Наука в средние века кратко

Главная страница -> Н -> Наука в Средние века

Наука в Средние века

Наука в Средние века, была менее дифференцированной, чем в последующее время. Учёные- энциклопедисты писали и стихи, и научные трактаты в разных областях знания.
Развивались философия, теология и схоластика, алхимия, астрология и астрономия (вначале в недрах астрологии), математика, география, медицина. Были написаны хроники и др. исторические сочинения. Распространению знаний способствовали университеты и книгопечатание (в Китае развивалось с 5—6 вв., многокрасочная печать — с 14 в.; в Европе изобретено И. Гуттенбергом). Перемещения огромных масс людей (переселения, завоевания) сопровождались как уничтожением центров научной мысли и её носителей, так и диалогом научных школ.
При Великом переселении народов античная традиция на западе Европы пресеклась, вновь она воспринята от арабских учёных ок. 11 в. Аристотеля Католическая церковь признала в 13 в. Византия сохраняла наследие Античности и в науке, и в образовании, трансформировав его в духе христианства (Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл и др.).

Наука в Средние века. Свод символов и чисел. Китай.

Приоритетными считались философия, риторика и история (как телеологический процесс). Составлялись описания: областей, городов, церковных диоцезов, фем, путешествий купцов и паломников (см. ст. Козьма Индикоплов). Разрабатывалось право (см. ст. Свод законов Юстиниана Г), в т. ч. каноническое; в 11 в. в Константинополе открылась высшая юридическая школа. Имелись больницы и медицинские училища при них. Руководством по фармакопее Николая Мирепса (13 в.) пользовались в Европе и в 17 в.
Одним из первых научный метод в Европе применил Р. Бэкон. Картину мира кардинально изменили Великие географические открытия. На практике были проверены научные идеи, установлены контуры материков, открыт Мировой океан, доказана шарообразность Земли, получен эмпирический материал для ботаники, зоологии, этнографии и др., обеспечен прорыв в астрономии (Н. Коперник — идея гелиоцентризма, Дж. Бруно — идея множества миров). В эпоху Ренессанса с позиций гуманизма разрабатывались учения об обществе и человеке, ускорилась дифференциация наук, расширилась сфера применения эксперимента (оптика, механика и др.).
Арабский мир в процессе становления ислама и халифата усвоил научное наследие Античности, арамеев, Ирана и др. В 8—9 вв. на арабский язык переведены и прокомментированы труды Архимеда, Птолемея, индийских астрономов и математиков.

Наука в Средние века. Обучение детей геометрии.

Центрами научной мысли были Багдад, Дамаск, Халеб (Алеппо), Самарканд, Бухара, Исфахан, города Испании и др. В Каире с нач. 11 в. имелся «Дом знания».
Труды учёных этого мира были хорошо известны и за его пределами (Ибн Рушд, Бируни, Хорезми и др.; «Оптика» Ибн аль-Хайсама, «Канон врачебной науки» Ибн Сины, географические трактаты Идриси). Учёные решали прикладные проблемы (в сфере строительства, землемерия, торговли), сделали алгебру научной дисциплиной, измерили наклон эклиптики и градус меридиана, составили зиджи (собрания таблиц и расчётных правил сферической астрономии).
Арабские географы и путешественники, ориентировавшиеся на Птолемея, оставили описания Вселенной (космографии) и стран исламского мира, Европы, Африки и Азии, географические словари. Лоцман Васко да Гамы Ибн Маджид (15 в.) и аль-Мехри (16 в.) обобщили достижения арабских мореплавателей. Генеалогические предания, предания о распространении ислама, переводная «Книга царей» (Сасанидский Иран), иудейские и христианские апокрифы использовались при написании хроник, биографических словарей, энциклопедий (Йемен, Египет). Учение о законах развития общества разработал Ибн Хальдун.

Наука в Средние века. Карта Идриси. 1154 г.

В Китае применяли усыпляющие средства (при операциях), иглоукалывание и прижигания, тысячи лечебных средств. Врач Жун Фэнь написал первую в мире «Фармакологию» («Бэнь цао», 3 в.). И Син и Лян Лин-цзань в 8 в. высказали идею об изменчивости расстояний между «неподвижными» звёздами, был измерен градус меридиана. Китайские математики 11—14 вв. знали свойства биномиальных коэффициентов и треугольник Паскаля (арифметический треугольник). Открытие Великого шёлкового пути стимулировало интерес к географии. Сюань-цзан добрался до устья реки Ганг (629). В 10—13 вв. бурно развивалось мореплавание и судостроение. В 14—15 вв. Чжэн Хэ совершил 7 морских путешествий (в Центральную и Юго-Восточную Азию, к берегам Африки).
Китайцы изобрели бумагу (2 в. н. э.), фарфор (3—5 вв.), прибор для измерения пройденного расстояния (3 в.) и сейсмоскоп, порох (10 в.). В 7 в. создана Палата учёных. С 7 в. составлялись истории династий, энциклопедии: «Тайпин юй-лань» («Императорский просмотр»), «Це фу юань гуй» («Сокровищница библиотек») и др.

