Научные революции в естествознании

Содержание

Похожие главы из других работ:

Атом во Вселенной, Вселенная в атоме

1.1 Революция в естествознании и возникновение учения о строении атома

Гипотезу об атомах как неделимых частицах вещества была возрождена в естествознании и прежде всего в физике и химии для объяснения таких эмпирических законов, как законы Бойля — Мариотта и Гей-Люссака для идеальных газов…

Значение науки в эпоху научно-технической революции

1.2 Определение научно-технической революции. Основные достижения

Современный этап научно-технического прогресса — эпоха НТР — это коренное преобразование производительных сил общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества…

История развития естествознания

1.2 Классическая эпоха в естествознании

Процесс становления науки, начавшийся в Древней Греции, оказался весьма длительным и продолжался вплоть до XVI — XVII веков, когда наука окончательно сформировалась как самостоятельная духовная деятельность и как социальный институт…

Концепции антропогенеза и современное естествознание

2. Современные научные гипотезы

За последние сто лет в разных местах земного шара были обнаружены сотни останков ископаемых людей, стоявших на разных ступенях развития. Вопрос о прародине человека, т. е. той части земного шара, где имел место начальный период антропогенеза…

Наука, ее структура, происхождение и роль в обществе

Анализ взглядов Т.Куна на проблему революции в науке (теория парадигм)

В начале 60-х годов XX в. американский ученый Т. Кун выдвинул концепцию, описав ее в своей книге «Структура научных революций», вышедшая в 1962 году. Одним из ее основных понятий была научная парадигма — совокупность научных достижений…

Научные революции ХХ века

1. Крупнейшие открытия в естествознании на рубеже XIX-XX веков

В конце XIX в. многие ученые пришли к выводу, что исследования в области физики дошли до своего предела и в этой области науки уже ничего нельзя открыть. Однако в это время было обнаружено…

Неклассическое и классическое естествознание, пространство и время в его интерпретации

2. Пространство и время в естествознании

Пространство и время — фундаментальные категории современного естествознания. Физические, биологические, географические и другие величины непосредственно или опосредованно связаны с пространственно-временными характеристиками объектов…

Основные принципы учения Дарвина об эволюции

3. Значение теории Дарвина в естествознании

Органическая эволюция имеет определенную направленность. Она идет по пути осуществления все более глубокого и полного соответствия организмов с окружающими их условиями жизни. Конечно, само это направление не является однозначным…

Особенности современной научно-технической революции

1. Понятие, характерные черты и основные направления научно-технической революции

Невиданное ранее ускорение научно-технического прогресса, который привел к научно-технической революции, началось в мире в 50-х гг.

ХХ в. Научно-техническая революция вызвала к жизни качественные преобразования производительных сил…

Производство гипотез в естествознании. Наука эпохи Возрождения. Гипотезы происхождения человека

Вопрос 1. Производство гипотез в естествознании

Понятие научного метода познания мира Научный метод познания — метод, основанный на воспроизводимом эксперименте или наблюдении. Отличается от других методов познания (умозрительных рассуждений, "божественного" откровения и т.п…

Происхождение Вселенной и момент Большого Взрыва

2.1 Таблица «Принципы познания в естествознании»

Название принципа Суть принципа Пример использования Значимость принципа Принцип причинности Суть принципа причинности состоит в признании причинной обусловленности любого явления и необходимой связи причины и…

Филогенетические системы покрытосеменных

3. Научные эволюционные классификации.

2.2.1 Искусственные системы Искусственная классификация построена на основе нескольких, а иногда и одного морфологических признаков. Одна из первых классификаций подобного рода была предпринята итальянцем Андреа Чезальпино…

Филогенетические системы покрытосеменных

2.2.3 Научные эволюционные классификации

Филогенез рассматривает эволюцию в качестве процесса, в котором генетическая линия — организмы от предка к потомкам — разветвляется во времени, и её отдельные ветви могут приобретать те или иные изменения или исчезать в результате вымирания…

Этапы развития биологии. Генетика и эволюция

1.3 Естествознание второй половины ХIXв.: на пути к научной революции

Этапы развития естествознания и общества

2. НОВЕЙШАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

Период новейшей революции в естествознании совпал с вступлением капитализма в стадию империализма. Новые потребности техники оказали стимулирующее действие на естествознание, приведшее к тому, что в середине 90-х гг. XIX в…

Научные революции в естествознании

Первая научная революция

Конец XV-XVI веков – переход от Средневековья к Новому времени – эпоха Возрождения (возрождение культурных ценностей античности).

