Наука как особая сфера культуры


Наука как познавательная деятельность, сфера культуры

Наука – это форма общественного сознания, особый вид познавательной деятельности. Она направлена на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

В научной деятельности могут преобразовываться любые объекты – фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания, поэтому все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта.

Наука как знание

Наука как знание представляет собой развёрнутую ассоциацию познавательных единиц, нацеленных на раскрытие объективных законов.

С точки зрения образующего науку знания, она не является целостной. Это проявляется в двух отношениях:

Во-первых, она включает в себя содержательно несовместимые альтернативные и остроконкурирующие теории. Эта несовместимость может быть преодолена путём синтеза альтернативных теорий.

Во-вторых, наука представляет собой своеобразное сочетание научного и ненаучного знания: она включает в себя собственную историю, содержащую альтернативные знания.

Основания научности, позволяющие различать науку и ненаучные знания: адекватность, отсутствие изъянов, пробелов, непоследовательностей. Критерии научности знания зависят от различных сфер и этапов познания.

По мнению В.В. Ильина, наука как знание состоит из трёх слоёв:

1. «наука переднего края»,

2. «твёрдое ядро науки»,

3. «история науки».

Наука переднего края наряду с истинными включает неистинные, но полученные научными средствами результаты. Для этого слоя науки характерны информативность, нетривиальность, эвристичность, но одновременно в ней ослаблены требования точности, строгости, обоснованности. Это необходимо для того, чтобы наука могла варьировать альтернативы, проигрывать разные возможности, расширять свой горизонт, производить новое знание. Поэтому наука «переднего края» соткана из поисков истины – предчувствий, блужданий, отдельных порывов к ясности, и располагает минимально достоверным знанием.

Второй слой – твёрдое ядро науки – образуется отфильтрованным из науки истинным знанием. Это основа, базис науки, достоверный пластом знания, образовавшийся в процессе познания. Твёрдое ядро науки отличается ясностью, строгостью, достоверностью, обоснованностью, доказательностью. Его задача – выступать фактором определённости, играть роль предпосылочного, базисного знания, ориентирующего и корректирующего познавательные акты. Оно состоит из доказательств и обоснований, олицетворяет наиболее устоявшуюся, объективную часть науки.

История науки (третий слой) создаётся массивом вытесненного за пределы науки, морально устаревшего знания. Она является, прежде всего, фрагментом науки, а уж потом – историей. В ней хранится бесценный резерв идей, которые могут быть востребованы в будущем.

История науки

— стимулирует научный поиск,

— содержит развёрнутую панораму динамики знания,

— способствует постижению внутринаучных перспектив и возможностей,

— аккумулирует информацию о путях достижения знания, формах, способах анализа объекта,

— выполняет охранительные функции – предостерегает, препятствует обращению к тупиковым ходам мысли и идеям.

Наука как познавательная деятельность

Науку можно представить также как определённую человеческую деятельность, обособленную в процессе разделения труда и направленную на получение знаний.

У неё есть две стороны: социологическая и когнитивная.

Первая фиксирует ролевые функции, стандартные обязанности, полномочия субъектов в рамках науки как академической системы и социального института.

Вторая отображает творческие процедуры (эмпирического и теоретического уровня), позволяющие созидать, расширять и углублять знание.

Основой научной деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ. На этой базе осуществляется синтез новых научных знаний, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют строить причинно-следственные связи и прогнозировать будущее.

В познавательной деятельности участвуют люди, занятые научным исследованием, написанием статей или монографий, объединённые в учреждения или организации типа лабораторий, институтов, академий, научных журналов.

Деятельность по производству знаний невозможна без использования экспериментальных средств – приборов и установок, с помощью которых фиксируются и воспроизводятся изучаемые явления.

Предметы исследования – фрагменты и аспекты объективного мира, на которые направлено научное познание — выделяются и познаются посредством методов.

Системы знаний фиксируются в виде текстов и заполняют полки библиотек. Конференции, дискуссии, защиты диссертаций, научные экспедиции – всё это конкретные проявления познавательной научной деятельности.