Достижения индийской науки: десятичная позиционная система счисления и цифры, известные нам как арабские; таблица синусов для вычисления местонахождения планет; классификации растений (для целей медицины), минералов и органических веществ; получение ляписа и др. веществ; металлургия (нержавеющая колонна из метеоритного железа в Дели, нач. 5 в., — одно из чудес света). В Великих Моголов империи (в Дели, Джайпуре и др. городах) построены большие обсерватории. Индийская философия развивалась в русле буддизма. Применив буддийскую диалектику, Шанкара в 8—9 вв. разработал учение недвойственной веданты, ставшее обоснованием кастового строя (см. ст. Касты). В пракритских грамматиках описаны фонетические соответствия в древне- и среднеарийских языках, к ведам составлены глоссарии (нигханту), в 7 в. теоретики поэтики разработали семантическую теорию слова (шабдашакти).
О научных знаниях индейцев известно мало (см. ст. Ацтеков цивилизация, Календарь майя, Инков цивилизация).
В Средние века изменилась научная картина мира, заложен фундамент науки Нового времени (см. ст. Наука в эпоху Просвещения). Открытия и изобретения Средневековья сделали возможным промышленный переворот.

Наука в Средние века

II период развития науки – средневековый

Античная наука пришла в упадок не только вследствие падения Западной Римской империи в Римской империи V веке, но также вследствие распространения в Восточной империи христианства. Несмотря на процветание Византии, наука там оказалась гонимой. В 391 г. фанатики христиане, которых патриарх Александрии призвал уничтожить языческие книги, сожгли Александрийскую библиотеку, много рукописей было безвозвратно утеряно. В VI веке были закрыты все «языческие» школы, в том числе академия Платона и Ликей Аристотеля. Гонения на ученых привело к их массовой эмиграции в Азию, в основном в Иран.

VII – VIII века период арабских завоеваний. Огромные территории бывшей Римской империи в Азии, Африке, Пиренейский полуостров были захвачены арабами, объединившимися под знаменем новой религии – ислама. Уничтожению подверглись многие храмы и памятники. Во время взятия в 642 г. Александрии мусульманским халифом Омаром величайшая в мире библиотека была полностью уничтожена.

Однако в Сирии, Иране и других местах сохранялась эллинистическая философская и научная традиция. На сирийский язык были переведены Аристотель и другие греческие философы. Однако настоящий прорыв в освоении греческой культуры начался с воцарением в Багдаде династии Аббасидов.

Средневековая наука

Правление Харун ал-Рашида (763/766–809) ознаменовало собой начало первого всестороннего эллинистического ренессанса в арабском мире. Он начался с многочисленных переводов на сирийский язык, большая часть которых на ранней стадии делалась христианами. Аль-Рашид активно поддерживал ученых, которые изучали греческий язык и переводили греческие философские и научные труды. Он также посылал людей на Запад для приобретения греческих манускриптов. Большая работа по переводу иноязычных трудов и их распространению привела к созданию библиотек, которые обычно находились при мечетях и медресе.

Уже в конце IX века Багдад стал центром образованности арабского мира. Арабы усваивали не только эллинистическую культуру. Они установили важные контакты с Ираном, Индией и Китаем.

Многие знания арабские ученые почерпнули в Индии. Здесь VI веке в трудах Ариабхаты сложилась десятичная система исчисления. Через 100 лет Брахмагупта ввел отрицательные числа и число «0». Его современник пророк Мухаммед лично способствовал распространению индийских цифр в арабском мире.

Арабские ученые внесли выдающийся вклад во многие области знания. В начале IX века математик Мухаммед бен Муса ал Хорезми (ок. 780–847) заложил основы алгебры. В 827 г. ал Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. Примерно в 830 г. он создал первый известный арабский трактат по алгебре. При халифе ал Васике (842—847) ал Хорезми возглавлял экспедицию к хазарам. Последнее упоминание о нем относится к 847 г.

Особое место в развитии арабской науки занимает Абу Али Хасан ал Хайсан ал Басри (965–1039). Его главный труд по оптике «Сокровище оптики» во многих отношениях представлял собой прорыв в этой науке. Ал Басри добился большого успеха в изучении линз, сферических и параболических зеркал. Более того, он был выдающимся представителем экспериментального подхода к изучению оптических явлений и сделал точный для своего времени анализ строения и функционирования глаза. Вопреки Аристотелю он утверждал, что луч света исходит от наблюдаемого объекта, а не из глаза. Сегодня ал Басри рассматривается как крупнейший физик арабского мира. Он оказал сильное влияние на западную науку, в том числе на Роджера Бэкона, Кеплера и Ньютона. Ал Басри также написал комментарии к «Началам» Эвклида.

Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмет ал Бируни (973–1048) – хорезмийский ученый. Круг его интересов необычайно широк: математика, хронология, география, геология, геодезия, астрономия, физика, ботаника, минералогия, этнография, история. В астрономии ал Бируни, наряду с геоцентрической системой признавал гелиоцентрическую.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (980–1037) – представитель восточного аристотелизма. Первым в инструментах использовал нониус. Ибн Сина был ученым, одержимым исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Он отличался феноменальной памятью и остротой мысли. Написал 450 трудов в 29 областях наук, 274 труда дошли до нас. Философ, врач, астроном, математик.

Омар Хайям (1048–1131) – астроном, математик, философ и поэт. В математике установил, что π является иррациональным числом. Нашел графический способ решения уравнения 3-й степени. Ученик Омара ХайямаАль-Хазини, деятельность которого развертывалась между 1115 и 1121 гг., написал замечательный трактат – "курс" средневековой физики, в который вошли таблицы удельных весов твердых и жидких тел, описания опытов по взвешиванию воздуха, наблюдения явления капиллярности, описание применения ареометра для измерения плотности жидкости.

