Наука в древнем китае

Научные достижения древнего Китая

Введение

1. Развитие науки в древнем Китае

1.1. Научные достижения китайского народа

1.2. Религиозно-философские учения

1.3 Медицина Китая

1.4 Четыре великих изобретения древнего Китая

2. Развитие письменности и языка в древнем Китае

2.1. Алфавит и иероглифы

2.2. Эволюция письменности и языка

Заключение

Список использованной литературы

Введение

История Древнего Китая начинается со времён легендарного правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры. Предположительно боги вдохновили его на написание священной книги Древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Также Фу-Си считается мифологическим отцом-основателем и наиболее почитаемым древним правителем Китая.

Если же не брать в расчет мифологические персонажи, что касается официальных письменных исторических источников, то в них не упоминается никаких правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766—1122 гг. до н. э.). Именно с правителей династии Шан начинается достоверная, письменно подтвержденная история Китая.

Древнейшие упоминания о Китае относятся ко временам правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры. Предположительно боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая "Ицзин", из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. В исторических источниках не упоминается никаких правителей Китая, предшествующих Шан (1766-1122 гг. до н. э.). Правители Шан были свергнуты династией Чжоу, которая поначалу выстроила свою столицу близ современного Сианя, а позднее, приблизительно в 750 г. до н. э., бежала от вторгшихся в страну варваров и обосновалась рядом с нынешним Ляояном.

В ранний период правления династии власть была сосредоточена в руках императора, но позднее местные правители образовали почти независимые государства. С 770 г. до н. э. эти правители вели друг с другом ожесточенные войны, и весь период с 476 по 221 гг. до н. э. получил название "Сражающихся царств". В то же время Китай подвергался нападениям варваров с севера и северо-востока. Тогда и было решено построить громадные стены для защиты территории. В конце концов основная власть сосредоточилась в руках принца Цинь, войско которого свергло правителя Чжоу.

Новый император Цинь Ши-Хуан-ди стал основателем династии Цинь в 221 г. до н. э. Он был одним из наиболее прославленных императоров в истории Китая и первым объединил китайскую империю. После смерти императора Цинь Ши- Хуан-ди в 210 г. до н. э. развернулась борьба за власть между губернаторами провинций, и победитель, Лю Бан, основал династию Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). При правлении династии Хань территория Китая значительно расширилась. После падения династии Хань борьбу за власть развернули 3 царства — Вэй, Шу и У. Спустя краткое время в войну вступили 16 провинций. В 581 г. до н. э. основатель династии Суй захватил власть и приложил усилия к объединению империи. Работа началась с Великого канала, соединяющего низовья Янцзы со средним течением Хуанхэ.

После падения династии Суй, в эпоху Тан, история Китая достигла расцвета. Именно в этот период Китай стал самым могущественным государством мира и представлял основную силу в Восточной Азии. Население Сианя, столицы империи, превышало 1 млн. человек, процветала культура: развивалась классическая живопись, такие искусства, как музыка, танец и опера, производились великолепные керамические изделия, был открыт секрет белого полупрозрачного фарфора. Доминировали конфуцианская этика и буддизм, наблюдался прогресс в науке – преимущественно в астрономии и географии.

Актуальность работы. Многие изобретения древнего Кита используются и в наше время. И возможно, что плоды некоторых научных и культурных открытий, которые могли бы использоваться сейчас, незаслуженно остались в тени, а возможно, что и еще неизвестны. Поэтому изучение древнекитайских достижений в области науки и культуры актуальны как сегодня, так и в будущем.

Целью работы является изучение науки, языка и письменности, культуры древнего Китая.

Задачи работы:

  • Исследование научных достижений древнего Китая;

  • Исследование развития языка и письменности древнего Китая;

  • Изучение достижений древнего Китая в области культуры и искусства;

1. Развитие науки в древнем Китае

1.1. Научные достижения китайского народа

Китаю принадлежит приоритет во многих технических открытиях и изобретениях. В частности, высокого совершенства достигла технология плавки медной руды, руд цветных металлов, в получении сплавов, например, бронзы. С I тыс. до н.э. китайцы знали обработку железа. В IV в. до н.э. делали специальные печи для плавки железной руды и умели получать чугун; китайцы ранее других народов мира подошли к плавке стали. Высокого уровня достигло кораблестроение, и китайцы по праву принадлежат к самым развитым морским народам древности. Китайские мореходы совершали плавания на своих судах в Тихом и Индийском океанах.

В Китае значительное внимание уделялось строительству ирригационной системы. Наиболее выдающимся гидротехническим сооружением является Великий Китайский канал, построенный в Циньскую эпоху. Этот канал достигал 32 километра и соединял реки Хуанхэ и Янцзы. По нему осуществлялось круглогодичное судоходство по внутренним водным путям суммарной протяженностью более 2000 километров [6, c.125].

Впечатляющи достижения древних китайцев в архитектуре, что является результатом высокой развитости строительной техники. Здесь прежде всего нужно сказать о Великой Китайской стене. Она возводилась в III в. до н.э. на основе древних укреплений в виде рва и вала, существовавших с V в. до н.э. Стена делалась из глины, смешанной с ивовыми прутьями, облицовывалась камнем. На ее возведении одновременно работали 300 000 человек, каторжан и солдат. За 10 лет было построено 750 километров стены. В дальнейшем ее протяженность превысила 4000 километров. Великая Китайская стена достигала 8 метров в высоту и 10 метров в ширину. Через каждые 100 метров высились башни, имелись проходы с вратами. Стена должна была защитить от варваров-кочевников, враждебных духов, надвигающейся пустыни и степи на окультуренные земли Китая, должна продемонстрировать величие империи и императора. Кроме того, стена служила уникальной системой коммуникаций, соединявшей Приморские провинции Китая с Тибетом. По ней доставлялась государственная почта, императорские указы; по ней перебрасывались войска [.

Особенностями китайской строительной техники является каркасный метод: возводились столбы, или колонны, образующие каркас; на них клались продольные балки, и на них устанавливалась двухскатная крыша. В IV в. до н.э. был изобретен кронштейн, позволивший делать крыши с загнутыми углами; так был создан новый тип архитектурной постройки – пагода. Крыша пагоды создавала идеальный воздухообмен в жилище, а также обеспечивала наилучший сток дождевой воды.

Строительство дорог также было важным показателем развитости китайской цивилизации. В Циньскую эпоху было построено 8000 километров дорог. Большая часть дорог вела к столице, считавшейся мистическим центром страны. Чудом древней китайской техники было использование нефти и природного газа. Строились деревянные резервуары для хранения углеводородного сырья. Делались бамбуковые газопроводы. В городах существовали газовые фонари. Использовалось газовое отопление жилищ. Не меньшее удивление способно вызвать знакомство древних китайцев с пиротехникой, различными взрывчатыми и пороховыми смесями, которые использовались для устройства фейерверков. Еще шире пиротехнические средства использовались в ритуальной практике, в священных церемониях, жертвоприношениях и т.д1.

