Народные восстания в 17 веке таблица

Ответ оставил Гость

Ародные движения в XVII в.

Современники называли XVII век бунташным. Характерная черта этого времени – восстания в городах и на окраинах государства.

Причины народных выступлений:
Рост военных расходов, который заставляет правительство Алексея Михайловича вводить все новые формы податей.
Общее усиление контроля государства над обществом. Закрепощение крестьян.
Церковная реформа. Многие народные восстания стали частью раскольничьего движения.

В середине 1640-х гг. была введена высокая пошлина на соль, которая из-за этого резко выросла в цене. В 1647 г. правительство отказалось от соляной пошлины; тем не менее, в 1648 г. вспыхнул «Соляной бунт» , направленный против инициаторов ее введения: боярина Морозова, городского головы Шакловитого, думного дьячка Чистого, гостя (купца, занимающегося внешней торговлей) Василия Шорина и других. Бунт поддержали стрельцы, также пострадавшие от повышения цен на соль и давно не получавшие жалование. Застигнутое врасплох правительство выдало или казнило большинство ненавистных толпе деятелей.

В 1650 г. начинается восстание в Пскове. Оно было подавлено одним из соратников Алексея Михайловича боярином А. Л. Ординым-Нащекиным.

В 1662 г. правительство, испытывавшее острый недостаток в драгоценных металлах, попыталось заменить серебряную монету медной. Все свои платежи оно вело медными деньгами, а налоги собирало серебряными. Такая политика стала причиной «Медного бунта» В июле 1662 г. возбужденная толпа ворвалась в село Коломенское – летнюю резиденцию Алексея Михайловича, стрельцы с трудом справились с восставшими. Власть временно отказалась от выпуска медной монеты.

С середины XVII в. , в связи с поиском в южных районах беглых крестьян, осложнились отношения правительства с донским казачеством. Постоянные конфликты между ними привели к казачьему восстанию Степана Разина.

На первом этапе восстания (1669-1670 гг. – т. н. Поход за зипунами) – Разин совершает грабительские походы в Персию и нападает на торговые караваны. Разграбив западное побережье Каспийского моря, Разин вернулся в Астрахань с большой добычей и славой непобедимого вождя.

Весной 1670 г. начался второй этап восстания. Разин открыто выступил против царского правительства. Участие в его войске крестьян придало походу антикрепостнический характер, поэтому его с оговорками можно назвать крестьянской войной. Захватив в апреле Царицын, Разин в июне вернулся в Астрахань и провозгласил здесь свою власть. Летом 1670 г. на сторону Разина перешли Саратов и Самара, крестьянские волнения, таким образом, охватили огромную территорию. Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон где был схвачен и выдан властям богатыми (домовитыми) казаками. В 1671 г. Степан Разин был казнен в Москве.

Еще одним народным выступлением стало Соловецкое восстание 1667-1676 гг. – одна из самых ярких страниц истории Раскола. Носившее чисто антиреформенный характер, восстание было подавленно только после предательства одного из защитников Соловецкого монастыря.

На западном направлении стержнем внешней политики были отношения России с Речью Посполитой. При характеристике этого направления следует особо остановиться на освободительном антипольском движении под руководством Богдана Хмельницкого. Абитуриент должен показать значение присоединения Левобережной Украины к России.

На южном направлении Россия имела дело с Крымским ханством и Османской империей.

При изучении вопроса о присоединении Восточной Сибири к России необходимо уделить внимание фактам, связанным с освоением Сибири в XVII веке, подчеркнуть важную роль русских «землепроходцев» в открытии и заселении новых земель, в приобщении народов Сибири к русской культуре.

Соляной бунт, художник Эрнест Лисснер

  • Дата: 1 июня 1648 г. — февраль 1649 г.
  • Место: Москва, позже Сольвычегодск, Курск, Козлов и другие города.
  • Итог: волнения подавлены, был созван Земский собор, который в итоге принял Соборное уложение 1649 года.

Соляной бунт произошел в Москве в 1648 году. Основной причиной Соляного бунта являлась внутренняя политика правительства, а именно боярина Бориса Морозова. Практически все были недовольны существующим правительством: в стране росла конкуренция и налоги, нередко получало развитие самоуправство.