Улугбек Мухаммед Тарагай (1394–1449) – узбекский астроном и математик, один из величайших мыслителей, просветителей, ученых средневековья. Внук Тамерлана, был правителем империи Тимуридов –Хорезма. Его основным интересом в науке была астрономия. В 1428 году Улугбек построил в Самарканде обсерваторию также получившую его имя. В Обсерватория Улугбека был секстант с диаметром 36 метров с делением на 180°. В ней Улугбек к 1437 году закончил Зидж-и Султани – каталог звёздного неба, в котором были описаны 994 звезды. По единогласному признанию историков астрономии, таблицы Улугбека по своей полноте и точности данных были признаны лучшими в мире до изобретения телескопа.

В 1437 году Улугбек определил длину астрономического года как 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд).

Научная и просветительская деятельность Улугбека вызвала недовольство мусульманского духовенства и реакционных феодалов, обвинявших его в ереси и организовавших против него заговор. Улугбек был предательски убит, а его обсерватория варварски разрушена.

Почти во всех областях научного исследования – астрономии, математике, медицине и оптике – арабские ученые занимали ведущее положение. На протяжении более чем шести веков арабы в техническом и научном отношении превосходили Запад. Встает вопрос, почему арабская наука не стала источником современной науки. Почему научная революция произошла в XVI–XVII веках в Европе, а не в арабо-исламском мире? Как можно объяснить упадок арабской науки после XIV века? Почему остановилось развитие арабской философии и науки?

На первый взгляд может показаться, что одной из причин застоя и упадка в XIV веке восточной науки являлась арабская попытка "исламизации" греческой науки. Почти без исключения все вышеупомянутые арабские философы зарабатывали себе на жизнь как врачи, правоведы и государственные служащие. Хотя все они были мусульманами, но основывали свою деятельность на греческой философии и науке, не пытаясь "исламизировать" ее проблемы и результаты. С этим мирились, но в то же время эти ученые все больше становились объектами критики со стороны религиозных кругов. В XII–XIII веках возросло давление со стороны специфически исламских наук. Так называемые "иностранные" науки могли рассчитывать на поддержку только тогда, когда они были обоснованы религиозно или, скажем, выполняли определенную религиозную функцию (астрономия, геометрия и арифметика были среди этих наук, поскольку для совершения молитвы мусульмане должны были знать точное время и направление на Мекку). Однако многие другие научные области критиковались с религиозной точки зрения как «бесполезные» или как подрывающие картину мира, изложенную в Коране. Таким образом, возрастающая исламизация "иностранных наук", по-видимому, вела к ограничению того, что законно могло трактоваться в качестве актуальных исследовательских задач.

Возможно, другой большой проблемой было и отсутствие в арабской культуре институциональных оснований науки. Главным арабским центром образования были религиозные мусульманские школы – медресе. Начавшие расцветать в XI веке, они были главными исламскими культурными учреждениями. Медресе преимущественно предназначались для изучения религиозных (исламских) наук. Вся учеба сосредотачивалась на изучении Корана, жизни Пророка и его последователей, а также мусульманском учении о праве (шариате). Философия и естественные науки не изучались, хотя основные связанные с ними тексты копировались в медресе и передавались в библиотеки. Многие философы и ученые были преподавателями в медресе, но они не читали здесь лекций по "иностранным" наукам. В возрастающей степени занятие "иностранными науками" становилось личным делом или ассоциировалось с мечетью (астрономия) и двором халифа (медицина). Независимая арабская наука никогда не была официально оформлена и санкционирована арабо-исламской религиозной и политической элитой. Средневековый ислам не признавал гильдий и корпораций. Профессиональные группы студентов и преподавателей не могли быть юридически оформлены, что препятствовало их самостоятельному внутреннему развитию. Соответственно, было почти невозможным создание автономных академических институтов с внутренним самоуправлением, как это было в европейских университетах позднего Средневековья. Поэтому, очевидно, наиболее важной причиной стагнации арабской науки в XIV в. является то, что арабский мир так и не смог создать независимые университеты, к которым относились бы с терпимостью и которые могли бы рассчитывать на поддержку как светской, так и религиозной властей.

Контакты с арабами и расцвет экономической деятельности привели к интеллектуальному пробуждению в Испании, Лотарингии, Франции, Шотландии. В Италии были созданы первые учреждения, служащие для распространения и расширения знаний, – университеты. В 1100 г. университет в Болонье уже достиг славы. К этому времени приобрел известность и Парижский университет.

По образцу Парижа и Болоньи были созданы университеты в Падуе (1222 г.), Оксфорде (1229 г.), Кембридже, Неаполе, Риме и др. Примерно между 1125 и 1280 гг. в Испании и Италии были переведены труды Аристотеля, Евклида и Птолемея, одностороннее изучение которых привело к развитию схоластики. В это время труды Архимеда и Герона почти наверняка еще не были известны, так что все изучение механики было основано на трудах Аристотеля и «Проблемах механики», которые также приписывались Аристотелю.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 1384;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Специфические черты и особенности средневековой науки

Предыдущая123456789Следующая

Средневековая наука не предложила новых фундаментальных научных программ. Ее значение состояло в том, что был предложен ряд новых обобщений, уточнений, понятий и методов исследования, которые подготовили основу для механики Нового времени.

Основными чертами средневековой науки являются:

1. Рациональность –постижение явлений на основе разума и чувственного опыта.

2. Теологизм – толкование любых проблем с точки зрения Священного писания. Считалось, что природа создана Богом для блага человека, а явления природы являются промыслом божьим, непостижимым для человека. В целом, толкование явлений действительности сводилось к констатации проявления божественного промысла.