Становление системы образования в Китае восходит к VI в. до н.э. Первой общедоступной школой была Жу-цзя – "Школа образованных людей", основанная в 532 г. до н.э. Кун Фу-цзы. Здесь изучались история ("Шу-цзин"), поэзия ("Ши-цзин"), ритуалы ("Ли-цзи"), «Канон сыновьей почтительности» ("Сяо-цзин") и "Канон музыки" ("Юэ-цзин"); финалом образования считалось усвоение "Книги перемен" ("И-цзин"), правил гадания и истолкования гексаграмм. За годы жизни Кун Фу-цзы в его школе получили прекрасную подготовку 3000 учеников, впоследствии ставших выдающимися учеными, политиками, учителями2.

Науки и знания в Древнем Китае также отличались значительным своеобразием. Существовало представление о пяти сторонах пространства: помимо Севера, Юга, Запада и Востока, выделялся Центр (Чжун). Отсюда особые географические и картографические познания. Отсюда особое осмысление Китая как Центра Вселенной, а его столицы – как Центра страны. В Иньскую эпоху создавались карты Китая, в центре которого помещалась культовая столица – Великий город Шан, где хранились инсигнии вана. Небо представлялось в форме круга, а земля – в форме квадрата. Отражением Неба на Земле представлялся Китай, единственная цивилизованная страна, окруженная варварами. Особое значение имел Юг; умерших клали в гробницах лицом к Югу; император во время официальных церемоний поворачивался лицом к Югу. Запад отождествлялся с хаосом; Восток находился слева от зрителя и мыслился как место рождения новой жизни.

Пяти сторонам пространства соответствовала цветовая символика: желтый цвет (хуан) – Центр; сине-зеленый цвет (цин) – Восток; красный (хунчи) – Юг; белый (бай) – Запад; черный (хэй) – Север. Желтый цвет считался привилегией государя. Черный цвет был знаком ученых. Белый цвет был атрибутом траура.

Годовой цикл разделялся на 5 сезонов: помимо осени, зимы, весны и лета, выделялась Середина года, которая приходилась на день летнего солнцестояния, на 22 июня. Не случайно, с этого дня у древних китайцев начинался год. В летоисчислении использовалось несколько систем. Древнейший Иньский календарь насчитывал 10 месяцев. В эпоху Чжоу использовали лунный календарь из 12 месяцев и солнечный календарь из 24 месяцев. Сутки делились на 12 страж. Время отмечалось звоном колоколов столицы.

Естественнонаучные знания основывались на идее пяти первоэлементов (у син), оформившейся в Чжоусскую эпоху: земля (ту), дерево (му), огонь (хо), металл (цзинь), вода (шуй). Считалось, что эти стихии находятся в непрерывном движении, взаимопереходе, определяя многообразие мира.

Основой космологических знаний была идея взаимодействия двух противоположных начал – Ян, мужское начало, абсолютный верх, солнце, и Инь, женское начало, абсолютный низ, вода.

Особое значение получили эзотерические геометрия и математика. Известны "магический квадрат" (Ло шу) и "магический крест" (Хэ ту). Их составлял девятиклеточный квадрат, который использовался в политико-административной и социально-экономической практике, достаточно вспомнить систему девяти полей, а также в геомантии, медицине и алхимии. Цифра 1 обозначала Ян; 2 – Инь; 3 – мироздание (Небо – человек – Земля); 4 – хронотоп (пространство-время); 5 – стороны света; 6 – начала мира; 9 – мироздание по горизонтали; 10 – солнце; 12 – знаки зодиака.

Особое развитие в Древнем Китае получила философия. Первым известным философом считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Им, согласно преданию, был составлен трактат "Дао дэ цзин". Здесь даются основные принципы философии дао, или даосизма. Дао – путь, достижение личного духовного совершенства; идея дао отрицает нравственные, эстетические, социальные ценности – добро и зло, красоту и уродство, славу и позор, богатство и нищету. Целью жизни провозглашается достижение идентичности индивида и мира, обретение естественности (цзы-жань). Основным средством для этого оказывается недеяние (у-вэй). В даосизме сложилась особая практика психотренинга, диеты, физических упражнений, призванная раскрыть естественные задатки.

Младшим современником Лао-цзы был Кун Фу-цзы, более известный под европеизированным именем Конфуций. Им было разработано учение о благородном муже (цзюнь-цзы). Благородный муж должен был обладать пятью добродетелями: гуманностью (жэнь), благопристойностью (ли), справедливостью (и), мудростью (чжи) и верностью (син) [Малявин В.В. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 1992.].

Другим выдающимся мудрецом Древнего Китая был Мо Ди (V в. до н.э.). Ему приписывают написание трактата «Мо цзы», в котором даны основные принципы философии моизма. Мо Ди исходил из естественного равенства возможностей человека. «Сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными».

В VI в. до н.э. в Китае зародилась историческая наука. Первым историческим сочинением является летопись “Чунь Цю” (“Весны и осени”), редактированная и комментированная Конфуцием. Само понятие "история" (шу) впервые вводится в сочинении "Шу цзин" ("Книга истории"), создание которого приписывается Конфуцию. Здесь воспроизводятся мифические и легендарные предания о первопредках, совершенномудрых государях, приводятся документы, обращения государей, поучения сановников; события доводятся до VIII в. до н.э.

Образование, науки, как и культура вообще, немыслимы без культа слова и его образного выражения в письме. В Древнем Китае различают протописьменность в виде кинеграмм и триграмм и иероглифику. Кинеграммы встречаются уже в эпоху неолита в виде изображений кругов, спиралей, зигзагов на керамических изделиях. Согласно преданиям, иероглифы изобрел Цзан Цзе, советник Хуан-ди. В качестве писчего материала применялись бронзовые таблички. В III в. до н.э. появились книги на бамбуковых планках, соединявшиеся в связки. Чернилами служил сок лакового дерева, а ручкой – бамбуковая палочка (би). Во II в. до н.э. была изобретена бумага.

Страницы: следующая →

12345Смотреть все

Похожие страницы:

  1. КультураКитая. Культура классического Арабского Востока. Культура Возрождения и барокко

    Реферат >> Культура и искусство

    культуре древнего Китая важное место занял феномен повседневного сознания, известный в истории … арабо-мусульманской цивилизации и культуры: наука, философия, искусство и … тогдашнюю европейскую науку и культуру. В создании и развитии этой культуры принимали …

  2. КультураКитая (5)

    Курсовая работа >> Культура и искусство

    … китайцам приобщиться к принципам точных наук. Научные открытия стали прерогативой даосских … С. П. Фиджеральд. Китай: краткая историякультуры. С-Пб., 1998г. М. Кравцова. ИсториякультурыКитая. 1999г. Культура и искусство феодального Китая, 1939г. М. М …

  3. КультураКитая (4)

    Реферат >> Культура и искусство

    Содержание Введение 1. КультураКитая 1.1 ИсторияКитая 1.2 Конфуцианство 1.3 Даосизм 1.4 Моизм … и раскрыть особенности культурыКитая. Характерную особенность древнекитайской … науке, книги по астрологии, медицинские книги. Говоря о поэзии Древнего Китая

  4. Наука и культура

    Реферат >> Культура и искусство

    … формироваться в более древних культурах (Шумеры, Египет, Китай, Индия), возникновение наука относят к 6 в до н.э., когда … уровня культуры, отрывающего возможность для систематического знания наукой. Более чем двухтысячелетняя история развития науки

  5. История Узбекистана (2)

    Шпаргалка >> История

    … сведения по индийской философии, истории, науке. В книге "Геодезия" … мужественного сторонника справедливости, покровителя науки и культуры, пережил века, вопреки … государств Узбекистана, Российской Федерации, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана …

Хочу больше похожих работ…

Развитие науки в древнем Китае

Развитие культуры и философии в Китае

Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования государства Шан, которая расположилась в долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан. В эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая впоследствии превратилась в иероглифическую каллиграфию.