Правительство, видя недовольство масс, решило упростить налоговую политику. Некоторые налоги были заменены на косвенные. В 1645 году налоги резко возросли, особенно на товары первой необходимости, в числе которых была соль.

Бунташный век

Цена на соль поднялась насколько, что «простые смертные» уже не могли позволить себе ее покупку. Соль была основным консервантом, и увеличение налога затронула все слои населения. Особенно пострадали крестьяне и купцы, чей товар начал быстро портиться. Пошлина на ноль была отменена в 1647 году, однако волнения на этом не прекратились. Власть наоборот увеличила и вернула отменные прямые налоги, чтобы восполнить недостаток в казне.

Первой «инстанцией» народа стал царь. 1 июня 1648 года толпа возмущенных крестьян остановила карету Алексея Михайловича Романова и стала жаловаться на текущую политику государства и отдельных чиновников. Однако царь, выслушав толпу, двинулся дальше, не восприняв ее всерьез. Второе обращение к царю состоялось 2 июня 1648 года. Алексей Михайлович участвовал в торжестве, но несколько молодых людей все же пробились к нему и попросили освободить своих товарищей. Царь дал обещание разобраться в ситуации.

Несколько чиновников были отправлены к народу, которые «попытались» угрозами и неуважением решить конфликт. Народ, увидев это, взял в руки оружие. Результатом этого стал поджог Китай-города и белого города, пострадали также наиболее «популярные» в народе бояре. Также был убит инициатор налога на соль Назарий Чистой. В итоге Борис Морозов был отправлен в ссылку, но народные волнения продолжались вплоть до 1649 года. Лишь когда был создан Земский Собор, который отменил налоговые взыскания, народные волнения утихли.

ХЛЕБНЫЙ БУНТ В НОВГОРОДЕ И ПСКОВЕ.

1650

Восстание в Пскове началось в конце февраля 1650 года, когда в городе резко поднялись цены на хлеб. Это вызвало массовое недовольство горожан. В марте 1650 года началось восстание в Новгороде.

Участники — посадские люди, приборные чины- стрельцы, казаки, пушкари. В первые же дни восстания разграбили дворы богатых людей, в ходе восстания была упразднена воеводская власть. Центрами управления стали ЗЕМСКИЕ ИЗБЫ, в составе земских старост и “выборных” людей.

В Новгородевыборная власть проявить себя не успела, так как в середине апреля 1650 года город был занят правительственными войсками под командованием князя И.Н.Хованского.

Получив известие о сдаче Новгорода, псковичи начали укреплять город, не пустив отряд Хованского. Осада Пскова длилась 3 месяца. Требования восставших изложены в ЧЕЛОБИТНОЙ царю:

1)выдача жалования служилым людям в срок;

2)пресечение произвола воевод, дьяков;

В ответной грамоте царь написал о самодержавии, не допускавшем самовольные действия народа. Грамота не успокоила Псков, уже в мае-июне движение охватило псковские пригороды — Гдов, Изборск. Их воеводы были арестованы. Началось крестьянское движение, которое вместе со стрельцами и казаками напало на правительственные отряды. Для успокоения восстания был созван Земской Собор, который избирал делегацию в Псков.

В августе 1650 года восстание завершилось относительно мирно, воеводы и дворяне были выпущены на свободу.

«МЕДНЫЙ БУНТ» 1662.

МОСКВА

Изнурительные войны, которые вела в середине XVII века Россия, истощили казну. Болезненно ударила по экономике страны МОРОВАЯ ЯЗВА (1654-1655 гг.), унесены десятки тысяч жизней.

В поисках выхода из тяжелого финансового кризиса правительство с 1654 года взамен серебряной монеты по той же цене стало чеканить медную.

За 8 лет медных денег (в том числе фальшивых) было выпущено так много, что они совершенно обесценились. Летом 1662 года за один серебряный рубль давали 8 медных.Правительство собирало налоги серебром, а население получало жалование медными деньгами.

Рост цен на хлеб, другие продукты усугубились неурожаями 1660 и 1661 годов и голодом. Эти бедствия затронули широкие массы населения в городах, селах, в армии. Гарнизоны дальних северных городов, питавшихся привозным хлебом, вымирали от голода.