3. Иерархичность – идея приближенности или отдаленности от Бога. В соответствии с этим подходом, природа не обладает самостоятельностью, это часть иерархии, во главе которой стоит Бог, за ним идет человек, затем находится живая природа, а за ней неживая.

4. Отсутствие оформленных научных понятий явилось следствием утраты наукой в раннем средневековье (до XIII – XIV вв.) своих теоретических позиций. Все научные достижения рассматривались с точки зрения практической пользы.

5. Экспериментальность – логически вытекает из утверждения церкви о том, что мир создан для человека, который является его господином и имеет право его переделывать.

6. Моральный символизм – характерная черта средневекового знания. Интерес к явлениям природы ведет не к научным обобщениям, а делает их символами церкви.

7. Универсализм – стремление к охвату мира в целом, осознание его законченного всеединства. Мир, человек и природа сотворены Богом и поэтому родственны между собой. Знания о природе познаются через познание Бога.

Перечисленные особенности средневекового мировоззрения отразились на процессе познания, обусловив его специфические черты:

· Всякая деятельность человека, противоречащая догматам церкви, запрещалась. Все воззрения на природу проходили цензуру церкви и, если в них имелись расхождения с принятыми воззрениями, то объявлялись еретическими и подвергались суду инквизиции. С помощью жестоких пыток и сожжения на костре инквизиция жестоко пресекала всякое инакомыслие.

Наука в Средние века

Открытия законов природы, противоречащие догматам церкви, стоили многим средневековым ученым жизни. Это способствовало усилению элемента созерцательности познания и привело в конечном итоге к застою (стагнации) и даже регрессу научного познания в целом.

· Так как средневековые мыслители искали не связи между явлениями природы, а их отношение к Богу, в иерархии вещей, то это привело к отсутствию в науке объективных законов природы, необходимых для оформления естествознания.

· Ввиду того, что в познавательной деятельности преобладал анализ вещей, иерархически расположенных по отношению к Богу, а не анализ понятий, универсальным методом исследования служила дедукция, позволяющая делать частные выводы (следствия) от общего – Бога.

В целом можно констатировать откат средневековой науки назад, по сравнению с античной. Наука была объявлена «служанкой богословия», средством решения чисто прикладных задач. На фоне общего упадка науки развивались арифметика, астрономия, необходимые для вычисления дат религиозных праздников.

Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с XII века, когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Оживление в средневековую науку внесла схоластика, использовавшая научные методы (аргументацию, доказательство) в богословии.

Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие:

  • Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.
  • Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы.
  • Началась математизация физики.
  • Развитие специфических в средневековье областей знания – астрологии, алхимии, магии – привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии.

Предыдущая123456789Следующая

Date: 2016-05-23; view: 232; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Поиск Лекций

Основные научные достижения Средневековья

Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с XII века, когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Оживление в средневековую науку внесла схоластика, использовавшая научные методы (аргументацию, доказательство) в богословие. Схоластика

Схоластика — наиболее почитаемая наука в средние века. Соединяла в себе теологию и рационалистическую методику. Требовала от основополагающих структур науки такого соответствия действительности, которое бы обнаруживалось не при сопоставлении их с теми или иными явлениями, а гарантировалось бы изначальной их соотнесенностью со структурой бытия.

Схоластика послужила той дисциплинарной основой, без которой просто не могла бы возникнуть современная система естествонаучного знания. Именно схоластика обусловила появление канонов научного исследования, сформированных Окканом, составляющих, по выражению современных католических философов Дж. Реале и Д. Антисери, "эпилог средневековой науки и одновременно прелюдию новой физики". Существующие толкования средневековой науки Западной Европы исходят из модернизации языка той далекой эпохи, когда средневековые естествоиспытатели говорили на языке аристотелевской "физики". Ведь никакого другого языка, пригодного для описания разнообразных физических явлений в то время вообще не было.. Самыми популярными книгами средневековья были энциклопедии, отражавшие иерархический подход к объектам и явлениям природы. Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие:

1. Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения. Особое значение для нас имеют открытия Галилея в области механики, так как с помощью совершенно новых категорий и новой методологии он взялся разрушить догматические построения господствовавшей аристотелевской схоластической физики, основывавшейся на поверхностных наблюдениях и умозрительных выкладках, переполненной телеологическими представлениями о движении вещей в соответствии с их природой и целью, о естественных и насильственных движениях, о природной тяжести и легкости тел, о совершенстве кругового движения по сравнению с прямолинейным и т.д. Именно на основе критики аристотелевской физики Галилей создал свою программу строительства естествознания.

. Галилей усовершенствовал и изобрел множество технических приборов — линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр и др.

2. Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы.

Механические часы появились в средневековой Европе прежде всего как часы башенные, служащие для указания на время богослужения. До изобретения механических часов для этого использовался колокол, в который бил часовой, определявший время по песочным часам — каждый час. Механические часы на башне Вестминстерского аббатства появились в 1288 г. Позже механические башенные часы стали использоваться во Франции, Италии, германских государствах. Существует мнение, что механические часы изобрели мельничные мастера, развивая идею о непрерывном и периодическом движении мельничного привода. Главной задачей при создании часового механизма было обеспечение точности хода или постоянства скорости вращения зубчатых колес. Разработка часовых механизмов была невозможна без технических знаний, проведения математических расчетов. Измерение времени имеет прямую связь и с астрономией. Таким образом, часовое дело соединило механику, астрономию, математику в решении практической задачи измерения времени.
Компас как устройство, использующее ориентацию естественного магнита в определенную сторону, изобретен в Китае. Китайцы приписывали способность ориентации естественных магнитов воздействию звезд. В I — III вв. компас стал применяться в Китае как «указатель Юга». Как попал компас в Европу, до сих пор неизвестно. Начало его применения европейцами в мореплавании относится к XII в. Применение компаса на судах явилось важной предпосылкой географических открытий. Свойство компаса впервые обстоятельно представил французский ученый Пьер да Марикур (Петр Перегрин). Он описал в связи с этим и свойства магнитов, и явление магнитной индукции. Компас стал первой действующей научной моделью, на основе которой развивалось учение о притяжениях, вплоть до великой теории Ньютона.