1)   Первая научная революция связана с появлением гелиоцентрического учения польского астронома Николая Коперника (1473 – 1543). Труд «Об обращениях небесных сфер». Объяснение движения планет без эпициклов. Земля – одна из планет Солнечной системы. Учение было запрещено церковью.

Однако на основе гелиоцентрической системы в 1582 г. была проведена церковная реформа календаря: на смену юлианскому пришел григорианский.

2)   Итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600) пошел дальше Коперника – бесконечность Вселенной, множественность миров. Сожжен на Площади Цветов в Риме в 1600 г. как нераскаявшийся еретик.

3)   Появление методологии – Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт (Картезий). Главная ценность – объективное познание мира.

4)   Галилео Галилей (1564 – 1642). Новое механистическое естествознание. Блестящий экспериментатор. Естественнонаучное обоснование гелиоцентрической системы в труде «Диалог о двух системах мира – Птолемеевской и Коперниковой». Суд инквизиции, отречение от взглядов.

5)   Первые теоретические концепции, объясняющие фундаментальные характеристики живого.

6)   Научная революция XVII в. завершилась творчеством Исаака Ньютона (1643-1727)

6. Естествознание Нового времени (XVII – XIX вв.)

Исаак Ньютон – дифференциальное и интегральное исчисления, важные астрономические наблюдения, завершение дела Галилея по созданию классической механики. Три закона механики, закон всемирного тяготения. Основной труд – «Математические начала натуральной философии» – 1687 г. Предложил научно-исследовательскую программу, которую он назвал «экспериментальной философией» – механистическую.

Проблема философского метода.

Истоки противоположности двух методов – в древности. Гераклит: «Все течет, все изменяется», Ксенофан, Парменид, Зенон – мир неподвижен, неизменен, так как всякое изменение – это противоречие, что невозможно.

На определенном этапе научного познания природы метафизический метод был неизбежен, так как облегчал процесс познания. В рамках метафизического подхода проводилась классификация явлений природы. Карл Линней «Система природы»- предложен принцип такой классификации для живой природы. Градация: класс, отряд, род, вид, вариация. 6 классов животного мира (млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, черви, насекомые) и 24 класса растительного. Однако Линней не усмотрел в этой классификации развития.

Дальнейшее развитие естествознания требовало его диалектизации.

Научная революция 18-19 веков

Сутью научной революции 18-19 вв. является диалектизация естествознания.

1)   Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) «Всеобщая естественная история и теория неба»- попытка исторического объяснения происхождения Солнечной системы.

2)   Пьер Симон Лаплас «Изложение системы мира» – независимо от Канта пришел к тем же выводам. Космогоническая гипотеза Канта-Лапласа.

3)   в XIX в идеи развития распространились на все естествознание. Английский естествоиспытатель Чарльз Лайель (1797-1875) «Основы геологии» — идеи геологического эволюционизма.

4)   Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) «Происхождение видов в результате естественного отбора».

Развитие- это условие существования вида, условие его приспособления к окружающей среде.

5)   Ботаник Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881), биолог Теодор Шванн (1810-1882)- создатели клеточной теории (все растения и животные состоят из клеток).

6)   Широкомасштабное единство, взаимосвязь в материальном мире продемонстрирована с открытием закона сохранения и превращения энергии. Первооткрывателями его считаются немецкий врач Юлиус Роберт Майер (1814-1878) и английский исследователь Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889). Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821-1894) увязал этот закон с принципом невозможности вечного двигателя.

7)   Немецкий химик Фридрих Вёлер (1800-1882) – синтезировал первое искусственное органическое вещество – мочевину.

8)   Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) — периодическая таблица элементов.

9)   Французский биолог Жан Батист Пьер Ламарк (1744-1829)- гипотеза эволюции живой природы.

Принципы:

а) градации (стремление к совершенству),

б) прямого приспособления к условиям внешней среды.

Законы:

а) изменения органов под действием упражнений,

б) наследования признаков новыми поколениями.

Механистические взгляды на материальный мир господствовали до XIX века. Все закономерности материального мира сводились к законам механики. С открытием электрического заряда пришлось пересматривать взгляды.

1)   Француз Шарль Огюст Кулон (1736-1806) – закон взаимодействия электрических зарядов.

2)   Англичанин Майкл Фарадей (1791-1867) ввел в науку понятие электромагнитного поля. Кроме вещества, в природе существует еще и поле.