В ранную эпоху развития Китая были уж изобретены компас, сейсмограф, позже книгопечатание и порох, изобретены механические часы и создана техника шелкоткатства. Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития достигли астрономия, математика, физика и гидротехника. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями — Великой китайской стеной и Великим каналом.

Наука древнего и средневекового Китая так же необычна для европейца, как и вся древнекитайская культура. Однако если, ведя разговор о Месопотамии или Египте, мы могли говорить лишь о "преднауке", "протонауке", т.е. об обрывках полуэмпирических знаний в различных областях, не объединенных в единую систему, то китайскую науку можно уже рассматривать как науку в полном смысле этого слова, т.е. как четко структурированную систему знаний, подчиняющуюся единой методологии. Интересно сопоставить структуру древнекитайской науки со структурой науки средневековой Европы. Средневековье, следуя античной традиции, выделяло семь научных дисциплин, семь "свободных искусств": гуманитарный "тривиум", состоящий из грамматики, диалектики и риторики, и математический "квадривиум", включающий в себя арифметику, музыку, геометрию и астрономию (Интересно, что музыка в средневековье относилась к математическим дисциплинам, и подлинным музыкантом считался не тот, кто умел играть на каком-либо инструменте, а тот, кто мог связать законы музыкальной гармонии с числовыми закономерностями). Методом, превращающим все эти дисциплины в единое целое, была формальная логика, созданная Аристотелем и транспортированная на средневековое сознание. Науки в древнем Китае подчинялись несколько иной классификации. Они подразделялись на качественные и количественные. К качественным наукам относились медицина, алхимия, являющаяся в своей основе наукой о бессмертии, астрология, объясняющая социальные явления исходя из космических процессов, геомантия, связывающая благоприятное расположение жилищ и могил с особенностями ландшафта, и физика, напоминающая античную натурфилософию и использующая магические схемы, а также идею соответствия микро- и макрокосма для анализа природных явлений. К количественным наукам относилась математика, носившая, в отличие от античности, не геометрический, а алгебраический характер, математическая гармоника — наука пифагорейского типа, исследующая числовые закономерности строения музыкальных ладов, и математическая астрономия, также подчиняющая астрономические явления определенным числовым соответствиям. Стержнем, связывающим все эти науки в единое целое, была для китайской культуры очень необычная дисциплина — нумерология, заменившая в этом статусе аристотелевскую логику.

Характерную особенность древнекитайской цивилизации составлял культ образованности и грамотности. Основные направления философско-теоретического мышления древнего Китая придавали исключительную важность гуманитарному фактору, признавали человека венцом природы и ставили его вровень с небом и землей; в этой космической триаде человек, как связующее звено, обусловливал единство мира. Наиболее важное место в этом направлении занимает конфуцианство — этико-политическое учение философа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек (учение об изначальной доброте человеческой природы), опирающийся на традиции мудрых предков.

В оппозиции к конфуцианству находился даосизм. Древние даосы признавали объективность мира, выступали против обожествления неба, учили, что небо, так же как и земля, — часть природы. Однако не отрицали существование богов, считая их порождением дао. Мир, в представлении даосов, состоит из мельчайших неделимых материальных частиц ци и находится в состоянии постоянного изменения. Возникновение материалистических и антирелигиозных идей в Древнем Китае тесно связано с развитием науки, особенно астрономии. Установленная астрономами периодичность движения светил сыграла важную роль в выдвижении идеи объективной закономерности — дао, управляющей всем происходящим в природе. Уже в XI вв. до н. э. в Китае было выдвинуто положение: „Высшее существо не может существовать! Мир образован из пяти первоэлементов: из металла, дерева, воды, огня и земли”.

Материалистические и антирелигиозные идеи получают развитие у Сунь Цзы (III в до н. э.), отрицавшего существование бога или какой-нибудь иной сверхъестественной силы. Философ Ван Чун (I в. н. э.) провозглашает, что мир вечен, его основу образует субстанция (ци), из которой все вещи возникают и в которую они превращаются. Вселенная не имеет никакой цели. Вещи возникают сами собой, они не суть творение какого-нибудь духа Все совершается по естественному закону, в соответствии с которым все возникающее рано или поздно гибнет. В центре философии Ян Чжу (440-334). стоит наивно-материалистическое учение о человеке. Он считал, что природа и человек как ее составная часть подчинены необходимости, заложенной в самих вещах. В объективно существующем мире “все совершается само собой”, поэтому “все следует предоставить естественному течению”. Человек должен постичь дао (экологический закон природы) и не действовать вопреки ему. Рассматривая человека как элемент природы, Ян Чжу принципиально не выделяет его из остальных существ. Человек состоит из тех же “пяти элементов”, что и вся природа, отличаясь от других живых организмов лишь разумом.

Прогресс науки Древнего Китая определялся ее прикладным характером, в отличие от Древней Греции, где наука противопоставлялось технике. Больших успехов достигла математика, так в II в. до н. э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах». Это своего рода руководство для землемеров, астрономов, чиновников и т. д. В книге помимо чисто научного знаний, были представлены цены на различные товары, показатели урожайности земледельческих культур и т. д. С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря. Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного производства.

В ремесле и земледелии усовершенствовался плуг, созданы механические двигатели, использующий силу падающей воды, создан водоподъемного насоса. В ранних сочинениях содержатся описания грядковых культур полеводства, системы переменных полей и чередования посевов, описаны различные способы удобрения почвы и предпосевной пропитки семян, имелись специальные руководства по орошению и мелиорации.

Вершиной древнекитайского научного знания в области биологии было разведение шелковичных червей и создании техники шелководства. На основе которого, была изобретена бумага (из отходов коконов шелка), что впоследствии привело к ее созданию из древесного волокна.

Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древнекитайские врачи еще в IV—III вв. до н. э. стали применять иглоукалывание, метод прижиганий, разработали руководства по диетологии и лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий, сборник различных рецептов, который содержал 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней. Среди рекомендуемых средств наряду с лекарствами, упоминаются и некоторые магические приемы. Однако в более поздних сочинениях магические приемы лечения полностью отсутствовали. К III в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.
Научное знание, достижения и открытия Древнего Востока задолго опередили научную мысль Запада. Ключом такого успеха многие учение считают особого взгляда на природу, научная мысль Востока искала гармоничный синтез деятельности человека и природы, что выражалось в особом, высоконравственном восприятии окружающего мира.

Совершенствование является сутью ортодоксальной китайской культуры, и поэтому общество Древнего Китая придавало особое значение совершенствованию тела и сознания. Но не следует забывать, что само по себе совершенствование опирается также на глубокие научные принципы. В этом кроются коренные причины того, почему цивилизация древнего Китая была такой выдающейся. Тем, кто не верит в Богов и не совершенствуется, не разрешается узнать тайны Вселенной. Так же, как государственные секретные материалы недоступны для обычных людей, так и тайны, связанные со Вселенной, не открываются простым людям. Если ученые хотят исследовать Вселенную, они сначала должны изменить свое мышление.

Зачем же нужна нравственная дисциплина и другие, связанные с этим духовные понятия, изложенные в древних трудах? Греческий философ Сократ сказал, что цель философии состоит не в том, чтобы понять природу, а в том, чтобы понять себя или свое сознание. Однако, современная наука изучает только внешние проявления природы, которые не могут привести к познанию себя.

В Китае жили поколения выдающихся ученых. Науки, которыми они занимались, содержали систематичные теории и практику, однако, в отличие от методов современной науки, их нельзя было передавать кому угодно, потому что существовали определенные требования к уровню нравственности. Ортодоксальная китайская культура также, как и наука, содержит обязательное требование – почтение к Богам. Ученым необходимо было повышать свой нравственный уровень. Научные направления были просты и благородны, а общественные устои были хорошими. Когда атеизм проник в культуру общества, врачи предпочли вообще не передавать знания, чем передавать их человеку с низким уровнем морали. Даже собственные дети не были исключением. Поэтому имеем то, что имеем: многие хорошие вещи сейчас уже похоронены, а суть древней китайской науки в обществе потеряна.

Развитие технических наук в Китае

Китаю принадлежит приоритет во многих технических открытиях и изобретениях. В частности, высокого совершенства достигла технология плавки медной руды, руд цветных металлов, в получении сплавов, например, бронзы. С I тыс. до н.э. китайцы знали обработку железа. В IV в. до н.э. делали специальные печи для плавки железной руды и умели получать чугун; китайцы ранее других народов мира подошли к плавке стали. Высокого уровня достигло кораблестроение, и китайцы по праву принадлежат к самым развитым морским народам древности. Китайские мореходы совершали плавания на своих судах в Тихом и Индийском океанах.

В Китае значительное внимание уделялось строительству ирригационной системы. Наиболее выдающимся гидротехническим сооружением является Великий Китайский канал, построенный в Циньскую эпоху. Этот канал достигал 32 километра и соединял реки Хуанхэ и Янцзы. По нему осуществлялось круглогодичное судоходство по внутренним водным путям суммарной протяженностью более 2000 километров.


Великая Кмитайская стена. Фото: Dermot Roantree

Впечатляющи достижения древних китайцев в архитектуре, что является результатом высокой развитости строительной техники. Здесь прежде всего нужно сказать о Великой Китайской стене. Она возводилась в III в. до н.э. на основе древних укреплений в виде рва и вала, существовавших с V в. до н.э. Стена делалась из глины, смешанной с ивовыми прутьями, облицовывалась камнем. На ее возведении одновременно работали 300 000 человек, каторжан и солдат. За 10 лет было построено 750 километров стены. В дальнейшем ее протяженность превысила 4000 километров. Великая Китайская стена достигала 8 метров в высоту и 10 метров в ширину. Через каждые 100 метров высились башни, имелись проходы с вратами. Стена должна была защитить от варваров-кочевников, враждебных духов, надвигающейся пустыни и степи на окультуренные земли Китая, должна продемонстрировать величие империи и императора. Кроме того, стена служила уникальной системой коммуникаций, соединявшей Приморские провинции Китая с Тибетом. По ней доставлялась государственная почта, императорские указы; по ней перебрасывались войска

Особенностями китайской строительной техники является каркасный метод: возводились столбы, или колонны, образующие каркас; на них клались продольные балки, и на них устанавливалась двухскатная крыша. В IV в. до н.э. был изобретен кронштейн, позволивший делать крыши с загнутыми углами; так был создан новый тип архитектурной постройки – пагода. Крыша пагоды создавала идеальный воздухообмен в жилище, а также обеспечивала наилучший сток дождевой воды.

Строительство дорог также было важным показателем развитости китайской цивилизации. В Циньскую эпоху было построено 8000 километров дорог. Большая часть дорог вела к столице, считавшейся мистическим центром страны. Чудом древней китайской техники было использование нефти и природного газа. Строились деревянные резервуары для хранения углеводородного сырья. Делались бамбуковые газопроводы. В городах существовали газовые фонари. Использовалось газовое отопление жилищ. Не меньшее удивление способно вызвать знакомство древних китайцев с пиротехникой, различными взрывчатыми и пороховыми смесями, которые использовались для устройства фейерверков. Еще шире пиротехнические средства использовались в ритуальной практике, в священных церемониях, жертвоприношениях и т.д.

Естественные науки

Естественнонаучные знания основывались на идее пяти первоэлементов (у син), оформившейся в Чжоусскую эпоху: земля (ту), дерево (му), огонь (хо), металл (цзинь), вода (шуй). Считалось, что эти стихии находятся в непрерывном движении, взаимопереходе, определяя многообразие мира.

Основой космологических знаний была идея взаимодействия двух противоположных начал – Ян, мужское начало, абсолютный верх, солнце, и Инь, женское начало, абсолютный низ, вода.

Особое значение получили эзотерические геометрия и математика. Известны "магический квадрат" (Ло шу) и "магический крест" (Хэ ту). Их составлял девятиклеточный квадрат, который использовался в политико-административной и социально-экономической практике, достаточно вспомнить систему девяти полей, а также в геомантии, медицине и алхимии. Цифра 1 обозначала Ян; 2 – Инь; 3 – мироздание (Небо – человек – Земля); 4 – хронотоп (пространство-время); 5 – стороны света; 6 – начала мира; 9 – мироздание по горизонтали; 10 – солнце; 12 – знаки зодиака.