Оптика

Первые увеличительные стекла появились очень давно, около 700 года до нашей эры. Многие ученые средневековья, основываясь на опыте арабских ученых, занимались изучением оптики.

Роберт Гроссетест ( 1168-1253 ) родился в Сассексе. С 1209 года -преподаватель Парижского университета. Его основные труды посвящены оптике и преломлению света. Подобно Аристотелю, он всегда проверял на практике научные гипотезы.

Ученик Гроссетеста, Роджер Бэкон ( 1214-1294 ) родился в Самерсете. Учился в Оксфордском университете, а в 1241 году уехал в Париж. Он не оставил самостоятельных экспериментов, но провел ряд исследований по оптике и строению глаза. Он воспользовался схемой глаза, сделанной Аль-Хайсаном, для получения изображений. Бэкон хорошо понимал принцип преломления света и одним из первых предложил использовать увеличительные линзы в качестве очков.

Они состояли из двух выпуклых линз, увеличивающих предметы так, чтобы люди могли их видеть.

Изготовление и применение очков подготовили изобретение подзорной трубы, микроскопа и привели к созданию теоретических основ оптики.

Возникновение оптики дало не только огромный материал наблюдений, но и совершенно иные, чем раньше, средствадля науки, позволило сконструировать новые приборы для исследований.

Компас, подзорная труба, а также выросшая техника морского дела позволили в конце XV и XVI вв. осуществить великие географические открытия.

Оптика послужила появлению такого измерительного прибора, как бинокль (определение дальности до предмета), используется для измерения звёзд и измерения преломления света. Компас как измерительный прибор применяется для определения изменения магнитного поля.

3. Началась математизация физики.

Физика

Физика в том смысле, который вкладывали в это понятие сами средневековые философы и ученые, была синонимом науки о движении. «Так как природа есть начало движения и изменения, а предмет нашего исследования — природа, то нельзя оставлять невыясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы». Эти начальные строки третьей книги «Физики» Аристотеля были хорошо известны всем натурфилософам средних веков.

Движение, по Аристотелю, всегда есть движение к определенному конечному состоянию. Естественное движение — это просто движение к состоянию покоя. Оно не имеет других определений, кроме указания конечного пункта.

При таком подходе движение описывается через задание двух точек, начальной и конечной, так что путь, проходимый телом, есть отрезок между этими точками.

Таким образом, движение — это то, что происходит между двумя позитивными состояниями покоя.

При рассмотрении движения тела всегда можно выделить наряду с положениями в начальном и конечном пунктах его движения произвольное число промежуточных точек-положений. Вместо движения в этом случае мы имеем множество точек покоя, между которыми возможен только скачкообразный переход. Понятие непрерывности как раз и должно снять эти трудности. Чтобы не было скачков, надо запретить существование двух точек, между которыми нельзя выбрать никакой промежуточной. Этот запрет и составляет определение непрерывности по Аристотелю. Но возможность выбора сколь угодно большого числа промежуточных точек сама может рассматриваться как аргумент против существования движения.

Предпосылки, лежащие в основе аристотелевского понятия непрерывности движения, были до конца продуманы и логически строго сформулированы в учении Уильяма Оккама (XIV в.). Оккам писал: «Вот что значит быть движимым движением перемещения: это значит, что некоторое тело сначала занимает одно место, — и при этом не принимается никакой другой вещи, — а в позднейшее время занимает другое место, без какой-либо промежуточной остановки и без какой-либо сущности, иной, чем место, это тело и другие постоянные вещи, и таким образом продолжается непрерывно. Следовательно, кроме этих постоянных вещей (тела и занимаемых им мест) нет нужды рассматривать что-то еще, но лишь следует добавить, что тело не находится одновременно во всех этих местах и не покоится ни в одном из них.»

Для Оккама, так же как и для Аристотеля, дать логическое определение чему-либо значит указать нечто неизменное, что лежит в его основе. Поэтому Оккам не может и не хочет пользоваться в своем определении никакими другими вещами, кроме постоянных. Он показывает, что движение можно определить через них негативным образом. Частица «не», привходящая при этом в определение движения (не находится, не покоится) не обозначает никакой самостоятельной сущности. Поэтому Оккам делает вывод, что для определения движения «не требуется никакой другой вещи, помимо тела и места».

Таким образом такая точка зрения ограничивается констатацией того, что состояние движения не совпадает с состоянием покоя. Но каково оно, Аристотель сказать не может, а Оккам уже не считает осмысленным и сам вопрос.

4. Развитие специфических в средневековье областей знания — астрологии, алхимии, магии — привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии. Промышленный переворот, который осуществился в Новое время, был во многом подготовлен техническими новациями Средневековья.