Июля 1662 г. вошел в историю как «Медный бунт» — кратковременное, продолжавшееся полдня восстание, которое по массовости и накалу борьбы стоит в ряду наиболее активных городских восстаний XVII века.

Москвичи, доведенные до нищеты голодом, дороговизной, обесцениванием денег, видели причину своих проблем в боярах. Поводом обращения к царю послужили «ВОРОВСКИЕ ЛИСТЫ», расклеенные на домах, церквях. В них содержались обвинения влиятельных в государстве лиц в измене. Начались погромы дворов дворян, купцов.

Народные восстания в Российской империи в ХVII–начале XX века. Инфографика

Восставшие двинулись в загородную резиденцию царя — село Коломенское.Царь Алексей Михайлович вышел к восставшим, требовавшим выдать бояр «на убиение».

Пока шли переговоры, посланный царем боярин Хованский тайно привел в Коломенскоеверные правительству войска, которые жестоко расправились с восставшими. Погибло 7 тысяч москвичей. В этих условиях правительство идет на уступки и прекращает чеканить медные деньги, которые вновь заменили серебром.

ПОХОД ВАСИЛИЯ УСА

1666

Одним из основных районов, куда шли беглые крестьяне, был Дон. Здесь, на южной границе России, действовал принцип: «с Дона выдачи нет». Там был особый уклад жизни: власть с выбранным атаманом.

Обороняя границу России, казаки часто ходили в успешные походы – «Походы за зипунами» против Крыма и Турции. Но после 1660года походы потеряли свое значение, так как турки и татары выстроили под Азовомкаменные башни и перегородили Дон цепями, закрыв выход в Азовское море. Объектом нападения казаков стало побережье Каспийского моря.

В июне 1666 года донской казак Василий Ус с отрядом в 700 человек выступил с намерением поступить на службу к царю, начав движение через Воронеж на Тулу. Пока казаки ждали решения царя, их отряд пополнялся крестьянами и холопами. Отряд вырос до 3 тысяч человек. С большим трудом царь вынудил Уса вернуться на Дон. Многие из участников похода Василия Уса впоследствии влились в повстанческую армию Степана Тимофеевича Разина.

Восстание Хлопко — восстание (бунт) крестьян под руководством Хлопко (Хлопко, Хлопок, Хлопа) в начале Смутного времени.
      Хлопко Косолап родился в 1567 году. Великий голод 1601 — 1603 годов породил нищету и брожения. Восстание сопровождалось массовыми побегами холопов и крестьян, которые объединялись в "разбойные" отряды в девятнадцати западных, центральных и южных уездах страны. Основные силы повстанцев направлялись к Москве, но были разбиты 9 сентября 1603 года царским войском под начальством окольничего И.Ф. Басманова, который в этом бою был убит. Сам Хлопко был тяжело ранен, захвачен и после тщательного расследования казнен в Москве. Часть восставших бежала на Украину. По указу царя Бориса Годунова было проведено тщательное расследование обстоятельств восстания, поскольку среди восставших находились слуги опальных бояр. Некоторые историки считают восстание Хлопко первым этапом крестьянской войны Болотникова.