загрузка…

Наголовну

Наука стародавнього Китаю

Найбільш древнім періодом китайської цивілізації вважається епоха існування держави Шан, яка розташувалася в долині річки Хуанхе. Її столицею стало місто Шан. В епоху Шан була відкрита идеографическая писемність, яка згодом перетворилася на ієрогліфічний каліграфію. У ранную епоху розвитку Китаю були вже винайдені компас, сейсмограф, пізніше книгодрукування і порох, винайдені механічні годинники і створена техніка шелкоткатства. Оскільки старокитайської суспільство було аграрним, централізована бюрократія повинна була вирішувати складні технічні питання, пов’язані з використанням і охороною водних ресурсів, тому високого розвитку досягли астрономія, математика, фізика і гідротехніка. Китайські будівельники прославилися грандіозними спорудами — Великою китайською стіною і Великим каналом. Характерну особливість старокитайської цивілізації становив культ освіченості і грамотності. Основні напрямки філософсько-теоретичного мислення стародавнього Китаю надавали виняткову важливість гуманітарного фактору, визнавали людину вінцем природи і ставили його врівень з небом і землею; в цій космічній тріаді людина, як зв’язуюча ланка, обумовлював єдність світу. Найбільш важливе місце в цьому напрямку займає конфуціанство — етико-політичне вчення філософа-ідеаліста Конфуція. Його ідеалом є високоморальна людина (вчення про початкової доброті людської природи), що спирається на традиції мудрих предків.

В опозиції до конфуціанства знаходився даосизм. Стародавні даоси визнавали об’єктивність світу, виступали проти обожнювання неба, вчили, що небо, так само як і земля, — частина природи. Однак не заперечували існування богів, вважаючи їх породженням дао. Світ, в поданні даосів, складається з найдрібніших неподільних матеріальних часток ци і знаходиться в стані постійної зміни. Виникнення матеріалістичних і антирелігійних ідей в Стародавньому Китаї тісно пов’язане з розвитком науки, особливо астрономії. Встановлена астрономами періодичність руху світил зіграла важливу роль у висуванні ідеї об’єктивної закономірності — дао, що управляє всім, що відбувається в природі. Вже в XI ст. до н. е. в Китаї було висунуто положення: "Вища істота не може існувати! Світ утворений з п’яти першоелементів: з металу, дерева, води, вогню і землі". Матеріалістичні і антирелігійні ідеї отримують розвиток у Сунь Цзи (III в до н. Е.), Який заперечував існування бога або який-небудь інший надприродної сили. Філософ Ван Чун (I ст. Н. Е.) Проголошує, що світ вічний, його основу утворює субстанція (ци), з якої всі речі виникають і в яку вони перетворюються. Всесвіт не має ніякої мети. Речі виникають самі собою, вони не суть творіння якогось духу Все відбувається за природним законом, відповідно до якого всі виникає рано чи пізно гине. У центрі філософії Ян Чжу (440-334). варто наївно-матеріалістичне вчення про людину. Він вважав, що природа і людина як її складова частина підпорядковані необхідності, закладеної в самих речах. В об’єктивно існуючому світі "все відбувається само собою", тому "все слід надати природному перебігу". Людина повинна осягнути дао (екологічний закон природи) і не діяти всупереч йому. Розглядаючи людину як елемент природи, Ян Чжу принципово не виділяє його з інших істот. Людина складається з тих же "п’яти елементів", що і вся природа, відрізняючись від інших живих організмів лише розумом.
 Прогрес науки Стародавнього Китаю визначався її прикладним характером, на відміну від Стародавньої Греції, де наука протиставлялося техніці. Великих успіхів досягла математика, так в II ст. до н. е. був складений трактат «Математика в дев’яти книгах». Це свого роду керівництво для землемірів, астрономів, чиновників і т. Д. У книзі крім чисто наукового знань, були представлені ціни на різні товари, показники врожайності землеробських культур і т. Д. З розвитком математики були тісним чином пов’язані значні досягнення древніх китайців в області астрономії і календаря. Сонячно-місячний календар древніх китайців був пристосована до потреб сільськогосподарського виробництва. У ремеслі і землеробстві удосконалився плуг, створені механічні двигуни, що використовує силу падаючої води, створений водопідіймального насоса. У ранніх творах містяться описи грядковой культур рільництва, системи змінних полів і чергування посівів, описані різні способи удобрення грунту і передпосівної просочення насіння, були спеціальні керівництва зі зрошення та меліорації. Вершиною древнекитайского наукового знання в області біології було розведення шовковичних черв’яків і створенні техніки шовківництва. На основі якого, було винайдено папір (з відходів коконів шовку), що згодом призвело до її створення з деревного волокна. Досить значний розвиток отримала в Стародавньому Китаї медицина. Давньокитайські лікарі ще в IV-III ст. до н. е. стали застосовувати голковколювання, метод припікання, розробили керівництва по дієтології і лікувальної гімнастики, допомога з лікування методом припікання, збірка різних рецептів, який містив 280 приписів, призначених для лікування 52 хвороб. Серед рекомендованих засобів поряд з ліками, згадуються і деякі магічні прийоми. Однак в більш пізніх творах магічні прийоми лікування повністю були відсутні. До III ст. відноситься застосування знаменитим лікарем Хуа Те місцевої анестезії при порожнинних операціях. Наукове знання, досягнення і відкриття Стародавнього Сходу задовго випередили наукову думку Заходу. Ключем такого успіху багато вчення вважають особливого погляду на природу, наукова думка Сходу шукала гармонійний синтез діяльності людини і природи, що виражалося в особливому, доброчесну сприйнятті навколишнього світу.

Федеральное агентство по образованию

Российский  государственный  университет

нефти и газа им. И.М. Губкина

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

    На  тему:Наука и техника в Древнем Китае

Выполнила:

Студентка группы ВЭМ-10-03

Шустова Дарья Андреевна

Москва 2011г.

Введение
1. Развитие науки в древнем Китае
1.1. Научные достижения китайского  народа
1.2. Религиозно-философские учения
1.3 Медицина Китая
1.4 Четыре великих изобретения древнего  Китая
Список  использованной литературы

Введение

История Древнего Китая начинается со времён легендарного правителя Фу Си, жившего  за 30-40 веков до начала нашей эры. Предположительно боги вдохновили его на написание священной книги Древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Также Фу-Си считается мифологическим отцом-основателем и наиболее почитаемым древним правителем Китая.

Если  же не брать в расчет мифологические персонажи, что касается официальных  письменных исторических источников, то в них не упоминается никаких  правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766—1122 гг. до н. э.). Именно с правителей династии Шан начинается достоверная, письменно подтвержденная история  Китая.

Древнейшие  упоминания о Китае относятся  ко временам правителя Фу Си, жившего  за 30-40 веков до начала нашей эры. Предположительно боги вдохновили его  на написание священной книги  древнего Китая "Ицзин", из которой  проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается  благодаря чередованию инь и  ян. В исторических источниках не упоминается  никаких правителей Китая, предшествующих Шан (1766-1122 гг. до н. э.). Правители Шан  были свергнуты династией Чжоу, которая  поначалу выстроила свою столицу  близ современного Сианя, а позднее, приблизительно в 750 г. до н. э., бежала от вторгшихся в страну варваров и обосновалась рядом с нынешним Ляояном.