Астрономия

К XIV в. ученые усвоили многие идеи античности. Но они трактовали их излишне прямолинейно, считая, что Вселенная создана неизменной и совершенной, а Земля находится в ее центре.

Жан Буридан ( 1300-1385 ), преподаватель парижского университета, принял античную «теорию толчка». Согласно этой теории, Бог создал планеты и звезды, но движутся они вокруг Земли самостоятельно и с постоянной скоростью. Буридан опасался публиковать свой труд, т. к. он противоречил учению Аристотеля о том, что планетами движет воля Бога.

Николя Орезм ( 1320-1382 ) родился в Нормандии. С 1340 года он учился в Париже, у Буридана и пошел гораздо дальше своего учителя в критике трудов Аристотеля. Орезм утверждал, что Земля не неподвижна, а каждый день совершает оборот вокруг своей оси. Для расчета движения он пользовался математическими выкладками. Идеи Орезма позже помогли ученым сформулировать новые представления о строении Вселенной. Это позволило в XVII в. Галилею и другим ученым отвергнуть систему Аристотеля

Алхимия

Алхимия- практическое искусство (не входила в число теоретических дисциплин), черное искусство, без демонов не обойдешься.

Алхимики, многие из которых были образованнейшими людьми своего времени, стремились получить философский камень. Медь соединяли с оловом, думая что приближаются к золоту. Даже не задумываясь что изготовляют бронзу, давно известную человечеству.

Считалось, что достаточно изменить свойства простого металла (цвет, тягучесть, ковкость) и он станет золотым. Усилилась вера в то, что для превращения одних металлов в другие нужно особое вещество- «философский камень». Алхимики бьются над проблемой добыть этот «магистерий», или «эликсир жизни». Они часто работали под покровительством какого-либо знатного аристократа. Алхимик получал от него деньги и время… Очень немного времени. Нужны были результаты, а т. к. их не было мало кто из представителей «почтенного алхимического искусства доживал до старости.

Величайшим алхимиком всех времен считался Альберт фон Больштедт по прозванию Великий Альберт. Он был отпрыском благородной фамилии. Учился много лет в Италии. По окончанию учебы вступил в монашеский орден доминиканцев и по распоряжению орденского начальства отправился в Германию учить местное духовенство всему тому, чему до того учили его: читать, писать и мыслить.

Великий Альберт был очень образованным человеком для своего времени. Слава его была столь велика, что Парижский университет пригласил его профессором на кафедру богословия. Но еще громче, чем признание ученого, гремела его черная слава колдуна и чародея. О нем сохранилась легенда, будто он один из немногих обладал тайной философского камня. Будто с помощью этого волшебного средства он не только добывал золото, но и излечивал неизлечимых и возвращал молодость старцам.

Мало-помалу алхимики отчаялись найти философский камень и обратились к другим теориям. Главной их целью становится изготовление лекарств.

Магия — понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения и, следовательно, без насилия над Природой. Маг — это больше практик-экспериментатор, нежели теоретик-концептуалист. Маг желает, чтобы опыт удался, и при­бегает к всевозможным приемам, формулам, молитвам, закли­наниям и пр.

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что средневековая культура весьма специфична и неоднородна. Так как, с одной стороны, Средневековье продолжает традиции Античности, то есть ученые-философы придерживаются принципа созерцательности (один из последователей Аристотеля, который на приглашение Галилея посмотреть в телескоп и воочию убедиться в наличии пятен на Солнце отвечал: «Напрасно, сын мой. Я дважды прочел Аристотеля и ничего не нашел у него о пятнах на Солнце. Пятен нет. Они происходят либо от несовершенства твоих стекол, либо от недостатка твоих глаз»). В те времена Аристотель для многих ученых мужей был чуть ли не «идолом», мнение которого воспринималось, как действительность. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Нет, я не говорю, что он был не прав!!! Аристотель – великий философ, однако, в тоже время он такой же человек как и все, а людям свойственно ошибаться.

Теологическое мировоззрение, заключающееся в истолковании явлений действительности как существующих по «промыслу Божию». То есть, многие ученые-философы считали, что все вокруг создано Богом по понятным только ему одному законам, а человек должен принимать эти законы как что-то священное и ни в коем случае не пытаться разобраться в них. А так же их принципиальный отказ от опытного познания. Конкретные методики натуральных магов не представляли еще эксперимента в общепринятом смысле слова — это было нечто похожее на заклинания, нацеленные на вызывание духов, потусторонних сил. Иначе говоря, средневековый ученый оперировал не с вещами, а с силами, за ними скрытыми. Он еще не мог понять эти силы, но четко осознавал, когда и на что они действуют.

С другой стороны, Средневековье порывает с традициями античной культуры, «подготавливая» переход к совершенно иной культуре Возрождения. В XIIIв в науке зарождается интерес к опытному знанию. Подтверждением этого выступает значительный прогресс алхимии, астрологии, натуральной магии, медицины, имеющих «экспериментальный» статус. Несмотря на запреты церкви, обвинения в вольнодумстве, в сознании средневекового ученого сформировалось четкое желание «познать мир», все чаще и чаще он стал задумываться о происхождении всего сущего и пытаться объяснить свои предположения с другой точки зрения, чем церковная, позже эта точка зрения будет называться научной.

Догматика — раздел богословия, в котором даётся систематизированное изложение догматов (положений) какой-либо религии. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм и другие религии.


Схоластика — тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний.

Теология — (от-греч. theos — Бог и …логия) (богословие) — совокупность религиозных, доктрин и учений о сущности и действии Бога.