3)   Англичанин Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879) «Трактат об электричестве и магнетизме»- математическая теория электромагнитного поля.

4)   Немец Генрих Рудольф Герц (1857-1894) экспериментально подтвердил теоретические выводы Максвелла.

Естественнонаучная революция 20 века

В конце XIX — начале XX века был сделан каскад научных открытий, которые привели к коренному пересмотру физической картины мира.

1)   Французский физик Антуан Анри Беккерель (1852-1908) открыл явление спонтанного излучения солей урана.

2)   Французские физики Пьер Кюри (1859-1906) и Мария Склодовская-Кюри (1867-1934) открыли новые радиоактивные элементы.

3)   Английский физик Джозеф Джон Томсон (1856-1940) открыл первую элементарную частицу – электрон и предложил первую модель атома.

4)   Английский физик Эрнест Резерфорд (1871-1937) предложил новую, планетарную модель атома. Она основывалась на экспериментах Ганса Гейгера (1882-1945) и Эрнста Марсдена (1889-1970).

5)   Датский физик Нильс Бор (1885-1962) разработал квантовую теорию строения атома. Постулаты: в атоме существуют дискретные (стационарные) состояния, в которых атом не излучает. При переходе из одного состояния в другое атом излучает или поглощает квант энергии.

6)   Немецкий физик Макс Планк (1858-1947) положил начало квантовой теории, выдвинув гипотезу о дискретном испускании электромагнитного излучения.

7)   Альберт Эйнштейн (1879-1955) дополнил гипотезу Планка положениями, что электромагнитное излучение распространяется и поглощается порциями (квантами). Создал теорию относительности, основанную на том, что пространство и время не абсолютны.

8)   Французский ученый Луи де Бройль (1892-1987) выдвинул идею о волновых свойствах материи. Корпускулярно-волновой дуализм.

9)   Появилась электроника — наука о взаимодействии электронов с электромагнитными полями и о методах создания электронных приборов, используемых для передачи, обработки и хранения информации. В 1940 г американский математик Норберт Виннер предложил использовать в вычислительных машинах не десятичную, а двоичную систему счисления, разработанную Джоржем Булем в 19 в. На основе идей Виннера была создана общая теория информации и связи.

Этапы развития электронно-вычислительной техники

Первое поколение – ламповые вычислительные машины. Второе поколение – полупроводниковые ЭВМ. В середине 60х годов появились интегральные схемы. На них основано третье поколение ЭВМ. В начале 80х годов стали выпускать микросхемы, содержащие до 100 тыс. элементов в кубическом сантиметре. Сейчас выпускают большие и сверхбольшие интегральные микросхемы (более млн. элементов). Один из путей развития электроники – создание микросхем на основе белковых структур.



Начало процессу стихийной диалектизации естествен­ных наук, составившему суть третьей революции в есте­ствознании, положила работа немецкого ученого и филосо­фа Иммануила Канта (1724-1804) «Всеобщая естествен­ная история и теория неба». В этом труде, опубликован­ном в 1755 году, была сделана попытка исторического объяснения происхождения Солнечной системы.

Гипотезу Канта принято именовать небулярной (от лат. nebula — туман) поскольку в ней утверждалось, что Солн­це, планеты и их спутники возникли из некоторой перво­начальной, бесформенной туманной массы, некогда равно­мерно заполнявшей мировое пространство. Кант пытался объяснить процесс возникновения Солнечной системы дей­ствием сил притяжения, которые присущи частицам ма­терии, составлявшим эту огромную туманность. Под вли­янием притяжения из этих частиц образовывались отдель­ные скопления, сгущения, становившиеся центрами притя­жения. Из одного такого крупного центра притяжения образовалось Солнце, вокруг него расположились частицы в виде туманностей, которые начали двигаться по кругу. В круговых туманностях образовались зародыши планет, которые начали вращаться также вокруг своей оси. Солн­це и планеты сначала разогрелись вследствие трения сла­гающих их частиц, затем начали остывать.

Хотя Кант в своей работе опирался на классическую механику ХVII века (подзаголовок его труда гласил: «Опыт об устройстве и механическом происхождении всего миро­здания на основании ньютоновских законов»), он сумел со­здать развивающуюся картину мира, которая не соответ­ствовала философии Ньютона, враждебной эволюции. Идеи Канта о возникновении и развитии небесных тел были несомненным завоеванием науки середины ХVШ века. Его космогоническая гипотеза17 пробила первую брешь в ме­тафизическом взгляде на мир.