В ранний период правления династии власть была сосредоточена в руках императора, но позднее местные правители  образовали почти независимые государства. С 770 г. до н. э. эти правители вели друг с другом ожесточенные войны, и весь период с 476 по 221 гг. до н. э. получил название "Сражающихся царств". В то же время Китай подвергался нападениям варваров с севера и северо-востока. Тогда и было решено построить громадные стены для защиты территории. В конце концов основная власть сосредоточилась в руках принца Цинь, войско которого свергло правителя Чжоу.

Новый император Цинь Ши-Хуан-ди стал основателем  династии Цинь в 221 г. до н. э. Он был одним из наиболее прославленных императоров в истории Китая и первым объединил китайскую империю. После смерти императора Цинь Ши- Хуан-ди в 210 г. до н. э. развернулась борьба за власть между губернаторами провинций, и победитель, Лю Бан, основал династию Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). При правлении династии Хань территория Китая значительно расширилась. После падения династии Хань борьбу за власть развернули 3 царства — Вэй, Шу и У. Спустя краткое время в войну вступили 16 провинций. В 581 г. до н. э. основатель династии Суй захватил власть и приложил усилия к объединению империи. Работа началась с Великого канала, соединяющего низовья Янцзы со средним течением Хуанхэ.

После падения династии Суй, в эпоху  Тан, история Китая достигла расцвета. Именно в этот период Китай стал самым могущественным государством мира и представлял основную силу в Восточной Азии. Население Сианя, столицы империи, превышало 1 млн. человек, процветала культура: развивалась классическая живопись, такие искусства, как музыка, танец и опера, производились  великолепные керамические изделия, был  открыт секрет белого полупрозрачного  фарфора. Доминировали конфуцианская  этика и буддизм, наблюдался прогресс в науке – преимущественно в астрономии и географии.

Актуальность  работы. Многие изобретения древнего Кита используются и в наше время. И возможно, что плоды некоторых научных и культурных открытий, которые могли бы использоваться сейчас, незаслуженно остались в тени, а возможно, что и еще неизвестны. Поэтому изучение древнекитайских достижений в области науки актуальны как сегодня, так и в будущем.

1. Развитие науки в древнем Китае

1.1. Научные достижения  китайского народа

Китаю принадлежит приоритет во многих технических открытиях и изобретениях. В частности, высокого совершенства достигла технология плавки медной руды, руд цветных металлов, в получении  сплавов, например, бронзы. С I тыс. до н.э. китайцы знали обработку железа. В IV в. до н.э. делали специальные печи для плавки железной руды и умели  получать чугун; китайцы ранее других народов мира подошли к плавке стали. Высокого уровня достигло кораблестроение, и китайцы по праву принадлежат  к самым развитым морским народам  древности. Китайские мореходы  совершали  плавания на своих судах в Тихом  и Индийском океанах.

В Китае значительное внимание уделялось  строительству ирригационной системы. Наиболее выдающимся гидротехническим сооружением является Великий Китайский  канал, построенный в Циньскую эпоху. Этот канал достигал 32 километра и соединял реки Хуанхэ и Янцзы. По нему осуществлялось круглогодичное судоходство по внутренним водным путям суммарной протяженностью более 2000 километров .

Впечатляющи достижения древних китайцев в архитектуре, что является результатом высокой  развитости строительной техники. Здесь  прежде всего нужно сказать о  Великой Китайской стене. Она  возводилась в III в. до н.э. на основе древних укреплений в виде рва  и вала, существовавших с V в. до н.э. Стена делалась из глины, смешанной  с ивовыми прутьями, облицовывалась камнем. На ее возведении одновременно работали 300 000 человек, каторжан и солдат. За 10 лет было построено 750 километров стены. В дальнейшем ее протяженность превысила 4000 километров. Великая Китайская стена достигала 8 метров в высоту и 10 метров в ширину. Через каждые 100 метров высились башни, имелись проходы с вратами. Стена должна была защитить от варваров-кочевников, враждебных духов, надвигающейся пустыни и степи на окультуренные земли Китая, должна продемонстрировать величие империи и императора. Кроме того, стена служила уникальной системой коммуникаций, соединявшей Приморские провинции Китая с Тибетом. По ней доставлялась государственная почта, императорские указы; по ней перебрасывались войска .

Особенностями китайской строительной техники  является каркасный метод: возводились  столбы, или колонны, образующие каркас; на них клались продольные балки, и на них устанавливалась двухскатная  крыша. В IV в. до н.э. был изобретен  кронштейн, позволивший делать крыши  с загнутыми углами; так был  создан новый тип архитектурной  постройки – пагода. Крыша пагоды создавала идеальный воздухообмен в жилище, а также обеспечивала наилучший сток дождевой воды.

Строительство дорог также было важным показателем  развитости китайской цивилизации. В Циньскую эпоху было построено  8000 километров дорог. Большая часть дорог вела к столице, считавшейся мистическим центром страны. Чудом древней китайской техники было использование нефти и природного газа. Строились деревянные резервуары для хранения углеводородного сырья. Делались бамбуковые газопроводы. В городах существовали газовые фонари. Использовалось газовое отопление жилищ. Не меньшее удивление способно вызвать знакомство древних китайцев с пиротехникой, различными взрывчатыми и пороховыми смесями, которые использовались для устройства фейерверков. Еще шире пиротехнические средства использовались в ритуальной практике, в священных церемониях, жертвоприношениях и т.д.

Становление системы образования в Китае  восходит к VI в. до н.э. Первой общедоступной школой была Жу-цзя  –  "Школа образованных людей", основанная в 532 г. до н.э. Кун Фу-цзы. Здесь изучались история ("Шу-цзин"), поэзия ("Ши-цзин"), ритуалы ("Ли-цзи"), «Канон сыновьей почтительности» ("Сяо-цзин") и "Канон музыки" ("Юэ-цзин"); финалом образования считалось усвоение "Книги перемен" ("И-цзин"), правил гадания и истолкования гексаграмм. За годы жизни Кун Фу-цзы в его школе получили прекрасную подготовку 3000 учеников, впоследствии ставших выдающимися учеными, политиками, учителями.

Науки и знания в Древнем Китае также  отличались значительным своеобразием. Существовало представление о пяти сторонах пространства: помимо Севера, Юга, Запада и Востока, выделялся  Центр (Чжун). Отсюда особые географические и картографические познания.

Отсюда особое осмысление Китая как Центра Вселенной, а его столицы –  как Центра страны. В Иньскую эпоху  создавались карты Китая, в центре которого  помещалась культовая  столица – Великий город Шан, где хранились инсигнии вана. Небо представлялось в форме круга, а  земля – в форме квадрата. Отражением Неба на Земле представлялся Китай, единственная цивилизованная страна, окруженная варварами. Особое значение имел Юг; умерших клали в гробницах  лицом к Югу; император во время  официальных церемоний поворачивался  лицом к Югу. Запад отождествлялся с хаосом; Восток находился слева  от зрителя и мыслился как место  рождения новой жизни.

Пяти  сторонам пространства соответствовала  цветовая символика: желтый цвет (хуан) – Центр; сине-зеленый цвет (цин) – Восток; красный (хунчи) – Юг; белый (бай) – Запад; черный (хэй) – Север. Желтый цвет считался привилегией государя. Черный цвет был знаком ученых. Белый  цвет был атрибутом траура.