Особенности средневековой науки.

Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении.

Начало формы

Конец формы

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Грамотность была не реальностью, а идеальным символом культуры. Грамотных было не так уж много, книга – редкость. Бытовая реальность – поющий народ. Но фигура писца становится выше, благороднее фигуры певца (в Античности– наоборот). Священное Писание как Божье слово делало все атрибуты книжности почетными, а переписчик книг становился причастным божественному. Однако, в христианстве культ книги не столь абсолютен, как в иудаизме и исламе. «Буква убивает, а дух животворит» (П Кор. 3, 6).И все же Бог-Слово получает в христианстве атрибут – свиток, книгу, кодекс. Книга – символ откровения, она легко становится символом сокровенного, тайны. Прежде чтецом называли раба, занимающего господ чтением. Теперь чтец – одна из низших ступеней церковнослужителей.

Средневековые школы. Последние языческие школы в Западной Европе были закрыты в 6 в. Юстинианом. Вместо них появляется церковная форма обучения. Школы были: монастырскими, епископальными (при кафедральных соборах, преимущественно для начального обучения чтению, письму, общим представлениям о Библии и литургии) и придворными. Последние имели такую же религиозную направленность. Но именно в этих школах начинает культивироваться идея возрождения Античности. Вот что пишет об этом директор одной из придворных школ Алкуин Йоркский (730-804): «Так возрастут на земле франков новые Афины, еще более блистательные, чем в древности, ибо наши Афины оплодотворены Христовым учением, а потому превзойдут в мудрости Академию».

Возникновение университетов (11-12 вв.). В отличие от школ, университеты были продуктом именно Средневековья. Такого рода свободных корпораций учеников и преподавателей с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями не было ни в Античности, ни на Востоке.

Наука в период средневековья

И хотя университеты по-прежнему обслуживали нужды государства и церкви, для них была характерна большая степень автономности от местных (в том числе и городских) властей и особый дух свободного братства. Деятельность университетов имела три очень важных культурных следствия. Во-первых, рождение профессионального сословия ученых (священников и мирян), которым церковь давала право на преподавание истин Откровения. Наряду с церковной и светской властью появляется власть интеллектуалов, воздействие которых на духовную культуру и социальную жизнь будет становиться все больше. Во-вторых, университетское братство с самого начала не знало сословных различий. Студентами становились дети крестьян и ремесленников. Появляется новый смысл понятия «благородства» как аристократизма ума и поведения. В-третьих, именно в рамках университетов оформляется в Средневековье установка на рациональное постижение Откровения, попытка примирить разум и веру. Средневековый университет делился на факультет свободных искусств и факультет теологии (высшая ступень образования). На факультете искусств изучали грамматику, логику, математику, физику, этику. Эти науки опирались только на разум. Именно здесь шло освоение заново открытых работ античных (Аристотель, Платон, Евклид, Архимед, Птолемей, Гиппократ и др.) и византийских (Отцы Церкви) ученых и философов, а также арабо-мусульманских авторов (Авиценна, Аверроэс, Аль-Хорезми, Аль-Фараби и др.).Здесь вызревали новые идеи. На факультете теологии главным было точное изучение Библии через толкование текста. Но примечательно то, что учащиеся теологического факультета сначала должны были закончить факультет искусств, т.е. они были знакомы со всеми критически обсуждавшимися идеями и проблемами. Поэтому в толкование Писания привносилось рациональное начало. Университеты породили и новые формы преподавания: лекции и семинары, где постоянно шли дискуссии, любая тема предлагалась в форме вопроса. Хотя эти эффективные методы не исключали умозрительности, цитирования, опоры на авторитеты.

С течением времени в университетах складывалась своя специализация. Так, в Болонье обучались юристы, в Саламанке, Монпелье, Солерно – медики. Начинался процесс формирования и систематического изучения гуманитарных и естественных наук. При этом все науки были еще долгое время подчинены теологии.

Техника в Средние века также долгое время считалась лишь вспомогательным средством для имитации других явлений. К примеру, в первом из известных средневековых технических трактатов монаха Теофила, техника рассматривается как набор секретов по украшению храма и демонстрации чудес. Что же касается трудовой деятельности, то здесь техника не отделялась от работника. Но с развитием бюргерских городов в 12-13 вв. постепенно происходит поворот к осознанию самоценности техники. Самым важным по культурным следствиям приспособлением, значимость которого осознало Средневековье, стало колесо и вообще принцип механического вращательного движения. В позднее Средневековье начинают широко использоваться водяные и ветряные мельницы. Появление механических часов в 13 в. способствовало проникновению в повседневную жизнь идеи линейного времени, все больше вытесняющего время циклическое. В недрах феодального общества шел процесс зарождения промышленного производства.

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 210 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Поиск Лекций

Особенности и характерные черты Средневековой науки.

Тема 2 вопр.3

Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV — XV вв. В истории Европы этот период называют не иначе как "мрачный", имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры.

В наследство от Античности Средневековью досталось три фундаментальные научные программы: атомистическая программа Демокрита, математическая программа пифагорейцев, континуалистическая (преемственная) программа Аристотиля. Несмотря на то, что Средневековье никаких новых программ не создавало, всё же в рамках программ Аристотеля и Платона происходил процесс создания целого ряда понятий и методов исследований, которые разрушая античные программы изнутри, подготовили почву для создания механики Нового времени.

