностические умения, предполагающие прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы.

Профессиональные знания и умения социального педагога

Социально-педагогическое прогнозирование опирается на знания сущности и логики социально-педагогического процесса, закономерностей возрастного и социального развития ребенка, характера его проблемы. Прогностические умения предполагают: выдвижение цели деятельности и ее задач; отбор способов осуществления деятельности; предвидение результата; учет возможных отклонений от намеченной цели; определение этапов социально-педагогической деятельности; распределение времени; планирование совместной с ребенком деятельности;

– проективные умения, предполагающие определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. Проективные умения включают: перевод цели деятельности в конкретные задачи; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у детей, подростков и молодежи; учет возможностей материальной базы и своего личного опыта; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание социально-педагогической программы деятельности для конкретного ребенка;

– рефлексивные умения, предполагающие самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы;

Коммуникативные умения, предполагающие владение культурой межличностного общения и включающие: умение «слушать и слышать» ребенка целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; умение облегчить ребенку ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое, умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.

Третья часть квалификационной характеристики «Квалификационные требования» включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются к социальному педагогу для получения определенной категории.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 846;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Оставьте комментарий