За« 671 65

Однако научная общественность того времени не обра­тила должного внимания на гениальную идею Канта (тог­да еще 30-летнего приват-доцента из Кенигсберга). Его труд, опубликованный первоначально без указания имени автора, дошел до публики в очень малом числе экземпля­ров (из-за банкротства издателя) и оставался практиче­ски неизвестным до конца XVIII века.

Более сорока лет спустя французский математик и аст­роном Пьер Симон Лаплас (1749-1827), совершенно неза­висимо от Канта и двигаясь своим путем, высказал идеи, развивавшие и дополнявшие кантовское космогоническое учение. В своем труде «Изложение системы мира», опуб­ликованном в 1796 году, Лаплас предположил, что перво­начально вокруг Солнца существовала газовая масса, нечто вроде атмосферы. Эта «атмосфера» была так велика, что простиралась за орбиты всех планет. Вся эта масса враща­лась вместе с Солнцем (о причине вращения Лаплас не говорил). Затем, вследствие охлаждения, в плоскости сол­нечного экватора образовались газовые кольца, которые распались на несколько сфероидальных частей — зароды­шей будущих планет, вращающихся по направлению сво­его обращения вокруг Солнца. При дальнейшем охлажде­нии внутри каждой такой части образовалось ядро, и пла­неты перешли из газообразного в жидкое состояние, а затем начали затвердевать с поверхности.

Имена создателей двух рассмотренных гипотез были объединены, а сами гипотезы довольно долго (почти столе­тие) просуществовали в науке в обобщенном виде — как космогоническая гипотеза Канта-Лапласа.

В XIX веке диалектическая идея развития распростра­нилась на широкие области естествознания, в первую оче­редь на геологию и биологию.

В первой половине XIX века происходила острая борь­ба двух концепций — катастрофизма и эволюционизма, которые по-разному объясняли историю нашей планеты. Уровень развития науки этого периода делал уже невоз­можным сочетать библейское учение о кратковременности истории Земли с накопленными данными о смене геологи­ческих формаций и смене фаун, ископаемые остатки кото­рых находились в земных слоях. Это несоответствие неко­торые ученые пытались объяснить идеей о катастрофах, которые время от времени случались на нашей планете.

Именно такое объяснение было предложено француз­ским естествоиспытателем Жоржем Кювье (1769-1832). В своей работе «Рассуждения о переворотах на поверхнос­ти Земли», опубликованной в 1812 году, Кювье утверждал, что каждый период в истории Земли завершался мировой катастрофой — поднятием и опусканием материков, на­воднениями, разрывами слоев и т. д. В результате этих ка­тастроф гибли животные и растения, и в новых условиях появились новые их виды. Поэтому, считал Кювье, совре­менные геологические условия и представители живой при­роды совершенно не похожи на то, что было прежде. При­чины катастроф и возникновение новых видов раститель­ного и животного мира Кювье не объяснял.

Катастрофизму Кювье и его сторонников противостоя­ло эволюционное учение, которое в области биологии от­стаивал крупный французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744-1829). В 1809 году вышла его ра­бота «Философия зоологии». Ламарк видел в изменяю­щихся условиях окружающей среды движущую силу эво­люции органического мира. Согласно Ламарку, изменения в окружающей среде вели к изменениям в потребностях животных, следствием чего было изменение их жизнедея­тельности. В течение одного поколения, считал он, в слу­чае перемен в функционировании того или иного органа появляются наследственные изменения в этом органе. При этом усиленное упражнение органов укрепляет их, а отсут­ствие упражнений — ослабляет. На этой основе возника­ют новые органы, а старые исчезают. Таким образом, Ла­марк полагал, что приобретенные под влиянием внешней среды изменения в живых организмах становятся наслед­ственными и служат причиной образования новых видов. Но передача по наследству этих приобретенных изменений ни Ламарком, ни кем-либо из его последователей доказа­на не была. Поэтому взгляды Ламарка на эволюцию жи­вой природы не получили должного обоснования. Однако это не умаляет его заслуги как создателя первого в исто­рии науки целостного, систематического эволюционного учения.