Годовой цикл разделялся на 5 сезонов: помимо осени, зимы, весны и лета, выделялась Середина года, которая приходилась на день летнего солнцестояния, на 22 июня. Не случайно, с этого дня у древних  китайцев начинался год. В летоисчислении использовалось несколько систем. Древнейший Иньский календарь насчитывал 10 месяцев. В эпоху Чжоу использовали лунный календарь из 12 месяцев и  солнечный календарь из 24 месяцев. Сутки делились на 12 страж. Время отмечалось звоном колоколов столицы.

Естественнонаучные  знания основывались на идее пяти первоэлементов (у син), оформившейся в Чжоусскую  эпоху: земля (ту), дерево (му), огонь (хо), металл (цзинь), вода (шуй). Считалось, что  эти стихии находятся в непрерывном  движении, взаимопереходе, определяя  многообразие мира.

Основой космологических знаний была идея взаимодействия двух противоположных начал –  Ян, мужское начало, абсолютный верх, солнце, и Инь, женское начало, абсолютный низ, вода.

Особое  значение получили эзотерические геометрия  и математика. Известны "магический квадрат" (Ло шу) и "магический крест" (Хэ ту). Их составлял девятиклеточный квадрат, который использовался в политико-административной и социально-экономической практике, достаточно вспомнить систему девяти полей, а также в геомантии, медицине и алхимии. Цифра 1 обозначала Ян; 2 – Инь; 3 – мироздание (Небо – человек – Земля); 4 – хронотоп (пространство-время); 5 – стороны света; 6 – начала мира; 9 – мироздание по горизонтали; 10 – солнце; 12 – знаки зодиака.

Особое  развитие в Древнем Китае получила философия. Первым известным философом  считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Им, согласно преданию, был составлен трактат  "Дао дэ цзин". Здесь даются основные принципы философии дао, или даосизма. Дао – путь, достижение личного духовного совершенства; идея дао отрицает нравственные, эстетические, социальные ценности – добро и зло, красоту и уродство, славу и позор, богатство и нищету. Целью жизни провозглашается достижение идентичности индивида и мира, обретение естественности (цзы-жань). Основным средством для этого оказывается недеяние (у-вэй). В даосизме сложилась особая практика психотренинга, диеты, физических упражнений, призванная раскрыть естественные задатки.

Младшим современником Лао-цзы был Кун  Фу-цзы, более известный под европеизированным  именем Конфуций. Им было разработано  учение о благородном муже (цзюнь-цзы). Благородный муж должен был обладать пятью добродетелями: гуманностью (жэнь), благопристойностью (ли), справедливостью (и), мудростью (чжи) и верностью (син) [Малявин В.В. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 1992.].

Другим  выдающимся мудрецом Древнего Китая  был Мо Ди (V в. до н.э.). Ему приписывают  написание трактата «Мо цзы», в  котором даны основные принципы философии  моизма. Мо Ди исходил из естественного  равенства возможностей человека. «Сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными».

В VI в. до н.э. в Китае зародилась историческая наука. Первым историческим сочинением является летопись “Чунь Цю” (“Весны и осени”), редактированная и  комментированная Конфуцием. Само понятие  "история" (шу) впервые вводится в сочинении "Шу цзин" ("Книга истории"), создание которого приписывается Конфуцию. Здесь воспроизводятся мифические и легендарные предания о первопредках, совершенномудрых государях, приводятся документы, обращения государей, поучения сановников; события доводятся до VIII в. до н.э.

Страницы:123следующая →

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Донской государственный технический университет»

Кафедра «Технические средства аквакультуры»

Предмет:  История науки и техники.

Тема:  Научные знания древнего Китая.

    Подготовил: Скворцов Д.А. гр.- БВБ32

    Проверил: доц. Воскобойников С.Г.

Ростов-на-Дону.

1. Введение………………………………………………………………………7

2. Основная часть………………………………………………………………16

3. Список литературы………………………………………………………….17

Введение

  1. Актуальность

Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 — 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной. Древнекитайское классовое общество и государственность образовалось несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.

  1. Цель исследования.

Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования государства Шан, которая расположилась в долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан. В эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая впоследствии превратилась в иероглифическую каллиграфию. В ранную эпоху развития Китая были уж изобретены компас, сейсмограф, позже книгопечатание и порох, изобретены механические часы и создана техника шелкоткатства. Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития достигли астрономия, математика, физика и гидротехника. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями — Великой китайской стеной и Великим каналом.

Характерную особенность древнекитайской цивилизации составлял культ образованности и грамотности. Основные направления философско-теоретического мышления древнего Китая придавали исключительную важность гуманитарному фактору, признавали человека венцом природы и ставили его вровень с небом и землей; в этой космической триаде человек, как связующее звено, обусловливал единство мира. Наиболее важное место в этом направлении занимает конфуцианство — этико-политическое учение философа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек (учение об изначальной доброте человеческой природы), опирающийся на традиции мудрых предков.

  1. Сокращенное содержание.

Наука древнего и средневекового Китая так же необычна для европейца, как и вся древнекитайская культура. Однако если, ведя разговор о Месопотамии или Египте, мы могли говорить лишь о "преднауке", "протонауке", т.е. об обрывках полуэмпирических знаний в различных областях, не объединенных в единую систему, то китайскую науку можно уже рассматривать как науку в полном смысле этого слова, т.е. как четко структурированную систему знаний, подчиняющуюся единой методологии. Интересно сопоставить структуру древнекитайской науки со структурой науки средневековой Европы. Средневековье, следуя античной традиции, выделяло семь научных дисциплин, семь "свободных искусств": гуманитарный "тривиум", состоящий из грамматики, диалектики и риторики, и математический "квадривиум", включающий в себя арифметику, музыку, геометрию и астрономию (Интересно, что музыка в средневековье относилась к математическим дисциплинам, и подлинным музыкантом считался не тот, кто умел играть на каком-либо инструменте, а тот, кто мог связать законы музыкальной гармонии с числовыми закономерностями). Методом, превращающим все эти дисциплины в единое целое, была формальная логика, созданная Аристотелем и транспортированная на средневековое сознание. Науки в древнем Китае подчинялись несколько иной классификации. Они подразделялись на качественные и количественные.

Китаю принадлежит приоритет во многих технических открытиях и изобретениях. В частности, высокого совершенства достигла технология плавки медной руды, руд цветных металлов, в получении сплавов, например, бронзы. С I тыс. до н.э. китайцы знали обработку железа. В IV в. до н.э. делали специальные печи для плавки железной руды и умели получать чугун; китайцы ранее других народов мира подошли к плавке стали. Высокого уровня достигло кораблестроение, и китайцы по праву принадлежат к самым развитым морским народам древности. Китайские мореходы совершали плавания на своих судах в Тихом и Индийском океанах. В Китае значительное внимание уделялось строительству ирригационной системы. Наиболее выдающимся гидротехническим сооружением является Великий Китайский канал, построенный в Циньскую эпоху. Этот канал достигал 32 километра и соединял реки Хуанхэ и Янцзы. По нему осуществлялось круглогодичное судоходство по внутренним водным путям суммарной протяженностью более 2000 километров.