Науку как деятельность невозможно рассматривать в отрыве от другого её аспекта – научной традиции. Реальные условия творчества учёных, гарантирующие развитие науки – это использование опыта прошлого и дальнейший рост бесконечного количества зародышей всякого рода идей, скрытых иногда в далёком прошлом. Научная деятельность возможна благодаря множеству традиций, в рамках которых она осуществляется.

Компоненты научной деятельности:

  • разделение и кооперация научного труда
  • научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование
  • методы научно-исследовательской работы
  • понятийный и категориальный аппарат
  • система научной информации
  • вся сумма накопленных ранее научных знаний.

Наука как социальный институт

Наука – это не только деятельность, но и социальный институт. Институт (от лат. institutum – установление, устройство, обычай) предполагает действующий в обществе комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека. Понятие «социальный институт» отражает степень закреплённости того или иного вида человеческой деятельности – так, существуют политические, социальные, религиозные институты, а также институты семьи, школы, брака и проч.

Функции науки как социального института: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-технического знания, распределение вознаграждений, признание результатов научной деятельности (перевод личных достижений учёного в коллективное достояние).

Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

  • совокупность знаний (объективного, или социализированного, и субъективного, или персонального) и их носителей (профессиональную страту с цельными интересами);
  • когнитивные правила;
  • моральные нормы, нравственный кодекс;
  • наличие специфических познавательных целей и задач;
  • выполнение определённых функций;
  • наличие специфических средств познания и учреждений;
  • выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
  • финансы;
  • инструментарий;
  • получение и повышение квалификации;
  • коммуникация с различными уровнями управления и самоуправления;
  • существование определённых санкций.

Кроме того, компонентами науки, рассматриваемой как социальный институт, выступают различные инстанции, живое общение, авторитет и неформальное лидерство, властная организация и межличностный контакт, корпорации и сообщества.

Наука как социальный институт зависит от потребностей развития техники, социально-политических структур и внутренних ценностей научного сообщества. В связи с этим возможны ограничения исследовательской деятельности и свободы научного поиска. Институциональность науки обеспечивает поддержку тем проектам и видам деятельности, которые способствуют укреплению конкретной системы ценностей.

Одним из неписанных правил научного сообщества является запрет на обращение к властям с призывом или просьбой об использовании механизмов принуждения и подчинения в разрешении научных проблем. Требование научной компетентности становится ведущим для учёного. Арбитрами и экспертами при оценке результатов научного исследования могут быть только профессионалы или группы профессионалов.

Наука как особая сфера культуры

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. Это значит, что наука зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, и сама в значительной степени определяет общественную жизнь. Наука возникла как социокультурный феномен, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире. Она существует, оказывая заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. С другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры .

Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Каждое общество имеет науку, соответствующую уровню его цивилизационной развитости. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Культурно-технологическая функция науки связана со включением человека – субъекта познавательной деятельности – в познавательный процесс.

Наука не может развиваться, не осваивая знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки — проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления, любая иннновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки. Этос науки (по Р. Мертону) – совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.

Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно, наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.

Являясь социокультурным феноменом, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, она реализует себя в функции непосредственной производительной силы и выступает в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей.

Откликаясь на политические потребности общества, наука предстаёт как инструмент политики. Официальная наука вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы, помогающие существующей власти сохранить своё привилегированное положение.

Постоянное давление общества ощущается не только потому, что наука сегодня вынуждена выполнять социальный заказ. Учёный всегда несёт моральную ответственность за последствия применения технологических установок. В отношении точных наук большое значение имеет такая характеристика, как секретность. Это связано с необходимостью выполнения специальных заказов, и в частности, в военной промышленности.

Наука – «коммунитарное (коллективное) предприятие»: ни один учёный не может не опираться на достижения своих коллег, на совокупную память человечества. Каждый научный результат есть плод коллективных усилий.