***

      Восстание Хлопко.
      Название волости "Комарицкая" — было присвоено ей в то время, когда она находилась под властью литовских и польских королей, владевших ею с половины XIV и до конца ХVI века. Она была личным их имением, доходы с которого поступали в их собственную "комару", или камеру. Когда волость от Литвы перешла к Русскому государству, то она также попала в дворцовое ведомство. По утверждению Д. Святского, в состав Комарицкой волости, кроме Севского уезда, входила также большая часть Дмитриевского уезда Курской губернии до границы, идущей от Калиновки на Гремячее и Дмитриев, и часть Трубчевского уезда. Царь Борис был известен в Комарицкой волости под именем "свово барина", о котором непочтительно пелось в знаменитой "Комарицкой" песне о том, что его крепостной мужик "не хочет своему барину служить". Эта песня была создана, вероятно, во время больших народных восстаний, когда Комарицкая волость была враждебно настроена против Бориса и переполнена голодными бежавшими из центральных областей. К этому же периоду (начало XVII века) относится известие о том, что Борис особенно волновался за комарицкие земли и прилегавшие к ним украинские места, где был еще силен "дух литовский" как он выражался. Опасение его имело основание: под литовской властью население этих земель не было крепостным.
      Судя по тому, что Комарицкая волость давала государству для военных нужд "даточных людей", население ее составляли так называемые черные тягловые крестьяне. Кроме пахотной земли, они пользовались "сенными покосами", "дикими дубравами", "сосновым бором", промысловыми угодьями: "бобровыми гонами", "рыбными ловлями", "бортовыми ухожьями" (медом от диких пчел). К некрестьянским элементам Комарицкой волости и относились служилые люди "по прибору", входившие в состав гарнизона Севской крепости.
      С самого начала голода крестьяне и холопы стали собираться в отряды, нападать на земледельцев и проезжих купцов. В сентябре 1603 года вспыхнуло восстание, охватившее огромную территорию. Предводителем его был атаман Хлопко. Историк Севска и Комарицкой волости Д.О. Святский утверждает, что местом зарождения восстания Хлопко была Комарицкая волость. Известий о том, где родился предводитель восстания, не сохранилось. Его имя — Хлоп — для восставших было как знамя: оно собирало вокруг себя самых обиженных и угнетенных. В летописях о них сказано: "А идут с вогненным боем, живы в руки не даются". Насколько это восстание было опасным для правительства, видно из отношения к нему царя Бориса. Он многократно посылал войска, стремясь подавить восстание, специально собирал в Боярскую думу и заставил послать против "вора Хлопко воевод "со многою ратью" и своего окольничего (придворного) Басманова, который был убит восставшими в сражении под Москвой. На большую мощь восставших указывает и то, что они дошли от далекой окраины до самой столицы государства, сражались с большим войском, возглавляемым лучшим полководцем царя, и все же при жизни Хлопко побеждены не были. О самом Хлопко историк его времени, Смирнов, говорит, что он героически бился под Москвою, что его личное значение в восстании было, очевидно, очень велико, так как, пока он был жив, восставших не могли победить. Когда его казнили , то восставшие, не захваченные в плен, ушли на Украину.
      После подавления восстания Хлопко волнение в Севске продолжалось. Оно усилилось, когда осенью 1604 года началось вторжение ставленника польско-литовских интервентов авантюриста Лжедмитрия I , который рассчитывал использовать в своих интересах недовольство народных масс. Именно поэтому он двинулся через охваченную волнениями Северскую Украину. Отношение к Лжедмитрию I со стороны населения было неустойчивым и противоречивым, хотя на первых порах авантюристу удалось одержать ряд побед и привлечь массы на свою сторону. Скоро стало явным, что вместе с Лжедмитрием на Русскую землю вторглись враги — польско-литовские магнаты и шляхта.
      Новгород-Северскую крепость Лжедмитрий не взял. Поляки покинули его. Его нареченный тесть, пан Мнишек, отец Марины, уехал в Польшу вместе с поляками, думая, что все погибло. У Лжедмитрия осталось только 1500 поляков. Но к нему подошли 12000 казаков и сдался Путивль — самая важная крепость Северской земли. В Севск тайно привозились "подметные" грамоты самозванца, рассылаемые им по многим городам Северской Украины, встречавшие горячий отклик как в городе, так и в Комарицкой волости. 24 ноября 1604 года севчане схватили двух своих воевод, скованными отвезли их в Новгород-Северск к Лжедмитрию и известили его о "покорности города Севска со всею Комарицкою волостью". Вслед за Севском Рыльск и Кромы признали его государем. В Севске Лжедмитрий надеялся найти не только продовольствие, но и военные подкрепления. Сначала он всем станом расположился не в самом городе, а в Чемлыжском острожке, километрах в десяти от Севска. Из 15000 его войска главную силу составляли 12000 запорожских казаков. Кроме них, было 3 тысячи донских казаков, 500 конных и 400 пеших московских людей, сотня польской пехоты, 70 польских конных хоругвей (знамен). В Московском же войске насчитывалось от 60 до 70 тысяч человек. Годуновские воеводы не знали, где стоит Лжедмитрий и каковы его силы.
      Решающее сражение произошло у деревни Добрыничи 21 января 1605 года. В этом бою Лжедмитрий потерпел полное поражение. С поля битвы самозванец бежал в Севск. А.С. Пушкин в "Борисе Годунове" описывает именно эту ночь, которую Лжедмитрий провел в Севске. В крепости Севская к нему собрались остатки его войск, но их было так мало, что они не могли бы выдержать осады. Тогда с немногочисленным отрядом он ушел в Рыльск.
      Одержав победу, царь Борис Годунов приказал опустошить Комарицкую волость за поддержку, оказанную ее населением Лжедмитрию. Войско из нескольких тысяч конных татар, находившихся на службе у царя, напало на Комарицкую волость. Селения были разорены и сожжены, мужчины и старые женщины подвергнуты пыткам, затем убиты, а молодые женщины и дети уведены в рабство в Крым.