Для утверждения этого учения исключительно важную роль сыграл трехтомный труд «Основы геологии» англий­ского естествоиспытателя Чарлза Лайеля (1797-1875). В этом труде, опубликованном в 1830—1833 годах, Лайель

3* 67

нанес сокрушительный удар по теории катастроф. Прове­дя анализ большого фактического материала, он показал, что все изменения, которые произошли в течение геологи­ческой истории, происходили под влиянием тех же факто­ров, которые действуют и в настоящее время. А потому для объяснения этих изменений совершенно не нужно прибе­гать к представлениям о грандиозных катастрофах. Необ­ходимо допустить лишь очень длительный срок существо­вания Земли.

Геологический эволюционизм оказал немалое влияние на дальнейшее совершенствование эволюционного учения в биологии. В предисловии к своей знаменитой книге «Происхождение видов в результате естественного отбора» Чарлз Роберт Дарвин (1809-1882) писал: «Тот, кто про­чтет великий труд Чарлза Лайеля о принципах геологии и все-таки не усвоит, как непостижимо огромны были прошлые периоды времени, может сразу же закрыть эту книгу»18.

Главный труд Дарвина «Происхождение видов» был опубликован в 1859 году. В нем Дарвин, опираясь на ог­ромный естественнонаучный материал из области палеон­тологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, географии животных и растений, изложил факты и причины биоло­гической эволюции. Он показал, что вне саморазвития орга­нический мир не существует и поэтому органическая эво­люция не может прекратиться. Развитие — это условие существования вида, условие его приспособления к окру­жающей среде.

Каждый вид, считал Дарвин, всегда нахо­дится на пути недостижимой гармонии с его жизненными условиями. Принципиально важной в учении Дарвина яв­ляется теория естественного отбора. Согласно этой теории, виды, с их относительно целесообразной организацией воз­никли и возникают в результате отбора и накопления ка­честв, полезных для организмов в их борьбе за существо­вание в данных условиях.

Наряду с фундаментальными работами, раскрывающи­ми процесс эволюции, развития природы, появились новые естественнонаучные открытия, подтверждавшие наличие всеобщих связей в природе.

К числу этих открытий относится клеточная теория, созданная в 30-х годах XIX века. Ее авторами были бо­таники Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881), установив-

ший, что все растения состоят из клеток, и профессор, био­лог Теодор Шванн (1810-1882), распространивший это уче­ние на животный мир. В октябре 1838 года Шлейден и Шванн встретились и обменялись мнениями. После этого Шванн следующим образом сформулировал сделанное от­крытие: «Весь класс клеточных растений состоит только из клеток». Что касается животных, то их все «многооб­разные формы возникают также только из клеток, причем аналогичных клеткам растений»19. Открытием клеточного строения растений и животных была доказана связь, един­ство всего органического мира.

Еще более широкомасштабное единство, взаимосвязь в материальном мире были продемонстрированы благодаря открытию закона сохранения и превращения энергии. Этот закон имел значительно большую «сферу охвата», чем уче­ние о клеточном строении животных и растений: послед­нее целиком и полностью принадлежит биологии, а закон сохранения и превращения энергии имеет универсальное значение, т. е. охватывает все науки о природе.

К идее о превращении одной формы энергии в другую первоначально пришел немецкий врач Юлиус Роберт Май­ер (1814—1878) во время своего путешествия в Ост-Индию в 1840 году. Он обнаружил, что венозная кровь больных в тропиках была краснее, чем в Европе, и объяснил это явление более высоким содержанием кислорода в крови. Последнее, полагал Майер, обусловлено тем, что при высо­ких температурах в организме человека сгорает меньше пищи, поскольку тело в этих условиях требует меньше теп­ла, получаемого за счет питания. Поэтому в венозной крови остается больше кислорода. Таким образом, Майер факти­чески высказал мысль, что химическая энергия, содержа­щаяся в пище, превращается в теплоту (подобно тому, как это происходит с механической энергией мышц).

Только в 1842 году, после некоторых неудач, Майеру удалось опубликовать свою идею в статье «О количествен­ном и качественном определении сил», а в 1845 году выш­ла его книга «Органическое движение в его связи с обме­ном веществ, вклад в естествознание». В этих работах Майер показал, что химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являются рав­ноценными.

Выводы Майера с недоверием были восприняты в на­учных кругах того времени как недостаточно обоснован­ные. Но опыты, проведенные одновременно и независимо от Майера английским исследователем Джеймсом Прескот­том Джоулем (1818-1889), подвели под идеи Майера прочную экспериментальную основу. Джоуль показал себя искусным и вдумчивым экспериментатором. На основе хорошо поставленного эксперимента он пришел к выводу, что теплоту можно создавать с помощью механической работы, используя магнитоэлектричество (электромагнит­ную индукцию), и эта теплота пропорциональна квадрату силы индуцированного тока. Вращая электромагнит ин­дукционной машины с помощью падающего груза, Джоуль определил соотношение между работой этого груза и теп­лотой, выделяемой в цепи.