Учёные средневековья дают новую интерпретацию ключевым категориям научного мышления, таким, как бесконечность, пространство, время и т.д. Новые интерпретации античной науки, прежде всего аристотелевской физики, оказались возможными потому, что христианская идеология внесла коренные изменения в понимание объекта естественно–научного знания – природы, с одной стороны, и субъекта научного знания – человека, с другой. Эти изменения коснулись всего типа мышления и шли параллельно с теми социальными сдвигами, которые постепенно изменяли характер общественных отношений и способствовали формированию феодализма.

Знания, которые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание – это знание всеобщее, доказательное. Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание универсальное. В этой парадигме (образцовое понятие (феномен) принятый общим решением всех учёных пришедших к одному мнению) нет места знанию неточному, частному, относительному , не исчерпывающему. Так как всё на земле сотворено, то существование любой вещи определено свыше, следовательно она не может быть несимволической. Вспомним новозаветное: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово выступает орудием творения, а переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира. Понятия отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания. Если человек овладевает понятием, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которое происходит из понятий. Познавательная деятельность сводиться к исследованию последних, а наиболее репрезентативными являются тексты Святого писания.

Ключевым положением средневекового мышления является положение о творческом всемогуществе Бога и его всевидении. Поэтому все свойства вещей, все законы, которым подчиняется их поведение, будучи творением Бога в принципе не представляют собой чего то вечного и неизменного. Так же, как некогда они были сотворены, они могут быть преобразованы и даже уничтожены.

. Крупнейший философ Средневековья Фома Аквинский соединил понятие «вера» и «разум»: «не просто верь, а знай, во что веришь», однако вера всё-таки выше знания, так как часть божественных истин носит сверхразумный характер, а научные и философские истины просто разумны.

Поскольку в эпоху Средневековья наука и философия были тесно переплетенные религией, поскольку их развитие шло или в направлении продолжения и усиления церковной догматики с помощью схоластики, или в направлении неприятия церковных авторитетов и разработки противоположных методов, приводящих к результатам, которые не вписывались в традиционное видение мира. Таким образом, наука и философия Средневековья по сравнению с античностью, приобретает ещё больший уклон в сторону мистической созерцательности. Не использовались или были забыты многие крупные научные открытия (предположения) античности. Второй стороной можно назвать то, что в позднее Средневековье в науке и философии был выработан ряд идей, впоследствии вошедших в состав науки Нового времени (понятие скорости, предоставление о равноускоренном и равномерном движении, возможности движения в пустоте и многое другое).

Систему образования на первых порах в средневековье представляли монастырские школы, которые готовили священнослужителей. Более высокий класс школ, тоже готовивших священ­нослужителей, представляли собой так называемые епископские школы, начавшие появляться примерно с VIII в.

В их деятельности принимал участие епископ и приближенные к нему духовные лица, а повседневное обучение осуществляли специально подготовленные учителя. Университет средневековой Европы существенно отличался от современного университета, однако до нашего времени сохранились ученые степени доктора и магистра, звания профессора и доцента, лекции как основная форма сообщения знаний, факультеты как подразделения университета. Отмерла такая форма обучения, как диспут, имевшая широкое распространение в средневековых университетах, но научные дискуссии и семинары имеют большое значение и в современной науке, и в высшей школе.

Лекция (буквально — чтение) в средневековом университете по необходимости была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, и поэтому чтение и комментирование богословских и научных трудов являлось важной формой информации.

Преподавание велось на латинском языке, равно как и богослужение в католических храмах. До XVIII в. латинский язык был международным научным языком, на нем писали Коперник, Ньютон и Ломоносов.

До сих пор в европейских университетах торжественные речи читаются, а дипломы пишутся на латинском языке. На торжественных актах профессора появляются в средневековых докторских мантиях и шапочках. Так современная наука сохраняет память о первых университетах, возникновение которых явилось одной из главных предпосылок научного прогресса.

Основные черты СредневековьяСредневековье знало семь свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика (триумвиум); арифметика, геометрия, астрономия, музыка, пение церковных гимнов (квадриум). Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками-искусствами. Основными чертами средневековой науки являются:

1. Рациональность — постижение явлений на основе разума и чувственного опыта.

2. Телеологизм — толкование любых проблем с точки зрения Священного писания. Природа создана Богом для блага человека, а явления природы являются промыслом Божьим, непостижимым для человека. В целом толкование явлений действительности сводилось к констатации проявления Божественного промысла.

3. Иерархичность — идея приближенности или отдаленности от Бога. В соответствии с этим подходом, природа не обладает самостоятельностью, это часть иерархии, во главе которой стоит Бог, за ним идет человек, затем находится живая природа, а за ней неживая. Каждая вещь рассматривалась как зеркало — гладкое или менее гладкое — отражающее свет Божий.

Образование и наука в средние века.

Отсутствие оформленных научных понятий явилось следствием утраты наукой в раннем средневековье (до XIII-XIV вв.) своих теоретических позиций. Все научные достижения рассматривались с точки зрения практической пользы.

5. Экспериментальность — логически вытекает из утверждения церкви о том, что мир создан для человека, который является его господином и имеет право его переделывать.

6. Моральный символизм — характерная черта средневекового знания. Интерес к явлениям природы ведет не к научным обобщениям, а делает их символами церкви, например, Луна — это образ Церкви, отражающая божественный свет; ветер — символ Духа и т. д.

7. Универсализм — стремление к охвату мира в целом, осознание его законченного всеединства. Мир, человек и природа сотворены Богом и поэтому родственны между собой. Знания о природе познаются через познание Бога.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Оставьте комментарий