Комарицкая волость, В. Теличко, 1984 год.

***

      О Разорении Комарицкой волости царскими войсками в начале 1605 года.
      "… Пришедшие же тии послании в Комарицкую волость и начала яко траву жати или класие колосья зрелое и зеленое, от старец и до юных, не щадит и ни честные седины, ни красноцветущая юности, ни лепоты невест, ни матерея доящих младенец, но вкупе матери убиваем и со младенцы сулицами и мечи прободаем и, нами же младенцы от пазух материных отторгаемы, на копиях возницаемы, и о помост и о пороги и о стены за ноги емше убиваемы, красноцветущие девицы и жены поруганием великим поругающиеся и убивающе, и мужие честие различными муками. Что много глаголати! Всяк возврат человеческ и скот бессловесный мечу и огню передаши и здания их в прах и в пепел превратиша".

Разрядные записи за смутное время 1713-1721 годов,
С.А. Белокуров, 1906, с. 8.

***

      О разбойниках и о посылке против разбойников.
      Как и в древности, враг наш дьявол, не желая видеть род человеческий в добре, вложил в людей лукавство, которое именуется лихоимством, и многих людей ввел в пагубу. В то время умножились разбои в земле Русской так, что не только по пустынным местам проезду не было, но и под Москвой были разбои великие Царь же Борис, видя такое в земле нестроение и кровопролитие, много раз посылал (войска) на них (разбойников).

Народные движения “Бунташного века” (таблица и тест)

Они же, разбойники, как звери зубами своими скрежещут на человека, противились посланным (войскам), и ничего им не могли сделать. Они же, воры, в конец православных христиан рубили и грабили. У них же, воровских людей, (был) старейшина в разбойниках, именем Хлопко. Царь же Борис, слышав, что ничего им не (могли) сделать, сильно опечалился, и призвал к себе бояр, и возвестил им (об этом), и думал с ними, как тех разбойников переловить. Бояре же придумали послать на них воевод со многой ратью. Царь же Борис послал на них окольничего своего Ивана Федоровича Басманова, а с ним многую рать. Они же пошли и сошлись (с разбойниками) под Москвой. Разбойники же с ними бились, не щадя голов своих, и воеводу Ивана Федоровича Басманова убили. Ратные же, видя такую от них над собою погибель, что убили у них разбойники воеводу, начали с ними биться, не щадя живота своего, и едва смогли их, окаянных, осилить, и многих их перебили: они же живыми в руки не давались; а иных и живых взяли. И того же вора, их старейшину Хлопка, едва смогли живым взять, потому что (он) изнемог от многих ран; а иные (воры) ушли на Украину, и там их всех, воров, поймали, и всех повелел (царь) перевешать. Воеводу же Ивана Басманова повелел царь Борис похоронить честно у Троицы в Сергиевом монастыре.

***

      Грабежи по дорогам.
      В этом месяце сентябре крепостные холопы, принадлежавшие различным московским боярам и господам, частию возмутились, соединились вместе и начали грабить путешественников. От них дороги в Польшу и Ливонию сделались весьма опасными, и они укрывались в пустынях и лесах близ дорог; против них царь послал отважного молодого человека, Ивана Федоровича Басманова, и с ним примерно сотню лучших стрельцов, чтобы захватить тех воров, но те воры скоро проведали о том и подстерегли его (Басманова со стрельцами) на узкой дороге посреди леса, окружили и перестреляли почти всех бывших с ним, и царя весьма опечалило, что так случилось с таким доблестным витязем, и он повелел проявить рачение и тех разбойников изловить, а изловив, повесить всех на деревьях на тех же самых дорогах.

Извлечение из "Краткого известия о Московии в начале XVII века"
Исаака Массы. 1606 год.