Тема 1.6. Искусство, его формы, основные направления

Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:

— биологизаторская — происхождение искусства из по­требности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, нахо­дящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели вы­сокой творческой деятельности;

— игровая — причины возникновения искусства в потреб­ности расходования человеком нерастраченной в трудовой де­ятельности энергии, в необходимости тренировки для усвое­ния социальных ролей;

— магическая — искусство — форма различных видов ма­гии, внедренной в повседневную деятельность еще первобыт­ного человека;

— трудовая — искусство — результат труда: полезные ка­чества произведенных предметов становятся объектом худо­жественного наслаждения.

Искусство — практическая деятельность человека, на­правленная на освоение и создание эстетических ценнос­тей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искусство: ис­кусство — подражание природе; «природа — лучший мастер форм». Искусство — творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Предмет искусства — человек, его отношения с окру­жающим миром и другими индивидами, а также жизнь лю­дей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме худо­жественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа про­исходит процесс художественного обобщения, выделения су­щественных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусства — художественное произведе­ние, имеющее видовую и жанровую определенность и осу­ществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную кон­цепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд ви­дов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анима­листический жанр, исторический жанр); скульптура (станко­вая, декоративная, монументальная); декоративно-приклад­ное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.

Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действитель­ности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.

Искусство выполняет в обществе множество разнообраз­ных функций, по поводу содержания которых между сторон­никами различных теорий ведутся споры.

Функции искусства

Наименование функции Ее содержание
Общественно-преобра­зующая Оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества
Художественно-кон­цептуальная Анализирует состояние окружающего мира
Воспитательная Формирует личность, чувства и мыс­ли людей
Эстетическая Формирует эстетические вкусы и по­требности человека
Утешительно-компен­саторная Восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности
Предвосхищения Предвосхищает будущее
Внушающая Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику
Гедонистическая (от греч. наслаждение) Доставляет людям удовольствие
Познавательно-эврис­тическая Отражает и осваивает те стороны жиз­ни, которые труднодоступны науке

Образец задания

С8. I Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

«Цель искусства — не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).

«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключев­ский).

Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

— соответствовать базовой обществоведческой науке (фило­софии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (вы­сказывание мыслителя);

— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмот­рению вопросов, которые раскрываются с опорой на зна­ния, полученные при изучении курса обществознания (от­вечайте на вопросы типа: С какими основными компонен­тами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?);

— включать ясно выраженное и аргументированное собст­венное понимание проблемы и отношение к ней (отвечай­те на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказывани­ем? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем?

Наука как особая сфера культуры

По­чему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

— содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен(на) привести? Какие теоретические обобщения мне следу­ет учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвер­дить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться кор­ректностью в их использовании;

— характеризоваться свободной композицией, непринужден­ностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:

• Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что ка­жется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, кото­рый определит ее содержание и сущность.

• Основная часть эссе представляет собой относительно раз­вернутое изложение вашего собственного мнения в отно­шении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социаль­ного опыта:

Тезис — то, что требуется доказать

Аргументы — факты, примеры, доводы, суждения

Выводы — в силу каких доказательств ваш тезис верен

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

• В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые свя­заны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема при­обретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

— включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

— описание различных точек зрения на проблему или раз­ных подходов к ее решению;

— наличие указания на многозначность используемых поня­тий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

— присутствие указания на альтернативные варианты реше­ния проблемы.

⇐ Предыдущая12345678910



Структура научно-познавательной деятельности.

Этика науки

В структуре научного познания выделяют эмпирический и теоретический уровни, которые между собой тесно взаимодействуют. Эмпирический уровень связан с выдвижением гипотезы и ее подтверждением: ученый наблюдает те или иные явления действительности, производит эксперименты, фиксируя полученную информацию в форме «протокольных высказываний». Впоследствии он об-общает увиденное, формулирует законы, призванные объяснять глу-бинные причины наблюдаемых явлений. Это и есть теоретический уровень научного исследования. В дальнейшем наличие работоспособной теории позволяет предсказать новые факты, акцентировать и интенсифицировать последующий научный поиск.