Результаты, полученные в экспериментах, привели Джоуля к следующему обобщенному выводу: «… Во всех случаях, когда затрачивается механическая сила, получа­ется точное эквивалентное количество теплоты»20. В рабо­те «О тепловом эффекте магниэлектричества и механиче­ском эффекте теплоты» (1843 г.) Джоуль утверждал, что животная теплота возникает в результате химических пре­вращений в организме, т.е. фактически делал те же выво­ды, к которым несколько ранее пришел Майер.

В первой половине 40-х годов XIX века и некоторые другие ученые претендовали на приоритет в открытии за­кона сохранения и превращения энергии. Например, в том же 1843 году датский инженер Людвиг Август Кольдинг (1815-1888) доложил в Королевском Копенгагенском об­ществе о результатах своих опытов по определению отно­шения между механической работой и теплотой, которые позволили считать его одним из сооткрывателей указан­ного закона.

В отстаивании данного закона и его широком призна­нии в научном мире большую роль сыграл один из наибо­лее знаменитых физиков XIX века Герман Людвиг Ферди­нанд Гельмгольц (1821-1894). Будучи, подобно Майеру, врачом, Гельмгольц так же, как и он, пришел от физиоло­гии к закону сохранения энергии. Признавая приоритет Майера и Джоуля, Гельмгольц пошел дальше и увязал этот закон с принципом невозможности вечного двигателя.

Доказательство сохранения и превращения энергии утверждало идею единства, взаимосвязанности материаль­ного мира. Вся природа отныне предстала как непрерыв­ный процесс превращения универсального движения мате­рии из одной формы в другую.

Свой вклад в диалектизацию естествознания внесли и некоторые открытия в химии. К числу таковых относит­ся получение в 1828 году немецким химиком Фридрихом Вёлером (1800-1882) искусственного органического веще­ства — мочевины. Это открытие положило начало целому ряду синтезов органических соединений из исходных неор­ганических веществ. Антиметафизическая направленность формирующейся органической химии проявилась прежде всего в том, что эта отрасль науки положила начало раз­рушению представления об отсутствии связи, о полной не­зависимости двух огромных сфер природы — неорганиче­ской и органической. Как отмечал Ф. Энгельс, «благода­ря получению неорганическим путем таких химических соединений, которые до того времени порождались только в живом организме, было доказано, что законы химии име­ют ту же силу для органических тел, как и для неоргани­ческих, и была заполнена значительная часть той якобы навеки непреодолимой пропасти между неорганической и органической природой…»21.

Создание в 40-х годах XIX века учения о гомологии, т. е. закономерном изменении свойств органических соеди­нений в зависимости от их состава, также способствовало диалектизации естествознания, ибо укрепляло идею взаи­мосвязи и единства химических веществ.

Еще одним поистине эпохальным событием в хими­ческой науке, внесшим большой вклад в процесс диалек­тизации естествознания, стало открытие периодического закона химических элементов. 1 марта 1869 года выдаю­щийся ученый-химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) разослал русским и иностранным химикам сообщение, которое он озаглавил «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве». В этом сообщении было изложено великое открытие Мен­делеева: существует закономерная связь между химически­ми элементами, которая заключается в том, что свойства элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов. Качественные свойства элементов зависят

от их количественных свойств, причем это отношение ме­няется периодически, скачками. Обнаружив эту закономер­ную связь, Менделеев расположил элементы в естественную систему, в зависимости от их родства.

В результате появилась также возможность предвидеть свойства ряда новых, еще не открытых элементов, для ко­торых Д.И. Менделеев оставил в таблице пустые места. Первым элементом из предсказанных Менделеевым был элемент галлий, открытый в 1875 году. За этим последо­вали открытия и других элементов. В 1954 году был от­крыт «элемент 101», названный «менделеевиумом» в честь великого русского химика.

Из всего вышесказанного следует, что основополагаю­щие принципы диалектики — принцип развития и прин­цип всеобщей взаимосвязи — получили во второй полови­не XVIII и особенно в XIX веках мощное естественнона­учное обоснование.

Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 948 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Оставьте комментарий