Соляной бунт 1648 г.

Летом 1648 г. в Москве произошло восстание, получившее название «Соляной бунт». Причинами его стали:

— рост налогов и неудача налоговой реформы правительства Б. И. Морозова. Желая увеличить поступления в казну, «дядька» царя Алексея Михайловича в 1646 г. отменил ряд прямых налогов и ввел косвенный — увеличил цену на товар первой необходимости — соль, игравшую роль консерванта. Однако результат оказался крайне неожиданным: народ сократил ее потребление. Правительство, вынужденное восстановить старые цены на соль, стало собирать недоимки за два года;

— взяточничество и произвол властей как в центре, так и на местах, особенно при молодом царе Алексее Михайловиче, когда фактически страной правили его родственники (Б.И. Морозов, И.Д. Милославский и др.);

— возмущение служилых людей (в первую очередь помещиков) нежеланием правительства удовлетворять их социальные нужды;

— рост численности населения «белых слобод» за счет перетекания туда тяглых людей из «черных слобод», готовых потерять свою личную свободу ради спасения от налогового бремени. В итоге сумма налогов (тягла), раскладываемых на оставшихся, увеличивалась.

Поводом к восстанию послужил разгон стрельцами 1 июня 1648 г. толпы москвичей, пытавшихся подать царю челобитную грамоту. Вскоре толпа ворвалась в Кремль, а стрельцы, долгое время не получавшие жалованье, отказались выполнять приказы. Растерявшаяся власть была вынуждена пожертвовать наиболее ненавистными народу чиновниками: главой Земского приказа Л. Плещеевым и окольничим, возглавлявшим Пушкарский приказ, П.Траханиотовым. Б. И. Морозова царю удалось спасти. Главная уступка бунтовщикам заключалась в созыве Земского собора и разработке нового свода законов — Соборного Уложения 1649 г.

В 1662 г. в Москве вспыхнул Медный бунт, вызванный денежной реформой правительства.

Затянувшаяся русско-польская война опустошила казну, и власть пошла на чрезвычайные меры — выпуск медных денег, имевших хождение наряду с серебряными. Однако медь была доступным материалом, и изготовление фальшивых монет («воровских денег») приобрело массовый характер. Это привело к девальвации (обесцениванию денег), от которой особенно пострадали люди, получавшие денежное жалование, а также ремесленники и мелкие торговцы. Правительство платило медью, а налоги собирало серебром.

Летом 1662 г. восставшие москвичи двинулись на Коломенское, где жил в это время царь Алексей Михайлович с семьей и приближенными. Бунтовщики требовали, чтобы государь покарал «изменников» — боярина И.Д. Милославского и окольничего Ф.М. Ртищева, которых считали инициаторами финансовой реформы. Алексей Михайлович обещал «дать суд», но новая группа восставших, прибывшая к царскому дворцу, попыталась захватить ненавистных придворных силой. Тогда государь послал против бунтовщиков стрельцов и дворян.

В итоге выступление было жестоко подавлено, но правительство пошло на изъятие медных денег из обращения.

Восстание Степана Разина (1667-1671 гг.)

Установление крепостного права, рост налогового бремени, связанный с затянувшейся Русско-польской войной, недовольство религиозными реформами вызывали активное бегство людей в казачьи области. К 1660-м гг. это привело к резкому росту количества донских казаков и перенаселению Дона. Усиливающееся государство пыталось распространить свою власть на казаков, урезать и даже уничтожить их вольности. Казачество должно было приносить присягу государю, выдавать царским чиновникам беглых людей, что противоречило одному из главных традиционных принципов — «с Дона выдачи нет». Кроме того, жалование казакам регулярно не доплачивалось, сельским хозяйством им заниматься запрещалось, «дабы воинским промыслам помешки не было», а правительство лишило население Дона и последнего источника доходов, запретив грабить Крымское ханство (чтобы не спровоцировать войну с турецким султаном). Донские казачьи области охватил голод.

В 1666 г. донской атаман Василий Ус собрал голутвенных (бедных) казаков и двинулся в Москву — просить царевой службы. Однако к войску Уса в южных уездах России присоединялись крестьяне, начались погромы помещичьих имений, и этот поход принял черты восстания. Под Тулой казаки построили свою крепость. Тогда царь Алексей Михайлович послал против них войска. Не дожидаясь сражения, казаки, многие местные крестьяне и холопы ушли на Дон.