Совокупность наблюдаемых фактов, отражающих соответствую-щую предметность, составляет эмпирический базис научной дисциплины. Теория не должна выходить за рамки этих фактов, иначе она будет иметь эфемерный фантастический характер. В то же время, ученый должен быть готов усовершенствовать существующую теорию, либо вовсе от нее отказаться, если она не может объяснить вновь открытые факты. В отличие от незыблемых религиозных дог-матов, наука есть саморазвивающаяся и самообновляющаяся система: получая более совершенный интрументарий, более точные приборы, ученые постоянно открывают новые факты, расширяют ее эмпирический базис. Вслед за этим они вынуждены разрабатывать инновационные теоретические конструкции, менять научную парадигму. Любая самая совершенная и всеобъемлющая теория неизбежно носит условный характер, через некоторое время она устареет и будет отброшена, предоставив место новой теории, произойдет научная революция. В этом состоит динамика научного познания.

Наука представляет собой сложную и многогранную сферу человеческой деятельности, поэтому можно выделить ее различные виды по разным основаниям. Осуществляя классификацию научных форм по их предметности, обычно разграничивают естествознание – занятое изучением живой и неживой природы (физика, химия, биология и т.п.), социально-гуманитарные науки – сфера их интересов связана с человеком и обществом (социология, политология, психология и т.п.) и технические – призванные развивать и теоретически осмысливать «искусственную природу», созданную человеком: различные машины, механизмы, электронные и другие приспособления.

Наиболее часто науки классифицируются по их отношению к практической деятельности, при этом обычно подразделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальная наука осуществляет изучение основополагающих законов окружающей природы и социума, человеческого сознания и мышления. Прикладная наука решает задачи технологического внедрения полученных знаний, по-становки их на службу человеку, интенсификации на их основе про-мышленного производства. От поставленных целей зависит выбор исследовательского направления; если в фундаментальных науках он зависит от внутренней логики саморазвития, специфики изучаемой предметности и их методологических возможностей, то прикладные науки тесно связаны с конкретно-историческими запросами социальной системы, непосредственно решаемыми технологическими и экономическими проблемами.

Наиболее яркими примерами фундаментального научного знания являются теоретическая физика, химия, математика и математическая логика, биология. К прикладным наукам относятся медицина, агрономия, бухгалтерский учет, навигация, военная стратегия и тактика, целый ряд других технических, экономических и тому подобных дисциплин. Хотя на первый взгляд кажется, что именно прикладное знание непосредственно отвечает жизненным потребностям человека, соответственно, является более важным, однако перспективы его развития непосредственно определяются уровнем, достигнутым фундаментальной наукой, несмотря на ее абстрактно-теоретическую направленность.

Сущность научной работы состоит в получении новых знаний, служащих основой для практического преобразования окружающей действительности, создающих предпосылки для дальнейшего развития передовых технологий. Однако технический прогресс не является самоцелью, он призван все более полно удовлетворять потребности человека, имеет гуманистическую направленность. Об этом не должен забывать ученый, стремясь к новым открытиям «любой ценой», даже если в дальнейшем их бессистемное использование сможет принести цивилизации непоправимый урон. В условиях обострения глобальных проблем современности моральный критерий становится главным фактором научной деятельности, важ-нейшим показателем ее результативности.

В настоящее время научная общественность озабочена возможностью поспешных инноваций, не продуманных в достаточной степени с точки зрения их социальных последствий. Так, приняты меры по ограничению разработок в сфере генной инженерии. В 1974 г. группа ученых во главе с Бергом призвала мировое научное сообщество объявить мораторий на опыты с рекомбинантными молекулами ДНК (запрет действовал на протяжении около 10 месяцев). Впоследствии указанная проблема обсуждалась на конференции в Калифорнии (США); тем самым научное сообщество впервые официально взяло на себя моральные обязательства, ограничивающие исследования в определенной области. Были сформулированы правила общечеловеческой безопасности, призванные ограничить некоторые виды экспериментов еще до их проведения (а не после того, как это имело место ранее). В настоящее время ни одна биомедицинская программа, связанная с морфологией человека, не может начать реализацию, если она не прошла этической экспертизы.