Естественнонаучные знания основывались на идее пяти первоэлементов (у син), оформившейся в Чжоусскую эпоху: земля (ту), дерево (му), огонь (хо), металл (цзинь), вода (шуй). Считалось, что эти стихии находятся в непрерывном движении, взаимопереходе, определяя многообразие мира.

Основой космологических знаний была идея взаимодействия двух противоположных начал – Ян, мужское начало, абсолютный верх, солнце, и Инь, женское начало, абсолютный низ, вода.

Особое значение получили эзотерические геометрия и математика. Известны "магический квадрат" (Ло шу) и "магический крест" (Хэ ту). Их составлял девятиклеточный квадрат, который использовался в политико-административной и социально-экономической практике, достаточно вспомнить систему девяти полей, а также в геомантии, медицине и алхимии. Цифра 1 обозначала Ян; 2 – Инь; 3 – мироздание (Небо – человек – Земля); 4 – хронотоп (пространство-время); 5 – стороны света; 6 – начала мира; 9 – мироздание по горизонтали; 10 – солнце; 12 – знаки зодиака.

  1. Выводы:

Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духовных и материальных ценностей, которые впоследствии были восприняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.

Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур — это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины.

Научные знания в цивилизациях Древнего Востока носят сугубо практический характер, вызваны необходимостью решать повседневные задачи, и не претендуют на то, чтобы служить частью мировоззрения.

Основная часть.

Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования государства Шан, которая расположилась в долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан. В эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая впоследствии превратилась в иероглифическую каллиграфию. В ранную эпоху развития Китая были уж изобретены компас, сейсмограф, позже книгопечатание и порох, изобретены механические часы и создана техника шелкоткатства. Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития достигли астрономия, математика, физика и гидротехника. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями — Великой китайской стеной и Великим каналом.

Наука древнего и средневекового Китая так же необычна для европейца, как и вся древнекитайская культура. Однако если, ведя разговор о Месопотамии или Египте, мы могли говорить лишь о "преднауке", "протонауке", т.е. об обрывках полуэмпирических знаний в различных областях, не объединенных в единую систему, то китайскую науку можно уже рассматривать как науку в полном смысле этого слова, т.е. как четко структурированную систему знаний, подчиняющуюся единой методологии. Интересно сопоставить структуру древнекитайской науки со структурой науки средневековой Европы. Средневековье, следуя античной традиции, выделяло семь научных дисциплин, семь "свободных искусств": гуманитарный "тривиум", состоящий из грамматики, диалектики и риторики, и математический "квадривиум", включающий в себя арифметику, музыку, геометрию и астрономию (Интересно, что музыка в средневековье относилась к математическим дисциплинам, и подлинным музыкантом считался не тот, кто умел играть на каком-либо инструменте, а тот, кто мог связать законы музыкальной гармонии с числовыми закономерностями). Методом, превращающим все эти дисциплины в единое целое, была формальная логика, созданная Аристотелем и транспортированная на средневековое сознание. Науки в древнем Китае подчинялись несколько иной классификации. Они подразделялись на качественные и количественные.

К качественным наукам относились медицина, алхимия, являющаяся в своей основе наукой о бессмертии, астрология, объясняющая социальные явления исходя из космических процессов, геомантия, связывающая благоприятное расположение жилищ и могил с особенностями ландшафта, и физика, напоминающая античную натурфилософию и использующая магические схемы, а также идею соответствия микро- и макрокосма для анализа природных явлений. К количественным наукам относилась математика, носившая, в отличие от античности, не геометрический, а алгебраический характер, математическая гармоника — наука пифагорейского типа, исследующая числовые закономерности строения музыкальных ладов, и математическая астрономия, также подчиняющая астрономические явления определенным числовым соответствиям. Стержнем, связывающим все эти науки в единое целое, была для китайской культуры очень необычная дисциплина — нумерология, заменившая в этом статусе аристотелевскую логику.

Характерную особенность древнекитайской цивилизации составлял культ образованности и грамотности. Основные направления философско-теоретического мышления древнего Китая придавали исключительную важность гуманитарному фактору, признавали человека венцом природы и ставили его вровень с небом и землей; в этой космической триаде человек, как связующее звено, обусловливал единство мира. Наиболее важное место в этом направлении занимает конфуцианство — этико-политическое учение философа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек (учение об изначальной доброте человеческой природы), опирающийся на традиции мудрых предков.

В оппозиции к конфуцианству находился даосизм.

Древние даосы признавали объективность мира, выступали против обожествления неба, учили, что небо, так же как и земля, — часть природы. Однако не отрицали существование богов, считая их порождением дао. Мир, в представлении даосов, состоит из мельчайших неделимых материальных частиц ци и находится в состоянии постоянного изменения. Возникновение материалистических и антирелигиозных идей в Древнем Китае тесно связано с развитием науки, особенно астрономии. Установленная астрономами периодичность движения светил сыграла важную роль в выдвижении идеи объективной закономерности — дао, управляющей всем происходящим в природе. Уже в XI вв. до н. э. в Китае было выдвинуто положение: „Высшее существо не может существовать! Мир образован из пяти первоэлементов: из металла, дерева, воды, огня и земли”.

Материалистические и антирелигиозные идеи получают развитие у Сунь Цзы (III в до н. э.), отрицавшего существование бога или какой-нибудь иной сверхъестественной силы. Философ Ван Чун (I в. н. э.) провозглашает, что мир вечен, его основу образует субстанция (ци), из которой все вещи возникают и в которую они превращаются. Вселенная не имеет никакой цели. Вещи возникают сами собой, они не суть творение какого-нибудь духа Все совершается по естественному закону, в соответствии с которым все возникающее рано или поздно гибнет. В центре философии Ян Чжу (440-334). стоит наивно-материалистическое учение о человеке. Он считал, что природа и человек как ее составная часть подчинены необходимости, заложенной в самих вещах. В объективно существующем мире “все совершается само собой”, поэтому “все следует предоставить естественному течению”. Человек должен постичь дао (экологический закон природы) и не действовать вопреки ему. Рассматривая человека как элемент природы, Ян Чжу принципиально не выделяет его из остальных существ. Человек состоит из тех же “пяти элементов”, что и вся природа, отличаясь от других живых организмов лишь разумом.

Прогресс науки Древнего Китая определялся ее прикладным характером, в отличие от Древней Греции, где наука противопоставлялось технике. Больших успехов достигла математика, так в II в. до н. э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах». Это своего рода руководство для землемеров, астрономов, чиновников и т. д. В книге помимо чисто научного знаний, были представлены цены на различные товары, показатели урожайности земледельческих культур и т. д. С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря. Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного производства.

Страницы:12следующая →

Оставьте комментарий