В 1667 — 1671 гг. социальное недовольство на Дону вылилось в другое, гораздо более крупное восстание под предводительством атамана Степана Тимофеевича (Стеньки) Разина.

Бунташный век – бунты 17 века

С весны 1667 г. — по весну 1668 г., Разин, собравший донскую голытьбу, грабил купеческие караваны в низовьях Волги и захватил Яицкий городок. Весной 1668 г. казачьи лодки вышли в Каспийское море, и до осени 1669 г. разинцы разоряли персидские побережья, разгромив посланный шахом флот. По возвращении Степан Разин повсеместно воспринимался как герой и «сулил вскоре освободить всех от ярма и рабства боярского».

Весной — летом 1670 гг. С. Разин захватил города среднего и нижнего Поволжья. Он действовал от имени царя Алексея Михайловича, кроме того на одном из судов разинцев якобы находился царевич «Алексей Алексеевич». В «прелестных письмах» атаман призывал всех простых людей присоединиться к нему, обещал установить повсюду свободные казацкие порядки. Наряду с казаками и русскими крестьянами в походе участвовали татары, чуваши, мордва и др. Население городов встречало Разина с триумфом или хотя бы с дружелюбием, открывая ворота. Сопротивление же оказывали воеводы с небольшими группами стрельцов. Но и над большими отрядами разинцы одерживали победы. Это поднимало их престиж. Восстание ширилось, охватывало огромную территорию, вовлекало новых людей. Поэтому напуганное правительство объявило мобилизацию столичного и провинциального дворянства.

4 октября 1670 г. Стенька Разин осадил Симбирск, он штурмовал крепость в течение месяца, но воевода боярин И.Б. Милославский с дворянским ополчением удержали город. 1 октября 1670 г. царский воевода князь Ю.Н. Барятинский разгромил разинцев под Симбирском. Разин бежал на Дон, чтобы собрать новое войско.

Однако домовитые казаки на Дону опасались, что если бунт не прекратится, царские войска уничтожат донское казачество полностью. Старшина принял решение захватить Разина и его ближайших сторонников. 14 апреля 1671 г. черкасские казаки сожгли Кагальницкий городок, где укрывался атаман. Степан Разин был передан царским войскам и 6 июня 1671 г. казнен на Красной площади.

Очаги восстания были уничтожены только к концу 1671 г.

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Краткий конспект на тему народные восстания в 17 веке срочно пожалуйста помогите пожалуйста

Согласно описанию профессора А. М. Панченко, 6 января 1681 года царь отправился с большим количеством народа на водоосвящение. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов. Одна из таких карикатур дошла до наших дней, на ней изображены патриархи Паисий Александрийский, Макарий Антиохийский, Никон, а также Павел Сарский и Подонский и Иларион Рязанский. Подписи гласили: «окаянный», «льстец», «баболюб», «сребролюбец», «продал Христа»[1].

Интерпретация восстания спорна, поскольку основывается исключительно на приведенном профессором Панченко тенденциозном «объявлении» Синода от 1725 г., которое было написано по поводу отобранной у московских старообрядцев иконы с ликом протопопа Аввакума с целью очернить последнего:

Долголетно седя в пустозерской земляной тюрьме, той безсовестный раскольник (Аввакум. — А. П.) утоля мздою караул, посылал ко единомысленным своим в Москву, котории во время царствования Феодора Алексеевича, пришествии его величества на иордань в день святаго Богоявления, безстыдно и воровски метали свитки богохульныя и царскому достоинству безчестныя. И в то же время, как татие, тайно вкрадучися в соборныя церкви, как церковныя ризы, так и гробы царския дехтем марали и сальныя свечи ставили, не умаляся ничим от святокрадцев и церковных татей. Сея вся злодеяния быша в Москве от раскольников наущением того же расколоначальника и слепаго вождя своего Аввакума. Он же сам, окаянный изверх, в то же время седя в вышеозначенном юдоле земляныя своея тюрьмы, на берестяных хартиях начертывал царския персоны и высокия духовныя предводители с хульными надписании, и толковании, коризнами.

Оставьте комментарий