Сегодня для всех очевидно, что наука как социальный институт нуждается в постоянном квалифицированном контроле со стороны всего общества в целом. Цели, средства и методы любого исследования должны соответствовать нравственным критериям, иметь в виду не только стремление ученого к успеху, повышению своего научного престижа, но также интересы человечества в глобальном измерении. Процедура контроля должна носить открытый демократический характер, выработать оптимальные организационные фор-мы, которые позволят эффективно получать новые знания, осуществлять технические проекты гуманистической направленности.

Понятие метода

Метод – совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Научный метод служит получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы выполняют двоякую роль. Во-пер-вых, следование им – необходимое условие получения достоверного результата.

Наука как особая сфера социальной культуры

Во-вторых, они выступают как средство социального контроля в рамках научного сообщества.

История развития науки, свидетельствует о том, что новое в познании рождалось не столько благодаря улучшению психологических качеств отдельных личностей, сколько путем изобретения и совершенствования методов работы.

Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д.

Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в других областях. В то же время многие выдающиеся достижения – следствия переноса методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие науки. Основа этого переноса – материальное единство мира.

Методы образуют основу учения, которое называется методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определенные научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное и обоснованное знание. Поэтому методология не ограничивает себя лишь исследованием методов. Она вовлекает в свою сферу множество производных вопросов: что такое знание, каковы критерии его отличия от заблуждения, какие формы развития и т.д.

В структуре метода центральное место занимают правила – пред-писания, устанавливающие порядок действий на пути к определенной цели. В базовом знании правила фиксируется закономерность, проявляющаяся в некоторой предметной области. Базовое знание трансформируется в систему операциональных норм, обеспечиваю-щих «подведение», т.е. соединение средств и условий с деятельностью человека. Истинность базового знания – необходимое условие правильности метода.

В базовом знании интегрируются результаты самых разнообразных наук. Можно выделить философское, общенаучное, конкретно-научное его содержание. Особое место в базовом знании принадлежит его предметно-образному компоненту, закрепленному в различного рода методиках.

Философское содержание метода составляют положения онтологии и теории познания, антропологии, логики, этики, эстетики, аксиологии. Философия помогает определить правильное направление исследования, т.е. на уровне философской методологии формируется мотивация научно-исследовательской деятельности.

Концепции, положения которых справедливы по отношению к целому ряду фундаментальных и частных научных дисциплин, составляют базовое знание методов общенаучного характера. Так, методы теоретической кибернетики, семиотики, теории систем и других наук глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания, но особая роль принадлежит математике. Ее принято относить к естественным наукам, т.к. она всегда черпала предмет для своего анализа и применения в процессах, изучаемых естественными науками (физикой, химией, биологией и т.д.). В XIX в. математические методы глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания и оказались необходимыми в экономике и многих гуманитарных науках (лингвистика, история, социология, политология и др.).

Результаты фундаментальных наук могут транслироваться в методы более конкретных наук. Тесная связь инженерной деятельности с практическими потребностями вызывает необходимость своевременного учета в технических науках многообразных и быстроизменяющихся регулятивов социально-экономического характера и не позволяет рассматривать технические науки лишь как сумму прикладных разделов математики, химии и других естественных наук.

Знания, применяемые на предметно-чувственном уровне некоторого научного исследования, составляют базу его методики. В эмпирическом исследовании методика обеспечивает экспериментально-производственную деятельность.

Всякая методика создается на основе более высоких уровней знаний, но представляет собой совокупность узкоспециализированных установок, включающую в себя достаточно жесткие ограничения – инструкции, проекты, стандарты, технические условия и т.д. На уровне методики установки, существующие идеально, в мыслях человека, как бы смыкаются с практическими операциями, завершая образование метода. Без них метод представляет собой нечто умозрительное и не получает выхода во внешний мир. В свою очередь практика исследования невозможна без влияния идеальных установок. Хорошее владение методикой – показатель высокого профессионализма.

Познавательные методы разделяют на две группы: 1) общелогические – присущие познанию в целом как на обыденном, так и на теоретическом уровне (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование); 2) приводящие к научному познанию. Последние по отношению к опыту делятся на эмпи-рические (наблюдение, эксперимент, измерение, описание) и теоретические (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы).

Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2865;

Похожие статьи:

Философия науки исследует проблем возникновения и роста научного знания на разных стадиях общественного развития. Изучая общие закономерности развития науки, она рассматривает рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания.

2) Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы.

Наука как особая сфера культуры. Функции науки

Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже с 18 века наука превращается в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, споровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины.

Этот процесс, начавшийся в конце 18 века и продолжавшийся до середины 19 века, привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное — стала разрабатывать свои специфические приемы м методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет.

На рубеже 19-20 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами в обществе.

3) Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, во-вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.

Наука как познавательная деятельность, социальный институт, особая сфера культуры

Наука как социокультурное явление

При рассмотрении социокультурных особенностей науки надо учитывать наличие различных интерпретаций социокультурного подхода. В частности, при анализе такого явления, как наука, необходимо исходить из его интегральной модели, базирующейся на идеях П.Сорокина, развиваемых сегодня Н.И. Лапиным, А.С. Ахиезером и др.

Рассматриваемый подход заключается в анализе науки в контексте трех взаимосвязанных аспектов: в системе общественных связей как определенного социального института, в контексте современного культурного процесса, и, что также немаловажно, в контексте жизнедеятельности человека в качестве ее предмета и формы.

Есть много оснований для, того, чтобы рассматривать и оценивать современную науку как социокультурный феномен. «Наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому, что когда речь идет об исследовании ее истоков, границы того, что мы называем наукой, расширяются до границ культуры. И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и подлинного» фундамента культуры в целом в ее первичном – деятельностном и технологическом понимании» (Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации – М.: Изд-во ПРИОР, 2001. – С. 85).

Состояние и развитие науки определяются социокультурными факторами. Ее возникновение связано с определенными потребностями человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире. В свою очередь научно-техническое развитие влияет на состояние социума и культуры, оказывая воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Развитие науки и техники, рассматриваемое в настоящем и тем более в перспективе, имеет неоднозначные, противоречивые социокультурные последствия, вызывая тем самым явления технического оптимизма и пессимизма, сциентизма и антисциентизма, иллюстрирующие неоднозначность во взглядах. Несмотря на это, очевидно, что достижения науки сегодня – мера национального престижа, чем более развита наука, тем культурнее общество, а чем культурнее общество, тем более развита наука. Современная наука демонстрирует все более активную деятельную интенцию, проникает в социальный и культурный смысл решаемых ею проблем. Она выступает высшим продуктом человеческого творчества. Все большее значение приобретают для ее развития факторы «человекоразмерности», толерантности и соревновательности, нацеленности на человека, развитие его возможностей и способностей. Для развития современной науки характерны использование собственно научных и вненаучных традиций, направленность на синтез знания и культуры. В контексте общекультурного обмена и развития обеспечиваются ее преемственность, трансляция ее достижений, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Будучи социокультурным феноменом, наука стимулирует развитие культуры, в свою очередь сама зависит от состояния общества и культуры. В настоящее время актуальное значение для современной науки приобретает фактор морально-этического контроля и самоконтроля. Следует подчеркнуть, что современный ученый должен брать на себя все большую ответственность за свои творения, за окружающий мир. В данном случае он плотно соприкасается с этикой, ибо ответственность — это этическая конструкция. Нравственная ориентация обеспечивает истинное знание, которое находится в единстве с добром и красотой.

Рассмотрение научно-технического развития в качестве сложного процесса позволяет выявить ряд закономерностей его социокультурной динамики: экспоненциального роста; социальной селекции; технического принуждения; волнообразности научно-технического развития; функциональной инверсии; неравномерности инновационного процесса.

Для эффективного развития научно-технической сферы необходима глубоко разработанная государственная научно-техническая политика, учитывающая, прежде всего, основные закономерности и тенденции современного научно-технического развития.

НАУКА — особая, профессионально-организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания. Свойства: объектная предметность, общезначимость, обоснованность, определенность, точность, проверяемость, воспроизводимость предмета знания, объективная истинность, полезность. Наука представляет собой очень сложный и во многих отношениях противоречивый в своем эмпирическом бытии объект. Историческое многообразие форм науки: древняя восточная преднаука, античная наука, средневековая наука, новоевропейская наука: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Эти типы науки отличаются друг от друга не только своим предметным содержанием и дисциплинарным объемом, но и своими основаниями (онтологическими, гносеологическими, социальными и др.) При анализе современной науки можно выделить 4 класса наук, различных по ряду параметров: логико-математические, естественно-научные, инженерно-технические и технологические, социально-гуманитарные.

С точки зрения философского метода наука: 1)есть результат деятельности рациональной сферы сознания; 2)наука это объективный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт; 3)наука в равной степени относится как к познавательной,  так и к оценочной сфере рационального сознания. Наука — как рационально-предметный вид познания Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Рациональное знание более широкое понятие, чем научное знание.

Наука как познавательная деятельность, сфера культуры

Хотя всякое научное знание рационально, не всякое рациональное знание научно. Существует четыре типа научной рациональности: соответствующих четырем классам наук. К всеобщим характеристикам понятия наука, наряду с определением науки как рационально-предметного вида познания, относится также выделение в ней трех ее основных аспектов: наука как специфический тип знания, наука как особый вид деятельности, наука как особый социальный институт. Все аспекты связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого.

Наука как специфический тип знания —  исследуют логика и методология науки. Главная проблема —  выявление и экспликация тех признаков, которые являются необходимыми и достаточными для отличия научного знания от результатов других видов познания. Признаки научного знания: объективность (не зависит от познания человека, основано на идее: мир существует сам по себе), истинность (позиция  классического научного шовинизма), инновационность (научная новизна), результативность (результат научного знания-публикации), рефлексизм (постоянное осознание  способов постижения знания),объект науки (весь мир  в целом и любая его часть),  предмет науки (определенная сфера бытия, исследуемая через сетку научности),наличие  особого языка науки, открытость, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, обоснованность, полезность.

Наука как познавательная деятельность. Наука это когнитивная познавательная деятельность. Любая деятельность это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Структура любой деятельности состоит из трех основных элементов: цель, предмет, средства. Цель- получение нового научного знания (истина), предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы, и наконец, взаимодействие объекта и субъекта. Три основные модели изображения процесса научного познания: Эмпиризм —  научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о предмете научного исследования, выдвижение на их основе гипотез. Теоретизм исходный пункт научной деятельности – некая общая идея, рожденная в научном мышлении. Проблематизм исходный пункт — научная проблема, которая представляет собой существенный эмпирический или теоретический вопрос. Циклическая схема научной деятельности Поппера. Современная научная деятельность не сводиться к чисто познавательной. Она является существенным аспектом инновационной деятельность, направленной на создание новых потребительных стоимостей.

Наука как социальный институтстала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже с 18 века наука превращается в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце 18 века и продолжавшийся до середины 19 века, привел к дисциплинарномупостроению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное – стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет.

На рубеже 19-20 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами в обществе.

Функционирование научного общества осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, имеющих статус моральных норм – научного эпоса. Мертоном считал, что наука как особая социальная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива: Универсализм — внеличностный, объективный характер научного знания. Коллективизм – плоды научного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом. Бескорыстность главная цель деятельности ученых – служение истине. Организованный скептицизм – запрет на догматическое утверждение истины, развитие критики. Позднее Барбер добавил еще два- рационализм и эмоциональную нейтральность: Рационализм – утверждает, что наука не просто стремится к объективной истине, а к доказанному, логически организованному дискурсу оценивает который научный разум. Эмоциональная нейтральность запрещает людям науки использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии.

М.Полани говорил, ученый-это тот, кто признает  определенные ценности. Кун, представитель неопотивизма, говорил, что научное сообщество объединяет парадигма и определенные  идеи. Ядром осуществения практики являются определенные социальные роли. Социальные роли ученого -исследователь, учитель, администратор, эксперт-критик.

Оставьте комментарий